На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История развития Мезоамерики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

Юридический факультет 

Кафедра «…………………………………» 

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине: «……………………………» 
 

Тема:  «……………………………………..» 
 

                                             
 
 
 
 

                                                                              Выполнил: студент гр. 102
                                                                              ………………………..
                                                                              Преподаватель:
                                                                              профессор, к.ф.н.
                                                                              ………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРЁЛ    2011 

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. История развития Мезоамерики…………………………………5
1.1. Этапы  заселения народов территории  Мезоамерики…………………...5
1.2. Особенности  развития…………………………………………………….7
Глава II. Общественный и государственный уклад цивилизаций Мезоамерики…………………………………………………………………14
2.1. Ольмекское  общество……………………………………………………14
2.2. Племя  Майя………………………………………………………………16
2.3. Цивилизация  ацтеков……………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    К тому времени, когда испанские корабли  появились у восточного побережья  Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был  населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.
    Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах – испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее “открытия”, в 1492 г., там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.
    В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка  или Зона высоких цивилизаций. Она  подразделяется на два района: северный – Мезоамерика и южный – Андская область (Боливия - Перу), с Промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации. Приход европейских завоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населения названных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколений археологов мы начинаем наконец понимать, какой богатой и яркой была история доколумбовой Америки.
    Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку  процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30-20 тыс. лет назад) – времени заселения континента из Северо – Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску – и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: от первобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов – центров раннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути, пройденного коренным населением Америки в доколумбовую эпоху, с вехами истории Старого Света дает необычно много для выявления общеисторических закономерностей.
    Объектом  работы являются общественные отношения, существовавшие в период существования древних цивилизаций Мезоамерики. Предметом – период развития древних цивилизаций Мезоамерики. Целью работы является исследование общественного и государственного строя данного периода. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
     1. Исследовать историю развития  древних цивилизаций Мезоамерики.
     2. Анализировать общественный и государственный строй народов Мезоамерики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. История развития Мезоамерики.
1.1. Этапы заселения  народов территории  Мезоамерики.
    Мезоамерика - это особая культурно-географическая область, на территории которой в  древности были расположены высокоразвитые земледельческие культуры Американского континента. Географически она включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, западные районы Сальвадора и Гондураса. Современная историческая наука разделяет эпоху существования древних цивилизаций Мезоамерики на два хронологических этапа: ранний, или классический (начало н.э. - X в. н.э.), и поздний, или постклассический (X - XVI в.в. н.э.). Культуры постклассического периода: ацтеки, миштеки, юкатанские майя изучены сравнительно хорошо благодаря сохранившимся испанским и индейским хроникам XVI - XVII веков и интенсивным археологическим исследованиям древних архитектурных памятников этих культур: Тулы, Чичен-Ицы, Майяпана, Теночтитлана и др. Культуры классического хронологического периода: ольмеки, древние майя, теотихуаканская, толтеки, изучены крайне плохо из-за почти полного отсутствия письменных источников (иероглифические тексты майя и сапотеков, высеченные на каменных стелах и барельефах плохо поддаются расшифровке, а другие письменные источники не освещают событий, происшедших ранее X в. н.э.). Изучение культур классического периода ведется по археологическому материалу, полученному, главным образом, в результате раскопок древних культурных центров, что, конечно, не может пролить свет на многие вопросы. Задача изучения древних культур Американского континента осложняется еще и тем, что на территории Мезоамерики происходила постоянная смена одних народов другими в результате миграций, завоеваний, природных катаклизмов и т.п., при этом новые культуры зачастую смешивалась со старыми, продолжая свое существование в их географических границах.
    В общих чертах древние культуры Мезоамерики  сходны с такими цивилизациями Старого  Света, как Древний Египет и Месопотамия, но значительно отстают от них во времени. Если в цивилизациях Переднего Востока первые государственные образования возникают в конце IV - начале III тысячелетия до н.э., то в Мезоамерике - только в конце I тысячелетия до н.э. Отставание в культурном развитии отчетливо прослеживается и в возникновении раннеземледельческих культур: в Мезоамерике - конец III тысячелетия до н.э., в областях Переднего Востока - VII-VI тысячелетие до н.э., несмотря на то, что стартуют обе приблизительно в одно и то же время - верхний палеолит или мезолит.
    Как считают современные ученые, предки индейцев пришли на Американский континент  с территории Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. По сведениям геологической науки  в эпоху позднего плейстоцена  северо-восточная оконечность Азии была связана с Америкой широким сухопутным перешейком в районе Берингова пролива, который превратился в морское дно приблизительно 13 тыс. лет назад. Если учесть, что первобытный человек достиг южной оконечности Американского континента приблизительно в VIII-VII тыс. до н.э., то можно сделать вывод, что процесс заселения Америки начался гораздо раньше этого времени (по современным датировкам - около 15-20 тыс. лет назад).
          Однако существует другая точка зрения, допускающая  возможность более раннего заселения Америки - 30-40 тыс. лет назад. Она появилась на свет в связи с открытием в начале 50-х годов XX-го века на территории США археологических памятников, имеющих поразительно ранние датировки, полученные методом радиоуглеродного анализа. К этим памятникам относятся: стоянка древнего человека Льюисвилль (штат Техас, 38 тыс. лет), стоянка Тьюл-Спрингс (штат Невада, 23.8-28 тыс. лет), стоянка Санта-Роса-Айленд (штат Калифорния, 30 тыс. лет). Как бы там ни было, времени для развития культур Мезоамерики было достаточно, однако этого не произошло. Впрочем, нужно быть очень осторожными с датировками, касающимися древних культур Американского континента, учитывая скудость наличного археологического материала и вероятность новых открытий. 

    1.2. Особенности развития.
    Несмотря на то, что древние цивилизованные народы Американского континента не знали многих достижений земледельцев Старого Света: домашних животных (кроме лам у инков и индеек в Мезоамерике), колеса, гончарного круга, металлов, плужного земледелия, им удалось создать высокоразвитое земледельческое хозяйство, построить величественные города, оставить после себя великолепные образцы монументального искусства и архитектуры. Все это было создано исключительно каменными орудиями труда, сырьем для изготовления которых служили кремень и обсидиан.
    Система земледелия народов Мезоамерики (в  отличие от египетской - ирригационной) имела смешанный характер, что  объясняется большим разнообразием  природных условий. В долинах  рек использовалась ирригация, на склонах  гор - террасы, в джунглях - подсечно-огневой метод. Благодаря прекрасному астрономическому агрокалендарю и умелой селекции система земледелия послужила базой для возникновения высокоразвитых древних культур Американского континента. Именно здесь были окультурены большинство растений, используемых в современном сельском хозяйстве: кукуруза, томаты, картофель, какао, табак, хлопок и др.
    Примечательно, что на протяжении всей своей истории  Мезоамерика была окружена обширным и пестрым миром варварских племен, находящихся на разных уровнях развития. Некоторые из них в результате военных завоеваний областей Мезоамерики воспринимали культуру покоренных народов, и сами становились цивилизованными, но большинство так и осталось на уровне развития обществ собирателей и охотников вплоть до начала Конкисты. Появившиеся в XVI веке испанцы застали на территории Мезоамерики три крупных индейских цивилизации: ацтеков (в ее состав входили долина Мехико, современные мексиканские штаты Морелос, Тлашкала, Идальго, часть Пуэблы), миштеков (современная северная часть штата Оахака) и майя (восток п-ва Юкатан). Самой могущественной была империя ацтеков. В начале своей истории ацтеки были небольшим варварским племенем, которому удалось закрепиться на крохотном кусочке земли в долине Мехико. В подражание своим высокоразвитым соседям они создали поселение под названием Теночтитлан (современный Мехико-сити). Со временем, в результате военной и дипломатической экспансии, ацтеки создали империю за счет территории соседних народов, переняв и частично видоизменив их культуру и обычаи. Таким образом, культура ацтеков в основном носила подражательный характер, хотя и сумела сохранить некоторые черты самобытности (например, ацтекских племенных богов). Вероятно, такое развитие событий стало возможным потому, что ко времени ацтекской экспансии большинство древних культур Мезоамерики уже находились в состоянии упадка. Таким образом, испанцы лишь завершили процесс уничтожения древних индейских цивилизаций, которые к ко времени их прибытия уже давно вели квази-существование.
    Мезоамерика отличается от Египта необычайным разнообразием  природных условий. Большую часть  Мексики занимает Мексиканское нагорье  с окраинными хребтами Сьерра-Мадре. На северо-западе расположен гористый полуостров Калифорния, на юге - горная область Чьяпас и южная часть хребта Сьерра-Мадре, на юго-востоке - низменность полуострова Юкатан. Климат на большей части Мексики тропический, на севере субтропический. Более половины территории Мексики занимают районы бедные естественными водными ресурсами. Самая крупная река на севере - Рио-Браво-Дель-Норте, на юге Мексики много небольших озер. Территория современной Гватемалы представляет собой нагорье с возвышающимися над ним действующими и потухшими вулканами. На севере страны расположено плато Петен, на юге - узкая полоса прибрежной низменности. Климат субэкваториальный. Наиболее крупные реки Мотагуа и Полочик. Юго-восточная часть полуострова Юкатан представляет собой низменную заболоченную равнину, лишь на юго-западе возвышаются горы Майя. Климат тропический. Главные реки - Рио-Ондо, Белиз. Север Сальвадора занимает длинная тектоническая впадина, по которой течет река Лемпа. Вдоль тихоокеанского побережья простирается узкая приморская низменность. В центральной части Сальвадора расположено вулканическое нагорье с двумя цепями вулканов по краям. Климат тропический. Территория Гондураса преимущественно гористая. На большей части расположены нагорья высотой около 2800 м. Северо-восточную часть страны занимает заболоченная низменность (т.н. Москитовый берег). Вдоль побережий Тихого океана на юге и Карибского моря на севере протянулись приморские низменности. Самые крупные реки впадают в Карибское море. Климат тропический.
    Разнообразие  растительного мира Мезоамерики  соответствует разнообразию климатических  условий. Большая часть территории покрыта лесами. В жарком и влажном поясе это вечнозеленые тропические леса с ценными породами деревьев. На горных склонах растут смешанные, преимущественно дубово-сосновые леса. Тихоокеанское побережье Гватемалы, север полуострова Юкатан и некоторые другие районы занимают саванны и кустарниковые заросли. В засушливых районах Мексики растительность пустынная и полупустынная.
    На  территории Мезоамерики имеются  запасы металлических руд: меди, золота, серебра, железа. Однако применение орудий труда из меди и бронзы не было широко распространено в сельском хозяйстве. В основном металлы шли на изготовление украшений и предметов искусства. Железо народы Мезоамерики в доколумбовый период не умели ни добывать, ни обрабатывать.
    Появление культур раннеземледельческого типа археологи относят к рубежу III и II тыс. до н.э. В этот период по всей территории Мезоамерики устанавливается относительно близкий культурный и хозяйственный уклад, выражавшийся в господстве земледелия, основанного на возделывании таких культур, как кукуруза, фасоль и тыква, наличии постоянных поселений земледельцев и вполне сложившихся традиций в изготовлении керамических изделий.
    В рамках доклассического периода  истории Мезоамерики ученые выделяют три этапа: раннеархаический (2000 -1000 г.г. до н.э.), среднеархаический (1000-500 г.г. до н.э.) и позднеархаический (500-100 г.г. до н.э.). Нижняя граница (2000 г. до н.э.) определяется моментом, когда хозяйство древних народов базируется уже преимущественно на сельском хозяйстве, а верхняя (500 г. до н.э.) совпадает с возникновением древних индейских цивилизаций.
    В самом конце среднеархаического периода в Мезоамерике появляются первые образцы т.н. храмовой архитектуры  в виде небольших каменных пирамид, на вершинах которых строились святилища из дерева и глины. В течение позднеархаического этапа происходило увеличение числа поселений и их размеров. Некоторые старые поселения превращались в административные и религиозные центры, где строились целые комплексы монументальных сооружений - пирамид, храмов и административных построек. Это процесс происходил на большей части территории Мезоамерики, но особенно интенсивно в таких районах, как долина Мехико, горная Гватемала, южный Веракрус и Табаско, центральный Чиапас и Петен.
    Своим внешним видом пирамиды Нового света напоминают зиккураты Месопотамии. Это ступенчатые постройки с крутыми широкими лестницами увенчанные небольшими плоскими площадками, предназначенными для святилищ. Расположены эти пирамиды обычно группами и представляют собой сохранившиеся культовые центры больших городов древних индейских цивилизаций. Вероятно, по своей функции они являлись храмами, но в некоторых были найдены захоронения знатных особ - жрецов или властителей. Самые первые индейские пирамиды были построены из кирпича-сырца, позднее их стали строить из обожженного кирпича и облицовывать камнем. Встречаются пирамиды, построенные полностью из небольших каменных блоков. Обычно все пирамиды богато украшались скульптурами и барельефами. Археологам удалось установить тот факт, что почти все пирамиды Мезоамерики достраивались через определенные промежутки времени, увеличиваясь тем самым в размерах. По форме и размерам они значительно отличались друг от друга. По-видимому, не о какой традиции, или типовых проектах, по отношению к пирамидам Нового Света не может быть и речи. Самая большая из ныне известных американских пирамид имеет четыре ступени на основании 540 x 540 м. (что в пять раз больше основания пирамиды Хеопса), но высота ее составляет всего 54 м. Некоторые пирамиды имели до шести ступеней с нишами и нависающими крышами, что делало их похожими на китайские пагоды. Многие из этих построек служили огромными основаниями для массивных храмов и святилищ.
    Некоторые ученые считали пирамиды Древнего Египта и Мезоамерики "ключом к пониманию древних высоких цивилизаций на обеих берегах Атлантики". Первым ученым, который задался вопросом - имеют ли американские пирамиды отношение к пирамидам Египта - был немецкий естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт. В своей книге "Путешествие в экваториальные области Нового Света" (1807 г.), он уделил этому вопросу несколько страниц, однако от каких-либо выводов уклонился из-за недостатка доказательств. Эдвард Кинг, лорд Кингсборо в своей книге "Мексиканские древности" (1831 г.) утверждал, что американские индейцы являются потомками "десяти затерявшихся колен Израиля", и что, следовательно, пирамиды Нового Света построены евреями. Французский путешественник Жан Ф. де Вальдек в книге "Путешествие живописца и археолога по провинции Юкатан" (1838 г.) назвал эти пирамиды "…творениями потомков…египтян, пирамидами которых он некогда любовался на Ниле" будучи участником военной экспедиции Наполеона Бонапарта. Некоторые авторы считали эти пирамиды делом рук финикийцев, другие - жителей легендарной Атлантиды, спасшихся после катастрофы на Американском континенте.
    Самым известным современным исследователем проблемы коммуникаций между древними цивилизациями был норвежский мореплаватель  Тур Хейердал. В одном из своих  интервью ("Europium", 1970г.) он высказал следующую мысль: "Существуют поразительные параллели в развитии древних зрелых культур по обеим сторонам Атлантики. Так, пирамиды строились не только на Ниле, но и в стране майя, в нынешних Мексике и Гондурасе. Египтяне, так же как инки, имели сеть оросительных каналов, календарь и, подобно им, поклонялись Солнцу как богу". Чтобы доказать возможность коммуникаций между древними культурами Старого и Нового Света Хейердал предпринял две попытки пересечь Атлантический океан на плотах из папируса, обильно произрастающего в дельте Нила. В 1969 году возле пирамид Гизы был построен пятнадцатитонный плот из папируса, который назвали в честь египетского бога Солнца "Ра". После старта в Марокко Хейердалу удалось проплыть 5000 км. Однако, после одной из бурь, плот был поврежден настолько сильно, что экспедицию пришлось прекратить. В 1970 году Хейердал повторил попытку на усовершенствованном парусном плоту "Ра-2", построенном в Марокко четырьмя южноамериканскими индейцами. Через 52 дня трудного плавания экспедиция успешно достигла острова Барбадос. Таким образом, принципиальная возможность коммуникации между цивилизациями Старого и Нового Света морскими путями была доказана. Египтологи и американисты сердечно поздравили Тура Хейердала с успешным окончанием эксперимента: «Это блестящий спортивный результат Тур Хейердал проявил отвагу, достойную потомка викингов».
    В настоящее время единодушное  мнение ученых состоит в глубокой убежденности в том, что пирамиды Америки и Египта возникли совершенно независимо друг от друга, из внутренних духовных потребностей и творческого потенциала населявших их древних народов, и что ни о каких взаимных влияниях и связях между Старым и Новым Светом в древности не может быть и речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Общественный и государственный
уклад цивилизаций Мезоамерики. 

2.1. Ольмекское общество.
    К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода  относятся теотихуаканская (Центральная  Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о “первой цивилизации” Мезоамерики – культуре “ольмеков” на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале Iтыс. до н.э. (800-400 гг. до н.э.) достигло высокого уровня в культуре: в это время появляются первые “ритуальные центры” в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.
    Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес  которых иногда достигает 20 тонн. Для  “ольмекского” стиля искусства  характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти “младенцы-ягуары” украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у “ольмеков” существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы. Другой примечательной чертой “ольмекской” культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т.д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в “ольмекские” центры издалека: например, в Ла-Венту – с расстояния 160 и даже 500км. Раскопки выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных могущественных скульптур в чисто “ольмекском” стиле.
    По  серии радиоуглеродных дат это  относится к 1200-900 гг. до н.э. Именно на основе вышеприведенных данных и  была сформулирована гипотеза о том, что “ольмеки” создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н.э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики – сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что “ольмекская” проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин “ольмеки” заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры “ольмеков”, точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.
    Во  главе общества стояли жрецы-астрономы. Только в классовом государстве возможно появление церемониального центра, подобно Ла-Венте. Социальной и производственной основой этого общества были земледельцы. Между верхушкой и земледельцами размещался слой, состоявший из ремесленников (камнетесов, гончаров, столяров), слуг, актеров, торговцев. Простое перечисление секторов хозяйства того общества способно воссоздать картину его экономики, основанной на земледелии и развитом ремесле. Причины подобной концентрации власти преимущественно в руках жрецов, как и ее истоки, следует искать в земледельческом характере самой религии ольмеков.
      В ольмекском пантеоне главенствовал  культ бога-ягуара, породивший позже  культ бога дождя. Образ стилизованного хищника из семейства кошачьих имел чрезвычайно важное значение. Участники ритуальной игры в мяч хотя и не являлись представителями жреческой аристократии, но все же принадлежали к этому сословию.  

      2.2. Племя Майя.
      Цивилизация майя классического периода Майя, словно бросая вызов судьбе, надолго  обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуль, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи.
      Но  майя не знали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга. Фактически, если исходить из набора их орудий, они были еще людьми каменного века. Происхождение культуры майя окутано таинственностью. Появление первой цивилизации майя относится к рубежу нашей эры и связано с лесными равнинными областями на юге Мексики и севере Гватемалы. В течение многих столетий здесь существовали многолюдные государства и города. Но в IX-X вв. период расцвета закончился внезапной жестокой катастрофой.
      Города  на юге страны были заброшены, население  резко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда уже несколько измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей – тольтеков, пришедших из центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива, продолжалось на севере – на полуострове Юкатан – и на юге – в горах Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.
Каждый  город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает “настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин”, “владыка”. Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виник назначал, возможно из своих кровных родственников, батабов – вождей селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости.
      Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков астеков или курака инков. Как и те, они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которых хольпоп – “глава циновки”. Существовал там и целый жреческий клир, однако, самое распространенное название жреца ах кин.
      Ах  кины хранили высокоразвитую науку  майя – прапрадедовские астрономические  знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать  солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.
      В основании социальной пирамиды располагались  массы общинников. Они жили вдали  от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ, народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу, соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины. Когда испанцы захватили Юкатан, население называлось масехуальооб – термин, несомненно, науа-майяского образования.
      Земля у майя считалась общественной собственностью и обрабатывалась совместно, хотя и  существовали частные наделы, принадлежавшие знати. Епископ Юкатана Диего  де Ланда писал: “Помимо собственных  участков весь народ обрабатывал поля своего владыки и собирал достаточное количество и себе, и его дому”.
      Это замечание о произведенных отношениях майя проливает свет на два важных момента. Во-первых, становится ясно, что  масехуальооб были обязаны обрабатывать земли, предназначенные для содержания жреческой аристократии. При этом “общем рабстве” целая община оказывалась порабощенной агентами государства в отличие от происходившего при рабовладении, когда рабы принадлежали конкретному хозяину. Деспотизм такой системы очевиден. Во-вторых, как отмечал А. Рус, нельзя не заметить, что, какими бы ни были рабство и деспотизм, они несли определенное положительное начало: обрабатывающий землю – хотя бы для ахава или владыки – масехуаль брал часть, которая обеспечивала его и его семью. А это значит, что ни он, ни члены его семьи не испытывали голода, от которого постоянно страдают индейцы уже в течение почти пяти веков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.