На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лекция основная форма учебного процесса при подготовке юристов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Современная Гуманитарная Академия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
Предмет: Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
Тема: Лекция – основная форма учебного процесса при подготовке юристов 
 

     Студентка: Кириллова Елена Анатольевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Брянск -2009
 

      Содержание
лекция  обучение учебный
Введение
1 Лекция –  основная форма учебного процесса
1.1 Зарождение лекционной формы обучения
1.2 Развитие лекционной формы обучения
1.3 Порядок подготовки  и проведения лекции в юридическом  вузе
2 Роль и место  лекции в учебном процессе
2.1 Назначение лекции
2.2 Основные функции лекции
2.3 Классификация  лекций
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А 

 

      Введение 

     В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета.
     Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.
     Цель  лекции – формирование ориентировочной  основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, лекция выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции. В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам; в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли отражения в учебниках; отдельные разделы и темы очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала.
     Лекции являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Главная цель лекции дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах.
     Лекции  должны стимулировать активную познавательную деятельность студентов, способствовать формированию творческого мышления.
     Лекция  ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное  воздействие лектора на студентов  с целью повлиять на формирование их взглядов.
     Цель настоящей работы – исследование лекций как основной формы учебного процесса при подготовке юристов. 

 

      1 Лекция – основная  форма учебного  процесса 

     1.1 Зарождение лекционной формы обучения 

     На  протяжении всей истории высшей школы - с момента ее зарождения и до наших дней - ведущей организационной формой и методом обучения является лекция.
     Основная дидактическая цель лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
     Большинство педагогов определяют лекцию как главное звено дидактического цикла обучения.
     Лекции  появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в  Древнем Риме и в средние века[2]. В средневековых университетах основными методами преподавания были диспут и лекция.
     Слово «лекция» произошло от латинского «lectio», что означает «чтение». И действительно, лекции, состоявшиеся в западноевропейских университетах в XIII-XIV вв., представляли собой преимущественно чтение признанных церковью первоисточников с подробнейшими комментариями лектора [5].
     В XVIII-X1X вв. в университетах России лекция была простым «считыванием»  с книги или тетради готового текста (отсюда - чтение лекции). Это  и неудивительно, поскольку книги тогда были редки.
     С развитием печатного дела и распространением книги лекция не утратила своего значения для высшего образования, однако способ ее изложения изменился. Лекция стала развиваться именно как форма публичного изложения учебного предмета. Совершенствуясь как жанр искусства публичного слова, она вышла за стены университетов и вообще высшей школы, стала широко распространенным средством познания и пропаганды знаний.
     На  протяжении всей истории ее развития были как противники, так и горячие  защитники лекции, о чем достаточно подробно рассказывается в литературе.
     Широко  применялась лекция в первых университетах России. Яркие страницы в развитие лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший значение живого слова преподавателя. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться «красноречию», под которым понимал «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению», и поэтому советовал «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов» [9].
     В укрепление значения учебной лекции весомый вклад внесли математик  М.В. Остроградский, историки Т.Н. Грановский и В.О. Ключевский. Выдающийся педагог  высшей школы М.В. Остроградский  подходил к лекциям серьезно и вдумчиво, обращая внимание не только на научную, но и методическую сторону. Обычно он начинал лекцию с краткого обзора, прочитанного ранее, далее давал «ход рассуждения и метод доказательства» по новой теме. Затем подходил к выводам, умело, сосредоточивая внимание слушателей на главном[7]. Чтение лекций Остроградский оживлял экскурсами в жизнь и деятельность выдающихся ученых.
     Огромное  влияние на слушателей оказывали  лекции Т.Н. Грановского, в которых  лектор блестяще связывал далекую историю народов с окружающей действительностью, помогая слушателям уяснить ее. Его лекция отодвинула на второй план книгу, и Грановский занял особое положение в Московском университете, оказавшись, по выражению Н.Г. Чернышевского, «одним из сильнейших посредников между наукою и нашим обществом»[8]. Т.Н. Грановский своими лекциями вызывал лучшие человеческие чувства. История донесла до нас воспоминания Чернышевского, Чаадаева, Герцена, слушавших эти замечательные лекции и ощутивших их исключительно сильное влияние. «Всякий, слышавший его на кафедре, выносил с собой какое-то новое возбуждение к лучшему, всякий располагался к добру с большою духовною силою», - писал один из учеников Грановского. 

     1.2 Развитие лекционной  формы обучения 

     С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний, развития производства стала ощущаться потребность введения в университетах практических занятий, стимулирующих самостоятельность и активность студентов. Взгляд на лекцию стал изменяться, начали раздаваться голоса за сокращение лекций.
     Так, в 60-е годы вопрос о лекции был  поставлен особенно оригинально. Автором  такой постановки явился знаменитый хирург и педагог Н.И. Пирогов. Страстный защитник идей развития самостоятельности и активности студентов Н.И. Пирогов выдвинул предложение о том, что лекции должны читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым, нигде еще не опубликованным материалом или если лектор обладает выдающимся даром слова [6].
     Известные русские просветители, революционеры-демократы XIX в. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, касаясь проблемы организации занятий в высших учебных заведениях, также высказывались за усиление самостоятельной работы студентов, признавая, однако, значение лекций, и видели ценность их в том, что они гораздо сильнее книги возбуждают любовь студентов к науке[1].
     В защиту лекции решительно высказался в 1896 г. II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному  образованию, подчеркнув, что живое  слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой [3]. Девятнадцатого сентября 1932 г. ЦИК СССР принял постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В нем отмечалось, что нужно применять лекции как метод преподавания, способствующий сближению профессоров с учащимися, с тем, однако, чтобы вслед за лекцией следовала основательная проработка материала под руководством ассистентов и при обязательном контроле профессора.
     Тем не менее, в 30-е годы в некоторых вузах в экспериментальном порядке чтение лекций было прекращено, но подобное нововведение не оправдало себя.
     В настоящее время споры по вопросам роли и месте лекций не прекращаются. Так некоторые противники лекционного изложения учебного материала упрекают лекции том, что она приучает к пассивному, некритическому восприятию чужих мнений, замораживая стремление мыслить самостоятельно; причем, якобы, чем лучше лектор, тем больше вероятность некритического заимствования чужих мыслей. Другим недостатком лекционной формы считают то, что посещение лекций приучает к школярству и отбивает вкус к самостоятельным занятиям. Также противники лекций обращают внимание на неодинаковость восприятия студентами лекционного материала, в результате чего некоторый студенты не могут осмыслить излагаемый материал и лишь механически записывают слова лектора.
     В доводах противников лекций, несомненно, есть доля истины. Вместе с тем опыт высшей школы показал, что отказ от лекций может привести лишь к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра, а указанные недостатки в значительной мере могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса. 

 

      1.3 Порядок подготовки и проведения лекции в юридическом ВУЗе 

     Подготовка  лекции начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного  курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении.
     Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель  имеет возможность внести в нее  свои изменения. Учебный план и рабочая  программа служат основой разработки лекционного курса.
     Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и  заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики  структуры изучаемой отрасли права.
     После определения структуры лекционного  курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:
     - отбор материала для лекций, составление  плана лекций, списков основной и дополнительной литературы;
     - определение объема и содержания  лекции, изучение основополагающих  источников;
     - выбор последовательности и логики  изложения, написание конспекта;
     - подбор иллюстративного материала;
     - выработка манеры чтения лекции.
     Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством  и подзаконными актами, авторитетными  комментариями к действующим  законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Целесообразно обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них.
     Определение объема и содержания лекции — важный этап ее подготовки, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено  ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выноситься на экзамен. При этом, как показывает опыт, объем времени, отводимого на самостоятельную работу, не должен превышать 30—40% от лекционного времени. Если лекция будет хорошо подготовлена, но перегружена фактическим материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Кроме того, при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую, по мнению преподавателя, он должен обязательно усвоить.
     Приступая к решению вопроса об объеме и  содержании лекции, следует учитывать  ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую характеристику лекции. Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, а также с образовательными возможностями других форм обучения.
     Лекционное  преподавание закладывает основы научных  знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую отрасль права, знакомит студентов с методологией исследования, указывает направления  их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий[4].
     Подбор  иллюстративного материала может  быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно  отобрать, но и определить и зафиксировать  их последовательность при чтении лекции. Можно предложить вниманию студентов, например, реальные учредительные документы юридического лица, те или иные формы документов, отражающие договорные отношения сторон, и т. п. При этом такие материалы предназначены только для просмотра студентами, более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.
     Выбор последовательности и логики изложения  материала — следующий этап работы над лекцией. При составлении  плана лекции лучше выделить самостоятельные  разделы, после каждого из них  желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить, какой метод изложения необходим — индукция, дедукция или аналогия.
     Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении либо о предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.
     Дедуктивный метод изложения состоит в  движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежат анализу отдельные проявления этой закономерности.
     Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризировать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой «ложной аналогией».
     Заключительный  этап работы над текстом лекции —  ее оформление. Абсолютное большинство  начинающих лекторов подобранные материалы оформляют в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся тезисными записями и планами. В педагогической литературе рекомендуется также применять лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции.
     Выработка индивидуальной манеры чтения лекции — исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному  занятию. Прежде всего, не следует никогда  читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога  с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, следя за тем, успевают ли студенты записывать лекцию. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. 

 

      2 Роль и место лекции в учебном процессе 

     2.1 Назначение лекции 

     Лекция  представляет собой основную организационную  форму обучения, направленную на первичное  овладение знаниями.
     Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую  основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
     Цель  лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
     Задачи  лекции:
     - обеспечивать формирование системы  знаний по учебной дисциплине;
     - учить аргументировано излагать научный материал;
     - формировать профессиональный кругозор  и общую культуру;
     - отражать новые, еще не получившие  освещения в учебниках и учебных пособиях знания;
     - оптимизировать все другие формы  организации учебного процесса  с позиций новейших достижений  науки, техники, культуры и  искусства.
     К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение.
     Вступление – часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
     - формулировка темы лекции, характеристика  ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности,  цели лекции;
     - изложение плана лекции, включающего  наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
     - характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации  самостоятельной работы обучающихся;
     - ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
     Основная  часть – изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Она включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений и определяется видом лекции.
     Заключение – подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы слушателей.
     Подготовка  лекции включает:
     - уяснение целей занятия на  основе требований государственного  образовательного стандарта и  квалификационной характеристики;
     - отбор нужного объема учебного материала;
     - детальную проработку структуры  лекции;
     - написание текста лекции;
     - отработку текста лекции и  придание ему наглядности;
     - подготовку дидактических материалов  к лекции и выбор технических средств;
     - решение других организационных  вопросов;
     - психологический настрой преподавателя на чтение лекции.
     Лекция  как форма учебного процесса имеет  ряд отличительных черт, в частности:
     - она дает целостное и логичное  освещение основных положений учебной дисциплины;
     - вооружает студентов методологией изучения данной науки;
     - лучше и полнее других форм  компенсирует устаревание или  отсутствие современных учебников  и учебных пособий, оперативно  знакомит с последними данными наук;
     - органично сочетает обучение с воспитанием;
     - нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направлении.
     Преимущества  лекции:
     • творческое общение лектора с  аудиторией, сотворчество, эмоциональное  взаимодействие;
     • лекция - весьма экономный способ получения  в общем виде основ знаний;
     • лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.
     Однако  лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого [3]. 

     2.2 Основные функции лекции 

     Основными функциями лекции являются:
     - познавательная - выражается в вооружении обучающихся знаниями основ юридической науки и определении научно-обоснованных путей решения практических задач и проблем;
     - развивающая – лекция развивает интеллект, профессиональное мышление, учит думать, научно мыслить;
     - организующая – предусматривает,  в первую очередь, управление работой студентов, как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки.
     Кроме этого лекция как форма учебного процесса выполняет следующие функции: научную, учебную, информационную, ориентировочную и воспитательную.
     Научная функция лекции состоит в передаче студентам современного состояния  науки, ее метода и содержания, принципов, закономерностей, ее основных идей и теорий, обобщенных ею фактов, явлений, бытии. Чтобы быть на уровне современной науки, лектор обязан постоянно готовиться к лекциям, систематически обновлять их.
     Методологическое  значение лекции состоит, прежде всего, в том, что лектор раскрывает слушателям метод науки, при помощи которого анализируются жизненные явления. Лекция - это школа научного мышления. Овладеть наукой - это значит, кроме всего прочего овладеть языком науки, т.е. специфическими терминами, принципами, рассуждениями. Язык науки сложен, поэтому в лекции его следует сочетать с обыденным языком, иначе студент не поймет лектора. Найти меры такого сочетания - дело педагогической интуиции [6]. С первой лекции надо постепенно вводить специальные термины. Всякая наука состоит из теоретической и эмпирической частей. И в лекциях необходимо найти оптимальную меру сочетания теории и практики, абстракции и наглядности
     Учебная функция лекции состоит в организации  самостоятельной работы студента, в  направлении всех форм учебного процесса (семинаров, практических и лабораторных занятий, курсовых работ и др.), в обеспечении эффективного и точного выполнения учебного плана и учебной программы. Главное учебное назначение лекции состоит в организации самостоятельного труда студентов. Лектор не должен пытаться изложить все, что он знает по теме лекции. Главное заключается в том, как лектор преподнес информацию студенту, заставил ли он его задуматься[7]. Переработка материала студентом по ходу лекции есть его самостоятельная работа, которая должна быть продолжена и после лекции работой с учебником, монографией, научной статьей.
     Воспитательная  функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект студентов, но и на их чувство и волю. Воспитательная функция также состоит в привитии студентам стремления и навыков самостоятельного мышления, умения правильно оценивать окружающие события и должным образом вести себя, уважения к своей будущей профессии, трудолюбия, нравственности и т.д.
     Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы. 

     2.3 Классификация лекций 

     Рассмотрим  несколько классификаций видов лекций (Приложение А). Виды лекций с точки зрения характера содержания: академическая лекция и популярная (публичная) лекция.
     Академическая лекция - это традиционно вузовская  учебная лекция, которую порой  противопоставляют публичной лекции вне стен вуза. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение, но все же это абстракции. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы[6]. Цельная композиция лекции не допускает ответвлений мысли. Большинство учебных лекций по программе курса - академические.
     Популярная (публичная) лекция представляет изложение  научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза. Но и в высшей школе они уместны по курсу «Введение в специальность» для студентов 1 курса, слушателей подготовительного отделения, абитуриентов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.