На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Составляющие интеллектуальной организации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                 
 

                                         Курсовая работа на тему: 

           «Составляющие интеллектуальной организации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               
                                                    Оглавление.
Введение………………………………………………………………………………………………………
1. Теория организации.
   1.1. Исследования. Становление интеллектуальных организаций……………
    1.2. Наиболее важные факторы …………………………………………………………………
    1.3. Рынок услуг и материальных ресурсов………………………………………………
    1.4. Условия построения интеллектуальной организации………………………
    1.5. Структура и методы управления в интеллектуальной организации……
    1.6. Признаки интеллектуальной организации…………………………………………
    1.7. Примеры подготовки специалистов на заводах японских компаний…
    1.8. Управление знаниями в интеллектуальной организации…………………
2. Интеллектуальный  капитал.
    2.1. Три стадии превращений интеллектуального капитала………………
    2.2. Оценка результатов использования интеллектуального капитала………
    2.3. Оценка целесообразности инвестиций в интеллектуальный капитал…
3. Обучающиеся организации…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...……  

                                                     
                                                        Введение.
            В последнее десятилетие проведено много научно-технических, интеллектуальных, трудовых, психологических исследований, которые оказывают влияние на изменения в организациях. Результаты этих исследований позволяют с определенной долей вероятности предсказать основные черты, свойства и характер функционирования организаций вплоть до 2020 г. Одним из реальных прогнозов является возникновение у нас интеллектуальных организаций.
      Изменения в современной экономике сегодня значительно сместили акценты в активах организаций. Если в 60-е годы стоимость предприятия на 70% определялась ее материальными ценностями, то в настоящее время эту долю капитала составляют интеллектуальные активы, базирующиеся на знаниях сотрудников. Они являются основным фактором результативности работы фирм. Компании, в которых инвестиции в исследования и развитие начинают превышать вклады в основные фонды, становятся интеллектуальными. Специфическим прибавочным продуктом в такой организации являются новые знания, “производимые” переработкой уже имеющихся, их приращением и использованием.
     Важное  значение сегодня имеет процесс  повышения интеллектуального уровня компании. Организационный интеллект  – это способность фирмы целенаправленно  обрабатывать, интерпретировать, цифровать, манипулировать знаниями и иметь  к ним доступ для повышения  адаптационного потенциала во внешней  среде.
     Цель  данного исследования – изучить составляющие интеллектуальной организации, раскрыть и понять её структуру.
                           
                                   1. Теория организации.
1.1. Исследования. Становление интеллектуальных организаций.
Исследование  широкого круга научно-технических, интеллектуальных, трудовых и иных факторов, оказывающих воздействие  на изменение организационных систем, позволяет в определенной мере предвидеть их основные черты, свойства и характер функционирования в предстоящие  десятилетия. Одной из таких разновидностей является интеллектуальная организация.
В исследованиях  специалистов по управлению отмечается, что интеллектуальная организация  будет формироваться из большого числа мелких взаимодействующих  предприятий по принципу скорее "свободного общества", чем "тоталитарного  государства". По своей природе  такие организации должны быть полностью  плюралистическими, т. е. допускающими столкновение конкурирующих точек  зрения и борьбу соперничающих поставщиков, что отличает их от затратных организаций, широко практикующих административный контроль. Рассматривая права работников такой организации, ученые в области  управления прежде всего называют свободу  слова, право свободной коммуникации с другими работниками независимо от их ранга и границ структурных  подразделений. Такого рода новые организационные  формы будут в большей степени  опираться на рабочие группы, ориентированные  на результат, а не на правила, на выбор, а не команды, поступающие сверху. Рабочие группы будут формироваться  вокруг предпринимательской идеи: стремиться к построению оптимальной формы  управления предприятием и созданию потока взаимозаменяемых ценностей. Они  могут быть относительно независимыми от иерархии, поскольку их деятельность является существенным вкладом в  процесс обслуживания потребителей.
Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход  от административного контроля и  координации к прямой ответственности  и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих  из равных по рангу людей. В любых  организациях исполнителям необходим, с одной стороны, высокий уровень  индивидуальной и групповой автономии  для стимулирования их личной инициативы. С другой же стороны, они нуждаются  в широких связях внутри группы и  вне ее, чтобы иметь необходимую  информацию для принятия решений.
                                 1.2. Наиболее важные факторы.
Наиболее  важные факторы, определяющие интеллектуальную организацию, взаимосвязаны. Вот почему во взаимоотношениях любого плана следует  одновременно учитывать необходимость  как свободы, так и взаимозависимости. Интеллект наиболее эффективен, если имеется надежная информация. Бюрократические  организации, не доверяющие компетентности и доброй воле своих сотрудников, нередко утаивают от них информацию. Сотрудники же, которым отказывают в информации, становятся безразличными  к успехам организации, потому что  им не хватает сведений для разумного  выбора решения. Руководство интеллектуальной организации информирует сотрудников  по следующим вопросам: полный финансовый отчет; текущие мероприятия по эффективности труда; потребности и пожелания потребителей; доля фирмы на рынке и информация о конкуренции; стратегия организации; соотношение стратегии с местными приоритетами; показатели качества; данные об удовлетворении запросов потребителя; новая продукция и услуги, находящиеся в разработке; загрязнение окружающей среды, отходы и стоимость использованной энергии (ресурсов).
Открытость  управленческой информации - это только предпосылка. Информационный поток  от руководства усиливается информационным потоком, связанным с общением равных по рангу сотрудников и взаимодействием  всех подразделений организации. Свободный  поток информации, необходимый для  формирования интеллектуального потенциала организации, не возникнет, если уровни иерархической лестницы сохраняют  право блокировать доступ к информации. По этой причине сотрудникам организации  должны быть гарантированы права  обмена информацией друг с другом и свободного перемещения для  сбора необходимой информации. Если сотрудники не имеют права высказываться  и обсуждать вопросы со своими коллегами и партнерами, система  перестает отвечать реальности, совершает  грубейшие и дорогостоящие ошибки.
Важно исходить из того, что работа в современных  условиях не может выполняться механически. Люди должны иметь право локального, децентрализованного принятия решений. В интеллектуальной организации  каждый работник использует личный интеллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решать, как выполнять  работу, и должен иметь возможность  проявить свой талант, знания и опыт. В определенном смысле фактически вся  работа, основанная на знаниях, заключается  в том, чтобы сделать выбор - где  найти информацию, какие методы применить, какому источнику информации можно  доверять. Человек без свободы  действий не может применить в  полной мере свою интуицию, разум или  опыт. Без свободы выбора и принятия совместных решений, без права действовать  на основании этих решений рабочие  группы также оказываются непродуктивными. Не имея гарантированных прав, группы оказываются в ситуации, когда  бюрократия и руководители постепенно захватывают контроль над каждым аспектом деятельности. Таким образом, интеллектуальные организации защищают свободу предпринимательства каждого участника, создавая системы, в которых работники знают, что необходимо делать, всегда смогут найти способ добиться исполнения необходимого.
Выбор, который  делается рядовыми работниками, включая  то, за какими лидерами идти, какие проекты  поддерживать и какие связи и  взаимоотношения помогут им выполнить  работу, создает структуру неформальных связей внутри организации. Считается, что подобные права и свободы  станут фундаментом интеллектуальной организации будущего, где наряду с высоким уровнем исполнения и взаимоотношении развивается  ответственность и стремление к  обучению. Самоуправление внутри групп  и коллективов обеспечивает постоянную обратную связь, информирующую о  последствиях предпринятых действий. Если работники будут знать о  последствиях своих действий, они  будут извлекать из этого уроки  и становиться более ответственными.
                       1.3. Рынок услуг и материальных ресурсов.
Внутри крупной  децентрализованной организации рынок  услуг и материальных ресурсов формируется  так, что каждая группа может выполнять  свои производственные обязанности  различными способами, выбирая, где  покупать материальные ресурсы (внутри организации или вне ее) и как  обслуживать внутреннего и внешнего потребителя. При таком подходе  организация и успешность деятельности системы свободного интрапренерства  зависят не от корпоративной бюрократии, а от платежеспособного спроса потребителей. Источником власти здесь является не управленческая иерархия, а внешние  потребители. В центре внимания находится  благосостояние внутренних потребителей в организации, а не соподчиненных  руководителей.
Свободные рынки, однако, не возникают сами по себе. Подобные системы должны создаваться  в течение длительного времени, прежде чем будут достигнуты ощутимые положительные результаты. Организациям требуется время на практическое развитие, чтобы свободное интрапренерство  стало более эффективным. Внутри организаций необходимы новые системы  бухгалтерского учета, охватывающие всех участников закупок и продаж на "внутреннем рынке". Рынки функционируют неэффективно, если нет выбора продавцов и потребителей. Постоянно в поле зрения должно быть решение вопросов о том, как можно  разукрупнить внутреннюю бюрократическую  монополию, выделить более мелких независимых  поставщиков, обеспечить внутри организации  достаточный уровень свободы. Важно  и то, каким образом вовлечь  каждого работника в систему  обучения и соучастия, вооружить  его знанием того, как свободный  рынок и свобода предпринимательства  внутри корпораций и некоммерческих организаций могут приносить  пользу.
     1.4. Условия построения интеллектуальной организации.
Обобщение накопленного опыта позволяет выявить  ключевые условия деятельности интеллектуальной организации. Данные условия взаимозависимы: пользование преимуществами высокой  степени свободы и правами  осуществляется наряду с устойчивой общностью и разумной управляемостью. Важнейшие из этих условий приводятся в табл. 37.1.
Таблица 37.1. Условия построения интеллектуальной организации
Свобода выбора
Общая ответственность
Широкий доступ к информации Свобода предпринимательства 
Либерализация рабочих групп
Равенство и разнообразие
Система добровольного обучения Демократическое  самоуправление
Ограниченное  корпоративное управление
Три условия, обозначенные в таблице под рубрикой "Свобода выбора", создают благоприятные  предпосылки для работы открытых систем, свободных личностей и  групп. Другие три условия, приведенные  в колонке "Общая ответственность", помогают создать среду, в которой  свободный выбор одного работника  или их группы воздействует на общие  интересы. Последняя строка таблицы  представляет собой систему организационного управления, в которой роль и полномочия центра ограничены. Важное значение для  разработки навыков принятия участниками  организации ответственных решений  имеет широкий доступ к информации - к знанию того, что происходит, предоставление каждому работнику прав на определенные действия Свобода предпринимательства  высвобождает новаторскую энергию  отдельных личностей и групп  для того, чтобы бросить вызов  сложившейся неблагоприятной ситуации.
                     1.5. Структура и методы управления в ИО.
Рабочие группы формируются вокруг предпринимательской  идеи: построение оптимальной формы  управления предприятием и создание потока взаимозаменяемых ценностей.
Не распоряжения высших менеджеров, а решения работников среднего и нижнего уровней управления, которые свободно выбирают способы  координации работы группы в организации, делают ее дееспособной и адаптированной. Такие гибкие системы требуют новых форм дисциплины труда и контроля с широким вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными, а какие являются неэффективными. Этим системам также нужны гарантии того, что свобода выбора не будет ограничена, чтобы каждый работник мог проявить на практике свой талант, навыки и интеллект.
В реальных условиях управления важно изначально сосредоточить внимание на следующих  приоритетах:
    ·         накопление и распределение знания внутри организации;
    ·         применение стратегического подхода к инновациям, мотивации и стимулированию.
Существует  несколько важных стратегических решений, которые влияют на использование  и накопление знаний и оказывают  непосредственное воздействие на повышение  производительности труда.
Известная консультационная компания McKinsey дает здесь следующие рекомендации:
1. Стратегии,  в основе которых лежат знания, должны начинаться не со знаний, а со стратегии. Компания обязана  знать, какого рода ценности  она намерена создавать, кому  они предназначены. Только в  этом случае она способна объединить  ресурсы знаний таким образом,  чтобы создать совершенно новый  продукт.
2. Стратегии,  основанные на знании, не являются  таковыми до тех пор, пока  они не объединены с традиционными  методами производства. Если знание  не связано с измеряемыми методами  усовершенствований в работе, в  том числе с улучшениями в  производстве самого дешевого  товара, то оно не будет востребовано.
3. Реализация  стратегии на основе знания  – это не управление знаниями. Это подготовка работников со  знаниями. Люди неохотно будут  делиться знаниями с коллегами,  если культура организации не  поддерживает обучение, кооперацию  и открытость.
                        1.6. Признаки интеллектуальной организации. 
 
1. Производимый компанией продукт – интеллектуальный, в нем максимально проявляется компонент мыслительной деятельности людей на всех этапах производства. Работа над его созданием удовлетворяет духовные потребности персонала.  
 
2. Творчество вытесняет рутинную работу. В создании интеллектуального продукта значительную часть занимают те виды деятельности, которые относятся непосредственно к стадии обслуживания:

    создание нового продукта, инжиниринг;
    маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок;
    транспортировка, логистика;
    информационное обеспечение процесса производства;
    управление финансовыми активами;
    организация бухгалтерского учета, аудит.
Производство  в такой компании – это во многом деятельность ума, т.е. преимущественно  нематериальное воздействие со стороны  инженеров, конструкторов, программистов, дизайнеров, художников, специалистов по сбыту, маркетингу – в зависимости  от сферы деятельности компании.  
 
3. Рыночная стоимость организации превышает бухгалтерскую оценку основных фондов, материальных и финансовых средств. Эта разница формируется за счет ее интеллектуальных активов:

    новизны и перспективности предлагаемых продуктов или услуг;
    их соответствия потребностям рынка;
    предполагаемой прибыли от патентов;
    торговой марки (престижа);
    контроля над бизнесом;
    взаимоотношений с потребителями.
По мнению экспертов, превышение рыночной оценки стоимости над бухгалтерской  должно быть многократным и носить стабильный характер, не подверженный эпизодическим рыночным перекосам. Одни считают, что интеллектуальный капитал обычно в 3-4 раза превышает  стоимость материальных средств  производства и финансов. Другие определяют это соотношение следующим образом: от 5:1 до 16:1. Например, такая крупная  корпорация, как Microsoft, рыночная капитализация  которой составляет сотни миллиардов долларов, имеет на своем балансе  материальные фонды стоимостью лишь в несколько миллиардов долларов. 
В то же время  отсутствие на балансе компании значительного  количества материальных ресурсов в  виде основных фондов и оборотных  средств, используемых в процессе производственной деятельности, не является принципиальным, поскольку современная интеллектуальная компания может привлекать ресурсы  со стороны.  
 
4. Размер инвестиций, направляемых на исследования и разработки, превышает объем вложений в основные фонды. Интеллектуальная компания получает основной доход от использования умственных способностей сотрудников.  
 
5. Организационная культура обладает следующими особенностями:

    компания становится предпринимательским и творческим местом работы;
    люди, готовые рисковать, считаются лидерами;
    приветствуется экспериментирование и новаторство;
    в долгосрочной перспективе фирма планирует рост и приобретение новых ресурсов;
    успех означает производство/предоставление новых, уникальных продуктов, услуг;
    компания стремится к лидерству на своем рынке;
    поощряется личная инициатива сотрудников.
6. Самообучаемость  – один из важнейших признаков  интеллектуальной организации, который  означает создание условий для  постоянного развития индивидуального  мастерства всех работников и  в результате – совершенствование  компании. Ее конкурентное преимущество  состоит в способности сотрудников  обучаться, т. е. не только  накапливать знания, но и осознанно  их использовать. Это возможно  в работе либо над совместным  проектом с самообучением его  участников, либо над собственным  проектом каждого сотрудника  с последующим групповым анализом  промежуточных и конечных результатов.  
 
7. Интеллектуальная активность является основным и определяющим компонентом деятельности работников. Знания доступны всем, но сосредотачиваются они лишь у относительно узкого круга людей. Неотъемлемым условием для развития интеллектуальной активности является достаточно высокий уровень знаний и общей культуры, сформированная система ценностей, нравственных установок. Самомотивация сотрудника, инициативность, способность взяться за работу и довести ее до конца, а также контролировать страх неудачи играют более значимую роль, нежели просто мыслительные способности. Стимулирование труда в организации, в которой сотрудники интеллектуально активны, основано на реализации их потребностей в творчестве, самоактуализации. 

8. Управление  знаниями – основная функция  менеджмента интеллектуальной организации.  На высоком уровне развития  она характеризуется как lean-организация*, т. е. “совершенная”, “не имеющая  ничего лишнего” для достижения  максимальной эффективности.
1.7. Примеры подготовки специалистов на заводах японских компаний. 

Фирма “Мицубиси  дэнки” является комплексным изготовителем  электрооборудования широкого ассортимента: от спутников до бытовых приборов. С 1983 г. в ней действует система  подготовки технических специалистов для передовых разработок под  названием “технологическая школа”. К ее созданию фирму побудили:
    стремительный научно-технический прогресс (тенденция к электронизации всей фирмы);
    интеграция техники;
    изменение производственной структуры (главным образом автоматизация заводского оборудования и внедрение гибких производственных систем);
    изменение инфраструктуры предприятия (переход от “зрелых” изделий к перспективным).
Учащиеся  в “технологической школе” в течение  года проходят программу, общей продолжительностью 600 ч, затрачивая на это одну неделю каждый месяц. Курс проводится два раза в год (с октября и апреля), ежегодно обучаются в общей сложности 40 человек (около 5% технических специалистов). Подготовка рассчитана на высокообразованных специалистов (в возрасте около 30 лет, имеющих примерно пятилетний опыт работы), уровень знаний которых может  позволить им в ближайшем будущем  играть ведущую роль в выполнении технических разработок. Эти сотрудники рекомендуются к обучению директорами  заводов. Курс проводится в главном  центре подготовки фирмы, находящийся  в Кобэ. Он включает 12 фундаментальных  дисциплин, необходимых всем учащимся. Кроме того, изучаются специальные  предметы в зависимости от сферы  деятельности работников.  
 
В компании “Хитачи” существует следующая система подготовки технических специалистов: со всех заводов этой фирмы в Японии ежегодно отбираются 80 человек (по 20 – на каждый из четырех курсов) для обучения, которое длится полтора года. Программа включает несколько дисциплин. Каждые две недели учащиеся на два дня приезжают в центр технической подготовки в Токио. Уровень преподавания соответствует аспирантуре.

 
       1.8. Управление знаниями в интеллектуальной организации. 
 
Огромную роль в процессе создания интеллектуальной организации играет “внутрифирменный трансфер знаний”, возможный в тех случаях, когда получатель информации обладает принципиально схожим пониманием предмета, что и ее источник. Именно разногласия во взглядах сторон часто являются причиной разной интерпретации и искажений содержания знания. Кроме того, могут возникать затруднения при передаче сведений с индивидуального на коллективный уровень. 
 
“Внутрифирменный трансфер знаний” реализуется в трех фазах:

    инициирование;
    движение (поток);
    интеграция.
Фаза  инициирования характеризуется наличием намерений, воли и целей у отдельных сотрудников предприятия или их групп. Четко поставленные задачи помогают мобилизовать персонал, выявить направление необходимых усилий. На данном этапе необходима поддержка руководства фирмы.  
 
Фаза движения (потока) означает перемещение знания между участниками процесса. Здесь роль играют личные контакты, а также совместные мероприятия, в т. ч. неформальные, встречи, визиты, ротация рабочих мест и обмен персоналом. Свое влияние оказывают также корпоративная культура, традиции, сложившиеся в компании.  
 
В фазе интеграции получатель передаваемого знания должен уметь использовать его на основе личного опыта, внедрив в свою базу знаний (см. Рисунок). Кроме того, его интеграция должна происходить и на организационном уровне. Без реализации этого этапа “трансфер знаний” не может считаться завершенным.  
 
В перспективе успех предприятия все сильнее будет зависеть от способности генерировать новые знания и осуществлять их “внутрифирменный трансфер”.  
 
  
 
Рис. Формула ускоренного прироста информации и знания  
 
Для успешного создания интеллектуальной организации необходимы:
    инициатива и поддержка на всех этапах руководством компании (внедрение должно происходить решением сверху);
    предварительное согласование идеи с линейными и функциональными начальниками;
    вовлеченность максимального числа заинтересованных работников;
    соответствие процесса создания интеллектуальной организации бизнес-плану компании;
    принципиально новый подход к управлению: менеджер в таких организациях должен быть наставником, учителем, консультантом.
                                             2. Интеллектуальный капитал.            2.1. Три стадии превращений интеллектуального капитала. 

Успехи в  освоении интеллектуального капитала России связаны с решением проблемы эффективного управления:
    созданием и преумножением интеллектуального потенциала организаций;
    использованием интеллектуального капитала при создании инновационной продукции;
    процессом инвестирования всего цикла превращений интеллектуального капитала.
Для решения  этой проблемы целесообразно интеллектуальный капитал организации рассматривать как одну из составных частей накопленных ею благ и, следовательно, как часть ее капитала. В этом случае в круговороте превращений капитала участвует и интеллектуальный капитал, проходя следующие три стадии превращений капитала. При этом на первой стадии происходит превращение денежной формы в интеллектуальные элементы производительного капитала:
    производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной и другими видами интеллектуальной деятельности с их знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний;
    с использованием знаний и навыков в результате интеллектуального труда разрабатываются инновационные идеи и создаются предметы интеллектуального труда — объекты интеллектуальной собственности (на этой стадии могут приобретаться права на использование этих объектов, владельцами которых являются сторонние организации).
Кроме того, деньги используются также на увеличение созданного интеллектуального потенциала:
    на обучение и переподготовку специалистов, в результате чего увеличивается объем знаний специалистов, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки;
    на повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологии коллективной работы;
    на мотивацию интеллектуального труда, повышение творческой активности, совершенствование бизнес-технологий и т.п.
На второй стадии превращений интеллектуальные элементы капитала обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Вложенные в инновационную продукцию предметы интеллектуального труда предопределяют качество продукции. Интеллектуальный капитал в этом процессе выступает в роли интеллектуального инструментария (орудия интеллектуального труда) и в то же время является предметом интеллектуального труда (объекты интеллектуальной собственности, которые создаются и внедряются в инновационную продукцию посредством интеллектуального инструментария).
Интеллектуальный  капитал внедряется в продукцию  на всех этапах ее создания: в материалах, из которых производится продукция, в комплектующих элементах, в  станках, оснастке и инструментах, которые  используются в производственном цикле, в упаковке и т.д. Вложенный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает стоимость, и  чем выше уровень достигнутого качества, тем больше величина созданной стоимости.
На третьей  стадии кругооборота капитала продукция  становится товаром и из товарной формы капитал превращается в  денежную форму. Реализуемый товар  имеет рыночную стоимость, которая  определяется материальной и интеллектуальной составляющими. Через интеллектуальную составляющую стоимости продукции  реализуется интеллектуальный капитал, превращаясь в денежную форму.
Интеллектуальный  капитал участвует в образовании  товарной формы капитала также маркетинговыми активами, и прежде всего имиджем фирмы, ее товарным знаком, что также обеспечивает создание стоимости. Чем более известна фирма и чем шире ее клиентская база и связи, тем большая величина стоимости может быть реализована в товаре. Потребитель, приобретая товар на рынке, платит не только за его качество, но и за уверенность в том, что декларируемое тит не только за его качество, но и за уверенность в том, что декларируемое требуемое качество товара достигнуто в процессе создания продукции.
На этой стадии могут быть реализованы и  объекты интеллектуальной собственности  посредством как заключения лицензионных договоров на производство созданных  брендов, так и прямой продажи  прав на владение объектами интеллектуальной собственности.
На вырученные деньги (при правильной организации  бизнеса) производится преумножение интеллектуального  капитала с переходом вновь на первую стадию превращения капитала. Схема постоянного движения и  преобразований интеллектуального  капитала представлена на рис.

Рис. Схема движения и  преобразований интеллектуального  капитала организации
Управление  ИК должно обеспечить его постоянное движение и преобразования по рассмотренной  замкнутой схеме. Отсутствие одной  из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального  потенциала любой организации. Созданный  однажды и нереализуемый в  дальнейшем интеллектуальный капитал  становится мертвым грузом, балластом  неоправданных расходов и неокупившихся  инвестиций.
Для управления движением ИК в замкнутом цикле  через три стадии его превращений  необходимы количественные показатели для оценки:
    на первой стадии — уровня достигнутого интеллектуального потенциала организации, определяющего эффективность сделанных инвестиций в создание и преумножение ИК;
    на второй стадии — эффективности использования ИК в создании инновационной и интеллектуальной продукции;
    на третьей стадии — целесообразной величины инвестиций на дальнейшее преумножение интеллектуального капитала и мотивации повышения интеллектуального потенциала организации.
Предложенный  в количественный показатель — стоимостная  оценка интеллектуального потенциала организации, на наш взгляд, достаточно удобен для постановки и решения  задач управления ИК на первой стадии его превращений. Этот показатель учитывает  изменения всех составляющих интеллектуального  капитала организации.
Для управления ИК на второй и третьей стадиях  какие-либо количественные показатели до настоящего времени не были разработаны, в то время как необходимо производить  оценки:
    результатов использования интеллектуального капитала при создании интеллектуальной составляющей инновационной продукции;
    целесообразных объемов инвестиций в цикле превращений ИК.
                       2.2. Оценка результатов использования ИК. 

Интеллектуальный  капитал, как это показано на схеме (рис.), на второй стадии превращений  обеспечивает создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции  — ее качества. При этом под качеством  следует понимать совокупность свойств  продукции (услуг), определяющих ее пригодность  к применению . Соответственно продукция  более высокого качества имеет большую  ценность на потребительском рынке, так как более полно удовлетворяет  общественные потребности за счет приданных  этой продукции свойств. Большая  ценность предопределяет и большую  стоимость продукции с более  высоким качеством. Все это является результатом использования интеллектуального  капитала, который на второй стадии превращений выступает в роли интеллектуальных элементов производительного капитала.
Таким образом, для оценки результатов использования  ИК в создании инновационной продукции  необходимо оценить долю стоимости  интеллектуальной составляющей в общей  стоимости этой продукции, т.е. оценить  стоимость качества, стоимость тех  потребительских свойств продукции, которые были ей приданы в процессе создания и которые сделали продукцию  инновационной.
Затратный подход к такой оценке не может  быть продуктивен, так как большие  затраты могут быть не эффективно использованы при совершенствовании  продукции. В таких случаях говорят: гора родила мышь. В то же время блестящая  инновационная идея и соответствующее  этой идеи техническое решение могут  с минимальными затратами обеспечить создание бренда, востребованного потребительским  рынком. Полученный прирост качества приведет к приросту стоимости усовершенствованной  продукции. Величину прироста стоимости  продукции определяет потребитель  совместно с продавцом, исходя из заинтересованности и возможностей потребителя и интересов производителя  инновационной продукции. При этом продавец будет стремиться получить за товар столько, сколько позволит покрыть как все финансовые затраты  производителя, так и свои собственные, а также получить с потребителя  за качество продукции. Потребитель  будет оплачивать приобретаемую  продукцию по имеющимся возможностям.
В этом случае рыночную стоимость Ср продукции  следует определять в виде:
Ср = Зс + Ск ,
 
где 
Зс—сумма всех видов затрат на создание и реализацию единицы продукции;
Ск—рыночная стоимость качества продукции.
Массовый  потребитель является лучшим экспертом  для оценки качества продукции в  условиях рыночной экономики. Поэтому  полученная от такой экспертной группы оценка с высокой достоверностью позволяет установить стоимость  качества продукции, а следовательно, и долю интеллектуальной составляющей в стоимости продукции (Dи):
Dи  = (Ср - Зс) / Ср .
Этот показатель Dи следует применять для оценки эффективности использования интеллектуального  капитала конкретной организации, создавшей  определенную инновацию.
В качестве усредненного по отрасли промышленного  производства показателя эффективности  использования интеллектуального  капитала удобнее употреблять значение роялти (R), которое определяет величину отчислений от выручки, получаемой лицензиатом  от реализации производимой в соответствии с лицензионным договором продукции. Действительно, эти отчисления получает лицензиар, который разработал и  внедрил бренд, используя свой интеллектуальный капитал. Именно за это он и должен получать долю от выручки лицензиата.
Второй статьей  доходов от использования интеллектуального  капитала организации является прямая реализация создаваемой интеллектуальной собственности в виде передачи прав на использование этой собственности  полностью или частично (по лицензионному  договору). В этих случаях интеллектуальная собственность выступает в качестве интеллектуальной продукции, произведенной на второй стадии превращений интеллектуального капитала.
Ассортимент этой интеллектуальной продукции составляют:
    объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.п.);
    объекты авторского права (программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем, произведения науки и т.п.);
    ноу-хау (неопубликованные объекты промышленной собственности и авторского права, техническая и коммерческая документация по организации и проведению инновационных мероприятий при реализации новых технических решений и другая подобная документация).
Объекты промышленной собственности и авторского права  становятся товаром на рынке интеллектуальной продукции с момента оформления патентов и авторских свидетельств, обеспечивающих владельцам этих объектов права на эксклюзивное их использование.
Ноу-хау, являясь  также товаром на рынке интеллектуальной продукции, не имеет правового закрепления  за владельцами этого вида собственности. В связи с этим передача ноу-хау (за соответствующее вознаграждение) производится чаще всего при оформлении лицензионных договоров на право  производства патентованной продукции. В этом случае ноу-хау содержится в технической документации, в  рекомендациях лицензиара лицензиату по организации работ, в передаваемом в процессе обучения персонала опыте  организации работ при производстве лицензионной продукции и т.п.
В перечисленных  и в других вариантах реализации интеллектуальной продукции на рынке  происходит передача собственности  новым владельцам. Для оценки результатов  реализации этого вида продукции  естественно использовать получаемую от продаж прибыль.
Следует заметить, что первый путь реализации интеллектуального  капитала — прямая продажа интеллектуальной собственности — имеет негативную сторону. Такая реализация ИК ведет  к снижению интеллектуального потенциала организации, если продажа интеллектуальной собственности производится не в  рамках лицензионного договора. Поэтому  продажа патентов и свидетельств целесообразна лишь в случаях, когда  организация не в состоянии самостоятельно реализовать имеющийся интеллектуальный капитал в собственной инновационной  продукции.
2.3. Оценка целесообразности инвестиций в интеллектуальный капитал. 

В идеальном  случае часть доходов, получаемых на третьей стадии превращений интеллектуального  капитала, должна использоваться для  наращивания, преумножения интеллектуального  потенциала организации, чтобы обеспечить постоянное движение и превращения  ИК, как показано на схеме (рис.). Каковы же должны быть целесообразные инвестиции в новые разработки, которые обеспечат  успешное развитие интеллектуально-инновационной  деятельности организации, позволят повысить ее интеллектуальный потенциал и  эффективно реализовывать все новые  и новые объекты интеллектуальной собственности?
Прежде всего  необходимо определиться с тем, в  каких организациях и отраслях производства выгоднее инвестировать наращивание  интеллектуального капитала. Это  можно сделать на основании анализа  показателя эффективности использования интеллектуального капитала . Чем больше величина этого показателя, тем очевиднее целесообразность инвестирования интеллектуально-инновационной деятельности организации, тем выгоднее вкладывать деньги в увеличение ее интеллектуального потенциала. Для отраслей промышленного производства таким показателем является значение роялти (R). Величины этих показателей характеризуют возможности рынка, возможности потребителей продукции оплачивать достигаемое при ее совершенствовании качество, а следовательно, и использованный интеллектуальный капитал.
Так как  показатель эффективности использования  интеллектуального капитала является функцией двух переменных — рыночной стоимости продукции Ср и суммы всех затрат на создание и реализацию единицы продукции Зс, то инвестиции в интеллектуальный капитал организации будут более выгодны там, где выпускается:
    более дорогая продукция, например авиация и космос, вооружение всех видов, радиоэлектроника и т.п.;
    продукция, для которой затраты на производство и реализацию незначительны относительно ее рыночной стоимости, например информационные технологии (затраты на изготовление и продажу носителей информации существенно ниже стоимости тех программных продуктов, которые на них записываются);
    продукция с большими объемами реализации, например, многие бытовые приборы, современное медицинское оборудование, системы связи и т.д.;
    продукция отраслей промышленного производства с большими значениями величины роялти, например самолетостроение и космос, вооружение, станкостроение, судостроение, электроника и т.д.
В связи  с тем что реально инвестируются  конкретные проекты, для преумножения интеллектуального капитала при  переходе с третьей стадии его  развитие на первую стадию следующего цикла инвестируемая организация  должна выдвигать проект создания будущей  инновации. Величина инвестиций в этом случае зависит от той прибыли, которую  предполагается получить от реализации инновационной продукции. При этом долю вложений в преумножение интеллектуального  капитала от общей величины инвестиций проекта следует определять величиной  роялти. Кроме того, мотивация интеллектуального  труда и вложения в развитие корпоративной  культуры, повышение квалификации, обучение и переподготовку специалистов на этой стадии развития интеллектуального  капитала должны определяться полученными  организацией доходами от реализации созданной инновационной и интеллектуальной продукции с учетом значения показателя эффективности использования интеллектуального  капитала .
                              3. Обучающие организации.
В теории организации  и на практике организационное обучение рассматривается как непрерывный  источник создания конкурентных преимуществ  компании, как их стратегия постоянного  обновления методов и повышения  эффективности всех видов деятельности.
Исследования  продолжительности жизни корпораций позволяют определить общие характеристики для компаний с долгосрочной деятельностью. Выявлено, что эти долгожители  корпоративного мира являются обладателями четырех общих черт, а именно:
* адаптивности  к внешней среде (и ее потенциальным  изменениям), что определяет их  способность к обучению;
* высокой  степени сплоченности персонала  и идентичности культуры организации,  что непосредственно влияет на  способность компании создавать  свои ценности, которые являются  ее фундаментом;
* толерантности  к новым или противоположным  идеям и видам деятельности (что  часто ведет к децентрализации  управления), обеспечивающей открытость  обучения и объективную оценку  общего состояния внешней среды  организации;
* консервативного  финансирования как сдерживающего  фактора рисковых инвестиций  корпорации.
Продолжительное процветание фирмы, по-видимому, тесно  связано с организационной способностью эффективно и продуманно управлять  собственным развитием. Фирмы с  указанными выше характеристиками ("живые  компании") имеют более продолжительный  жизненный период. Те же организации, которые делают упор только на увеличение доходов акционеров, имеют меньше возможностей для долгосрочного  выживания. Они получили название "экономических  компаний".
На основе исследований последнего времени в  литературе описаны внутриорганизационные  условия, делающие обучение работников затруднительным. К таким условиям относятся: привычная деятельность оператора, инженерные стандарты, административная культура, основывающаяся на устоявшихся  представлениях о технологии управленческой деятельности. Теорией организационного обучения предложено пять дисциплин, овладение  которыми призвано преодолеть недостатки в стереотипах мышления, знаниях и умениях персонала. Эти дисциплины взаимосвязаны, дополняют друг друга, каждая из них влияет на позитивное действие всех остальных. Речь идет о следующих дисциплинах (условиях) достижения главных целей обучения работников.
1. Системное  мышление. Предпринимательство и  другая человеческая деятельность  являются системами. Они охватывают  взаимосвязанные действия, оказывающие  влияние друг на друга. Обычно  же люди концентрируют внимание  на изолированных деталях системы.  Основное представление о мире  является чрезвычайно интуитивным.  Системы же мышления являются  концептуальными структурами, охватывают  объем знаний и технологий, познанных  в течение ряда лет. Эти знания  должны составить целостное представление  о процессах и явлениях, понять, как их изменить наиболее эффективно.
2. Личное  мастерство. Оно предполагает определенный  уровень профессионализма. Люди  с высоким уровнем личного  мастерства способны постоянно  реализовывать то, что для них  наиболее значимо.
На самом  деле они подходят к жизни так  же, как художник подходит к произведению искусства. Это происходит потому, что  они связывают себя с пожизненным  обучением. Интересы повышения уровня личного мастерства стимулируют  постоянное углубление личного видения, сосредоточенности усилии, развитие терпения и объективного понимания  реальности. Краеугольным камнем обучающейся  организации является изучение духовного  фундамента организации. Готовность и  способность к обучению организации  в целом не может быть выше, чем  у членов самой организации. Корни  этого условия лежат в традициях  практически всех стран.
Однако не все организации поощряют людей  к развитию. В результате остаются неиспользованными огромные ресурсы. Наряду с этим имеется много работников, не привыкших постоянно развивать  личное мастерство. Дисциплина личного  мастерства начинается с выявления  ценностных ориентиров работника и  их соответствия целям организации. Вот почему следует постоянно  заниматься связями между личным и организационным обучением, разнообразными связями между личностью и  организацией, а также моральным  климатом на предприятиях.
3. Ментальная  модель. Это глубоко укоренившиеся  в сознании понятия, обобщения  или даже картины и образы, которые действуют на то, как  мы воспринимаем мир и действуем.  Очень часто люди не осознают, как относятся к ментальным  моделям или к тому влиянию,  которое они оказывают на поведение.  Ментальные модели того, какое  поведение допустимо в различных  управленческих структурах, являются  не менее глубоко укоренившимися. Многие понятия о новых рынках  или об организационной деятельности  не могут быть использованы  практически, потому что они  вступают в конфликт с укоренившимися  ментальными моделями.
Работа с  ментальными моделями начинается с  воссоздания внутренних картин мира, их тщательного и внимательного  изучения. Сюда также входят способности  вести "обучающие" разговоры, которые  снимают многие вопросы, когда люди наглядно демонстрируют свое мышление и делают его открытым для влияния  других.
4. Создание  общего видения. На протяжении  всей истории развития организаций  их вдохновляло воссоздание общей  картины будущего, к которому  организация стремилась. Трудно  представить организацию, не имеющую целей, ценностей и задач, которые бы не разделялись всеми ее членами. Слишком часто общее видение организации связывается с харизмой ее лидера или с каким-либо кризисом, который мобилизует каждого работника. Но все же большая часть работников склонна следовать возвышенной цели не только во время кризиса, но и во все другие времена. Практика общего видения включает умение воспроизводить общие "картины будущего", которые усиливают участие работников в процессе.
5. Групповое  обучение. Известно, что группы могут  обучаться в спорте, в искусстве,  в науке и даже в предпринимательской  деятельности. Есть удивительные  примеры, когда знания группы  превосходят индивидуальные знания  и группы демонстрируют экстраординарные  возможности для скоординированных  действий. Когда группы действительно  обучаются, они не только показывают  чрезвычайно высокие результаты, но и отдельные индивидуумы  развиваются быстрее, чем это  могло произойти в другой ситуации. Дисциплина группового обучения  начинается с диалога, с проявления  способностей членов команды  войти в состояние совместного  мышления. Групповое обучение является  жизненно важным, поскольку именно  группы, а не отдельные личности  являются основной обучающейся  единицей в современных организациях.
Содержательный  анализ
Содержательный  анализ является более уточненным инструментом при "разработке программы будущего" и может быть определен как  способ прогнозирования. Он включает всесторонний мониторинг средств информации, точное определение, разработку курса и оценку важных проблем и тенденций. Подобная информация собирается в отчетах в удобной форме. Анализ может производиться сотрудниками данной или внешней организации. Акценты исследования, глубина анализа и масштабы распространения информации могут широко варьироваться в зависимости от того, для чего предназначена эта информация Децентрализованное стратегическое планирование, анализ сценариев, совместные предприятия и стратегические союзы, повышение квалификации руководящих работников вне организации, метод Дельфи и анализ влияния факторов используются главным образом как обучающие способы прогнозирования
Новые организации - совместные предприятия и стратегические союзы - руководствуются общей целью, используя для помощи специалистов и подразделения материнской  организации Традиционные программы  повышения квалификации руководящих  работников вне организации играют здесь незначительную роль В последнее  время программы повышения квалификации руководящих работников превращаются в обучающие способы прогнозирования, когда компании посылают целые группы руководителей работать над специфическими организационными проблемами.
Современным организациям требуется гораздо  более высокий уровень творческого  планирования, действенные и полезные знания о новой продукции и  новых процессах, повышение степени  согласования совместных действий с  долгосрочными обязательствами  и понимание необходимости решения  сложных проблем. Для этого необходимы, в свою очередь, подготовленные работники, которые открыто высказывают  свое мнение, ценят знания и наилучшие  решения, стремятся объединить усилия для общей творческой работы.
                                                       
                                                    Заключение.
. Демократическое  самоуправление в широком смысле  подразумевает возможность каждого  работника участвовать в формировании  и осуществлении задач организации  и в принятии концепции, определяющей  направление развития организации  и ее структурных звеньев. В  идеальном варианте все члены  организации должны сознавать,  что они способствуют регулированию  деятельности организации, выполняя  ее цели и задачи.
Центральное правление интеллектуальной организации  имеет свои ограничения, потому что  роль центра заключается не в том, чтобы руководить интрапренерами, призванными  выполнять задачу организации, и  не в том, чтобы контролировать рабочие  группы. Роль центра, скорее, заключается  в создании условий, позволяющих  работникам формировать эффективные  коллективы. Функции правления интеллектуальной организацией среднего масштаба состоят  в создании необходимых норм и  правил работы, разработке и внедрении  стандартов бухгалтерского учета, наблюдении за работой и обеспечении качества, ожидаемого внешними потребителями.
                                              
 
 
 
 

                                                 Список литературы.
      Б.З. Мильнер. Теория организации.-М.:ИНФРА-М,1999.-№3,с.5-11
      Интернет-источник: http://otiss.ru/txts/07_08/SK07_08_69.htm
      Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика : учебное пособие. М.: Дашков и К, 2004,508 с.
      Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999,408 с.
      Фон Крог Г., Кёне М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4,с.4-7.
      Хант Р., Базан Т . Как создать интеллектуальную организацию. М.: ИНФРА-М, 2002,230с.
      Селезнев Е.Н., Финансовый менеджмент №6, 2005,144с.
 
 
 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.