На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ предпочтений на рынке овощной продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

          Введение........................................................................................................3 

    Теоретические основы маркетинговых исследований..............................6
1.       Понятие, процесс, цели и задачи маркетинговых исследований..............6
2. Маркетинговая  информация и источники маркетинговой  информации...........................................................................................................13
3.       Маркетинговый анализ и прогнозирование..............................................19 

    Изучение  потребительских предпочтений на рынке  овощной продукции..............................................................................................................22
1.        Тенденции развития рынка овощной продукции....................................22
1.1.     Состояние рынка овощной продукции.....................................................22
1.2.    Мировые тенденции и особенности  рынка овощной продукции в  России.....................................................................................................................24
2.         Цели и задачи проводимого  исследования.............................................28
3.         План проводимого исследования.............................................................29
4.         Реализация проводимого исследования..................................................33
5.         Интерпретация полученных результатов  и рекомендации....................37 

            Заключение................................................................................................41
            Библиография............................................................................................42
            Приложение 1 
 
 
 
 
 
 

 


Введение 

     Овощи - один из важнейших и незаменимых  продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные и бахчевые культуры занимают особое место в продовольственном  балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами. Поэтому производство их в дальнейшем должно увеличиться.
     Нарушение хозяйственных связей, системы заготовок, неудовлетворительное материально-техническое  обеспечение, резкое удорожание энергоресурсов, монопольные цены на средства производства, необоснованно высокие налоги, правовая незащищенность хозяйств, недостаточная государственная поддержка привели к заметному спаду производства  в общественном секторе России.
     В современных условиях требуют глубокого научного исследования и практического решения вопросы формирования региональных овощных рынков. Рынок овощной продукции является одним из важнейших сельскохозяйственных рынков.
     Неблагоприятные изменения, произошедшие в течение  последнего десятилетия, определяются новыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Растущая конкуренция привела к насыщению отечественного овощного рынка продукцией. Это ставит перед региональными производителями задачу сохранения рынка сбыта и, по возможности, его расширения, увеличения собственной рыночной доли или поиск ниши, способной обеспечить сбыт производимой продукции. В условиях конкуренции меняется подход к ценообразованию, остро встают вопросы планирования товарного ассортимента. Изменившаяся система товародвижения овощной продукции за счет преобразования прежних и появления новых субъектов хозяйственной деятельности на пути продукта от производителя  к  конечному  потребителю  ведет  к  формированию  новых
      
каналов сбыта, перераспределению их значимости для предприятий. Одновременно изучение рынка дает основу для оценки перспектив его развития, позволяет сформировать обоснованную программу экономического развития отдельного предприятия, ориентированную на потребности рынка и потому способную создать основу для эффективного ведения хозяйственной деятельности. Помимо практического значения, информация о состоянии и развитии рынка играет решающую роль в становлении современной экономической науки.
     Проблемам формирования и развития современных  сельскохозяйственных рынков посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Важным представляется также углубленное исследование проблем формирования отдельных видов рынков на региональном уровне. Необходимо выявить основные направления формирования рынка, определить и обосновать возможные варианты его развития и оценить роль и место в данном процессе региональных товаропроизводителей овощной продукции. Недостаточно изучены состояние спроса и предложения, конкурентной ситуации в новых условиях. Система товародвижения находится в состоянии динамичного развития, в связи с чем следует проанализировать ее нынешнее состояние и перспективы развития, дать оценку каналам сбыта. Требуют дополнительного исследования формы взаимодействия государства и сельскохозяйственных производителей, основанные на принципах рыночных отношений.
     В этих условиях очевидна необходимость  в исследовании рынка овощной  продукции. Объектом исследования является рынок овощной продукции. Предмет  исследования — определенные группы овощеплодной продукции.
     Перед началом любого исследования необходимо поставить цели. Целями данного исследования являются изучение потребительских  предпочтений на рынке овощной продукции  Казани и разработка предложений  по  формированию  и  эффективному  функционированию  

регионального рынка овощной продукции.
     Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
     - исследовать современное состояние  спроса и предложения овощной  продукции в регионе;
     - определить основные направления  формирования рынка овощной продукции и оценить роль отечественных и зарубежных товаропроизводителей в его насыщении;
     - определить тенденции развития  рынка на ближайшее будущее;
     Результаты  данного исследования могут быть использованы региональными плодоовощными  предприятиями при исследовании и анализе текущего состояния рынка овощной продукции, разработке долгосрочной маркетинговой стратегии деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Теоретические основы маркетинговых исследований
     1. Понятие, процесс, цели и задачи маркетинговых исследований 

     Обеспечение "прозрачности" рынка, т.е. получение  полной и достоверной информации о его состоянии и развитии, является одной из главных целей  маркетинга, дополненных требованием  обеспечения предсказуемости его  дальнейшего развития, иначе научно обоснованного предсказания, прогноза. Нельзя осуществлять маркетинговую управленческую деятельность, не зная сложившейся рыночной ситуации. Без выявления тенденций и закономерностей функционирования рыночного механизма немыслимо регулирование рыночных процессов или адаптация к его действию. Итак, маркетинговая деятельность по доведению товара от сферы производства до сферы потребления нуждается в информационно-аналитическом обеспечении. Маркетинговое исследование, которое призвано решать эти задачи, неотъемлемая составная часть маркетинга, оно проводится в интересах маркетинга и по его заказу. Маркетинговое исследование осуществляется или самой маркетинговой службой или, по ее заказу, на коммерческой    основе    специализированной    маркетинговой (консалтинговой) фирмой, научным/учебным учреждением, государственной организацией и т.п. (15)
     Маркетинговое исследование представляет собой обособившееся  научное направление, сложившееся  на стыке ряда наук. Маркетинговое  исследование имеет достаточно сложную методологию, представляющую собой сплав статистических, эконометрических. социометрических, квалиметрических, бихевиористических и собственно маркетинговых методов. Сбор информации целиком подчиняется правилам статистического наблюдения, статистические методы используются в оценках динамики, вариации, структуры рыночных явлений, выявлении тенденций и закономерностей; эконометрические приемы применяются при моделировании, имитации и прогнозировании рыночных процессов, оценке  

риска; без знания социометрии трудно изучать  поведение потребителей, проводить  их анкетирование; необходимость комплексной  оценки качества и конкурентоспособности  заставляет использовать методы квалиметрии. Бихевиоризм помогает разобраться  в процессах формирования и изменения отношения потребителей к товару, в реакциях спроса на свойства товара, на процессы его старения и обновления. (16)
     Маркетинговое исследование — это систематическая  подготовка и проведение различных  обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией.
     Не  следует путать маркетинговое исследование и исследование рынка. Исследование рынка осуществляется на каком-либо конкретном его сегменте и является одним из возможных элементов маркетингового исследования. (12)
     Процесс проведения маркетинговых исследований включает определение проблемы и  целей исследования, разработку плана  исследований, сбор информации, ее анализ и доведение полученных результатов до сведения руководства. При проведении исследований компания должна решить, будет ли она самостоятельно собирать необходимые данные или воспользуется уже имеющимися, выбрать метод проведения исследований (наблюдение, групповое интервью, опрос, эксперимент), а также исследовательские инструменты (анкеты или механические инструменты), разработать план отбора респондентов и методы общения с ними. Научный метод, творческий подход, разнообразные исследовательские методы, точное построение модели, анализ эффективности затрат и доля здорового скептицизма — характеристики эффективного маркетингового исследования. (12)
     Конкретным  результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии  и тактики маркетинговой деятельности предприятия. (17) 

     Каждой  фирме, выступающей на рынке в  качестве продавца или покупателя, необходимо иметь, как минимум, следующие  сведения:  емкость рынка и  доля, которую на нем занимает сама фирма, позиция и возможности конкурента; ситуация на рынке; собственный рыночный потенциал и своя конкурентоспособность; реакцию рынка на те или иные маркетинговые действия фирмы. (11)
     Т.к. фирма действует в окружающей маркетинговой среде, фирме полезно  знать формы и силу влияния микро- и макросреды на свою деятельность и ее результаты с тем, чтобы оптимально приспособиться к этим воздействиям. Следовательно, изучение сил и факторов окружающей среды маркетинга - важная исследовательская задача. (12)
     Кроме этого, перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:
    Сбор, обработка, сводка и хранение информации;
    Оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности;
    Оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности:
    Анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, захваченной фирмой, территориальный анализ рынка сбыта и т.д. (17)
     Множество целей, которые ставят перед собой  маркетологи или их заказчики, не менее емко, чем множество направлений исследований. Однако их можно разбить на четыре легко идентифицируемые группы:
    поисковые — предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему и помогающие выработать несколько рабочих гипотез для дальнейшего изучения;
    описательные — предполагающие детальное описание отдельных фактов и явлений, а также их взаимосвязей и влияния;
    экспериментальные — состоящие в проверке маркетинговых
 
     гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом, с одной стороны, и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т. п.) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т. п.) — с другой;
    оправдательные — призванные подкрепить объективной информацией уже сформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (фирмы) или точку зрения.
       При том, что первые три группы целей особенно важны для современной России, испытывающей недостаток в деловой информации, наибольшим спросом пока пользуется последняя группа, особенно приглянувшаяся консервативно настроенным топ-менеджерам и недальновидным начинающим политикам.
     В меньшей степени она востребована, конечно, там, где была бы наиболее уместна  — в области юриспруденции (хозяйственного права) и конфликтологии. (10)
     К маркетинговому исследованию предъявляются следующие требования: научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых явлений и процессов на основе научных принципов и объективно полученных данных, выявление закономерностей развития; комплексность, т.е. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии, анализ структуры, выявление иерархии и подчиненности элементов; достоверность. т.е. обеспечение научных принципов сбора и обработки данных, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ; эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами. (17)
     Процесс маркетинговых исследований включает несколько стадий (рисунок 1). (14)   
 
 
 
 

     
     Рисунок 1 - Процесс маркетинговых  исследований 

     
    Определение проблемы и целей исследования.
     Нельзя  начинать какие-либо исследования до тех  пор, пока не определена суть (природа) проблемы.
     Стадия  распознавания и определения  проблемы является первым шагом в  процессе нахождения решения. Невыполнение задач по сбыту, растущее число неоплаченных счетов и низкий оборот — все это сигналы или симптомы более серьезных проблем. Исследователи должны распознать и определить проблемы, скрывающиеся за этими симптомами. Неправильное определение проблемы может привести к неправильному решению.
     Цели  маркетинговых исследований вытекают из сформулированных проблем. Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.
    Определение объектов исследования.
     Когда определена проблема, можно сформулировать задачи исследования. Как правило, исследование включает решение одной из четырех задач: разработать, описать, проверить гипотезы и предсказать.
     Исследование  с целью разработки проводят, когда  необходимо получить больше информации по данной проблеме, более четко сформулировать гипотезы или когда необходимы новые гипотезы.  

Исследования  с целью описания проблем проводятся, когда нужно описать такие  объекты, как рынок или его  часть (сегмент), определяя их характеристики на основе статистических данных.
     Если  задача маркетинговых исследований — проверка гипотезы взаимосвязи  между независимыми и зависимыми переменными, фирмы проводят исследования с целью выявления причин, вызвавших  возникновение проблемы. Например, исследование, проведенное с целью описания проблемы, может выявить, что фирма снизила цены на свою продукцию и одновременно с этим на рынке возрос спрос на нее, но оно не может определить, было ли снижение цены причиной роста объемов продаж. Объем продаж мог вырасти вследствие других факторов — увеличения покупательной способности потребителей или снижения маркетинговых усилий конкурентов. Исследования с целью определения причин, вызвавших возникновение проблемы, призваны показать, что снижение цены (независимая переменная) является причиной роста объемов продаж (зависимая переменная) или что снижение цены не является причиной роста объемов продаж.
    Разработка плана исследования.
     Создание  проекта исследования является, возможно, самой важной стадией процесса маркетинговых исследований. Проект исследования — это общий план проведения маркетинговых исследований; он определяет потребности в различных данных и процедуру сбора, обработки и анализа этих данных. Со стороны исследователя разработка плана требует больших способностей. Эта стадия включает не просто выбор определенных методов проведения маркетинговых исследований, а разработку в рамках маркетинговых исследований специфических задач.
     На  этом этапе также определяется потребность  в информации, тип требуемой информации, источники и методы ее получения.
     4. Сбор информации (данных).
     С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три  

альтернативных  подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно — самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок.
     5. Анализ информации (данных).
     Начинается  с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие  ошибок, кодирование, представление  в матричной форме). Это позволяет  перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и корреляции, осуществляется анализ трендов и т.д.).
     6. Представление результатов.
     Полученные  в результате проведенного исследования выводы оформляются в виде заключительного отчета и представляются руководству фирмы. Не всем менеджерам для принятия решений нужны все полученные результаты. Менеджеров могут не посвящать в тонкости проведенного исследования, но доверять полученным результатам они должны. Помимо написания отчета можно сделать его устную презентацию. В данном случае имеется возможность ответить на возникшие вопросы. (10)
     Итак, одна из основных целей маркетингового исследования — определение рыночных возможностей компании. После проведения исследования фирма, прежде чем выбрать свой целевой рынок, должна тщательно взвесить каждую из выявленных возможностей. Необходимо правильно оценить и предсказать размер рынка, потенциал его роста и возможную прибыль. Прогнозы продаж будут использованы финансовым отделом для привлечения оборотных средств или инвестиций, производственным отделом — для определения мощностей и планируемой производительности, отделом поставок — для выполнения закупок в  

соответствии  с потребностями, а отделом кадров — для найма необходимой рабочей силы. Ведь если прогноз оказывается далеким от реальности, компания затратит денежные средства на формирование избыточных запасов и производственных мощностей либо, не сумев удовлетворить потребности рынка, упустит прибыль. (12) 

2. Маркетинговая информация и источники маркетинговой информации 

     Сбор, обработка и сводка информации представляют собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Получение информации подчинено  задачам управления и имеет целью  обеспечить оценку и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.
     Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения и другие данные, необходимые для  анализа и прогнозирования маркетинговой  деятельности.
     Информация  собирается среди ее носителей, т.е. юридических и физических лиц, обладающих некоторыми сведениями и занимающихся определенной рыночной деятельностью (как активной, так и пассивной). На потребительском рынке в качестве носителя, обладателя информации выступают: во-первых, индивидуальные потребители (население), у которых собираются сведения, характеризующие их спрос, поведение на рынке, принадлежность к социальным и демографическим группам и другая информация, необходимая для маркетинга; во-вторых, производители, обладающие сведениями о качественных и количественных характеристиках товара, потенциале производства и возможностях НТП, перспективах модернизации товара и создании качественно новых товаров, себестоимости товара и т.д.; в-третьих, дистрибьюторы (торговые посредники), располагающие информацией о спросе потребителей, конъюнктуре потребительского рынка, торговых конкурентах, эффективности рекламы и  

т.д. Как  правило, участники канала товародвижения, особенно конвенционального или  вертикальной маркетинговой системы охотно обмениваются информацией, имеющей взаимный интерес. Нередко ими проводятся совместные маркетинговые исследования. Информационная система маркетингового исследования отличается сложностью и многообразием. Сбор, обработка и анализ информации требуют от сотрудников маркетинговых служб специальной квалификации и высокой информационной культуры. (15)
     Существуют  различные типы маркетинговой информации. Прежде всего, она делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу: к внешней - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая фирмой в маркетинговых целях. К ней относятся: информация, собираемая и разрабатываемая Госкомстатом РФ и его местными органами, а также другими государственными и общественными организациями, в том числе официальные публикации; информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями: информация, публикуемая в СМИ; информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п.
     В свою очередь внутренняя информация делится на первичную и вторичную. Вторичная информация собирается фирмой не для маркетинговых нужд, а для  других целей (например, бухгалтерский  учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов государственной статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой в своих целях. Первичная информация собирается специально для конкретных маркетинговых потребностей (обследования, опросы и т.п.). Иногда информация в маркетинге делится на кабинетные исследования (desk research) , т.е. работа с уже кем-то собранными материалами, и на полевые исследования (field research), т.е. первичный сбор материала для конкретного маркетингового  

исследования. (17)
     Особое  место в маркетинговом исследовании занимает маркетинговая разведка (marketing intelligence) - сбор текущей информации о  микросреде маркетинга (клиентах, торговых посредниках и конкурентах). Здесь  существуют два направления: первое - использование информации, которую эти силы окружающей среды маркетинга предоставляют сами (обмен информацией между участниками канала товародвижения и информация о себе рекламного характера для акционеров, потенциальных инвесторов или клиентов и т.п.); второе - получение конфиденциальной или полуконфиденциальной информации, иногда с применением методов экономического шпионажа, сбора слухов, отслеживания публикаций. (19)
     Наблюдение  — один из возможных способов сбора  первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за вовлеченными в анализируемую ситуацию лицами и обстановкой. При прямом наблюдении исследуется поведение объекта в конкретной ситуации (например, реакция пассажиров самолета на предложенный обед или прохладительные напитки в процессе полета). В случае непрямого наблюдения исследуется не само поведение, а его результат (например, изучив оставшиеся на борту после рейса газеты, можно определить, какие из средств массовой информации вызывают у пассажиров наибольший или наименьший интерес). Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, скрытое — наоборот, проводится за объектом, который об этом не информирован. (13)
     Экспериментом называют изменение независимых  переменных с целью определения их влияния на зависимые переменные. Независимые переменные могут изменяться по усмотрению экспериментатора (например, цена на продукцию, объем выпуска, затраты на продвижение товара), в то время как независимыми переменными он непосредственно управлять не может (например, спрос и предложение на рынке, рыночная доля фирмы).
     К лабораторным относятся эксперименты, при проведении которых  

создаются некоторые искусственные условия, исключающие влияние побочных факторов. Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях. Они позволяют получить более реальную картину исследуемой ситуации, но их гораздо труднее проводить, чем лабораторные. К тому же полевые эксперименты требуют для своей реализации больше времени и материальных ресурсов. (18)
     Опрос как метод сбора первичной  информации занимает промежуточное  место между наблюдением и  экспериментом и относится к  описательным исследованиям.
     При подготовке к проведению опроса необходимо ответить на следующие вопросы: Кого опрашивать? Какое количество респондентов надо опросить? Каким образом отбирать респондентов? Как устанавливать контакт с респондентами?
     Определение единицы выборки связано с  целями и процедурой проводимого  исследования. В некоторых случаях  объектом опроса будут отдельные лица (например, при сборе информации о поведении курильщиков), в других — семья (например, при изучении потребления моющих средств), промышленное предприятие (например, при анализе товаров промышленного назначения), фирма или какая-либо организация.
     При проведении исследования можно проводить  сплошной опрос, т.е. опрашивать всех респондентов, или выборочный. Сплошной опрос проводится только в том случае, если число  изучаемых объектов невелико (например, если покупатели товара промышленного  назначения — несколько фирм). В остальных случаях используется выборочный метод. Выборка — это часть совокупности. Полученные на основе ее изучения данные, скорее всего не будут в точности соответствовать данным, которые могли бы быть получены на основе исследования всех единиц совокупности. Поэтому очень важно принять правильное решение об объеме выборки, которое должно являться компромиссом между необходимой точностью результатов обследования  и  затратами  на  его  проведение.  Однако  в  практических  

исследованиях часто ориентируются на то, что  достаточно исследовать не более 1% целевой аудитории. (15)
     При проведении опроса для связи с  аудиторией используется почта (в том  числе электронная), телефон и  личное общение.
     Анкетирование по почте целесообразно использовать, если число опрашиваемых велико и требуется получить много разнообразных данных. К плюсам этого метода можно отнести его относительно низкую стоимость, возможность охвата труднодоступных районов, отсутствие влияния интервьюера на опрашиваемого, анонимность респондента, время на обдумывание ответа (в отдельных случаях наличие времени на обдумывание ответа может оказать отрицательное влияние на его правильность). К минусам анкетирования по почте следует отнести возвращение небольшого числа анкет (как правило, менее 10% разосланных); меньшую гибкость процесса опроса, чем при личном интервью, возможность ответов «ради шутки».
     Телефонное  интервью считается целесообразным, если требуется задать несколько  простых вопросов, оперативно провести анализ рынка или предварительное исследование перед персональным интервьюированием. Стоимость телефонного опроса значительно превышает стоимость почтового анкетирования, особенно в случае ведения международных переговоров. Плюсом этого метода связи с аудиторией является его высокая результативность (на вопросы отвечают обычно 80—90% респондентов) и возможность быстрого получения ответа.
     Личное  собеседование — самый универсальный  метод, характеризующийся высокой  степенью гибкости и подгоняемости  под респондента. Кроме того, интервьюер не только задает собеседнику больше вопросов, но и дополняет результаты беседы личными впечатлениями. В то же время этот метод требует тщательного планирования, контроля и больших затрат. Кроме того, на его результаты влияют взгляды и предубеждения интервьюера.  Личное   собеседование   может   проходить   в   форме  

индивидуального и группового интервью. В первом случае предполагается посещение респондентов на дому, по месту работы, встреча  на улице.  (12) Во втором — составляется фокус группа из 6—10 человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуги, компании или какого-либо другого объекта маркетингового исследования. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное — специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. (13) В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемому вручается небольшая денежная сумма или подарок. (16)
     При подготовке опроса необходимо предварительно разработать план интервью или опросный лист (анкету). Существуют определенные правила составления опросных листов и формулировки включаемых в них вопросов.
     В частности, во введении к анкете исследователь  должен сформулировать цель опроса и постараться убедить респондента ответить на поставленные вопросы, показав, какую выгоду тот получит, приняв участие в опросе. Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает обследование (необходим разумный компромисс). (15) Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не обидеть или не встревожить респондентов и не вызвать негативной реакции с их стороны. Вопросы должны быть сформулированы четко и конкретно, чтобы все респонденты понимали их одинаковым образом и на них можно было легко ответить. (14) Вопрос должен быть кратким (особенно при личном интервью). Следует избегать наводящих вопросов. Наиболее трудные вопросы рекомендуется ставить в середине или ближе к концу анкеты. Вопросы личного характера, касающиеся возраста, образования, национальности и т.д., приводят в конце анкеты. Рекомендуется включать в опросные листы так называемые вопросы-фильтры, которые позволят судить о правильности остальных ответов. (15)
     Форма вопроса в конечном итоге также  может повлиять на полученный  

ответ. Маркетологи выделяют обычно два  типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные  варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Ответы на эти вопросы легче поддаются анализу и обобщению. Открытые вопросы дают возможность опрашиваемым отвечать своими словами. Такие вопросы ставят в самых разных формах, они дают возможность получить качественную информацию и оценить восприятие потребителем того или иного товара. Чаще всего в полном объеме их используют при проведении фокус-групп.
     Традиционная  схема анкеты включает:
     - введение (цель опроса, сведения  об опрашивающих: название, характеристика, адрес), гарантия анонимности опроса  и доверительность ответов;
     - перечень вопросов, характеризующих  предмет опроса;
     - сведения об опрашиваемых. (10)
     Следует помнить, что общее число вопросов в анкете не должно превышать 45. Это  максимум, после которого внимание опрашиваемого снижается. (19)
     Сбор информации о внутренней и внешней среде организации должен вестись непрерывно. Для этой цели на фирме в рамках маркетингового подразделения должны быть созданы системы маркетинговой информации и поддержки маркетинговых решений. (14) 

3. Маркетинговый анализ и прогнозирование 

     После завершения сбора данных наступает  следующий этап — отработка (анализ) полученной информации и формирование отчета. Первый шаг в процессе анализа  — проверка анкеты с целью установления качества ответов, выявление анкет, которые могут быть неприемлемыми из-за неполного заполнения, и т.д. Следующий шаг — конструирование формата идеи, представленной в ответах, путем сведения полученных данных в  

таблицы, тем более, что перед опросом  было проведено полное тестирование метода, которое включало и составление таблиц на основе полученной информации. На этой стадии еще существует опасность представить данные таким образом, что они не будут показывать искомый результат, поэтому надо действовать очень внимательно, чтобы не исказить результаты исследований. (17)
     Маркетинговый анализ представляет собой процесс  получения выводов из собранной  и надлежащим образом сгруппированной  информации. Анализ имеет две ступени: 1) констатационные оценки состояния  и развития рынка и 2) объяснение сложившейся ситуации, выявление и моделирование причинно-следственных связей, научное прогнозирование дальнейшего развития. Маркетинговый анализ служит целям разработки маркетинговой стратегии, принятия конкретных маркетинговых решений и обеспечения эффективности маркетинговой деятельности фирмы.
     Маркетинговый анализ - оценка, объяснение и прогноз  рыночной ситуации, процесса товародвижения и собственного потенциала фирмы  с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования. (15)
     Методология маркетингового анализа включает: статистические методы - абсолютные, средние, относительные величины, группировки, индексы, вариационный анализ, корреляционно-регрессионный и многомерный анализ, графический метод, трендовые модели; эконометрическое моделирование - линейное и динамическое программирование, модели, базирующиеся на теории массового обслуживания (теория очереди) и теории принятия решений (теория риска), логистические модели; квалиметрические методы: использование стратегических матриц (решеток) и т. д. Маркетинговый анализ должен быть системным, т. е. охватывать весь рынок и рыночные процессы в их структурной иерархии, в динамическом развитии и во взаимосвязи. Он включает: 

     - ситуационный (конъюнктурный) анализ;
     - анализ потенциала собственной фирмы;
     - анализ возможностей конкурента.
     Любое маркетинговое мероприятие (решение  на выпуск нового товара, заключение контракта  на сбыт, уход с рынка, изменение  цены и т. д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации. Поэтому конъюнктурный  анализ - необходимый компонент маркетингового исследования. (14)
     Конъюнктура (от лат. conjungo - соединяю, связываю) рынка - конкретная ситуация, сложившаяся  на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которая эту ситуацию определяет.
     Что понимается под рыночной ситуацией, или состоянием рынка?
     - Степень сбалансированности рынка  (соотношение спроса и предложения).
     - Тип рынка (конкурентный, монополистический  и т. д.).
     - Тенденции развития рынка (изменения,  их векторы, скорость и интенсивность).
     - Масштабы и степень деловой  активности (заполненность хозяйственного  портфеля фирмы, число и размер  заказов и т. п.).
     - Уровень риска.
     Тенденции рынка определяются на основе анализа  изменения основных параметров рынка (продажи, цен, товарных запасов). Визуально рассматриваются динамические ряды темпов роста или их графические изображения (диаграммы). Более надежный вывод базируется на трендовых моделях (статистическом выравнивании), которые не только определяют вектор и скорость развития, но и его характер: ускорение (степенная и показательная кривая, парабола), спад  с  замедлением (гипербола), равномерное развитие (прямая) и т. д. (15) 
 
 

II. Изучение потребительских предпочтений на рынке овощной продукции
1. Тенденции развития рынка овощной продукции
1.1 Состояние рынка  овощной продукции 

     Лук, картофель, морковь, капуста, свекла, безусловно, товары первой необходимости. До сих  пор большая часть российского  населения в зимне-весенние месяцы потребляет овощи, которые закладываются на хранение осенью. Однако к началу второго квартала запасы плодово-овощной продукции заканчиваются и до следующего урожая наблюдается сезонное повышение спроса. А так как предложение овощей в это время обычно ограничено, цены растут. Отечественные производители могли бы полностью обеспечивать российского потребителя овощами круглый год. Но этого не происходит. Так что же мешает производителям производить, а магазинам продавать овощи? Как развивается это направление торговли?
     На  протяжении последнего десятилетия проблема снабжения овощами жителей больших городов стоит очень остро. С началом стремительных рыночных преобразований в отечественной экономике прежняя система торговли плодоовощной продукцией практически развалилась. Так, в крупных городах и ближайших пригородах овощные базы не смогли быстро перестроиться под соответствующие требования рыночной экономики, резко снизили свои обороты, а многие даже сменили направление своей деятельности. Причинами подобного краха стали устаревшая технология хранения, огромные потери продукции. Как следствие, при отсутствии нормального сбыта сельхозпредприятия резко сократили площади под посевы овощных культур, снизили объемы производства.
     Чтобы хоть как-то решить проблему с овощами, в начале 90-х годов горожанам в массовом порядке предлагались земли под садово-дачные участки. Начавшийся потом садово-огородный бум несколько компенсировал спад производства сельхозпредприятий, но полностью проблемы не решил.  

К тому же с постепенным ростом доходов интерес горожан к выращиванию овощей стремительно падает.
     Что делать магазинам? Сейчас в хороших  магазинах нет прежней пустоты  на овощных прилавках, но это не значит, что проблемы решены. Крупные торговые предприятия самостоятельно ищут пути к нормальной цивилизованной овощной торговле. Сельхозпредприятия готовы напрямую продавать свой урожай за «живые» деньги, иногда даже ниже себестоимости, только чтобы получить хоть что-нибудь. Но купить овощи за живые деньги могут лишь крупные магазины, при этом проблемы с хранением и, как следствие, обеспечением круглогодичной бесперебойной поставки овощей на прилавки остаются. Ранее существовали городские заказы, плодово-овощным базам выдавались кредиты на закупку овощей, а магазинам предписывалось реализовывать товар только с овощных баз.
     Некоторые торговые предприятия помогают производителям внедрять современные технологии, работать по принципу прямых поставок. Существуют примеры, когда торговые предприятия  становятся собственниками нерентабельных совхозов. Что и говорить, сельское хозяйство нашей страны пока переживает, как и прежде, трудные времена, селу всегда необходимы внимание, дотации. Овощной торговле в России пока не хватает серьезных посреднических структур между производителями овощей и торговыми предприятиями. Однако в последнее время на российском рынке все же стали появляться посредники между производителями и магазинами, которые в сложившихся условиях способны работать, и, что немаловажно, внедрять современные методы работы. (8)
     Однако, согласно предварительным данным Российского департамента статистики, производство картофеля за последний год увеличилось на 3,3%, а производство овощей - на 3%. Главная причина увеличения урожая состоит в увеличении урожайности, которое не только компенсировало уменьшение площадей, но даже позволило увеличить валовой сбор. Первая половина 2010 г. характеризовалась высокими ценами на картофель и овощи.
     Свекла, морковь и лук были наиболее дорогими. Сезонное увеличение цены произошло  в первые месяцы года, что характерно для рынка овощей и фруктов, но усиленный рост цен стал также следствием сложных погодных условий в 2010 г. В розничной торговле при этом отмечалось увеличение объемов реализации овощей и уменьшение - картофеля.
     Общее производство картофеля и овощей в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилось и достигло 38,5 млн. тонн картофеля, и 15,6 млн тонн овощей. Урожайность увеличилась соответственно на 7,1 и 2,2%, в то время как площади под картофелем уменьшились на 3,3%, под овощами - выросли на 1,3%. (6) 

1.2 Мировые тенденции и особенности рынка овощной продукции в России 

     По  данным ООН в 2010 году в мире было произведено 565 млн. тонн овощей и бахчевых культур, в среднем по 100 кг на каждого жителя нашей планеты. Лидерство – 36 % мирового производства – принадлежит Китаю (202 млн. тонн). Среднедушевое потребление в этой стране составляет 170 кг овощей и 100 кг арбузов. Другие крупнейшие страны-производители представлены на гистограмме (Рисунок 2). 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.