На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Современные методы расследования и раскрытия преступлений

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы уголовной  ответственности за налоговые преступления
      Понятие уголовной ответственности……………………………...….7
      Законные и незаконные уменьшения налогов………………………12
Глава 2. Основания наступления уголовной ответственности за налоговые преступления…………………………………………………………………..…19
Глава 3. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
      Крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов при привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов……..23
      Уголовная ответственность за неуплату налогов и сборов……26
      Сроки давности…………………………………………………...29
      Состав уголовного преступления квалифицируемого по статьям неуплаты налогов…………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….…43
Список  использованной литературы………………………………………...…45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Преступления  в налоговой сфере, по природе  своей, совершаются в области  финансов, и вполне логично, что статьи Уголовного кодекса РФ, устанавливающие  уголовную ответственность за налоговые преступления, отнесены к 22 Главе Уголовного кодекса – «Преступления в сфере экономики».
     Достаточно  сложно, не будучи специалистом, понять, за что и какая ответственность  предусмотрена в сфере касающейся налогов (сборов). 
Ситуация осложняется неизменной изменчивостью нашего права, которое постоянно развивается. В частности уголовная ответственность за налоговые преступления кардинальным образом претерпела изменения с 1-го января 2010 года.

     В интересующей нас области налогов и сборов, существуют три вида ответственности:
    Ответственность, установленная законодательством о налогах и сборах, то есть Налоговым кодексом (НК РФ) и нормативными актами по сборам.
    Административная ответственность, по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ).
    Уголовная ответственность за налоговые преступления установленная Уголовным кодексом (УК РФ).
     Не  все осознают разницу между такими понятиями как неуплаченный налог  и пени, – которые всегда обязательны  к уплате, и привлечением к ответственности  за неуплату налогов (сборов).
     Привлечение к ответственности является, по сути своей, определенной формой наказания за совершенное правонарушение (налоговое, административное или уголовное).
     Форма наказания это – штрафы, арест, лишение свободы, запрет заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.
     Если  фактически не уплачен налог, то можно, понимая механизм привлечения к  ответственности, пытаться её смягчить, либо в идеальном варианте полностью  избежать, однако:
     - даже отбытие наказания, или уплата штрафов никоим образом не освобождают от изначальной обязанности уплатить сокрытые и начисленные налоги, а также сопутствующие им суммы пени.
     Пени - это способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, упрощенного говоря, некая компенсация бюджету за несвоевременную уплату налога (сбора), проценты за пользование деньгами бюджета.
     А налоги и сборы являются обязательным платежом либо взносом, обязанность уплаты которого, практически во всех случаях, не имеет срока давности.
     Всего существует четыре статьи Уголовного кодекса, непосредственно устанавливающие  уголовную ответственность за налоговые  преступления:
     - Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.
     - Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
     - Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента.
     - Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
     Поскольку не все глубоко знают правовые нормы, в том числе и нормы  уголовного права в части неуплаты налогов и сборов, отметим, что  субъектом (то есть лицом, привлекаемым к уголовной ответственности) может быть только физическое лицо, то есть гражданин, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. В принципе уголовное наказание и преследование установлено исключительно для людей. В отношении организации термин «уголовное преследование» в принципе не применим.
     Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов с организации, то фактически к уголовной ответственности за неуплату налогов с этой организации будут привлекаться конкретные люди, в частности это может быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях и её создатели - учредители.
     В целом, согласно статьям 19 и 20 Уголовного кодекса - уголовной ответственности  подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее установленного Уголовным  кодексом возраста – шестнадцатилетнего, либо в случае отдельных преступлений - четырнадцатилетнего возраста. 
Что касается уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов, к ней могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, поскольку в перечень уголовных преступлений ответственность за которые наступает с четырнадцати лет, налоговые преступления, предусмотренные статьями 198 – 199.2 не входят.

     Нормы уголовного права, относящиеся к  уголовным преступлениям по неуплате налогов и сборов, существенным образом изменились с 01 января 2010 года.
     Федеральный закон от 29 декабря 2009 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения, как в Налоговый кодекс, так и в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также Закон «О полиции».
     В результате этих изменений произошла  достаточно значимая либерализация, или  как принято ныне говорить «декриминализация», а проще говоря, вывод из уголовной сферы части норм, относящихся к вопросам неуплаты налогов и сборов.
     Актуальность  данной темы заключается в том, что  установление ответственности за налоговые  нарушения уменьшит уклонения от уплаты налогов. Прямая зависимость  государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.
     Целью является исследование вопроса об ответственности  за уклонение от уплаты налогов, определение специфики уголовной ответственности, особенностей объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон составов уклонения от уплаты налогов, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
     Задачи данной темы состоят в следующем:
     - исследование законного и незаконного  уменьшения налогов;
     - необходимость рассмотрения и  разрешения проблем, возникающих  при возникновении преступлений;
     - рассмотрение принципов уголовной  ответственности за уклонение  от уплаты налогов в РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы уголовной  ответственности за налоговые преступления
      Понятие уголовной ответственности
 
     Взимаемые правительством налоги, сделались единственным источником государственных доходов, то правительство обязано стремиться к усовершенствованию этой части государственного управления.
     Уголовная ответственность относится к  числу необходимых и важных специальных  средств, предназначенных для обеспечения  законности. Именно с помощью этого  средства ведется борьба с нарушителями закона, осуществляется охрана правопорядка от каких бы то ни было посягательств. Уголовная ответственность имеет большое значение для регулирования поведения людей. Сущность ее состоит в том, что она включается в механизм регулирования общественных отношений в связи с фактами нарушения установленных общеобязательных правил поведения либо при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством, требующих совершения предупредительных действий.
     В связи с этим значение правоохранительного метода уголовного права в борьбе с правонарушениями в сфере налогообложения является особенно важной, при этом уголовная ответственность является некой крайней мерой, применяемой к наиболее опасным посягательствам на общественные отношения в указанной сфере. Уголовное право имеет вспомогательное значение для защиты экономической свободы и для обеспечения поступления налогов в бюджет, и может применяться в этих целях лишь в той мере, в какой они не достигаются с помощью других отраслей права, в первую очередь, налоговым и гражданским1.
     Уголовно-правовые нормы, охраняющие налоговую систему  от таких преступных посягательств, должны быть настолько совершенными, чтобы в случае их применения обеспечить неизбежное торжество закона над  лицами, уклоняющимися от уплаты налогов.
     На  сегодняшний день необходимость  установления уголовной ответственности  за уклонение от уплаты налогов обусловливается  рядом факторов:
     1) Криминологический – определяет  общественную опасность уклонения  от уплаты налогов, причинность,  распространенность и латентный характер этого деяния.
     2) Нормативно-правовой – отражает  юридическое закрепление налоговой  системы в нормах Учредительного  акта государства – Конституции,  а также в нормах других  отраслей права.
     3) Исторический – рассматривает  вопросы возникновения и развития института уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
     4) Международно-правовой – изучает  соотношение норм национального  уголовного права и международного  права в области противодействия  налоговой преступности, а также сотрудничества государств в борьбе с уклонением от уплаты налогов и привлечения виновных к ответственности.
     5) Политический – использует механизмы  массовых информационных коммуникаций  и публичной дипломатии в вопросе  противодействия налоговым преступлениям. В связи с тем, что ранее в рамках российских уголовно-правовых исследований данному фактору не уделялось необходимого внимания, он требует пояснения2.
     Институт  уголовной ответственности за уклонение  от уплаты налогов, является объективно необходимым, потребность в котором коренится в социальных, экономических, политических и даже культурных реалиях современных государств. И упразднен он может быть лишь в том случае, если государство решит, что оно больше нуждается в налоговой системе как в источнике бюджетных доходов и важном рычаге регулирования экономической деятельности.
     Уголовно-правовая борьба с налоговой преступностью  является одним из основных направлений  обеспечения правопорядка в сфере  налогообложения
     Необходимо  различать налоговые преступления, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена УК РФ3, и налоговые правонарушения, ответственность за которые наступает согласно НК РФ4. Налоговые преступления обладают признаки налогового правонарушения, точнее говоря, содержание общественной опасности налогового преступления является то или иное налоговое правонарушение, которое как бы перерастает в налоговое преступление при установлении недополучения государством налога. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, если в их действиях не содержится признаков уголовных преступлений, при этом привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организации от административной, уголовной и иной ответственности, а также от обязанности уплатить причитающиеся налоги и пени.
     Переход к рынку породил целый комплекс новых для экономики России проблем, в том числе связанных с  кардинальным изменением характера  взаимоотношений между налогоплательщиками  и государством. В настоящее время нерешенность этих проблем превратилась в серьезную угрозу финансово-экономической стабильности российского общества, недооценивать которую просто преступно. Тем более что в условиях рыночных отношений организованная преступность получила возможность легализовать значительную часть теневого капитала, включить его в товарно-денежный оборот и извлекать сверхприбыль, прилагая основные усилия к тому, чтобы вывести получаемые доходы из-под контроля государства.
     Состояние и характер преступлений в сфере  налогообложения таковы, что уже следует говорить о возникновении налоговой преступности. Понятие "налоговая преступность" наряду с такими понятиями как "валютная преступность", "таможенная преступность", прочно вошли в понятийный аппарат ученых и практических работников, правоохранительных и контролирующих органов. Но глубокому научному изучению налоговая преступность, как общественно значимая проблема, учеными не подвергалась.
     Таким образом, налоговая преступность представляет собой общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт по поводу бюджетно-налогового перераспределения денежных средств, одной стороной которого выступают государство и общество в целом, в лице налоговых и правоохранительных органов, а другой - уклоняющиеся или не в полной мере уплачивающие налоги и страховые взносы налогоплательщики, и включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществление контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
     "Налоговые  преступления" выделяются в группу  таковых на основе признаков,  отражающих специфику сфер жизнедеятельности  (в данном случае - сферы налогообложения)  общества, в котором они совершаются. Налоговой преступности присущи следующие характерные особенности: причинение значительного ущербы экономическим интересам государства; своеобразие совершения противоправного деяния; высокая латентность налоговых правонарушений; оказание негативного влияния на значительную часть населения.
     Повышенная  социальная опасность налоговой  преступности заключается в негативном влиянии на важнейшие социальные институты, дестабилизации общественных отношений в области экономики.
     Масштабы  налоговой преступности в России сегодня представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства. Это обусловливается все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны.
     По  данным статистики за 2009 год из 400 тыс. преступлений экономического характера, совершенных в прошлом году, 15 тыс. - "чисто налоговые". При этом ущерба они наносят больше всего: казна потеряла 75 млрд. руб. А по остальным 385 тыс. - 140 млрд. руб. Существенно выросло количество уклонистов. По НДФЛ - на 10 процентов. Среди налоговых агентов нарушителей стало больше на 12 процентов, среди юридических лиц - на 5,5 процентов. При этом наказания физическим лицам выносятся мягкие. За два года за уклонение от уплаты налогов были осуждены около 7 тыс. человек5. По УК были наказаны единицы, да и те отделались условными сроками и штрафами. За прошлый год действительно возросла преступность. Когда сумма неуплаченных налогов превышает крупный (500 тыс. рублей) - ст. 199, ч. 1 УК РФ или особо крупный размер (2 млн. 500 тыс. рублей) - ст. 199, ч. 2 УК РФ – малая часть материалов проверок "нерадивых" приводит к возбуждению уголовных дел по указанным статьям УК РФ. Налоговые органы, лишенные возможности проводить ОРМ, вообще не в состоянии доказывать умысел на совершение налогового правонарушения (чего, кстати, от них требует НК РФ), а поступающие в подразделения по налоговым преступлениям в порядке ст. 32 НК РФ - требуют значительной доработки.  

       Законные и незаконные уменьшения налогов
 
     Конкретные  способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и  действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.
     Однако  принципиально все способы можно  подразделить на две самостоятельные  категории. Данный подход представляется оправданным также и потому, что, например, в современном английском и американском налоговом праве данные категории способов уклонения прямо дифференцируются даже терминологически.
     Главное же отличие между этими видами налоговой минимизации нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно выделить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов. Способы уменьшения налоговых платежей указаны в рисунке 1.
     
     Рис. 1 – Способы уменьшения налоговых платежей
     1. Законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация.
     В эту категорию входят способы, при  которых определенный экономический  эффект в виде уменьшения налоговых  платежей достигается путем квалифицированной  организации дел по исчислению и  уплате налогов, что исключает или  снижает случаи необоснованной переплаты налогов. По сути, это не уклонение от уплаты налогов, так как от уплаты, как таковой, налогоплательщик не уклоняется, а оптимизация налогов.
     Иначе, действия по легальному уменьшению налоговых  платежей называют минимизацией налогов.
     Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное  уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
     Иначе говоря, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые  платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. Данные способы с юридической точки зрения в отличие от первой категории не предполагают нарушения законных интересов бюджета6.
     Отсюда  вытекает главное отличие налоговой  оптимизации от уклонения от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.
     В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное  уменьшение налогов, можно классифицировать налоговую оптимизацию на перспективную и текущую.
     Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация  предполагает применение таких приемов  и способов, которые уменьшают  налоговое бремя налогоплательщика  в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др.
     В то же время, текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.
     Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование  совокупности всех методов налоговой  оптимизации (перспективная и текущая), составляет так называемое налоговое планирование.
     2. Незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов.
     В эту категорию входят способы, при  которых экономический эффект в  виде снижения размера налоговых  платежей достигается с применением  каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин "уклонение от уплаты налогов" (ст.198, 199 УК РФ)7.
     Уклонение от уплаты налогов представляет собой  форму уменьшения налоговых и  других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с  нарушением действующего законодательства.
     В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого  нарушения налогового законодательства. Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения не бывает.
     Эти действия могут быть направлены, как  на снижение положенного размера  подлежащих внесению в бюджет суммы  налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога или налогов.
     Иначе говоря, при непосредственном уклонении  от уплаты налогов снижение размеров налоговых обязательств достигается  путем нарушения налогового законодательства, в чем состоит главное отличие  ухода от уплаты налогов от налогового оптимизации.
     Уход  от налогов чаще всего совершается  путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого  нарушения правил бухгалтерского или  налогового учета, фальсификации учетных  данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.
     Так как уход от уплаты налогов достигается  противозаконными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством предусмотрены различные виды ответственности, а именно: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.
     При рассмотрении множества способов данной категории необходимо отметить, что  они, находясь в единой категории, тем не менее, неоднородны. Однако, исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие способы.
     Некриминальное  уклонение от уплаты налогов - это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.
     Исходя  из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении уклонения от уплаты налогов некриминальными  способами, можно выделить:
     - налоговые правонарушения;
      - таможенные правонарушения (при  уплате налога на таможне).
     Некриминальные  способы уклонения применяются  в основном через нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения, занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров, и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т.д.
     Криминальное  уклонение от уплаты налогов совершается  путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.
     В соответствии с действующим уголовным  законодательством для организаций  уголовная ответственность за уклонение  от уплаты налогов путем включения  в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или  расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном или особо крупном размере. Для примера, криминальными способами уклонения от уплаты налогов являются (при соблюдении условий, предусмотренных указанными статьями): подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за "наличку"), фиктивный прием на работу "мертвых душ".
     Причин, склоняющих налогоплательщика к  уменьшению налогов, достаточно много. Некоторые из них:
     - колебания налогового законодательства снижают авторитет налоговых законов, что в свою очередь вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его исполнения и, соответственно, влечет его нарушения;
     - граждане относятся к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих же интересах;
     - чувство несправедливости, возникающее из-за предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков, так как они оказываются в более выгодном положении;
     - финансовое положение налогоплательщика – налогоплательщик взвешивает: оправдается ли та выгода от уклонения от уплаты налогов или же неблагоприятные последствия этого будут гораздо больше. При это в случае, когда неуплата налогов является единственным средством «остаться на плаву», то предприниматель, практически не задумываясь, встанет на путь уклонения, оправданием которому будет стремление сохранить свое дело;
     - сложность налоговой системы и само налоговое законодательство препятствуют эффективности налогового контроля, создают налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов и тем самым дают возможности для поиска путей снижения налоговых выплат.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основания наступления уголовной  ответственности за налоговые преступления 

       Уголовные правонарушения, а также санкции за их совершение, предусмотрены уголовным законодательством, а именно - Уголовным Кодексом Российской Федерации. Особо крупные изменения постигли такую область общественных отношений как экономические, поэтому понадобилось новое уголовное законодательство, учитывающее новые общественные потребности. В Уголовном Кодексе РФ есть глава, посвященная преступлениям в сфере экономической деятельности. В эту главу входит две статьи, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, а именно ст.198 “Уклонение гражданина от уплаты налога” и ст.199 “Уклонение от уплаты налогов с организаций”.
     Рассмотрим  особенности уголовной ответственности  за совершение налоговых преступлений.
     “Уголовная  ответственность – это предусмотренное уголовно–правовой нормой и примененное к лицу вступившим в законную силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление”.
     Основанием  уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ8.
     Уголовный Кодекс РФ выделяет следующие принципы наступления уголовной ответственности:
     - преступность деяния (ст. 3);
     - его наказуемость (ст. 3);
     - общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия (ст. 5);
     - установлена вина (ст. 5).
     Достаточное основание для наступления уголовной ответственности – наличие в совершенном общественно опасном деянии состава преступления.
     Уголовно  правовая теория под составом преступления понимает совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих в уголовном законе общественно опасное деяние как преступление. Отсюда можно выделить основные признаки состава преступления:
     - Это всегда деяние, то есть действие или бездействие. «Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации (бездействие), путем включения в декларацию заведомо искаженных данных (действие)» и «Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных»,
     - Антиобщественность, то есть деяние  является общественно опасным,  нарушающим общественные отношения, охраняемые законом. Статья 57 Конституции РФ гласит: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”,
     - Противоправность это такое свойство  преступления, которое означает  запрет совершения виновного  деяния Уголовным Кодексом РФ,
     - Виновность означает наличие  вины, то есть деяние волевое,  сознательное. Виновным в преступлении  признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Так как часть 2 ст. 24 Уголовного Кодекса РФ гласит, что “Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса”, а составы 198 и 199 статей предусматривают ответственность только за умышленные преступления, то налоговые преступления всегда умышленное деяние,
     - Наказуемость означает, что за  данное деяние установлена уголовно-правовая санкция в Уголовном Кодексе РФ.
     Наряду  с признаками состава преступления Уголовно-правовая теория выделяет такие  элементы состава преступления как:
     Объект – то правоотношение, которое нарушено преступлением. Родовой объект преступлений предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного Кодекса РФ – преступления в сфере экономики. Непосредственным объектом являются налоговые правоотношения.
     Объективная сторона - это внешнее проявление преступления, выражается в действии или бездействии (путем непредставления декларации (бездействие) путем включения в декларацию заведомо искаженных данных (действие)). Объективная сторона также охватывает понятия общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и преступными последствиями.
     Субъект - это совершившее преступление лицо, на которое может быть возложена обязанность отвечать перед государством за преступное деяние. По уголовному праву субъектами преступлений признаются только физические лица, отвечающие следующим требованиям:
     - Возраст, с которого наступает уголовная ответственность - Уголовной ответственности, подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста,
     - Вменяемость, то есть не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического заболевания. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности,
     - Для привлечения к ответственности по статье 199 Уголовного Кодекса РФ субъект должен обладать специальными признаками (специальный субъект), то есть быть работником организации, которая уклоняется от уплаты налога,
     - Субъективная сторона характеризует внутреннюю сторону преступления, психическое отношение лица к событию преступления. То есть основным признаком субъективной стороны является вина. Налоговые преступления всегда умышленное деяние, то есть лицо осознает противоправный характер своих действий/(бездействия), желает (прямой умысел) либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (косвенный умысел). Мотив, цель и эмоции в состав налогового преступления не входят.
     Основанием  уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом”. Согласно статьи 5 Уголовно-Процессуального Кодекса “Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления. Отсюда следует, что решающим условием привлечения к уголовной ответственности является наличие в деянии лица состава преступления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Уголовная ответственность за уклонение  от уплаты налогов
3.1Крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов при привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов 

     Для физических лиц и организаций  предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо  крупный размер неуплаты налогов  и сборов.
     Кроме того, понятие крупного и особо  крупного размера неуплаченных сумм налогов и сборов, различно для рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.
     Для статьи 199.2 размер крупного и особо  крупного размера определяется Примечанием  к статье 169 Уголовного кодекса и  составляет:
     - Крупный размер – более 250 000 рублей;
     - Особо крупный – более 1 миллиона рублей.
     Остальные статьи Уголовного кодекса 198, 199, 199.1, устанавливающие  уголовную ответственность за неуплату налогов, оперируют одинаковыми  суммами, определяющими неуплату налогов  в крупном и особо крупном размере, а именно:
     Для физических лиц, в том числе и  предпринимателей, крупным размером  неуплаченных налогов и сборов является:
    Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе  предпринимателя, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 600 000 рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период. 
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая  100 000 рублей. То есть этот предел был увеличен в 6 раз9.

    Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе  предпринимателем, которая просто превысит  1 800 000 рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А. 
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов с физических лиц и предпринимателей, была установлена как большая 300 000 рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 6 раз.

     Особо крупным размером неуплаченных налогов  и сборов, для физических лиц, в том числе и предпринимателей, является:
    Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе  предпринимателем, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 3 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период. До 01 января 2010 года – 500 000 руб. 6-ти кратное увеличение
    Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе  предпринимателя, которая просто превысит  9 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В); 
    До 01.01.2010 – 1,5 млн. руб. Увеличение в 6 раз

     Крупным размером  неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:
    Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 2 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период. До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая  500 000 руб. Увеличение в 4 раза.
    Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит  6 миллионов  рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А. До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов была установлена как большая 1,5 млн. рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 4 раза.
     Особо крупным размером неуплаченных налогов  и сборов с организаций, является:
    Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 10 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период. До 01.01.2010 – 2,5 млн. руб. 4-х кратное увеличение.
    Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит  30 миллионов рублей. До 01 января 2010 – 7,5 млн. руб. Также смещение пределов в 4 раза10.
     Отдельно  обратим внимание, на то, что сам факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является. Согласно пункта 2 статьи 14 Уголовного кодекса РФ:
     - Не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
     То  есть с точки зрения государства  деяния по целенаправленной неуплате налогов, в пределах ниже установленных Уголовным кодексом, уголовным преступлением не являются в виду их малозначительности. 
Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной  предусмотрена  ответственность по налоговому законодательству и административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется.

     Уплата  начисленных налогов и, кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения, к тому же, к уголовной ответственности.
     Таким образом, с «01» января 2010 года действительно  произошла определенная декриминализация сферы неуплаты налогов и сборов, в том числе и за счет повышения  минимальных сумм неуплаты налогов  и сборов, в пределах которых, таковое деяние не считается уголовным преступлением.
     Как видно из приведенных ниже цифр:
     - для физических лиц крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов и сборов, образующих необходимый элемент соответствующего уголовного преступления, был увеличен с 01.01.2010 года в 6 раз;
     - для организаций крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов был увеличен с 01.01.2010 года в 4 раза. 

3.2Уголовная ответственность за неуплату налогов и сборов 

     Понятно, что по разным статьям Уголовного кодекса, за налоговые преступления различного состава, предусмотрена и различная ответственность.
     Рассмотрим  последовательно каждую из «налоговых»  статей Уголовного кодекса.
     По  статье 198 «Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов с физического лица», установлено следующее уголовное наказание:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.