На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право лесопользования РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 
Глава 1. Право лесопользования и его виды.
Глава 2. Понятие государственного регулирования эколого-правового  режима лесопользования  и его особенности.
2.1 Ведение государственного  учета лесов и государственного  лесного кадастра
2.2 Лесной мониторинг
2.3  Планирование  использования и охраны лесов
2.4  Организация  восстановления лесов и лесоразведение 
2.5  Государственный  контроль над состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защиты  лесов.
Глава 3. Проблемы лесопользования
Заключение
Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Актуальность  темы исследования. Лесной фонд России занимает 69% ее суши и относится к  федеральной собственности. Лесосырьевой потенциал России огромен. Ежегодная  норма лесопользования составляет 509 млн.м3, но в настоящее время используется менее чем на четверть.
Право лесопользования  является составной частью права  природопользования, потому ему присущи  все общие особенности последнего. Вместе с тем право лесопользования  имеет определенные особенности, что  обусловлено формой государственной  собственности на леса, их правовым режимом, значимостью лесов в  исполнении экологической, экономической, культурно оздоровительной и  других функций.
Право лесопользования  следует рассматривать в двух аспектах - как объективное и как  субъективное право.
Объективное право  лесопользования - это совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия рационального  пользования и воссоздания лесов, основания возникновения, изменения  и прекращения правоотношений, в  отрасли.
Субъективное  право лесопользования следует  понимать как установленную и  гарантированную законом возможность  конкретных субъектов непосредственной эксплуатации лесов с целью удовлетворения потребностей в лесных ресурсах, добывания  их полезных свойств.
В лесах осуществляются такие виды пользований:
- за основаниями  возникновения - общее и специальное  использование лесных ресурсов;
- за правовой  формой реализации - первичное использование  лесов;
- по целевому  назначению леса - использования  лесов для потребностей лесного  хозяйства; использование лесов  для потребностей охотничьего  хозяйства; использование лесов  в научно-исследовательских целях,  санитарно-гигиенических, рекреационных,  оздоровительных, спортивных и  других целях;
- за сроками  использования - постоянное и  временное.
Право общего лесопользования  осуществляют граждане, которые имеют  право свободно находиться в лесах, безвозмездно собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы, другие плоды, кроме случаев, предусмотренных  законодательными актами. 

Глава 1. Право лесопользования  и его виды.
Понятие права  лесопользования. Леса являются источником заготовки древесины — сырья  для производства самой различной  продукции. Вместе с тем в лесах  заготавливается разнообразная  недревесная лесная продукция: живица, различные смолы, эфирные масла, техническое и лекарственное сырье, грибы, орехи, мед и другие пищевые продукты. Леса — среда обитания диких животных и птиц, в них ведется охотничье хозяйство, заготавливается пушнина. Одновременно леса выполняют важнейшие экологические функции, поддерживают условия жизни в биосфере Земли.
Эколого-экономическая  характеристика леса уникальна. При  условии ведения разумного хозяйства  его можно использовать одновременно в различных необходимых обществу целях: заготавливать древесину, осуществлять побочное лесопользование, использовать в культурно-оздоровительных целях  и т.д. Время, когда лес рассматривался только как источник древесины, отступает  в прошлое. На первый план в качестве важнейшего фактора выдвигаются  задача комплексного, многоцелевого  использования всех полезных свойств  леса, организация непрерывного, неистощительного лесопользования.
Право пользования  лесом — центральный институт лесного права. Право лесопользования представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования лесов, их сохранения и восстановления, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной лесной продукции, использовании иных полезных свойств леса и обеспечения охраны окружающей среды. Одновременно право лесопользования может рассматриваться и как субъективное право.
Такое определение  права лесопользования вытекает из анализа совокупности правовых норм, регулирующих обширный комплекс отношений  по поводу эксплуатации лесов. Регламентация  видов права лесопользования  и форм их реализации имеет важное значение для обеспечения рационального  лесопользования и охраны лесов. Учитывая роль лесов в жизни общества, в ст. 79 ЛК закреплены основные требования к использованию лесного фонда  и не входящих в лесной фонд лесов. В этой статье сформулированы принципы права лесопользования, которые  находят выражение при регламентации  соответствующих его видов.
Так, лесопользование  осуществляется с соблюдением следующих  основных требований:
обеспечение непрерывного, неистощительного и рационального  использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения  в лесных ресурсах;
сохранение и  усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов  в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной  среды и развития экономики;
установление  порядка лесопользования в зависимости  от значения лесов и выполняемых  ими функций, их местоположения, природных  и экономических условий;
обеспечение условий  для воспроизводства лесов;
платность лесопользования;
соблюдение научно обоснованных норм лесопользования.
Лесопользователи  осуществляют право пользования  участками лесного фонда и  право пользования участками  лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов  и земель лесного фонда, не наносит  вред окружающей природной среде, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Право лесопользования  имеет строго целевой характер. Запрещается  использование участков лесного  фонда и участков, не входящих в  лесной фонд лесов, в целях и способами, которые противоречат требованиям  лесного законодательства РФ.
Виды  лесопользования  
Анализ норм нового Лесного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2007 г. позволяет понять определенную последовательность законодателя в подходе к определению содержания правовой конструкции «виды использования лесов». Согласно части 5 статьи 87 Лесного Кодекса РФ, в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного Кодекса РФ. 
Итак, в отличие от Лесного кодекса РФ 1997 г., в новом Лесном кодексе определяются виды использования лесов (ст. 25):  
1) заготовка древесины (рубка) – трелевка (транспортировка срубленных деревьев от места заготовки к лесопогрузочным пунктам), частичная переработка, а также хранение и вывоз из леса. Такая деятельность является предпринимательской, а значит, может вестись только лицами, зарегистрированными в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;  
2) заготовка живицы. Живица – это вязкая (в отличие от древесного сока) жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев (в основном сосны). Заготовка живицы возможна только в порядке предпринимательской деятельности и только на основании договора аренды лесного участка для заготовки живицы;  
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов – это предпринимательская деятельность, связанная с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных
ресурсов из леса. К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов возможна и гражданами для личных нужд;  
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений – представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса. В то же время граждане также вправе заготавливать пищевые ресурсы и собирать лекарственные растения для своих личных нужд, соблюдая при этом правила нахождения в лесу. Пищевые лесные ресурсы – это дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.  
Предпринимательская деятельность по данному виду лесопользования возможна только на основании договоров аренды лесных участков.  
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты – это предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту, осуществляемая на основании договоров аренды лесных участков. Аналогично предыдущему виду использования лесов, право на осуществление охоты имеют и простые граждане, однако это должна быть любительская охоты или спортивная охота;  
6) ведение сельского хозяйства – это использование лесов для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности (ст. 38 ЛК). Данный вид лесопользования предоставляется гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, а также праве безвозмездного срочного пользования лесными участками.  
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям – в аренду.  
8) осуществление рекреационной деятельности – самостоятельный вид использования лесов. Для государственных и муниципальных учреждений лесные участки для такой деятельности предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам – в аренду. Часть 2 статьи 41 ЛК РФ оговаривает, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек и осуществление их благоустройства;  
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация – имеются в виду только искусственно
выращиваемые лесные насаждения определенных пород, выращивание которых должно осуществляться на землях лесного фонда и иных категорий. Данный вид лесопользования является новым, поскольку специальным видом лесопользования Лесной Кодекс РФ 1997 г. его не выделял. Лесные плантационные культуры создают с целью получения конкретной продукции. Их создают для выращивания определенных сортиментов (пиловочника, балансовой древесины и др.), ивового прута, новогодних елок, пищевых продуктов и др.;  
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений – использование участков лесного фонда РФ для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, бахчевых, зерновых, технических и др.), создания плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых, лекарственных растений, в том числе женьшеня, грибов, декоративных растений. Такой вид лесопользования может осуществляться только в качестве предпринимательской деятельности, правоустанавливающим документом для которой должен служить договор аренды лесного участка (статья 39 ЛК);  
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ).  
При оформлении права на пользование лесным участком в соответствии со статьей 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых необходимо оформление процедуры отвода участка недр в соответствии с Законом РФ «О недрах». Разработка месторождений полезных ископаемых – это комплекс работ, включающий в себя вскрытие, подготовку и выемку полезного ископаемого.  
Недропользование является лицензируемым видом деятельности, поэтому, в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» 1995 г. материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, в том числе и для выполнения вышеуказанных работ;  
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.  
В вопросе об использовании лесных участков для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений следует руководствоваться нормами водного законодательства. В июне
2006 г. был принят новый Водный кодекс РФ, где в соответствии со статьей 42 при проектировании, размещении, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.  
Субъектами использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов могут быть граждане и юридические лица. А вид права на данный вид использования лесов может быть любым: право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды, право безвозмездного срочного пользования;  
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.  
Новый вид пользования, которого ранее в Лесном Кодексе РФ не было. Помимо Лесного кодекса рассматривая данный вид лесопользования следует руководствоваться З РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»; Земельным кодексом; Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. №878, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9)  
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов. Здесь речь идет именно о стадии переработки, а не о сборе.  
Данный вид использования лесов является предпринимательской деятельностью, для переработки древесины и иных лесных ресурсов предоставляются лесные участки из состава разных категорий земель. Субъектами лесопользования могут выступать как граждане, так и юридические лица. Статья определяет только один вид возможного права на лесной участок для данного вида использования лесов – право аренды.  
15) осуществление религиозной деятельности. Данная норма отсылает нас к специальному законодательству в рамках правового регулирования деятельности религиозных объединений. Право на лесные участки предоставляется как безвозмездное срочное пользование, но целевым назначением лесного участка может быть только осуществление религиозной деятельности. Важно отметить, что при данном виде использования лесов, законодатель разрешает возведение капитальных сооружений.  
16) иные виды.  
Итак, в перечень включены не только традиционные, привычные виды использования
, как-то, заготовка древесины, живицы, осуществление охоты и пр., но и совершенно новые: например осуществление религиозной деятельности, строительство, реконструкцию и эксплуатацию линий электропередач, дорог и пр. К тому же указанный перечень не является исчерпывающим. Леса могут использоваться и иным образом в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются.  
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Гражданам лесные участки могут быть предоставлены на праве аренды, на праве безвозмездного срочного пользования; а юридическим лицам – на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды и на праве безвозмездного срочного пользования.  
В заключении добавим, что Лесной кодекс 2006 г. помимо тех новелл, которые мы уже указали в работе, ввел еще одно новшество, касающееся пользования лесами. Это «лесная декларация».  
Осуществление лесопользования ранее допускалось только при наличии лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые выдавались ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесной кодекс РФ 2006 г. не предусматривает выдачу лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов и вводит понятие «лесная декларация» – заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.  
Таким образом, в результате такого нововведения разрешительный порядок использования лесов заменяется на заявительный. Однако согласно Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие ЛК РФ, признаются действительными до истечения срока их действия. 

Глава 2. Понятие государственного регулирования эколого-правового  режима лесопользования  и его особенности.
Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования -- это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.
Различается регулирование  эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.
Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное
регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами.
Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию  эколого-правового режима лесопользования  являются Федеральная служба лесного  хозяйства СЗ РФ 1994 № 12 Ст. 1390 и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
В системе органов  лесного хозяйства имеется аппарат  государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства
В Лесном Кодексе  закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в  сфере регулирования лесных отношений  Определена также компетенция органов  местного самоуправления в этой сфере
Основными функциями  регулирования эколого-правового режима лесопользования являются государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании.
2.1 ведение государственного  учета лесов и  государственного  лесного кадастра.
Для организации  рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и земли лесного фонда.
Государственный учет лесного фонда система периодического единовременного определения количественных и качественных характеристик лесного фонда и происходящих в нем изменений. Данные ГУЛФ используют при ведении лесного кадастра.
 ГУЛФ  проводится ежегодно во всех лесхозах федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, государственных заповедниках, национальных парках и др. организациях, ведущих лесное хозяйство, вне зависимости от ведомственной подчиненности. Он выполняется по единой для страны инструкции, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Учет проводится по трем единым формам. Форма № 1 характеризует распределение площади групп лесов и категорий защитности лесов первой группы по категориям земель лесного фонда. Форма № 2 характеризует распределение площади и древесных запасов насаждений по группам возраста. Она составляется для каждой группы лесов, каждой категории защитности лесов первой группы и объекту (лесхозу и др.) в целом. Эти две формы учета составляются ежегодно, а форма № 3 - один раз в 5 лет. В ней приводятся общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд. Эта форма имеет 12 разделов:
 1) сведения  обо всех лесах на территории административной единицы;
 2) изменение  площади лесов и запаса древесины за межучетный период;
 3)характеристика противопожарного устройства лесов;
 4)распределение не покрытых лесной растительностью земель и нелесных земель по видам лесовосстановления;
 5) лесовосстановление за промежуточный период (5 лет);
 6) сведения о рубках промежуточного пользования; 
 7)распределение насаждений пополнотам и классам бонитета; 
 8) характеристика гидролесомелиоративного фонда; 
 9) характеристика  путей транспорта;
 10) фонд подсочки и осмолоподсочки сосновых древостоев;
 11) изученность  лесного фонда и лесов, не  входящих в лесной фонд;
 12) сведения  о лесном фонде, загрязненном  радионуклидами.
 Первичный учет лесного фонда осуществляют при очередном лесоустройстве. В  течение ревизионного периода учет проводят на основе сведений о текущих изменениях в лесах лесхозов и др. организаций, ведущих лесное хозяйство. К таким изменениям относятся изменения их окружных границ, строительство дорог, линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, сплошные рубки главною пользования и санитарные рубки, создание лесных культур, естественное заращивание не покрытых лесной растительностью земель, естественный ход роста древостоев, изменение состава насаждений рубками ухода, повреждение древостоев стихийными бедствиями и т. д.
 Оформление  первичной документации в лесхозах и др. организациях, ведущих лесное хозяйство, осуществляется на ПЭВМ. Сводные  данные по субъекту РФ получают в его  территориальном органе исполнительной власти в области лесного хозяйства. Федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства  обеспечивает составление сводной  документации ГУЛФ по России в целях  формирования банка данных «Лесной фонд Российской Федерации».
 Лит.: Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда. — М., 1997. 

Лесной кадастр — содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.
Данные государственного лесного кадастра используются при  государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с  ведением лесного хозяйства и  пользованием лесным фондом, и при  переводе земель лесного фонда в  земли иных категорий, определении  размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный  орган исполнительной власти в области  лесного хозяйства и его территориальные  органы.
Министерство  природных ресурсов РФ, Федеральное  агентство лесного хозяйства  и Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление лесным хозяйством (Постановления  Правительства РФ от 22.07.2004 N 370, от 16.06.2004 N 283 и от 30.07.2004 N 400).
Важным вопросом, непосредственно связанным с  ведением учета лесов и лесного  кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает возможность  объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности отдельных  леспромхозов, устраняет уравнительный  подход к ее результатам, позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы, в том числе и за леса
Большое значение имеет также государственная  регистрация лесов и землепользования (основная и текущая), на основании  которой каждому пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и обязанности
2.2. Лесной мониторинг.
 В соответствии со Ст.78 "Основ лесного законодательства РФ", соответствующими статьями законов Российской Федерации об охране окружающей природной среды и земельного законодательства, лесной мониторинг является информационной системой для обеспечения государственных интересов в области управления лесами, включая охрану лесов и рациональное использование лесных ресурсов. Лесной мониторинг обеспечивает оперативное слежение за изменениями состояния лесного фонда, вызванных лесопользованием, природными и техногенными воздействиями на леса, обработку и анализ этих данных, составление прогнозов с целью охраны и защиты лесов, рационального использования лесных ресурсов и устойчивого развития лесного сектора экономики России.
Объектом лесного  мониторинга является весь лесной фонд России. Основным звеном ведения лесного  мониторинга является государственный  орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, первичным  структурным звеном - лесхозы и  др. предприятия и учреждения, осуществляющие ведение лесного хозяйства и  во владении которых находится лесной фонд.
Цели лесного  мониторинга:
1. Оперативное  отслеживание и регистрация текущих  изменений в состоянии земель  лесного фонда и лесных ресурсов  России, лесопатологического (санитарного  и экологического) состояния лесов,  их анализ и прогнозирование  состояния лесов, динамики его  основных характеристик.
2. Обеспечение  информационными потоками Единой  государственной системы экологического  мониторинга.
3. Информационная  поддержка принятия решений по  управлению лесным хозяйством  и охране природы для всех  уровней управления.
4. Выполнение  международных обязательств России  по мониторингу состояния лесов,  сохранению биоразнообразия и  обеспечению устойчивого развития  лесного хозяйства.
Лесной мониторинг включает следующие основные виды:
    - мониторинг  состояния лесных ресурсов и  земель лесного фонда;
    - лесопатологический  мониторинг;
     - лесопожарный мониторинг;
     - специальные виды лесного мониторинга  - мониторинг состояния лесов  в зонах радиационного заражения,  техногенного загрязнения и т.  п.;
     - мониторинг лесов, ведущийся по  международным программам и соглашениям.
Мониторинг состояния  земель лесного фонда и лесных ресурсов основывается на данных Государственного учета лесного фонда, ведения  лесоучетной документации, лесоустройства. Этот вид лесного мониторинга  обеспечивает количественную оценку текущих  изменений состояния земель лесного  фонда и лесных ресурсов по позициям Государственного учета лесного  фонда.
 Лесопатологический  мониторинг - в соответствии с  действующим "Положением о  лесопатологическом мониторинге" - это "система оперативного  контроля за лесопатологическим  состоянием лесов - нарушением  их устойчивости, численностью распространением, повреждениями (поражениями) вредителей, болезней и других природных  и антропогенных факторов ослабления  и усыхания лесов, за динамикой  этих процессов, обеспечивающая  выявление патологических изменений  состояния насаждений, оценку и  прогноз развития ситуаций для  своевременного принятия решений  по осуществлению лесозащитных  либо других лесохозяйственных  мероприятий". Это направление  лесного мониторинга обеспечивает  качественную оценку текущих  изменений лесопатологического  состояния лесов.
 Лесопожарный  мониторинг является частью системы  информационного обеспечения службы  охраны лесов от пожаров и  обеспечивает слежение за возникновением  пожаров, регистрацию их последствий,  анализ данных и прогнозирование  пожарной опасности. Ведение лесопожарного  мониторинга осуществляется службой  охраны лесов от пожаров. Его  ведение возлагается на государственные органы управления лесным хозяйством, Центральную базу авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" и ВНИИЦлесресурс и осуществляется согласно Государственной программе охраны лесов от пожаров на 1993-1997гг.
 Специальные  виды лесного мониторинга обеспечивают  слежение за распространенностью  и степенью воздействия на  состояние земель лесного фонда  и лесоматериалов радиационного,  промышленного и других видов  антропогенного загрязнения среды.  Специальные виды мониторинга  осуществляются на основе специальных  нормативных документов и программ  различного уровня.
 Международная  совместная программа ICP-Forest осуществляется  по методике ЕЭК ООН в рамках  соглашения о контроле трансграничного  переноса атмосферных промышленных  выбросов и ведется на территории  республики Карелия, Мурманской, Ленинградской, Новгородской, Псковской,  Калининградской и Архангельской  (западная часть) областей. Программа  обеспечивает наблюдение за динамикой  состояния лесов в связи с  воздействием техногенного загрязнения  природной среды.
2.3. Планирование использования и охраны лесов.
Планирование  использования лесов включает мероприятия  в области рационального использования  лесов, восстановления, лесоразведения, повышения продуктивности лесов, их охраны и зашиты. Законодательством предусматриваются: мероприятия по ведению лесного хозяйства с расчетом на длительную перспективу; размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам, объемам по лесовосстановлению. Разработка и составление годовых и перспективных планов использования и охраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством. Функция планирования осуществляется через программирование, разработку совместно с субъектами РФ федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда России, повышению доходности, продуктивности, экономической, экологической и социальной значимости лесов, обеспечению воспроизводства, охраны и защиты лесов; определение порядка их финансирования и организация выполнения; разработку ос­новных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и их реализацию; планирование расчетных лесосек, определение и утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и др.
    Лесоустройство  — территориально-пространственная  организация лесов для их рационального  использования. Лесоустройство включает  в себя систему мероприятий,  направленных на обеспечение  рационального ведения хозяйства  и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны  и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. В лесоустройство входят следующие лесоустроительные действия: оп­ределение и восстановление юридически установленных границ и внутри­хозяйственная организация территории лесного фонда, находящегося во владении лесхозов, сельскохозяйственных организаций, военных лесхозов и военных лесничеств, государственных природных заповедников, нацио­нальных парков, учебных лесхозов государственных высших учебных за­ведений; выполнение топографо- геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений с произрастанием реликтов и особо защитных участков; выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок и лесоразведению, мелиорации, а также охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий и определение порядка и способов их проведения; обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности в другую, перевод непокрытых лесом земель в покрытые и нелесные — в лесные; исчисление расчетных лесосек, рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования; определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ; определение размеров побочных лесных пользовании и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях; лесобиологические и другие обследования и изыскания; государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия. Лесоустройство на всей территории лесного фонда РФ проводится государственными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством. Ведение лесного хозяйства без проведения лесоустройства запрещается. По материалам лесоустройства для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разраба­тываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, прогнозирования, перспективного и текущего планирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.
     Правовое  регулирование распределения и  перераспределения лесов Распоряжение  лесным фондом представляет собой  совокупность распорядительных  действий соответствующих государственных  органов, вла­дельцев лесного  фонда, в качестве которых определены  лесхозы; сельскохозяйственные организации,  образованные при реорганизации  со­ответствующих колхозов и  совхозов; национальные парки федерального  органа управления лесным хозяйством; государственные природные запо­ведники; военные лесхозы, военные лесничества  и лесхозы государствен­ных высших  учебных заведений. Основными  видами распорядительных действий  в отношении лесов являются  следующим: закрепление лесов  за лесхозами (производится Роскомлесом и его органами), за сельскохозяйственными предприятиями (в случае предоставления земель, покрытых лесом в бессрочное пользование), за ми­нистерствами, предприятиями и организациями (производится в основном Правительством РФ), перераспределение лесов (т. е. передача из одного лесхоза в другой, передача участков лесного фонда от одних владельцев с их согласия в ведение государственных органов лесного хозяйства изъятие закрепленных лесов), закрепление и изъятие лесосырьевых фаз Основными функциями владельцев лесного фонда являются представление участков лесного фонда в долгосрочное пользование, аренду на основании решения органа местного самоуправления по согласованию с районным органом охраны окружающей среды, предоставление на основании совместного с районной (городской) администрацией решения участков лесного фонда в краткосрочное пользование, ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров) и др. При осуществлении данных действий имеет значение принадлежность лесов к соответствующим группам и категориям защитности. В зависимости от этих факторов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных или общественных нужд. Среди оснований прекращения права лесопользования, специфичны­ми для предприятий, организаций и учреждений являются истечение установленного срока лесопользования, ликвидация предприятия, органи­зации, учреждения, характерными для граждан — добровольный отказ от лесопользования Среди общих оснований — изъятие государственного лесного фонда или иных земель, занятых лесами, для государственных или общественных нужд, а также осуществление лесных пользовании не в соответствии с целями или требованиями, обозначенными в лесорубочном билете (ордене) или лесном билете Убытки и потери лесохозяйственного производства, причиненные лесопользователям, подлежат возмещению.
2.4. Организация восстановления лесов и лесоразведение.
На вырубках, гарях и иных бывших под лесом  площадях осуществляется восстановление лесов, а на других землях, предназначенных  для создания новых лесов, проводится лесоразведение. В целях повышения  продуктивности и качества лесов  осуществляется их воспроизводство
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.