На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социологический анализ представлений молодёжи о коррупции как о социальном явлении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Актуальность. Так как проблема коррупции берет свои истоки со времен образования государственности, она всегда являлась одной из наиболее актуальных из-за ее пагубного влияния на государство и общество. Много лет коррупция рассматривалась только с точки зрения экономики, политики и криминологии. Но социологическое изучение коррупции также необходимо, так как коррупция является одним из видов социальных отношений. Она оказывает влияние и на социальную сферу общества: на материальное благополучие граждан, на отношения между государством и его гражданами, на степень доверия власти, на формирование ценностей. Социологические изучения коррупции начались сравнительно недавно. А изучению мнения именно молодого поколения о коррупции никогда прежде не уделялось должного внимания. Это кажется нам значительным упущением, так как молодое поколение является будущим нашей страны, знание его понимания коррупции позволит в дальнейшем правильно строить антикоррупционную политику  и формировать истинное знание о коррупции как о социальном явлении и как о  проблеме развития государства.
     Объектом нашего исследования является представление молодежи о коррупции как о социальном явлении, а предметом – особенности этих представлений.
   Цель  курсовой работы – проведение социологического анализа представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении, выявление особенности этих представлений и факторов, их определяющих. Для реализации этой цели необходимо решить несколько задач, а именно:
    уточнить  содержание понятия «коррупция», исходя из целей и задач исследования;
    разработать концептуальную модель социологического  исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении;
    выявить особенности представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении;
    определить факторы, влияющие на формирование представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении.
   Для проведения исследования были выдвинуты  следующие гипотезы
      Главная гипотеза:
      Молодёжь воспринимает коррупцию как норму
      Второстепенные  гипотезы:
      Под коррупцией понимается только взяточничество в низших кругах государственной власти;
      Молодежь убеждена в негативном эффекте коррупции на развитие общества.
     Для исследования этой работы проведено  собственное исследование, респондентами  которого являются студенты МГЛУ. Также проведен анализ и сравнение данных, полученных в нашем опросе и исследованиях, раннее проводимых аналитическими центрами.
     Социологический анализ коррупции предполагает исследование  комплекса социологических идей, связанных, прежде всего, с анализом девиации.  Этот комплекс содержит ключевые для ее понимания и объяснения понятия аномии, агрессии, деструктивности. Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи о девиантном поведении и аномии, разработанные Дюркгреймом,  и концепция первичного и вторичного отклонений, разработанная X. Беккером. Эмпирической базой исследования являются данные, полученные различными исследовательскими центрами, такими как Фонд «Общественное мнение» («Бытовая коррупция в России», «Коррупция в России»), аналитическим центром Юрия Левады («Коррупция в стране») и «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (цикл исследований, посвященных распространенности коррупции в российском обществе), исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика коррупции в России», а также данные собственного эмпирического исследования. 

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении 

§1.1 Коррупция как социальное явление 

      Для установления причин такого сложного социального явления, как коррупция, для оценки сегодняшнего состояние и развития ее в России, выявления ее последствий необходимо как можно точно и полно определить понятие «коррупции». Учебные и исследователи до сих пор не пришли к единому концептуальному определению. Коррупция охватывает разные сферы жизни - социальную сферу, политику, экономику -, поэтому является предметом изучения разных научных дисциплин. Представители разных направлений трактуют ее со своей точки зрения, изучают ее отдельные аспекты, характерные для социокультурных условий.
     Криминологи под коррупцией понимают «социальное, общественно опасное, угрожающее экономический  и политической безопасности страны явление, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан».1 Схожие с криминологами во смени юристы определяют коррупцию как «разновидность преступной деятельности должностных лиц, использующие доверенные им государством или обществом права и властные полномочия в корыстных целях».2
     Несомненно, коррупция затрагивает экономическую  сферу жизни, и экономисты выделяют свое определение коррупции. Коррупция  – «сращивание государственных  структур со структурами преступного  мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников».3
     В фокусе социологии коррупция это  совокупность отношений. Она  определяется социологами как «порабощение общественных отношений, где два или более лица совершают подмену отношений путем успешной трансформации денег или власти, обходя предусмотренные законом процедуры и подменяя их личными отношениями»4 или как «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды».5
     Резюмируя все эти подходы к определению  коррупции, можно сделать выделить особенности и составить собственное  определение. Конечно, для полноценного раскрытия смысла и конструктивного  исследования феномена коррупции целесообразнее пользоваться потенциалом всех научных дисциплин и подходов, но для удобства мы определим коррупцию как социально опасную разновидность девиантного поведения, выражающуюся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, полномочий и иных общественных ресурсов для извлечения личной выгоды. В таких социальных отношениях главным мерилом выступают деньги и сила.
     Многие  социологи также отмечают, что  коррупция как социальное явление  это не только сами криминальные действия, но и особенность культуры населения, готовность платить, готовность должностных лиц принимать подношения, а также состояние дисфункции социальной системы в целом и системы административного управления.6
     Вообще  же, в понимании коррупции выделяют несколько подходов. Первый из них рассматривает коррупцию как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Этот подход отражает наиболее узкое понятие коррупции.
     Во  втором подходе под коррупцией понимаете  определенный вид социально- экономических отношений. В этом подходе уместно разделить коррупцию на «западную» и «восточную» (некоторые исследователи идут дальше и разделяют коррупцию на «Западно-европейскую», «азиатскую», «африканскую» и «латиноамериканскую»). В основе этого разделения лежат разные социокультурные особенности общества. «Западная» коррупцию характеризуется разовыми отношениями купли-продажи, коррупция представляет собой рынок коррупционных услуг. «Восточная» коррупция представляет собой укорененную систему социальных отношений, коррупция привычна и не воспринимается как отклонение от нормы. Коррупция тесно переплетена с другими социальными отношениями землячества, родства, кооператива.
     Третий  подход воспринимает коррупцией как  набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. В рамках такой трактовки 2 подхода: «захват государства» и «захват бизнеса».
     В четвертом подходе коррупция  – это некое системное общественное явление. Она трактуется как некий общий дефект системы (гос-ва, общества, правовой системы, экономики), «энтропия». 7
     Существует  множественная классификация коррупции, каждая имеет разные основания. Наиболее, на наш взгляд, целесообразной является разделение коррупции на административную, деловую и бытовую. Такое отделение обусловлено разными типами субъектов коррупции, разными причинами, ее порождающих и оно необходимо в связи с разными принципами и методами борьбы.
     Административная  коррупция связана с деятельностью  высших органов власти. Основными  ее проявлениями являются факты лоббирования законов, создания льгот «своим» фирмам, неравной борьбе органов власти за контрольные пакеты акций. В общем представлении, административной коррупцией являются искажения в процессе предписания существующих законов, актов, кодексов с целью предоставления преимуществ определенному кругу лиц. Это является следствием наличия у чиновников  расширенных полномочий (права на предоставление выборочных льгот или права на пользование услугами государственного сектора) и недостаточного контроля над распоряжением чиновника этими правами. Отличительная особенность этого вида коррупции – сложность борьбы. Субъекты таких коррупционных сделок, как правило, чиновники высокого ранга, опасающихся за свое место, и вследствие этого, такие коррупционные махинации обладают высокой степенью латентности, что усложняет антикоррупционную борьбу. Так же чиновники в основном прикрывают  эти сделок  несовершенства закона.
     Следующий тип коррупции охватывает коррупционные  сделки, совершаемые должностными лицами и предпринимателями с целью решения проблем бизнеса. Этот тип коррупции носит соответствующее название – деловой коррупции.
     И наконец, бытовая коррупция, самая  масштабная и по количеству лиц, вовлеченных  в нее,  и по суммам денег. Бытовая  коррупция включает в себя случаи взаимодействий чиновников с гражданами, решающими свои повседневные проблемы.
   Так же о коррупции как о социальном явлении указывает наличие социальных последствий. Коррупция влияет на все  сферы жизни общества, в частности, велико ее влияние на социальную сферу. Среди многих изменений в обществе и его устройстве, к которым приводит коррупция можно выделить, как наиболее важные, следующие:
    Коррупция - деструктивный фактор общественной жизни, она  подрывает нормы общественной морали, ее наличие формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения;
    Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества;
    Наличие коррупции является препятствием развитию реальной демократии, так как вызывает разочарование в ее ценностях; 
    Коррупция деформирует структуру основных  институтов общества;
    Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, тем самым увеличивает пропасть между богатыми и бедными, снижает рост благосостояния населения;
    Коррупцию можно считать одной из причин снижения доверия общества к власти
   В рамках рассмотрения коррупции также необходимо уделить внимание проблемам этого социального явления. Но в ряде факторов сложно установить причинно-следственную связь, это затрудняет исследования ее причин.
     Однако  исследователи все же выделяют наиболее общие причины, такие как:
    Непонимание обществом масштаба ущерба, наносимого коррупцией;
    Слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций;
    Отсутствие общественного контроля за деятельностью чиновников;
    Увеличение роли государства, бюрократизация общественной жизни;
    Искажение принципов государственной службы в индивидуальном сознании самих служащих;
    Несовершенство законодательства, наличие обходных путей закона, «лазеек».
     Выявление причин коррупции крайне важно для  планирования и проведения антикоррупционной  политики. Необходимо бороться не только с фактами коррупции, но и устранять  причины, порождающие ее.
      Таким образом, в данном параграфе было разработано авторское определение коррупции, выявлены сущностные признаки этого явления, его социальные причины и последствия. Теперь мы можем перейти к рассмотрению методов изучения этого явления и способов исследования восприятия коррупции молодым поколением, которые мы рассмотрим в следующем параграфе. 

     §1.2 Концептуальная модель социологического  исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении 

     В России интерес к исследованию явления коррупции появился сравнительно недавно, в конце 1900 годов. Это связано с тем, что до этого времени о коррупции предпочитали молчать, не признавая вообще факт существования этой проблемы в стране.
     В первых исследованиях коррупция  рассматривалась как одна из проблем государства или причин некомпетентности государственной власти. Так в исследовании ФОМ был задан вопрос «НА РЕШЕНИЕ КАКИХ ПРОБЛЕМ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ Б. ЕЛЬЦИНУ СТОИЛО БЫ, ПО-ВАШЕМУ, НАПРАВИТЬ СВОИ УСИЛИЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?»8 и среди множества вариантов ответа фигурирует вариант «вести борьбу с преступностью и коррупцией». Так, коррупция выступила как одна из проблем государства, ориентиров проведения государственной политики. По количеству выбора этого ответа можно судить о том, что граждане(29%), в том числе и молодежь, признают существование коррупции и видят в ней тормоз развития государства.
Исследования, в которых рассматривается именно феномен коррупции, признается факт его существования, исследуются  его причины и возможные последствия, появились ещё позднее. И только в рамках именно этих исследований есть смысл говорить о изучении представлений молодежи о коррупции.
     Но  прежде всего, нужно дать определение  слова «представление». Представление  – это знание, понимание чего-нибудь.9 В частности представление о коррупции включает в себя следующие составляющие:
    Знание о существовании. То есть, знает ли респондент вообще о наличии коррупции;
    Определение коррупции. Иными словами, если человек знает о существовании коррупции, то, что он под ней понимает, как определяет ее, какие случаи он относит к этому явлению, а какие нет;
    Отношение к коррупции. Отношение включает в себя внутреннюю оценку коррупции респондентом, проявление симпатии или антипатии, одобрение или критику коррупционных явлений. Для понятия отношения также важны факторы, влияющие на формирование этого отношения (личную коррупционную практику, влияние СМИ и т.д.).
   Для изучения представлений целесообразно  рассмотреть методы изучения представлений, в том числе основные типы вопросов. Социологические исследования представлений респондентов о коррупции делятся на 2 типа: оценочные вопросы и вопросы о личной коррупционной практике. Каждый из этих двух разновидности вопросов решает проблемы сбора информации, которые обусловлены самой природой этого явления. А именно: феномен коррупции сложен для изучения, так как обладает высокой степень латентности. Скрытность этого явления, его преступных характер усложняют изучение, в некоторых вопросах понижает уровень искренности ответов.  Оценочные вопросы положительно воспринимаются респондентами, не вызывают затруднения. Но их недостаток в том, что возможности анализа данных ограничены из-за большой доли субъективизма. Вопросы же о личной практике более  функциональны и достоверны, но вызывают определенные трудности при ответе. Это объясняется тем, что коррупция относится к числу сенситивных тем, которые далеко не всегда вдохновляют респондентов на откровенность. 10
   Однако  же, первые исследования, включающие вопросы  об оценке коррупции, касались в основном политической сферы. Например, исследование ВЦИОМ включало вопрос «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕНА КОРРУПЦИЯ, МНОГИЕ ЛИ БЕРУТ ВЗЯТКИ И ПОЛЬЗУЮТСЯ СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ДЛЯ ЛИЧНОГО ОБОГАЩЕНИЯ В НЫНЕШНЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ПРИМАКОВА?».11  В этом же исследовании встречаются аналогичные вопросы, касающиеся коррупции в Администрации Президента и Государственной Думе. Как видно из этих типов вопроса, рассматривается только один тип коррупции, а именно верхушечная, что опять же говорит о том, что коррупция не рассматривается как проблема, поразившая все сферы общественной жизни. Помимо оценки уровня коррупции, исследования включали вопросы, в которых респонденту предлагалось провести своеобразный мониторинг  уровня коррупции в стране, вопрос звучал так «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, ПРОДАЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА УВЕЛИЧИЛИСЬ, УМЕНЬШИЛИСЬ ИЛИ ОСТАЛИСЬ ТАКИМИ ЖЕ, КАК РАНЬШЕ?».12
   Одним из основных параметров представления  любой группы населения, в том  числе и молодежи, о коррупции является знание или незнание о наличии этого явления в стране. Вопросы типа «ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ, В ПРЕССЕ, ПО РАДИО ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЧАСТО ГОВОРИТСЯ О КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ОБ ЭТОМ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?» задавались разными аналитическими центрами, в частности ФОМом, впервые такой вопрос был поставлен в 1998 году.
   Так же сущность понимания молодёжью  коррупции раскрывают ответы на такие  вопросы как «СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО  ПОДАРКИ, ДЕНЬГИ ВРАЧАМ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ШКОЛ И ВУЗОВ, РАБОТНИКОМ ЖЭКОВ И Т.Д. ЯВЛЯЮТСЯ СТОЛЬ ЖЕ ОПАСНЫМ И ВРЕДНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА КАК И КОРРУПЦИЯ ЧИНОВНИКОВ?». Этот вопрос показывает, причисляют ли факты низовой коррупции к проблеме коррупции и выявляет степень опасность, которую респонденты видят в этом явлении. Помимо таких довольно конкретных узких вопросов, встречаются вопросы с множественным выбором, например, «Какие из следующих ситуаций Вы бы отнесли к коррупции?». Респондентам предлагается выбрать из числа перечисленных ситуаций те, которые, по их мнению, являются проявлением коррупции. Все ситуации, данные в таком опросе, с научной точки, зрения в той или иной степени являются примерами употребления власти в корыстных целях. Такие вопросы позволяют анализировать понимание респондентами сущности коррупции и выяснить, насколько научная трактовка коррупции совпадает с мнением простых людей.13
   Также нередко в исследованиях респондентов просят оценить уровень коррупции  в стране. Оценка отношения к коррупции выявляется прямыми вопросами, такими как, «Как Вы относитесь к тому, что в нашей стране для решения своих проблем гражданам нередко  приходится давать взятки?» Но для глубинного анализа отношения к коррупции исследователи прибегают к косвенным вопросам, связывающим отношение к коррупции с эмоциональным состоянием граждан после коррупционной сделки. «КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ ОТ ТОГО, ЧТО ВАМ ПРИШЛОСЬ ДАТЬ ВЗЯТКУ?» среди вариантов ответов присутствуют «унижение», «ненависть к нашей государственной системе», «ненависть к чиновнику» и «ненависть ко всей коррумпированной власти». Также отношение к коррупции выявляют через оценку коррупции как проблемы государства. «Коррупция» выступает одним из вариантов ответа к вопросам «В ЧЕМ ИМЕННО ВЫ ВИДЕТЕ УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?».
   Немаловажным  является рассмотрение факторов, влияющих на представления молодежи о коррупции  и формирующих их. Таких основных фактора два: это окружающая среда, в которой живет молодой человек  и влияние СМИ. В частности  можно отметить общую подмену ценностей, на первый план выходят не духовные, а материальные блага, среди них деньги, слава, высокий социальный статус, высокооплачиваемая профессия. Во время переходного периода в развитии нашего общества сформировалась тенденция, что среди ценностей общества, которые могут выступать в качестве рычага в ходе отстаивания своих жизненных интересов, выступили «связи» и «деньги». Помимо этого, современная социальная ситуация характеризуется высокой степенью неопределённости, размытостью границы между нормой и отклонением. Настроения современной молодежи описываются отвержением старых норм морали,  норм «старого общества».
   Влияние СМИ также велико, всё, что освещается в газетах, по телевидению, на радио принимается на веру. Люди принимают точку зрения, навязанную СМИ, по сути СМИ в какой-то мере формирует представления населения, в том числе молодежи, на то или иное явление. Тем более важно обратить на СМИ внимание, так как они в какой-то мере пропагандируют насилие и бездуховность, пренебрежительное отношения к нравственным принципам и традиционным Российским ценностям, тем самым способствуют проникновению коррупции.
   Все вышесказанное позволяет сделать  вывод о том, что концептуальная модель социологического  исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении заключается в исследовании знаний о существовании этого явления, анализе понимания и определения феномена коррупции и изучении оценки молодежи коррупции как социального явления. Основным способом сбора информации было проведение социологических опросов, именно этим способом мы и собираемся воспользоваться при проведении собственного эмпирического исследования. Кроме этого, предполагается просмотреть результаты ранее проведенных исследований и провести собственную интерпретацию.
   Выводы  по первой главе:
Таким образом, в рамках первой главы было уточнено содержание понятия «коррупции». В нашей работе под коррупцией понимается социально опасная разновидность девиантного поведения, выражающаяся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, полномочий и иных общественных ресурсов для извлечения личной выгоды. На основе анализа различных исследований о коррупции, была разработана концептуальная модель социологического  исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении, включающая в себя раскрытие таких вопросов, как знание молодежи о существовании коррупции, понимание коррупции, оценка молодежью  коррупции как социального явления и отношение к ней, а также выявление факторов, влияющих на формирование представлений о коррупции. 
 

   Глава 2. Социологический анализ представлений молодёжи о коррупции как о социальном явлении 

§2.1 Особенности представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении 

     Для анализа представлений молодежи о коррупции(на примере студентов-социологов МГЛУ) нами было проведено собственное эмпирическое исследование. В качестве респондентов были опрошены студенты социологи 1 – 5 курса. Выбор обуславливается тем, что социальная группа молодежь составляют люди в возрасте от 16-30, для максимального соответствия этому нами, таким образом, были опрошены люди в возрасте от 17 до 24 лет. Для опроса были выбраны студенты специальности «социология», потому у социологов формируется особое представление о мире, обществе и его проблемах. Исследование было проведено на сайте webanketa.com, число опрошенных составило 115 человек.
     Проведенный опрос включал в себя все вопросы, раскрывающие понятие представление  молодежи о коррупции как о социальном явлении. В частности был задан вопрос, ориентированный на понимание того, в какой мере осознают респонденты существование коррупционных сделок в России, и как оценивают частоту возникновения  их; а именно вопрос звучал так «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СУЩЕСТВУЮТ ЛИ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ФАКТЫ, ЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ, ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА, ЕСЛИ ДА ТО, КАК ЧАСТО ЛЮДЯМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ С ЭТИМ?».  Большая часть респондентов (51%) указали, что с коррупцией жители нашей страны сталкиваются довольно часто, чуть меньшее количество респондентов(45%) выбрали вариант ответа «очень часто» и лишь 4 % ответивших посчитали, что коррупция редкое явление нашей жизни, и коррупционные сделки – это «единичные случаи». Более того, в опросе был задан вопрос о коррупционной практике респондентов «ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ГОДА ПОПАДАТЬ В КОРРУПЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ДАВАЛИ ВЫ ВЗЯТКУ ИЛИ НЕТ?». На этот вопрос мы получили следующие ответы «да» - 47%, «нет» - 38%, остальные респонденты затруднились ответить на этот вопрос. По результатам данных вопросов можно утверждать, что молодежь не только знакома с коррупцией, но и половина сталкивалась лично с этим явлением.
     Но  мало знать осведомлённость о  существовании коррупции, для полного  изучения представления о коррупции надо еще узнать, что молодёжь понимает под коррупцией, какие явления к ней относит. С этой целью был задан вопрос «КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВЫ БЫ ОТНЕСЛИ К КОРРУПЦИОННЫМ?». Ниже представлена таблица вариантов ответов и проценты выбора ответов респондентами.
Таблица 1.
Вариант ответа Процент респондентов, обозначивших эту ситуацию как коррупционную
Чиновник  за определенную услугу обеспечивает продвижение в очереди на муниципальное  жилье 12,55
Врач  за вознаграждение выдает больничный лист 12,01
Депутат законодательного органа голосует в  поддержку законопроекта за вознаграждение 11,73
Чиновник  от имени государственного органа сдает  в аренду государственное имущество, получая за это дополнительное вознаграждение 10,37
Репетитор при подготовке в вуз гарантирует поступление за особое вознаграждение 10,23
Студент вручает экзаменатору бутылку коньяка  или коробку конфет для получения  хорошей оценки 9
Врач, принимая беременную женщину по государственному родовому сертификату, направляет ее на платные анализы к знакомому «частнику» 8,05
Прокурор  района устраивает свою дочь учительницей в школу для получения ею в  ускоренном порядке муниципального жилья 7,5
Чиновник  устраивает на работу в свое ведомство  родственника 5,73
Бизнесмен, переходя на государственную службу, передает управление фирмой близкому родственнику (родственнице), а затем оказывает покровительство в ведении бизнеса 5,59
Фирма предоставляет в постоянное распоряжение чиновника автомобиль 3,55
Чиновник  принимает приглашение бизнесмена поужинать в ресторане после решения им проблемы предпринимателя 3,14
Другое: 0,55
 
     В варианте ответа «другое» самими респондентами  были указаны такие коррупционные  ситуации, как «взимание штрафа работниками  правоохранительных органов на месте, без составления протокола», «невозможность сдачи экзамена на права без взятки». Хотя и разность ответивших на тот или иной вопрос не велика, можно выделить, что респонденты отмечали варианты ответа, отражающие случаи как низовой коррупции, так и верхушечной коррупции. Можно предположить, что это объясняется тем, что половина опрошенных сталкивались с коррупцией, а именно с низовой коррупцией.
Но не смотря на эти результаты отношение  респондентов к коррупции нельзя назвать резко отрицательным. В  данном опросе предлагалось ответить на вопрос «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГРАЖДАНАМ НЕРЕДКО ПРИХОДИТСЯ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ?». Наиболее популярными ответами оказались ответ «Этого можно избежать, но с взятками легче достичь нужного результата»(27%) и вариант ответа «Это отрицательное явление нашей жизни»(25%).  Исходя из этих данных можно сделать вывод, что хотя молодые люди и понимают отрицательный эффект коррупции, они признают, что в нашем обществе, погрязшем в коррупции, некоторые ситуации невозможно разрешить без дополнительного стимулирования чиновников взяткой. Таким образом, гипотеза о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.