На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Приватизация жилых помещений как правовой институт

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………3

 1.    Правовые основы приватизации жилых помещений в Российской Федерации
1. 1 Правовая природа и сущность права на жилище
1.2 История становления и развития законодательства о приватизации жилых помещений в Российской Федерации
2. Приватизация жилых помещений как одна из форм реализации права на жилище
2.1 Понятие приватизации жилых помещений в Российской Федерации, ее юридическая природа и характерные особенности
2.2 Порядок, условия и последствия приватизации жилых помещений в РФ
3. Актуальные проблемы правового регулирования приватизации жилых помещений и пути их решения
3.1  Актуальные проблемы правового регулирования приватизации  жилых помещений
3.2 Направления судебной практики по разрешению проблемных вопросов законодательства о приватизации жилых помещений и пути  совершенствования правового регулирования приватизации  жилых помещений
Заключение 
Список  используемых источников

Введение

    Право на жилище ст. 40 Конституции Российской Федерации отнесено к числу основных прав человека и гражданина1.  Право на жилище не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Конституция РФ предусматривает вполне определенные гарантии права на жилище, что делает его устойчивым. Согласно положениям Конституции РФ жилищное законодательство должно основываться на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, их судебной защиты.
    Право на жилище многогранно. Это -  возможность  улучшения жилищных условий путем  получения жилья по договору жилищного найма (бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными нормами - ст. 40 Конституции); возможность стабильного пользования жилым помещением, недопустимость произвольного лишения жилища; обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой безопасной среды обитания и пр. 

      В настоящее время  реализация  права на жилище тесно связана  с проблемой приватизации жилых  помещений.

      Приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений2.
    В настоящее время проблема приватизации жилых помещений является одной  из самых актуальных. Интерес к  исследованию данной темы, на наш взгляд,   закономерен. Источники, регламентирующие вопросы приватизации жилищного  фонда и реализации прав граждан, возникших в результате приватизации, представлены весьма разнородными и противоречивыми   материалами, постижение сущности которых необходимо в повседневной жизни   юристам,   руководителям предприятий, другим специалистам,   и  всем гражданам.  Кроме того, существует много правовых проблем, связанных с приватизацией жилых помещений, о которых также необходимо знать.
      Цель  выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы выявить содержание такого правового института как приватизация жилых помещений.
  Задачи, рассматриваемыми в  работе, являются:
1. Исследование  правовой природы и сущности  права на жилище.
2. Исследование   исторического аспекта   возникновения института приватизации жилых помещений, этапов развития законодательства о приватизации жилых помещений в РФ.
3. Рассмотрение    понятия приватизации жилых помещений в РФ, ее юридической природы и характерных особенностей.
4.  Анализ порядка, условий и последствий приватизации жилых помещений в РФ. 
5. Рассмотрение актуальных проблем правового регулирования  приватизации жилых помещений.
6.   Анализ  направлений судебной практики по разрешению проблемных вопросов законодательства о приватизации жилых помещений.
7. Разработка  путей решения возникших правовых проблем по приватизации жилых помещений.
       Объектом  выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие по поводу приватизации жилых помещений.
      Предмет выпускной квалификационной работы  - нормы жилищного законодательства, устанавливающего правовые основы  приватизации жилых помещений.
        Нормативно – правовая база  в данной сфере правоотношений обширна: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс  Российской Федерации,  Жилищный кодекс  Российской Федерации, федеральные законы, постановления Пленумов Верховного Суда РФ.
       Степень изученности  темы в научной  литературе:
теоретическую  основу исследования составили труды  отечественных авторов и  монографии, учебная литература,   статьи  периодической печати, касающиеся вопросов приватизации жилых помещений,   судебная практика по теме исследования.
     Структура и объём  выпускной квалификационной работы:
  работа  состоит из введения, 3 глав, включающих  7 параграфов, заключения, списка используемых источников. 
     Каждая глава   рассматривает свой круг   задач.
     В первой главе работы      рассматривается правовая природа и сущность права на жилище, а также исторический аспект  проблемы приватизации жилых помещений, включая развитие законодательства по данной теме.
     Вторая глава характеризует современное понятие приватизации, раскрывает юридическую природу приватизации, ее    характерные особенности, порядок, условия проведения и правовые последствия.
      В  третьей  главе    проанализированы    актуальные проблемы правового    регулирования  приватизации   жилых помещений. Особое внимание уделяется  направлениям  судебной практики по теме исследования.  Указываются пути решения указанных проблем. 

1.     Правовые основы  приватизации жилых  помещений в Российской  Федерации
1. 1 Правовая природа  и сущность права  на жилище 

       Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) в ст.40 закрепила за гражданами право на жилище, в связи с чем перед отечественной наукой гражданского права возникла сложная как в правовом, так и в экономическом, социально - политическом и нравственном смысле проблема, связанная с понятием, содержанием и правовой природой права на жилище, механизмом его реализации и особенностями защиты.
     Исследование литературы показало, что достаточно большое внимание уделяется различным аспектам проблемы правовой природы и сущности права на жилище. П.В. Крашенинников, анализируя природу названного права, констатировал, что это право является конституционным3.
        Анализ специальной литературы дает основание утверждать, что наиболее полно проанализировал право на жилище П. И.Седугин, указавший, что данное право имеет шесть юридически значимых возможностей:
    стабильность пользования имеющимся жильем;
    улучшение своих жилищных условий;
    использование жилья в интересах других граждан;
    обеспечение жильцам здоровой среды обитания;
    недопустимость произвольного лишения граждан жилья;
    неприкосновенность жилища4.
         П.И. Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане - в качестве нанимателей жилых помещений. В то время как право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно-правового характера, а в домах частного жилищного фонда - отношениях гражданско-правового характера5.   Однако, в исследованиях П.И. Седугина остаются не до конца раскрытыми вопросы о природе, содержании права на жилище и специфике его отдельных проявлений. Необходима глубокая теоретическая проработка указанной проблемы.
       Термин «право на жилище» появился в России в конце 19 века. В этот период времени обозначилась тенденция к выкристаллизации  права на жилище, - закрепляющего за гражданами право пользования жилым помещением собственника6. В 20 веке право на жилище как одно из социально - экономических прав человека получило закрепление в Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года и в Конституции РФ 1993 года.
         Человек должен иметь свое пристанище, исходя, в том числе, из своих экзистенциальных потребностей. Жилище для него - среда обитания, предпосылка существования.   Жилье имеет важное значение для создания и функционирования семьи, воспитания детей и т.п. Вряд ли можно усомниться, что к правам человека следует отнести право на жилище.
         При анализе природы и сущности права граждан на жилище необходимо обязательно учитывать то, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ).   Справедливо утверждает Г.А. Гаджиев, что «в России, выходящей из распределительной и уравнительной социальной системы, социальные права: имеют более важное значение и требуют большего внимания»7.
        Следует отметить, что в науке гражданского права до сих пор остается неразрешенным вопрос: исчерпывается ли право на жилище понятием правоспособности или же оно является субъективным правом граждан. При исследовании вопроса о соотношении правоспособности и субъективного права необходимо руководствоваться такими философскими категориями, как возможность и действительность. Правоспособность можно рассматривать как возможность для гражданина иметь когда - либо какую-то меру определенного поведения. То есть, правоспособность есть нечто такое, что еще никоим образом не проявилось, а лишь может когда - либо проявиться вовне в конкретных действиях субъекта права. Следовательно, в данном случае правовой категории «правоспособность» соответствует философская категория «возможность». Наоборот, субъективное право - это уже осуществляемая или осуществленная возможность, реализуемая или реализованная правоспособность, это нечто, что уже составляет известную меру поведения конкретного лица.   В этом случае правовой категории «субъективное право» соответствует философская категория «действительность».
         Анализ ст. 40 Конституции РФ позволяет сделать вывод, что в содержание права на жилище в качестве элементов входят следующие правомочия граждан: право пользования имеющимся жилым помещением; право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального фондов и право на удовлетворение жилищной потребности путем приобретения жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве8.
        Однако, было бы неправильным разделить конституционное право на жилище на отдельные его составляющие и после этого исследовать их самостоятельно - по сути, подменив право на жилище одним из его элементов и оставив при этом без анализа само право на жилище.
       Если внимательно проанализировать в совокупности ч.1 и 2 ст.40 Конституции РФ, то можно установить следующее: каждый гражданин РФ имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Таким образом, право на жилище признано государством за всеми гражданами РФ и в отношении их всех органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для осуществления названного права.
         Государство приняло на себя обязанность по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права. Государство обязано выполнить целый комплекс мероприятий для удовлетворения притязаний граждан: развивать строительную индустрию; осуществлять программу строительства благоустроенного жилья; обеспечивать справедливое распределение жилой площади, охрану жилищного фонда и т.п. Следовательно, граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношениях.
         Однако, праву на жилище и правоотношениям, элементом которого оно является, присущи весьма специфические свойства:
       - правом наделены все граждане без строгой их индивидуализации, а обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище приняло на себя государство, соответственно, и органы местного самоуправления. Поэтому правоотношение носит не конкретный характер типа «кредитор – должник», а более общий – «гражданин – государство»;
       - право на жилище возникает у граждан непосредственно из закона и поэтому оно прекращается только в связи со смертью конкретного лица или отменой закона9.
        Следовательно, право на жилище является постоянным правом граждан, а правоотношение - длящимся. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в данном случае имеют место не конкретные отношения, а правовые отношения общего порядка, которые в литературе называют «общерегулятивными». 
         В российском законодательстве предопределены условия, при которых граждане принимаются на квартирный учет, органы, на которые возложена обязанность осуществления квартирного учета, а также определен порядок защиты права гражданина быть принятым на учет. В случае необоснованного отказа в постановке на учет гражданин вправе обжаловать такие действия в суд. После принятия на учет право на получение жилого помещения в домах государственного или муниципального фондов проявляется вовне в праве гражданина состоять на квартирном учете вплоть до получения жилища, соответствующего определенным требованиям. В жилищном законодательстве исчерпывающим образом указаны обстоятельства, при которых гражданин снимается с квартирного учета. Снятие с учета по иным основаниям является незаконным и может быть обжаловано в суд.
        Все это свидетельствует о том, что гражданин находится в правовой связи с соответствующим компетентным органом государства или муниципального образования, которая может быть охарактеризована как правоотношение с четким определением субъекта, объекта, прав и обязанностей, а если еще принять во внимание наличие в законодательстве системы юридических гарантий, то можно сделать вывод о субъективном характере исследуемого права.
         Некоторые исследователи относят право на получение жилого помещения в домах государственного или муниципального фондов к числу субъективных административных прав, мотивируя это тем, что на стадии предоставления жилища исследуемое отношение является не имущественным, а организационным, поскольку на момент постановки на учет еще нет конкретного объекта (жилища), на которое гражданин мог бы притязать10. Однако, такая аргументация, по мнению Е.В. Богданова, не представляется бесспорной11. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления ему конкретного жилого помещения, характеризуется юридическим равенством сторон. Никто не может обязать нуждающегося в жилье гражданина встать на квартирный учет или поселиться в предоставленном жилом помещении. В то время как для административных правоотношений всегда характерно, что один орган государственного управления подчиняет своему решению другой орган или гражданина. Последние обязаны сообразовывать свою деятельность с вынесенным решением. Значит, что касается исследуемых отношений, то правомерно утверждать об основании их на началах равенства, а не властности.
        Действительно, реализация права на получение жилого помещения связана с организационной деятельностью государственных органов, однако это обстоятельство не может расцениваться в качестве аргумента, опровергающего гражданско - правовую природу указанного права, поскольку в процессе такой организационной деятельности происходит формирование имущественного правоотношения, так как в законе указаны все характеристики предоставляемого жилища.
        Представляется, что право на жилище можно определить как государственно-правовой институт только в смысле закрепления и гарантирования права на жилище Конституцией РФ. Принимая же во внимание, что реализация права на жилище осуществляется в различных по юридической природе правоотношениях (конституционных, административных, имущественных, жилищных и др.), регулируемых правовыми нормами нескольких отраслей законодательства, более правильным будет определить право на жилище (в объективном смысле) как комплексный правовой институт, ядро которого составляют нормы Конституции РФ.
     Следует отметить, что необходимо включить в содержание права на жилище еще одно правомочие - право на получение гражданином в установленных случаях и порядке финансовой помощи со стороны государства (жилищная субсидия, государственный жилищный сертификат).
             Таким образом, можно сделать  следующие выводы:
       - право на жилище – конституционное право человека;
       - право на жилище можно определить как государственно-правовой институт, ядро которого составляют конституционные нормы. 

1.2    История становления и развития законодательства о приватизации жилых помещений в Российской Федерации 

          История становления и развития законодательства о приватизации жилых помещений в РФ  включает ряд этапов, в ходе которых формировалась нормативно – правовая база института приватизации, развивались непосредственно сами правовые отношения по приватизации жилого фонда. Рассмотрим предпосылки возникновения института приватизации жилых помещений.
        Следует отметить, что приватизация  жилья – это достаточно новое  явление в нашей общественной  жизни, это -  часть жилищной  реформы, реализация которой идет в РФ.
       В советский период истории  нашего государства  последнее  брало на себя социальную функцию  и юридическую обязанность обеспечивать  жилыми помещениями граждан, нуждающихся  в жилье или его улучшении,  на условиях найма. Невысокая плата за пользование квартирой и коммунальными услугами позволяла малоимущим слоям   иметь благоустроенное жилье, качество которого не зависело от материального положения семьи,  однако, такие благоприятные условия поддерживались   миллиардными государственными затратами.   
            Как известно, большая часть трудящихся   были привязаны в решении жилищной  проблемы к государству, его  хозяйственным   организациям, что  использовалось работодателями  в своих целях. Реалиями жизни  были значительные очереди на жилье в городах, которые продвигались достаточно медленно (10 – 15 лет), за исключением ряда случаев.  Из года в год росла задолженность государства перед семьями, признанным по самым низким критериям нуждающимися в жилье.  
       Жилищная проблема на всем протяжении существования СССР была одной из самых острых социальных проблем. Предпринятая в годы перестройки попытка ее решения  не дала ощутимых результатов.  К структуре традиционно нуждающихся в улучшении жилищных условий добавилось огромное число тех, кто вообще не имеет жилплощади: военнослужащие и члены их семей, уволенные с военной службы в запас или отставку, в связи с выводом Вооруженных Сил из дальнего и ближнего зарубежья, вынужденные переселенцы, беженцы и т.д.
      Таким образом, можно   констатировать тот факт, что государство не справилось с решением задачи массового жилищного строительства,  решения  жилищной проблемы.     
       Соответственно, можно утверждать, что приватизация жилых помещений  имела ярко выраженные социально  – экономические предпосылки:
  - хроническая нехватка жилья в  стране (жилищная проблема);
  - отсутствие рынка жилья;
  - невозможность иметь жилье, соответствующее  международным стандартам;
  - несоизмеримые расходы государства  как собственника по обслуживанию  жилищного фонда.
         Признание неэффективности действующей  системы удовлетворения жилищных  потребностей граждан привело  к осознанию необходимости перехода  на рынок жилья.   Это произошло  уже в ходе демократических  рыночных реформ в обновленной  России, начиная с 1992 года.  Этот переход принципиально меняет экономическую, социальную и юридическую роль государства: оно постепенно перестанет быть главным инструментом в решении жилищной проблемы.
         Цель перехода - сбалансировать спрос  на жилье и его предложение, уйти от хронического дефицита свободного жилья, нехватки средств на эксплуатацию и ремонт домов, выйти на более высокий уровень технического и санитарного обслуживания жилья12
         Зарубежный опыт показывает, что приватизация жилых помещений не есть чисто российское явление. Она широко применяется в разных странах мира. На примере  Великобритании рассмотрим опыт приватизации жилого фонда.
     В 80 - 90-е годы 20 века приватизация в Великобритании охватила не только отрасли промышленности, но и социальную сферу (жилищный сектор, здравоохранение, образование). Программа приватизации государственного жилья оказалась весьма масштабной. Программа приватизации жилья 80-90-х годов непосредственно касалась жилого фонда муниципалитетов, а также жилищных ассоциаций.
     К 1983 году, однако, рост продаж муниципального жилья стал замедляться. Это было связано с уменьшением предложения привлекательного жилья и сокращением численности квартиросъемщиков, имеющих средства для его приобретения. В Законах о жилье 1984, 1985 и 1986 гг. были предусмотрены меры по стимулированию продаж муниципального жилья. Необходимый срок проживания в выкупаемом жилье был уменьшен с трех до двух лет, была увеличена максимальная скидка при продаже жилья. Штраф за досрочную перепродажу жилья был уменьшен13.
     С 1990 года продажи муниципального жилья снова начали снижаться по сравнению с 80 - ми годами, что объясняется экономическим спадом и резким ухудшением ситуации на рынке недвижимости в начале 90- х годов, а также дальнейшим уменьшением как числа квартиросъемщиков, имеющих право на покупку арендуемого ими жилья, так и количества подходящего для продажи жилья в муниципальном секторе. Крах рынка недвижимости начала 90-х годов поставил под угрозу продолжение политики правительства по расширению числа собственников жилья 14.
     Негативным  результатом приватизации жилья  в Великобритании стало то, что  приватизация государственного жилья  затруднила функционирование муниципальных  жилищных служб. Объем муниципального жилищного фонда уменьшился, его  структура ухудшилась, поскольку продавалось обычно самое хорошее жилье. Главным отличием приватизации жилья в Великобритании от приватизации жилья в России является принцип платности приватизации жилья, тогда как в России приватизация жилых помещений пока остается бесплатной. Также существует различие в темпах приватизации – в России они более высокие.
          Приватизация жилых помещений  была  начата во всех странах  бывшего социалистического лагеря  в переходный период к построению  основ рыночной экономики15.
        Зарубежный опыт показывает, что  противовесом рынку жилья может  быть и будет жилье для социально  незащищенных слоев населения,  построенное  за счет бюджетных  ассигнований, причем с таким  расчетом, чтобы это была немалая  часть в общей структуре жилищного фонда.
       Кроме того, важное значение имеет  то, что   доходы населения должны позволять не только приобретать жилье, но и содержать его, что требует больших затрат. 
     Правовой  основой для начала приватизации жилищного фонда в нашей стране послужил Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 года16. В него неоднократно вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. изменилось наименование Закона - он стал Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон «О Приватизации»). Конечно, этот Закон возник не сам по себе, а на базе правовых положений, которые уже были приняты в связи с переходом страны к рыночным отношениям. По мнению Г.В. Бойцова, жилищная сфера, как часть народного хозяйства, должна была «включиться» в происходящие коренные преобразования в экономике. Принятию Закона о приватизации предшествовали Закон СССР «О собственности в СССР» и Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.), которые сняли различные ограничения по отношению к собственникам жилых помещений, в том числе заложили основу приватизации жилья. Так ст. 13 Закона «О собственности в РСФСР» устанавливала, что наниматель жилого помещения и члены его семьи вправе приобрести в собственность занимаемую квартиру, дом путем выкупа или по другим основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик, входящих в состав Российской Федерации. Однако, фактическая приватизация жилья, т.е. передача жилых помещений в собственность граждан, началась не со дня вступления в силу Закона о приватизации, а в конце 1980 - х гг., когда были приняты постановление Совета Министров СССР от 02.12.1988 № 1440 «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда» и Положение о продаже гражданам квартир в личную собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21.04.1989 № 134. Указанными нормативными правовыми актами была разрешена продажа гражданам квартир по договору купли-продажи. Несмотря на то, что продажная стоимость жилых помещений была невысокой, широкого применения практика продажи квартир в тот период не получила.17
       Вопрос о приватизации жилых помещений нашел отражение в других законах:
     - статьей 54.1 Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР), внесенной в 1991 г., было установлено, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе, совместную и долевую, на условиях, установленных законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР18;
     - в статье 19 Основ федеральной  жилищной политики содержались  более конкретные положения: «граждане  имеют право на приобретение  жилья в частную собственность... путем приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов...»19;
     - согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В этой статье также содержится принципиальное положение о приоритете норм специальных законов (к которым относится и Закон о приватизации) перед нормами ГК РФ: «при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное»20. Это выражается, например, в том, что жилое помещение передается гражданину в порядке приватизации не собственником государственного или муниципального жилья, а предприятием или учреждением, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     До  принятия указанных законодательных  актов наличие у граждан в  собственности или в пользовании  жилья жестко ограничивалось. В соответствии со ст. 106 ГК РСФСР нельзя было иметь в собственности более одного жилого помещения21; кроме того, предельный размер жилого дома или его части не должен был превышать 60 кв. м жилой площади. Если в личной собственности гражданина (или совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей) оказывалось более одного дома, то другой дом подлежал отчуждению в течение года. Не разрешалось также иметь одновременно в собственности жилой дом (часть дома) и квартиру в доме жилищно-строительного кооператива22.
     В настоящее время какие-либо ограничения в законодательстве отсутствуют. В частности, ст. 213 ГК РФ установлено, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан (а данное положение относится и к жилым помещениям), не ограничивается. Ранее аналогичное положение содержалось в ст. 6 Закона об основах жилищной политики в РФ23, которые утратили силу с 1 марта 2005 года.
     В России с 1 марта 2005 года начал действовать Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ). И. Стадник, исследуя достоинства и недостатки ЖК РФ, отмечает, что в начале 90 - х жилищное законодательство стало обновляться: появился закон о собственности, согласно которому члены ЖСК, выплатившие паевой взнос, становились полноправными собственниками квартир, и закон о приватизации жилья — сначала половинчатый, разрешавший бесплатно приватизировать лишь 18 кв. метров на человека плюс 9 кв. метров на семью, а вскоре - в окончательном варианте, снявшем эти ограничения и сделавшем возможной полную бесплатную приватизацию жилья. Постепенно начал складываться жилищный рынок24.
     Следующим шагом было принятие закона о федеральной  жилищной политике, который подробно рассматривал проблемы собственности  граждан, совместной собственности  на объекты общего пользования.
     К моменту принятия нового ЖК РФ в 2005 году, по данным, опубликованным в статье И. Стадника, 70 % жилья находилось в частной собственности. В очереди на получение жилья стояли 4,4 миллиона человек25.
       ЖК РФ является базовым в системе актов жилищного законодательства. Другие нормативные правовые акты, содержащие нормы жилищного права, не должны противоречить нормам ЖК РФ, принимаются в соответствии с нормами ЖК РФ и в их развитие. В частности, это нашло отражение в ст. 5 ЖК РФ РФ, которая посвящена именно жилищному законодательству26.
     Закон о приватизации установил основные принципы и условия осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории России, а также определил порядок обслуживания и ремонта приватизированного жилья. С принятием нового ЖК РФ его действие стало ограниченным. Данное ограничение было установлено в законе о введении в действие ЖК РФ.27 Первоначально живущие в неприватизированной квартире сохранили право на приватизацию вплоть до 1 января 2007 года. Очереди на оформление приватизации появились не только в связи с объявлением конечного срока, но и с замедлением и усложнением процедуры приватизации, что сказалось на росте числа желающих оформить квартиры в собственность.
     В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в  действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 г. были признаны утратившими силу положения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», устанавливающие право граждан приватизировать жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда, занимаемые ими на условиях социального найма, а также порядок приватизации таких жилых помещений. Иными словами, с 1 января 2007 г. предусматривалась отмена права приватизации жилых помещений для всех граждан   РФ. На основании статьи 12 Федерального закона было внесено изменение в часть 1 статьи 4 Закона Российской Федерации, содержащую перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. В указанный перечень также включались жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года28.
     Введение  в  РФ института приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов было обусловлено переходом к многообразию форм собственности, к свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции РФ. Приватизация жилых помещений способствовала решению стоящих на тот период задач государственной жилищной политики, связанных с отказом от плановой формы хозяйствования, при которой государство играло ведущую роль в сфере жилищного обеспечения граждан, и с признанием необходимости передать часть жилых помещений государственного жилищного фонда в частную собственность граждан.
     На  протяжении последних пяти лет выявились  новые правовые проблемы, связанные с приватизацией. Законодатель, установив запрет на приватизацию жилых помещений, полученных по договору социального найма после 1 марта 2005 г., создал предпосылки для возможного умаления прав граждан, которые принимались на учет с целью последующего предоставления жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда наравне с другими гражданами в порядке, установленном Жилищным кодексом РСФСР. Отдельные из указанных граждан, не успевшие получить жилое помещение до момента введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, лишаются возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. По мнению Т.А. Семиной законодатель не учел того, что объем прав указанных граждан не совпадает с объемом прав граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации и получивших жилые помещения после 1 марта 2005 года 29.
     В результате огромная категория граждан, получив квартиры, оказалась лишена возможности их бесплатной приватизации. Ряд граждан обратились в Конституционный суд РФ с жалобой на несправедливое решение. Параллельно в Конституционный суд РФ поступил запрос из Верховного суда РФ о том, соответствуют ли Конституции РФ положения закона о введении в действие ЖК РФ и закона о приватизации жилищного фонда в РФ об отмене приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В итоге постановлением Конституционного суда данные положения были признаны противоречащими Конституции РФ.
     В результате, благодаря активности граждан  и защите их конституционных прав Конституционным и Верховным  судами РФ, граждане, получившие свои квартиры по договорам социального найма после 1 марта 2005 года получили возможность их бесплатно приватизировать. Депутаты Госдумы приняли федеральный закон «О внесении изменения в статью закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» от 11 июня 2008 года № 84-ФЗ, который внес изменения в статью 4 закона о приватизации жилищного фонда в РФ30, что позволило гражданам, получившим жилье после 1 марта 2005 года, приватизировать их.
     Однако, несмотря на то, что постановление  Конституционного суда РФ было опубликовано в конце июня 2006 года, законодательная инициатива в виде данного законопроекта поступила в Думу только в январе 2008 года. Конечно, можно предположить, что в 2006 году правительство не решило этот вопрос, так как решался вопрос о том, будет ли прекращена с 1 января 2007 года бесплатная приватизация или ее продлят до 2010 года31. Продление бесплатной приватизации состоялось. Законодатель установил срок бесплатной приватизации жилых помещений до 1 марта 2010 года.
     Сторонники  продления срока приватизации мотивировали свою позицию тем, что времени до окончания указанного срока остается не так уж много, наниматели жилых помещений торопятся поскорее приватизировать свое жилье, если раньше они по каким-либо причинам они не успели этого сделать. Количество заявок на приватизацию увеличивается, из-за чего значительно возросли очереди на приватизацию. Выход из сложившегося положения был только один – упростить процедуру приватизации и открывать новые пункты по приему заявлений на приватизацию жилых помещений. Так, по данным Российской газеты с начала бесплатной приватизации в 1991 году по состоянию на конец июня 2009 года в собственность только в г. Москве было передано 2,3 миллиона жилых помещений, не приватизированными остается 768 тысяч жилых объектов. Эти цифры привел на пресс - конференции, состоявшейся 8 июля 2009 года, руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петр Сапрыкин. Он дал прогноз об увеличении количества заявлений граждан на приватизацию жилых помещений32.
       Считалось, что после 1 марта 2010 года наниматели жилья уже не смогут перерегистрировать жилье в собственность. Однако, сроки приватизации жилого фонда были вновь продлены до 2012 года. Противники продления сроков приватизации настаивали, что далеко не всем квартиросъемщикам необходимо приобретать права собственника на жилплощадь.
     В настоящее время институт приватизации жилого фонда регулируется источниками  жилищного права, которые подразделяются на две основные группы:
       - федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;
       - законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
     Основными нормативными правовыми актами, регулирующими процесс приватизации жилых помещений наряду с Законом РФ о приватизации жилищного фонда являются: Положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству 18 ноября 1993 г. и Федеральный Закон РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г.
          Конституция РФ является правовой основой развития всего российского законодательства, в том числе, жилищного законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие; законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ. Развитие жилищного законодательства субъектов РФ, очевидно, будет идти главным образом по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации.
      В ходе развития и реализации законодательной базы по приватизации жилого фонда сформировался полноценный рынок жилья, многие граждане стали собственниками своих квартир. Представляется, что будут планомерно расширяться  масштабы приватизации жилых помещений, купли – продажи жилья, дарения его, наследования и т.д.
         Переход к принципиально новой системе решения жилищных вопросов, который произошел в нашей стране,  преследует основную задачу - заменить нанимателя жилого помещения на собственника, что позволит гражданам иметь больше правовых возможностей для решения своих личных жилищных вопросов.
        Результаты этого процесса достаточно  осязаемы и в то же время  весьма противоречивы. Прежде  всего, остается острой проблемой  проблема нехватки жилья, проблема очередей на жилье, особенно в крупных городах. Только небольшой процент населения может позволить приобретение жилых помещений хотя бы на рынке вторичного жилья. Основная масса населения не в состоянии  это сделать. Тем не менее, в стране создан и активно функционирует рынок жилья с соответствующей инфраструктурой. Жилье стало объектом гражданско – правового оборота.
 
Вывод: 

        В данной главе выполнены задачи исследование правовой природы и сущности права на жилище, а также    исторического аспекта   возникновения  института приватизации жилых помещений, этапов развития законодательства о приватизации жилых помещений в РФ.  На основе проведенного анализа можно сказать, что:
     -  право на жилище имеет гражданско – правовую природу; его можно определить как государственно-правовой институт в смысле закрепления и гарантирования права на жилище Конституцией РФ.   Более правильным будет определить право на жилище (в объективном смысле) как комплексный правовой институт, ядро которого составляют нормы Конституции РФ;
     - предпосылки проведения приватизации  в РФ многочисленны и  носят  социально – экономический характер;
     - практика зарубежных стран показывает, что приватизация жилых помещений отнюдь не является чисто российским явлением, а широко распространена в мире;
     - российское законодательство по  приватизации прошло в своем  развитии ряд этапов, на каждом  из которых решались определенные  задачи;
         - результаты   процесса приватизации    реальны, но   весьма противоречивы.   Остается острой проблемой проблема нехватки жилья,   очередей на жилье, особенно в крупных городах. Только небольшой процент населения может позволить приобретение жилых помещений хотя бы на рынке вторичного жилья. Основная масса населения не в состоянии  это сделать. Тем не менее, в стране создан и активно функционирует рынок жилья с соответствующей инфраструктурой. Жилье стало объектом гражданско – правового оборота.
2. Приватизация жилых  помещений как  одна из форм  реализации права  на жилище
2.1   Понятие приватизации жилых помещений в Российской Федерации, ее юридическая природа и характерные особенности 

     В соответствии со ст. 1   Закона РФ «О приватизации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фондах, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.33 Таким образом, объектом приватизации жилых помещений, являются жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилом фонде.
        Приватизация жилья является  разновидностью общего процесса  приватизации, под которым понимается  передача имущества, находящегося  в публичной собственности, в  собственность частную. В 1990 - е годы приватизация стала одним из наиболее распространенных оснований приобретения гражданами права собственности на жилые помещения
     Приватизация  является основанием приобретения права  собственности на жилое помещение, которое уже находилось в пользовании у лиц, участвующих в приватизации, но не является одним из способов жилищного обеспечения граждан.
         Рассмотрим юридическую природу и характерные особенности приватизации жилых помещений в РФ.
        В процессе приватизации жилых  помещений на смену распределения ранее в административном порядке жилых помещений пришел процесс передачи жилья в собственность граждан. Права на эти помещения, на первый взгляд,  реализуются в рамках гражданско - правовых отношений.
        Жилые помещения, которые перешли в собственность граждан, стали объектом гражданско - правовых сделок,  то есть  предметом гражданского права. По субъектному составу приватизации жилья - это односторонняя сделка, так как ее субъектами являются граждане (активные участники сделки, приобретающие права и обязанности в результате совершения сделки) и РФ (пассивный участник сделки), выступающие в сделке посредством соответствующих должностных лиц. По одностороннему характеру сделки и признаку безвозмездности наиболее сходной с приватизацией сделкой является завещание, а также сделка по принятию наследства. По направленности воли на совершение сделки приватизация жилья более сходна со сделкой принятия наследства, чем с завещанием. Однако, для отражения сути приватизации жилья проявление одностороннего характера сделки приватизации достаточно лишь в тех случаях, когда право на приватизацию жилого помещения имеет лишь один гражданин.   При множественности субъектов права на приватизацию жилого помещения между ними всегда возникают отношения по отчуждению права собственности на приватизированное жилое помещение или его долю, происходящие одновременно с его возникновением, избежать которых можно только путем безусловного отказа от приватизации жилья.
       По сути, приватизация жилья - это наиболее сходная со сделкой принятия наследства однократная, односторонняя безвозмездная сделка граждан, которая в случае наличия множественности управомоченных (обязанных) лиц одновременно имеет многосторонний характер на стороне последних и представляет собой договор об отчуждении права собственности на жилое помещение или его доли.
       Однако, в литературе можно встретить  утверждения, что юридическая  природа и сущность приватизации  жилых помещений таковы, что ее  можно причислить к институтам  жилищного права и рассматривать как некий феномен34. Институт права определяется  как различные стороны одного типичного общественного отношения35.   Анализ норм  Закона  РФ   «О приватизации» позволяет выявить обособленную группу предметно и функционально взаимосвязанных правовых норм, регулирующих отношения по: 1) бесплатной передаче в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде; 2) условиям приватизации; 3) обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений. Если нормы, содержащие требования об условиях приватизации, регулируют жилищно - правовые организационные отношения, предшествующие осуществлению приватизации, а нормы, опосредующие отношения по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений, регулируют послеприватизационные отношения, то эти группы норм можно условно назвать вспомогательными и тесно примыкающими к группе норм, регулирующих собственно отношения по приватизации как таковые. Эти нормы являются стержневыми, образующими ядро норм  указанного Закона. 
     Правовой  институт строится с учетом особенностей регулируемых отношений. Нормы гражданского права регулируют в основной своей  массе имущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). Вместе с тем отдельные  стороны имущественных отношений (отношения по коммерческому найму жилья, отношения по приватизации жилых помещений) регулируются нормами жилищного права.   Объектом воздействия этих норм не выступают отношения какого-то особого рода, так как отношения по бесплатной передаче в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде представляют собой разновидность имущественных отношений. Эти отношения образуют относительно самостоятельную область общественной жизни, они имеют собственное экономическое содержание и видовую прописку. В силу этого   возникла необходимость формирования группы норм, призванных обеспечить становление, нормальное развитие и реализацию указанных отношений.
     Наличие относительно самостоятельного по своему экономическому содержанию общественного отношения или их разновидностей принято называть материальным признаком правового института, а совокупность закрепленных в законе или подзаконном акте норм -  юридическим признаком. Представляется, что  выделившиеся из имущественных отношений относительно самостоятельные  их разновидности по бесплатной передаче в собственность граждан  на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде выступают материальной основой (признаком) правового института приватизации жилых помещений, а совокупность содержащихся в упоминаемом Законе норм - юридической формой. 
       То есть,  содержащаяся в Законе  «О приватизации» совокупность норм, призванных регулировать относительно самостоятельное по своему экономическому содержанию отношение по бесплатной передаче в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, представляет собой самостоятельный институт права.
       Ранее отмечалось, что правовая  принадлежность отношений приватизации  жилых помещений   - как гражданско-правовая. Однако, такой подход к определению  правовой принадлежности института  приватизации жилых помещений  был бы ошибочным.  Представляется, что данный институт   настолько насыщен специфическим общественно - политическим, нравственным юридическим содержанием, что он образует особую сферу правового регулирования.
     Содержание  правового института приватизации жилых помещений пронизано собственными жилищно-правовыми принципами, которые сформулированы законодателем и закреплены прямо в преамбуле и тексте Закона «О приватизации». Так, например, в преамбуле сказано, что он «устанавливает основные принципы осуществления приватизации». Об отдельных принципах приватизации жилых помещений идет речь в ст. 1 раздела 1 «Общие положения»   Закона,   им посвящен раздел 2  «Основные принципы и условия приватизации жилых помещений».  То есть,  Закон пронизывает входящие в него жилищно - правовые нормы особыми жилищно - правовыми принципами. Эти принципы неизвестны гражданскому праву, да и самому жилищному праву, ибо термин «жилищно – правовые» присущ этим принципам как выражающий собирательное понятие «принципы жилищного права», которые как таковые присущи принципам комплексной отрасли жилищного права. Принципы   приватизации жилых помещений закрепляются в   Законе как принципы жилищно - правового института. Благодаря принципам приватизации жилых помещений жилищно - правовой институт приватизации жилых помещений получает внешнее обособленное закрепление в системе российского жилищного законодательства.
       Указанный институт обособляется  внутри   отрасли жилищного  права по предметному признаку. Поскольку объектом приватизации  являются жилые помещения, то отношения по их приватизации можно квалифицировать как жилищные. Однако, круг общественных отношений, составляющих предмет регулирования правового института приватизации жилых помещений, занимает особое положение в системе жилищных отношений. Законодатель, избрав в качестве объекта приватизации жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, обозначил тем самым приватизацию как смену режима государственной и муниципальной собственности на занимаемые гражданами жилые помещения на режим частной собственности граждан.
      Очевидно, отношения по приватизации жилых помещений нельзя отнести ни к одному виду из ранее названных жилищных отношений по: приобретению земельных участков для жилищного строительства; финансированию жилищного строительства и эксплуатации жилых помещений; предоставлению жилых помещений по договорам социального и коммерческого найма гражданам, нуждающимся в них; управлению жилищным фондом, жилищно-коммунальному обслуживанию граждан; налогообложению граждан в жилищной сфере и т.п. Анализируемые отношения являются своеобразными, относительно самостоятельными и самобытными, в силу  этого объективно требуют своеобразного правового регулирования.
      На основании вышесказанного можно дать корректную с правовых позиций дефиницию института приватизации жилых помещений как юридического феномена. Правовым институтом приватизации жилых помещений признается основанная на Законе совокупность пронизываемых принципами приватизации норм, призванных регулировать в пределах предмета   отрасли жилищного права, обладающие относительной самостоятельностью и своеобразием общественные отношения по приватизации жилых помещений, а также связанные с ними производные предприватизационные и послеприватизационные отношения36.
     Помимо жилищного права указанный институт регулируется, как отмечалось, нормами гражданского права. Правильное применение норм гражданского законодательства возможно только с учетом общих принципов гражданского права, которые нашли свое отражение непосредственно в ст. 1 ГК РФ37. Они могут и должны применяться при регулировании отношений, возникающих как при приватизации жилых помещений, так и при реализации прав граждан по распоряжению приватизированными жилыми помещениями.
        Однако, в случаях, где встречаются пробелы в законодательстве, возникает необходимость применить аналогию закона  (аналогию права). Это значит, что для регулирования общественных   (гражданско - правовых) отношений, не урегулированных конкретной нормой права, применяются основные начала гражданского законодательства,  то есть принципы гражданского права. Участник гражданского правоотношения может воспользоваться принадлежащим ему правом, а может и не использовать это право, отказавшись от его осуществления. При этом отказ от осуществления принадлежащих гражданам прав не влечет прекращения этих прав. Руководствуясь именно этим принципом в процессе приватизации, лицам, не осуществившим своих прав на приватизацию, но давшим на это согласие другим членам семьи нанимателя, сохранено осуществление этого права на будущее. 
       Среди возможных юридических последствий приватизации жилья одним из наиболее дискуссионных, на наш взгляд,  является вопрос о правовой природе договора, который выступает формой опосредования приватизации жилья.
        В соответствии со ст. 7 Закона о приватизации жилья передача его в собственность оформляется договором, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном местными органами власти38.
       Возникает вопрос: к какому виду договоров его следует относить? Очевидно, надо исходить из того, что приватизация жилья является актом публичной власти, основа ее - волеизъявление государства. Государство  далеко не всех граждан наделяет правом на бесплатную приватизацию занимаемой ими жилой площади. Это может зависеть от правового режима последней (например, запрещена приватизация общежитий, жилых помещений в закрытых военных городках). Именно поэтому в данных правоотношениях отсутствуют такие важные признаки гражданско -правовых отношений, как диспозитивность и равноправие сторон. Отсюда следует, что акт передачи жилой площади в собственность граждан на безвозмездной основе нельзя считать гражданско - правовым договором в чистом виде. Тем более, что среди договоров, регламентированных действующим ГК РФ, как известно, договора приватизации нет. Однако в ч. 1 ст. 7 Закона о приватизации жилья первоначально (в редакции от 4 июля 1991 г.) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание о ГК РФ отсутствует и вместо этого предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующими органами местной власти39.
       Следовательно, при заключении этого договора должны применяться как общие нормы ГК РФ о заключении сделок, так и отдельные нормы административного права. Можно сказать, что договор приватизации носит смешанный характер и включает элементы, сходные с элементами договоров купли - продажи и дарения, однако, он  не лишен административно - правовых начал.
       Содержание рассматриваемого договора  составляют права и обязанности  сторон, вытекающие из договора. В отличие от договора дарения,  где главной обязанностью дарителя является передача вещи и перенесение на одариваемого права собственности, в данном договоре жилое помещение уже находится во владении гражданина и остается только наделить его правом собственности, которое и возникает с момента регистрации договора в местном органе исполнительной власти.
        О гражданско - правовом характере  договора приватизации жилья  свидетельствует  также тот  факт, что в случае возникновения  спора по поводу правомерности  договора передачи жилого помещения,  в том числе, и в собственность одного из пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной: например, когда договор приватизации заключен с недееспособным лицом, в результате насилия, обмана. Подобные правовые последствия возникают, когда при отказе от приватизации гражданин был введен в заблуждение, либо не способен понимать значение своих действий, или когда собственником была нарушена договоренность об условиях такого отказа. В этом случае гражданин имеет право на предъявление иска о признании недействительным заключенного договора о приватизации. Недействительность договора означает, что он не влечет юридических последствий, то есть приватизация была произведена де - факто, но не де -юре, и граждане не осуществили право на бесплатное получение жилья в собственность40.
     Граждане - наниматели жилых помещений в  домах государственного и муниципального жилищного фонда имеют право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений путем заключения с органами местного самоуправления (либо с государственными предприятиями или учреждениями) договора о безвозмездной передаче жилого помещения в их собственность.
     Способ  приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда - их безвозмездная передача нанимателям.
     К основным принципам приватизации жилых  помещений относятся следующие:
     1) право приватизации предоставлено только гражданам РФ.
     Указанное правило следует из Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, которым в Закон о приватизации внесены существенные изменения, в соответствии с которыми с 31 мая 2001 г. (дата вступления Закона в действие) приватизировать жилые помещения могут только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на основании договора социального найма41.
     До  вступления в силу указанного Закона участие в приватизации не было связано  с наличием гражданства Российской Федерации. Указанный Закон установил  запрет на участие в приватизации жилья иностранных граждан, что  допустимо в силу п. 3 ст. 62 Конституции  Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же правами и обязанностями, что и граждане Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором;
     2) приватизации подлежат только жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
     Граждане  могут приватизировать жилые  помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе, жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.
     В зависимости от того, к какой форме  собственности относится предприятие  или учреждение, жилищный фонд, находящийся  у предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и  оперативного управления, является либо государственной собственностью (федеральной или субъекта Российской Федерации), либо муниципальной собственностью.
       Основные  особенности приватизации, которые можно рассматривать:
• добровольность приватизации;
• однократность  и бесплатность приватизации.
        Другими словами, каждый гражданин имеет право на добровольное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, но только один раз.
    Приватизация  жилого помещения является одним из наиболее важных оснований возникновения права собственности на жилое помещение.
    Значение  приватизации жилых помещений заключается  в том, что в стране создан и  функционирует полноценный рынок  жилья со всеми вытекающими из этого правовыми и экономическими последствиями. 
 

2.2 Порядок, условия и последствия приватизации жилых помещений в РФ 

    В приватизации жилых помещений необходимо сразу выделить субъект приватизации и  ее объект. Субъектами являются только граждане РФ, так как именно им принадлежит право приватизации. 
    Согласно  ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин  РФ обладает на ее территории всеми  правами и свободами (в том  числе, и правом на приватизацию) и  несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией РФ.
    В качестве объекта выступают жилые помещения (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в коммунальных квартирах), но не все, а только отнесенные к определенным категориям. Путем приватизации осуществляется приобретение в собственность определенных ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилых помещений, а именно жилых помещений, входящих в:
    1) государственный жилищный фонд, который представляет собой совокупность  жилых помещений, принадлежащих  на праве собственности непосредственно РФ и субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ). Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ)42;
    2) муниципальный жилищный фонд, в  который входят жилые помещения,  принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям). В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям43.
      Однако, не все жилые помещения,  входящие в систему государственного  и муниципального жилья, могут  быть приватизированы гражданами. В частности, согласно ст. 4 Закона  «О приватизации жилищного фонда  в РФ» не являются объектами  приватизации жилые помещения, находящиеся:
    1) в аварийном состоянии - по  данному основанию признаются  непригодными для проживания  жилые дома (жилые помещения) независимо  от того, в жилищном фонде какой  формы собственности они находятся,  за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах;
    2) в общежитиях, так как жилые  помещения в общежитиях предназначены  для временного проживания граждан  в период их работы, службы  или обучения;
    3) в домах закрытых военных городков, где, как правило, размещаются воинские части44
    Однако, при этом допускается приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта (ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»). Она осуществляется в соответствии с Законом «О приватизации».
    В этом случае за бывшим наймодателем сохраняется  обязанность производить капитальный  ремонт дома в соответствии с нормами  содержания, эксплуатации и ремонта  жилищного фонда.
    Жилые помещения, входящие в систему государственного или муниципального жилого фонда, могут быть приватизированы гражданами РФ, если они занимаемы или забронированы указанными лицами. Пример – гражданин работает по контракту за границей, но бронирует жилье в РФ.
    Несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, имеют равные права, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.
    В соответствии с Федеральным законом  «О введении в действие ЖК РФ» не являлись объектами приватизации жилые  помещения, предоставленные гражданам  по договорам социального найма  после 1 марта 2005 года.
    Предметом рассмотрения Конституционного Суда   РФ по указанному делу явились взаимосвязанные положения подп. 1 п. 2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) и одновременно исключается приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 года.
    Осуществляя регулирование и защиту прав и  свобод человека и гражданина и исходя из того, что экономической основой  любого демократического правового  государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности. В жилищной сфере такое преобразование реализовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который согласно Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (утратившему силу 1 марта 2005 г.) пополнялся путем:
    1) приватизации в установленном  порядке занимаемых жилых помещений  в домах государственного и  муниципального жилищных фондов;
    2) жилищного строительства, в том  числе, жилищного строительства  товариществами индивидуальных  застройщиков;
    3) участия в жилищных и жилищно  - строительных кооперативах, кондоминиумах;
    4) купли - продажи жилья, в том  числе, через биржи, аукционы;
    5) приобретения в порядке наследования  и по другим законным основаниям (ст. 19).
      Уровень доходов не позволял  большей части населения России  обеспечивать себя собственностью  в жилищной сфере самостоятельно, как это отмечалось ранее, граждане  реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
    Создание частного жилищного фонда в России в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны,  - предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.
    Правовой  основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон «О приватизации» определивший, как следует из его преамбулы, базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
    Гарантируемое ст. 11 Закона «О приватизации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина. Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона   «О приватизации» как бесплатная передача в собственность граждан России на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
    Осуществляя преобразования отношений собственности  в жилищной сфере при установлении правовых основ единого рынка  и регулировании соответствующих гражданских прав, федеральный законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе как издавать акты, призванные в течение определенного периода обеспечивать правовое регулирование отношений по бесплатной передаче в собственность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.