На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Тема ночи в поэзии Тютчева

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Институт  филологии и искусств 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема  ночи в поэзии Ф.И.Тютчева 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса 
группы 05-1003 Пятанина Анастасия
Проверил  Афанасьев Антон Сергеевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань
2011 
Содержание
 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1Тема природы в творчестве Ф.И.Тютчева……………………….……...4 

Глава 2Тема ночи в произведениях Ф.И.Тютчева……………………………....8 

Глава 3 Образы в стихотворении Ф.И.Тютчева  «День и ночь»………………13 

Заключение……………………………………………………………………….16 

Список  литературы …………………………………………………………….17
 

Введение
    Тютчева называют  “певцом природы”. Автор  был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и  явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.
    Из  всех современных ему русских  поэтов Тютчев, больше чем кто-либо другой, может быть назван лириком  в полном смысле слова. Он никогда  не пытал своих сил в эпических жанрах, не обращался к драматургии. Его интересовало стихотворение, обычно короткое лишенное каких-либо жанровых признаков.  Особенно интересны произведения, посвященные теме природы. 

    При этом мотив ночи является сквозным практически для большей части его лирики. Ночь – не просто образ, выхваченный им из мира природы, а неотступное мироощущение. 

          Итак, главная задача данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть понимание Тютчевым образа ночи и определить место, которое занимает данный образ в творчестве Ф.И.Тютчева.
    Поэзии  Ф.И.Тютчева посвящено много научных  трудов. Монография Г.В.Чагина «Ф.И.Тютчев. Биография писателя» примечательна тем, что вместе с мемуарами размещены и критические статьи Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.А.Фета, М.П.Погодина, В.А.Сологуба, Н.А.Добролюбова и других.  
          В.Н.Касаткина в  своей работе «Поэзия Ф.И.Тютчева» рассматривает художественную систему, стилевое литературное единство творчества Ф.И.Тютчева.  В работе присутствует анализ стихотворений, в частности стихов о природе. Рассматривается взаимосвязь и система ассоциаций, характер пейзажей. Автор отмечает, что влияние тютчевских мировоззрений ощущается и в творчестве таких поэтов, как Блок, Заболоцкий, Мартынов и других.
    Эти и другие работы были использованы при создании данного реферата.  
 
 
 
 
 

 

     Глава 1 Тема природы в творчестве Ф.И.Тютчева 

          Природа занимала в жизни и творчестве поэта особое место.
          Тютчев не просто любит русскую природу. Он восхищается  ею, боготворит ее. «В ней, в природе, есть согласье и созвучье, которых нет в душе человека».1 У человека «не слышит сердце правильный созвучий, душа не чует стройных голосов».2 Все в ней целесообразно, едино…
          Природа Тютчевым обрисована специфически: неживое оборачивается  живым, «что-то подобное мифологическому оборотничеству представляет поэт в своей поэзии, посвященной природе: волна – конь, горы – цари, месяц – светозарый Бог, холод – чародей всесильный, майские дни – девичий хоровод, звезды – Божества с непорочными очами, пароход – змей морской, фонтан – мысль человека...
          Очеловечивая мир  природы, автор наделяет ее людскими свойствами. «Злая зима и веселая весна обладают характерами, подобными человеческим, а волна морская своим нравом напоминает коня»3; ночь «как зверь стоокий». Картину смены зимы весной Тютчев рисует как деревенскую народную сцену; зима у Тютчева – «ведьма злая». Отношения зимы с весной рисуются как деревенский скандал, как публичная ссора двух соседок.
          У Тютчева в природе  человек излечивает свои горести, он хочет, чтобы природа омыла его страдальческую грудь, в природе ему легче дышится. Природа – мать человека. «Идеал Тютчева – мир матери-земли, реальный светлый, гармоничный вечно молодой, радостный, полный движения, жизни и одухотворения». Тютчев -  автор непревзойденных пейзажей в стихах и тонкий психолог. Пейзаж у него особенный, «нервически-грациозный», как выразился Некрасов.
          Явления природы  у Тютчева находят параллель  в жизни людей. Судьба человека очень  схожа с бытием мира природы. Да и  другого не может быть, так как по убеждениям поэта-романтика природа – мать, а люди – ее «сыновья».
    Природа – не бездуховное существо:
    Не  то, что мните вы, природа:
    Не  слепок, не бездушный лик – 
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Поэт  рисует природу как живой одухотворенный организм. Природа обладает душой, свободой, она любит, у нее есть язык, в физических и духовных проявлениях она подобна людям, животным.
    Тютчев  – поэт-романтик. Романтика –  это мир мечтаний, грёз, воспоминаний, заветных желаний, «таинственно-волшебных дум», которые так же неисчерпаем и до конца не познан. Романтика – противоположность жизненной обыденности, привычно примелькавшемуся и хорошо известному. Но совсем все иначе у Тютчева. Сущее в жизни человека не воспринимается чаемым, как обычно водится у романтиков, а обнажает свои бездны, и человек тоскует о потерянной цельности. И, тоскуя, он тщится создать эту цельность в своей душе, в виде идеала, но и создание этого идеала терпит крах… «Куда бежать, зачем бежать?» - спрашивает Тютчев. «Нет, не вырваться нам из круга современного  бытия»4, потому что «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…»5. «Трагизм обезбоженного мира иссушил душу поэта. Он создал образ человека, жаждущего веры, но уже не умеющего верить»6. Здесь, на земле, среди людей нет гармонии. Мир светлой жизненной гармонии, живой, движущейся, радостный, лучезарный превращается в бескрайнюю пустоту, бездну, в которой все бесцельно, бездумно, в полусне и полумраке:
          Как сердцу высказать  себя?
          Другому как понять тебя?
          Поймет ли он, чем  ты живешь?
          Мысль изреченная есть ложь…
     
    Тютчева принято называть “певцом природы”. Автор “Весенней природы” и “Весенних  вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и  явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.  

      Идея тождества природы и человека  проникает собою лирику Тютчева,  определяя некоторые основные  особенности его поэзии. Для него природа - такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек.  

      В ней есть душа, в ней есть  свобода, 
      В ней есть любовь, в ней  есть язык.  

      Образный параллелизм, которым  охотно пользуется Тютчев, осуществляется  им по-разному. Не редко представление о тождестве явлений внешнего мира и мира внутреннего он подчеркивает самой композицией стихотворения. Вспомним “Фонтан”, “Поток сгустился и тускнеет...”, “Еще земли печали вид...”. Каждое стихотворение состоит из двух равных строф: в первой дается образ природы, во второй раскрывается его иносказательный смысл. К этим стихам близко по своей композиции и стихотворение “В душном воздуха молчание...”. Оно также разделено на две равные, хотя менее заметные на глаз части. В первых трех строфах изображается приближение грозы, в трех остальных - душевное волнение молодой девушки, ощущающей наплыв еще незнакомого ей чувства любви. Еще органичнее, в виде “двух проявлений стихия одной”, показано тождество природы и человека в стихотворении “Волна и душа”. Во многих стихах Тютчева прямой образный параллелизм отсутствует, но угадывается в виде своеобразного символического подтекста (например, “Что ты клонишь над водами...”, “Обвеян вещею дремотой...” ).  

      Обычно мир природы изображается поэтом через глубоко эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить “благодать” “земного самозабвения”. Но Тютчеву были ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Не таков человек “царь земли” и в то же время “мыслящий тростник”, быстро вянущей “злак земной”. Человек проходит, природа остается...  

      Гармония обнаруживается в природе  даже в” стихийных спорах”.  Вслед за бурями и грозами неизменно поступает “успокоение”, озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.  

      Философская подоснова не делает тютчевскую лирику природы абстрактной. Еще Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в глазах читателя “пластически верное” изображение внешнего мира. Пользуется ли Тютчев всеми красками своей поэтической палитры, прибегает ли к словесным полутонам и оттенкам, он всегда вызывает в нашем представлении в точные, зримые и верные действительности образы. И как бы ни была идеалистична его философия природы, ее художественное воплощение дорога нам тем, что поэт превосходно умел передавать в своих стихах жизнь природы в ее вечной смене явлений. Эту жизнь он улавливал в бурливом гомоне великих вод, в трепетании молодых березовых листьев “с новорожденною их тенью”, в переливах зреющих нив, в “блеске движения” моря, в” легком шелесте” осенних деревьев. “Чудную жизнь” природы Тютчев ощущал даже под сказочным покровом “Чародейки Зимы”.  

    Тютчев  писал о природе, писал о любви. Это и давало внешнее основание  относить его к жрецам “чистой  поэзии”. Но не даром революционные  демократы Чернышевский и Добролюбов, борясь с теорией и практикой “чистого искусства”, не находили его выражения в лирике Тютчева. Мало того, Добролюбов ценил в творчестве поэта “знойную страстность”, “суровую энергию" и “глубокую душу, возбуждаемую не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни”. Политических стихов Тютчева тогда еще напечатано было не много, да и не мог Добролюбов сочувствовать заключенной в них славянофильской пропаганде. Зато известно, что в одной из своих статей Добролюбов полностью привел стихотворение “Русской женщине”, увидев в нем правдивое отображение русской крепостнической жизнедеятельности.  

      В своих лирических шедеврах  Тютчев внешне идет как бы  не от заранее заданной мысли,  а от внезапно захватившего его чувства или впечатления, навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной действительности, минутным душевным переживанием.  

      Поэт видит радугу и тут  же набрасывает небольшой всего  лишь восьми строк “пейзаж  в стихах”, как удачно назвал  Некрасов его стихотворные картины природы. Но процесс создания стихотворения на этом не заканчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность “радужного виденья” влечет за собой иной образ - яркого и мимолетного человеческого счастья. Появляется новая строфа, и “пейзаж в стихах” приобретает смысл философского иносказания (“Как неожиданно и ярко...” ).  

    Беспросветный дождь внушает поэту мысль  о столь же беспросветном людском  горе, и он пишет стихи не о  дожде, а о слезах. Однако вся интонация, весь ритмический строй стихотворения проникнуты не умолкающим звуком падающих дождевых капель (“слезы людские, о слезы людские...” ).  

      Даже в тех случаях, когда  Тютчев переводил иностранный  подлинник, он накладывал на  него печать своей творческой  индивидуальности. Стихотворение “Весеннее успокоение” он заставил звучать по-новому.
     
      Вот почему стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессмертия, а могущества слова. И как бы ни был сложен в душе поэта строй “таинственно волшебных дум” они, вопреки его собственному сомнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.
 

     Глава 2 Тема ночи в произведениях Ф.И.Тютчева
    Одна  из основных тем лирики природы Тютчева  — тема ночи. Многие тютчевские стихи  посвящены природе не просто в  разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:
      Но меркнет день — настала  ночь;
    Пришла  — и с мира рокового
    Ткань благодатную покрова,
    Сорвав, отбрасывает прочь...
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами — 
    Вот отчего нам ночь страшна! 

    Ночь  для Тютчева прежде всего святая: «Святая ночь на небосклон взошла...» В ней много тайн и загадок:
     ...На мир дневной спустилася  завеса;
      Изнемогло движенье, труд уснул...
      Над спящим градом, как в вершинах  леса,
      Проснулся чудный еженочный гул...
      Откуда он, сей гул непостижимый?..
      Иль смертных дум, освобожденных  сном,
      Мир бестелесный, слышный, но  незримый,
    Теперь  роится в хаосе ночном?..
      Мастерство Тютчева поражает. Он  умеет найти в самых обыкновенных  природных явлениях то, что служит  точнейшим зеркальным отображением  красоты, и описать это простым  языком:
      Лил теплый, летний дождь — его струи
      По листьям весело звучали...
      Тютчевская поэзия бывает возвышенной  и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой,  которую нельзя забыть, если хоть  раз прикоснешься к ее красоте.  «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева. 

    Тема  ночи связана с понятием «хаос» у Тютчева. Ночь – воплощение дисгармоничного начала, дисбаланса вселенских сил. Но она сближена с античными Божествами. Она – Богиня. В основе тютчевского представления о ночи лежат древние мифы и легенды. Образ его ночи дышит самой древностью, предысторией, проистекает из нее, тютчевская ночь неразделима с хаосом – прародителем всего сущего. Древний хаос - начало начал, зарожденье, исток. И вселенной и общества. В книге Шахновича М.И. о предыстории философии подробно повествуется о происхождении и развитии образа хаоса у древних народов. У древних греков «хаос» восходил к понятиям «зев», «зияние». У Гесиода «хаос – темная пропасть, зияющая бездна». Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь.
          У Аристотеля хаос –  первичное начало, пространство, у  Демокрита – безграничная пустота. Платон понимал Бога как приводящего в порядок хаос.
          Хаос не только у  греков отождествлялся с ночью. В  Древнем Египте говорили – «хаос  воды». Отождествление хаоса и мрака  породило веру, что все произошло  из ночи. «Хаос у Тютчева, как и у греков в их мифах, предстает, как беспорядочная основа существующего мира. Образ хаоса у поэта – образ изначальной стихии бытия, которая обнажается ночью…» 
 

    В.Ходасевич  писал, что Тютчев всю жизнь он действительно тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за ее стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда внезапно открывалось ему то, чего «умом не понять», когда не дневной ум, но «ночная душа» вдруг начинала жадно внимать любимой повести
    Изощренный  слух и изощренное зрение приводят Тютчева к одному: к разрушению «невозмутимого строя» во всем, к нарушению «созвучья полного в природе» — к обнажению бездны, родины всего сущего. И ночь, и «ветр ночной» равно страшны тем, что они уничтожают преграду меж человеком и этой родиной.
      Страстное желание слиться с природой, благословить ее всю чередовалось с неутолимой и нескрываемою тоской по родине. Тютчев поклонялся природе — и чувствовал себя в ней «сиротой бездомным». Вечно роптал, сознавая разлад с природой. В шуме ночного ветра и в иных голосах природы он услыхал страшные вести из древнего Хаоса, как сигналы, подаваемые с далекой родины.  

    «Хаос»  у Тютчева – сгусток его образной энергии, постоянная мысль и неотвязное ощущение. Ночью в неразгаданном еще мире человек узнает своё начало. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию…»7. Ночь, по Тютчеву, - дитя и прародитель, с нее все началось, так ею же и должно закончиться:
          И чудится давно  минувшим сном
          Ему теперь все светлое, живое…
          И в чуждом, неразгаданном, ночном
          Он узнает наследье роковое…
          Все вместе – малые, большие,
          Утратив прежний  образ свой, 
          Все – безразличны, как стихия, - 
          Сольются с бездной  роковой!..
          Царице тьмы –  ночи противопоставлен белый день. Весьма интересно и своеобразно раскрыты у Тютчева их взаимоотношения:
          На мир таинственный духов,
          Над этой бездной  безымянной,
          Покров наброшен златотканый…
          День – сей  блистательный покров…
          Но меркнет день – настала ночь;
          Пришла – и, с  мира рокового
          Ткань благодатную  покрова
          Сорвав, отбрасывает прочь…
          После того, как ночь сбрасывает свою маску, свою дневную  завесу, - «бездна нам обнажена», мрак ночи манит человека, древний  хаос, хаос ночи – родимый. И человека тянет в бездну, впасть в бесконечность  сумрака…
          Но слияние же человека с хаосом ночи связано с утратой его материального существования и его сознания, оно не прекрасно, а, напротив, отталкивающе страшно и трагично:
    И нет преград меж ей и нами – 
    Вот отчего нам ночь страшна!
          День раскрывается у Тютчева как покров, наброшенный  над бездной, «блистательный покров», ночь – исчезновение «блистательного покрова». День, по Тютчеву, - созидатель, знаменует оживление всего земного, «души болящей исцеленье»; ночь – обнажение бездны со своими страхами и мглами», это разрушающая сила хаоса. День – «отрадный», «любезный»,    ночь – «сумрак зыбкий», «зверь стоокий». Но в то же время: полдень - «мглистый», неестественный, а ночь – «святая» «на небосклон взошла», среди ночи слышится «чудный еженочный гул». Она же и родоначальница, праматерь всего сущего, она – «начало» и «конец», день всего лишь слабое ее отражение, покрывало, завеса, скрывающая истинную владычицу света, бледная тень её.
          Ночь у Тютчева  – живая, как и любое другое явление природы. Интересно отметить, что главенствующую роль в характеристике ночи вообще играют глаголы: собственно она только через них и характеризуется. Особенно ярко это выражено в стихотворении «День и ночь»: «Настала ночь», «пришла», «сорвав ткань покрова», его «отбрасывает прочь»… Налицо факт, что ночь Тютчева сверхактивна, даже агрессивна; она «глядит из каждого куста», как затаившийся зверь. Ночь оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с «днём», легко подавляя созидательную его работу и связанных с ним «земнородных», ведь сила, активность ночи – мертвая, мертвящая. Вечерний час мертв:
                            Ты ли, утра гость  прекрасный,
                            В этот поздний мертвый  час?
    Чары  ночи гибельные, губительные чары:
                            Но восток лишь заалеет –
    Чарам гибельным конец…
      Ночной хаос «шевелится», «роится», «дышит», но то движение не жизни, а смерти.
    Ночь  раскрыла перед нами глубину души мира; но она не только испугала - она  и умудрила нас, заставила взглянуть  себе в глаза. Ночью, таинственной мистической  ночью всё принимает иной - не истинный ли? - вид. Живой язык природы слышится в полночной тишине, истинный мир - это мир воцарившегося лунного мрака. Но не потому ли, что люди не сумели до конца проникнуть в тайну ночи, образ её неотделим для нас от понятия вселенского зла, связан с расцветом и торжеством тёмных сил; ночью люди совершают ужасные, необъяснимые поступки, которые не в силах понять с уходом ночного безумия, словно сама тьма, ничем не ограниченная, не сдерживаемая, внушила им совершить то, что угодно было ей.
          Восприятие ночи, вселенского хаоса у Тютчева  двойственно. У Тютчева редко дается какое-либо одно односторонне показанное, а не раскрытое чувство. «В его лирике чувство дано вместе его антиподом. Голоса звучат врозь, расходясь, сходясь, перекликаясь, отрицая друг друга... Страсти, выраженные в его поэзии, даны в своей живой противоречивости»8. Как например, в стихотворении «Предопределение»: любовь – «союз души с душой родной», любовь – «съединенье, сочетанье» двух душ, но в то же время и «роковое их слиянье», «поединок роковой»… Любовь – «борьба неравная двух сердец», в результате которой одно из сердец «изноет наконец»…
    Ф.И.Тютчев жил и творил в одну пору величайшим из гениев русской поэзии – А.С.Пушкиным. Сравнивая лирику Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина, можно заметить, что  эти два величайших поэта ХIХ являются двумя кардинально разными вершинами русской литературы. Если Пушкин поэт Солнца, то Тютчев– «ночной» поэт. От  пушкинской лирики исходит свет, веет ароматом  душевного возрождения, тютчевская же поэзия окутана «туманами», «нетленно-чистыми небесами», «сыпучими песками». Для сравнения рассмотрим два лирических произведения этих авторов. Вот строки из пушкинской ночи:
                      Во тьме твои глаза  блистают предо мною
                      Мой голос для  тебя и ласковый и томной
                      Тревожит позднее  молчанье ночи темной…
      У Тютчева же:
                      И сосен, по дороге, тени
                      Уже в одну слилися  тень…
    Ночь  хмурая, как зверь стоокий,
                      Глядит из каждого  куста!
          Герою Пушкина ночь приносит счастье, упоенье, тайные мечты  о возлюбленной окрыляют поэта, ночью  для пушкинского лирического  героя «текут ручьи любви,…сливаясь и журча…». Тютчевский же персонаж слышит лишь «молчанье мертвое» и «страшные песни» ветра в ночи.
          Оба поэта – творцы одной эпохи, оба исключительные романтики, но каждый ощущает ночь по-своему. Тютчевская царица мрака, начало начал у Пушкина приобретает совсем иные, мягкие, нежные, «теплые» черты. Но как привлекательна, очаровательна тютчевская ночь! Как она загадочна и таинственно-прекрасна!
          Блаженно-мрачный  образ ночи отнюдь не является определяющей характеристикой мрачного стиля поэта. «Цветущий мир природы» улыбается Тютчеву, вызывает «избыток упоенья», когда глаз поэта лицезреет, «на всем улыбку, жизнь во всем», как «сияет солнце, воды блещут»… Все, что его окружает в природе, он любит до безумия и душа трепещет от радости. Но больше всего из того, что природа подарила человеку, ему ближе ночь. И мы видим это по его стихам.
          Мотив ночи является сквозным практически для большей  части его лирики. Ночь – не просто образ, выхваченный им из мира природы, а неотступное мироощущение. Гнетущая его внутри тоска вырывается наружу и преобразуется в образ мрачной царицы, в темный хаос окружающего мира.
          Потрясенная до основ  драмой бытия и небытия, исполненная  трагедийного накала, поэзия Тютчева  в конечном счете внушает нам  высокие, можно даже сказать героические мысли. Эта поэзия дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, омывающим и омолаживающим душу. 

    Е.Винокуров  писал, что по своему мышлению Тютчев был человеком глубоко стихийным, с древним языческим, магическим представлением о мире, о космогонии.  

    Мастер  афористических четверостиший, мысль  которых похожа на свернутую пружину, Тютчев и в пейзажных зарисовках умудрялся быть столь же немногословным и парадоксальным.  

    Тихой ночью, поздним летом, 
    Как на небе звезды рдеют, 
    Как под сумрачным их светом 
    Нивы  дремлющие зреют... 
    Усыпительно-безмолвны, 
    Как блестят в тиши ночной 
    Золотистые  их волны, 
    Убеленные луной... 

    Этот  пейзаж как будто подсмотрен с  помощью прибора ночного видения. Не правда ли, никакой мысли в стихотворении нет, но вот пример того; как зрение может заменить собой мысль: такое зрение хочется назвать мыслящим. Так видеть способна только интеллектуальная поэзия: ей под силу разглядеть то, что для обычного, затуманенного собственными «переживаниями» лирического аппарата представляется неразличимой тьмой. Тютчев понимал это, иначе разве он решился бы считать свое восьмистишие, в котором нет ни требуемой от поэзии «мысли», ни ожидаемого от поэзии «чувства». 

 

     Глава 3 Образы в стихотворении Ф.И.Тютчева «День и ночь»
    Стихотворение «День и ночь» - одно из лучших в  лирике Тютчева. В нем со всей яркостью проявляется проникновение поэта-философа в тайны бытия - то, что Тютчев считал основной задачей поэзии. Традиционная романтическая тематика, к концу 30-х г.г. XIX в. уже во многом утратившая свою актуальность (менее чем через десять лет Некрасов будет писать пародии на Лермонтова и Жуковского), в стихах Тютчева обретает новую жизнь в свете разрабатываемых поэтом вечных проблем бытия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.