На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рыночная экономика: основные принципы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Рыночная экономика: основные принципы.
 Введение 1
Используемая  литература 33 Список литературы Используемая литература
1. Касаткин В.В.  Общая экономическая теория: учебник/Касаткин  В.В, - 3-е издание доп. и перер.  – М: КНОРУС, 2007- 509с
2. Комарова О.В.  Основы экономической теории Учебник.- М.: «ЮНИТА-ДАНА», 2006. – 658 с.
3. Корогодина  И. Т. Общая экономическая теория: Учеб. пособие/Под ред. И. Т.  Корогодина. - 2-е изд., перераб. и  доп. - ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 392 с
4. Курс экономической  теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с
5. Тимошенко П.Л.. Экономическая теория: Учебное пособие. - 4-е изд., пер. и доп. М.: ЮНИТА, 2005. -454 с. Выдержка из работы 1. Сущность рыночного механизма
Функционирование  каждого из рынков, имеющих свои особенности, осуществляется посредством  рыночного механизма. Рыночный механизм - такая форма организации производства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения основных проблем экономики, - какие товары должны быть произведены, в каком количестве, как их производить и для кого они создаются, кто будет их потреблять. Как же решаются эти вопросы посредством рынка?
Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырех его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Спрос - это то количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене и в определенное время. Спрос покупателей выступает как платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Спрос не тождествен потребности. Если у человека нет денег, чтобы купить товар, то при существующей потребности в нем товар нельзя купить. Предложение - это то количество товаров, которое продавцы могут и желают продать по определенной цене и за определенное время. Цена является денежной оценкой товара. Конкуренция выражает соперничество на рынке за лучшие условия производства и сбыта продукции, за лучшие товары и цены. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизмов регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.
Рыночная система  предполагает свободу предпринимательства  и выбора, т.е. производитель производит и продает то, что считает целесообразным, а потребители покупают то, что  они предпочитают. Поскольку продавцов много, они конкурируют между собой, что усиливает свободу выбора товара для покупателя и заставляет производителя ориентировать свое производство на удовлетворение потребностей тех, кто купит его товар. 

Основной принцип  рыночной экономики заключается в том, что свободная игра спроса и предложения стимулирует производство тех товаров, которые необходимы потребителю (т.е. устанавливает диктат потребителя над производителем). В силу этого механизм функционирования рынка существенно отличается от того, который существует в плановой экономике, где установлен диктат производителя над потребителем. 

В концентрированной  форме рыночный механизм проявляется  через цены. Производится то, что  дает наибольшую прибыль. Никто не желает производить товары, которые приносят убытки. Если затраты на производство высоки, но товар пользуется спросом, то цены на него растут, обеспечивая получение прибыли. При одинаковой рыночной цене происходит расширение производства той продукции, которая требует наименьших затрат, и наоборот. 

В рыночной системе  все имеет свою цену - каждый товар, каждая услуга и т.д. Каждый продавец имеет доход от продажи своего товара и использует его, в свою очередь, для покупки того, что ему необходимо. Если есть повышенный спрос на какой-то продукт, то продавцы повышают на него цены (чтобы нормировать ограниченное потребление). Высокая цена побуждает производить большее количество данного товара. С другой стороны, если другого товара окажется на рынке больше, чем люди хотят купить, то продавцы, желая избавиться от его запасов, должны снизить его цену. По низким ценам продажа пойдет активнее, а вот производители в этом случае не будут заинтересованы в его производстве в таком количестве. Объем предложения товаров сократится, соотношение спроса и предложения восстановится. Аналогичный механизм характерен не только для товарных, но и других видов рынков. 

Рыночный механизм проявляется в материальных, финансовых, информационных и других связях с  многочисленными субъектами рыночной экономики. Эти связи нельзя установить по приказу, команде, распоряжению. Можно выработать и поддерживать только общие правила, нормы организационно-экономического и правового поведения субъектов, которые вступают друг с другом в рыночные отношения.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют, и их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Спрос неразрывно связан с предложением, и оба зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
При единой для  всех рынков основе механизм рыночных отношений имеет свою специфику  на отдельных видах рынков (например, в зависимости от объекта продаж, в роли которого выступают товары, ценные бумаги или услуги труда). 

2. Роль принципа  «невидимой руки» в экономике 

Рыночный механизм сообщает желание потребителей предприятиям-производителям. А удовлетворить эти желания  наилучшим образом заставляет конкуренция. При увеличении спроса растут цены, и это служит сигналом для производителей о том, что общество требует большее количество этого продукта и его производство сулит выгоду. В сферу производства данного товара устремляются производители, которые вступают между собой в конкурентную борьбу. Тем самым одновременно вызывается и расширение производства, и понижение цены до уровня, соответствующего затратам на производство (сверх этого цены уже не растут из-за притока в отрасль конкурентов). Дополнительная информация Курсовая написана 12 шрифтом. 

Введение
Главной проблемой  микросоциологии можно считать  вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям. Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ  на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
-Диспозиционная  структура личности (Уильям Томас,  Флориан Знанецкий).
-Я-концепция,  Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик  Эрикссон)
-Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
В рамках микросоциологии  рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.
1. Понятие личности  в социологии
Существовало  и существует немало попыток систематизировать социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном . Он выделил четыре основных подхода.
Первый подход и вытекающая из него социологическая  традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждении при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).
Огюста Конта (1798-1857) считают основателем позитивистской социологии. Основной труд Конта «Курс  позитивной философии» в 6 томах был  опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества .
Личность как  субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю .
В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое  существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с  животными, а позже стал самой могущественной силой?
Между тем тот  факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа»  не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.
Итак, понятие  «личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то естьакцент делается на социальном начале. Личность — целостность  социальных свойств человека, продукт  общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Выдержка из работы:
Многие психологи  и социологи подчеркивают, что  процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.
Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.
На этапе детства число агентов социализации постоянно растет. существенно меняется программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.
На юношеском  этапе (13-19 лет) - на этом «сложном», «трудном», «переходном» периоде своей жизни - подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть параллельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.
На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.
Главное на данной стадии социализации - приобретение и  освоение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано  с серьезными переменами в жизни человека. Тогда может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потребность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для «переходных обществ», каким является в настоящее время Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у индивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устройства.
Завершается процесс  социализации на этапе старости, которая  нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.
 

 

Экономическая теория: Учебник для  вузов. 3-е изд.
Добрынин  Александр Иванович, Тарасевич Леонид Степанович  
 

 ГЛАВА 6 

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРA
6.1. Теоретические  основы становления рыночных отношений.
6.2. Элементы  рыночной экономики. Принципы  функционирования 
6.3. Формирование  рыночного механизма. Проблемы  редкости 
6.4. Структура,  виды, сегментация рынков 
6.5. Границы рыночных  отношений. Теоремы А. Смита  и Р. Коуза 
6.6. Спотовый  и срочный рынки
6.7. Модели рыночной  экономики 
6.1. Теоретические  основы становления рыночных  отношений. Инфраструктура и функции  рынка 

Экономические связи обеспечивают движение продуктов  от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями - с другой.
Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной  стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой - порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.
В чем заключается  их содержание? При раскрытии сущности рыночных отношений надо иметь в виду, что в экономической литературе приводятся разнообразные определения. Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.
В современной  неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). "Рынок - это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". (Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. Т. 2. С. 6). В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.
Английский экономист  У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного  критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между  продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Основной недостаток приведенных определений состоит  в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.
При выявлении  сущности рыночных отношений нужно  исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
 отношения,  связанные с арендой предприятий  и других структур экономики,  когда взаимосвязь между двумя  субъектами осуществляется на  рыночной основе;
 обменные  процессы совместных предприятий  с зарубежными фирмами; 
 процесс найма  и использования рабочей силы  через биржу труда; 
 кредитные  отношения при выдаче кредитов  под определенный процент; 
 процесс функционирования  рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. 

Рынок функционирует  при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие  условия хозяйствования, которые  сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.
В настоящее  время эти ограничения формально  ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.
В этой связи  актуальное значение приобретает выбор  условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
реализация многообразных  форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При  осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;
демократизация  производства при сохранении государственных  регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм "развивается сам по себе" (Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1992. Т. 1. С. 198);
 создание  рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок. 

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных  с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.
Сущность рынка  наиболее полно проявляется в  его функциях. К важнейшим функциям относятся:
 функция саморегулирования  товарного производства. Она проявляется  в том, что при росте спроса  на товар производители расширяют  масштабы своего производства  и повышают цены. В результате  производство начинает сокращаться; 
 стимулирующая  функция. При понижении цен  производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности  снижения издержек путем внедрения  новой техники, технологии, совершенствования  организации труда; 
 функция установления  общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
 регулирующая  функция. С помощью рынка устанавливаются  основные микро- и макропропорции  в экономике, в производстве  и обмене;
 функция демократизации  хозяйственной жизни, реализации  принципов самоуправления. С помощью  рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
6.2. Элементы  рыночной экономики. Принципы  функционирования 

Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим  элементом рыночной экономики выступают  производители и потребители. Они  формируются в процессе общественного  разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализиции и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.
Вторым элементом  рыночной экономики выступает экономическая  обособленность, которая обусловлена  частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.
Третий важнейший  элемент рыночной экономики - цены. Они - предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.
Четвертым центральным  звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в  виде потребности в товарах. Потребители  могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Пятый элемент  рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли  и на этой основе расширение масштабов  производства. Конкуренция выступает  в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию "невидимой рукой" рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.
Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.
6.3. Формирование  рыночного механизма. Проблемы  редкости 

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:
 маржинального  (предельного) анализа; 
 издержек  альтернативного выбора;
 экономической  рациональности. 

На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которое  решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляются плавно. Это обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спроса. В условиях совершенного рынка, когда имеет место большой и регулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов, каждый из них занимает бесконечно малый удельный вес. Маржинальный подход как бы обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний спроса и предложения; поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями и потребителями.
Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант, который дает хотя и минимальный, но гарантированный доход. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.
Принцип экономической  рациональности основывается на сопоставлении  выгод и издержек. Рациональный выбор  осуществляется из меняющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный  доход в минимально допустимую величину прибыли. Критерий рациональности определяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся максимизировать прибыль, а потребители - максимально улучшить свое благосостояние при ограниченном использовании капиталов.
Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяет достигнуть равновесного состояния, которое является центральной проблемой рыночного механизма, основывающегося на использовании двух противоположных сил - спроса и предложения, с одной стороны, и рыночных цен - с другой.
Проблема редкости является важнейшим условием рыночной экономики. Понятие "редкость" многими  экономистами используется в качестве важнейшего методологического положения  при обосновании полезности товара. В частности, в теории предельной полезности понятие "редкость" выступает в качестве основополагающего момента и рассматривается как физическая реальность, не требующая каких-либо пояснений. Исследование проблемы редкости позволяет в определенной мере обосновать дефицитность отдельных благ.
Представители классической школы Д. Рикардо и  А. Смит понятие "ред- кость" связывали  со стоимостью. Они отмечали, что  редкость наряду с количе-ством труда  является важнейшим фактором, определяющим стоимость товара. В современной  теории рыночных отношений понятие "редкость" подверглось определенной трансформации. Если прежде редкость связывалась с природными и социальными (как это делал Д. Рикардо при определении стоимости антиквар- ных изделий) факторами, то в современных условиях она связывается с временными параметрами функционирования рынка. Новое благо, пользующееся повышенным спросом, не может быть произведено мгновенно и полностью удовлетворить возникшие потребности. Для этого требуется определенное время. Отсюда делается вывод, что степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества данных благ.
6.4. Структура,  виды, сегментация рынков 

Рынок имеет  сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
 формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
 структурой  товаропроизводителей (государственные,  арендные, кооперативные, частные  предприятия, предприятия индивидуальной  трудовой деятельности), которая  зависит от удельного веса  в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
 особенностями  сферы товарного обращения; 
 уровнем приватизации  и разгосударствления структурных  подразделений хозяйства; 
 видами торговли, используемыми в стране. 

Эти особенности  накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало  более 40 тыс. государственных предприятий  в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условиях такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществляться лишь через рыночные методы хозяйствования.
По структуре  рынки можно подразделить по следующим  критериям:
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
 рынки благ  и услуг; 
 рынки средств  производства;
 рынки научно-технических  разработок;
 рынки ценных  бумаг; 
 рынки рабочей  силы.
 Многообразие  рынков предопределяет коренное  изменение всей системы взаимодействия  предприятий, переход к реализации  товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера  купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
 Рынки можно  классифицировать по товарным группам:
 рынки товаров  производственного назначения;
 товаров народного  потребления; продовольственных  товаров; 
 рынки сырья  и материалов и т. д.
 Так, на  рынке сельскохозяйственного сырья  формируется фонд сельхозпродуктов  для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.
 Образование  рынков по пространственному  признаку представляет собой  рынки:
 внутрирегиональные;
 межрегиональные; 
 республиканские; 
 межреспубликанские;
 международные  (мировые).
 Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
 По степени  ограничения конкуренции различают:
 монопольный; 
 олигопольный;
 межотраслевые  рынки.
 По видам  субъектов рыночных отношений  рынки могут подразделяться на:
 рынки оптовой  торговли, когда в качестве покупателей  и продавцов выступают предприятия  и организации; 
 рынки розничной  торговли, когда покупателями выступают  отдельные граждане;
 рынки государственных  закупок сельхозпродукции, когда  покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплек- сы и т. д.
 Оптовая торговля  существует в двух видах. 
Первый вид - установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка.
Второй вид  оптовой торговли - коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.
Переход к оптовой  торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:
 обоснованной  системе цен, учитывающей соотношение  спроса и предложения; 
 создании  развитой инфраструктуры рынка  (складские помещения, базы, транспортное  обслуживание и т. п.).
С учетом соблюдения законности в экономике рынки  делятся на:
 легальные,  официальные; 
 нелегальные  "теневые", "черные" и т.  д.
 Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.
Рынки товаров  и услуг. В эту группу включаются рынки:
 товаров потребительского  назначения - продовольственные и  непродовольственные товары;
 рынки услуг  - бытовые, транспортные, коммунальные;
 рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
 Рынки факторов  производства. В их состав входят:
 рынки недвижимости;
 орудий труда; 
 сырья и  материалов;
 энергетических  ресурсов;
 полезных  ископаемых.
 Финансовые  рынки. Это:
 рынки капиталов,  т. е. инвестиционные рынки;
 кредитные  рынки; 
 рынки ценных  бумаг, представленные акциями,  облигациями, опционами, варантами,  фьючерсными контрактами и др.;
 валютно-денежные  рынки.
 Рынки интеллектуального  продукта - инновации, изобретения,  информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей  силы. Они представляют собой экономическую  форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует  в соответствии с законами рыночной экономики.
Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки. 

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного  товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка - это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:
 Географические:
 по регионам - Север, Центрально-Черноземный  район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
 по административному  делению - республика, край, область,  район, город; 
 по плотности  населения - город, пригород, сельская местность;
 по климатическим  условиям - умеренно-континентальный,  континентальный, субтропический, морской.
 Демографические:
 группировка  населения по возрасту;
 по полу;
 размеру семьи; 
 по уровню  дохода;
 по профессиональному  составу - научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
 по уровню  образования; по религиозной принадлежности;
 по национальному  составу.
Психографические:
 группировка  населения по социальному составу - с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
 по стилю  жизни - богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
 по личным  качествам - амбициозные, авторитарные, импульсивные.
 Поведенческие: 
 приобретение  товаров носит случайный характер;
 поиск выгод  при покупке товаров - изделия  высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
 статус постоянного  клиента; степень нуждаемости  в продукте - нужен постоянно,  нужен время от времени; 
 эмоциональное  отношение к продукции - положительное, безразличное, негативное.
6.5. Границы рыночных  отношений. Теоремы А. Смита  и Р. Коуза 

В теории рынка  важное значение имеет установление границ действия рыночных отношений. При  рассмотрении этого вопроса определяющим условием является формирование издержек в сфере обмена. Потери, связанные с реализацией и потреблением товаров в рыночных условиях, К. Маркс называл чистыми издержками. В западной экономической литературе издержки в сфере обмена получили название: "трансакционные издержки". Это понятие ввел американский экономист Р. Коуз. Д. Норт выделил основные типы трансакционных издержек:
 издержки, связанные  с поиском информации о рынках  и складывающихся на них условий  движения товаров и услуг; 
 издержки  по определению условий и оформлению сделок;
 издержки  по выявлению качества товаров,  затрат на разработку системы  стандартов, на охрану фирменных  знаков;
 издержки  по защите правового режима  с помощью юридической системы; 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.