На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация и размещение розничной торговой сети

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение
  В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает  такая важная форма реализации  товаров как, розничная торговля.
      Процесс обращения товаров и доведения  их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети,  составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров).
      Тема  данной работы актуальна в наше время, так как предприятия торговли развиваются. Открывается много новых предприятий, которые объединяются с уже действующими предприятиями, образуя при этом розничные торговые сети.
      В городе Сыктывкаре имеется много  различных розничных торговых сетей. Это: ЗАО «Ассорти», ЗАО «Продтовары», сеть магазинов «Панорама», «Деликат-С», ИП Сюткина Л.А.
      Целью данной курсовой работы является изучение организации и размещения розничной  торговой сети на примере конкретного  предприятия торговли.
      Задачами  данной работы являются:
      Определить тенденции развития розничной торговой сети;
      Изучить виды розничной торговой сети и их характеристики;
      Определить  к какому виду относится изучаемая торговая сеть;
      Рассмотреть различные специализации магазинов, определить специализацию изучаемой торговой сети;
      Рассмотреть различные типы розничных торговых сетей и определить, к какому типу относится рассматриваемая торговая сеть;
      Рассмотреть различные принципы размещения розничной торговой сети и оценить их на конкретном примере;
      Проанализировать организацию поставок товаров в розничную торговую сеть.
      В данной работе организация и размещение розничной торговой сети рассматривается  на примере ИП Сюткина Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Тенденции развития розничной торговой сети
     Совершенствование торгового обслуживания населения  предполагает создание функциональной модели торговой сети. Такая модель строится с учетом социально-экономических факторов. Важнейшими из них являются: максимальное удовлетворение требований потребителей и повышение эффективности работы торговых предприятий.
     Важным направлением совершенствования розничной торговой сети становится ее качественное улучшение. Наблюдается укрупнение вновь строящихся магазинов, и происходит это за счет строительства более крупных магазинов. Укрупнение предприятий создает условия для повышения качества торгового обслуживания, позволяет применить прогрессивные технологии торговых процессов с использованием современной техники, оборудования, повысить эффективность использования всех видов ресурсов и рентабельность. Однако укрупнение должно быть экономически обоснованным. Задача состоит в определении оптимальных размеров магазинов. При решении вопросов об укрупнении розничной торговой сети следует исходить из снижения не только издержек обращения, но и издержек потребления. Проблема оптимизации размеров магазинов решается в процессе типизации и увязывается с размещением розничной торговой сети.
     Прогрессивной тенденцией развития розничной торговой сети является индустриализация. Ставится задача повысить оснащенность предприятий  розничной торговли средствами механизации, обеспечить широкое внедрение достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
     Большое значение приобретает использование интенсивных факторов развития материально-технической базы розничной торговли, что в свою очередь требует максимальной отдачи с каждого вложенного рубля, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Одним из направлений претворения в жизнь этой задачи является комплексная рационализация деятельности торговых предприятий. В части интенсификации использования розничной торговой сети предусматривается осуществление в широких масштабах реконструкции, модернизации технического перевооружения магазинов. В ходе комплексной рационализации разрабатываются и внедряются новые решения по эффективному использованию подсобных и торговых помещений, устройству бытовых комнат во всех реконструируемых магазинах, улучшается их планировка, осуществляется замена устаревшего оборудования. Это позволяет не только увеличивать торговые площади, но и внедрять прогрессивную технологию доставки и продажи товаров. При этом улучшаются условия труда работников, создаются удобства для покупателей.
     Постепенный переход к рыночным отношениям предполагает, что развитие торговли будет осуществляться в условиях конкуренции. Это обязывает розничные торговые предприятия вести детальную разработку приоритетных целей на рынке, с тем, чтобы не только сохранить свою долю рынка, но и обеспечить устойчивое поступательное развитие. Для этого необходимо активно развивать новые сферы деятельности, услуги, проявлять предпринимательскую инициативу, осваивать рыночные методы работы, иметь четко сформировавшуюся стратегию освоения и удержания своих позиций на рынке.
     Одним из главных направлений решения  этой проблемы является рациональная организация розничной торговой сети, обеспечивающая комплексный подход к обслуживанию населения. Комплексный подход предполагает создание благоприятных условий для покупателей, при которых они с наименьшими затратами могли бы купить в розничных торговых предприятиях все необходимые им товары и услуги, а торговые предприятия, удовлетворив их спрос, обеспечить надлежащий уровень рентабельности.
     Важным  направлением совершенствования розничной  торговой сети является более эффективное  управление розничной торговой сетью, которое предполагает создание рациональной экономичной модели торгового обслуживания.
     Цель  такой модели — обеспечить стандартное (массовое) обслуживание в каждом населенном пункте, районе, микрорайоне, которое  предполагает предоставление товаров  и услуг первой необходимости. Индивидуальное (избирательное) обслуживание должно быть предоставлено при продаже товаров сложного ассортимента периодического и редкого спроса, требующего предварительного выбора. Эту продажу целесообразно сопровождать широким выбором услуг. Для успешной конкуренции на рынке розничные торговые предприятия должны умело сочетать стандартное и индивидуальное обслуживание, обеспечивающее максимальное удовлетворение требований населения, эффективную работу и улучшение финансового состояния торговых предприятий.
     Создание  комплексной системы торгового  обслуживания как главного условия  обеспечения конкурентоспособности  базируется на выборе оптимальных типов  магазинов, рациональном их размещении, формировании ассортимента товаров  и услуг с учетом требований рынка, совершенствовании форм и методов работы, расширении и обновлении сфер ее деятельности. Гибкое реагирование на требования рынка заставляет торговые предприятия искать формы соединения торговой, производственной и культурной сфер. Это путь к поднятию уровня обслуживания населения.
     Для потребительской кооперации характерно наличие таких специфических  типов магазинов, как магазины-заготпункты, магазины по торговле сельхозпродуктами. Именно через них потребительская  кооперация осуществляет заготовку излишков сельхозпродуктов у сельского населения и реализует их. В ассортимент таких магазинов входят также и товары, произведенные на собственных перерабатывающих предприятиях потребительской кооперации.
     Обоснование прогнозов развития розничной торговой сети требует:
     • изучения основных тенденций ее развития;
     • анализа состояния, развития и использования  розничной торговой сети;
     • расчета потребности розничной  торговой сети;
     • определения необходимого прироста розничной торговой сети с распределением за счет реконструкции, за счет нового строительства;
     • выбора типов магазинов и определения  рационального их размещения.
     Совершенствование розничной торговой сети позволит успешно  решать важнейшие социальные и экономические  задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Организация розничной торговой сети
       Виды розничной торговой сети, их характеристика  
 
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.

     Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц. Магазины, имеющие статус торгового предприятия, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчете, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам — торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения.
     Переход к рыночным отношениям ведет к  демонополизации розничной торговли и появлению торговых предприятий  различных форм собственности. В  сфере торговли имеются наиболее благоприятные условия для развития частной собственности. Это приводит к появлению большого числа хозяйствующих субъектов торговли, имеющих право юридического лица. На смену монопольной системе государственной и кооперативной торговли медленно, но неизбежно приходит система свободного предпринимательства, основанная на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.
     Торговые  организации и предприятия объединяют пункты розничной продажи товаров: магазины, палатки, киоски, павильоны, ларьки, автомагазины.
     С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.
     Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит  стационарной сети, к которой относятся  магазины и мелкорозничная сеть.
     Через магазины реализуется основная часть  товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной  торговой сети. Такое положение обусловлено  тем, что магазины имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более  широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
     К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Как самостоятельная сеть павильоны, палатки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.
     Недостатками  мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств  для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, в местах отдыха, на предприятиях, крупных фермах, на территориях рынков, центральных улицах и площадях городов и поселков.
     Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети.
     Автомагазины  используются для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети; работников в местах проведения сельскохозяйственных работ во время посевных, уборочных; на фермах и отгонных пастбищах; в местах заготовок; осуществляют торговое обслуживание массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж, мест массового отдыха населения и т. д.). Автомагазины имеют утвержденные ассортиментные перечни, режимы работы и маршруты. Ассортиментные перечни формируются из числа товаров повседневного спроса. Продажа товаров сложного ассортимента осуществляется ими по предварительным заказам населения. Пополнение автомагазина товарами осуществляется по мере необходимости с ближайшей оптовой базы или головного базового магазина. Туда же сдаются не проданные автомагазином товары, если они не потеряли свое качество. Продавец автомагазина (зачастую он же и водитель) несет материальную ответственность за имеющиеся в нем товары. Автомагазин сдается под охрану с опломбированием товарно-материальных ценностей. На автомагазины распространяются все правила торговли, законы и законодательные акты, регламентирующие деятельность этой отрасли. В случае экономической целесообразности могут быть созданы специализированные торговые предприятия «Авторозница».
     Для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров применяется разносная торговля.
     Розничная посылочная торговля осуществляется предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми  фирмами через почту. Это удобная  для населения форма продажи  товаров, и в перспективе она  должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежом.
     Все рассмотренные виды торговой сети должны применяться в комплексе. Они  дополняют друг друга, позволяют  повысить уровень торгового обслуживания, учитывать условия труда и  быта сельского населения.
     Основными показателями, характеризующими розничную сеть, являются:
     • обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей;
     • плотность розничной торговой сети (количество магазинов на 1 м2 территории);
     • уровень специализации;
     • средний размер магазина (по площади, по товарообороту);
     • пропускная способность магазинов;
     • радиус обслуживания. 
 
 

       
 
 

       Специализация магазинов
     Важнейшим направлением управления торговой сетью  является ее специализация, которая  предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одновременном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.
     Объективной основой специализации является сложность и разнообразие ассортимента товаров, систематическое его расширение, что требует дифференцированного распределения товарной массы между магазинами.
     Специализация розничной торговой сети имеет ряд  преимуществ. Она способствует росту  производительности труда, улучшению  изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.
     Вместе  с тем специализация имеет некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения.
     Специализация розничной торговой сети в сельской местности обусловлена спецификой условий, в которых потребительская  кооперация осуществляет торговую деятельность. На нее оказывают влияние особенности  сельскохозяйственного труда, быта, расселения.
     Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским  комплексам.
     По  признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:
     • универсальные, торгующие широким  ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);
     • специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров («Промтовары», «Продукты», «Хозтовары», «Мебель», «Культтовары», «Книги» и  др.);
     • узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Галстуки», «Пуговицы», «3онты», «Колбасы», «Сыры» и т. д.);
     • неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации по отделам и секциям («Минимаркеты»). Они имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары.
     Специализация в торговле — процесс эволюционный. В связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации — по потребительским комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»).
     Такой подход к специализации является целесообразным при продаже товаров повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), где «под одной крышей» предоставляется максимально широкий их ассортимент и комплексное обслуживание («Универсам», «Минимаркеты» и т. п.).
     Показателем, характеризующим специализацию  розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов. Можно также определять его по доле розничного товарооборота специализированных магазинов в общем объеме розничного товарооборота, выраженной в процентах.
     На  этот показатель оказывают влияние  сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположения магазина, наличие рядом других предприятий, их ассортиментный профиль.
     При решении вопросов о специализации  магазинов следует исходить из необходимости  создания наиболее благоприятных условий  для покупателей, при которых  они с наименьшими затратами времени могли бы купить в магазинах все необходимые товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Типизация розничной торговой сети
     Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных  и экономически эффективных типов  магазинов для массового распространения.
     На  основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования  типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению  численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.
     В процессе типизации устраняется  излишнее многообразие магазинов, создаются  условия для рационального построения торговой сети и более эффективного ее использования, унификации строительных конструкций, индустриализации строительства.
     Процесс типизации динамичен и зависит  от происходящих социальных и экономических  изменений.
     Тип торгового предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.
     С учетом этих принципов в 2001 г. разработана номенклатура типов предприятий розничной торговли потребительской кооперации (см. Приложение 1).
     В ней отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме.
     Характеристика  основных типов
     1. Универмаг - крупное розничное предприятие торговой площадью более 600 м2 с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги населению, работающее на полном или внутреннем хозрасчете. Может включать секцию (отдел), торгующую продовольственными товарами, кулинарными, кондитерскими изделиями, кафетерий и т. п. К универмагам относятся также крупные магазины, торгующие товарами для детей и молодежи.
     2. Супермаркет — розничное торговое  предприятие торговой площадью  более 250 м2 с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров преимущественно повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30%. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия и т. п.
     3. Минимаркет — небольшое розничное предприятие торговой площадью 30-150 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40-50%.
     4. Продтовары — розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70- 200 м2. Возможно наличие «уголка» сопутствующих непродовольственных товаров.
     5. Специализированные магазины по  продаже отдельных групп продовольственных  товаров — небольшие розничные  предприятия торговой площадью 30- 100 м2, реализующие отдельные группы продтоваров.
     6. Промтовары — розничные предприятия  торговой площадью 100- 400 м2 по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса.
     7. Специализированные магазины по  продаже отдельных групп непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые условно можно подразделить на две группы: крупные, торговой площадью 150- 400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для дома и т.п.; мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.
     8. Дом торговли — комплексное  предприятие торговой площадью  более 1000 м2, состоящее нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. В состав Дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия питания, а также мелкооптовый магазин-склад типа «Кэш-энд-кэрри». Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций. В частности, Дом торговли наряду с продажей товаров населению, обслуживанием через предприятия питания, оказывает разнообразные услуги, включая маркетинговые, реализует через магазины-склады товары оптовым покупателям независимо от их ведомственной принадлежности.
     9. Фирменный магазин — небольшое  розничное предприятие торговой  площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое предприятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.
     10. Удобный (дискаунтный) магазин  — небольшое розничное предприятие  торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы, более низкие цены, совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции и т. п.; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, в зонах отдыха и т. д.
     3. Принципы размещения розничной торговой сети
     При осуществлении оптимальной схемы  размещения розничной торговой сети необходимо решить следующие задачи:
     • разместить розничную торговую сеть так, чтобы затраты времени на покупку товаров были минимальными;
     • обеспечить покупателям максимально  широкий выбор товаров, не распыляя товары сложного ассортимента по излишне  большому количеству магазинов, и максимально приблизить к ним товары повседневного спроса;
     • обеспечить каждому магазину необходимый  объем товарооборота, условия рентабельной работы;
     • эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые ресурсы.
     Научно  обоснованное размещение розничной сети должно обеспечить высокую культуру торгового обслуживания и повышение эффективности торговли.
     Обязательным  условием рационального размещения торговой сети является разработка перспективных  планов ее развития в тесной увязке со схемами районных планировок.
     Для потребительской кооперации в рамках административных районов рекомендуется  ступенчатая (концентрическая) система  построения розничной торговой сети.
     Она предполагает дифференцированное размещение торговых предприятий различных  типов по трем основным функциональным группам населенных пунктов: районным центрам, местным (кустовым) центрам, рядовым селам.
     В рядовых населенных пунктах размещаются  предприятия по продаже товаров  повседневного спроса через магазины «Минимаркет», «Продукты», «Автомагазины». Они представляют первую ступень торгового обслуживания.
     В местных (кустовых) центрах находятся  магазины, торгующие товарами повседневного  и периодического спроса, — универмаги площадью 650- 1000 м2, магазины «Продукты», «Промышленные товары» и некоторые типы специализированных магазинов. Они обслуживают не только собственное, но и тяготеющее население и образуют вторую ступень торгового обслуживания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.