На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие политического режима

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      1. Понятие политического  режима  

      Содержание  понятия политического  режима
      Чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния и принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Но не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления.
      В связи с этим появилась потребность в определении функционально-деятельностного аспекта государственной власти, т. е. учете тех средств и методов, с помощью которых она регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».
      В европейской политической науке  понятие «политический режим» является базисным, тогда как в американской предпочтение отдается (по фундаментальности) категории «политическая система». Несмотря на длительное использование понятия «политический режим», за ним не закрепилось достаточно четкого содержания. Сторонники системного подхода расширительно трактуют понятие «политический режим», отождествляя его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность объяснения двумя разными понятиями одних и тех же политических явлений. На наш взгляд, термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: политическая система выражает характер взаимосвязи политики и экономики, социальной, культурной и других сфер жизни общества, а политический режим выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, политический режим представляет собой функциональный «срез» политической системы и складывается из политического курса, который избирается держателями верховной власти, и политической деятельности для его осуществления.
      Некоторые исследователи ограничивают содержание политического режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация политических режимов должна строиться на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу обычно выделяются следующие типы режимов: режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Однако подобное толкование политического режима не учитывает влияния таких политических институтов, как партийная система, группы давления и т. д. С этой точки зрения форму правления было бы точнее рассматривать как один из компонентов политического режима.
      В политической науке общепризнанным определением политического режима считается определение, данное французским политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». К числу элементов политического режима он относил следующие: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль государства.   

      Элементы  политического режима  


Рис. 11. Элементы политического режима
      Рассмотрим  значение некоторых компонентов  политического режима, поскольку  ряд других, например форму и роль государства, целесообразнее раскрыть в теме «Государство как институт политической системы» (раздел пятый, глава XI).  

      Принцип легитимности
      Вообще  проблемы легитимности (смысл понятия «легитимность» и принципа легитимности политической власти, типы легитимности, функция легитимации политического лидера) мы уже касались (см.: раздел второй, гл. V, § 3 и гл. VII, § 3), поэтому здесь речь пойдет только о принципе легитимности как элементе политического режима.
      Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима.
      По  определению американского политолога X. Линца, принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться». Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется в том случае, если эти решения соответствуют или хотя бы не противоречат ценностям, которые разделяет большинство членов общества.
      Обычно  различают два уровня легитимности: а) вертикальный и б) горизонтальный. Вертикальный уровень легитимности политического режима предполагает соответствие власти ценностям широких слоев общества, их представлениям о справедливости, демократии. В этом случае власть опирается на поддержку народа, соответствует его устремлениям. При горизонтальном уровне легитимности режим проводит в жизнь лишь ценности и устремления правящей элиты. Очевидно, что большей легитимностью обладает политический режим, основанный на согласии различных групп (правящих и управляемых) по базовым ценностям, на которых осуществляется функционирование власти, т.е. при наличии у него одновременно горизонтальной и вертикальной легитимности.  

      Структура институтов
      Индивидуальные  устремления могут приобретать роль решающих факторов общественного развития тогда, когда они выражаются в деятельности политических институтов. Именно политические институты преобразуют волю отдельных индивидов в политическую волю, политические действия, политические решения, влияющие на ход социальных изменений. Это преобразование осуществляется через партии, группы, давления, неполитические структуры, обладающие значительным влиянием на общество (церковью, средствами массовой информации и т. д.), наконец, через самый важный институт политического режима — государство. В конечном счете, эффективность политического режима зависит от организации государственной власти и тех принципов, на которых взаимодействуют институты законодательной, исполнительной и судебной властей. Принципы определяют конкретную структуру государственной власти и полномочия ее органов. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры, т. е. господствующими в обществе идеалами, ценностями и представлениями. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием «форма правления».

Рис. 12. Формы политического правления  

      Институты высшей власти могут основываться на принципе престолонаследия (монархия), а также создаваться путем прямого или косвенного волеизъявления народа, т. е. всеобщих выборов или выдвижения коллегии выборщиков (республика). Кроме этого взаимоотношения между институтами законодательной, исполнительной и судебной властей могут основываться на принципе слияния (абсолютная монархия), принципе жесткого разделения (президентская республика) и принципе сотрудничества законодательной и исполнительной властей (парламентская республика).
      Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в Швеции, Бельгии, Великобритании, Японии и др. Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и некоторых других), монархии остались почти в неизменном виде.
      Монархия  как единоличное правление в  классическом варианте обладает рядом специфических признаков. Во-первых, в ней существует единоличный глава государства (император, царь, король), пользующийся своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и верховна. Он осуществляет правление с помощью многочисленных советников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха сконцентрирована законодательная, исполнительная и судебная власти.
      Во-вторых, власть монарха передается по наследству, и население к акту передачи власти не имеет никакого отношения. В-третьих, в ней имеет место юридическая безответственность монарха, т. е. монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.
      Различные сочетания указанных признаков  дают разные виды монархий: абсолютная монархия и конституционная в форме дуалистической и парламентской монархий.
      Абсолютная  монархия — это такая форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках монарха и отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Проведение внутренней и внешней политики монарх осуществляет через чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен.
      Однако  абсолютные монархии, зародившиеся в  рабовладельческих обществах, постепенно эволюционировали в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества и представляют собой форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. Первые парламенты представляли интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и был не вправе изменить монарх.
      Конституционная монархия имела две разновидности: парламентскую и дуалистическую.
      Парламентская монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха имеет ограничение. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть представляет собой правительство во главе с премьер-министром.
      Дуалистическая  монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия существовала в Германии в 1871—1918 гг. Однако в современных условиях эта форма правления практически изживает себя.
      Иные  принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики, которая является одной из ранних форм правления (окончательно сформировалась еще в Афинском государстве). Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика характеризуется рядом отличительных признаков. Во-первых, высшие органы государственной власти избираются населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Во-вторых, республиканское правление предполагает разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов. В-третьих, в республике существует юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.
      Республики  бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами взаимоотношений между ними.
      Парламентская республика (например, в Великобритании, Испании, ФРГ) — это такая форма правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства полностью зависит от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства; президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако президенты не имеют возможности серьезно соперничать с премьер-министрами по вопросу о властных полномочиях.
      В президентских системах (например, в США, Бразилии, Аргентине) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства.
      Кроме того, существует смешанная форма правления, как, например, президентско-парламентская республика во Франции, Португалии. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Однако правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае если правительственная программа не получает вотума доверия со стороны парламента, то президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы.   

      Избирательные системы
      Структура институтов государственной власти зависит от избирательной системы, которая установлена в стране. Избирательная система представляет собой совокупность правил, на основе которых граждане (подданные) назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной власти, достигается или изымается их легитимность.
      Основными избирательными системами, которые  с теми или иными особенностями  используются в различных странах, являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними заключаются, во-первых, в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы; во-вторых, в количестве партий и их роли; в-третьих, в способе формирования парламентского большинства.
      При мажоритарной системе, основанной на принципе большинства, от каждого избирательного округа избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1 голос) и относительным (больше, чем у соперника). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур (например, в Великобритании), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% голосов. В тех же странах (например, во Франции), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50% + 1 от всех участвовавших в голосовании), проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов избирателей. В ряде стран (например, в США), если кандидат набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1), то он получает все голоса выборщиков данного избирательного округа, проигравший же претендент не получает ни одного голоса в этом избирательном округе.
      Система пропорционального  представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает то число мест в парламенте, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голосов на общенациональных выборах. Это общее число мест складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный округ должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорционально соответствует набранным голосам избирателей. Та партия, которая получила 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (осуществляется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте количество мест, пропорциональное числу поданных за них бюллетеней на выборах.
      В ряде стран, включая Россию, существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Так, в ФРГ одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага — на основе пропорциональной системы по партийным спискам.
      Особую  разновидность избирательной системы  представляла собой советская избирательная система. Ее отличительными чертами были: безальтернативность (выдвижение на одно место одного кандидата), отсутствие политической конкуренции, единообразие политических программ кандидатов, формировавшихся монопольно властвующей КПСС. При этом для советской избирательной системы была характерна более высокая по сравнению с другими странами активность избирателей, которая обычно составляла не ниже 90%. Конечно, при известной доле фальсификации следует отметить заинтересованность избирателя, его уверенность в том, что своими действиями (и, прежде всего, своим участием в выборах) он влияет на ход политических событий. Хотя эта уверенность оказывалась иллюзорной.  

      Партии  в системе власти
      Сущность  политических режимов определяют партийные системы. (Специально и более подробно о партиях и партийных системах речь пойдет в разделе пятом, гл. ХП, здесь же мы коснемся лишь того, как появление партий на политической сцене изменило механизм властного воздействия.)
      До  появления партий институты власти действовали по принципу разделения функций, однако с возникновением партий ситуация изменилась. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское большинство и правительство, превращают принцип разделения властей лишь в символ, а на практике они, как правило, единолично определяют политический курс, способы его реализации.
      Однако  важно отметить и то, что роль партий в парламентской и президентской  республиках несколько различна. В парламентских демократиях правительство формируется из представителей одной или нескольких партий, а парламентские выборы превращаются в соперничество партий. Для победы партии необходимы единство действий, строгая дисциплина в ее рядах. Победившая партия или коалиция (объединение, союз) партий формирует правительство, и без ее одобрения член партии (депутат парламента) не может войти в кабинет министров.
      В президентской республике формирование институтов законодательной и исполнительной ветвей власти осуществляется путем прямых выборов, а не в результате продвижения кандидата усилиями какой-либо партии. В связи с этим влияние партий на предвыборную борьбу невелико, сама же борьба становится соперничеством ярких личностей.
      2. Типы политических  режимов
      Понятие «политический режим», напомним, выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, дает представление о способах реализации власти. По замечанию Ш. Л. Монтескье, «как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх». В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, современная политическая практика выделяет три основных типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический, но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных политических режимов (см. также раздел пятый, гл. XI, § 2).  

      Тоталитаризм
      Термин  «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь, целый, полный». Этим термином обозначают полный контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в.
      Вообще  понятие «диктатура» в переводе с латинского означает «неограниченная власть». Диктатура как власть, осуществляемая одним лицом или группой лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых, возникла давно и имела множество исторических форм. Первоначально, в республиканском Риме (V—I вв. до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом и в полномочиях и в сроках пребывания у власти. Со времен Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторскими полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор теперь был неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако и в античности, и в дальнейшем — в средневековье, и в новое время — диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.
      Тоталитаризм  представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
      Термин  «тоталитарный» ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского (итал. fascismo от fascio — пучок, связка, объединение) движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил по иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».
      Теоретик  итальянского фашизма Дж. Джентиле так обозначил содержание «тотального государства»: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)».
      Историческая  практика позволяет выделить три разновидности тоталитарного режима: итальянский фашизм, германский национал-социализм и советский коммунизм. Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX — начале XX в. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным идеологический и политический контроль за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают в чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.
      В западной политической науке выделяются следующие признаки тоталитаризма: а) единственная массовая партия; б) монопольно существующая, разделяемая всеми идеология; в) монополия на средства массовой информации; г) монополия па средства вооруженной борьбы; д) террористический контроль со стороны политической полиции; е) централизованная система контроля и управления экономикой. Следует особенно отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма, или фюрерства, отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности.
      Фюрер в фашистской Германии стоял во главе  государства, выражал его волю; считалось, что сила, государства исходит от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Его авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а скорее имел мистический, личностный характер.  

      Авторитаризм
      Авторитаризм  обычно характеризуется как тип  режима, который занимает промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не выявляет сущностные признаки явления в целом, даже если указывать на то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии в нем можно обнаружить.
      Важнейшим, сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности. Эти отношения строятся больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализирует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанную официальную идеологию, допускает, правда ограниченный и контролируемый, плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля за социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, за производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.
      Автократия  (от греч. autokrateia — самодержавие, самовластие, т. е. неограниченное полновластие одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако авторитарный режим обычно беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, не склонен допускать фактическое участие населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.
      Для того чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать длительное время и достаточно успешно. Они могут обладать высокой эффективностью в решении стратегических задач, несмотря на свою незаконность и нелегитимность. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах Арабского Востока.
      Указанные характерные черты авторитаризма  свидетельствуют об известной схожести его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает любой плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное разнообразное самовыражение общества, его групп.
      Одна  из современных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Д. Берг-Шлоссеру, который выделяет несколько разновидностей авторитаризма.
      Традиционные  абсолютистские монархии, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть концентрируется в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, Непала, Марокко и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.