На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гендерные особенности преживания кризисных ситуаций и травм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

          Введение_________________________________________________3
    Понятие и сущность категорий «кризис», «кризисное событие», «психическая травма»______________________________________5
    Психологические аспекты семейных кризисов_________________10
    Психологическое содержание процесса переживания___________16
    Гендерные особенности переживания кризисов________________24

    Заключение______________________________________________30

    Список использованной литературы_________________________31 
    ВВЕДЕНИЕ

 
      С середины 1970-х годов по проблеме половых различий в мире публиковалось  до 1,5 тысячи работ ежегодно. Усилия исследователей были направлены на инвентаризацию половых различий и выяснение  их происхождения. Так, в 1974 году опубликована монография американских исследователей Э. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий», в которой дается критический анализ большинства публикаций по этой проблеме.
     Знание  психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, поскольку многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера, а это в свою очередь может привести к семейному конфликту, а конфликт может привести даже к разводу, то есть к крайней форме.
     И тут в роли помощника выступает  семейная терапия и семейная консультация. Семейная психотерапия проводится в  случаях, когда причиной психологического кризиса служит семейный конфликт. Целями семейной терапии являются: повышение сплоченности семьи, улучшение адаптации ее членов к кризисным ситуациям, выработка конструктивного стиля общения между членами семьи.
     Наиболее  распространенной причиной психологического кризиса являются семейно-личностные конфликты. Особое значение подобных конфликтов, по-видимому, состоит в том, что индивид лишается поддержки своего ближайшего окружения, в результате чего у него развивается чувство эмоциональной изоляции.
      В данной курсовой работе будут рассматриваться такие понятия как «кризис» в общепсихологическом плане и в более узком, то есть «семейный кризис», а также будут рассмотрены гендерные особенности переживания кризисов.
      Так как курсовая работа более ориентирована  на семейную психологию, а также  на оказания психологической помощи семье, то соответственно в ней будет делаться акцент именно на то, как реагируют мужчины и женщины, находящиеся в ситуации семейного кризиса.
      Актуальность  курсовой работы: тема данной курсовой работы очень актуальна в настоящее время, так как, например, увеличение числа разводов (одна из самых губительных кризисных ситуаций для семьи) требует от семейных психологов знания особенностей поведения не только мужчин и женщин в таких кризисных ситуациях, но и использования самых последних методов диагностики, терапии, а также профилактики семьи.
      Цель  курсовой работы: Теоретический анализ подходов к исследованию особенностей поведения в конфликтных ситуациях.
      Задачи  курсовой работы:
      аналитико-теоретический обзор научной литературы;
      анализ гендерных различий поведения в ситуации кризиса;
      Объект  курсовой работы: Переживание кризисов и травм.

Предмет курсовой работы: Гендерные особенности переживания кризисов. 
1. Понятие и сущность категорий «Кризис», «Кризисное событие», «Психологическая травма».

 
     Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) определяется как переломный момент в жизнедеятельности, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. Кризисы можно разделить на медицинские, аграрные, биржевые, валютные, денежно-кредитные, финансовые, кризисы перепроизводства и колониальной системы.
     Кризис  – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. Личность, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или используя привычные модели приспособления. Такое довольно пространное определение дает известный психолог Г. У. Олпорт[15].
     Во-первых, кризис – это ситуация стресса эмоционального и умственного.
     Во-вторых, это ситуация, когда человек вынужден пересмотреть свои представления о  мире и о себе.
     В-третьих, это ситуация, когда происходит не просто пересмотр представлений  о себе в психическую жизнь  человека. Происходит изменение структуры  личности, причем эта перестройка может осуществляться как с позитивной, так и с негативной модальностью.
     Итак, кризис – это ситуация стресса, сопровождающаяся пересмотром представлений о себе и о мире, с личностной перестройкой, носящей как позитивный, так и негативный характер.
     Слово «кризис» воспринимается как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто  худшее.
     Кризисная ситуация содержит опасность. Следовательно, ее следует избегать, устранять, предотвращать. Психические кризисы, безусловно, могут нести в себе угрозу. Многие реакции, наблюдаемые в связи с кризисами, например стремление к самоизоляции или бурной деятельности, представляют собой попытку преодолеть ситуацию. Такие типы реакций могут быть адаптивными. При этом желание изолировать себя не следует путать с депрессией, а стремление бродить без устали в кризисной ситуации нельзя принимать за контролируемое маниакальное состояние.
     Во  многих случаях представляет опасность  не сам кризис, а то, что упущен шанс. Кризис может повлечь за собой рост и созревание. В психическом кризисе можно выделить две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста.
     Рассмотрим  понятия «кризисное событие».
     Понятия «событие» в Толковом словаре В. Даля определяется следующим образом: «Событие, событийность кого с кем, чего с чем, пребывание вместе и в одно время; событийность происшествий, совместимость по времени». Близкую по значению трактовку данного понятия дают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев. Они выделяют в данном понятии два ключевых признака: «совместный» и «другой». Отсюда и определение искомого понятия. Coбытие – есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней уникальности, внутренне противоречивая, живая общность людей.
     В понятиях «событие» и «кризис» выделяем следующие существенные признаки: опасное  переходное состояние (в понятии  «кризис») и совместное существование  в пространстве и времени (в понятии  «событие»). Итак, опасность совместного  существования – суть содержания понятия «кризисное событие».
     В определяемом понятии «кризисное событие» системообразующим является элемент «нежелательное явление». Данная характеристика ставит кризисное явление в зависимость от личностной оценки и личностного восприятия. Нежелательность кризисного события определяется тем, что оно опасно («совместная опасность» – второй системообразующий элемент данного понятия) для жизнедеятельности человека. Это может быть угроза здоровью человека, его материальному благополучию, социальному статусу, внутриличностному равновесию[15].
     Две характеристики понятия «кризисное событие» – «совместная опасность» и «нежелательность» – раскрывают систему признаков, входящих в содержание данного понятия.
     Выделяются  следующие основные признаки понятия «кризисное событие»:
    внезапность наступления события;
    сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события;
    возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения, и отсутствие у человека опыта решения конфликта такого уровня;
    динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека.
     При анализе и определении сущности кризисного события можно выделить пять подходов, пять различных вариантов рассмотрения данной категории: 1) житейский, на уровне здравого смысла; 2) психологический; 3) социологический; 4) философский; 5) технический.
     Первостепенное  значение имеют первые два. На житейском уровне кризисное событие характеризуют в следующих терминах здравого смысла. Событием кризисного характера для человека будет всякое осложнение обстоятельств его жизнедеятельности. Это осложнение носит чрезвычайный характер, оно для него неожиданно и непредвиденно. Данное событие несет угрозу, опасность для физического и психического здоровья. Таким образом, здравый смысл выделяет параметры чрезвычайности, стихийности, опасности, что и используется для характеристики кризисного события.
     Психологический анализ обращает внимание на следующие параметры кризисного события: неблагоприятные условия для жизнедеятельности; угрожающий характер события; резкое возрастание внутриличностной напряженности; истощение адаптационных ресурсов и «прорыв» адаптационного барьера; изменение динамических стереотипов поведения; кризисное состояние личности[15].
     Характеризуя  критическую ситуацию, Ф. Е. Василюк  отмечает, что она в самом общем  плане должна быть определена как  ситуация невозможности, т.е. такая  ситуация, когда субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних потребностей своей жизни (мотивы, стремления, ценности и пр.)[5].
     Кризисные жизненные ситуации описываются  следующими понятиями: стресс, конфликт, фрустрация. И в любой сфере  жизнедеятельности, когда возникают  стресс, конфликт, фрустрация, перед  человеком возникает необходимость освобождения от негативных последствий этих явлений. В каждом таком случае ему важно подняться над ситуацией, включить возможные резервы преодоления[5].
     Таким образом, кризис определяется как переломный момент в жизнедеятельности, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. Можно увидеть, что помимо негативной стороны кризиса существует и положительная, то есть кризисное состояние является предпосылкой развития. Следовательно, с людьми находящимися в ситуации кризиса необходимо работать, то есть оказывать необходимую им психологическую помощь. Помимо того, что психолог должен ослаблять переживания индивида, находящегося в состоянии кризиса, он должен эффективно способствовать его развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ
 
     В процессе изучения семейного функционирования и организации психосоциальной  помощи семье необходим учет нормативных (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисов. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно[14].
     Исследователи исходят из того, что супружеские  отношения постоянно развиваются  и меняются. Время от времени в  отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль, например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи.
    Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
    Принятие и развитие новых родительских ролей.
    Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
    Введение детей во внесемейные институты.
    Принятие подростковости детей.
    Экспериментирование с независимостью.
    Подготовка к уходу детей из семьи.
    Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
    Принятие факта ухода на пенсию и старости.
     «Установлено, – пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова, – что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам».
     С. Кратохвил также указывает, что  в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4–6 и 17–25 годы общей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. Обычно такие изменения вызывают большие или меньшие трудности[11]. П. Босс называет их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые испытывает большинство семей. Он указывает, что на начальном этапе развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений с родственниками, а на следующих этапах – трудности организации быта и воспитания детей. Уточняя и расширяя список нормативных стрессоров, можно было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию содержания этапов. Некоторые сведения о них дает статистика причин разводов. Например, 3. Розенталь пишет, что 8% разводившихся молодых супругов (продолжительность брака 0–2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только 0,6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джеймса, на 5–10-м году брака больше всего разногласий между супругами возникает из-за различного отношения к воспитанию детей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины ее нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что невозможно возродить супружеские отношения. Так, В. А. Сысенко указывает, что после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко не пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50–60 лет) или фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак)[23].
     В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующею перераспределения всех сил[19].
     Первый  кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.
     Второй  кризис: начало освоения ребенком человеческом речи.
     Третий  кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.
     Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.
     Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.
     Шестой  кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
     Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.
     Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.
     Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.
     Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.
     Когда три или четыре таких кризиса  происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей[23].
     Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних  факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.
     Есть  два основных критических периода в развитии супружеских отношений.
     Первый  наступает между третьим и  седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:
     • исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в  поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
     • рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
     • более частые проявления отрицательных  эмоций, возрастание напряженности  в отношениях между партнерами.
     Второй  кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
     • с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
     • с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
     • с усиливающейся эмоциональной  зависимостью жены, ее переживаниями  по поводу быстрого старения, а также  возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».
     Таким образом, кризисные ситуации имеют  определенные закономерности, лежащие  в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих  проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение[14].
     Особый  вопрос – стадия повторного брака. При разводе почти неизбежно появляется чувство потери, возникает ощущение отвергнутости, брошенности, ненужности. На первый взгляд может показаться, что покинутость чувствует только тот, для кого развод явился «неожиданностью», однако сам инициирующий задолго до принятия окончательного решения о разводе переживает те же негативные чувства. Как и любое горе, развод переживается в несколько стадий: первый шок, депрессия и возрождение. Каждая стадия требует времени и активной реакции. Проскочив какую-то из них, например «закрыв глаза» с помощью алкоголя или поверхностной влюбленности, человек обрекает себя на неожиданный возврат в непережитую стадию[14].
     Итак, брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни. 

 

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕЖИВАНИЯ.
 
     Знание  психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, поскольку многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера.
     Мужчины и женщины различаются набором хромосом, гормональным составом, структурой костей, сердечным ритмом и многим другим. Женщины жизнеспособнее мужчин – продолжительность жизни у них больше. Однако женщины быстрее устают, чаще теряют сознание. Жизнеспособность женщин подтверждается только в смысле долгосрочного прогноза. Так, когда рабочий день на британских заводах в условиях военного времени увеличился с 10 до 12 часов, число несчастных случаев среди женщин выросло до 150%, а у мужчин осталось прежнее.
     Одно  из первых теоретических объяснений природы различий мужчины и женщины отмечено в работе А. Фулье (1896). Ее смысл заключается в принципиальном различии метаболизма (обменного процесса) у мужчин и женщин. Метаболизм строится на взаимодействии анаболизма и катаболизма. Согласно Фулье, анаболические процессы, включающие преимущественную ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, более развиты в женских организмах. Эта большая анаболическая ориентация, обеспечивающая индивидуальную выживаемость женщины, проявляется и в ее поведении. Катаболические процессы более связаны с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии и определяют картину поведения мужских организмов[1].
     В 1960-х годах В. А. Геодакяном была сформулирована теория полового диморфизма. Женское  и мужское начала здесь сопоставляются как наследственность и изменчивость, долговременная и кратковременная память вида, консервативность и вариативность. Женское начало обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, сохранение того, что накоплено в ходе предшествующей эволюции. Это «золотые кладовые» наследственности, доступ в которые строго ограничен.
     Мужской пол – это передовой отряд популяции, берущий на себя функции столкновения с новыми условиями существования – «разведка боем».
     С этими положениями согласуются следующие факты:
     1) функция столкновения со средовыми  условиями сопряжена со значительными  потерями. Мужской пол уже на стадии трехмесячного эмбриона более уязвим, чем женский. На первичном, зиготном, уровне соотношение плодов мужского и женского пола – 150:100, к моменту рождения – 107:100, к 30-летнему возрасту – 95:100. Эта закономерность выявляется в так называемой сверхсмертности мальчиков;
     2) среди лиц с инфарктом миокарда  преобладают мужчины;
     3) результаты изучения врожденных  пороков сердца говорят о том, что у женщин они чаще воспроизводят более ранние эволюционные модели (например, двухкамерное сердце), а у мужчин представляют собой «футуристические», не имеющие аналогов в предшествующей эволюции, модели (Каган В. Е., 1991).
     По  А. Анастази, превосходство мужчин отмечается в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, понимании механических отношений, математических рассуждениях. У женщин же отмечается превосходство ловкости рук, скорости восприятия, в счете, вербальной памяти, беглости речи и других задачах, включая речевые навыки. Таким образом, как замечает Н. Н. Обозов, преимущество женщин не только энергетическое, но и информационное, когда речь идет об обучении в школе и в вузе.
     Французские исследователи выделяют три фазы в жизни женщин:
     1) социализация, накопление интеллектуального  и профессионального «багажа»;
     2) рождение и воспитание детей;
     3) самореализация, самоактуализация  потенциала.
     У мужчин жизнь более «однотонная», и только ориентация на работу или семью частично ее изменяет.
     Об  этом, в частности, свидетельствует  исследование женщин, в юности избравших  одну из наиболее творческих специальностей – архитектуру. Оказалось, что направление их интересов и активности через несколько лет после окончания вуза отличается от направленности интересов мужчин той же профессии. Так, с помощью кластерного анализа на мужской и женской подвыборках выявлено по пять основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности.
     У мужчин это: направленность интересов на творчество (с доминированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»), на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»), на работу («работа», «друзья», «творчество»), «свободолюбиво-гедонистический» тип («свобода», «творчество», «любовь», «удовольствия») и «гармонический тип» («семья», «любовь», «работа», «творчество»). Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе направленности одной из доминирующих ценностей является «семья».
     У женщин наряду с «мужскими» типами направленности интересов – на познание («равенство», «познание», «друзья») и на творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются активностью представительниц этих типов в данных сферах и творческими результатами, выявились и специфически женские типы направленности интересов: «гармонический тип* (с доминированием ценностей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1 – с доминированием ценностей «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь»; 2 – «свобода», «любовь», «семья»[1].
     Анализ  показал, что направленность интересов  подтверждается и направлением активности в соответствующие сферы. Так, женщины-архитекторы  с направленностью на семью часто работали не по основной профессии, находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься детьми. Женщины с направленностью на творчество достигали высоких результатов в своей профессии (победы на конкурсах, интересные проекты), но это происходило отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержение ценностей «семья», «материально-обеспеченная жизнь» и даже «любовь»). Мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты.
     Половые различия проявляются и в жизненных  устремлениях: с раннего детства  мужчины самостоятельно стремятся  достичь каких-либо целей, причем самооценка строится на успехах в работе. Достижения в той или иной важной области, в творчестве составляют основу развития мужской личности. Для развития личности женщины очень важно построение успешных интимных, брачно-семейных отношений. «У женщин успех в любви, если можно, в замужестве – определенный фактор развития личности» (Обозов Н. Н., 1995, с. 36).
     Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие  психологические различия между  мужчинами и женщинами. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.