Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Практика исчисления и уплаты налога на имущество организаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
    Наличие различных форм собственности, их экономическое  соперничество вызывают необходимость  взимания налога не только с получателей  доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Образуется огромное количество предприятий, учреждений  и организаций, одни становятся банкротами и закрываются, другие открываются вновь под другим наименованием.
    Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество организаций к определенной группе: по субъекту обложения - к налогам с юридических лиц; по объекту обложения - к имущественным налогам; по уровню подчиненности - к региональным. Все это говорит о налоге на имущество организации как о неотъемлемой части налоговой системы.
    К тому же налог на имущество предприятий  занимает центральное место в  системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта.
    На  основании вышесказанного бесспорно  можно сказать о том, что эта  тема очень актуальна в настоявшее время.
          Налог на имущество  предприятий – это один из налогов  налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия1.
    Налог на имущество юридических лиц  является основным налогом субъектов  Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.
    Устанавливая  налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.
    Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
    Налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе  имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес  в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта.
    Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и  правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом, произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
    Вышеизложенное  обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в  соответствии с нормами действующего налогового законодательства.
    Объектом  исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.
    Предмет исследования – нормы НК РФ в части главы 30 и иные нормативно – правовые акты, раскрывающие особенности обложения налогом на имущество.
    Цели  исследования – теоретическое и  практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление  особенностей такого налогообложения  в практической деятельности организаций. Проблемы и перспективы развития налога.
    Для достижения целей ставились следующие  задачи:
      раскрыть сущность и роль налога на имущество;
      изучить историю возникновения данного налогообложения;
      исследовать вопросы оптимизации налога на имущество;
      рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества;
      установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
      практически рассчитать налог на имущество юридических лиц на примере одной организации.
    Структура и объем работы обусловлены логикой  и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
    В первой главе выявлены сущность и  значение налога на имущество предприятий, исследованы проблемы и перспективы налогообложения имущества предприятий.
    Вторая  глава посвящена особенностям порядка  расчета и уплаты налога в бюджет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций

1. Сущность налога на имущество организаций. Роль налога в системе региональных налогов Пермского края

 
    Среди имущественных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог) налог на имущество предприятий занимает центральное место по сумме поступлений (99,5%). Это исторически обусловлено: большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц, а так же уровень налогообложения физических лиц почти в 10 раз меньше.
    С принятием Налогового кодекса наступил новый этап в реформировании налога на имущество организаций. Глава 30 НК существенно изменила порядок взимания в части  объекта налогообложения и расчета налоговой базы.
      В главе 30 НК РФ определены  все элементы налогообложения:  субъекты налога, налоговая ставка, налоговая база, льготы по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество (Приложение 1). При этом особенностью налога на имущество является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.
    Налог вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом, законами субъектов  Российской Федерации и с момента  введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
    Органы  субъектов РФ определяют налоговую  ставку в пределах, установленных  НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, налоговые льготы и основания для их  использования налогоплательщиками.
    Для отнесения хозяйствующего субъекта к плательщикам данного налога необходимо наличие у него статуса юридического лица и имущества на территории РФ.
    Согласно  положениям главы 30 НК РФ, все организации, независимо от формы собственности, обязаны уплачивать налог на имущество.
    При взимании налога на имущество предприятий  реализуются обе функции налога - фискальная и экономическая. Первая - благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, вторая - через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, кроме того, сумма налога включается в расходы организации при расчете налога на прибыль.  То есть, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.
    Преимуществом данного вида налога является высокая  степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода и независимость от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
    С точки зрения начал имущественного налогообложения, налог на имущество  предприятий является новым во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования.
    К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование  индексации в переоценке основных средств  с учетом инфляционных процессов; залог  имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.
    Роль  налога в системе  региональных налогов  Пермского края и  для государства  в целом. При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия.
    В связи с переходом к реальной оценке имеющегося в собственности предприятий имущества, значение и роль налога на имущество бюджетах регионов, несомненно, повысилась и будет повышена еще. Ведь главное назначение налога на имущество, с точки зрения экономики, состоит в стимулировании предприятий эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости оборотных фондов и полной эксплуатации основных фондов; снижении ресурсо- и материалоемкости в экономике; с точки зрения финансов – в обеспечении бюджетов регионов стабильным источником дохода.
    Преимущества  налога на имущество организаций  для государства очевидны: регулярность поступлений в бюджет, простота в  контроле и исчислении. Введение налога на недвижимость является своеобразной перспективой реформирования всех имущественных налогов.
    Еще при формировании современной налоговой  системы предусматривалось (и впоследствии было осуществлено), что имущественные  налоги должны относиться к ведению  региональных и местных органов  власти, а также стать одним  из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.
    Как верно указал Б.Х.Алиев, данный подход обусловлен тем, что эти органы власти могут реально обеспечивать эффективный  контроль над накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.
    Кроме того, удобство налога на имущество, с  точки зрения государства, очевидно: имущество - овеществленный доход и скрыть его сложно.
    Налог на имущество юридических лиц  занимает в настоящее время центральное место в системе имущественного налогообложения России.
    Третьи  по значимости источники дохода региона  – налоги на имущество и акцизы, обеспечивающие 11 % и 7 % доходов бюджета  соответственно. Доля налога на имущество  в общей сумме бюджетных поступлений не имеет устойчивого длительного тренда, однако за последние два года она увеличилась почти в два раза.
    В числе налоговых поступлений  статус основных по-прежнему сохраняют  налоги на прибыль организаций и  на доходы физических лиц. На долю первого из них приходится 42 % всех поступлений регионального бюджета, второго – 21 %. Налог на имущество организаций составил 14,6%- третий по статусу.
    Как видим, налог на имущество организаций  занимает главное место среди региональных налогов, является центральным в списке имущественных налогов и играет большую роль в формировании доходов субъекта РФ (в данном случае - Пермского края), следовательно, и в доходной части бюджета всего государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. История возникновения и развития налога на имущество

 
    Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как  самый справедливый из возможных  налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом  в соответствии с его стоимостью.
    В России институт имущественного налогообложения  получил свое основное развитие в  середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.
      Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.
    В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам.
    Основной  промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и  складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия – являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.
    В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.
    Дальнейшие  преобразования в налоговой системе  произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально было закончено.
    В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление  ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях с прибыли.
    В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.
    С принятием Закона СССР «О государственном  предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.
    А 14 июня 1990 года введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений  и организаций», который установил  обязанность предприятий, объединений  и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.
    До  реформы 1992 года обложение имущества  предприятий в России имело место  и осуществлялось в виде платы  в бюджет за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Основные положения по взиманию налога на имущество организаций на территории Российской Федерации были определены Законом РФ «О налоге на имущество организаций». Объектом налогообложения признавались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика, а налоговой базой - среднегодовая стоимость имущества. Данные для исчисления налоговой базы определялись на 1-е число каждого квартала, которые и считались отчетными периодами.
    Налог на имущество организаций был установлен на территории РФ с 1 января 1992 года. Федеральным законом от 13.12.1991 г. № 2030- 1 «О налоге на имущество организаций» в качестве регионального налога. С 1 января 2004 года этот закон утратил силу в связи с введением гл. 30 ч. II НКРФ
      НК РФ не только установил  единообразный подход к вопросам  расчета и уплаты налога на  имущество предприятий, но и  существенно изменил собственно  процесс такого вида налогообложения.
    В России налог на имущество предприятий  в его современном виде – это  прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.
    Налог на имущество в своем развитии прошел долгий и сложный путь, но и сегодня требует доработок и преобразования. И в дальнейшем будут вноситься изменения в систему налогообложения имущества организаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Действующий порядок исчисления и уплаты налога

 
    Налогоплательщики. Круг плательщиков налога на имущество определен ст.373 НК РФ. Следовательно, плательщиков налога можно разделить на следующие категории:
    российские организации (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности), а также их структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
    иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство (в отношении движимого и недвижимого имущества, имеющегося на территории РФ). Они уплачивают налог со стоимости основных средств, учет которых должен вести по правилам бухгалтерского учета России.
        Под постоянным представительством  в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:
    с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
    с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
    с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
    с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.
    иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Они уплачивают налог с инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по данным органов БТИ.
    Объекты налогообложения. При расчете налога учитывается не все имущество налогоплательщика, а только то, что отнесено к объекту налогообложения, который установлен для каждой категории налогоплательщиков:
    для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство,- движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), отнесенное к основным средствам и учитываемое на балансе  налогоплательщика с учетом  местонахождения: организации; каждого ее обособленного подразделения; каждого обособленного объекта недвижимого имущества;
    Говоря  иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счёте 01 «Основные средства», а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
    для других иностранных организаций - находящееся на территории РФ недвижимое имущество по его  инвентаризационной стоимости, исходя из оценки уполномоченных органов технической инвентаризации.
    Не  являются объектом налогообложения  земельные участки (они облагаются земельным налогом) и иные объекты природопользования, относящиеся к основным средствам, имущество федеральных органов исполнительной власти для целей обеспечения безопасности, правопорядка и гражданской оборон в РФ.
    Определение налоговой базы. Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
    Формирование  стоимости облагаемого налогом  имущества для исчисления налоговой  базы состоит из трех этапов (алгоритм исчисления налоговой базы):
    исчисление остаточной стоимости имущества;
    определение стоимости облагаемого имущества в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
    определение стоимости необлагаемого налогом (льготируемого) имущества.
    При определении налоговой базы имущество, признаваемого объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Остаточная стоимость имущества представляет собой разницу между первоначальной стоимостью основных средств с учетом переоценок и суммой начисленной амортизации либо износа в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, утверждаемого в учетной политике организации.
    Если  для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений  для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
    Налоговая база определяется отдельно в отношении  имущества по месту нахождения:
    организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
    каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
    каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
    имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
    Если  объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. К таким объектам относятся линии электропередачи, автомобильные и железные дороги, трубопроводы (газопроводы, нефтепроводы), мосты, кабельные линии и т.д.
    Налоговая база определяется налогоплательщиками  самостоятельно. Для расчета налоговой  базы и суммы налога необходимо определить среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
    Расчет  среднегодовой стоимости. Порядок определения базы по налогу на имущество при предоставлении налоговой декларации за 2007 и 2009 годы различен. Не ошибиться при расчете налога налогоплательщикам поможет письмо Минфина России от 03.10.2007 №03-05-06-01/108.
      Для определения налоговой базы за 2007 год используется старый порядок. В соответствии с п. 4 ст. НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период исчисляется путем деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1- е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (Приложение 2).
    Для расчета налога за 2009 год остаточная стоимость имущества учитывается не на 1 января 2010 года, а на 31 декабря 2009 года. При этом порядок расчета средней стоимости имущества при определении авансовых платежей остался прежним. Данные изменения предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2007 №216 – ФЗ и согласовывают положения Налогового кодекса с Законом о бухгалтерском учете.
    Это изменение обусловлено тем, что многие организации проводя по состоянию на 1-е число отчетного года переоценку объектов основных средств, которая относится к числу факторов, изменяющих первоначальную стоимость основных средств. Результаты переоценки, проведенной по состоянию на следующего за налоговым периодом года, учитываются при расчете налоговой базы, которая в результате, оказывается ниже.
    Налоговая база в отношении каждого объекта  недвижимого имущества иностранных  организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    Уполномоченные  органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую  инвентаризацию объектов недвижимого  имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.
    Ст.377 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
    Договор простого товарищества (договор о  совместной деятельности) – договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.
    Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации2
    Такая налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого  объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела.
    Каждый  участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность.
    В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
    Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения  сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому  налогоплательщику – участнику  договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.
    Таким образом, чтобы участники договора могли рассчитать налог, им необходимо иметь сведения:
    - об остаточной стоимости общего  имущества на 1-е число каждого месяца;
    - о доле каждого участника в  общем имуществе. 
    Такие сведения участникам договора должен сообщать участник, ведущий учет общего имущества. Кодексом определен крайний  срок сообщения указанных сведений – 20-е число месяца, следующего за отчетным периодом.
    Согласно  ст.378 НК РФ, имущество, переданное в  доверительное управление, а также  имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
    Подлежит  налогообложению у учредителя доверительного управления как имущество, переданное в доверительное управление, так и имущество, приобретенное доверительным управляющим в рамках договора доверительного управления.
    Налоговая ставка. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Данное понятие – один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.
    Налог на имущество организаций является пропорциональным для всех плательщиков. Предельная ставка налога установлена на федеральном уровне в размере не более 2,2% среднегодовой стоимости имущества, конкретная ставка налога может устанавливаться в отношении видов имущества или плательщиков на региональном уровне и также одинакова для всех плательщиков. Региональные органы власти в рамках предоставленных им полномочий по установлению ставок и льгот имеют право снижать ставку налога для предприятий отдельных отраслей  (дифференцированный налог).
    В Пермском крае налоговая ставка установлена 2,2%. Предусмотрены так же пониженные ставки:
    0% - в отношении региональных и муниципальных автомобильных дорого общественного пользования;
    0,6% - при налогообложении приобретенных и вновь введенных в действие ОС, фактически используемых в некоторых видах экономической деятельности (сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспортное производство, связь) в течении первого года ввода в эксплуатацию. А в течении 2-ого и 3-его года – 1,1%.
    1,1% - в отношении малодебитных скважин нефтедобывающих организаций с отбором 3 тонны в сутки и менее.
    Льготы.  Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.
    Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.
    Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
    Система льгот по налогу на имущество организаций  предусматривает полное или частичное  освобождение от уплаты налога в каждом его элементе: субъекте, объекте  обложения, ставке.
Освобождаются от налогообложения:
      организации и учреждения уголовно- исполнительной системы Министерства юстиций РФ – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
      религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для  осуществления религиозной деятельности;
      общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении имущества, используемого для осуществления их уставной деятельности.
    Организации, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных  выше инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25% - в отношении имущества, используемого ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров и товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).
    Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,- в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
      организации, производящие фармацевтическую продукцию, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных, иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
      организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, в отношении космических объектов;
      организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, - в установленном законодательством РФ порядке;
      организации – в отношении космических объектов;
      организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи;
      имущество специализированных протезно–ортопедических предприятий;
      имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.
    Поскольку налог на имущество организаций – это региональный налог, то в соответствии с законом субъекта РФ устанавливаются дополнительные льготы. Например, производство, хранение и переработка с/х продукции, выращивание рыбы; жилищные кооперативы, гаражные кооперативы, дачные кооперативы, садоводческие товарищества, аварийно – спасательные службы и формирования, потребительские кооперативы, имущество для лесозаготовок и др.
    Для подсчета стоимости необлагаемого  налогом имущества необходимо ведение  раздельного учета по льготируемым видам (типам) имущества.  Подсчитывается остаточная стоимость  необлагаемого налогом (подлежащего освобождению)  имущества, которая записывается в отдельном разделе налоговой декларации, уменьшая, таким образом, стоимость облагаемого налогом имущества.
    Налоговый и отчетные периоды. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетным периодом – I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.
    Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные (по отношению к предусмотренным в п.2 ст.379 НК РФ) законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.  
   

      Порядок исчисления и уплаты налога на имущество. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.52 НК РФ).
    С введением в действие главы 30 НК РФ существенно изменился порядок  исчисления налога на имущество организаций.
    В ст.382 НК РФ устанавливается:
    - общий порядок исчисления налога  на имущество организаций;
    - порядок исчисления сумм авансовых  платежей по налогу.
    Сумма налога на имущество организаций  исчисляется по итогам налогового периода  как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
    Если  законом субъекта РФ о введении налога на имущество организаций были установлены  отчетные периоды по налогу и предусмотрены  авансовые платежи, то согласно п.2 ст.382 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате, определяется как разность между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой уплаченных в течение этого периода авансовых платежей.
    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет российской организацией, исчисляется отдельно в отношении:
- имущества,  подлежащего налогообложению по  местонахождению организации; 
- имущества  каждого обособленного подразделения  организации, имеющего отдельный  баланс;
- каждого  объекта недвижимого имущества,  находящегося вне местонахождения организации, или обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- имущества,  облагаемого по разным налоговым  ставкам. 
    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет иностранной организацией, исчисляется  отдельно в отношении:
- имущества,  подлежащего налогообложению месту  постановки на учет в налоговых  органах постоянного представительства  иностранной организации;
- каждого  объекта недвижимого имущества,  находящегося вне местонахождения  постоянного представительства  иностранной организации;
- имущества,  облагаемого по разным налоговым  ставкам. 
    Кроме того, отдельно должны исчисляться  суммы налога по объекту недвижимого  имущества, имеющему местонахождение  на территориях разных субъектов  РФ и (или) на территории субъекта РФ и в территориальном море (континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ).
    Сумма авансового платежа по налогу исчисляется  по итогам каждого отчетного периода  в размере одной четвертой  произведения соответствующей налоговой  ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п.4 ст.376 НК РФ.
    Сумма авансового платежа по налогу исчисляется  по истечении отчетного периода  как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого  имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
    Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть (в региональном акте законодательства) для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
    В ст.383 НК РФ устанавливаются:
- общий  порядок уплаты налога и авансовых  платежей (особенности уплаты налога  для российских организаций, имеющих обособленные подразделения и объекты недвижимого имущества, расположенные вне местонахождения организации, установлены в ст.ст.284 и 285 НК РФ);
- сроки  уплаты налога и авансовых  платежей по налогу на имущество  организаций. 
    Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
    Подлежащая  уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым  агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
    По  истечении налогового периода налогоплательщики  уплачивают сумму налога полностью  в бюджет субъекта РФ. Если сумма  исчисленных авансовых платежей превысит сумму фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии с положениями ч. 1 НК РФ у налогоплательщика возникнет обязанность по уплате пени.
    В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи  по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации.
    Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения средней стоимости имущества (налоговой базы) в отношении каждого обособленного подразделения.
    Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, учитывает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
    Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
    Налог на имущество организаций и авансовые  платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта  недвижимого имущества в отношении  объектов недвижимого имущества  иностранной организации, указанных  в п.2 ст.375 НК РФ:
- объектов  недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
- объектов  недвижимого имущества иностранных  организаций, не относящихся к  деятельности данных организаций  в Российской Федерации через постоянные представительства.
    В соответствии с абз.1 п.1 ст.386 НК РФ к документам налоговой отчетности относятся налоговый расчет по авансовому платежу за отчетный период и налоговая декларация по итогам налогового периода, состоящие из нескольких разделов. Состав (количество представляемых разделов) налоговой декларации налогоплательщиков может быть разным и зависит от категории налогоплательщика, места нахождения имущества организации, наличия льготируемого имущества.
    Налогоплательщик  предоставляет в налоговые органы:
    1) по истечении отчетных периодов, если они установлены законом  субъекта РФ, - налоговые расчеты  по авансовым платежам, подлежащие  представлению не позднее 30 дней  со дня окончания соответствующего  отчетного периода;
    2) по истечении налогового периода – налоговая декларация, подлежащая представлению не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Законодатель  субъекта РФ не вправе установить по налогу на имущество организаций иные формы  отчетности, а также утверждать эти формы или делегировать право их утверждения другому органу государственной власти: формы налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по налогу на имущество должны быть утверждены Минфином России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практика исчисления и уплаты налога на имущество организаций

1. Практика исчисления  налога на примере  ООО «Восток»

 
    ООО «Восток» зарегистрировано в городе Перми и поставлено на учет по своему местонахождению (ИНН 5906754830, КПП 590617242). Юридический адрес: г. Пермь, ул. Сибирская, д. 53, офис 14. Видом деятельности предприятия является строительство.
     11 февраля 2009 года организацией был открыт филиал в Кунгурском районе. Филиал имеет отдельный баланс и свой расчетный счет. По месту нахождения данного подразделения в феврале приобретены и введены в эксплуатацию производственные станки первоначальной стоимостью 589 000 руб., амортизация по которым в месяц составляет 14 000 руб.
    Ставка  налога на имущество в г. Перми  и регионе равна 2,2%.
    По  состоянию на 1 января 2009 года на  балансе ООО «Восток» числятся следующие основные средства:
    производственное здание, введенное в эксплуатацию 23 февраля 2007 года; остаточная стоимость здания  по состоянию на 01. 01. 2009 г. составляет 33 110 000 руб., норма амортизации в год по данным бухгалтерского учета равна 4,55 % , а по данным налогового учета- 3,63 %;
    девять производственных станков первоначальной стоимостью 364 000 руб. каждый и сроком полезного использования 72 месяца, введенных в эксплуатацию 30 апреля 2008 года;
    В январе 2009 г. организация приобрела телевизор по цене 21 240 руб. (в том числе НДС – 3 240 руб.) для обустройства комнаты отдыха сотрудников. Срок полезного использования телевизора  составляет 60 месяцев.
    Учетной политикой организации для целей  бухгалтерского учета предусмотрено, что основные средства первоначальной стоимостью менее 20 000 руб. учитываются в качестве материалов. Кроме того, 08.01.2009г. организация передала оборудование стоимостью 200 000 руб. в доверительное управление. Ежемесячно по нему начисляется амортизация 4 000 руб. Учредителем доверительного управления является ОАО «ЯРА».
    Необходимо  рассчитать налог  на имущество организаций  за год по всему  имуществу.
    Решение.
    1. Производственное здание было  введено в эксплуатацию 23 февраля 2007 года, следовательно, амортизация начала начисляться с 1 марта 2007 года. Таким образом, по состоянию на 1 января 2009 года амортизация была начислена за 10 месяцев 2007 года и 12 месяцев 2008 года, т. е. в целом за 22 месяца.
    Известно, сто остаточная стоимость здания по состоянию на 1 января 2009 года составила 33 110 000 руб. Норма амортизации в год согласно правилам бух. учета составляет 4, 55 % ( при расчете налога на имущество учитывается остаточная стоимость основных средств, сформированная по правилам бух. учета).
    Следовательно, норма амортизации за месяц составит: 4,55 : 12 = 0, 379 %.
    Рассчитаем  срок полезного использования объекта, мес.:
    1/n = 0, 00379, следовательно: n = 1/0, 00379 = 264,
    где n – срок полезного использования.
    На  основе данных  об остаточной стоимости на 1 января 2008 года, определим первоначальную стоимость (ПС) объекта:
    ПС  – ПС х 1/264 х 22 = 33110000 руб.;
    ПС = 33110000/0,917 = 36120000 руб.
    Следовательно, сумма амортизации в месяц  составит: А= 36120000/264 = 136818 руб. Таким  образом, остаточная стоимость здания за год составит:
Дата Остаточная  стоимость Дата Остаточная  стоимость
01.01.09 33 110 000 01.08.09 32 152 273
01.02.09 32 973 182 01.09.09 32 015 455
01.03.09 32 836 364 01.10.09 31 878 636
01.04.09 32 699 546 01.11.09 31 741 818
01.05.09 32 562 727 01.12.09 31 605 000
01.06.09 32 425 909 01.01.10 31 468 182
01.07.09 32 289 091    
    2. Производственные станки по состоянию на 1 января 2009 года находились в эксплуатации 8 месяцев. Рассчитаем сумму амортизации, а также остаточную стоимость станков на 1 число каждого месяца отчетного периода:
    Амортизация (мес.) = 364 000/ 72 = 5055,56 руб.
    По  всем станкам амортизация за месяц = 45 500 руб.
    ОС  на 01.01.09 = 364 000 – 5055, 56 х 8 = 323 555, 56 руб.
    По  всем станкам ОС на 01.01.09 = 2 912 000 руб.
    Приведем  сведения об остаточной стоимости станков  за год.:
Дата Остаточная  стоимость Дата Остаточная  стоимость
01.01.09 2 912 000 01.08.09 2 593 500
01.02.09 2 866 500 01.09.09 2 548 000
01.03.09 2 821 000 01.10.09 2 502 500
01.04.09 2 775 500 01.11.09 2 457 000
01.05.09 2 730 000 01.12.09 2 411 500
01.06.09 2 684 500 01.01.10 2 366 000
01.07.09 2 639 000    
    Рассчитаем  первоначальную стоимость телевизора.
    21 240 – 3 240 = 18 000 руб.
    Таким образом, первоначальная стоимость  объекта меньше 20 000 руб., поэтому телевизор учитывается в качестве материала и сразу списывается на затраты и, следовательно, не является объектом налогообложения налогом на имущество.
    4. Рассчитаем суму авансовых платежей  за I квартал, полугодие, 9 месяцев и сумму налога за год.
    Остаточная  стоимость имущества организации  в целом:
Дата Остаточная  стоимость Дата Остаточная  стоимость
01.01.09 36 022 000 01.08.09 34 745 773
01.02.09 35 839 682 01.09.09 34 563 455
01.03.09 35 657 364 01.10.09 34 381 136
01.04.09 35 475 046 01.11.09 34 198 818
01.05.09 35 292 727 01.12.09 34 016 500
01.06.09 35 110 409 01.01.10 33 834 181
01.07.09 34 928 091    
 
Среднегодовая стоимость имущества  за отчетные периоды:
I квартал = 36 022 000 + 35 839 682 + 35 657 364 + 35 475 046 / 4 = 35 748 568 руб.
I полугодие = 36 022 000 + 35 839 682 + 35 657 364 + 35 475 046 + 35 292 727
+ 35 110 409 + 34 928 091 / 7 = 35 475 045, 57 руб.
9 месяцев = 36 022 000 + 35 839 682 + 35 657 364 + 35 475 046 + 35 292 727
+ 35 110 409 + 34 928 091 + 34 745 773 + 34 563 455 + 34 381 136 / 10 = 35 201 568, 3 руб.
Среднегодовая стоимость имущества  за налоговый период =
36 022 000 + 35 839 682 + 35 657 364 + 35 475 046 + 35 292 727+ 35 110 409 + 34 928 091 + 34 745 773 + 34 563 455 + 34 381 136 + 34 198 818 + 34 016 500 + 33 834 181 / 13 = 34 928 091 руб.
Сумма авансовых платежей:
I квартал = 35 748 568 х 2,2 / (100 х 4) = 196 617 руб.
I полугоде = 35 475 045, 57 х 2,2 / (100 х 4) = 195 113 руб.
9 месяцев = 35 201 568, 3 х 2,2 / (100 х 4) = 193 609 руб.
Сумма налога на имущество  за год = 34 928 091 х 2,2 / 100 = 768 418 руб.
Сумма налога на имущество, подл. уплате в бюджет = 768 418 – 196 617 – 195 113 – 193 609 = 183 079 руб.
    В соответствии со статьями 383, 386 ООО «Восток» предоставляет налоговые расчеты по авансовым платежам за I квартал, полугодие, 9 месяцев и производит их уплату не позднее соответственно 30 апреля, 31 июля, 31октабря 2009 года.
    Налоговую декларацию по итогам налогового периода ООО «Восток» обязано предоставить не позднее 30 марта 2010 года и в этот же срок уплатить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (форма налоговой декларации (налоговый расчет), инструкция по ее заполнению представлены в Приложении 3).
    Все вышеуказанные платежи организация уплачивает в налоговый орган  по своему местонахождению.
    Имущество, переданное ООО «Восток»  доверительное правление, согласно ст. 378 подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. В данном случае таковым является ОАО «ЯРА».
    Рассчитаем сумму налога на имущество по филиал организации.
 
    Остаточная  стоимость производственных станков  составила :
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.