На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональные аспекты управления запасами на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
и профессионального  образования
Саратовский Государственный Социально-Экономический  Университет
Кафедра маркетинга и рекламного менеджмента 
 
 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА
                                      По дисциплине Логистика
               «Региональные аспекты управления
                      запасами на предприятии» 
 

                                                                                               
                                                                                                Исполнитель:
                                                                                      студентка ФЭМ, IV курс,
                                                                                       9 группа
                                                                                       Федорова М.А.
                                                                                       Научный рук-ль:
                                                                                       к.э.н. ,доцент
                                                                                       Буданова О.Г. 

                                                   Саратов 2010
Содержание                                                                                                      2
Введение                                                                                                           3
Глава1 Особенности управления запасами на предприятии                       5
      Понятие , сущность и классификация запасов в логистике                    5
      Причины создания запасов и их влияние на
деятельность  предприятия                                                                             10
      Методы, системы и показатели управления запасами                              16
Глава 2  Политика управления запасами на ООО «Эльдорадо»               29
      Общая характеристика деятельности и анализ политики
управления запасами на ООО «Эльдорадо»                                                      29
      Имитационное моделирование как инструмент повышения
эффективности управления запасами на ООО «Эльдорадо»        .            36                                   
Заключение                                                                                                     44
Список  использованной литературы                                                             45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В современных  условиях развития экономики по-прежнему велика роль запасов материальных ресурсов. Они являются одним из факторов, активно влияющих на эффективность  использования производственных сил  общества. Недостаток товарных запасов ведет к потере рабочего времени, недостаточному использованию основных фондов и в конечном итоге к недополучению прибыли от реализации продукции; избыток их свидетельствует о нерациональных затратах общественного труда, выраженных в повышенных расходах финансовых и трудовых ресурсов.
Товарные  запасы являются основными денежными  вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли и  основной проблемой ежедневного  контроля.
Состояние и эффективность использования  товарных запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности торгового предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины запасов, их структуры, минимизации затрат по их хранению и обеспечение эффективного контроля за их движением приобретают все большую значимость. Политика управления запасами является составной частью финансового менеджмента организации. Этим обусловлена актуальность темы данной работы.
Целью курсовой работы является теоретическое  и практическое изучение политики регионального управления запасами на предприятии. В связи с тем, что в практическом примере будет рассмотрено предприятие, в теоретической части будет сделан акцент на изучении региональных аспектов управления  запасами.
Основными задачами являются:
1)изучение теоретических аспектов политики управления запасами, в частности, определение сущности ,функций и необходимости управления товарными запасами, его влияния на деятельность предприятия; рассмотреть классификацию товарных запасов;
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере ООО «Эльдорадо»
-       оценить обеспеченность предприятия  товарными запасами;
-       оценить эффективность использования  товарных ресурсов;
-       изучить имитационное моделирование как инструмент повышения
эффективности управления запасами в ООО «Эльдорадо»
3)выявить направления совершенствования политики управления товарными запасами, изучить мероприятия, направленные на рациональное использование товарных запасов и успешного, в связи с этим, функционированием  предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности управления товарными запасами на предприятии
1.1 Понятие, сущность и классификация запасов в логистике
В настоящее  время использование концепции  логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями  в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это  объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
Ни одно современное производство не может  обойтись без функций хранения сырья  и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.
Запасы — это склад материалов, используемых в процессе производства или для удовлетворения нужд потребителей. Запасы обычно включают сырье, незавершенное производство и готовую продукцию.
Товарные  запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.1 Они могут находиться на складах у предприятий-изготовителей, оптовых и розничных предприятий, а также в пути от поставщиков к потребителям. Товарные запасы, как и производственные, имеют свои составные части, для которых существуют
свои  причины образования и своя роль в процессе обеспечения материальными  ресурсами. Поэтому они рассматриваются  не в единой массе, а как отдельные виды запасов.
Товарные  запасы представляют собой количество в денежном или натуральном выражении, находящихся в распоряжении торговых предприятий (на складах, в торговых залах) или в пути на определённую дату.
Вообще  существование товарных запасов как категории товарного обращения вызвано необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.
Любой товар до момента продажи относится  к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой меняется в зависимости от конкретных хозяйственных условий.
Товарные  запасы выполняют определенные функции: 2
-   обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;
-  удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
- характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
Товарные  запасы классифицируются по различным признакам:
1)по месту нахождения различают:
    товарные запасы в предприятиях торговли
    в промышленности
    в пути
Товарные запасы на предприятиях торговли включают в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей;
2)по назначению товарные запасы делят на:
    запасы текущего хранения
    сезонного накопления
    досрочного завоза
Товарные  запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового  предприятия. Они предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, ёлочные украшения и т.д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Кроме этих видов товарных запасов в эту группу относят некоторые авторы и товарные запасы целевого назначения . 3Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определённых целей, не связанных с текущей реализацией товаров. Например, для стимулирования сдачи населением вторсырья; для выдачи товарных выигрышей по лотереям; для стимулирования закупки у населения отдельных видов сельскохозяйственного сырья или продуктов и т.д.
3)по срокам различают товарные запасы на:
    отчётную дату
    входные или начальные ( то есть на начало периода)
    выходные или конечные, то есть на конец периода
4)по показателям - абсолютные в стоимостном и натуральном измерении и относительные в днях(оборотах).
5) · по исполняемой функции товарные запасы подразделяют на:
    текущие . Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть товарных запасов, и их величина постоянно меняется.
    Подготовительные (буферные). Подготовительные запасы формируются в случае необходимости подготовить товарную продукцию к отпуску потребителям. Например, доработка, подсортировка, фасовка, упаковка готовой продукции, придание ей товарного вида.
    страховые (гарантийные). Гарантийные запасы предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути из-за непогоды и т. д. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов - величина постоянная.
    сезонные. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства и их реализации. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу торговой организации во время сезонного перерыва в производстве и потреблении продукции.
    переходящие . Переходящие запасы - это остатки товарных запасов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления товаров в отчетном и следующем за отчетным периодом до очередной поставки.
6)по величине товарные запасы бывают:
    максимальные
    минимальные
    средние
Масса товарных запасов в розничных  предприятиях должна находиться в предельном соответствии с объёмом товарооборота. Малые товарные запасы иногда привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию. Однако малые запасы таят в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров. Что в конечном итоге приведёт к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли.
Большие запасы позволяют привлечь покупателей  широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную  торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли.
В общем, слишком малые и слишком большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.
Виды  товарных запасов по времени учёта:
Максимально желательный уровень определяет уровень товарного запаса, экономически целесообразный в данной системе  управления запасами, который может  превышаться. Этот товарный запас используется как ориентир при расчете норматива  объёма заказа.
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени наступления очередного заказа, то есть он показывает количество дней нахождения товаров в виде запаса.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учёта. Он может совпасть с максимально желаемым запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
Можно также выделить неликвидные запасы - так называют длительно неиспользуемые товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям. 

1.2 Причины создания запасов и их влияние на деятельность предприятия 

 Управление запасами — одна из наиболее важных функций управления основной деятельностью, поскольку запасы требуют большого количества капитала, и его объем отражается на поставках товара покупателям. Управление запасами воздействует на все сферы бизнеса, в особенности на производство, маркетинг и финансы.
Цели  управления запасами существующие внутри одной фирмы, достаточно противоречивы. С точки зрения финансов предпочтительно сохранять низкий уровень запасов, поскольку высокий уровень запасов способствует замораживанию капитала. С точки зрения маркетинга целесообразно наличие высокого уровня запасов для увеличения продаж, тогда как с точки зрения производства необходимо иметь уровень запасов, достаточный для эффективного производства. Задача управления запасами — найти баланс между этими противоречивыми целями и управлять уровнем запасов в соответствии с интересами фирмы в целом.
Первичная цель запасов — разделение различных фаз основной деятельности. Запас сырья отделяет производителя от своих поставщиков, запас незавершенного производства — различные стадии производства, запас готовой продукции — производителя от потребителей этой продукции. В основном существует четыре причины создания запасов4:
Защита  от неопределенности. В системе запасов существуют неопределенности при поставках материалов, отгрузках готовой продукции, а также в цикле производства. На складе поддерживается определенный уровень запасов, чтобы защититься от подобных неопределенностей. Если бы покупательный спрос был известен, было бы возможно (хотя и не обязательно экономично) производить продукцию со скоростью потребления. В этом случае не требовалось бы наличие склада готовой продукции. Однако любое изменение спроса немедленно отразилось бы на системе производства.
Учет  экономичного производства и закупок. Часто бывает экономичнее производить товар партиями. В этом случае партия товара может быть произведена в течение короткого промежутка времени, и затем производство не возобновляется до тех пор, пока не возникнет необходимость в новой партии. Это дает возможность покрыть производственные расходы за счет большого объема партии, а также позволяет использовать одно и то же оборудование для производства разных продуктов. Аналогичная ситуация сохраняется при закупках сырья. Вследствие расходов на заказ, скидок, транспортных расходов иногда бывает экономичнее закупать сырье большими партиями,даже если часть этого сырья потом хранится на складе для дальнейшего использования.
Покрытие  ожидаемых изменений спроса и  поставок. Существуют некоторые ситуации, когда изменения спроса и поставок можно предсказать. Один из таких случаев — когда меняется цена или доступность сырья. Другой источник информации — это планируемое продвижение товара на рынок, когда большой объем готовой продукции может находиться на складе до определенного момента времени.
Учет  перевозок. Транзитные запасы состоят из материалов, которые находятся в пути от одной точки к другой. На уровень этих запасов влияет расположение производства и выбор перевозчика. Запасы, движущиеся от одной стадии производства к другой в пределах одного предприятия, также могут быть классифицированы как транзитные запасы.
         Запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
• время, необходимое для транспортировки  товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
• сезонные колебания в производстве и потреблении  товаров;
• несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
• особенности  в территориальном размещении производства;
• условия  транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
• звенность  товародвижения;
• возможности  хранения товара и др
Наличие запасов является необходимым условием деятельности любого торгового предприятия. В условиях рынка существует много причин, почему фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является экономическая невыгодность и физическая невозможность поступления товаров именно тогда, когда на них возникает спрос. Товарные запасы призваны обеспечить непрерывность процесса обращения товаров и работа сферы товарного обращения не должна прерываться между двумя очередными завозами товаров.
          Другой довод, особенно важный для предприятий торговли состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю. То есть, товарный запас позволяет обеспечить регулярное потребление товара, даже если его производство нерегулярно.
         Необходимость формирования запаса объясняется также возможностью получения дополнительной прибыли за счет сокращения оптовой цены, в случае закупок большого количества товаров. Поэтому запас создается для того, чтобы воспользоваться этим преимуществом.
Необходимость запаса вызвана также условиями транспортировки товаров. Определенные товары невозможно транспортировать малыми количествами, их доставляют более крупными партиями.
         Наличие запаса оправдывается и возможностью случайных колебаний спроса и предложения (например, при резком возрастании спроса), интервала завоза товаров, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении. Товарный запас служит также для нейтрализации перебоев в поставках. Наконец, наличие товарного запаса препятствует созданию неблагоприятного положения, вызванного необходимостью делать частые закупки.5
Товарные запасы считаются фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являются своего рода «страховкой». Существует три вида товарно-материальных запасов: сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, находящиеся на стадии изготовления; готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:
а) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной  отрасли логистической системы  в другую;
б) текущие (циклические) запасы, создаваемые в  течение среднестатистического  производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
в) резервные (страховые или «буферные»); иногда их называют «запасами для компенсации  случайных колебаний спроса» (к  этой категории запасов относятся  также спекулятивные запасы, создаваемые  на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).
          Существует много причин для создания товарных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.
          Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
1) издержки  в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного  товара) — дополнительные затраты  на продвижение и отправку  товаров того заказа, который  нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;
2) издержки  в связи с потерей сбыта  — в случаях, когда постоянный  заказчик обращается за данной  покупкой в какую-то другую  фирму, (такие издержки измеряются  в показателях выручки, потерянной  из-за неосуществления торговой сделки);
3) издержки  в связи с потерей заказчика  — в случаях, когда отсутствие  запасов оборачивается не только  потерей той или иной торговой  сделки, но и тем, что заказчик  начинает постоянно искать другие  источники снабжения (такие издержки  измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).
        Величина товарных запасов является важнейшим ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы сокращаются и оказываются ниже норматива, то это служит для работников торговых предприятий сигналом для увеличения завоза соответствующих товаров. Увеличение товарных запасов сверх норматива говорит о необходимости тщательного изучения причин, вызвавших это состояние, и принятия мер относительно объемов дальнейших заказов на товары.
        Товарные запасы влияют на показатели по труду. Отсутствие товаров не только отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей покупателей и объеме реализации, но и приводит к неоправданным простоям продавцов, складских работников. В итоге снижается производительность труда, а следовательно, эффективность функционирования торгового предприятия.
           С величиной товарных запасов тесно связаны показатели, характеризующие основные фонды торгового предприятия. Величина торгового запаса, обеспечивающая дневную продажу, и демонстрационного запаса должна приниматься во внимание при определении площади торгового зала, конструкции и размещении различных видов торгово-технологического оборудования. В зависимости от величины товарных запасов определяются площади складских и подсобных помещений баз и магазинов, используемые для хранения, подсортировки и подготовки товаров к продаже, а также количество и мощность холодильного оборудования.6
        Величина товарных запасов оказывает влияние на размер целого ряда статей издержек обращения. Это расходы по транспортировке и хранению товаров, расходы по заработной плате, по аренде и содержанию помещений и амортизации основных средств, их текущему ремонту и т.д. От размеров товарных запасов и продолжительности их хранения зависит сумма оплаты за кредит и величина естественной убыли. Таким образом, эти запасы оказывают существенное влияние на уровень издержек обращения .
          Из зависимости издержек обращения от товарных запасов вытекает и связь последних с прибылью. Кроме того, товарные запасы являются важным источником обеспечения товарооборота, т.е. они оказывают влияние на доходы и, следовательно, на прибыль запасов в днях оборота.
Важную  роль играют запасы при разработке других показателей финансового плана. Они являются основным элементом оборотных средств, для расчета норматива которых используются нормативы запасов в днях оборота.
        При определении величины товарных запасов важно учитывать уровень обслуживания, чтобы обеспечить бесперебойную продажу товаров.
Таким образом, товарные запасы связаны со всеми сторонами функционирования торговых предприятий, а это обусловливает  необходимость подхода к ним  ,как к комплексной проблеме. 
 

1.3 Методы , системы и показатели управления запасами
В теории управления запасами существует две системы управления запасами — система фиксированного количества и система фиксированного времени.
I. Система с фиксированным количеством. 7 Принцип действия системы с фиксированным количеством основан на определении конкретного момента времени, когда нужно размещать заказ, соответствующий определенному уровню запаса (точке заказа), а также размера этого заказа. Точка заказа — это всегда совершенно определенное количество материала. Уровень запаса определяется как остаток материалов перед прошлой поставкой, плюс количество полученных материалов при прошлой поставке, минус израсходованное количество.
Текущий запас меняется (рис.1), изменяются по «пиле» и, при его снижении до уровня R, размещается повторный заказ. Заказанные изделия будут получены через интервал времени i, который в данной модели остается неизменным. 


Рисунок 1
                        Модель системы с фиксированным количеством
В данном случае общие затраты на создание запасов можно выразить следующим уравнением:
TC = DC+S+H,
где TC —  суммарные годовые затраты;
D —  годовая потребность в материале;
С —  цена единицы закупаемого материала;
Q —  количество материала, которое  необходимо заказать.
S —  затраты на размещение одного заказа;
R —  точка повторного заказа;
L —  период выполнения заказа;
Зачастую  затраты на хранение определяются как  процент от цены материала, т.е. H = iC, где i — процент от цены С.
DC в  правой части уравнения представляет  собой стоимость закупки годовой потребности материала; (D/Q)S — годовые затраты на размещение заказов (фактическое количество размешенных заказов D/Q, умноженное на затраты на размещение одного заказа S), а (Q/2)H — годовые издержки хранения (средний запас Q/2, умноженный на годовые издержки хранения одного изделия H).

Рисунок 2
Зависимости различных составляющих затрат на создание запасов от размера заказа.8
Затем для разработки модели управления запасами необходимо определить ту величину заказа Qopt, при которой суммарные затраты минимальны. На (рис.2) суммарные затраты достигают минимума в точке, где тангенс угла наклона кривой суммарных годовых затрат равен нулю. Для нахождения точки минимальных затрат возьмем производную от суммарных годовых затрат по Q и приравняем ее к нулю. Для рассматриваемого здесь уравнения эти преобразования будут иметь вид: 

                                            TC = DC+S+H;
Поскольку эта простая модель предполагает, что потребность и время выполнения заказа являются постоянными величинами, резервный (буферный) запас не требуется, и точка повторного заказа, R, определяется как:
                         R=dav*L,
где dav — средняя дневная потребность  в материале (постоянная величина);
L —  время выполнения заказа в  днях (постоянная величина)
II. Система с фиксированным временем.
          В системе управления запасами с фиксированным временем запас подсчитывается только в определенные моменты времени, например раз в неделю или раз в месяц. Подсчет величины запаса и размещение заказов на периодической основе желательны в ситуациях, когда поставщики с определенной периодичностью навешают своих потребителей и принимают у них заказы на полную номенклатуру своей продукции либо когда покупатели пытаются комбинировать (объединять) заказы для экономии транспортных расходов. Многие фирмы предпочитают модель управления запасами с фиксированным временем, поскольку она облегчает задачу планирования и учета запасов.
        Модели с фиксированным временем выдают размеры заказов, разные для различных циклов (в зависимости от нормы потребления). Это требует более высокого уровня резервного запаса, чем в системе с фиксированным объемом заказа. Система с фиксированным объемом заказа предполагает непрерывный подсчет наличного запаса, причем заказ размешается сразу же по достижении точки очередного заказа. В отличие от таких систем, в моделях с фиксированным периодом предполагают, что запас подсчитывается только в так называемые контрольные моменты времени. При этом возможно, что исключительно высокое потребление сведет весь запас к нулю сразу же после того, как заказ будет выполнен, и эта ситуация может оставаться незамеченной вплоть до наступления следующего контрольного момента. В таком случае можно оказаться без запаса изделий до поступления очередной партии заказанных изделий (т.е. в течение практически всего контрольного периода Т, плюс время выполнения заказа L). Таким образом, резервный запас должен защищать нас от дефицита изделий не только в течение контрольного периода, но и в течение времени выполнения заказа — с момента размещения заказа до момента получения изделий по этому заказу.
В этом случае потребность характеризуется  случайным распределением со средним  значением dav :
                                            Q=dav(T+L)+zT+L-I,
где q - размер очередного заказа;
Т - число  дней между контрольными моментами;
L - время  выполнения заказа в днях (с  момента размещения заказа до  момента получения изделий по  этому заказу);
dav - прогнозируемая  средняя дневная потребность;
z - число  стандартных отклонений для заданного уровня обслуживания;
(T+L) - стандартное отклонение потребности в течение контрольного периода и периода выполнения заказа;
I - текущий  уровень запаса (включает уже  имеющиеся изделия).
Рассмотренные модель с фиксированным объемом  заказа и модель с фиксированным периодом времени имеют две общие характеристики
-стоимость изделий остается постоянной при любом объеме заказа;  
-процесс очередного размещение заказа предсказуем, т.е. изделия заказывались и помешались в запас в расчете на то, что потребность сохранится.
Сравнение основных систем управления запасами представлено в таблице 1. 

Таблица 1
 Сравнение  основных систем управления запасами
Система Преимущества Недостатки
С фиксированным количеством Меньший уровень  максимального желаемого заказа. Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы Постоянный  контроль за наличием запасов на складе
С фиксированным временем Отсутствие  постоянного контроля за наличием запасов  на складе Высокий уровень  максимального желаемого запаса. Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы
 
Анализ, планирование и учёт товарных запасов  производятся в абсолютных(стоимостных) и относительных показателях. Широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Первым  относительным показателем, применяемым  при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота.
Уровень товарных запасов характеризует  обеспеченность торгового предприятия  запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при  сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Вторым  важнейшим показателем, характеризующим  товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Размеры товарных запасов непосредственно  связаны со скоростью обращения  товаров. При неизменном объеме товарооборота  ускорение оборачиваемости товаров  приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.
Скорость  обращения товаров или время, в течение которого реализуются  товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.
Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Если  товарные запасы в днях показывают, на сколько дней предприятие обеспечено товарами на определенную дату, то оборачиваемость товаров отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период (квартал, год). Для предприятия оборачиваемость товаров в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.
Между временем и скоростью товарного  обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п.
Методы  управления.
Управление  запасами заключается в решении  двух основных задач:
    определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
    создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
Нормой  запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
При определении  норм товарных запасов используют три  группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и  экономико-математические методы.9
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.
          В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.
       Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции — в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
        Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:
Y5 = 0,5 (2Y4 + Y3 — Y1),
где Y1, Y3, Y4 — уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту),   соответственно, за первый, третий и  четвертый периоды;
Y5 —  нормативный уровень запаса на  предстоящий, пятый период.
Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу:
Y6 = 0,5 (2Y5 + Y4 — Y2)
Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:
Тз = корень (То)
где Т3 — темп роста товарных запасов;
Т0 —  темп роста спроса.
Такое соотношение между запасами и  спросом обеспечивает возможность  ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Математические  модели управления запасами (Формула Уилсона) позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита.
1) q = v(2C0S/i), где
q- кол-во единиц продукции ,содержащихся в одной закупаемой партии
(S-) годовая потребность (ед/год)).
i -  годовые затраты на содержание единицы продукции
C- затраты на выполнение заказа
2) q = v(2C0P/i)
(Р — суточная потребность (ед/сутки).
Зная  qопт можно определить оптимальное число поставок в год = nопт S/ qопт
Оптимальный интервал между поставками tопт =360/ nопт
        Одним из обязательных условий эффективного управления товарными запасами является учет влияния их размеров на денежные потоки компании. Условно все материальные расходы по обслуживанию запасов можно разделить на три большие группы:
    затраты, связанные с организацией закупок;
    затраты, связанные с хранением;
    убытки, связанные с неадекватностью наличия запасов.10
Проблемы, связанные с управлением перечисленными расходами, могут быть решены на основе построения модели оптимального размера заказа (EOQ). Основным условием построения данной модели выступает разделение затрат на те, которые прямо пропорциональны размеру запасов, и те, которые находятся в обратной зависимости от количества накопленных р После того как будет установлен оптимальный уровень запасов, достаточно не сложно установить момент, в который необходимо сделать заказ. Этот момент будет определен при умножении дней изготовления и доставки товаров поставщиком на количество реализованных товаров за день. Полученное количество товаров представляет собой тот уровень запасов данной номенклатуры, при котором следует направить следующий заказ поставщику.
        Решение данных простых задач в компаниях со значительной номенклатурой товаров (крупное производство, супермаркет и т. д.) невозможно без использования адаптированных ERP-систем управления товарными запасами.
Метод планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning или сокращенно ERP) позволяет при помощи внедрения специализированного программного обеспечения управлять товарными запасами с учетом динамики изменения всех факторов производства и с соблюдением общей стратегии и тактики развития компании. Пионерами в применении метода ERP стали такие всемирно известные компании-гиганты розничной торговли как Wаl-Mart, Dayton Hadson, Kmart. Это связано, в первую очередь, с тем, что данные компании имели наибольший удельный вес товарных запасов в общей структуре всех активов ресурсов.
Логистические технологии в области управления запасами направлены в основном на минимизацию материальных запасов. Примерами таких систем являются следующие методы11:
МРП (Materials Requirements Planing) - планирование потребности в материалах - система планирования производственных ресурсов.
«Канбан» - метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.
«Джаст ин тайм» (Just-in-time) - «точно вовремя» - общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитывающего детали спроса, точного управления, значительно сокращаются запасы и тем самым длительность производственного цикла.
ОПТ (Optimized Production Technologies )- оптимизированные производственные технологии.
ДРП (Distribution Requirements Planing) - система управления и планирования распределения продукции.
Концепция управления производством на основе принципа «Канбан» применяется в течение довольно длительного времени.Ее принципы были разработаны в Японии в 50-е годы на автомобильных заводах фирмы «Тойота». С начала 80-х годов эта концепция нашла свое применение в Германии. Преимущества данной системы заключается в том, что производство полуфабрикатов напрямую связано с реальным потреблением, не приводит к дополнительной нагрузке на отдел планирования и позволяет избегать большого объема бумажной работы. Косвенные преимущества: поставляющее подразделение производства действует гибко, и в течение короткого времени пустой контейнер снова наполняется.
Внедрение принципа «точно вовремя» в области снабжения предполагает прежде всего проведение соответствующих переговоров с поставщиками. После этого уровень запаса исходных сырья и материалов сокращается до минимума, необходимого для покрытия потребности в них во время физической доставки.
К числу  обеспечивающих мер относятся меры по повышению дисциплины поставок, а также своевременное информирование поставщиков о сроке и объеме поставок. Реализация принципа «точно вовремя» предполагает, помимо соответствующей готовности поставщика, также стандартизацию обработки заказов и тесное информационное взаимодействие поставщика и покупателя. Необходимы также передача функции контроля качества предприятию поставщика, обеспечение надежности системы транспортировки, эффективная организация приема поставляемых материалов покупателем.
Указанные факторы объясняют наличие препятствий на пути практического внедрения логистики по принципу «точно вовремя». Помимо всего прочего, при планировании инвестиций необходимо оценивать степень фактической выгоды от ее внедрения по сравнению с альтернативными вариантами. Так как при анализе эффективности значительную часть проблемы занимает оценка качественных аспектов и рисков, то в силу этого проведение подобных сравнительных расчетов отличается сложностью. Поэтому оптимистические заключения о снижении затрат в результате внедрения системы «точно во время» на 50 % и более должны восприниматься с осторожностью.
 Применение подобных систем на российских предприятиях желательно, однако в настоящее время не представляется возможным вследствие нестабильной экономической политики, из чего вытекает нестабильность инфляции, рост взаимных неплатежей предприятий и организаций, несовершенное налоговой законодательство.
Отсюда  следует необходимость создания на российских предприятиях таких систем управления запасами, которые бы учитывали  особенности отечественного производства, главной из которых, в данном случае, является заказной характер изготовления продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политика  управления запасами на ООО «Эльдорадо»
2.1 Общая характеристика  деятельности  и анализ политики управления запасами на ООО «Эльдорадо» 

     Компания «Эльдорадо» - это не только качественная бытовая техника и электроника по самым демократичным ценам, компания «Эльдорадо» - это комфорт, качество, практичность, уверенность и перспектива для всех наших покупателей и партнеров.  
     За 16 лет работы предоставлена возможность улучшить свой быт с помощью товаров, реализованных через сеть «Эльдорадо», более 160 млн. покупателей: сегодня каждая 3-й стиральная машина или телевизор приобретаются в компании. Компания помогает людям самого разного достатка – россиянам и гражданам СНГ – приобрести и пользоваться популярными, надежными и недорогими бытовыми приборами ведущих мировых производителей.
     Компания «Эльдорадо» – крупнейшая розничная сеть по продаже бытовой техники и электроники России и Восточной Европы.  Первый магазин компании был открыт в 1994 году в Самаре - именно с этого момента берет свой отсчет история успеха «Эльдорадо».
     Сегодня компания занимает около 28% рынка бытовой  электроники в России. Узнаваемость бренда «Эльдорадо» в большинстве  регионов превышает 80%, а в некоторых  городах доходит и до 98%. Под  логотипом компании на всей территории России и Украины сегодня действует более 1200 магазинов электроники.
         «Эльдорадо» позиционирует себя как сеть магазинов для среднего класса и среднего класса+, с широким ассортиментом товаров и сопутствующих услуг. Торговая сеть уделяет большое внимание высоким стандартам качества обслуживания. В магазинах к услугам клиентов - предпродажная подготовка товара, гарантийное и послегарантийное обслуживание, пункты обмена валют, бесплатные каталоги с новинками рынка и специальными предложениями для покупателей, прием кредитных карт и обслуживание по безналичному расчету, а также продажа техники в кредит. Большое значение в сети придают качеству обслуживания клиентов. В этой связи для всех сотрудников регулярно проводятся тренинги, посвященные как технологиям продаж, так и техническим особенностям каждой категории товара. 
     Основная  доля продаж «Эльдорадо» традиционно приходится на две группы продукции: видео- и крупной бытовой техники (КБТ). Доли видеотехники и КБТ составляли по трети всех объемов продаж в 2005 г. Изменение объемов продаж этих видов продукции к 2007 г. произошло за счет увеличения доли продаж, приходящихся на менее дорогую бытовую технику: мелкую  бытовую технику (МБТ) и телефонию. Также за период с 2003 по 2005 года произошел двукратный рост доли продаж вычислительной техники. Таким образом, за период с 2005 по 2007 года наблюдалось изменение спроса потребителей в пользу менее дорогой бытовой техники и компьютеров. В 2008 наблюдался рост доли КБТ в общем объеме продаж  с одновременным снижением доли МБТ и видео. Данный факт можно объяснить ростом покупательской способности населения, связанным с постоянным улучшением экономической ситуации в стране, а также бурным развитием потребительского кредитования, дающего возможность приобретать дорогую технику в кредит.
В 2009 году продолжила свое развитие тенденция изменения структуры спроса покупателей, связанная с насыщением рынка товарами первой необходимости, заменой существующих товаров на более технологичные и современные, а также смещением спроса в более дорогой сегмент.  

В ходе исследования и оценки ООО «Эльдорадо»  были выявлены типичные проблемы в процессе управления многономенклатурными товарными запасами. Анализ показал слабую интеграцию между подразделениями предприятия, что позволило сделать вывод о наличии интеграции между структурными подразделениями ООО «Эльдорадо». Это не позволяет обеспечить оптимальное выполнение единых целей, стоящих перед  и предприятием в целом.
     Выявлены  факторы слабой интеграции, среди  которых можно определить: информационная разобщенность служб предприятия; длительность процесса принятия решений, затрагивающих интересы различных служб; отсутствие достаточного уровня контроля за материальными потоками; и др.
     Несовершенство  ООО «Эльдорадо» ведет к значительным затратам, связанным с управлением товарными запасами, например, связанным с хранением больших запасов, величина которых превышает 7 млрд. руб. Это обуславливает ежегодные затраты только на их хранение в размере 1 млрд. руб.При этом, в силу указанных недостатков в управлении товарными запасами, на ООО «Эльдорадо» не удается избежать в структуре запасов неликвидов, доля которых в общей величине товарных запасов составляет 9%.
     В рамках  ООО «Эльдорадо» не удается избежать дефицита, либо избытка запасов. Так, только по центральным складам предприятия сверхнормативные запасы превышают 400 млн. руб., хотя на этом фоне по некоторым позициям наблюдается дефицит.
     Однако  следует заметить, что на центральных  складах предприятия приемлемый уровень контроля и эффективности управления товарными запасами, что выражается в ускорении оборачиваемости товарных запасов (таблица 2). 
 
 
 
 
 

Таблица 2
  Оборачиваемость товарных запасов на центральных складах ООО «Эльдорадо»12
Год Показатель Закупающее  подразделение Средняя величина
УСМм УСМт УВК УЗРПи
2008 Оборачиваемость,( раз) 17 22 113 74 38
Среднее время хранения, (дн.) 22,1 16,2 3,2 5,0 79,5
2009 Оборачиваемость,( раз)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.