На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Практическое значение теории эластичности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

 

                                                                 Введение 

     В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и  предложения и направление их изменения. Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
     В курсовой работе рассматривается  эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет  оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
     Актуальность  исследования не вызывает сомнений, потому что спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.
     Степень разработки проблемы. Анализ использованных источников показывает, что от того, эластичны спрос и предложение или нет, зависят многие факторы современной рыночной экономики.
     Данный вопрос нашел  своё отражение в трудах таких  ученых как: Вахрин П.И., Нешитой А.С. , Соколова С.В. , Н.А.Сафронова, И.К.Ларионова, Грязновой А.Г., Мамедов О.Ю.  и другие.
     Объектом исследования является эластичность спроса и предложения и факторы влияющие на нее..
     Предмет – практическое применение теории эластичности.
     Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
     Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих  задач:
     - характеристика  эластичности спроса и её измерения;
     - рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
     - рассмотрение перекрестной  эластичности спроса и эластичности спроса по ходу;
     - характеристика  эластичности предложения;
     - рассмотрение факторов, влияющих на эластичность предложения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых , которые отражают сущность теории эластичности и рассматривают варианты практического применения теории эластичности..
     Эмпирическую  базу составила программа информационной поддержки Российской науки и образования "КонсультантПлюс: высшая школа" .
     Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел – "Эластичность спроса и предложения"; второй раздел – "Варианты практического применения теории эластичности"), заключение и список использованных источников.
 

     1. Эластичность спроса  и предложения 

     1.1. Общая характеристика эластичности спроса. Измерение эластичности спроса 

     Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится  одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
     Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
     
      Ер =
       где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %; "Р" в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.1
     Показатель ценовой  эластичности спроса для всех товаров  является отрицательной величиной. Если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для  оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.
     Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с  относительно эластичным спросом. Иными  словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному  изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
     На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а снижение цены на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6, т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 до 6000 руб. т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
     
      Рруб   Рруб
     
      300 300 

      200 200 

       
 

         Qед    Qед 

           а) б)
     Рис. 1 Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос 

     Рис. 1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. увеличит величину спроса лишь на 2 единицы. При этом выручка от реализации упадет с 3000 до 2400 руб. Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.
     Существует два  крайних случая. Первый случай —  существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться  покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а).  
 
 
 
 
 
 

       P  P D
     
              P’ D 
 
 

        Q  Q
           Q’
           а) б)
     Рис. 2 Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно  эластичен, б — спрос абсолютно  неэластичен  

     Другой крайний  случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно  неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.
     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
     1 < |Ep|— спрос эластичен;
     0 m |Ep| < 1 — спрос неэластичен;
     |Ep| = 1 — спрос с единичной эластичностью. 2
     Для того, чтобы измерить эластичность спроса по цене необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:
     
            =:  = *  

     Из этой формулы  видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения  приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.  
 

     Есть еще одно обстоятельство, которое следует  учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой  уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
     В общем виде формула  для определения процентного  изменения величины спроса DQ будет выглядеть:
     
     
       =  * 100  
 

     где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены.
     Аналогично для  определения процентного изменения цены DP выбранном интервале получаем:

     
       =  * 100  
 

     где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
     Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
     
        * 100 :  * 100 =  

     
        =  *  
 

     Рассчитав коэффициенты эластичности, получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах.
     На участках эластичного  спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей  выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
                                            1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 

     Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
     Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта  хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
     Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым  отдельной фирмой. Если на рынке  присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
     Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном  периоде спрос имеет тенденцию  быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны  индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев  поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
     Такая тенденция  изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
     Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Перекрестная эластичность  спроса. Эластичность  спроса по ходу 

     Понятие перекрестной эластичности спроса используется для  определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
     
         :  =    * 
 

     где "с" в индексе означает перекрестную эластичность.
     Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
     Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав  коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.
     Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
     Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.
     Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:
     
     
       
 

     где ?Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,
     ?I и IСР — приращение и средняя величина дохода.
     Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.
     Для товаров, спрос  на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества —  например, продовольственные недиетические  товары. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.
     Обследования, проведенные  в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей .4
     Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д 
 
 

     1.4. Общая характеристика  эластичности предложения 

     Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: 

     
       
         :  =    *  

     где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; "s" в индексе означает эластичность предложения.
     Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к  изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
     Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются  три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
     Под краткосрочным  понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
     Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения  в этом случае повышается.
     Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в  отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее  при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
     Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости  обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 4).
     При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров  вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
       

     Рис. 4. Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная  эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение 

     В случае эластичного  предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
     При неэластичном предложении  увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
     Теоретически можно  предусмотреть случай бесконечно эластичного  предложения, которое на графике  имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5. Факторы, влияющие  на эластичность  предложения 

     На эластичность предложения влияют следующие факторы:
      Фактор времени
      Степень сохранности товара, стоимость его хранения
      Возможности (гибкость) технологического процесса.
     Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:
     а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).
     б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может  в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):
     в) в длительном (долгом) периоде, возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо  больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли  и т.д.).
     Проиллюстрируем это  графически (рис.5).  
 

       P P P
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.