Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночне струрутуры в российской экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 
    Представленная работа посвящена теме «Рыночные структуры в российской экономике».
    Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
    Тема  «Рыночные структуры в российской экономике» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Рыночные структуры в российской экономике».
    Вопросам  исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Рыночные структуры в российской экономике». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
    Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Рыночные структуры в российской экономике» определяют несомненную новизну данного исследования.
    Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Рыночные структуры в российской экономике» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем  тематики данного исследования.
    Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом к теме «Рыночные структуры в российской экономике» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
    Теоретическое значение изучения проблемы «Рыночные структуры в российской экономике» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
    Целью исследования является изучение темы «Рыночные структуры в российской экономике» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
    В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
    изучить теоретические основы рыночных структур в российской экономике;
    проанализировать динамику российского рынка соков;
    выявить основные проблемы развития российского рынка соков и предложить пути их решения, а также рассмотреть перспективы его развития.
    Объектом  исследования является рассмотрение отдельных  вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
    Предметом данного исследования является анализ условий «Рыночные структуры  в российской экономике».
    Для полноценного изучения темы «Рыночные  структуры в российской экономике» необходимо сначала исследовать  теоретические аспекты, что представлено в первой части, затем провести анализ рыночных структур на примере конкретного рынка – российского рынка соков, рассмотреть проблемы данного рынка и пути их преодоления, а также перспектив его развития.
    В первой (теоретической) части подробно дается описание термина рыночная структура, рассматриваются факторы, оказывающие влияние на  рыночные структуры. Во второй (практической) части приведен анализ российского рынка соков. В третьей части определены причины возникновения проблем развития данного рынка и выработаны возможные пути их решения.
    Информационной  базой для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Рыночные структуры в российской экономике», справочная литература, прочие актуальные источники информации, материалы Госкомстата Российской Федерации, Интернет.
 

    1 Характеристика  рыночных структур
    1.1 Понятие и типы рыночных структур
    Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. По сути дела понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.
    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Существует множество ее определений  и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция - это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке.
    Конкуренция является важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики, её главной движущей силой.
    Именно  конкуренция способствует прогрессу  рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, и надо стремиться делать ее совершенной. В этой связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил и рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных ранках.
    Конкуренция - это экономическое соперничество  хозяйствующих субъектов (участников экономики) за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция позволяет обеспечить наиболее эффективное распределение экономических ресурсов, количество которых в любом обществе ограничено.
    Конкуренция стимулирует деятельность участников экономики, побуждая их к уменьшению издержек производства, улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ее ассортимента, снижению цен. Другими словами, конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихийный метод выбора оптимального хозяйственного решения.
    Обычно  выделяют следующие четыре типа рыночных структур (модели рынка): совершенная (свободная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
    Характеристика  типов рыночных структур при сопоставлении  с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная  конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.[2]
    1.1.1  Характеристика типов рыночных структур по продавцу
      1.1.1.1 Совершенная (свободная) конкуренция
    Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция может быть совершенной и несовершенной.
    Совершенной или свободной конкуренция является тогда, когда ни один из продавцов  или покупателей на рынке не может  существенно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренции практически не существует.
    Несовершенной называется конкуренция, при которой  отдельные продавцы или покупатели способны существенно влиять на цену товара.
    Совершенная конкуренция была господствующей в прошлом. Она предполагает соблюдение ряда обязательных условий:
    Невозможность продавца или покупателя влиять на цену.
    Возможность свободного перелива труда и капитала между отраслями.
    Устойчивость денежного обращения.
    Стандартность производимой продукции.
    Свободное вступление и выход из отрасли.
    Открытость экономики мировому рынку.
    Доступность необходимой информации для каждого участника рынка.
    Строго  говоря, все эти условия в полной мере никогда не соблюдались, и свободная  конкуренция это скорее теоретическая модель, чем реально существующий тип рынка.
    Тем не менее, у свободной конкуренции  существует много достоинств и мало недостатков, что делает её наиболее желательной для общества.
    В условиях совершенной конкуренции  рынок без помех выполняет  свои регулирующие функции. Поэтому складывается оптимальная система пропорций. Совершенная конкуренция обеспечивает максимальное использование производственных возможностей. Поскольку предприятия не могут при этой форме повышать цены, их стратегия состоит в наращивании объёма и снижении издержек. А поскольку свободная конкуренция всегда ценовая, то она обеспечивает самые низкие цены из всех возможных типов конкуренции. При свободной конкуренции не тормозится технический прогресс, происходит интенсивное о6новление участников.
    Есть  у совершенной конкуренции и  недостатки: так как преобладает  мелкий капитал, он не всегда может  браться за крупные инвестиционные проекты. Ещё серьёзнее следующий  недостаток - свободная конкуренция  имеет тенденцию порождать концентрацию производства и монополии. Отсюда нео6ходимость постоянно следить за негативными явлениями. Но поскольку совершенная конкуренция предполагает очень 6ольшое число участников, практически это требование довольно сложно реализовать.
    Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:
    Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
    Однородность продукции разных предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.
    Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
    Равный доступ ко всем видам информации «информационная прозрачность рынка». Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.
    Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат.
    Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
    Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы.
    Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).[3]
 
    1.1.1.2 Чистая монополия
    На  противоположном полюсе по отношению  к совершенной конкуренции находится  монополия.
    Монополия (от греческого monos - один + poleo - продаю) - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
    Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. У  чистой монополии нет продавцов-соперников, поэтому фирма монополист имеет возможность повлиять на цену. Доступ других фирм на монополизированный рынок не возможен из-за наличия барьеров. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, исключительные права, полученные от правительства, большие размеры капитала и т. д.
    Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
    Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей.
    Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление  в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
    Формирование  и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.
    Конкурентные  рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены - высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
    Монополия является прямой противоположностью конкурентному  рынку. По своей природе монополия  выступает силой, подрывающей свободную  конкуренцию, стихийный рынок. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять-таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.
    Монополия характеризуется, преимущественно, отрицательными чертами. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка: абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
    В использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия  всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент».
    Чистая  монополия – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
    Основные  характерные черты:
    На данном рынке производителем продукции и услуг выступает одно единственное предприятие – чистый, или абсолютный монополист. По существу оно же диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем и вызывает изменение объёма спроса и цены.
    2. Вступление в данный рынок новых предприятий блокируется экономическими, финансовыми, правовыми, техническими и другими преградами. Иначе монополист теряет своё абсолютное монопольное положение.
    3. Продукт монополии уникален в  том смысле, что не существует  хороших или близких заменителей.  С точки зрения покупателя  это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
    4. Неценовая конкуренция на данном  рынке отсутствует. Чистый монополист  диктует цену. Причина очевидна: он выпускает и, следовательно,  контролирует общий объем предложения.
    Черты чистой монополии наиболее полно  встречаются в небольших населённых пунктах с одним магазином, одним  телефонным пунктом, местный банк, кинотеатр  или книжный магазин может  относиться к монополии в географически  изолированном населённом пункте.
    Отсутствие  конкурентов, которое характеризует  чистую монополию, в значительной степени  объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для  вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию.
    Монополистический барьер для вступления в отрасль  может быть обусловлен законодательством  или особой лицензией, предусмотренной  государством, как, например, в радио- и телевизионном вещании. Благодаря  барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли.
    Стремясь  поддержать или увеличить вытекающие из этого экономические прибыли, монополия может израсходовать  значительные суммы на легальные  платежи, «обработку» членов правительства и рекламу связи с общественными организациями, чтобы склонить правительство предоставить ему привилегированное положение или защитить его. Эти расходы ничего не добавляют к объему производства фирмы, но увеличивают ее издержки.
    Институт частной собственности может быть использован монополией как средство эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
    Следовательно, чистый монополист будет иметь больше финансовых ресурсов для научно-технического прогресса, чем конкурентные фирмы.[4]
    1.1.1.3 Монополистическая конкуренция
    Эта рыночная структура представляет смешение конкуренции и монополии. Для этой структуры характерно относительно большое число небольших производителей, производящих дифференцированную, хотя и идентичную продукцию, развитость неценовой конкуренции и реклама. Производители в условиях монополистической конкуренции являются небольшими по размеру формата (розничная торговля, производство бытовой техники, парфюмерия, пошив верхней одежды и т. д.).
    В связи с тем, что монополистическая  конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции  и чистой монополии, можно выделить следующие ее признаки. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм, и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из нее.
    Другой  чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют определенную возможность "назначать" цену на производимый ими товар, т.к. каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.
    Например, все фирмы выпускают верхнюю  одежду. Казалось бы, товар один - мужские  пальто, но каждая фирма выпускает  свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая покрывает фирмам возможность манипулировать ценами, повышать или понижать их.
    В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "назначенная цена" призван скорее подчеркнуть тот ее уровень, на который рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить разумные решения между желанием продать подороже и стремлением увеличить объем продаж, т.е. найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен.
    В конечном счете, каждый продавец устанавливает  окончательную цену, хотя многие из них предпочитают преобладающую  цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены зависят от издержек, а с издержками вынуждены считаться любой продавец.
    Поэтому отправным пунктом ценообразования для товаропроизводителя является динамика предельных издержек и спроса, изменяющихся во времени вне зависимости от действий товаропроизводителей-конкурентов.
    В свою очередь, наличие массы производителей, выпускающих аналогичные товары, а также возможность относительно свободного входа в отрасль вносят в процесс ценообразования важный элемент конкуренции.
    Все это ведет к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет  падающий характер, но, более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следовательно, дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.
    Кривая  спроса на продукцию монополистического конкурента более эластична, чем  при чистой монополии и эластичность зависит от числа конкурентов  и уровня дифференциации продукта.
    В краткосрочном периоде фирма  будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки при условии MR = MC на графике в точке Е. При этом цена продукта (Р) установится выше минимума АТС и выше предельных издержек P>MC. (рис.1)
 
 
 
 

    Рисунок 1. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
    1.1.1.4 Олигополия
    Олигополия - наличие на рынке нескольких крупных  фирм, занимающих господствующее положение  в производстве и сбыте какого-либо товара
    Олигополия  характерна для таких российских отраслей, как производство стали  и алюминия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. Например, в судостроительной отрасли России занято около 1 млн. работников на 40 предприятиях, из них 17 - крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма «Алмаз», «Балтийский завод» (все три - в Санкт-Петербурге), машиностроительный завод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае.
    Олигополистический  рынок сочетает элементы конкуренции  и монополии. Хотя существование  нескольких олигополий в отрасли  вроде бы сохраняет конкуренцию, но между предприятиями легко  возникает сговор.
    Формы сговора разноо6разны, иногда это  делается 6ез составления какой-либо документации. Например, лидерство в ценах возникает как бы стихийно. Форма конкуренции между олигополиями чаще всего неценовая. Использование ценовой конкуренции могло 6ы сегодня привести лишь ко взаимному разорению, и всё же конкуренция сохраняется в иных формах. Это повышение качества, улучшение обслуживания, освоение новой технологии.
    Немногочисленность  фирм означает, что каждая из них  обладает большим рыночным весом  и может влиять на цену. В таких  условиях фирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата серьезными неприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение товаров на рынке, то цена соответственно уменьшится, что отразится на доходах других фирм - олигополистов.
    Сбивая  цены на рынке, фирмы могут вести настоящие ценовые войны, но чаще конкуренция регулируют взаимными соглашениями. Вхождение новых фирм в отрасль с олигополией очень затруднено. Количество субъектов олигополии зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы и может быть разным.
    К олигополистическим структурам рынка  можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идет отсчет структур монополистической  конкуренции. Олигополия может быть жесткой (на рынке господствуют 2-3 фирмы) и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80% рынка).
    По  концентрации продавцов предлагаемой продукции олигополии делятся на плотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих субъектов). При  плотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополии это практически невозможно.
    Исходя  из характера предлагаемой продукции  олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны  с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где есть возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
    Причинами становления олигополии являются:
    возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;
    владение патентами и контроль над сырьем;
    поглощение слабых фирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета;
    эффект слияния, имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам;
    научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.[5]
    1.1.2  Характеристика типов рыночных структур по покупателю
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.