На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безработица как форма макроэкономической нестабильности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                               СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение……………………………………………………….3
  1.Теоретические основы возникновения и развития рынка труда 

      Сущность  и показатели безработицы……………………………………….4
      Классический и кейнсианский подходы к безработице………………….10
      Методы борьбы с безработицей……………………………………………13
 
    Проблемы  практического регулирования
 
  
      Проблемы, динамика и структура безработицы
    в Республике Беларусь………………………………………………………..18
      Проблемы занятости и безработицы других стран……………………….22
      Модели регулирования рынка……………………………………………..28
 
    Перспективы белоруской политики
 в области  занятости……………………………………………………..34 

    Заключение…………………………………………………...41 

    Литература…………………………………………………...43 
     

Приложение №1 Уровень безработицы по областям Республики Беларуси………………………………………………………………………. 44 

Приложение №2 Программы предоставления
пособий по безработице………………………………………………………45 
 

Приложение №3 Примерная структура Закона «О страховании от безработицы»…………………………………………………………………46 
 
 

                                                                                          Введение 

      Целью этой работы является рассмотрение самого понятия безработицы. Необходимость  дать теоретическую и практическую характеристику данного явления  в экономике не только Республики Беларусь, но и в других западных странах и России. А так же решить вопросы как на практике в этих странах решаются проблемы занятости и безработицы, каковы условия предоставления помощи лицам, не имеющим работы, и как осуществляется контроль за расходования средств из фонда пособий по безработице, в чем состоит активная политика занятости и каковы альтернативы безработице.
      Важным  вопросом для исследования является определения содержания понятия  рынка труда, что он может внести нового в систему общественных отношений, сложившихся в нашем обществе, его влияние на безработицу, внесение новых качественных элементов в систему трудовых отношений, направленные на повышение эффективности общественного производства.
      В данной работе были использованы нормативные  и статистические материалы ряда капиталистических стран, таких как США, Франция, Япония, Швеция, а также России и Белоруссии, освещающие проблемы занятости.
      Большое внимание уделено анализу комплекса  мер по предотвращению безработицы, управлению человеческими ресурсами, персоналом, анализу реальных процессов, происходящих в трудовой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы возникновения и развития рынка труда
      1. Сущность и показатели безработицы
      Безработица является важной проблемой не только в странах, которые вступили на путь рыночных реформ, но и во многих странах с рыночной экономикой, особенно в Западной Европе, где уровень безработицы превышает 10% трудоспособного населения.
      Человек является безработным, если он нигде не работает и занимается поиском работы. Поэтому, чтобы получить статус безработного, недостаточно лишь не иметь работы, необходимо активно пытаться ее найти.
К безработным  не относятся лица пенсионного возраста, лица, осуществляющие уход за детьми дома, люди, прекратившие по каким-либо причинам поиск работы, а также временно не работающие.
     Безработицу классифицируют по следующим признакам:
    продолжительность существования безработицы:
    краткосрочная (технологическая, фрикционная, сезонная, молодежная и остаточная);
    долгосрочная (структурная, «конверсионная», конъюнктурная, региональная, обусловленная высоким уровнем минимальной зарплаты, скрытая и застойная);
    характер проявления:
      открытая (технологическая, фрикционная, сезонная, структурная, «конверсионная», конъюнктурная, молодежная, остаточная и др.);
      скрытая (характеризуется наличием в производстве излишних работников, которые официально безработными не признаются);
    степень охвата различных групп населения:
      основная, охватывает работников трудоспособного возраста, работавших прежде;
      молодежная, включает выпускников школ, техникумов, вузов, молодых специалистов;
      остаточная, охватывает лиц с ограниченной трудоспособностью, слабых здоровьем, а также людей предпенсионного и пенсионного возраста;
    отношение безработных к занятости:
      действительная, безработные хотят найти подходящую работу и       способны трудиться;
      фиктивная или застойная. У безработных нет желания, а со временем и возможности работать.
     Для экономического анализа важное  значение имеют типы безработицы:  фрикционная, структурная, циклическая  и естественная.
      Фрикционная безработица. Данный тип безработицы существует всегда, так как при наличии свободы выбора профессии, рода и вида деятельности какие-то работники в каждый момент времени оказываются в положении «между работами». Одни работники ищут наиболее подходящие рабочие места, другие добровольно увольняются, находят более высокооплачиваемую, престижную или интересную работу, третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительстве из-за плохой погоды). И есть еще категория работников, прежде всего это молодые люди, которые впервые ищут работу. Хотя категория людей, по тем или иным причинам оставшихся без работы, меняет свой состав из месяца в месяц, этот тип безработицы как таковой остается. Таким образом, рынок не мгновенно и не идеально устанавливает соответствие между работниками и рабочими местами.
      По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной, и по крайней мере отчасти желательной, поскольку многие работники меняют малопродуктивную работу на высокооплачиваемую и производительную. Это означает более высокие доходы для самих работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший объем реального производства экономики в целом.
     Структурная безработица. Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и технологии производства происходят изменения, которые меняют структуру рыночного спроса на рабочую силу – как профессиональный состав, так и географическое размещение. В результате таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или эти профессии вовсе исчезают. Спрос на другие профессии наоборот растет. В данном случае безработица возникает потому, что рабочая сила не сразу отвечает на новые изменения в структуре рабочих мест. Профессиональные навыки рабочих не соответствуют требованиям рынка, их умение и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса.
      Существует еще одна причина структурной безработицы – меняется географическая структура занятости. Одним примером может являться перемещение рабочих мест из предприятий, расположенных в черте крупных городов, на предприятия, размещенные в промышленных пригородных зонах. Это означает, что какая-то часть работников попадает в ряды структурной безработицы, поскольку наблюдается несовпадение между реальным географическим размещением работников и местоположением открывающихся рабочих мест.
     Потеря работы при структурной безработице связана с необходимостью смены специальности, переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства. Исходя из этого, структурная безработица является более продолжительной, чем фрикционная, а потому и более серьезной.
      Циклическая безработица. Данный тип безработицы возникает в период спада, то есть той фазы экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, безработица растет. Иногда циклическую безработицу называют безработицей, связанной с дефицитом спроса [3, с. 163].
      Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. То есть, сумма фрикционной и структурной безработицы равняется естественной безработице. Фрикционная и структурная безработица не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость – это отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы.
      Понятие естественного уровня безработицы тесно связано с категорией потенциального уровня ВВП. Потенциальный ВВП – это такой объем ВВП, который произведен в условиях полной занятости (естественного уровня безработицы). Из этого ясно, что фактический и потенциальный ВВП могут не совпадать, как и не всегда совпадает фактическая и естественная безработица. Разница между фактическим уровнем безработицы и естественным есть циклический уровень безработицы:
                    Ур. б.(цикл.) = Ур. б.(факт.) – Ур. б.(естест.).                                   (1)
      Остановимся на факторах, определяющих естественный уровень безработицы. Обозначим трудоспособное население Т, число работающих – З, а число безработных – Н. Таким образом, трудоспособное население представляет собой сумму работающих и безработных:
                                                  Т=З+Н
Уровень безработицы (в процентах) определяется по формуле:
                  Уровень безработицы =Н/Т *100%      [10, с.442]                           (2)
       Формула (1) не точна, так как не учитывает скрытую безработицу. При скрытой безработице увеличивается число занятых.
       Формы скрытой безработицы:
      неполный рабочий день;
      неполная рабочая неделя;
      неполный рабочий год (удлинение отпуска за счет работника).
      Таким образом, для точного учета циклической безработицы (т.е., когда фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, и как следствие общество «недополучает» часть ВВП) применяется закон Артура Оукена: на каждый процент циклической безработицы приходится 2% недопроизводства ВВП (-?ВВП (%)) или 2,5% недопроизводства ЧНП (-?ЧНП (%)).
     Зная недопроизводство ВВП (ЧНП) можно оценить уровень циклической безработицы уже с учетом ее скрытой формы по следующей формуле:  

        Уровень безработицы (цикл.)=| -?ВВП (%)|/2 = |-?ЧНП (%)|/2,5, где   (3) 

            -?ВВП (%) = (ВВП факт.-ВВПmax)/ ВВПmax *100%,
                                                                                                                                (4)
            -?ЧНП (%) = (ЧНП факт.-ВВПmax)/ ЧНПmax *100%. 

     Как отмечалось, определенный уровень незанятости населения будет существовать при любом состоянии экономики и объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Отмечено, что уровень фрикционной безработицы будет выше там, где государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Такие пособия увеличивают срок ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Люди остаются безработными до истечения срока выплаты пособия.
      В период структурной перестройки происходит переоценка важности отдельных видов занятости, избыток работников одних профессий и нехватка рабочей силы других специальностей. Уровень безработицы в этот период времени возрастает, так как многие в этот период теряют работу и вынуждены трудоустраиваться заново.
      Причиной безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. В случае если объем заработной платы превышает стоимость выпушенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость. Фирма должна нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, если стоимость предельного продукта превышает размер его заработной платы. При этом фирма стремиться увеличить разницу между стоимостью предельного продукта и затратами на покупку рабочей силы, то есть максимизировать прибыль.
     Фирма фактически ориентируется на соотношение уровня заработной платы и цены продукции. Если это соотношение растет, то есть рост заработной платы обгоняет рост цен на продукцию, она нанимает меньше работников, при уменьшении этого соотношения количество применяемой рабочей силы увеличивается. Таким образом, слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы.
      Безработица так же является результатом жесткости заработной платы (это неспособность заработной платы к гибкому изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда) и называется безработицей ожидания. Причин, объясняющих жесткость заработной платы, несколько:
    минимальная заработная плата;
    дополнительные издержки труда;
    налоги на труд;
    влияние профсоюзов;
    стимулирующая заработная плата.
      Снижению заработной платы препятствуют законы о минимальной заработной плате, устанавливающие обязательные для всех фирм минимальные ставки оплаты труда. Установленный минимум, особенно для категории неквалифицированных и неопытных рабочих, поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на данный вид труда [10, с. 443 ].
      К причинам, обуславливающих жесткость заработной платы и рост безработицы, относятся дополнительные издержки труда и налоги на труд. В ситуации, когда предприятие нанимает работника, в дополнение к заработной плате ему приходится нести множество связанных с этим затрат: оплачивать отпуск, медицинское обслуживание, иногда жилье. Так же предприятие платит налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от ее общего объема. Дополнительные издержки и налоги на труд являются антистимулом при найме дополнительных рабочих и препятствием е снижению заработной платы.
      Заключение коллективных договоров между предприятиями и профсоюзами позволяет сохранять заработную плату на высоком уровне. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением, а в ходе переговоров между руководством профсоюзов и фирм. Заключаемый в итоге коллективный договор часто предусматривает заработн6ую плату выше равновесного уровня. Результатом в этом случае будет уменьшение количества нанятых работников и рост безработицы ожидания.
     Причину жесткости заработной платы экономисты усматривают и в существовании систем заработной платы, стимулирующих эффективный труд. Все теории стимулирующей (эффективной) заработной платы исход из того, что высокая заработная плата повышает производительность труда, а значит, и прибыль фирмы [10,с. 444].
           1.2 Классический и кейнсианский подходы к безработице
      Классическая экономика. До Великой депрессии 30-х годов многие экономисты XIX и начала XX в., ныне именуемые классиками, полагали, что рыночная система способна обеспечить полную занятость экономических ресурсов. Они признавали, что иногда чрезвычайные обстоятельства, такие, как войны, политические перевороты, засухи, крахи на фондовой биржи или «золотая лихорадка», могут сбить экономику с пути полной занятости. Но когда это происходит, рынок корректирует цены, заработную плату и процентные ставки и в экономике восстанавливается уровень производства, соответствующий уровню полной занятости. В основаниях этой теории стаит французский экономист Дж. Б. Сэй. В теории Дж. Б. Сэя рынок труда – это рынок совершенной конкуренции. Этот рынок характеризуется следующими признаками:
    отсутствие профсоюзов и рабочих партий;
    трудоустройство осуществляется на основе индивидуальных договоров (контрактов), в которых оговариваются условия труда;
    отсутствие пособий по безработице.
      В ситуации, когда на рынке труда возникает безработица, свободная конкуренция между занятыми и безработными усиливается. Это приводит к снижению заработной платы. Вследствие снижения средней заработной платы, возрастает величина спроса на труд до тех пор, пока не установиться полная занятость на труд. Любой избыток рабочей силы вскоре исчезнет.
      Таким образом, классическая теория утверждает, что безработица в условиях рынка совершенной конкуренции фактически невозможна.
      Кейнсианская теория. Депрессия 30-х годов охватила весь мир. Вследствие депрессии реальный объем ВВП в Соединенных Штатах сократился на 40%, а уровень инфляции подскочил примерно на 25%. Почти то же самое произошло в других промышленно развитых странах. Отрицательные последствия депрессии ощущались в течение 10 лет. Существует несоответствие между теорией, которая гласит, что безработица практически невозможна, и фактической десятилетней и очень значительной по масштабам безработицей, в плену у которой находилась американская экономика.
      В 1936 г. английский экономист Джон Мейнард Кейнс объяснил, почему в капиталистических экономиках занятость носит циклический характер. В своей работе «общая теория занятости, процента и денег» он раскритиковал основы классической теории. Кейнс указал, что в некоторые периоды не весь доход затрачивается на произведенную продукцию. Когда повсеместно возникает недостаток расходов, на складах производителей накапливаются непроданные товары. На рост запасов производители отвечают сокращением занятости, то есть безработицы.
      Согласно кейнсианской теории причины безработицы скорее кроются в неспособности синхронно принимать определенные фундаментальные решения, в частности по вопросам сбережений и инвестиций.
       Кейнс соглашался с неоклассиками в том, что величина спроса на труд находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы. Кейнс был категорически не согласен относительно «механизма снижения реальной заработной платы. Неоклассики считали, что снижение номенальной заработной платы автоматически приводит к повышению спроса на труд. Кейнс был принципиально другого мнения. Он считал, что снижение номенальной заработной платы не только не повысит спрос на труд, но и понизит спрос на труд, так как снижение номенальной заработной платы автоматически приведет к сокращению совокупного спроса под воздействием одного неценового фактора, то есть потребительских расходов домохозяйств.
      Он был убежден, что в XX в. Существуют институциональные факторы, препятствующие снижению номенальнай заработной платы:
    появление мощных профессиональных профсоюзов и влиятельных рабочих партий. Заключить долгосрочные коллективные договоры, в которых запрещается снижение номенальной заработной платы – главная задача профсоюзов.
    государственное регулирование минимальных заработных плат, стабильность минимальной заработной платы означает стабильность средних заработных плат.
    введение пособий по безработице в соответствии с прожиточным минимумом.
      Присутствие 3-х институциональных факторов на рынке труда практически сводит к минимуму конкуренцию между занятыми и безработными по величине заработной платы.
      Кейнсианская экономикс гласит, что капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к беспрерывному процветанию. По мнению Кейнса, в капиталистической экономике нет автоматического механизма для извлечения ее из фаз спада или депрессий. Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии. Массовая безработица во время депрессии 30-х годов, охватившее весь мир, является достаточным эмпирическим доказательством правоты Кейнса. Его основная рекомендация правительству, противоречащая классической позиции, состояла в том, что оно должно играть активную роль в обеспечении полной занятости.
          1.3 Методы борьбы с безработицей
     Главной задачей государства в борьбе с безработицей – какими методами оно снижает естественный уровень безработицы.
      Более высокий уровень безработицы складывается в таких сегментах рынка труда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства. Прослеживается и дискриминация по расовому признаку.
      Рынок труда в современный условиях испытывает на себе заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Появление рыночных законов на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа производиться в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателем признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между рабочими – ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, диктуемые предпринимателем.
      Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и другое.
      Защита экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. В своей деятельности они стремятся содействовать реализации каждым конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать достойную заработную плату, иметь необходимые условия труда и жизни. В то же время профессиональные союзы не могут уходить в сторону от проблемы обеспечения в новых социально-экономических условиях социальных, гражданских и политических прав работников.
      Особенно профсоюзы беспокоит то, что не реализуется одна из основных задач экономического роста – повышение рентабельности и финансовое оздоровление предприятий.
       Рассмотрим важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату. Выделяют три основных метода:
    профсоюзы могут ограничить предложение труда. Это достигается  рядом мер: введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию закона о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока повышения квалификации, установление высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки;
    профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия;
    профсоюзы могут вызвать повышение совокупного спроса на труд.
      Профсоюзы, действуя в интересах трудящихся, всеми законными средствами борются за утверждение в стане социальной  и экономической демократии, развитие производства, смягчение конфликтов, восстановление стимулов к честному труду через систему коллективных договоров и  соглашений, что является необходимым условием свободного и цивилизованного общества.
      Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя параметры найма в масштабах национальной экономики.
       Большое влияние на рынок труда имеют государственные социальные программы. Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска.
       Значительна и посреднически-вспомогательная роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы и обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последней и меняющимся требованиям рынка.
       Важное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда.
       Биржа труда – учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.
       В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные бюро занятости, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных бюро входит:
    оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу;
    изучение спроса и предложения рабочей силы;
    предоставление информации о требующихся профессиях;
    профориентация молодежи [8, с.243 ].
      Опыт развитых стран показывает, что эффективность государственных бюро в значительной мере зависит от заблаговременного получения сведений о свободных рабочих местах, масштабах высвобождения рабочей силы, ее квалифицированно-профессиональной структуре и других характеристиках, необходимых для успешного трудоустройства.
       Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, имеющие различную специфику, а так же посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодежных организациях.
       Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием. 
      Также  на данном этапе развития экономических отношений имеет важное место флексибилизация рынка труда, то есть повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усилия конкурентного механизма.
      Флексибилизация рынка труда предполагает  введение гораздо более гибкой чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущем трудовым вкладам работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия.
      Итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества [ 8, с.249]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Проблемы практического регулирования безработицы.
       2.1 Проблемы, динамика и структура безработицы в Республике           Беларусь.
      Одним из важнейших индикаторов происходящих в обществе социально-экономических  процессов является безработица, регистрация  которой в Беларуси, как и в  других странах с транзитивной экономикой, связана с развитием рыночных отношений и прежде всего рынка  труда. Она стала острейшей проблемой, прямо или косвенно влияющей на жизнь большинства граждан страны.
      В Беларуси безработица официально регистрируется с 1 июля 1991г., с введением в действие Закона «О занятости населения Республики Беларусь». С этого момента она неуклонно увеличилась и к концу 1996 г. достигла 182,5 тыс. чел., или 4% от численности экономически активного населения. В последующие годы реализация Правительством страны комплекса мер по активизации политики занятости населения создала условия для снижения уровня безработицы. К концу октября 2004 года безработица составила 2,1%. В этом году безработица снизилась еще больше. На 1 ноября 2005 года она составила 1,6%, или 71 тыс. чел.
      Показатель  регистрируемой безработицы не учитывает  значительных по своим масштабам скрытых ее форм. По некоторым причинам значительная часть безработных не регистрируется официально. Поэтому информация о зарегистрированной безработице касается лишь части безработных, которая обратилась в государственную службу занятости и отвечает условиям регистрации в стране. Ведомственная статистика в этой области подвержена влиянию изменений в законодательных положениях, регулирующих порядок регистрации безработных и выплаты пособий по безработице.
      Поэтому реальная безработица в стране состоит из регистрируемой (открытой) и нерегистрируемой (скрытой). Сбор информации путем выборочных обследований домашних хозяйств позволяет охватить все сферы экономической деятельности и все категории трудоспособных граждан. Применяемое при этом понятие безработицы основано на стандартном определении и охватывает лиц, которые в рассматриваемый период соответствовали одновременно следующим критериям: не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском, были готовы приступить к работе в течение определенного периода. Приведенное определение значительно шире предусмотренного законодательством для получения права на получение статуса безработного.
      По  данным выборочных обследований домашних хозяйств безработица в стране по состоянию на конец 2003г. составила 7,8% экономически активного населения, что почти в 3 раза превышает уровень, регистрируемый службой занятости населения.
Динамика  безработицы в Беларуси 

Показатель 1991 г. 1995 г. 1996 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Численность регистрируемых безработных на конец года, тыс.чел.  
2,3
 
131,0
 
182,5
 
95,8
 
136,1
 
91,3
 
71,0
Уровень регистрируемой безработицы на конец  года, в % к экономически активному  населению  
0,05
 
2,9
 
4,0
 
2,1
 
3,1
 
2,1
 
1,6
Уровень безработицы по данным выборочных обследований домашних хозяйств на конец года, в % к экономически активному населению      
8,7
 
6,8
 
7,8
   
 
      Одна  из основных причин этого – крайне малые пособия по безработице, не стимулирующие людей регистрироваться в качестве безработных, а также  отсутствие подходящих вакансий. В мировой практике в службах занятости регистрируется, как правило, третья или четвертая часть безработных. Основная масса людей, ищущих работу, стремиться трудоустроиться самостоятельно [ 13, с. 11].
      Таким образом, показатель безработицы, рассчитанный по итогом обследования домашний хозяйств, в большей степени отражает ее реальные масштабы и показывает, что безработица по-прежнему остается важнейшей проблемой, затрагивающей интересы сотни тысяч людей.
      При определении масштабов безработицы обязательно следует учитывать ее латентные формы, характерные для производства. На предприятиях страны весьма широко распространена частичная безработица в виде вынужденной неполной занятости. Только в январе-сентябре 2004 г. 202,8 тыс. работников предприятий и организаций, или 5,8% среднемесячной численности, работали в режиме вынужденной неполной занятости [ 13, с. 12].
      Следует уделить особое внимание безработице  среди молодежи. По данным официальной  статистики, каждый четвертый безработный  в Беларуси – в возрасте до 30 лет. Большинство из них – вчерашние выпускники школ (68%), ПТУ, средних и высших учебных заведений, которым еще не исполнилось и 25 лет. И если в городах напряжение на рынке труда в последние время несколько спало (за исключением столицы), проблема поиска работы по-прежнему остро стоит в сельской местности, где доля молодых работников сократилась на 5%.
      Последние исследования показали, что среди  работающих доля молодежи составляет 22,4%, причем большинство трудиться  в сфере материального производства (61,1%), где работа отличается высокой интенсивностью, тяжелыми условиями труда и не так уж хорошо оплачивается. Около 572 тыс. юношей и девушек продолжают образование с отрывом от производства в средних и высших учебных заведениях республики, незначительная часть занята в сфере предпринимательства.
      В 2004 году удельный вес молодежи возрасте 16-29 лет в структуре зарегистрированной безработицы составил – 45%. Такая ситуация опасна не только экономическими потерями, но и последствиями, связанными деструктивными личностными изменениями молодого поколения. Долгая невостребованность приобретенных знаний и квалификации лишают человека экономической самостоятельности, приводят к социальной апатии и пессимизму.
      Особую  тревогу вызывает то обстоятельство, что в рядах безработных оказались сотни выпускников вузов и техникумов; каждый второй – выпускник школы, не имеющий, по сути, ни профессии, ни опыта.
      Наибольшее  число выпускников вузов, невостребованных на рынке труда, - экономисты, которые  составляют 24,6% от общего количества зарегистрированных в качестве безработных выпускников с высшим образованием, 28,1% безработных имеют техническую специальность, 17,4% - выпускники педагогических вузов. Оказывается республика давно не ощущает нехватки специалистов. И вряд ли нам понадобиться такое количество менеджеров, экономистов, юристов, какое продолжают готовить государственные и негосударственные учебные заведения.
      Обращает  на себя внимание тот факт, что среди  безработных выпускников высших и средних специальных учебных заведений 80% занимают женщины. Дипломированные специалисты-женщины ищут работу в среднем в 3 раза дольше мужчин.
      Особенно  остро стоит проблема с трудоустройством сельской молодежи, для которой этот труд давно уже не кажется привлекательным [15, с.22 ].
      Безработица носит еще один из многих негативных характер. Обследование семейных бюджетов безработных выявило, что у трети семей зарегистрированных безработных денег хронически не хватает, у другой трети хватает только на продукты питания, 27% могут покупать лишь самое необходимое из продовольственных товаров и услуг, и лишь 5% семей констатировали более-менее благополучную ситуацию. Большинство семей безработных можно отнести к бедным и беднейшим слоям населения. Примерно у 90% респондентов месячный среднедушевой доход не достигает физиологического прожиточного минимума, из них у 68% - не составляет и половины его. Соответственно лишь у 10% опрошенных месячный бюджет достигает прожиточного минимума, но не доходит до уровня минимального потребительского бюджета.
      Результаты  обследований подтверждают наличие  в традиционном составе бедного  населения категории «новых»  бедных. Это безработные и работающие, имеющие иждивенцев, то есть категории  экономически активного населения, в принципе свободные в своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния. Наибольшая концентрация бедности отмечается в группах временно неработающих. Количество семей с безработными в общей совокупности опрошенных составило 9,4%. Процент бедных среди семей с безработными достигал 73%. Безработные их члены не приносят в семейный бюджет трудовые доходы, а социальная помощь им имеет крайне ограниченный характер [13, с.13].
      На 1 ноября 2005 года безработица по областям Беларуси составила: 2% - Витебская область; 1,9% - Магилевская и Брестская области; 1,8 – Гомельская область; менее 1% - Минская область (см. Приложение1).
      Таким образом, важнейшим аспектом социально-экономических  последствий безработицы являются обусловленные ею потери, которые  несет человек. В качестве таковых для отдельного человека выступает его заработная плата, сокращение которой чувствительно как для регистрируемых, так и для скрытых безработных.    
      2.2 Проблемы занятости  и безработицы  других стран
      Создание  Международной организации труда в 1919 г. и первая принятая ею конвенция, посвященная ограничению рабочего времени на промышленных предприятиях до 8 часов в день, а также вторая – о безработице могут считаться началом нового типа отношений в триаде «государство – работодатель – наемный труд».
      Мировой экономический кризис 1920-1930 годов, распространение  новаторских идей Дж. М. Кейнса о  роли трудового фактора в макроэкономическом регулировании привели к резкому  изменению позиции многих государств в отношении занятости и безработицы.
      Послевоенный  период отличается нарастанием не только интеграционных процессов в экономике  промышленных держав в целом, но и  усилением внимания к проблемам  занятости. В какой-то мере это может быть связано с увеличением уровня безработицы, но сужать всю проводимую правительствами развитых стран политику регулирования рынка труда только до сегмента безработных было бы не просто упрощением, но и искажением реальных тенденций. Они же заключаются в том, что основные финансовые ресурсы, выделяемые по программам занятости на активную политику, все больше затрачиваются в противовес пассивной политике, сводимой к выплате пособий по безработице и другим видам помощи безработным. Например, в России пока еще ведется в основном пассивная политика занятости, поскольку достаточно весомых или тем более угрожающих размеров официально зарегистрированной безработицы пока нет.
      Франция имеет давние традиции регулирования  рынка труда и во многом ее программы  в области безработицы служат ориентиром  для других стран. Франция одна из первых стала применять программу досрочного выхода на пенсию как меру уменьшения давления на рынок труда и борьбы с безработицей.
      Второй  пример касается программ трудоустройства  молодежи, прежде всего профессионально  необученной, то есть имеющей пониженную конкурентоспособность на рынке труда. Специальная льготная налоговая политика по отношению предпринимателям, берущим на работу такую молодежь, показала не только несомненную эффективность подобных программ, но и довольно широкий интерес предпринимателям к этим мерам.
      Особое  место в системе регулирования  социально-трудовых отношений во Франции  занимают так называемые региональные программы социально-экономического развития территорий.
      Программы социально-экономического развития территорий разрабатываются для решения целого комплекса социально-трудовых проблем, возникающих в результате неблагоприятного экономического климата для существования отдельных отраслей народного хозяйства, определяющих «лицо» региона. В первую очередь это касается таких отраслей, как угольная и металлургическая.
      В ряде областей Франции, где доминирующее положение в хозяйстве занимали металлургические отрасли, в начале 70-х резко обострилась проблема закрытия убыточных предприятий  и полной ликвидации рабочий мест. Учитывая общую экономическую нестабильность, правительство Франции приняло решение разработать специальные региональные программы. Эти программы представляли собой перечень и сроки мероприятий по ликвидации убыточных предприятий, структурной перестройке хозяйства на конкретной территории. Все мероприятия и размеры выделяемых средств определялись на договорной основе: местный муниципалитет и профсоюзы обязывались ликвидировать определенное количество рабочих мест к определенному сроку, а правительство обязывалось выделять на постоянной основе конкретную сумму денег. Стороны договорились о конечной дате, после которой полностью закрывались те или иные предприятия и прекращалась выплата федеральных субсидий.
      Анализу основных тенденций в занятости  и всех сопутствующих и побочных изменений огромное внимание уделяют  ОЭСР и Совет Европы. Последний  проводит ежегодные конференции  «Занятость в Европе», так называемые недели содействия занятости, а директорат по занятости, индустриальным отношениям и социальным вопросам по итогам этих конференций выпускает ежегодные доклады, из которых можно почерпнуть практически все данные.
      ОЭСР  также систематически наблюдает  за ходом выполнения программ занятости  и расходованием средств по этим программам. Особое внимание было уделено проблеме централизованных и децентрализованных элементов программ, соответствию средств, выделяемых из центра, и местных потребностей в них, взаимодействию различных уровней управления политикой занятости.
      В Германии политика занятости предусматривает  создание новых рабочих мест в  отраслях с наиболее высоким уровнем  безработицы. Так же в Германии многочисленные социально- трудовые функции централизованы в руках сильного министерства труда.
      Однако  программы в области труда наибольшее значение приобрели в ФРГ. Как известно, эта страна в конце 80-х – начале 90-х годов столкнулась с грандиозными проблемами, связанные с присоединением Восточной Германии. Достаточно привести следующие цифры: общий объем производства в промышленности сразу же после объединения Германии упал в Восточных землях на 50% и уже к вене1991 года составил всего 30% от уровня 1989 года. После первой мировой войны объем производства в Германии в самой низкой точке кризиса был на уровне 57% от уровня 1913 года. Концу 1992 года доля занятых в Восточной Германии упала с 10 млн человек до 6,2 млн человек.
      В целях кардинального изменения  ситуации была разработана специальная  программа по санации восточногерманских предприятий. С этой целью был создан Опекунский совет, который должен был провести целый ряд мероприятий по переводу предприятий с планового ведения хозяйства к рыночному. В задачи Опекунского совета входили поиск потенциальных инвесторов, способных реанимировать бывшие предприятия ГДР, налаживание на них выпуска конкурентоспособной продукции и создание западной системы менеджмента. Однако ряд серьезных теоретических просчетов привели к тому, что деятельность опекунских советов оказалась неудачной.
      Осознав подобное положение, министерство труда Германии обратилось к своему опыту реализации программ активной политики на рынке труда.
      Одним из ее направлений было решение о  возможности массового досрочного выхода на пенсию в Восточной Германии. Это право было предоставлено  лицам в возрасте 55 лет с выплатой пенсии в размере пособий по безработице (это около 63% от заработной платы). Другим направлением стала переподготовка кадров, которая во многих случаях была направлена на приобретение новой профессии.
      Самым же важным элементом программы активных действий на рынке труда стало создание так называемых «обществ занятости».
      В конце 1991 году в землях Восточной  Германии действовали 333 такие компании, обеспечивавшие работу более чем  для 130 тыс. человек. Основной сферой деятельности обществ занятости являлось создание социально-экономической инфраструктуры для развития туристического бизнеса (ремонт автодорог, рекультивация земель и промышленных выработок, очистка и восстановление окружающего ландшафта и т. п.).
      Подводя итог, остановимся на общих чертах программ занятости ОЭСР. Здесь можно указать на три группы подпрограмм активной политики занятости.
     1. Программы по субсидированию  найма на постоянную работу  в частном секторе. По ним  субсидии выделяются или на  стимулирование занятости отдельных групп работников, ли на сохранение рабочих мест для работников, у которых высок риск их потерь.
     2. Программы по поддержке предприятий, создаваемых самими безработными. Этот вид программ называется в отечественной литературе программами самозанятости и получает в некоторых регионах достаточно широкое распространение.
     3. Программы непосредственного создания  рабочих мест в государственном  или коммерческом, то есть приносящих  прибыль, секторе. Чаще всего  эти программы подразумевают  представление временной работы, дающей возможность безработному вновь адаптироваться в социально-трудовой сфере, получить новые навыки, стать более ценным работником.
     Вторая  группа программ содействия занятости  относится к пассивным программам, или к программам поддержания  доходов. Она состоит из подгруппы, связанной со всеми видами пособий по безработице ( помощь безработным, выходные пособия, пособия работникам обанкротившихся предприятий, специальная поддержка различных групп работников, таких как занятые в строительстве в период плохих погодных условий).
      Необходимо  отметить ситуацию по безработице в  России на современном этапе. В одних  местах переизбыток рабочих, в других – недостаток. Предпринимателям требуется 0,9 млн сотрудников, 5,8 млн граждан  ищут работу. Все острее встают миграционные проблемы.
    Можно выделить следующие причины безработицы  в России:
    Увольнения по собственному желанию – 33%;
    Высвобождение, сокращение персонала – 28%;
    По состоянию здоровья, личным причинам – 13%;
    Окончание срока временной, сезонной работы – 10%;
    Выход на пенсию, в отставку – 5%;
    Перемена места жительства – 4%;
    Другое – 7%.
   Отметим, что безработных среди женщин меньше, чем у мужчин, в некоторых  регионах почти в2 раза. И естественно, в сельской местности положение  намного хуже, чем в городах.
   В целом по Росси вырисовывается следующая  любопытная картина о временных  периодах поиска работы. Средние время поиска работы безработными в ноябре 2004 года составило 8,5 месяца и увеличилось по сравнению с ноябрем 2003 года на 0,3 месяца. Стаж пребывания в состоянии застойной безработицы имели 38,4% безработных (в ноябре 2003 года – 35,7%). Доля застойной безработицы среди сельских жителе5й существенно выше – около 47%. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы составила 35%. Число безработных в России в 3,5 раза больше официально зарегистрированных.
         Таким образом, каждая страна испытывает проблемы занятости  и безработицы. В связи с этим вырабатываются различные виды и подвиды программ, направленных на регулирование рынка труда и занятости. Такая ситуация требует вмешательства государства, которое с одной стороны, являлось бы не спонтанным, а учитывающим прогнозы и долгосрочную политику. С другой стороны – не вмешивающим в собственно предпринимательскую деятельность.
          2.3 Модели регулирования рынка труда
      Рассмотрим несколько моделей регулирования рынка труда.
      Японская модель. Классическим примером организации внутреннего рынка труда представляет Япония. Система трудовых отношений в этой стране базируется на так называемом «пожизненном найме», который предусматривает гарантии занятости работникам вплоть до наступления предельного возраста работы на предприятии в 55-60 лет. Система «пожизненного найма» предусматривает повышение размера материальных благ в виде заработной платы, премиальных социальных плат.
      Закрепление кадров на предприятии системой «пожизненного найма» позволяет компаниям проводить полное формирование квалификации на внутренне фирменном уровне, оперативно проводить в соответствие профессионально-квалификационный состав кадров со структурой рабочих мест, развитием техники и технологии, модификацией выпускаемой продукции.
      В течение первых 10-12 лет работник 3-4 раза перемещается в плановом порядке на новые рабочие места с целью расширения своего профессионального профиля и готовности внутрифирменной мобильности. Стаж работы в 10-12 лет работники-мужчины приобретают к 30-35 годам. Женщины обычно не попадают в систему «пожизненного найма», и стаж работы у них меньше чем у мужчин [6, с.17].
      Японские фирмы ориентируются на использование наемных работников в течение длительного периода. Это послужило новой политике, направленной на воспитание у работников творческого отношения к труду и высокого качества работы. Что определило в известной мере стремление предпринимателей решать вопросы сокращения производства и применяемой рабочей силы не за счет увольнения работников, а за счет сокращения рабочего времени или перевода работников на дочерние предприятия или передача другой фирме, согласно взаимному соглашению.
      Все вышесказанное, однако относится в основном к постоянному персоналу фирмы. Работники, имеющие статус временного увольняются во время экономических спадов первыми, часто выходят из состава экономически активного населения навсегда. Чем меньше размеры фирмы, тем больше удельный вес временных работников, тем выше степень остаться безработным [6, с.18].
      Модель США. Для модели характерна децентрализация рынка труда. В каждом штате США есть законодательство о занятости и помощи безработным, свои фонды страхования по безработице, взносы предприятий и самих работников выплачиваются раздельно в фонды штатов и федеральный фонд.
       Характерна и политика занятости и на предприятия. При изменение конъюнктуры и необходимости уменьшить объем применения рабочей силы фирмы США прибегают к увольнения работников, а не к сокращению количества отрабатываемых человеко-часов, как в Японии. К увольнения прибегают и тогда, когда предприятия оказываются нерентабельными.
      Опираясь на частные рынки финансового капитала, фирмы передислоцируют производственный капитал в более производительные предприятия в США или за границей. Работники старых предприятий могут быть уволены, и на их места взяты новые работники. Работники в США не получают не получают информации об увольнениях вплоть до наступления самих увольнений. Следует отметить, что коллективные договоры, заключаемые между фирмой и профсоюзами, имеют положения, согласно которым работники, имеющие большой стаж работы, имеют преимущества перед работниками уже имеющими стаж, при увольнениях. Однако, коллективными договорами охвачены в США лишь 25% работников.
      В США крупные промышленные компании обычно уделяют мало внимания профподготовке работников, за исключением переподготовки к специфическим работам. Заработная плата определяется классификацией работ по сложности. Продвижение работника связано обычно с переходом на другую работу, а не с расширением профессионально-квалификационного профиля работника. Заработная плата и другие выплаты устанавливаются контрактами, заключаемыми на продолжительное время. Очень мало связи и информации между администрацией предприятий и профсоюзами.
      Эти черты внешнего рынка труда США присуще политике американский компаний в отношении сокращения издержек на рабочую силу за счет увольнения работников, а не за счет их перемещения внутри предприятия или между предприятиями одной фирмы, как это имеет место на японских предприятиях. Противовесом такой политике внутреннего рынка труда является высокая мобильность рабочей силы, как профессиональная, так и географическая [6, с.19].
      Результат такой политики – относительно высокий уровень безработицы – значительно выше, чем в таких странах, как Швеция и Япония.
      Шведская модель. Успех Швеции в достижении полной занятости был достигнут благодаря активной политики занятости. На профподготовку работников и на создание рабочих мест Швеция тратит больше, чем любая другая страна, хотя у нее доля бюджета, идущая на занятость, не выше, чем в других странах.
      Там, где другие страны тратят средства на безработицу, Швеция вкладывает эти средства в повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
      Успех политики занятости в Швеции закладывался 40 лет назад и связан с именами шведских ученых – Р. Мейднер и Г. Рена. В 1951 году они предоставили на конференцию профсоюзов доклад «Профсоюзы и полная занятость». Этот документ исходил из того, что политика на рынке труда не должна сводиться к содействию заполнения безработными вакантных рабочих мест и выплаты пособий по безработице, а должна носить предупреждающий характер безработицы.
      В предложенной интегрированной модели были связаны в едино экономическое развитие, оплата труда и политика на рынке труда.
      Было признано, что традиционная стратегия создания полной занятости – поддержание высокого спроса на рабочую силу в комбинации с контролем за заработной платой и ценами – неизбежно должна привести к высокому уровню инфляции и сдвигам в заработной плате. Поэтому была разработана и принята новая модель достижения полной занятости, которая содержала четыре основных элемента:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.