На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Интегральная картография состояний сознания

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Интегральная  картография состояний сознания.
Алексей Уит
Виды  сознания.
      В психики человека можно выделить  стадии развития и виды сознания. Разные исследователи выделяли  разные виды сознания, по количеству  и названию. Я выделил пять  видов сознания, как мне кажется наиболее точно и всеобъемлюще отражали бы объективные наблюдений современных исследований сознания: Обывательское сознание, Бессознательное (неосознаваемые автоматизмы), подсознательное, Сверхсознательное, Космическое сознание.
Обывательское сознание.
      Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под  ним имеют в виду психическое  отражение действительности, независимо  от того, на  каком уровне оно  осуществляется - биологическом или   социальном,  чувственном  или  рациональном. Когда имеют в виду сознание в  этом  широком  смысле,  то  тем самым подчеркивают его отношение  к  материи  без  выявления  специфики  его структурной организации.
      В более узком и специальном  значении под сознанием  имеют   в  виду  не
просто  психическое  состояние,  а  высшую,  собственно  человеческую  форму отражения  действительности.   Сознание   здесь   структурно   организовано, представляет собой целостную  систему,  состоящую  из  различных  элементов, находящихся между собой в  закономерных  отношениях.  В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде  всего такие моменты,  как осознание вещей, а также переживание , то есть  определенное  отношение к содержанию того, что отражается. Способ,  каким существует  сознание,  и каким  нечто существует для него, это - знание. Развитие  сознания  предполагает,  прежде всего,  обогащение  его  новыми  знаниями  об  окружающем  мире  и  о  самом человеке.  Познание,  осознание  вещей  имеет  различные   уровни,   глубину проникновения в  объект  и  степень  ясности  понимания.  Отсюда  обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное  осознание  мира,  а  также
чувственный  и   рациональный   уровни   сознания.   Ощущения,  
восприятия, представления, понятия, мышление  образуют  ядро  сознания.  Однако  они  не исчерпывают всей  его  структурной  полноты:  оно  включает  в  себя  и  акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря  сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
      Наше сознание, рациональной сознание, как мы его называем, это лишь один особый тип сознания, в то время, как вокруг него, отдельные тончайшим экраном, находятся возможные формы сознания, полностью отличающиеся от привычной нам. Ни одна оценка Вселенной в ее целостности не может быть окончательной, что показывает, как невнимательно мы относимся к остальным формам сознания.
     Часто полагают, что мозг порождает  сознание, но существуют убедительные  доказательства обратного. Среди  них протяжение разума за пределами тела и сознания, включая переживания прошлой жизни и воспоминания, сформировавшиеся во время остановки мозговой деятельности. Правда, что мозговая активность изменяется, когда изменяются состояния сознания, скажем, бодрствование, сновидение состояние медитации. Но это доказывает лишь наличие между ними связи, а не то что мозговая активность вызывает сознание. Мозг может быть подобен телевизору, настроенному на разные каналы. То , какую программу мы смотрим, зависит от активности электронных цепей, но они эту программу не создают.
      В реальности мозг ограничивает  сознание. Наши органы чувств  обнаруживают лишь небольшую  часть того, что происходит, а  большая часть этой информации  отфильтровывается и не достигает  области сознания для того, чтобы предотвратить перегрузку. Наш мозг отфильтровывает не нужную информацию и направляет большую часть оставшейся информации к автоматическим системам, чего мы не осознаем. Так наш мозг является отнюдь не источником нашего сознания, а ограничителем прицела сознания. Когда этот фильтр не срабатывают, новые формы сознания могут прорваться сквозь них.
Бессознательное (неосознаваемые автомотизмы).
   Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление мышление.
    Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер.    Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
  В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при “встрече” потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане “импульсивной” установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.
   Бессознательное также можно  определить как несознаваемые  автоматизмы. Под неосознаваемыми  автоматизмами подразумевают обычно  действия или акты, которые совершаются  "сами собой", без участия  сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.
   Неосознаваемые автоматизмы подразделяются на несколько групп. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями, или навыками.
  В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.
   Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна  и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. 

Подсознание.
      Подсознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть подсознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
        В глубинных структурах психики подсознание играет огромную роль. К сожалению я не нашел вменяемых книг посвященных подсознательному, в основном научно-популярная литература, которая не внушает доверия. В  последнее время подсознание стало объектом популяризации, а не как научной теорией. Поэтому в этой статье я постараюсь дать научное толкование подсознательному исходя из трансоаналитической концепции.
В психологическом  словаре  Шапарь В. Б.  я нашел такое определение: подсознание – понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики. Первое определение в принципе верное, однако хотелось бы дать более широкое обоснованию подсознанию исходя из той же трансоаналитической концепции. И так подсознание – это психологическая система, которая находится в глубинных слоях психики человека и проявляется только в экстраординарных случаях и с помощью специальных техник.
   Любая информация, которая вы  получаете из окружающего мира  откладывается в нашем сознание и подсознание. Проблема которая может возникнуть как извлечь из глубин нашей психики информацию скажем творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.. Например у вас случалось так, что после долгого размышления вы  вспоминали да же то, что по вашей мнению не знали (пример может быть не очень хорош но все же). Информация, которая сплывает спонтанно, или даже взять сновидения, в которых как раз прекрасный пример проявления вашего подсознательного – это гипнотические состояния и сновидения – прекрасное возможность получить информацию из глубин психики.
  В  сновидении же переработка действия, которые совершил человек в  бодрствующем состоянии, при этом  элементы особо значимых событий  запечатлеются как сновидения.
  Можно  сделать вывод, что в подсознании  запечатляется особо значимые события жизни человека, которые при экстренных или сновидений и гипноза личность получает к ним доступ.
   Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины "бессознательное", "подсознательное", "неосознанное" часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.
    Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием.
    Сознание отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют также неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представлен понятием подсознательного.
     Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное).
     Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.
   Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно невелика. За ней идет полоса просто явного сознания, а потом - минимального сознания, за которой следует уже неосознанное. Последнее выступает то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление и мышление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости.
    К подсознательным явлениях относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением", новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым и прочее).
    Подсознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физической точки зрения подсознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
    Для более четкого выявления места проблемы подсознательного в структуре знания важно соотнести феномены подсознательного с такими реальностями, которые обозначаются категориями "деятельность", "отражение", "общение", "личность", "отношение".
     Абстрактная схема строения деятельности, согласно которой выделяют собственно деятельность, действия и реализующие их операции, может служить одним из оснований классификации феноменов неосознаваемой психической жизни человека, выделяющей место неосознаваемых психических явлений в структуре деятельности. Конституирующим признаком деятельности является мотив, т.е. некоторый объект, в котором опредмечивается потребность.
  Хорошо известно, что мотив может быть неосознанным, также неосознанным может быть психическое отражение самого потребностного состояния. Основным признаком действия является наличие сознательного предвосхищения будущих результатов, т.е. цели. Однако кроме такого осознанного предвосхищения можно выделить и неосознанные предвосхищения, к их числу относятся некоторые виды установок. Таким образом, наряду с осознанными и неосознанными мотивами следует выделять осознанные и неосознанные предвосхищения будущих результатов, т.е. цели и установки. Операции в человеческой деятельности также имеют двоякую природу: одни являются продуктом трансформации сознательных действий и, в случае затруднений, могут вновь возвращаться в сознание, другие формируются по типу "прилаживания" к ситуации и вообще никогда не попадают в сознание, они функционируют как неосознаваемые автоматизмы.
    Существование качественно разнородных феноменов подсознательного исключают возможность распространения выводов, полученных при исследовании одного из феноменов подсознательного на всю область подсознательного. Осознанные и неосознанные психические явления образуют две формы отражения внешнего мира и соответственно две формы управления, психического регулирования деятельности (осознанная и неосознанная регуляция).
    При исследовании частных форм психического отражения реальности мы сталкиваемся с необходимостью дифференциации ощущений, в которых человек отдает себе отчет, и ощущений, в которых он не отдает себе отчета.
Аналогичную дифференциацию можно провести и  применительно к восприятию достаточно сложных объектов.
   В области психологии научного творчества давно были описаны факты, показывающие, что многие феномены творческой деятельности не носят осознанного характера. При исследовании эмоциональных процессов выделяются феномены, когда человек может констатировать самый факт появления эмоционального переживания, но не может указать объект, вызывающий эти переживания, и случаи, когда даже самый факт переживания остается скрытых от субъекта (аффективные следы, или "комплексы") и выделяются лишь в условиях специально организованного эксперимента (например, ассоциативного).
     При анализе общения, которое сегодня "модно" противопоставлять деятельности, также возникает необходимость изучения неосознаваемых психических явлений. Достаточно вспомнить классические исследования достоверности свидетельских показаний, в речевой коммуникации всегда присутствуют неосознанные компоненты.
      Собственно психологическое изучение личности в системе общественных отношений не может, естественно, игнорировать тот факт, что объективно складывающиеся общественные отношения между людьми не обязательно отражаются ими на уровне сознания. Этот факт был выявлен К. Марксом при анализе товарного фетишизма, при анализе личностей как персонифицированных выражений социально значимых черт. Сущность человека, понимаемая как совокупность общественных отношений, от него самого может быть скрыта. Если мы используем широкое определение личности, данное в свое время С.Л. Рубинштейном, то в содержание понятия "внутренние условия" мы должны включить и неосознаваемые психические явления.
    Применительно к категории "отношение" нужно дифференцировать "отношение" и "сознательное отношение". "Человек есть личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему". Очевидно, что важно учитывать различия между сознательно определенными отношениями и отношениями, которые сознательно ещё не определены.
    Таким образом, система знаний о личности не может развиваться без интенсивного изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего определяется значение их исследований.
   В литературе мы находим следующие два принципиально различных толкования термина "подсознательное". Принадлежат они Г. Рорахеру, известному австрийскому философу и психологу, и Л.С. Выготскому.
Г. Рорахер: "Не существует неосознаваемой психической  деятельности как промежуточного звена  между мозговыми процессами и  активностью сознания. Существуют только разные степени ясности сознания... В мозгу... непрерывно разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совершенно не замечаем. Эти процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не неосознаваемые психические процессы (неосознаваемые мысли, стремления и т.п.), а неосознаваемые процессы нервного возбуждения, т.е. органические электрохимические проявления. Необходимо ясно понимать это развитие, чтобы избежать недоразумений". 
 

Сверхсознание.
   Прежде чем подробно говорить о сверхсознании давайте попробуем дать ему определение.
   СВЕРХСОЗНАНИЕэто специфическая, высшая форма психического отражения действительности отвечающая за предрасположенность человека к мистическому. Сверхсознание играет ключевую роль при формировании мистической личности.
     Сверхсознание – это специфическая область человеческой психики. У человека сверхсознание отвечает за различные сверхвозможности, например телепатию, ясновидение и т.д.
    Сверхсознание играет одну из ключевых ролей в развитии мистической личности, формирование  личности и столкновение с «мистерией» происходит при участии сверхсознательных процессов. В трансперсональной психологии согласно теории С. Грофа у каждого, человека когда он рождается есть некая связь с космосов со всей вселенной. По всей видимости у некоторых людей такая связь меньше выражена у других больше. У тех людей у которых связь слабая ведут обывательский образ жизни, у других же у кого связь устойчивая становятся так называемыми контактерами, которые могут принимать сигналы из космоса и якобы общаться с инопланетянами. Пока это точно не установлено, но известно, что некоторые люди могут получать информацию из вне. Получая такого рода информацию у людей  меняется мировоззрение взгляды на жизнь, на природу человека. Начинается активно развиваться магическое мышление, окончательно формируются сверхсознательные процессы.
   В некоторых случаях человеческий мозг не выдерживает такого количество информации и начинает давать сбои, данный феномен можно назвать патологией сверхсознания.   Такого рода нарушения может проходить очень тяжело и требует классифицированной помощи.
   Сейчас мы более подробно поговорим  о формировании и становлении  сверхсознания. 

Развитие  сверхсознания.
    Развитие сверхсознания связанно с   становлением мистической личности. Развитие сверхсознания происходит в три этапа, сейчас поговорим об этом более подробно.
I. Этап. Начальный.
     Первый этап характеризуется становлением и зарождением сверхсознания в психики человека. Как я уже писал в развитие мистической личности, сверхсознание формируется под влиянием «мистерии» т. е. нечто, что повлияло на сознание человека, это «нечто» носит как правило сверхъестественный, мистический характер, например «мистическое внушение» - это может быть влияние передач про паранормальные явления показывающие по телевидению и т. д. Или столкновение человека с тонкоматериальными сущностями, которое так поразило сознание, что изменило его взгляд на мироздание.
II. Этап. Укрепление.
  Второй  этап характеризуется укреплением сверхсознания. Сверхсознание начинает функционировать, формируя при этом его Мистическое Я, составляющее структуру мистической личности. На этом этапе все новые мировоззрения, концепции почти сформировались . В дальнейшем человек начинает переходить на третий завершающий этап.
III. Этап. Завершение.
     Третий этап характеризуется окончательным становлением сверхсознания, он может проходить уже в период пожилого возраста от 60 – до смерти, и может завершиться почти сразу в течение нескольких лет с формированием Мистического Я и окончательного становления мировоззрения, в зависимости от психологических особенностей личности человека. 

***
     В некоторых случаях эти этапы человек может проходить не правильно, например из – за влияние из вне , как правило люди со слабой психикой или с не устойчивой не справляются с изменениями, которые с ними происходят  в этих случаях для профилактики стоит применять различные духовные практики как медитация, холотропное дыхание С. Грофа, работа с телом и т.д.
    Если эти этапы человек проходит без осложнений, то на третьем этапе его может ждать просветление – высшее познание истины, единство со всем мирозданием.
Патология сверхсознания.
      Патология сверхсознания зависит от особенностей «мистерии» которой столкнулся человек. В некоторых случаях это может быть из –за того, что человек не справляется с информацией полученной из космоса. В других же – это может быть семейные причины. В частности иногда имеется негативные случаи, когда ребенок воспитывался в семье, в которой преобладало мистическое учение, в частности уфология.
   Такие рода учения сильно сказываются на сознании и подсознании, возможны очень специфические изменения личности ребенка, разрушении его сознательной деятельности, мистическое мировоззрение в патологической форме. В первую очередь исчезает критическое отношение ко своим поступкам. Пример который я сейчас приведу хорошо отражает потерю критического отношения к своим поступкам, а возможно и утрату реальности происходящего:
     «Мы, Команда  Спасения «Орион», прибывшая на Землю в 60-х годах ХХ века по земному счислению, и приступившая к своей задаче в точно назначенный срок – в 1999 году».
  Такие  слова мог написать человек  у которого потеряна какая  – то связь с действительностью,  так как он или она считает «Мы, Команда  Спасения «Орион», якобы прибывшие на Землю в 60 годах нашего века. Также надо уточнить, что патология сверхсознание может быть вызвана тяжелой психологической травмой перенесенной в детстве, отраженной в подсознании, защитой которой может бать углубление в религию, в мистические учения в данный момент времени мы имеем дело с уфологией. Религия как некая специфическая защита психики от травмы, так же может принимать различные патологические формы.  

Космическое сознание.
    Согласно различным источникам космическое сознание представляет собой  новой способностью, обретенная человеческой расой благодаря эволюции. Прежде всего следует заметить, что это новое чувствование не появляется случайно у того или иного человека. Обязательно должна существовать экзальтированная человеческая личность, способная создать необходимые условия для его возникновения. Особенностью великих случаев является исключительное развитие всех или некоторых из обычных человеческих способностей. Следует, в частности, обратить внимание на уникальное совершенство интеллектуальных, нравственных и особых сенсорных способностей у Уолта Уитмена, раз уж этот случай доподлинно нам известен. Вероятно, какое-то приближение к таким эволюционным высотам было во всех случаях. Далее, в некоторых, а может быть, и во всех случаях, такому человеку были свойственны исключительные физические данные – необычайная красота комплекции и фигуры, привлекательность, прекрасное здоровье, исключительно мягкий нрав и очарование.
  Таким  образом, Космическое Сознание возникает в индивидуальностях... с хорошим интеллектом, высокими нравственными качествами, превосходными физическими данными. Оно возникает примерно в то время жизни, когда работоспособность организма находится на высшей отметке, в возрасте от 30 до 40 лет. Должно быть, и непосредственный предшественник Космического Сознания – Само-Сознание – тоже начинает проявляться к середине жизни, в отдельных случаях то там, то тут у наиболее продвинутых представителе расы, постепенно становясь почти всеобщим (в той мере, в какой раса до него дорастает), так что его проявления относятся ко все более и более раннему возрасту, вплоть до того (как мы видим), что сейчас оно наблюдается у любой достаточно сформировавшейся индивидуальности в возрасте около трех лет.
   Гроф изучая подсознания человека с помощью ЛСД, утверждает, что  при ЛСД – сеансах у человека возникали различного рода переживания, которые в дальнейшем были названы трансперсональными переживаниями, человеку виделись различные образы, из так называемого астрального мира, тонкоматериальных существ, переживаний контактов с инопланетянами, которые я согласно концепции трансоанализа называю спиритипами, что С. Грофу позволило сделать вывод:
     «Существование и  природа трансперсональных  переживаний нарушают некоторые наиболее фундаментальные предположения механической науки. Они требуют признания таких кажущихся абсурдными представлений, как относительность и условность всех физических границ, непространственные связи Вселенной, коммуникация посредством неизвестных средств и каналов, память без материального субстрата, нелинейность времени, сознание, связанное со всеми живыми организмами, в том числе с низшими животными, растениями, одноклеточными и вирусами, и даже неорганической материей.
     Многие трансперсональные переживания включают недоступные непосредственно органам чувств человека события макрокосма и микрокосма или периодов, предшествующих возникновению Солнечной системы, формированию Земли, появлению живых организмов, развитию центральной нервной системы, появлению homo sapiens. Все это ясно указывает на то, что каким-то необъяснимым пока образом сознание человека содержит информацию обо всей Вселенной, или обо всем существовании. Человек обладает потенциальным эмпирическим доступом к любой ее части и в некотором смысле является всей космической сетью, будучи одновременно ничтожно малой ее частью, отдельным и незначимым биологическим существом (выделено  мной –
А. Т.)».
  Самое  главное, на что с моей точки  зрения стоит обратить особое  внимание, что каким-то необъяснимым пока образом сознание человека содержит информацию обо всей Вселенной, или обо всем существовании. Человек обладает потенциальным эмпирическим доступом к любой ее части и в некотором смысле является всей космической сетью, будучи одновременно ничтожно малой ее частью, отдельным и незначимым биологическим существом.
  По  всей видимости в подсознании  хранится коллективная информация  о всем мироздании, которая в  некоторых случаях проявляется  в виде образов. Человеку может  казаться, что он попал в параллельное измерение, или он попал на другую планету, его похитили инопланетяне и т.д. Вот наглядный пример:
           
Ипат  Федорович оказался в очень большом, незнакомом городе, выглядевшем совершенно неадекватно земным представлениям. Все дома были ослепительно-белые, в основном двух- и трехэтажные, с закругленными краями. Такими же были окна и двери. Большая часть домов имела надстройки типа башенок, минаретов, колоколен. Улицы разделялись на ряд дорожек, движущихся, как эскалатор в метро. Полоса рядом с тротуаром двигалась медленно, ближе к осевой линии - быстрее. Виднелись транспортные средства - небольшие вагончики, сцепленные по семь-восемь штук, и они "летали" со скоростью 40-50 км/ч примерно на высоте одного метра от поверхности земли.  
         Освещённость была достаточно сильной, но никакого светила не было видно. Цвет неба - зеленоватый. Облаков, туч, ветра не наблюдалось. Состояние организма было вполне комфортное, ощущалась приятная свежесть и легкость. Везде было много зелени, выделялись высокие, стройные деревья с большими желтыми цветами. С пригорка виднелась широкая река, но вода в ней казалась свинцовой, мертвой, без видимого движения. 
         На улицах было много людей. Внешне они выглядели обычными, но высокими - около 2,5 метра. Женщины и мужчины одеты практически одинаково - в длинные балахончики с плотно закрытой грудью. У некоторых женщин они были подпоясаны в талии. Мужчины имели прическу, напоминающую стрижку "под горшок" с небольшими бородками, женщины - длинные, зачесанные назад волосы, до плеч или несколько ниже. У части женщин волосы скреплялись цветными тесемками, бусами. Все без исключения были светлокожие и светловолосые. Среди взрослых попадались и дети, но младенцев и особенно пожилых людей не было.  
         Люди двигались и стояли небольшими группами. Создавалось впечатление, что они о чем-то оживленно разговаривают и при этом сильно жестикулируют.
 

     Данный пример очень хорошо отражает спиритипический мир, информация о котором хранилось в подсознании человека.  В некоторых случаях, человек может неадекватно ее воспринять, решив, что все что с ним случилось произошло на самом деле, связи с этим у человека могут возникать различные рода психологические травмы. В тоже время, достаточно часто о таких случаях рассказывается в различной мистический литературе, из этого можно сделать вывод, что подобные случаи не редки.
  Гроф  ни как не объясняет каким  образом человек имеет информацию  о всем мироздании и о всей  Вселенной. В этом случае стоит  несколько гипотез, которые могли бы      объяснить этот феномен. И так:
1. Согласно  теории Карла Густова Юнга  о коллективном бессознательном,  она заключатся в том что  разум наших древнейших предков,  способ, которым они постигали  жизнь и мир, богов и человечески  существа”. В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.  По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно). Именно поэтому если верить К. Г. Юнгу у человека в подсознании в результате коллективного опыта наших древних предков есть информация о всем мироздании и Вселенной.
2. Согласно  мистическим учениям в Человеке  существует четыре энергетических  канала. Левую симпатическую нервную систему питает энергетический тонкий канал (Лунный канал, он требует горячей энергии), который дает Человеку его эмоциональную основу. Все прошлое Человека записывается в подсознании левого канала. Подсознание – это прошлое, сегодняшнее прошлое, завтрашнее прошлое, прошлое этой жизни, прошлое последних жизней и, наконец, прошлое, идущее от начала Творения – Коллективное Подсознание. Знание, опыт, традиции.
   Правый канал (Солнечный канал, выделяющий энергию, он требует охлаждения) дает энергию для физической, ментальной, интеллектуальной части человеческого существа и служит для планирования и осуществления будущего – Коллективное Сверхсознание. Движение в будущее определяется тем, что: "Я хочу" (Канал Эго). Левый канал – Суперэго: "Я знаю как". Центральная парасимпатическая нервная система питается через третий центральный канал, проходящий внутри позвоночника. Таким образом, все чего мы достигли в нашем эволюционном процессе записывается и находит выражение в нашем существе через центральную нервную систему.
В третьем  энергетическом канале проходит наша внутренняя энергия, которая называется Кундалини и начинается в крестцовой косточке. Кундалини – это наша персональная внутренняя энергия, являющаяся отражением соответствующей энергии  Вселенной. В идеальном случае должна содержать 21108 видов энергии. При рождении человека Кундалини в виде определенного количества потенциальной энергии входит в человека и сохраняется в крестце. При истощении этой энергии человек в этом теле прекращает свое существование.
    У обычного Человека энергия Кундалини проходит и расходуется в основном по левому и правому каналам.
     С 1970 года Человечеству дана возможность поднять Кундалини по центральному каналу, заполнив энергией Учителя в области живота энергетический разрыв в центральном канале. Кундалини поднимается вверх по позвоночнику, проходит семь энергетических центров человека, выходит из головы на месте родничковой кости, разрывает ауру человека и соединяет сознание человека со Всепроникающей Энергией Вселенной, с Коллективным Сознанием Вселенной. Таким образом человек становится единым с знанием Вселенной, знанием внутренней сущности и всего того, что неизвестно. Для получения информации ему достаточно направить свое внимание на предмет. Человек достигает Безмысленного Осознания.
3. Сознание  Человека можно охарактеризовать  как степень осознания информации  в поле Коллективного Сознания  или степень связи (подключения)  к Коллективному Сознанию. Когда  сознание Человека настраивается  на бесконечное, оно становится бесконечным.
4. Сверхсознания,  содержит всю информацию обо  всем, о развитии Вселенной. Это  матрица развития Вселенной, ее  эволюции. Этой опорной информацией  во Вселенной является реликтовое  излучение и чистая вода из  природных источников (холодная "живая" вода).
5. Человек  во Вселенной является управляющим  звеном: формирует свои внутренние  заболевания, внешние обстоятельства  жизни, во внешней среде своими  мыслями и материальной деятельностью  формирует погоду, природу, стихийные  бедствия, катастрофы, засухи и наводнения, нарушает экологию среды обитания.
   Гипотезы которые я здесь привел, требуют доработки и проверки. Феномен расширенного сознания, который описал С. Гроф имеет  огромный интерес как для трансперсональной  психологии так для трансоанализа.
    Некоторые критики говорят, что  трансперсональные переживания,  которые описал Гроф являются  галлюцинациями вызванными ЛСД.  Однако если это и так, то  все равно проблема не исчезает. Галлюцинации – это  мнимые  образы предметов и ситуаций, воспринимаемых как реальные, но отсутствующие в действительности, возникающие спонтанно, без сенсорной стимуляции. Вызываются внутренними психическими факторами (в противоположность иллюзии, которая является искаженным восприятием внешних стимулов). Есть основания утверждать, что галлюцинации возникают в результате предыдущего опыта полученного человеком в прошлом. В таком случае совершенно не правомерно с моей точки зрения откидывать теорию К. Г. Юнга о коллективном бессознательном или о том что сверхсознание может содержать всю информацию о вселенной.
   И еще на что хочется обратить  внимания, так называемые контактеры  или шаманы, прежде чем получить  информацию в подают  в измененное  состояние сознание. ЛСД – сеансы  и метод холотропного дыхания,  как раз основан на вхождение в измененное состояние сознания, в результате у человека открываются каналы в глубины подсознательного, в которых и хранятся знания об мироздании и структуре вселенной. Собственно это и открыл Гроф в результате своих исследований в области особых состояний сознания. 

Уровни  состояний сознания.
    Вашему вниманию представляется  новая интегральная картография  сознания. Идея создания этой  картографии заключается в том,  что бы объединить различные  теории структуры сознания как  западной так и восточной психологии, созданные в различное время разными учеными.
   В настоящею картографию вошли  теории структуры сознания Зигмунда  Фрейда, Карла Густова Юнга, Станислава  Грофа, Кена Уилбера, и восточной  психологии - цель объединить теории  этих ученых и получить обобщенную новую картографию человеческого сознания. Передо мной стояла не легкая задача, так как каждый из этих ученых старается создать, что то свое независимое  от другого. По этому я создал шесть уровней, каждый из которых связан с друг с другом и как бы эволюционирует из одного в другой. По этим уровням легко смотреть, как развивалась картография сознания в разное время, в разные десятилетия, какими данными руководствовались ученые в разное время, как изменялось представления о сознание от Фрейда до Грофа.
   Данная картография представляет  возможность приподнять завесу  тайны и заглянуть в самые  глубинные слои сознания. В данной  же концепции поставлены новые  вопросы  для исследования  в области сознания, даны некоторые  гипотезы в объяснения некоторых феноменов, которые еще стоит проверить.
    Настоящая картография еще не  окончательная, будут вносится  дополнения и изменения согласно  новым полученным данным. Данная  теория хороша еще тем что  в нее можно вместить практически  все новые картографии сознания созданные в настоящее время, это ее не испортит, а только дополнит, основная положительная особенность данной картографии сознания – это универсальность.  
   Данная концепция стремится к  интеграции, которая сегодня так  популярна в психологии.
1. Внешний уровень.
    На этом уровне сознания человек осознает себя.      Во внешнем уровне сознания выделяется три характерных особенностей сознания.
       Первая его характеристика дана  уже  в  самом  его   наименовании:  со-
знание, т.е.  совокупность  знаний  об  окружающем  нас  мире.  В  структуру
сознания,  таким  образом,  входят  важнейшие  познавательные  процессы,   с  помощью  которых  человек  постоянно  обогащает  свои   знания.   Нарушение, расстройство,  не  говоря  уже  о  полном  распаде  любого  из   психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
       Вторая  характеристика  сознания  —  закрепленное  в  нем   отчетливое
различение  субъекта и объекта, т.е. того, что  принадлежит  «я»  человека  и
его «не-я». Человек, впервые в истории органического  мира  выделившийся  из него  и  противопоставивший  себя  ему,  сохраняет  в  своем  сознании   это противопоставление  и  различие.  Он  -  единственный  среди  живых  существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить  психическую деятельность на исследование самого  себя:  человек производит  сознательную  самооценку своих поступков и себя самого в целом.  Отделение «я» от  «не-я»  -  путь, который проходит  каждый  человек в детстве,  осуществляется  в  процессе формирования самосознания человека
       Третья   характеристика   сознания   —   обеспечение   целеполагающей
деятельности  человека. Приступая к какой-либо деятельности,  человек  ставит перед  собой те или иные  цели.  При  этом  складываются  и  взвешиваются  ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения  действий  и вносятся в него необходимые коррективы  и  т.д.  Невозможность  осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и  направленность  в  результате болезни  или  по  каким-то  иным  причинам  рассматриваются  как   нарушение сознания.
       Наконец, четвертая характеристика  сознания  –  наличие  эмоциональных
оценок  в межличностных отношениях. И  здесь, как и во многих других  случаях, патология  помогает  лучше  понять  сущность   нормального   сознания.   При некоторых   душевных   заболеваниях   нарушение   сознания   характеризуется расстройством именно в сфере чувств и  отношений:  больной  ненавидит  мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.
2. Уровень бессознательных  установок.
    Деятельность человека в обычных  условиях является осознанной. Вместе  с тем отдельные ее элементы  осуществляются бессознательно  или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
   В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при “встрече” потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане “импульсивной” установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.
Установка возникает при “встрече” двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некоторые препятствия, оно прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективизации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относится к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для их экспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которого применяются при анализе развития.
3.  Глубинный уровень  сознания.
    Этот уровень  характеризуется  тем что в нем появляются  спиритипы1. Именно на этом уровне проявляются более глубокие слои сознания – наши вытесненные желания, заблокированные воспоминания, травматический опыт, все то что сильно противоречит нашими представлениям о самой себе.
    На этом уровне главенствует  концепция Зигмунда Фрейда. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности. “Оно” - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. Так же Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. 
      Модель строения психики по Фрейду. Во фрейдовской модели психики, уподобляющей ее айсбергу2, все «оно», а также большая часть эго и супер-эго погружены в бессознательное. Только небольшие части эго и супер-эго выходят в сознание и в предсознание.

     ИД. происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет  свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

   ЭГО (Лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.
      Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или  соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, « исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение
Некоторого  количества энергии эго для решения  проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.
    СУПЕРЭГО – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

    Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником» (Фрейд З. Лекции по психоанализу.Л.№31).

     Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

     Супер-эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

      Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

      Супер-эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

    На этом уровне у человека  возникают важные психологические  процессы.
1. Ощущения. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущение как таковое, оказывая, однако, влияние на поведение организма. Существуют подсознательные ощущения. Получая одновременно множество впечатлений, люди легко упускают из виду некоторые из них Передвигаясь по улице, мы видим огромное число событий, слышим множество звуков, которые ориентируют нас в потоке уличного движения. Но мы фиксируем на них внимание лишь в случае какого-то затруднения или необычности. Бесчисленное множество явлений, свойств и отношений, существуя объективно и постоянно "мозоля" нам глаза, не осознаются нами. Если бы на каждое воздействие человек должен был реагировать осознанно, он не справился бы с подобной задачей, т.к. был бы не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое или держать в фокусе своего внимания практически бесчисленные раздражители. К счастью мы обладаем способностью отключаться от одних воздействий и сосредоточиваться на других, вовсе не замечая третьих.
   2. Импульс. Подсознательное проявляется в так называемых импульсивных действиях когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.
   3. Информация. Подсознательное находит свое проявление и в информации. Она накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти.
    Из всей суммы имеющихся знаний, в данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают.
    4. Воображение: психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.
     Главная Функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущая к открытию, невозможна без воображения.
      Различают воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся в соответствии с их описанием или изображением.
    Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукта научной, технической и художественной деятельности. Оно является одним из психологических факторов, объединяющих науку и искусство, теоретическое и эстетическое познание.
     Особый вид творческого воображения - мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности.
    Деятельность воображения может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремленных поисков изобретателя.
    К непроизвольной деятельности воображения относятся сновидения. Однако, они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научннх задач во сне.
Богатейшей  сферой подсознательной душевной жизни  является иллюзорный мир сновидений. В нем картины реальности, как  правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики, с философско-психологической точки зрения сон выступает как временная потеря человеком чувства своего собственного бытия и мире. Психологической целью сна является отдых. Некоторое люди обладают способностью обучаться во сне. Причем такую способность можно развивать путем самовнушения и внушения в состоянии бодрствования, а также с помощью гипнотического внушения. Это явление именуется гипнопедией. С ее помощью неоднократно пытались обучать людей, например, иностранным языкам.
   5. Интуиция: способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляется в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко человек схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого и т.п.).
    Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.
Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное, в процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым  осуществляется вывод и те приемы, с помощью которых он делается.
Интуиция не составляет особого пути познания, ведущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина.
    Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. Это как бы свернутая логика мысли. Интуиция также относится к логике, как внешняя речь к внутренней, где очень много опущено и фрагментарно.
    Одним из важных условии творчества является целенаправленная умственная деятельность. Максимальное и продолжительное "погружение" в проблему” страстное увлечение ею. Когда Ч.Дарвина спросили, как он пришел к своему открытию закона естественного отбора, он ответил: "Я все время думал об этом". Если пассивно ждать, пока решение само придет в голову, то оно может не прийти никогда. Уловить важность случайного наблюдения может лишь тот исследователь, который много и сознательно думает о проблеме.
    Таким образом, подсознательное - не просто нечто "закрытое" для самосознания субъекта. Оно свободно от устоявшихся шаблонов, более гибко в направлениях своего движения, в способах образования ассоциативных связей. В этом и заключается его эвристическая сила.
     Структурные элементы подсознательного связаны как между собой, так и с сознанием и действием. Они оказывают влияние на них и в свою очередь испытывают их влияние на себе.
     Характернейшей особенностью неосознаваемой психической деятельности является то, что на ее основе может быть достигнуто то, что не может быть достигнуто при опоре на рациональный, логический, вербализуемый и поэтому осознаваемый опыт.
     Это "опережение" подсознательного хаотичности сознания возникает с особой отчетливостью, когда мы сталкиваемся с необходимостью осмысливания наиболее сложных сторон действительности, явлений, событий, которые настолько многогранны, настолько многокомпонентны и полидетерминированы, воплощаются в запутанном переплетении, в сетях настолько разнородных взаимосвязей и отношений, что попытки выявления их природы на основе аналитического и рационального подхода, на основе расчленения "глобального", целостных "континиумов" на их дискретные составляющие отступают в бессилии. И тогда может при наличии определенных психологических условий проявиться никогда не перестающая нас поражать мощь "нерасчленяющего" познания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.