На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Объект, предмет, задачи этнопсихологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

Социально-психологический  факультет

Реферат

Объект, предмет, задачи этнопсихологии

2011

ПЛАН 
 

Введение……………………………………………………………………………..3 

1. Предмет, объект этнопсихологии……………………………………………….4 

2. Задачи этнопсихологии……………………………………………………..........5 

Заключение………………………………………………………………………….9 

Список использованной литературы……………………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение    
Этнопсихология – это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые  так же,  в  той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория  наций и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт  и  их особого психического склада у представителей той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.
  Этнопсихология как сфера проявления национальных особенностей психики, которая  достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания, является  особой   отраслью  социальной психологии.
  Разработка  проблем этнопсихологической  науки требует большой и всесторонней подготовленности ученых и практиков, нахождения новых способов, приемов исследовательской деятельности, глубокого анализа  опыта, накопленного психологами при изучении многообразных социальных, психологических и  других процессов. Исследование и изучение психологических проблем выпадает на долю одной из отраслей психологии - этнопсихологии.
   В условиях развития демократии, роста национального самосознания всех народов, населяющих наше государство, бурного проявления политических и национальных страстей, расширения политической активности людей во всех национальных регионах, роль и значение этнопсихологии как науки, изучающей психологические особенности представителей различных этносов, постоянно возрастает.
   В мировой науке этнопсихология в ХХ веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология [4, 36 с.]. Даже решая одни и те же задачи, культур антропологи и психологи подходили к ним с разными мерками и разными концептуальными схемами. Предметная область этнопсихологии, не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Основные  направления развития современной этнопсихологической
науки.
   В 70-х годах XX в. после продолжительного перерыва исследования в области этнопсихологии возобновились. И. Кон, Г. Старовойтова, С. Арутюнов акцентировали внимание на отсутствии понятийного аппарата, категорий, а также прямой связи этнопсихологии с социальной психологией, этносом и нацией. В результате длительного перерыва в исследованиях и сегодня ведутся споры по поводу определения некоторых категорий в понятийном аппарате этнической психологии.
   В отечественной этнопсихологии 60—90-х годов XX в. наиболее актуальными
были  следующие проблемы:
• предмет  этнопсихологии;
• логика исследования в этнопсихологии;
• применение концепции единства психической и практической деятельности для объективного объяснения психической и практической деятельности определенного этноса, а также причины психических различий между этносами.
Современная этнопсихология не составляет единого  целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется несколько самостоятельных направлений:
• сравнительное  исследование этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи, которые теоретически и методологически являются неотъемлемой частью соответствующих разделов общей и социальной психологии;
• культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанных с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и др.;
• исследования этнического сознания и самосознания (в данном случае заимствуются понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. п.);
• исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы ближе всего к социологии и детской психологии). [1, 3-4с.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Предмет, объект  этнопсихологии.
   Этнопсихология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая
и разрабатывающая следующие проблемы:
• особенности  психики людей различных народов  и культур;
• национальные особенности мировосприятия;
• национальные особенности взаимоотношений;
• особенности  национального характера;
• закономерности формирования и функции национального самосознания
и этнических стереотипов;
• закономерности формирования обществ, национальных общин. [1, 9 с.]
   Этнопсихология — наука об этнических, культурологических, психологических
особенностях  людей, наций, которые выделяются в  процессе
своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим
образованиям. Она классифицирует определенные явления,
отвечая на вопросы о переживаниях данным народом определенного
явления, о его вкусах, авторитетах, а также  о возможности его выделения
среди других этносов (народов).
Как и  любая другая наука, этнопсихология имеет свои объект и предмет
исследования.
Объект  исследования этнопсихологии — нации, национальности, национальные
общности. [1, 10 с.]
Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные
реакции, психика, характер, а также национальное самосознание
и этнические стереотипы. Однако представители культурно-исторической
школы во главе с Л. Выготским считали, что предмет этнопсихологии
— изучение социально-исторического развития поведения
этноса  и определенных его ступеней и  форм.
В содержание этнопсихологии разные исследователи  вкладывают
свое  видение. Например, В. Вундт определяет содержание этнопсихологии
тремя проблемами — языком, мифами и обычаями, в то время как
Г. Шпет в содержании этнической психологии выделяет душу, обычаи,
культуру, веру, государственные институты, правовые нормы. На
наш взгляд, Г. Шпет наиболее полно охватывает понятие  содержания этнической психологии. [1, 10 с.]
В других источниках объектом  исследования этнопсихологии является этнос, нации, национальность, национальная  и этническая общности. [6, 84 с.] 
Предметом этнопсихологии являются особенности поведения эмоциональные реакции, психика, характер, а также национальное самосознание и этнические стереотипы. [6, 84 с.] 
Этнопсихология  как самостоятельная наука, имеет  свои понятийные категории, которые определяются спецификой предмета. Их можно разделить на два ряда категорий. 
Первый  ряд - это понятия, связанные с существованием этноса. К ним относятся: этнос (нация) - этнический образ жизни – этнические интересы – этническая психология – личность   
Второй  ряд – категории деятельности: культура – этнические традиции – общение – этнические образы – этническая экология.  
Этнопсихология  имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой  совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает. Основными эмпирическими понятиями являются: «национальный характер»,  «национальное самосознание», «национальная психология», «национальная установка».
  Любое научное направление перерастает в отдельную область науки только тогда, когда начинает приобретать собственную "самосознание", определяя свое место среди других наук, уточняя основные принципы и понятие, а в процессе уточнения основных понятий определяется с объектом и предметом своих исследований.   

Этнопсихология  как самостоятельная наука зародилась на грунте таких дисциплин, как этнография, социальная психология, социология и  социальная антропология. Поэтому с  данными науками у нее похожий предмет исследования -этнические сообщества. Но у каждой из них к нему собственный подход. Если этнография изучает быт и культуру народов, то этнопсихология - сознание этнических сообществ, закономерности ее формирования и функционирование, а также другие психологические особенности этноса. Наилучшее определение предмета этнопсихологии, по нашему мнению, дают А. Бороноєв и В. Павленко. Предметом этнопсихологии являются социально-психологические черты национально-этнических сообществ, их влияние на поведение личности, а также социально-психологические процессы и особенности этнического развития и межнационального общения.   

Исходя из этого определения, авторы выделяют в предметной области этнопсихологии три исследовательских блока.   

1. Изучение феномену этнопсихологии на двух ее уровнях: собственно психологии и самосознания. Здесь исследуется содержание этнопсихологии в сферах культуры и образа жизни той или другой сообщества. В этом блоке в рамках исследования самосознания изучается проблема "нации -личность", то есть обретение личностью национальных черт и их влияния на ее жизнедеятельность и поведение, а также осознание нациями собственных качеств и идентификация себя с определенным сообществом. Кроме того, здесь изучается система народной (этнической) педагогики, которая помогает понять, как индивид приобретает национальные черты и самосознания под влиянием культурно-духовного среды, которой определяет его поведение.    

2. Изучение социально-психологических  явлений, которые возникают при  общении людей разных национальностей. Социальная психология выделяет три вида общения: коммуникативное, интерактивное и перцептивне. Данная классификация была заимствована этнопсихологией для собственных исследовательских проблем. Итак, коммуникативное общение -это обмен информацией между людьми, продуктами духовной сферы, идеями, по состоянию сознания, чувствами. В межэтническом общении этот процесс очень сложный и зависит от активности субъектов общения, их установок, климата и образа жизни народов. Интерактивное общение - это взаимодействие людей на основе общей деятельности. Здесь также есть место для исследования этнических проблем. Например, наблюдается, что общей деятельности представителей разных народов часто мешают разные трудовые привычки и привычки, национальный опыт в организации работы, ее темпы и характер общения. Перцептивне общения рассматривается как восприятия и понимание людьми разных национальностей друг друга. Этот исследовательский блок связан с изучением закономерностей общения и социально-психологических аспектов взаимодействия представителей разных этнических групп в конкретных ситуациях. Значительное место здесь отводится проблеме этнических стереотипов.   

3. Третий исследовательский блок  этнической психологии связан  с изучением социально-психологических закономерностей развития этнических сообществ - этногенеза. Эти исследования приобретают особую остроту в связи с современным проявлением этнической самобытности, когда во многих государствах решаются проблемы национального единства, национального консолидации и самостоятельности, суверенитета, который являются условиями дальнейшего социально-экономического и духовного развития.   

Кроме того, этнопсихология изучает такую  проблему, как "этнос и личность". Ведь становление человека как личности невозможное без этнической культуры, ценностей, традиций, без элементов сознания и подсознания сообщества, к которой она принадлежит. Как показывает опыт, нарушение этой закономерности ведет к национальному нигилизму, разрушению личности и культуры, а это, в свою очередь, - к маргинализации современного общества.
Функции этнопсихологии.
В этнопсихологии выделяют следующие функции:
• гносеологическую;
• описательную;
• прогностическую;
• культурологическую;
• коммуникативную;
• этнополитическую;
• воспитательную. [1, 18 с.]
Гчосеологическая  функция состоит в познании закономерностей, возникающих в психике субъектов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматривает также изучение возможности познания и отношение знания к объективной реальности, в ходе чего исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Задача описательной функции — распознать и определить характерные черты и признаки этнической общности. Эта функция психологического исследования состоит в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
Суть прогностической функции заключается в теории и практике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихологии. С помощью прогностической функции можно получить, например, сведения о возможности возникновения этнических конфликтов на территории определенного государства либо спрогнозировать межличностные отношения членов нескольких этнических общностей.
Культурологическая функция состоит в изучении этнопсихологией культурных процессов в конкретном этносе, а также особенностей обычаев, обрядов, фольклора, присущих определенной этнической общности.
Коммуникативная функция предполагает изучение процессов межличностного
общения членов различных этнических групп и особенностей их поведения в межличностном общении.
Этнополитическая  функция этнопсихологии предполагает тщательное изучение этнических процессов в этнических группах для соответствующей выработки рекомендаций по бесконфликтной политике государства в отношении населяющих его этнических групп с учетом интересов национального большинства и меньшинства страны.
Под воспитательной функцией понимается изучение психологии представителей различных этнических групп в целях формирования наиболее эффективной программы их обучения с учетом специфики их психических особенностей. Воспитательная функция позволяет избегать формирования этнических предрассудков и способствует интернациональному воспитанию общественности, цель которого — бесконфликтное общение в пределах многонационального государства. Основные задачи воспитательной функции этнопсихологии в Украине:
• разработка теоретических  и методологических положений по проблемам
национального воспитания, адекватных требованиям  национальной
школы и соответствующих  институтов государства на
современном этапе;
• переосмысление цели воспитания, форм организации  и задач суверенного
государства в  соответствии с запросами времени;
• создание целостной  системы национального воспитания, которая
представляет  собой логическую взаимосвязь национальной культуры,
языка, науки, образования, традиций и веры;
• обоснование  необходимости введения в содержание воспитания
национального компонента, связанного с общечеловеческими  ценностями, т. е. усвоение ценностей своего народа наряду с культурными особенностями других народов;
• раскрытие  механизмов передачи этнокультурных традиций в процессе
воспитания молодежи.
Национальное  воспитание при этом выступает не только фактором повышения воспитательного влияния на личность, но и средством успешного развития нации. Григорий Сковорода писал: "Каждый должен познать свой народ и в народе познать самого себя... Если ты украинец, будь им... Если ты поляк, то будь поляком... Все хорошо на своем месте и в своей мере".
Важной категорией в этнопсихологии является "национальное самоуважение"
— морально-этическая  оценка нацией своих поступков, моральных особенностей, мотивов, совести нации. Способность к национальному самоуважению формируется в длительном процессе социализации нации, становлении национальной культуры. В этой связи можно выделить два уровня национального самоуважения:
• психологическое  отношение к ценностям собственной  нации, выражающееся
в национальной гордости;
• моральное  самосознание как форма проявления права нации на
самоопределение. [1, 19 с.] 

Психологическая сущность
основных  понятий этнопсихологии. 

   Сложность изучения этнических процессов состоит не только в отсутствии
в ряде случаев  статистических материалов, но и в  том, что до сих пор не выработана устойчивая этническая терминология, отсутствует общепринятая типология этнических процессов, не разработаны четко критерии, определяющие степень завершенности этих процессов. [1, 20 с.]
   Чтобы лучше понять сущность этнопсихологии, необходимо рассмотреть
такие термины, употребляемые в данной отрасли  психологии, как
этнос, нация, психический  склад, национальный характер, этнические
стереотипы, этнические конфликты  и эгоцентризм.
Исходя из теоретических положений психологии основными структурными
компонентами  национальной психологии считают: национальный характер, национальное чувство, особенности склада ума, национальный темперамент, обычаи, традиции, нравы, которые можно объединить в понятие "национальное самосознание".
Психический склад нации  как сочетание национального самосознания,
национального чувства и национального характера  имеет исторический
характер и  изменяется с изменением условий  жизни. Национально-
психологические особенности по-разному проявляются  у различных
классов, социальных слоев, групп. Однако, рассматривая 

конкретные черты  и особенности психического склада нации, сложно придерживаться указанной трехзвенной структуры, так как в повседневной
жизни эти особенности  проявляются в устоявшихся поведенческих стереотипах, в привычном образе действий в той или иной обстановке, что в большей степени относится к национальному характеру.
   Понятие национального характера по происхождению описательное.
Впервые его  стали употреблять путешественники, а затем — географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом под национальным характером одни подразумевали свойства темперамента и эмоциональных реакций народа, другие описывали различия социальных установок, ценностных ориентации, морали, отношения к труду и т. п. Между тем социальная и психологическая природа этих явлений различна. Национальный характер подразумевает систему свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы — нации или народности.
Этническим стереотипом являются относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, характерных для представителей различных этнических общностей. В содержании данного термина зафиксированы оценочные суждения об указанных качествах.
Рассматривая  этнические конфликты, имеют в виду прежде всего форму межгруппового конфликта, в котором группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Нарастание конфликта сопровождается усилением эгоцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровня развития, интенсификации циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов.
Под эгоцентризмом как формой проявления этнического конфликта понимается неспособность индивида из-за сосредоточения на собственных интересах изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма следует искать в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. [1, 21 с.]   
Таким образом,  этническая психология – отрасль психологической науки, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленные их национальной принадлежностью или этнической общностью.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задачи  этнопсихологии.
   Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, которые включают:
1. Всестороннее  осмысление и обобщение данных  о факторах и источниках формирования  национально-психологических особенностей  представителей конкретных этнических  общностей; выявление на этой  основе специфики социально-политического,  экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в окончательном итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии.
2. Изучение  специфики мотивационно - фоновой сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели их эффективной деятельности и специфики поведения как представителей конкретных этнических общностей.
3. Исследование  национально дифференцированных  характеристик интеллектуально-познавательной  активности людей конкретной  национальности, проявляющихся в  своеобразно функционирующих в  ходе трудовой и другой деятельности степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах.
4. Анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организация исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни.
5. Изучение  специфики своеобразных установок  на волевую активность, функционирующих  в национальной психике того  или иного народа или нации;  выявление на этой основе устойчивости  и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки ее представителей.
6. Исследование  своеобразия проявления коммуникативной  сферы национального психического  склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения представителей конкретных этнических общностей. [2, 17 c.]
7. Сравнительное  (кросскультурное) изучение этнопсихологических  особенностей различных народов  мира с целью выявления наиболее  общих закономерностей функционирования  и проявления национальной психики  в межнациональных отношениях, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей.
8. Выявление  отличительных национальных черт  психологии различных классов,  слоев и конфессиональных групп  общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических социологических, культурных и др.) их развития и функционирования.
9. Изучение  влияния этнического сознания  и самосознания на национально-психологические  особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей.
10. Обоснование  важнейших направлений учета  и использования национально-психологических  особенностей людей в интересах  повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно-коррекционной работы с ними, регулирования межэтнических отношений.
11. Исследование  национально-психологических предпосылок  совершенствования содержания и  качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей, а также межнациональных отношений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.