На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Несбалансированность отношений между Сирией и Ираком, соперничество за влияние на Ближнем Востоке в XX в. Нормализация взаимоотношений и развитие сотрудничества стран в военной, экономической и политической областях в течение двух последних десятилетий.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 24.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


http://www.webkursovik.ru/
Реферат на тему:
«Международный аспект сирийско-иракских отношений»

Развитие последних событий в Ближневосточном регионе и мире в целом свидетельствует о том, что подготовка США к нанесению военного удара по Багдаду входит в свою завершающую стадию. В этой связи Америка стремится заручиться если не поддержкой своих планов в отношении Ирака, то хотя бы нейтралитетом правительств ключевых ближневосточных государств, дабы избежать нежелательных для себя и своих союзников в регионе последствий военной операции против Багдада. Решению именно этой задачи были посвящены усилия активизировавшейся в последнее время ближневосточной дипломатии США.
Одной из «проблемных» для США в этом плане стран региона является Сирия, руководство которой выступает категорически против любых американских силовых акций в отношении своего иракского соседа.
С недавних пор особое внимание политологов и экономистов на Ближнем Востоке и за его пределами все больше привлекают динамично развивающиеся отношения между двумя крупными арабскими государствами - Сирией и Ираком.
В течение двух последних десятилетий отношения между этими странами оставались весьма напряженными, что усугублялось занятой Дамаском позицией поддержки Ирана в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Однако после 1997 г. сирийско-иракские отношения стали постепенно нормализовываться. С приходом к власти в САР нового президента Б. Асада эти отношения переживают стремительное развитие в военной, экономической и политической областях.
Сирийско-иракские отношения традиционно отличались несбалансированностью и соперничеством за влияние в регионе. В период французского мандата в Сирии (1920-1946 гг.) и после обретения политической независимости Ирак постоянно стремился вмешиваться во внутренние дела Дамаска, угрожая суверенитету и независимости САР. Традиционно Ирак считался более активным и сильным в военном плане по сравнению с Сирией и постоянно демонстрировал свое стремление доминировать в качестве лидера арабского единства. Подобная политика Ирака в отношении Сирии в значительной степени объяснялась тем, что в период правления в Багдаде королевской династии Хашемитов (1921-1958 гг.) иракские власти считали, что создание союза или федерации с соседней Сирией послужит укреплению региональных и международных позиций самого Ирака, а также упрочению позиций хашемитского режима внутри страны.
К тому же рост идей панарабизма и радикальных националистических тенденций в арабских странах в 30-40-е годы обеспечивал своеобразную легитимность вмешательства во внутренние дела соседних арабских государств под предлогом защиты идей панарабизма. Данная ситуация порождала напряженность и неоднозначность в отношениях двух стран. С одной стороны, господствующая в них идеология баасизма, основным стержнем которой является идея арабского единства, призывала к союзу, слиянию двух стран в русле идеи арабской сплоченности, с другой, - существовали вопросы территориальной целостности и растущего национального самосознания, которые в условиях независимого развития Сирии и Ирака все больше противоречили догмам идей арабского национализма. сирия ирак соперничество сотрудничество
С развитием двух стран, укреплением их режимов, территориальной целостности, ростом осознания себя как национальной части арабской нации и изменением условий на региональном уровне иракские попытки объединения с Сирией постепенно ослабевали. В то же время укрепление баасистов в Сирии и Ираке и их легитимизация способствовали правовому и идеологическому обоснованию законности существования двух отдельных и независимых государств Сирии и Ирака.
Сирийские интересы в Ираке и политика Ирака в Сирии тесно связаны с последовательным укреплением государственности в обеих странах, стабилизацией власти и ростом национального самосознания их населения. Отмеченные процессы продолжаются и сегодня. В то время как в Сирии в ходе правления X. Асада окрепла стабильность, и были созданы благоприятные условия для развития выше отмеченных явлений, в Ираке во времена президента С.Хусейна сложилась иная ситуация. Несмотря на то, что государство в целом окрепло, внутри страны и вокруг Ирака усиливалась напряженность.
Как уже отмечалось выше, хашемитские правители Ирака стремились учредить федерацию или союз с Сирией с тем, чтобы обеспечить Ираку главенствующее положение в так называемом «благодатном полумесяце». Такое тяготение в значительной мере определялось региональным статусом государства, его внутренними условиями и природой власти в стране. Ирак постоянно опасался своих более могущественных соседей Турции и Ирана, которые угрожали жизненным иракским интересам в районе Шатт Эль-Араба и в богатых нефтью районах Мосул и Киркук. С другой стороны Багдад стремился обеспечить себе через Сирию и Палестину выход к Средиземному морю и далее на Запад, в Европу. Внутри страны разгорался конфликт между старой правящей элитой и молодым поколением политиков, отражавших стремление новых социально-политических сил к радикальным экономическим преобразованиям.
В Сирии Национальный блок (главная национальная политическая сила времен французского мандата), заявляя на словах о своей приверженности делу межарабского сотрудничества, на деле стремился к независимости и самостоятельности Сирии. В то же время в период обострения отношений с метрополией (1933, 1939-1940 гг.) в Сирии активизировались силы, выступавшие за союз с Ираком и Англией против Франции. После 1946 г. Ирак активизировал попытки по объединению с Сирией и усилил на нее давление, используя относительную политическую слабость и раздробленность независимого сирийского государства. Такие сирийские руководители, как Хашим Аль-Атаси (1943, 1949, 1954-1955 гг.), Фарес Аль-Хури (1944-1945, 1954-1955 гг.), Назим Аль-Кудси (1950-1951 гг.), Сабри Аль-Асали (1954, 1955, 1956-1958 гг.), неоднократно предпринимали усилия по объединению с соседним Ираком. Большинство таких попыток было продиктовано внутриполитическими соображениями и использовалось в качестве своеобразного балансира в отношениях с соседними Иорданией, Турцией и Израилем. Так, например, случилось в 1948 г., когда Сирия серьезно опасалась намечаемого союза между Израилем, Иорданией, Турцией и Великобританией, а также реализации планов возможного отторжения ее северных территорий в пользу Турции. Это значительно усилило проиракские настроения среди многих сирийских политиков, особенно сторонников Народной партии, чья электоральная база находилась на севере Сирии, в Халебе. И даже среди некоторых членов правящей Национальной партии, которая в лице президента САР Шукри Аль-Куатли выступала за укрепление связей Сирии с Саудовской Аравией и Египтом.
Ряд видных политиков, таких, например, как Сабри Аль-Асали, призывал к союзу с Ираком. Показательной в этом отношении является политика начальника Генштаба генерала Хосни Аз-Заима, который придя к власти в Сирии в результате совершенного им военного переворота в марте 1949 года, сразу предложил Ираку подписать с Сирией военный союз. Такой шаг был продиктован имевшимися у него опасениями в связи с возможной негативной реакцией на переворот со стороны Египта и Саудовской Аравии, которые поддерживали свергнутого Ш. Аль-Куатли. Однако когда Аз-Заим убедился, что Каир и Джидда готовы договариваться с ним, он постепенно охладел к союзу с Багдадом. В период нахождения у власти в САР Сами Аль-Хинауи Народная партия стала правящей и в стране резко усилились проиракские настроения. Президент Сирии X. Аль-Атаси, поддержанный другими проиракски ориентированными политиками, выступал за быстрое создание федерации или союза с Ираком. Такие настроения не могли не насторожить сирийскую армию, прежде всего ее офицерский корпус. В результате военного переворота в декабре 1949 г. в Сирии была установлена военная диктатура во главе с полковником Адибом Аш-Шишекли. В период всего правления Аш-Шишекли Ирак предпринимал неоднократные попытки его свержения.
С падением диктатуры Аш-Шишекли в 1954 г. в Сирии, казалось, сложились весьма благоприятные условия для объединения с Ираком, когда практически все сирийское политическое руководство стояло на проиракских позициях. Однако эти политики отражали интересы старых консервативных помещичье-феодальных, компрадорских кругов Сирии и уже не могли соперничать с набирающими политический вес леворадикальными националистическими силами внутри САР, в авангарде которых находились молодые сирийские офицеры. Окончательным поражением проиракской партии в САР стал февраль 1955 г., когда в результате ожесточенной борьбы по вопросу о присоединении Сирии к багдадскому пакту в отставку ушло правительство Фареса Аль-Хури. Предпринятые в 1955-1957 гг. Ираком безуспешные попытки подорвать рост леворадикальных сил в армейской среде Сирии обернулись на деле сближением Сирии с Египтом и созданием в 1958 г. ОАР. А в самом Ираке летом 1958 г. прогрессивно настроенные армейские офицеры во главе с Абдель Каримом Касемом совершили военный переворот, в результате которого был положен конец монархическому режиму в стране. Радикализация иракских властей не помешала вновь пришедшим к власти в САР после распада ОАР в 1961 г. представителям прежних правящих элит объединить свои усилия с новым руководством в Багдаде для борьбы со сторонниками идей насеризма в САР. Приход к власти в Сирии и Ираке Партии арабского социалистического возрождения (Баас) привнес идеологическую составляющую в отношения двух государств. Так, в период межфракционной борьбы в сирийской Баас (ПАСВ) в 1962-1966 гг. лидер леворадикального крыла ПАСВ Хамуд Аш-Шуфи пользовался поддержкой Али Салиха Саади из иракской Баас. В результате февральских 1966 г. событий в САР к власти в стране пришло леворадикальное крыло партии во главе с Салахом Джадидом. Основатели и идеологи партии Мишель Афляк и Салах Ад-Дин Аль-Битар были вынуждены выехать из Сирии.
В отношениях между партиями двух стран наступил новый этап. В обстановке, когда баасистские руководители ощущали свою слабость и неуверенность на властном поприще, вопрос о признании или непризнании законности их власти играл ключевую роль в отношениях двух партий. В 1970 г. к власти в Сирии пришел Хафиз Аль-Асад. В результате июльских событий 1968 г. в Ираке была восстановлена власть партии «Баас». Это привело к возникновению непростой ситуации, когда связи между двумя партиями, по сути, определяли отношения между двумя государствами. Нашедший убежище в Ираке М. Афляк усиливал позиции иракских баасистов в их претензиях на законное лидерство в арабском мире.
Стабилизация и укрепление баасистских режимов в Сирии и Ираке в 70-х годах обострили борьбу между двумя странами за влияние в регионе, с одной стороны, и несколько снизили накал противоречий по вопросу признания их легитимности, с другой.
В 1977 г. напряженность в отношениях между двумя странами несколько спала. В условиях, когда Египет пошел на сепаратный мирный договор с Израилем, руководства Сирии и Ирака решили упрочить свои двусторонние отношения. Сирийский президент выступил с инициативой укрепления связей между двумя странами. Путем союза с Багдадом Дамаск рассчитывал упрочить свои позиции перед лицом Израиля, а Багдад, несколько смягчив свою непримиримую позицию, пытался сплотить вокруг себя антиегипетский фронт арабских стран. В то же время претензии иракских руководителей на лидерство в арабском мире, их настойчивые требования принятия самых решительных мер в отношении Египта тормозили процесс сближения двух стран.
Только в октябре 1978 г. Асад посетил Багдад и обсудил с иракскими лидерами перспективы сирийско-иракского союза. Однако усилившаяся к тому времени в Ираке борьба за власть привела в итоге к разрыву отношений между Дамаском и Багдадом. Пришедший к власти в Ираке в 1979 г. Саддам Хусейн посчитал, что бывший президент Ирака Хасан Аль-Бакр стремился использовать сближение с Сирией для противодействия ему и организации переворота в Ираке. В 1982 г. Сирия закрыла свою границу с Ираком и прекратила перекачку иракской нефти по нефтепроводу Киркук-Банияс. Военные успехи Ирана в мае 1982 г. и ухудшение отношений с Сирией способствовали тому, что Ирак стал искать подходы к налаживанию отношений с Египтом. Сирийско-иракские отношения оказались окончательно прерванными, после того как Сирия в одностороннем порядке поддержала Иран в войне с Ираком.
В период кризиса в Персидском заливе 1991 г. Сирия присоединилась к антииракской коалиции, возглавляемой США. Такое решение Дамаска не только способствовало укреплению рядов антииракской коалиции, но и свидетельствовало о том, что сирийские руководители пересматривают приоритеты своей прежней политики. В условиях начала перестройки и корректировки внешнеполитического курса Советского Союза Сирия стремилась нормализовать свои отношения с Западом. Постепенно стали налаживаться сирийско-египетские отношения, прерванные после заключения Каиром сепаратного мира с Израилем. Полностью сирийско-египетские отношения были восстановлены в 1991 г. после того, как Дамаск присоединился к мирному арабо-израильскому процессу на Ближнем Востоке. Новая внешнеполитическая стратегия Сирии была обусловлена не только распадом СССР и ухудшением внутриэкономического положения САР, но также растущей в Дамаске тревогой, связанной с Багдадом. Усиление иракской военной машины в период ирано-иракской войны изменило баланс сил не в пользу Дамаска. На границах Сирии появилось государство с миллионной армией. Сирийские опасения подтвердились после того, как стала очевидной поддержка Ираком антисирийского правительства в Ливане во главе с генералом М. Ауном. С начала гражданской войны в Ливане в 1975 г. Ирак поддерживал антисирийские силы, выступавшие за вывод сирийских войск из Ливана.
Последствия ирако-кувейтской войны и международные санкции в отношении Ирака существенно ослабили иракскую военную мощь, и баланс сил изменился в пользу Дамаска. Теперь Багдад уже не внушал Сирии прежних опасений.
С весны 1997 г. отношения двух стран стали постепенно нормализовываться. В условиях длительной неопределенности в мирном процессе, неудачных попыток США оказать давление на Израиль в вопросе вывода израильских войск с Голанских высот, развития военного сотрудничества Турции с Израилем Сирия стала искать подходы к установлению нормальных отношений с Ираком. В марте 1997 г. заместитель премьер-министра Ирака Тарик Азиз выразил свое удовлетворение в связи с позитивными переменами в отношениях с Сирией. В мае 1997 г. делегация ТПП САР посетила Багдад. Через два месяца дамасское радио прекратило вещание передач антииракской направленности. Ответный ход последовал и с иракской стороны. В августе делегация иракских торговцев и промышленников посетила Дамаск. Был подписан контракт на поставку в Ирак сирийских товаров на общую сумму 13 млн. долл. Вдоль сирийско-иракской границы были открыты пропускные пункты для туристов и торгового обмена. 7 августа министр нефти Ирака Мухаммад Рашид заявил на пресс-конференции в Багдаде, что Ирак готовится к возобновлению прокачки своей нефти через сирийскую территорию. Председатель Промышленной Федерации Ирака Аднан Аль-Кудси отметил, что страна отдала приоритет сирийским коммерческим предложениям на экспорт продуктов в Ирак в соответствии с резолюцией 986 ООН. В конце августа в Дамаск на 44-ю международную ярмарку прибыла иракская делегация во главе с министром торговли Махди Салехом, которая подписала ряд экономических соглашений с Сирией.
В то же время сирийские и иракские политики по-разному оценивали суть ирако-сирийского экономического сотрудничества. Так, министр иностранных дел Ирака Мухаммад Ас-Сахаф заявлял, что развитие экономических связей между двумя странами будет способствовать восстановлению дипломатических отношений и сближению двух стран. Действительно, иракские политики делали акцент на политической значимости развития двусторонних экономических связей как средстве прорыва экономической блокады Ирака и последующей нормализации сирийско-иракских отношений. Иракская газета «Аль-Бабил», контролируемая одним из сыновей С.Хусейна, обращалась к сирийским властям с призывом полностью нормализовать отношения с Ираком для создания «единого антиимпериалистического и антисионистского фронта». В заявлениях же официальных сирийских лиц подчеркнуто говорилось только об экономических связях с Ираком без каких-либо политических реверансов в сторону Багдада.
После начала в ноябре 1997 г. кризиса между Ираком и ООН по вопросу об инспекциях Сирия выступила против применения силы в отношении Багдада. После почти семнадцатилетнего перерыва в Дамаск прибыл высокопоставленный иракский представитель - заместитель премьер-министра Т. Азиз. Однако вплоть до конца 1998 г. сирийско-иракское сближение означало для Сирии скорее попытку оказания определенного психологического нажима на позицию США в вопросах отношений с Израилем и БВУ, неже и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.