На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Агресивность подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Агрессия  подростков 

Содержание
Введение 
Глава 1. Агрессия как психологический феномен
      Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.
      Причины агрессии, ее виды и механизм действия.
Глава 2. Эмпирическое иследование агрессивности подростков.
               2.1. Постановка задачи и методы иследования.
               2.2. Анализ результатов исследования.
Заключение
Использованная  литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

       Проблема  агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
    Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство, вандализм и  др.). Усилилось демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
    Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
    Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой  агрессии, но к одному знаменателю  не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
       Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических  исследованиях. Наличие чрезвычайно  высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
       Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
       Цель курсовой работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.
       Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
    Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»
    Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
    Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения
    Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию
    Провести эмпирическое исследование с целью выявления агрессии у подростков.
Для достижения цели эмпирического исследования я  сформулировал гипотезу – в подростковом возрасте проявляется невысокий уровень агрессивности.
Данная  курсовая работа содержит введение, две  главы, заключение, список литературы. В курсовой работе для достижения цели применялась следующая методика: опросник «Агрессивности и враждебности» Басса – Дарки. 
 

       Глава 1. Агрессия как психологический феномен 

      Понятие агрессивности и  агрессии, основные теоретические подходы
 
           В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
    Выделим основные определения агрессии в  соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
      Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
      Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
      Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
      Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) [1]
      Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [2].
           Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
           1. Представление  об агрессии как мотивированных  действиях, нарушающих нормы и  правила, причиняющих боль и  страдания. В этом плане различаются  преднамеренная и инструментальная  агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба [3].
           2. Агрессия как  акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).  Р.  Бэрон и Д. Ричардсон дают  такое определение: агрессия- это  любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или причинение  вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [4].
           По мнению этих авторов:
           - агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;
            -в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
            -жертва должна  обладать мотивацией избежания  подобного обращения с собой;
       Из  отечественных психологов эту точку  зрения разделяют Т.Г. Румянцева  и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [3].
       В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой  утверждается что:
      Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
      Агрессия всегда является результатом фрустрации.
          В свете теории социального  научения, предложенной Бандурой, агрессия     рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое  усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие         другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные  навыки, требующие всестороннего научения» [2].  Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как    обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут         болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или         действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не         даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно [4].
       Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
               Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.
               Это определение подчеркивает, что  агрессия — это модель поведения,  а не эмоция или мотив. Хотя  агрессия часто ассоциируется  с негативными эмоциями — такими  как злость; с мотивами — такими  как стремление навредить или  оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние  на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием    для подобного поведения.
       Необходимо  разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
       Индивидуальные  детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек  склонен "тиражировать" удачные  модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.
 

      Причины агрессии, ее виды и механизм действия
 
    Склонность  человека к агрессивным действиям  пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный  «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
    Человеческая  агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу  физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
    Согласно  теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
    Другой  взгляд на происхождение агрессивного поведения а представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение  возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек [3].
    Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения, о которой мы уже говорили в первой главе.
      Агрессивные действия рассматриваются  не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
  1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
  2.Наличие фрустрации.
  3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
  4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
    Говоря  о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
    Во  – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив  друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
      Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
    Инструментальную  агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально  и социально мотивированную, можно  также говорить о своекорыстной  и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
         Среди форм агрессивных реакций,  встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие [5]:
    Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
    Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
    Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
    Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
    Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
            Из форм враждебных реакций отмечаются:
    Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
    Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
    Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки [3].
      Рассмотрим их более подробно, т.к. именно эти факторы и  определяют агрессивное поведение  у человека.
  Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
  Ожидание  достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение [2]:  Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.
  Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться . Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.
  Удовлетворение, приносимое достигнутым  в ходе агрессии результатом:   Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
  Самооценка:  Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.
  Итак,    в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так:  в начале происходят невидимые  наблюдателю и чувственно не оформленные  для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности у подростков.
2.1. Постановка задачи и методы исследования 

Задачей исследования  является  выявление и  диагностика агрессии у подростков.
      Цель эмпирического исследование является выявление агрессии.
      Для достижения цели были поставлена гипотеза: в подростковом возрасте проявляется невысокий уровень агрессивности.
     Исследование проводилось на  базе  152 школы в г.Саратове.  Выборка была  составлена  в   соответствии   с   целью   и   задачами исследования. В состав выборки вошли девушки и юноши 10-11 классов в количестве 60 человек. Однако, проявление агрессивности, или тенденции к ним, было обнаружено у 8 человек, или 13% от всех испытуемых. Возраст испытуемых от 16 до 18 лет. Исследование проводилось в октябре 2011 года.   Для достижения цели  я провел исследование по методике: опросник «агрессивности и враждебности» Басса – Дарки,
Индекс  шкалы «агрессия» по опроснику Басса  – Дарки складывается из подшкал: физическая агрессия+раздражение+вербальная агрессия.
По  результатам исследования можно  сказать, что 13% испытуемых выявлена  агрессивность как вербальная, так и физическая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2. Анализ результатов исследования
           По результатам исследования  можно сказать, что агрессия у небольшого количества подростков. Из этого можно сделать вывод, что сегодня в школах продуктивно работают педагоги и психологи, уменьшая уровень агрессивности у школьников. А невысокий уровень агрессивности можно объяснить тем, что в старших классах дети подвержены переживаниям и стрессам из-за сдачи экзаменов и предварительных им работ, влияет коллектив, различные компании, субкультуры, которые приводят к возбудимости и враждебности подростков. Также известно, что подростковый возраст – это возраст перемен и становления своего «Я». На личность влияют ряд внешних и внутренних личностных факторов: социальные условия и социальное окружение (особенности окружения, СМИ, музыка, кино, технические средства, особенности группы), внешние физические обстоятельства (шум, жара, теснота, метеоусловия), возрастные особенности (эмоциональность, опыт, особенности адаптации, потребности, интересы), индивидуально-личностные особенности (характер, темперамент, пол, образование, самооценка, эмоциональное состояние), физиологические условия  (привычки, комплексы, уровень здоровья, заболевания, усталость).
Наибольший  вклад в развитие ребенка вносят родители и окружение родственников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Заключение
      Нарушения  поведения  у   подростков   стали   чрезвычайно   актуальной
проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления,  нередко  приобретающие  патологический  характер,  обусловлены наблюдаемым  в  наше  время  ускорением  физического  развития  и  полового созревания.  Современная  социальная жизнь предъявляет нервной   системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.  У  подростков нередко  долго  еще  сохраняются   почти   детские   интересы,   причудливо переплетающиеся  с  интересами  взрослых,   слишком   велика   податливость случайным  влияниям,  эмоциональная  неустойчивость.  И  нередко  при  этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга,  ответственность,  самоограничение,  моральные  и  этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.
      Целью  курсовой   работы   являлось   исследование   проявления агрессии у подростков. Было  проведено эмпирическое   исследование.   При   помощи   опросника «Агрессивность и враждебность» Басса – Дарки.  Согласно гипотезе предлагалось подтвердить, что у подростков выявится невысокий уровень проявления агрессивности.
      В ходе проведенного  исследования  предложенная  гипотеза  нашли свое
подтверждение. Среди испытуемых  выявлено, что у 13% испытуемых проявляется агрессивность.
      Полученные  данные  в  ходе  исследования  могут  иметь   практическую
значимость, использоваться в процессе преподавания  соответствующих  курсов.
Большое  значение  полученные  выводы  будут  иметь  для  социальных  служб, педагогов, психологов, при работе с подростками. 
 
 

Использованная  литература:
1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000
2.Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999., с. 38 – 39
3.Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12
4.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18.
5.Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его 
 коррекции», Москва, 1996, стр.6
 
 
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.