На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дериваты с суффиксами субъективной оценки в лирических текстах С. А. Есенина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа по современному русскому языку
«Дериваты с суффиксами субъективной оценки в лирических текстах С. А. Есенина» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Оглавление:
I. Введение……………………………………………………………. 3
II. Основная часть……………………………………………………….
    Словообразование………………………………………………...
    Морфемика………………………………………………………..
    Дериваты с суффиксами субъективной оценки в текстах Есенина……………………………………………………………
4 4
8 

11
III. Заключение………………………………………………………….. 19
Список  литературы……………………………………………………... 21
 

I.Введение 

            Актуальность данной работы состоит в том, что суффиксы субъективной оценки очень продуктивны в современном русском языке.
            Объектом исследования являются лирические тексты С. А. Есенина.
            Цель данной работы – рассмотреть дериваты с суффиксами субъективной оценки в лирических текстах Есенина, отметить особенности их употребления и функционирования. В связи с целью ставим задачи: произвести отбор материала, сделать словообразовательный анализ отобранных слов и определить их словообразовательную модель, определить стилистическую роль дериватов с суффиксами субъективной оценки, отметить особенности семантики и употребления рассматриваемых слов.
 

            II. Основная часть
            1. Словообразование 

            Термин «словообразование» неоднозначен, так называется и языковое явление, и наука (лингвистическая дисциплина) об этом явлении. Таковы же и некоторые другие лингвистические термины: фонетика, грамматика, морфология, синтаксис и т.п. Неоднозначность этих терминов в Грамматике – 80 признана традиционной. Применительно к словообразованию употребляются и однозначные термины, построенные на латинской основе: деривация (слов) и дериватология (наука о деривации), от лат. derivatio  - «отвод» (образование слов представляется этим термином в виде «отвода» от производящих слов).
            Словообразование  как языковое явление (деривация) – это образование слов, словообразование как наука (дериватология) – изучение и описание слов со стороны их образования. 

            Производное слово
            Основным, исходным понятием словообразования является понятие  производного слова. Производное слово – это слово, образованное, произведенное от какого-либо другого слова или словосочетания: лес – лесник, перелесок, лесной; рубить лес – лесоруб1.
            Самой характерной  особенностью производных слов является их семантическая мотивированность: значение производных слов мотивировано (обусловлено) значением производящих и, как правило, отражено в их собственной структуре: лес-ник «лесной сторож»2, пере-лес-ок «небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков»3.
            Производные слова, как правило, характеризуются также усложненной и расчлененной структурой: кроме корня в их составе имеется обычно какой-либо словообразовательный аффикс – суффикс (лед-ник), или приставка (на-ледь), или и то, и другое (под-лед-н-ый); сложные слова имеют два (реже – три и более) корня и обычно соединительный аффикс: лед-о-кол, земл-е-мер, гряз-е-вод-о-леч-ение.
            По разным основаниям производному слову противостоят непроизводное  слово и производящее слово. 

             Непроизводное слово
            Непроизводное слово  в словообразовательном отношении – это слово, не образованное от какого-либо другого слова, первичное: стол, мед, стен(а), рук(а). Непроизводное слово в структурном отношении – это слово, не членимое на корень и словообразовательные аффиксы: дом, вод(а), лес. 

            Производящее  слово
            Производящее слово  – это слово, от которого образовано какое-либо другое или несколько  слов (по отношению к этим последним): лес – лесник, лесной. Это, таким образом, не абсолютное, а исключительно относительное понятие: производящее слово является таковым не вообще, а только по отношению к своим производным; по каким-либо внешним приметам нельзя определить, является ли какое-то конкретное слово производящим или нет. По своим словообразовательным характеристикам производящее слово может быть непроизводным (конь - конюх) и производным (конюх – конюшня).
            Производящее слово  – это исходная точка, база образования  производных слов. 

            Словообразовательное  гнездо
            Термин «словообразовательное  гнездо» введен в широкое научное  употребление Грамматикой – 80. Словообразовательное гнездо (или гнездо слов) обычно определяется как совокупность родственных слов, слов одного корня: сухой, сушь, сухость, сушить, сохнуть и все другие слова с корнем -сух- во всех его морфонологических вариантах – сох, сух, суш, сых. Словообразовательное гнездо – это результат определенных словообразовательных процессов. В гнездо непременно входит одно непроизводное, корневое слово, ставшее производящим. Оно является поэтому основой, вершиной, исходным словом гнезда. Все остальные слова гнезда – производные, образованные или непосредственно от непроизводного, исходного слова или от производных первой степени и последующих степеней производности.
            Словообразовательное  гнездо в целом можно определить так: словообразовательное гнездо (слов) – это совокупность слов одного корня, возникшая в результате словообразования на базе исходного производящего слова, его производных и производных всех последующих степеней производности; словообразовательное гнездо – суммарный результат словообразовательных процессов, ограниченный лишь общностью корня производящих слов. 

            Формант
            Словообразование  осуществляется с помощью определенных словообразовательных средств, главным  образом морфем (морфемное словообразование), именно – аффиксов: приставок, суффиксов  и др. словообразовательные средства называют еще формантами. Обычно формант понимается как обобщенное, родовое название для всех словообразовательных аффиксов, подобно тому, как морфема есть родовое наименование для всех значимых, морфологических частей слова, включая корни и окончания. 

            Способ  словообразования
            Способ словообразования – это общий характер (суть, прием) образования слов. Способ словообразования дает самый общий ответ на вопрос, как образуются слова. Способы словообразования определяются по словообразовательным средствам, по формантам. Можно сказать, поэтому, что способы словообразования – это своеобразная функция средств словообразования: образование слов с помощью приставок (префиксов) дает приставочный, префиксальный способ (префиксация), образование слов с помощью суффиксов – суффиксальный способ (суффиксация) и т.п. 

            Словообразовательная  модель
            Словообразовательная  модель – это совокупность производных  слов, объединяемых тождеством части  речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения. Например, саратовец, краснодарец, уралец – все это существительные с суффиксом -ец, образованные от существительных же  и обозначающие лиц по месту их рождения и (или) жительства.
            Словообразовательная  модель в известном смысле «обратная  величина» словообразовательному  гнезду: гнездо – совокупность слов с общим корнем и разными аффиксами, словообразовательная модель – совокупность слов с общим аффиксом, но разными  корнями. Такие совокупности слов признаются также словообразовательными парадигмами: гнезда – парадигмы по корню, модели – парадигмы по аффиксам.
 

            2. Морфемика 

            Морфемика – это  совокупность и система морфем языка, также наука о морфемах.
            Со словообразованием  морфемика связана тем, что включает в себя основные словообразовательные средства – аффиксы (форманты). 

            Морфема
            Термин (и понятие) «морфема» был введен И. А. Бодуэном де Куртенэ как родовое обобщение  уже известных более частных  морфологических частей слова –  корня, префиксов и т.п.: «Морфема – дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышления. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий, вроде корень, префикс, суффикс, окончание и т.п.»4.
            Морфема определяется как значимая часть слова. «В слове «перенесли», например, выделяются следующие части-морфемы: пере-нес-л-и. Часть -нес- указывает на определенное действие, пере- указывает на то, что действие, обозначенное морфемой -нес-, имеет направление с одного места на другое, -л- указывает на прошедшее время, указывает на множественность деятелей»5.
            При характеристике морфем отмечают их предельность, минимальность  и повторяемость, воспроизводимость  с тем же значением в некотором  множестве слов. 

            Типы  морфем
            Как известно, среди морфем различаются корни, суффиксы, окончания и т.п. Разновидности морфем не стоят, однако, на одной линии, так как характеризуются разными признаками. В типологии морфем различается несколько уровней, у каждого из них свой критерий выделения. На первом уровне различаются корни и аффиксы.
            Аффиксы делятся  на разновидности (второй уровень дифференциации морфем) по формальному, позиционному признаку – по месту в слове  относительно корня. В соответствии с этим различаются следующие  разновидности аффиксов: префиксы, или приставки (с-делать, без-голосый), постфиксы (они имеют собственные разновидности), циркумфлексы, или конфиксы – составной формант при префиксально-суффиксальном способе словообразования (про-стен-ок, на-столь-н-ый; приставочно-возвратные глаголы: на-говорить-ся), интерфиксы (сен-о-кос, лед-о-кол).
            На третьем уровне дифференциации морфем постфиксы делятся  на окончания (флексии), суффиксы и собственно постфиксы; например, «уч-и-л-и-сь: -и- – суффикс основы глагола, -л- - суффикс прошедшего времени глагола, -и- - окончание множественного числа, -сь – показатель возвратности, собственно постфикс»6. 

            Семантика морфем
            Каждая морфема  обладает своим индивидуальным значением, и здесь, как и в других сферах проявления языковой семантики, в частности, в лексике, обнаруживаются полисемия, омонимия, синонимия, антонимия.
            Значение морфем можно определять, только исходя из значения слов, в состав которых  входит та или иная морфема.
            Каждая морфема  вносит различные значения, оттенки  значений в слово. Этим широко пользуются поэты и писатели, употребляя определенные словообразовательные средства для большей выразительности речи. Наибольшей экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки, которые передают отношение автора к тексту, помогают создать необходимый эмоциональный тон произведения.
            Суффиксы  субъективной оценки
            Словообразование  в русском языке является ярким  источником речевой экспрессии благодаря  богатству и разнообразию оценочных  аффиксов. У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных. От существительных, нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении, путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька. Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Рядом с такими существительными часто используются оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» (по выражению А.А. Потебни) другое: маленький домик, седенький старичок.
            В составе размерно-оценочных  суффиксов выделяются и увеличительные: дом - домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок  негативной оценки.
            В русском языке  исключительным богатством экспрессивных  оттенков отличаются суффиксальные  образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка. Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.
            В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического  использования слов с аффиксами  субъективной оценки. Обращение писателей  к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и  условности литературных стилей и методов7.
 

            3. Дериваты с суффиксами  субъективной оценки  в лирических текстах  Есенина 

            Анализ языкового  материала показал, что дериваты с суффиксами субъективной оценки у  Есенина можно разделить на некоторые  группы:
        По словообразовательной модели
        По частеречному признаку:
      а) существительные
      б) прилагательные
      в) наречия
        По сфере употребления
      а) общеупотребительные
      б) окказионализмы 

      Анализ  словообразовательных моделей
            Анализ языкового  материала показал, что
            а) наибольшую группу (47 лексем из 110 рассматриваемых) составляют дериваты с суффиксом -к- / -ек-/ -ок-, присоединяемым к непроизводной основе слова, например:
            На бугре береза-свечка
            В лунных перьях серебра.
            Выходи, мое сердечко,
            Слушать песни гусляра.8 

            Стелется синей  рясой
            С поля ночной холодок9 

            В тихий час, когда  заря на крыше,
            Как котенок, моет лапкой рот,
            Говор кроткий о  тебе я слышу…10
            По «Толковому словарю  словообразовательных единиц»             Т. Ф. Ефремовой, данный суффикс «регулярный  и очень продуктивный», образует имена существительные «со значением уменьшительности, которая обычно сопровождается экспрессией ласкательности, реже – уничижительности11». В текстах Есенина данный суффикс со значением уничижительности не используется, а преобладает значение ласкательности.
            б) следующую по численности  группу составляют дериваты с суффиксами -ушк-/-юшк- и -оньк-/-еньк-: по 10 и 12 лексем соответственно с каждым суффиксом. Слова, образованные посредством суффикса -ушк-, у Есенина не имеют значения уменьшительности, эта морфема передает только экспрессию ласкательности:
            Есть одна хорошая  песня у соловушки
            Песня панихидная по моей головушке12. 

            Из-за леса, леса темного,
            Подымалась красна зорюшка13
            Примечательно, что  Есенин использует этот суффикс, преимущественно  говоря о природе, животных, тем самым показывая свое нежное, трепетное отношение к природе: соловушка, березки-белоличушки, зорюшка, лебедушка, лебежатушки, трава-муравушка
            в) как уже говорилось, посредством суффикса -оньк-/-еньк- образовано 12 слов у Есенина:
            Темна ноченька, не спится,
            Выйду к речке  на лужок14. 

            До сегодня еще  мне снится
            Наше поле, луга и  лес,
            Принакрытые сереньким ситцем
            Этих северных бедных небес15. 

            Прилетел тут аист
                      Белоперый.
            Взял он осторожненько
            Красным клювом боженьку,
                      Умчался16.
            Данный суффикс также имеет значение уменьшительности, которое сопровождается экспрессией ласкательности.
            г) кроме дериватов  с этими суффиксами, в текстах  Есенина встречаются дериваты с  суффиксом -енок-/-енек-/-онок-/-онек-, представленным в 2 вариантах: -енк- и -онк- (всего 6 лексем), например:
            По-байроновски наша собачонка
            Меня встречала  с лаем у ворот17. 

            Покосившаяся избенка.
            Плач овцы, и вдали  на ветру
            Машет тощим хвостом  лошаденка,
            Заглядевшись в  неласковый пруд18.
            Данная морфема  имеет значение уменьшительности, иногда уничижительности, но в контексте есенинских стихотворений этот суффикс приобретает либо уменьшительно-ласкательное значение (собачонка, юбчонка, внучонок), либо передает жалость, некоторую грусть (избенка, лошаденка, ручонка).
            д) дериваты с суффиксом  -инк- (5 слов), например:
            И закрыли брови  редкие сединки,
            А из глаз, как бисер, сыплются слезинки19. 

            Как снежинка белая, в просини я таю
            Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю20.
            Этот суффикс имеет  значение уменьшительности, иногда сопровождающееся значением единичности.
            е) суффикс -очк-/-очек- так же малоупотребителен в текстах Есенина, есть 4 деривата с этим суффиксом, например:
            Затомилась деревня  невесточкой
            Как-то милые в  дальнем краю?
            Отчего не уведомят весточкой, –
            Не погибли ли в жарком бою?21 

            В шапке облачного скола,
            В лапоточках, словно тень,
            Ходит милостник  Микола
            Мимо сел и деревень22.
            У Есенина этот суффикс  имеет уменьшительно-ласкательное значение, передает нежное отношение  автора к тому, о чем он говорит.
            ж) суффикс -ин- (4 лексемы) имеет увеличительное значение:
            Ходит полоумный  старичина,
            Петуха на темень посадив23. 

            Это все, что зовем  мы родиной,
            Это все, отчего на ней
            Пьют и плачут в одно с непогодиной,
            Дожидаясь улыбчивых  дней24.
            Слова, составляющие эту группу, имеют яркую стилистическую окрашенность: они употребляются в народной, разговорной речи. Использование Есениным данных слов сближает его поэзию с народным языком, придает ей неповторимое звучание.
            з) суффиксы -ышк-/-ышек- (3 деривата) и -ишк-/-ишек- (3 деривата) имеют сходное «уменьшительно-ласкательное или только ласкательное25» значение, например:
            Солнышко утром в колодезь озер
            Глянуло – 
                      месяца нет…26 

            «Уйдите прочь!
            Вы – жалкий и  низкий трусишка». 27
            и) суффикс -ищ- (3 производных с этим суффиксом) имеет увеличительное значение:
            Щебетнули звезды месяцу:
            «Ой ты, желтое ягнятище!
            Ты не мни траву  небесную,
            Перестань бодаться с тучами».28
            к) суффикс -иц- (2 деривата с данным суффиксом) у Есенина имеет как значение уменьшительности (тучица), так и негативную оценку:
            Неродимая сестрица
            Маше места не дает…29
            л) дважды в текстах  Есенина встретились дериваты с  морфемой   -ец-/-ц-:
            По тени от ветлы-веретенца
            Богомолки идут на канон30. 

            Ты по-собачьи  дьявольски красив,
            С такою милою  доверчивой приятцей31.
            По «Толковому словарю  словообразовательных единиц» Т. Ф. Ефремовой, этот суффикс «образует существительные с уменьшительно-ласкательным или уменьшительно-уничижительным значением, сопровождающимся сильной экспрессией близости, сочувствия или издевки32». У Есенина присутствует экспрессия близости.
            м) непродуктивными у Есенина являются суффиксы -ик- и -чик-, они употреблены всего 2 и 1 раз соответственно:
            Передо мной
            На столике угрюмом
            Лежит письмо…33 

            «Если можешь ты,
            То приезжай, голубчик34» 

            В рассмотренных  выше случаях слова были образованы путем присоединения словообразовательного средства к непроизводной основе производящего слова. Таких слов большинство в текстах Есенина, однако есть также 6 слов, образованных путем присоединения суффикса к производной основе, оканчивающейся на другой суффикс субъективной оценки:
            1. -ок-/-оч- + -: елочка, лесочек, листочек
            2. -енок- + -ек-: лебеденочек, ягненочек, клененочек
            Характеристика  языкового материала  по частеречному признаку
            В лирических текстах  Есенина употреблены слова трех частей речи, образованные посредством суффиксов субъективной оценки: имена существительные, имена прилагательные и наречия. Анализ языкового материала показал, что преобладают имена существительные: из 110 рассматриваемых дериватов 103 существительных и только 5 прилагательных (серенький ситец, дешевенький ситец, низенький дом, тропинка кривенькая и клененочек маленький) и 2 наречия (осторожненько и давненько). Примечательно, что все данные слова были образованы с помощью суффикса -еньк-. 

            Характеристика  языкового материала  по сфере употребления
            С. А. Есенин в своей  поэзии использовал не только общеупотребительную  лексику. Для передачи своих чувств, эмоций он создавал окказионализмы. «Известно, что «отклонения от литературной нормы оцениваются в поэтическом  искусстве как художественные приемы» (Мукаржовский). Это касается и особенностей словообразования в поэтической речи, или поэтического словообразования, как обозначил в свое время словообразовательные возможности создания экспрессии в поэтической, или художественной, речи В.Жирмунский (1921)35». Анализ материала показал, что 110 дериватов с суффиксами субъективной оценки включают в себя 9 окказионализмов, обладающих сильной экспрессией:
            Как взглянул тут  месяц с привязи,
            А ин жвачка зубы вытерпла,
            Поперхнулся с перепужины
            И на землю кровью кашлянул.36 

            На коне – черной тучице в санках –
            Билось пламя-шлея…синь  и дрожь.37
            Другие окказионализмы не менее экспрессивны: березки-белоличушки, лебежатушки, лебеденочек, ягнятище, приятца, клененочек, непогодина. То есть, как правило, это слова, относящиеся по значению к живой и неживой природе. Это подчеркивает еще раз особое, нежное отношение поэта к миру природы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.