На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальное управление

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                            
 

Оглавление 

   
Введение

 
      Научные  основы  социального  управления  опираются на   теорию   систем социального управления и теорию искусства  социального  управления.  Поэтому предметом  изучения  является  исследование  управленческой  деятельности  в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе  создания системы социального управления, которая  изучается  теорией  ее  построения, функционирования и совершенствования.
      Задача   социального   управления   -   обеспечение   целостного представления о взаимодействии  сложных  социальных  систем,  их  структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на  другую,  о специфических отношениях, которые складываются между  объектом  и  субъектом управления в процессе их взаимодействия.
      Актуальность  данной темы заключается в том, что  необходимость социального  управления  обусловлена  прежде  всего  фактом разделения  труда  в  группах  людей,  в  крупных  коллективах,  в  масштабе государства, а  также  необходимостью  его  кооперации.  Следовательно,  как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества,  так и управление является необходимым элементом общего  труда,  существования  и развития общества.
      Ключевое  понятие  управления  -  воздействие.   Оно   осуществляется   в технических и биологических  системах.  Сразу  скажем,  что  нас  интересует такое воздействие, которое осуществляется  в  социальных  системах  и  может быть понято как воздействие  субъекта  управления  на  объект  управления  с целью перевода его в новое желательное состояние.
      Основные задачи управления и его составной части -  организации решает  система  управления.  Конечный  результат  ее   функционирования   - принятие и реализация грамотного управленческого решения.
      Итак, цель данной работы социальное управление, как самостоятельная отрасль научного знания законы и принципы.
      Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      - рассмотреть основы современного социального управления;
      - изучить социальное управление как систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             

                               
 

 Глава 1. Основы современного социального управления
      Сущность  и содержание социального  управления
 
 
 
      Понятие  «социальное  управление»  рассматривается в узком и   широком значении слова. В узком  значении  социальное  управление  определяется  как процесс воздействия  на  социальные  процессы  для  достижения  поставленных целей1.
      В окружающем нас мире можно выделить три его  составляющие,  определяемые формами  существования   материи:   неживую   природу,   живую   природу   и человеческое общество.
      В каждой  из  этих  составляющих  осуществляются  те  или  иные  процессы развития под воздействием определенных  факторов  и  условий.  Некоторые  из этих факторов можно рассматривать как  управление  в  неживой  природе,  или технических  системах,  управление  в  живой  природе,   или   биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
      Управление    техническими    системами     (производственно-техническими процессами,  механизмами,  системами   машин),   т.е.   управление   вещами, изучается в основном техническими науками.
      Управление  в  живой  природе,  называемое   управлением   биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.
      Управление  как воздействие на  социальные  процессы,  коллективы,  классы относят  к  социальному  управлению.  Эта  область   изучается   социальными науками.
      Объективная необходимость управленческого  труда порождает  особую  группу работников - управляющих.
      В   сферу   деятельности   людей   по   социальному   управлению   помимо управленческих   работников   входят   научные    работники,    занимающиеся исследованиями и  разработками  в  сфере  социального  управления,  а  также преподаватели,  осуществляющие  подготовку,   переподготовку   и   повышение квалификации управленческих кадров.
      Необходимость социального  управления  обусловлена  прежде  всего  фактом разделения  труда  в  группах  людей,  в  крупных  коллективах,  в  масштабе государства, а  также  необходимостью  его  кооперации. 
      Следовательно,  как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества,  так и управление является необходимым элементом общего  труда,  существования  и развития общества.
      Ключевое  понятие  управления  -  воздействие.   Оно   осуществляется   в технических и биологических  системах.  Сразу  скажем,  что  нас  интересует такое воздействие, которое осуществляется  в  социальных  системах  и  может быть понято как воздействие  субъекта  управления  на  объект  управления  с целью перевода его в новое желательное состояние2.
      В зависимости от объема, содержания и направленности меняется  содержание самого понятия управления.
      В государственном управлении управленческая деятельность,  как  известно, тесно связана с  государственной  властью,  однако  первое  и  отличительное свойство  социального  управления  состоит  в  том,  что   это   - процесс целенаправленного  воздействия  управляющей  системы  на   управляемую   для достижения ее эффективного функционирования и развития.
      Цель  управления - желаемое, возможное и необходимое  состояние  системы,   которое должно быть достигнуто. Определение целей управления -  главный и   начальный этап управления.
      Целеполагание  - процесс  обоснования  и  формирования  целей  развития   управляемого  объекта на  основе  анализа общественных  потребностей   в   продукции,  услугах,  качестве  социальных  связей  исходя   из   реальных   возможностей их наиболее полного удовлетворения3.
      В социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является  стихийным,  случайным,  бессознательным,  но, напротив,    стремится    к    максимальной    строгости,    экономичности, целесообразности и последовательности. Содержание социального управления  в  основном, главном определяется качеством  целеполагания,  которое,  в  свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее  точно и полно выражены  коренные  потребности и интересы  всего общества,   его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
      Источником  активности являются стимулы. Стимулы могут быть внешними  и  внутренними,  позитивными   и   негативными,   объективными   и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но  в любом случае стимул - источник пробуждения  человеческой  энергии. 
      Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления  каких-либо жизненных  гарантий  по  результатам  активных  действий  в  соответствии  с поставленной  целью,  можно  эффективно  управлять  социальными  процессами, социальным поведением.
      Таким образом, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношение мотив.
      Мотивация к  деятельности  -  это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные  силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность  человека4.
      Поэтому важно подчеркнуть, что в связи  с подъемом  творческих  сил  личности необходимо все более полное  использование  человеческого  фактора,  ресурса личности в управлении.
      Интеллектуальные  системы  управления,  состоящие  из  творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой  деятельности,  способны достигать  наилучших  результатов  в   управлении   общественными   делами, обеспечивать  упорядоченность  и  высокий  уровень  организации  социальных систем. Поэтому управление - это особый вид профессиональной  деятельности, который не сводится только к достижению целей системы,  организации,  но  и представляет  собой  средство   поддержания   целостности   любой   сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.
      В самом  деле,  в  течение  многих  веков   управление   из   бессознательной деятельности превращалось  в  обычай,  традицию,  общественный  институт  с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения  в  поколение передавала навыки управления.
      Итак, социальное управление - это во многом  продукт социальных организаций.
      Управленческое  воздействие  осуществляется  в  процессе   управленческой деятельности - одной из  разновидностей  человеческой  деятельности  вообще. Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и  функций управления, обеспечивать подготовку  и  проведение  в  жизнь  управленческих решений.  Ее  можно  определить  как   набор   (совокупность)   выработанных историческим опытом, научным познанием и  талантом  людей  навыков,  умений, способов, средств, целесообразных поступков  и  действий  человека  в  сфере управления.
      Управленческая  деятельность  отличается  интеллектуальным   содержанием, поскольку  всегда  направлена  на  выработку,   принятие   и   практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и  течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она  должна  адекватно  отражать  социальную  действительность,   вскрывать имеющиеся  ресурсы,  находить  средства  и  резервы,  выбирать  оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень5.
      Во  многом управленческая деятельность информационна, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной,  и прежде всего  управленческой,  информации.  Управленческая  деятельность  в основе своей и посвящена поиску, отбору,  переработке,  анализу  социальной информации.
      Человек, занятый управлением, постоянно совершает  мыслительные  и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения,  команды и контроля. Это создает в социальных  организациях  особый  социально-психологический  микроклимат,  активно  влияющий   на   сознание,   чувства, жизненные ориентации человека  и  формирует  определенный  тип  поведения  и деятельности.  
      Постоянное   напряжение    воли,    груз    ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управленческой  функции - вот естественные компоненты, которые присущи управленческой  деятельности  в нормальном органе управления.
      В  процессе  управленческой  деятельности  субъекты  управления,   органы управления,  управляющие  и  каждый  человек   вступают   в   управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с  целеполаганием,  анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения.
      Организационные отношения -  необходимый элемент механизма управления, подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.
        Помимо  субординации  типа  «руководитель - подчиненный»  существуют отношения координации  между  находящимися  на  одном  иерархическом  уровне членами организации, направленные на взаимное согласование  действий  исходя из совместных задач руководства или исполнения.
      Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из  которых  может  рассматриваться  как  относительно самостоятельная с присущими ей  особенностями.  Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру. Анализируя  далее  систему  управления,  необходимо выделить следующие ее  компоненты.  Кроме  объекта  и  субъекта  управления, организационных  и  управленческих   отношений   и   соответствующих   видов деятельности в нее входят функции управления. Под ними  понимают  конкретные направления деятельности.
      Функции управления можно  классифицировать  по  их общим значениям, подразделяя их на  целевые  и  организационные.  Назначение целевых функций  состоит  в  направленности  к  определенной  цели  системы, которая может охватывать разные  уровни  социальной  организации.  Поскольку суть  управления  состоит  в  достижении  цели,  целевые  функции   являются определяющим элементом управленческой деятельности.
      Процесс целеполагания - определяющее условие эффективности всей  системы управления6
      Целеполагание  всегда  содержит   элемент   прогнозирования   - предвидения состояний, изменений, которые ожидаются  в  результате  развития данной социальной системы.
      Основные задачи управления и  его  составной  части  -  организации решает  система  управления.  Конечный  результат  ее   функционирования   - принятие и реализация грамотного управленческого решения.
 

       .

      1.2. Принципы социального управления

 
      Принципы  социального  управления  -  это руководящие идеи, исходные  положения,  отражающие  законы  развития   отношений   управления.
      Под принципами социального управления следует понимать правила,  основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются  органы  управления  в социальных условиях, сложившихся в обществе.  Они  определяют  требования  к системе, структуре, процессу и механизму  социального  управления. 
      Принципы управления  представляют  собой  результат   обобщения   людьми   объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих  черт,  характерных фактов и  признаков,  которые  становятся  общим  началом  их  деятельности.
      Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей  можно представить  в  такой последовательности:  законы  социального  развития   -   социальные   законы соответствующего  периода  (этапа)   социального   развития   -   законы   и закономерности социального управления  -  принципы  социального  управления.
      При этом важное различие между принципами и методами социального  управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.
        К основным принципам социального  управления относят:
      - принцип единоначалия в принятии  решений и коллегиальности при их обсуждении;
      -  единства  воздействия всех  методов   управления   для   поддержания целостности социальной системы;
      - экономичности и эффективности управления;
      - системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
      -   иерархичности   (рассмотрение   систем    как    многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;
      - необходимого разнообразия  (управляющая система должна  обладать  не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
      - обязательности обратной  связи (получение информации  о результатах воздействия управляющей системы  на  управляемую  систему  путем  сравнения фактического состояния с заданным);
      - сочетания единоначалия и коллегиальности;
      - ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
      - сочетания отраслевого и территориального управления;
      - приоритетности в достижении стратегических целей;
      - научности социального управления;
      - прогнозирования социального управления;
      - мотивации (стимулирования) труда;
      - ответственности за результаты социального управления;
      - рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
      - программно-целевой;
      - делегирования полномочий;
      - гуманизма и нравственности в управлении;
      - гласности в принятии решения7.
         Принцип позволяет формировать  систему методов и выбирать  каждый  метод  в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет  такого  же  воздействия  на принципы управления.
      Принципы социального управления должны:
      - основываться на законах развития общества, на законах управления;
      -  соответствовать целям социального управления  и отражать  основные свойства, связи и отношения управления;
      - учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
      - в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
         Системы принципов управления  изменяются в процессе развития  и социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования  к  системе  социального  управления.
      Формы  же  и  методы  использования  этих  принципов  на  различных  этапах социального развития могут и должны быть различными.
 

      Глава 2. Социальное управление как система

      2.1. Основы социального управления

      
      Феномен социального управления замечен  еще в древние века и зафиксирован во множестве исторических документов.
      В древнеиндийских трактатах управление означает искусство наказания или  владения палкой. Интересно отметить,  то на санскрите «искусство управления» называется «данданити», что буквально переводится как «руководство по владению палкой» (на санскрите палка - данда). То есть, управление связывалось с насильственным воздействием на людей.
      В работах древних китайцев «искусство управления» - это умение наводить порядок в стране, назначать чиновников для выполнения определенных обязанностей, требовать исполнения, властвовать над жизнью людей, определять способности чиновников.
      В работах древнегреческих философов  управление связывается с законодательной или административной деятельностью. Так, Аристотель отдает предпочтение управлению (правлению) с помощью законов, Платон - правлению на основе решений правителя (или правителей)8.
      Несмотря  на различие трактовок социального  управления (правления), в них есть одна общая особенность: каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму), имеющих естественное происхождение и заметно влияющих на поведение людей.
      Естественное  происхождение какого-либо социального  факта означает непреднамеренный, объективный  характер его появления, когда никто  его не планировал заранее, когда совместные действия людей приводят к неожиданным результатам. Классическими примерами социальных фактов являются проселочные дороги или тропинки в лесу. Тропинки возникают не потому что кто-то их специально протаптывает. Они создаются непреднамеренно, поскольку многие люди имеют схожие цели и маршруты движения.
      Социальное  управление, как мы знаем, основано на подчинении людей общим интересам. Иногда для этого не требуется  никакого официального вмешательства. Например, жители многих домов добровольно выходят на субботник и убирают территорию вокруг него. При этом местные власти могут ничего не знать об этом.
      Данный  пример показывает, что самоуправление (нелегитимное управление) может оказывать  помощь официальной власти в решении  социальных проблем, в частности, проблем  загрязнения среды обитания. Однако, многие руководители стараются не замечать существования самоуправления на подчиненной им территории, рассматривая его как своего потенциального противника или конкурента (претендента на власть).
      В таких случаях они используют авторитарный стиль управления, проводя свои решения независимо от инициатив «снизу». Этот стиль управления характеризуется тем, что руководитель насильственно вводит и старается закрепить свои ООК, надеясь что это приведет к решению стоящих перед обществом проблем. При этом обычно возникает социальная напряженность, связанная с насильственным введением новых ценностей и институтов, как правило, противоречащих старым.
      Например, насильственное введение ценностей  и институтов рыночной экономики  привело к социальной напряженности  в обществе, воспитанном на социалистических ценностях.
      Второй  стиль управления - демократический, когда руководитель  старается  не проявлять собственной инициативы, а поддерживает инициативы «снизу». В самом деле, руководитель организации наделен не только властью, но и определенными ресурсами, которые он должен направить в нужном направлении, а большинство инициатив «снизу» именно и указывают на эти направления. Данный стиль управления характеризуется тем,  что руководитель своими решениями выбирает и закрепляет не свои ООК, а «естественно» возникшие в организации и поддержанные общественным мнением. Официальное признание и закрепление таких ООК происходит плавно, без социальных конфликтов, т.к. происходит поддержка того, что уже сложилось9.
      Третий  стиль управления - смешанный, - основан на сочетании авторитарного и демократического стилей, когда для решения одних проблем руководитель прибегает к авторитарному управлению, а других - к демократическому. Этот стиль управления является преобладающим.
      Несмотря  на то, что все страны мира используют смешанный стиль управления, в каждой из них преобладает авторитарное или демократическое начало. Так, в восточных странах преобладающим является авторитарное управление, а в западных - демократическое. Это зависит от менталитета нации, ее социальных ценностей.
      В восточной культуре доминируют общественные ценности (человек должен работать на благо общества), а в западной культуре - индивидуальные (общество должно работать на благо человека). В восточных странах люди боятся власти, считая ее злом, в западных странах - власть боится людей, всегда готовых ее заменить.
      Каждый  из указанных стилей имеет достоинства  и недостатки. Достоинством авторитарного  стиля управления является возможность  максимально мобилизовать ресурсы  общества на решение конкретных социальных проблем или достижение определенных целей, поставленных руководством страны, и обеспечить наиболее эффективное их использование. Недостатками авторитарного стиля является подавление демократии, страх перед властью, а главное, безнаказанное совершение грубейших ошибок, например, приватизация государственной собственности, война в Чечне, ГКО.
      Достоинством  демократического стиля управления является надежная защита от принятия необдуманных решений и отсутствие социальной напряженности при  внедрении новых ООК. Недостатком демократического стиля является относительная замедленность социальных процессов.
      Смешанный стиль управления позволяет сочетать в себе достоинства авторитарного  и демократического стилей.
         Итак, социальное управление имеет естественное происхождение. Долгое время оно не осознавалось человеком, пока не появилась идея бога и связанный с ней институт власти. В дальнейшем стали осознаваться другие «социальные факты», влияющие на поведение людей, что укрепляло представление о социальном управлении.
      Интересно заметить, что социальное управление не всегда нуждается в институте  лидерства (или руководства) как  думают многие. На современной Земле  еще сохранились группы охотников-собирателей, где отсутствует институты лидерства, власти и иерархии. В них «властвуют» свои виртуальные божества и неизменные ритуалы и каждый, пытающийся предложить что-то новое, подвергается остракизму, равносильному смерти. Такой обычай подвергать всех «новаторов» изгнанию является своего рода основой сохранения группы в условиях постоянной среды. Очевидно, что при нарушении этих условий такие группы не смогут существовать самостоятельно.

      2.2. Отрасль и законы социального управления

 
      Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.
      Самоуправление - основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко10.
      В России доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка реформировать Россию в интересах общества зашла в тупик, теория и практика социального управления пока крайне несовершенны.
      Следует обратить внимание на единство теории и практики: в практике социального управления должны реализовываться такие закономерности управления11:
      - система социального управления  целостна, что обусловлено культурными,  политическими и экономическими  факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;
      - между управляемой и управляющей  подсистемами социальной системы  должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность  внутри них, а также между  ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
      - между централизацией и децентрализацией  функций социального управления  должно соблюдаться оптимальное  соотношение. Уровень централизации  управления меняется в процессе  общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.