На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль экономических интересов в формировании экономического механизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
       Федеральное государственное образовательное учреждение
                    Высшего профессионального образования
   «Российский государственный университет туризма и сервиса»
                                      (ФГОУВПО «РГУТиС»)
                      Институт сервиса (г. Москва) (филиал)
                    

                                 Кафедра  «Экономика и финансы»
                                          

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА
                                             по дисциплине
           «Финансовая деятельность образовательных учреждений» 

        
       На тему: «Роль экономических интересов в формировании                
                                  экономического механизма»
     
 
 
 
 

                                                                                   Выполнил: студент5 курса
                                                                                                 группы СКСЗ-106                 
                                                                                                           ТереховА.Н.
                                                                   Проверил: доц., к.э.н. Заернюк В.М. 

                                              Москва 2011
                                                  СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …………………………………………………………….. 

Глава 1. Экономические интересы в  формировании экономического
               механизма хозяйствования
1.1. Понятие  экономического интереса
1.2. Понятие и содержание экономического механизма в сфере
          образования 

Глава 2. Основные элементы и содержание предпринимательской 
деятельности  на примере ВУЗов
2.1. Оказание платных образовательных услуг
    2.1.1.Порядок оказания платных образовательных услуг
    2.1.2.Стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты
    2.1.3.Основные нарушения при оказании платных образовательных
             услуг
2.2. Иные  направления предпринимательской  деятельности ВУЗов 

Заключение  

Список  используемой литературы  

Приложения  

                                                                                                                                     
 

                                                                                    
                                          
                                                    
                                                                                                                                                  
 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ 
 
 

Феноменом экономических интересов, как основой  развития взаимоотношений между  отдельными индивидами, так и общества в целом, ученые заинтересовались очень  давно.
      Аристотель, обращаясь к исследованию экономических интересов, понимал под ними стремление к благу, обусловленное природой человека. Уровень развития знаний об обществе того времени не позволил древнегреческому мыслителю преодолеть идеалистический характер понимания этой категории. Однако несомненной его заслугой является то, что он попытался отойти от религиозной концепции развития общества, начав обосновывать те или иные поступки людей, исходя из их повседневных потребностей и интересов.  
   Уровень развития производительных сил всегда являлся важнейшим критерием состояния общества и показателем общественного прогресса. Взаимодействие человека и общественного производства выражается через сложную и взаимосвязанную систему экономических интересов.
   Развитие производства являет собой весьма сложный и многоплановый процесс хозяйственной деятельности, который определяется ничем иным, как экономическим интересом производственника.
   Термин «экономический интерес» используется в экономике и финансовой сфере для обозначения стимулов деятельности участников экономических отношений, таким образом, определяя их поведение.   
   Такими стимулами могут быть рост стоимости или получения дохода в результате осуществления финансовых операций.
   В условиях современного стремительного развития мировой экономики система экономических интересов представляет собой весьма сложную структуру взаимоотношений, затрагивающую, по существу, всех членов общества.
   Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы исследования экономических интересов относятся к числу наиболее важных в экономической теории. Многоуровневый характер смешанной экономической системы порождает множество различных предствителей экономических интересов.
   Процессы, трансформирующие российскую  экономику в последние годы, оказывают серьезное влияние на систему экономических интересов субъектов хозяйствования и развития их взаимосвязей, приводят как к появлению новых экономических интересов, так и к более глубокому осознанию уже существующих. Это требует наиболее глубокого исследования экономических интересов с использованием новых подходов.
   Целью данной курсовой работы является изучение определения «экономические интересы» и осмысление значимости данного феномена при формировании экономического механизма на примере высшего учебного заведения.
   Объектом исследования служит сфера образования в Российской Федерации, как один из важнейших экономических механизмов государства.
   Предметом исследования является  предпринимательская деятельность  высшего учебного заведения; её  содержание и основные элементы. Данной теме посвящено множество трудов целого ряда выдающихся российских ученых
   Во имя достижения указанной цели в процессе исследования определены следующие задачи:
- на  основе изучения теоретического материала экономической литературы уточнить сущность категории «экономический интерес»;
- проанализировать процесс осознания экономического интереса;
- раскрыть сущность экономических интересов исследуемого предприятия(ВУЗа) и дать их классификацию;
- осветить процесс реализации экономических интересов предприятия(ВУЗа);
- определить характер взаимоотношений предприятия(ВУЗа) и потребителя предоставляемых предприятием(ВУЗом) образовательных услуг, рассмотреть способы обоюдного удовлетворения их экономических интересов.
   Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 

    

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
      ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
                           МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 
 

1.1. Понятие  экономического интереса 
 
 

   Задача повышения эффективности производства является одной из важнейших, первоочередных, стоящих перед современной экономической теорией и хозяйственной практикой. С деятельностью предприятий связан переход к устойчивому экономическому росту, эффективности функционирования национальной экономики, решению социальных проблем.  
   Опыт мирового развития показывает, что без эффективно функционирующих предприятий устойчивое экономическое и социальное развитие невозможно. Необходимость повышения результативности деятельности всех экономических субъектов, способных оказывать влияние на эффективность работы предприятий, требует изучения движущих факторов их деятельности. Среди них важнейшее место занимают экономические интересы.
   Определение экономических интересов, как экономической категории состоит в том, что экономические интересы являются системой экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности.
   В связи с появлением нового термина, необходимо дать его определение:
   Экономические потребности – это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы избавиться от неприятного чувства.
   Таким образом, потребности имеют объективно-субъективный характер. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)..." - отмечал Ф. Энгельс.
   Разнообразные потребности можно определенным образом классифицировать, прежде всего, по субъектам и объектам.
   Отражая единство всех экономических потребностей, экономический интерес направлен на жизненные условия в целом, в отличие от потребностей, ориентированных на конкретные цели. Поэтому экономический интерес выступает, как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки.  
   Помимо объективных условий производства значение экономических интересов определяется мерой осознания интереса субъектом экономики. Благодаря взаимодействию объективной и субъективной составляющих,  экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.
   Следовательно, исходя из правильного понимания экономического интереса каждого участника хозяйствования, можно объяснить их действия и задачи, выполняемые ими в экономической жизни общества, а также предупредить возможные негативные последствия.
   Большинство российских ученых подчеркивают объективную основу экономических интересов, их обусловленность социально-экономическими условиями. В своих трудах огромное значение они придают раскрытию сути, содержанию экономических интересов, а также их классификации. В работах отечественных экономистов понятие – «интерес», помимо всего прочего, используется, в том числе, для обозначения реальной причины деятельности.  
   Определения российских ученых экономических интересов в качестве «непосредственных факторов», «конечных причин», «движущих сил», «источников» деятельности подчеркивают то активное влияние, которое данные интересы оказывают на поведение экономических субъектов.
   Представители большинства западных школ определяют феномен интереса преимущественно как психологическую категорию, как желание, склонность, испытываемую людьми и определяемую их субъективным восприятием.
   В западной экономической теории эта проблема рассматривается в контексте исследования побуждения человека к экономической деятельности, повышения эффективности менеджмента или изучения организационной культуры того или иного государства.
   Исходя из этого, внимание западных ученых к проблеме экономических интересов носит чисто практический, прикладной характер – как использовать экономические интересы для достижения конкретных целей.
   С этой точки зрения интересны  работы таких западных специалистов  в области экономической теории, как Ф.Тейлор, М.Вебер, А.Файоль, а также работы Д.Карнеги, У.Оучи, Т.Питера.[]
   По моему мнению, позиция западных  ученых довольно однобока, так как современная экономическая действительность требует от  экономистов – теоретиков объяснения происхождения тех или иных форм экономических интересов, нахождения методов управления ими, а также усиления одних и ослабления других интересов, что обеспечивает более полное и эффективное их сочетание.
   Чтобы в полной мере решать эти задачи необходимо знать объективные причины, вызывающие формирование экономических интересов; степень воздействия на сознание людей стремительно меняющихся экономических условий; правильно определять и рассчитывать результативность, и эффективность запланированных изменений экономических погодных условий.
   Дело в том, что на протяжении  всей своей жизни каждый человек  подвержен влиянию великого множества  самых разных факторов. На конкретного человека влияют природные условия, средства производства, другие люди. В своих поступках он руководствуется потребностями, целями, мотивами. Переплетаясь, проходя через сознание, окрашиваясь эмоциями, чувствами, переживаниями, побуждающие человека силы складываются в сложную систему.
   Для характеристики места экономических интересов в этой системе необходимо определение их сущности. Более того, неоднозначность и противоречивость процессов, происходящих в российской экономике, требует углубленного исследования экономических интересов с использованием нестандартных, зачастую уникальных методов.
   Если рассматривать определение  экономических интересов через  призму социальных, общественных  отношений, то в этом случае  нужно говорить о том, что экономические интересы человека являют собой стремление достичь результатов своей деятельности, которые предполагают обладание предметами потребления, удовлетворяющими потребности индивида непосредственно.
   Средства производства, опосредованно обеспечивающие удовлетворение потребностей человека через применение их в процессе производства, также являются составной частью данных экономических интересов.
   Экономические и политические  преобразования, которые заметно изменяют положение в обществе, как отдельного человека, так и группы людей, есть не что иное, как равноценная составляющая в широком спектре обсуждаемых экономических интересов, оказывающая существенное влияние на удовлетворение потребностей общества и индивида.
   Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод, что в возникновении экономических интересов особую образующую роль играют потребности.
   Необходимость удовлетворения потребностей провоцирует возникновение интереса к осуществлению удовлетворения.
   Любой участник экономических отношений вовлечен в этот непрерывный процесс, потому что любой субъект имеет множество различных потребностей, зачастую не всегда соответствующих его положению в системе социально-экономических отношений, что не позволяет удовлетворить их сполна.
   В этом случае субъект отдает предпочтение одним потребностям, порой даже в ущерб другим, вследствие чего возникает проблема актуализации потребностей, то есть их удовлетворения, которая становится основой целесообразной деятельности субъекта в поиске возможностей удовлетворения возникших потребностей.
   Важнейшей особенностью потребностей является их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных потребностей новых, более высокого порядка.
   Современная наука, отталкиваясь от поставленных задач, классифицирует потребности по:
- сферам деятельности (потребности труда, познания, общения, отдыха);
- объекту потребностей (материальные и духовные, этические, эстетические); - функциональной роли (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные);
- субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, общественные).
   Экономические потребности, по отношению к масштабам и структуре производства подразделяются на:
- абсолютные, выражающие потребительский потенциал общества (тот максимальный объем освоенных производством благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы был в наличии);
- действенные (которые могут и объективно должны быть удовлетворены при оптимальном ходе воспроизводства);
- подлежащие удовлетворению (которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума);
- фактически удовлетворяемые.
   Помимо перечисленных, существуют иные классификации потребностей.  
   Видный американский психолог Абрахам Маслоу предложил пятиуровневую пирамиду человеческих потребностей. В возрастающем порядке это:
- физиологические или базовые потребности;
- потребности безопасности; 
- социальные потребности (быть кому-то нужным, состоять в дружеских отношениях, входить в какую-либо группу);
- потребность в уважении (символы статуса, престижа, славы);
- потребность в самореализации, развитии своего потенциала.
   Согласно теории Маслоу, физиологические  потребности и потребности безопасности  – первичны, так как именно к удовлетворению этих потребностей любой человек стремится в первую очередь. Все остальные вторичны, потому что их удовлетворение не является обязательным для любого человека.
   Считаю необходимым сделать вывод о том, что при определенной доле условности можно считать, что потребности всех пяти уровней пирамиды Маслоу имеют как составную часть всевозможные разновидности экономических интересов, так или иначе стимулирующих удовлетворение всех вышеперечисленных потребностей.
   Таким образом, формирование экономического интереса начинается с процесса актуализации потребностей, поступательное развитие которого идет через осознание необходимости удовлетворения потребности к поиску возможностей ее удовлетворения.
   Выбор стратегии поведения, средств, путей для удовлетворения потребностей - эти вопросы становятся решающими для субъекта в процессе формирования интересов.
   Характер решения поставленной  задачи, а также возможности удовлетворения потребностей во многом зависят от социально-экономического положения субъекта в обществе, уровня развитости его способностей и задатков, соответственно, экономический нтерес формируется условиями жизни, уровнем сознания, разделением труда, практическими связями и отношениями его носителя.
   Иными словами, экономические интересы не существуют абстрактно, вне субъектов, которые выступают в качестве их носителей. Поэтому ключевое значение для понимания места и роли конкретного экономического интереса в системе экономических интересов общества имеет определение его носителя.  
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

1.2. Понятие  и содержание экономического  механизма, включая сферу  
                                               образования 
 

   В экономику понятие механизма пришло из техники, поскольку возникла потребность в описании социальных и производственных процессов в их взаимодействии.
   В данной ситуации важной является возможность описания процесса  движения различных факторов, используемых в экономической деятельности для получения положительного эффекта.
   Прототипы простейших механизмов, заимствованных из механики, послужили прообразами терминов, образовавших в экономике группу так называемых инструментов, которые входят в состав механизма.
   Термин "механизм" в трудах  ученых – экономистов, был введен в оборот во второй половине 60-х годов ХХ века и, несмотря на свою относительную новизну, получил широкое распространение.
   Академик Л.И.Абалкин определил экономический механизм, как сложный экономический и организационный процесс в хозяйственной системе.
   Среди важнейших его структурных подразделений можно выделить:
- формы организации общественного производства (разделение труда, специализация производства, его размещение, а также структурные подразделения, с помощью которых общество влияет на развитие производительных сил и обеспечивает повышение эффективности их использования);
- формы хозяйственных связей, благодаря которым осуществляется оборот средств производства, финансово-кредитные отношения;
- структуры, формы и методы планирования и хозяйственного руководства, в составе которых одновременно с экономическими могут быть выделены также правовые и социально-психологические формы и методы;
- совокупность экономических рычагов и стимулов влияния на производство и участников хозяйственной деятельности, с помощью которых обеспечивается согласование и стимулирование хозяйственной деятельности.
   В современной экономической литературе под экономическим механизмом часто понимается совокупность процессов, организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.
   В Экономическом словаре понятие «экономический механизм» определяется как совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства. Служит увязке и согласованию общественных, групповых и частных интересов, обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики.
   Если определять данную категорию  в социально-экономическом аспекте,  то нужно говорить о том,  что экономический механизм это  понятие, охватывающее организационно-хозяйственные и социальные аспекты экономики, выражающее взаимодействие соответствующих структур и регуляторов, которые в совокупности обеспечивают функционирование экономической системы.
   Другими словами, любой организационно-экономический механизм есть определенная совокупность или последовательность экономических явлений.
   В современных условиях развитие образования перестает быть исключительно делом государства и становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и региональных государственных органов с органами местного самоуправления, учащимися и их семьями, государственными и негосударственными образовательными учреждениями, профессиональным педагогическим сообществом, потенциальными работодателями, общественными и религиозными объединениями.
   Вместе с тем только государство способно успешно решить следующие задачи:
- обеспечить учет разнообразных общественно значимых интересов и прогресс сферы образования в целом;
- экономически гарантировать стабильное, долгосрочное развитие системы образования, в определенной мере независимо от текущего состояния рынка, в том числе обеспечить надежную социальную защиту учащихся и работников образовательной сферы.
   Одна из важнейших функций экономического механизма в образовательной сфере состоит в том, чтобы обеспечить связь сферы образования с экономической средой, которая приобрела рыночный характер.
   Однако это не означает, что данный механизм, как таковой, должен стать преимущественно рыночным. Ведущую роль в нем призвано играть бюджетное финансирование образования, которое, при безусловном сохранении и повышении сложившегося уровня, должно стать значительно более целенаправленным и эффективным.
   В то же время наличие рыночной среды и формирование платежеспособного спроса на образовательные услуги со стороны предприятий и семей создают предпосылки для привлечения в сферу образования дополнительных средств, расширяют возможности рационального использования ресурсов образовательных учреждений.
    В данной связи построение и совершенствование эффективного организационно-экономического механизма в сфере образования является одним из ключевых компонентов образовательной политики российского государства.  
 
 

ВЫВОД К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 
 
 

Ни для  кого не секрет, что современная  образовательная система Российской Федерации далека от совершенства. Для достижения оптимальной эффективности реформирование системы образования Российской Федерации должно предполагать приведение организационно- экономического механизма образовательной системы в соответствие с новыми запросами общества и его ресурсными возможностями.
   В связи с этим реформирование организационно-экономического механизма системы образования необходимо выстраивать на основе:
- как минимум, не уменьшения бюджетных ассигнований на образование, обеспечения доступности бесплатного образования для всех слоев населения и сохранения реально существующих социальных гарантий для учащихся и работников системы образования;
- создания благоприятных условий для привлечения в сферу образования дополнительных внебюджетных ресурсов, в том числе с помощью налоговых льгот, а также льготных кредитов и страхования;
- реструктурирования потоков финансовых средств, а также усиления
целенаправленности  бюджетного финансирования и создания стимулов для повышения эффективности  использования бюджетных и внебюджетных средств, а также материально-технической базы учебных заведений;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.