Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы государственного регулирования в различных моделях рыночного хозяйства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
    Хабаровский государственный  технический университет 

    Кафедра Экономики и управление химико-лесным комплексом
    Контрольная работа
    Дисциплина: Государственное регулирование экономики
    тема: Методы государственного регулирования в различных моделях рыночного хозяйства 
 
 

                                                                      Выполнил студент группы 
                                                                      заочного отделения
                                                                      № з/к 10041034947
                                                                     
                                                                      Домашний адрес: 
 
 

                                                                      Проверил: 
 
 
 
 
 
 

    Хабаровск 2011 г 
 
 

Содержание 
Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономическая роль государства: исторический аспект ………………..5
2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи……………9
3. Методы, функции, инструментарий и модели государственного регулирования рыночного хозяйства………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….22
Список  использованной литературы………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение
     В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком  стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идею активно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политической экономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века и монетаристы.
     Тем не менее, объективные потребности  хозяйственной жизни рано или  поздно взяли свое. Активное вмешательство  государственной власти в рыночную экономику начинается вместе с активным вызреванием капитализма. В эпоху первоначального накопления капитала это особенно проявилось в виде политики протекционизма. Она заключалась в поощрении со стороны государства тех национальных отраслей, которые были наиболее прибыльны для нарождающейся буржуазии. Такая политика проводилась в Англии и Франции уже в XVII в., а в России – со времен Петра I. Еще более активизируется роль государственной власти в рыночной экономике в годы Первой мировой войны. В.И. Ленин назвал этот процесс огосударствлением экономики, возникновением государственно-монополистического капитализма. Следующее усиление координирующего начала в народном хозяйстве связано с «новым курсом» Ф. Рузвельта в США, во многом основанным на кейнсианских теоретических положениях. Далее в этом плане надо отметить время Второй мировой войны и послевоенный восстановительный период в ряде стран (особенно в ФРГ, Японии, Южной Корее). Весьма значительное государственное влияние на товарно-денежное обращение, как и на экономику в целом, наблюдается сейчас почти во всех крупных капиталистических странах. В некоторых из них (например, в Японии и Франции) созданы центральные прогнозирующие и планирующие органы.
     Актуальность  данной работы очевидна, так как  возросшая сложность социально-экономического процесса приводит к необходимости регулирования рынка и расширения функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста.
     Цель  работы - изучить тему методы государственного регулирования в различных моделях рыночного хозяйства. Объектом исследования контрольной работы является государственное регулирование экономики. Предмет изучения - особенности вмешательства государства в рыночную экономику. В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:
- Показать  экономическую роль государства: исторический аспект;
- Исследовать сущность государственного регулирования, цели и задачи;
- Изучить методы, функции, инструментарий и модели государственного регулирования рыночного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическая роль  государства: исторический аспект  

     Современная экономика представляет синтез рыночного  механизма и элементов государственного регулирования.
     Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической  сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
     Представители меркантилизма - первой экономической  школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.
     Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
     Классическая  школа политэкономии, развивавшаяся  в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.
     По  мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:
     - ограждать общество от насилия  и вторжений других независимых  обществ; 
     - ограждать по мере возможности  каждого члена общества от  несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
     - создавать и содержать определенные  общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых  не может быть в интересах  отдельных лиц или небольших  групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.
     Представители неоклассического направления, создавшие  теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования  рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
     Однако  экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.
     Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.
     Первая  и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.
     Теоретически  необходимость государственного регулирования  экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте  и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем  государственных расходов можно  повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.
     Кейнсианская  модель государственного регулирования  экономики показала свою эффективность  не только в 30-е годы и во время  второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка  и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.
     Но  с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.
     Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории “экономики предложения”.
     Объединяющей  идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность  рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы  экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис “конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо”, они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.
     Сторонники  теории “экономики предложения” считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь  долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.
     Таковы  различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.
2. Сущность государственного  регулирования, цели  и задачи  

     Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства  на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
     Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука  рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
     - экономический рост;
     - полная занятость; 
     - стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;
     - внешнеэкономическое равновесие.
     В системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением  ВНП.
     С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.
     Стабильность  уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому  достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
     Решение трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального  хозяйства относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
     Значимость  и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.
     В настоящее время российское правительство  исходит из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.
     Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.  

     3.Методы, функции, инструментарий и модели государственного регулирования рыночного хозяйства 

     Исходя  из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.
     Рыночный  механизм сам по себе в “чистом  виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы  для приоритетного развития соответствующих  отраслей, ускоренной структурной перестройки  промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.
     Функцией  государственного регулирования является воздействие государства на распределение  доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.
     В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.
     Материальной  базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).
     Государственная собственность используется для  регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
     Социальная  политика и внешнеэкономическое  регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С  помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.
     Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
     Для каждой страны набор инструментов и  степень вмешательства государства  не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.
     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
     Методы  косвенного воздействия создают  лишь предпосылки к тому, чтобы  при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют  целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
     Методы  государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.
     Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может  либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
     Жесткое разграничение экономических и  административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут  в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над  ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.
     Таковы  функции, инструменты и методы государственного регулирования.
     Можно выделить семь характерных моделей  рыночной экономики, используемых в современных условиях.
     Американская  модель. Эта модель получила название "либеральная модель капитализма". Ее характерными особенностями являются:  
малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США -10 %, в то время как в ФРГ - 18, в Великобритании - 24, во Франции - 34, в Италии - 38 %;  
минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы - борьба с бедностью, рост количества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные программы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация существующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государства - сократилась; 
всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;  
резкая дифференциация на богатых и бедных;

большое различие на уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между  главой фирмы и служащими;
приемлемый  уровень жизни малообеспеченных групп населения.  
Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования "в мирных целях" и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся:  
 
высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов - производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х годов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономики;  
составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г. Перед тем как произошло "японское чудо", был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.