На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Память как познавательный процесс. Нарушение памяти (амнезия)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Память как познавательный процесс. Нарушение памяти (амнезия) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Содержание  
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                              Стр.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Психология памяти …………………………………………………………. 5
1.1. Общее понятие памяти. Процессы памяти ………………………………5
1.2. Виды и типы памяти ……………………………………………………...11
2. Память и личность …………………………………………………………..15
2.1. Проблемы нарушения памяти ……………………………………………15
2.2. Возможность улучшения памяти  ………………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы ………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение 

       Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
       Память - запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение индивидом его  опыта. Физиологической основой  памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных  связей в мозгу. Временные связи  и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. В настоящее время выделяют две фазы памяти: лабильную, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (так называемая кратковременная память), и стабильную фазу, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе консолидации (так называемая долговременная память).
       Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.
       Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так, как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
       Индивидуальные  особенности памяти выражаются в  различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.
       Таким образом, проблема изучения памяти не потеряла актуальности и в настоящее  время.
       Цель  данной работы – рассмотреть память как познавательный процесс, а также проблемы нарушения памяти.
       Исходя  из цели исследования, его основными задачами являются:
       1) дать общее представление о  памяти;
       2) рассмотреть процессы и виды  памяти, их особенности;
       При работе над темой был использован  метод теоретического анализа научно-психологических  источников по проблеме исследования.
 

                                 1. Психология памяти
                         1.1. Общее понятие памяти. Процессы памяти 

       Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. «Современная трактовка памяти распространяется не только на процессы сохранения, но также и на активную переработку воспринятого, завершающуюся приобретением и применением знания»1.
      Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, которыми обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств. 
        «Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем»2.         

         «У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы»3.
        Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.  
           Выделяют следующие процессы памяти:  
1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации). 
2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

         В памяти информация может быть организована следующим образом:
      Пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);
      Ассоциативная организация – группировка элементов с какими-либо общими признаками;
      Иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).
  3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. 
        Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. 
4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

       На забывание влияют следующие факторы:
      Возраст;
      Характер информации и степень ее использования;
      Интерференция – проактивная, связанная с событиями, происходящими до запоминания материала; ретроактивная, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
      Подавление – активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного;
      Восприятия, в которых человек познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т.д.;
    Осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т.е. узнавание. Узнавание имеет место не только там, где мы опознаем и отождествляем  определенный единичный предмет как тот же самый, который был уже прежде нами воспринят, но и в случаях обобщенного узнавания, когда мы опознаем воспринимаемый нами сейчас предмет как стол, стул и т.д. Без такого обобщенного узнавания предметов как относящихся к какому-либо роду вообще не приходится говорить об осмысленном восприятии.
    Восприятие  в своей конкретной реальности не может ограничиваться обобщенным, обезличенным опознаем предметов вне пространства и времени. Для познавательной ориентировки человека в окружающей действительности требуется известная преемственность между различными восприятиями, посредством которых в истории развития личности совершается ее познание действительности. Сохранение этой преемственности – не менее существенная сторона памяти, чем запомнить определенное положение или частную операцию.
    Восприятие  действительности у каждого человека исторично, связано со всей историей его жизненного пути, включено в  преемственную связь его опыта. Из этого контекста черпает восприятие свое конкретное значение для воспринимающего субъекта – то, что характеризует его в психологической реальности. Этот личностный контекст, преемственная связь опыта сплетается из воспоминаний, воспроизводящих пережитое. 
Практическая деятельность порождает необходимость не только в том, чтобы включать получаемые в процессе восприятия знания о действительности в контекст определенной ситуации личного опыта, но и в том, чтобы извлекать их из этого контекста, абстрагировать от него. Если, восприняв тот или иной предмет, человек узнал его свойства, ему для нужд действия нужно сохранить эти знания и иметь возможность перенести их в любую другую ситуацию, используя их когда и где бы это ни понадобилось. Ему важно, в частности, иметь возможность восстановить эти знания в отсутствие предмета. Эту возможность дает воспроизведение в образе отсутствующего предмета. В форме свободно воспроизводимых образов представления выделяются из восприятия. Поскольку запоминание проявляется в узнавании обобщенного значения предметов, имеет место воспроизведение не только чувственного, но и обобщенного, смыслового содержания; поэтому возможно воспроизведение не только восприятий, но и мыслей. Как при воспроизведении восприятий, так и при воспроизведении мыслей запоминается и чувственное, и смысловое в единстве; но в первом случае сам чувственный образ является собственно объектом запоминания, который как бы освещается смысловым содержанием; в другом случае чувственный – речевой – образ является лишь опорной точкой, а собственным предметом запоминания является смысловое содержание, мысль. В силу единства восприятия и мышления воспроизведение включает не только восприятия, но и мысли. Поскольку в заучивании те или иные данные, запоминаясь, отвлекаются, абстрагируются от тех частных условий, от той ситуации, в которой они были закреплены, представления, воспроизведенные образы памяти непосредственно переходят в абстракцию, обобщение, мышление. 
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому. Здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний.  
Существует бесспорная связь между воображением и образной памятью. С одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой – образное воспроизведение обычно в какой-то мере преобразует воспроизводимое.

    Отражение или воспроизведение прошлого в  памяти не пассивно; оно включает отношение  личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т.е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
    Общим для всех этих многообразных психических  процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они  отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря  этому значительно расширяются  возможности отражения действительности, – с настоящего оно распространяется и на прошлое.
              Итак, «память, в собственном смысле  этого слова, есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали, и который, сверх того, сознается нами теперь как явление, имеющее место в нашем прошлом»4.  
 
 
 

1.2. Виды и типы  памяти 

        Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 
1. Классификация видов памяти по продолжительности сохранения и закрепления материала.

        А. Мгновенная память – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различаются: 
   - память иконическая – зрение; 
   - память эхоическая – слух и др.  
        Предполагается, что в мгновенной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и долговременной, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Это отличие имеет условный характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала. 
        Б. Кратковременная память – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. «Кратковременная память рассматривается как относительно неизменное и ограниченное по объему хранилище информации»5. Физиологически связывается с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной системе.  
Необходимое условие перехода материала из памяти мгновенной в память кратковременную – обращение на него внимания.

         Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно – в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида повторения: 
- относительно механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне памяти кратковременной, но недостаточен для ее перевода в долговременную; 
- сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей; при этом виде повторения возможно долговременное запоминание. 
     В кратковременной памяти может храниться лишь ограниченное количество информации – не более 7+- 2 единиц материала. Однако эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).

          В. Оперативная память – отличается от кратковременной памяти тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При это данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранящимися в памяти долговременной.
          Г. Долговременная память – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до десятилетий) удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойственен огромный объем сохраняемой информации. Физиологически связывается с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот.
        Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне памяти кратковременной. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и уже известным. При этом может теряться внешняя, поверхностная форма запоминаемого сообщения, но смысл его удерживается длительное время. 
Поскольку объем хранящихся в долговременной памяти сведений огромен, успешный поиск информации возможен лишь при условии ее высокой организованности. По экспериментальным данным, в ней одновременно существует несколько форм организации знаний. Одна из них – организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий – это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории прототипов.

        Семантическая информация в долговременной памяти включает и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям.
        Д. Генетическая память определяется как та, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание. 
2. Классификация видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.  
        А. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

        Б. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. 
         В. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.  
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой и двигательной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    2. Память и личность
2.1. Проблемы нарушения  памяти 

       Выделяется два основных типа нарушений памяти, а также особый тип нарушений, который можно обозначить как нарушение мнестической деятельности (или псевдоамнезия).
     Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения (парамнезии), при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого.  
        Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию.

        Амнезия - выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени.
- При  фиксационной амнезии наблюдается утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в ситуации нарушена - амнестическая дезориентировка.  
- Ретроградная амнезия - выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии (например, самоповешение), развитию острого психотического синдрома.

        Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени - от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. «Временные амнезии обыкновенно неожиданно начинаются и так же кончаются. Продолжительность их различна – от нескольких минут до нескольких лет»6.
        Пробел памяти может быть стойким, стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются. В последнем варианте речь идет, очевидно, о нарушениях репродуктивной функции памяти. Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим. Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной. Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке - от недавних по направлению ко все более отдаленным.  
- Антероградная амнезия - утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет. Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. В основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении, - антероретроградная амнезия.  
- Конградная амнезия характеризуется выпадением памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности.  
        Гипомнезия, или ослабление памяти, чаще всего проявляется в виде дисмнезии - неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции. Одним из ранних признаков дисмнезии является нарушение избирательной репродукции в виде невозможности вспомнить какой-либо факт, необходимый в данный момент, хотя позже этот факт всплывает в памяти сам по себе. Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу.  
       Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической памяти, чем словесно-логической. Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала -- дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т. п. Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления. Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени.  
       Гипермнезия - патологическое обострение памяти - проявляется чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено, усиливаются, в основном, механическая и образная виды памяти. События группируются в ряды, отражающие их связь по смежности, сходству и контрасту. Гипермнезия неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от клинического контекста, в котором она наблюдается (аффективная патология, галлюцинаторно-бредовые состояния, состояния спутанного сознания).  
         Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения (алкогольного, гашишного и др.), в продроме экспансивной формы прогрессивного паралича, при шизофрении, в состоянии гипнотического сна. Гипермнезия может быть при депрессии - отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной.  
         Парамнезии (искажения, обманы), или качественные нарушения памяти, встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию.  
 
        К нарушениям памяти относят также и феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного (deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte) - впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся; и, наоборот, феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. (jamais vu, jamais vecu, jamais entendu и др.). Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого.  
         Среди нарушений памяти выделяют иллюзии узнавания. При таких отклонениях функционирования памяти незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными, - они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме (интоксикационные), сосудистые, сенильные психозы). Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции - сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов.  
 

2.2. Возможность улучшения  памяти
         Татьяна Кули выиграла общенациональный конкурс памяти, проводившийся в Нью-Йорке7. Чтобы победить, она должна была запомнить длинные списки слов и чисел, порядок карт в перетасованной колоде, 54 строчки стихов и 100 имен и лиц. Татьяна считает, что запоминание — это развлечение. Однако, вопреки ожиданиям, Татьяна описывает себя как «невероятно рассеянного» человека. Когда ее спросили, сколько у нее братьев и сестер, она ответила, «Шесть, э-э-э... семь, э-э-э... шесть», В каком году она окончила школу? После паузы, длившейся несколько секунд, она ответила: «В 1990». В каком классе начальной школы она училась, когда выиграла региональный конкурс по правописанию? Она не смогла вспомнить. Боялась ли она когда-нибудь что-то забыть? Татьяна ежедневно составляет списки дел, которые нужно сделать, и окружается себя кипой самоклеящихся записок.
        Какие из этого можно сделать  выводы? Во-первых, мы все должны быть более терпимыми к периодическим провалам в памяти. Даже чемпионы по запоминанию обладают далеко не идеальной памятью! Память — это не магнитофон или видеокамера. Информация нередко теряется, а в воспоминания вносятся изменения в процессе их хранения и извлечения. Порой это может досаждать нам, но в ЭТОМ есть и свои положительные стороны. Гибкость памяти человека позволяет нам сосредоточиться на том, что важно и осмысленно, хотя это и способствует появлению некоторых неточностей. Успехи Татьяны в качестве «атлета памяти» также свидетельствуют о том, что использование памяти в полном объеме требует усилий и практики.     «Опыт и наблюдение показывают, что память может быть значительно улучшена путем тренировки»8.                     
                                          Как можно улучшить  память
        Знание результатов. Чтоб улучшить память лучше всего, когда есть обратная связь или мы уже знаем результаты. Это позволяет проверять свои успехи. Обратная связь или знание результатов может помочь вам идентифицировать идеи, необходимые для дополнительной практики. Кроме того, понимание того, что вы вспомнили или ответили правильно, вознаградит вас. Основной способ обеспечить обратную связь при заучивании произнесение вслух. Произнесение вслух. Если вы собираетесь запомнить что-то надолго, то в конце концов вам придется восстановить это. Когда вы произносите материал вслух, вы запоминаете его. «Заучивание вслух заставляет вас вновь воспроизводить информацию. Когда вы читаете текст, лучше почаще останавливайтесь и пытайтесь вспомнить только что прочитанное и пересказать собственными словами. В одном эксперименте наилучшие результаты по запоминанию показала та группа студентов, которая 80% времени тратила на произнесение вслух и только 20% — на чтение»9. Так что, может быть, студенты, которые разговаривают сами с собой, не такие уж сумасшедшие.
       Повторение. Чем больше вы повторяете (мысленно пересматриваете) информацию во время чтения, тем лучше вы ее запомните. Однако учтите, что само по себе повторение не очень эффективно. Лучше всего сочетать повторение с уточнением и поиском взаимосвязи с уже существующим знанием. Размышление о фактах поможет объединить их в памяти. Чтобы улучшить память, вы должны активно применять стратегии повторения.
        Выбор. Великий ученый-гуманист Эразм Роттердамский сказал, что хорошая память должна быть как рыбачья сеть: нужно удерживать всю большую рыбу, а маленьким давать ускользнуть. Если вы сократите параграфы в большей части учебников до одного-двух важных терминов или идей, то вы облетите работу вашей памяти. Попробуйте избирательно отмечать в учебниках главное, делайте заметки на полях, чтобы дальше суммировать ваши идеи. Большинство студентов слишком часто делают пометки прямо в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.