На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Акустическая среда как фактор риска здоровью

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА  №4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Секция 7. Биология и биотехнология. Почвоведение и проблемы биосферы. Системная  биология и биотехнология. Биосфера и проблемы Земли. 
 
 
 
 
 
 

Изучение  акустической среды  муниципальной 
общеобразовательной средней школы №4. 
 
 
 
 
 

Автор: Хафизова Марина Эдуардовна,
ученица 10 «А» класса  МОСШ №4
                                                                         Руководитель: Борисова  Елена 
                                                                                                Анатольевна, учитель биологии,
                                                                                   высшей квалификационной  категории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Нижневартовск, 2010
«Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью»
      Исследовательская работа Хафизовой Марины Эдуардовны.
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск,  Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4, 10 А класс. 

Аннотация. 

    Шум – одна из форм физического загрязнения, адаптация, к которой невозможна. Постоянные воздействия шумов различных по силе и спектральному составу приводят к нарушению и к ухудшению не только слуха человека, но и к неспецифическим изменениям различных систем органов организма человека, в первую очередь к болезням нервно-психического характера. Как известно, организм детей, является наиболее уязвимым, поэтому изучение акустической среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть времени, является актуальным.
    Цель: изучение акустической среды школьных помещений как фактора риска здоровью.
    Методы  исследования: эмпирический метод (измерение, эксперимент), социологический опрос, статистические методы обработки данных.
    Полученные  результаты: изучены источники шума в условиях школы, установлена зависимость уровня шума от площади помещения, мебели и других факторов, выявлена комфортность акустической среды исследуемого учреждения, разработаны рекомендации по уменьшению шумового загрязнения в школе.
    Выводы:
    в период обучения дети и педагоги подвергаются шуму, превышающему предельно допустимый уровень (ПДУ = 45 дБ) в 1,4-1,6 раз. Уровень шума входит в рамки допустимого лишь только в отсутствие детей в школьных помещениях;
    уровень шума снижается благодаря деревянной мебели, обоям, комнатным растениям и завешенным окнам примерно на 3 дБ, а также в кабинетах с большей площадью;
    суммарный период воздействия шума от электрических звонков составляет 22 секунды в день или 2 минуты 12 секунд в неделю. Суммарный период воздействия шума во время урока (63 дБ) составляет 4 часа, во время перемены (38 дБ) – 1 час 10 минут;
    шум на уроках, на переменах снижает работоспособность учащихся, вызывает усталость и головную боль.
    Область применения: результаты исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях с целью уменьшения негативного влияния шумового загрязнения на организм ребенка.
 

    «Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью»
      Исследовательская работа Хафизовой Марины Эдуардовны.
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск,  Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4, 10 А класс. 

     План  исследования. 

    I. Подготовительный этап. Определение темы и ее актуальности, цели, задач и проблемы исследования.
    Шум – один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды, приобретающих важное социально-гигиеническое значение. Звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов. Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум». Какие существуют источники школьного шума? От чего зависит уровень шума? Как влияет шум на организм человека? Что известно подросткам о «шумовой болезни»? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответ в нашей работе «Изучение акустической среды в МОСШ №4».
    Цель  исследовательской  работы – изучение акустической среды школьных помещений как фактора риска здоровью.
    Задачи  исследования:
    1. На основе теоретического изучения научно-популярной, медицинской литературы дать характеристику «шума», определить его источники, выявить влияние шума на организм человека.
    Определить источники, характер и характеристики возможных шумовых загрязнителей в школьных помещениях.
    Определить длительность воздействия возможных источников шума на организм учащихся в школе.
    На основе социологического опроса выявить комфортность акустической среды исследуемого учреждения.
    Выявить влияние акустической среды на здоровье учащихся различных возрастных групп.
    Разработать рекомендации по уменьшению шумового загрязнения школы.
    Методы  исследования: эмпирический метод (измерение, эксперимент), социологический опрос, статистические методы обработки данных.
    II. Планирование.
    Определение источников информации. Подбор и изучение научной литературы. Знакомство с системой библиографического поиска тематической литературы. Составление библиографического списка используемой литературы. Ознакомление с современными источниками информации (Интернет-ресурсы, периодические научные и научно популярные издания).
    Библиография:
    1. Советский энциклопедический словарь, 1975.
    2. Алан Белл. Шум. Профессиональная  вредность и общественное зло.  Пер. с англ., 1967.
    3. Кривошеин Д.А, Муравей Л.А,  Роева Н.Н / Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Л.А Муравья. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 447с.
    4. Круглов В.А Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. – Мн.: Амалфея, 2003 – 368с.
    5.Челноков А.А, Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – Минск: Высш. шк., 2006. – 463с.
    6.Сугробов  Н.П, Фролов В.В. Строительная  Экология. – М: Издательский центр  «Академия», 2004.- 416с.
    7. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность  жизнедеятельности. – Ростов  н/Д: «Феникс», 2001. – 352с.
    8. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.
    9. Феоктистова О.Г, Феоктистова  Т.Г, Экзерцева Е.В. Безопасность  жизнедеятельности (медико-биологические  основы). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 320 с.
    10. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: «Россия молодая», 1994.- 367 с.
    11. Фролов М.П., Литвинов Е.М. Основы  безопасности жизнедеятельности  (9 кл.): Учебник для общеобразовательных  учреждений. – М: ООО «Издательство  Астрель», 2002. – 253 с.
    12. Гринин А. С, Новиков В. Н.  Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 288 с.
    13. Экологическая эпидемиология, 2004 г.
    III. Исследование.
    Сбор  и уточнение информации, решение  промежуточных задач. Проведение экспериментальной  части исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования.
    Исследовательская работа состоит из двух частей:
    1) Теоретическая.
    Направления исследования:
    1. Характеристика шума.
       1.1. Определение шума.
       1.2. Классификация шумов.
       1.3. Нормирование шумов.
    2. Влияние шумового фона на организм  человека.
    2) Практическая.
    Предмет исследований: школьные помещения.
    Объекты исследования: различные по происхождению и характеру источники шумовых загрязнителей в школьных помещениях.
    Методы исследования:
    1. Метод социологического опроса:
    Подготовка анкет для обучающихся и педагогов. Исходя из поставленной цели, был составлен вопросник из 16 вопросов, предполагаемые варианты ответов, а так же вопросы с открытыми ответами (Прил. 1).
    Анкетирование учащихся младшего, среднего и старшего звена МОСШ №4, педагогов.
    Обработка анкет. Ответы на каждый вопрос заносились в специальную таблицу. Затем проводился подсчет количества ответов по каждому вопросу и, исходя от всего количества анкетируемых, находили количество ответов в процентах.
    Анализ полученных результатов.
    Выводы по полученным результатам формулировались исходя из содержания вопросов и процентного соотношения  вариантов ответов.
    2. Эмпирические методы, такие как  измерение и эксперимент.
    Экспериментальное исследование интенсивности шума проводилось  с помощью шумомера SVAN-959 (Прил. 2). Интенсивность шума звонков измерялась на разном расстоянии от источника шумового загрязнения: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 20 и 30 м. Интенсивность шума в рекреациях (1, 2, 3 этажей), кабинетах, спортивном зале, библиотеке, столовой измерялась в центре помещений. Эксперимент проводился на разных этажах здания школы во время перемен, на уроках и после уроков (когда отсутствовали ученики).
    Выявили зависимость уровня шума от площади помещения, высоты потолка, количества и качества мебели, цветов, а так же количества учащихся и их возраста. Данные занесли в таблицы, построили графики (Прил. 3, 4, 5). Обосновали полученные результаты и на их основе сделали выводы.
    3. Изучили медицинские карты учащихся 1-х, 4-х, 10-х классов с целью выявления  количества заболеваний ЦНС, сердечнососудистой  системы, вегетативной нервной  системы и определения косвенного  влияния шумовых загрязнителей  на состояние здоровья ребенка.
    4. Провели статистическую обработку данных.
    IV. Защита исследовательской работы.
    Подготовка  доклада: обоснование процесса исследования, представление полученных результатов.
    Результаты  исследования были представлены:
    на уроках биологии;
    на школьной научно-практической конференции.
 

Содержание. 

Введение …………………………………………………………………………………….8
1.Характеристика  шума……………………………………………………………………..9
1.1.Определение  шума………………………………………………………………………9
1.2.Классификация  шумов…………………………………………………………………..9
1.3.Нормирование  шумов…………………………………………………………………..12
2.Воздействие  шума на организм человека……………………………………………….12
3.Результаты  и обсуждения………………………………………………………………...14
3.1.Экспериментальные  данные…………………………………………………………...14
3.2.Данные социологического  опроса……………………………………………………..16
3.3.Влияние акустической  среды на здоровье учащихся  разных возрастов……………18
Выводы………………………………………………………………………………………19
Литература…………………………………………………………………………………..20
Приложение 1. Формы  анкет для учеников и педагогов…………………………………I 
Приложение 2. Фотография шумомера……………………………………………………IV
Приложение 3. Сводная  таблица экспериментальных данных………………………….V
Приложение 4. Зависимость  уровня шума от различных факторов…………………….IX
Приложение 5. Графики  «Изменение уровня шума»……………………………………..X
Приложение 6. Результаты анкетирования учеников и педагогов по проблеме
«Выявление  комфортности акустической среды исследуемого учреждения»………XI 
«Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью»

Исследовательская работа Хафизовой Марины Эдуардовны.
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск,  Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4, 10 А класс. 

      Введение
    Актуальность. Шум – одна из форм физического загрязнения, адаптация, к которой невозможна. Постоянные воздействия шумов различных по силе и спектральному составу приводят к нарушению и к ухудшению не только слуха человека, но и к неспецифическим изменениям различных систем органов организма человека, в первую очередь к болезням нервно-психического характера. Как известно, организм детей, является наиболее уязвимым, поэтому изучение акустической среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть времени является актуальным.
    Цель: изучение акустической среды школьных помещений как фактора риска здоровью.
    Предмет исследований: школьные помещения.
    Объекты исследования: различные по происхождению и характеру источники шумовых загрязнителей в школьных помещениях.
    Задачи:
    1. На основе теоретического изучения  научно-популярной, медицинской литературы дать характеристику «шума», определить его источники, выявить влияние шума на организм человека.
    Определить источники, характер и характеристики возможных шумовых загрязнителей в школьных помещениях.
    Определить длительность воздействия возможных источников шума на организм учащихся в школе.
    На основе социологического опроса выявить комфортность акустической среды исследуемого учреждения.
    Выявить влияние акустической среды на здоровье учащихся различных возрастных групп.
    Разработать рекомендации по уменьшению шумового загрязнения школы.
    Методы  исследования: эмпирический метод (измерение, эксперимент), социологический опрос, статистические методы обработки данных.
    Научная новизна. Определены источники шумового загрязнения акустической среды школьных помещений, их характер и сила воздействия по уровню и длительности. Определено косвенное влияние шумовых загрязнителей на состояние здоровья учащихся.
 

       1. Характеристика  шума
      1.1. Определение шума
      Шум является наиболее распространенным и  агрессивным физическим фактором окружающей среды, влияющим на здоровье населения.
      Существует  несколько определений шума. Шум  – это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты (Советский энциклопедический  словарь, 1975). Шум – это хаотичное, нестройное смешение звуков, отрицательно действующее на нервную систему (Алан Белл, 1976). Шум – это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, которые воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное субъективное ощущение (Экология и безопасность жизнедеятельности…, 2000). Шум – совокупность звуков, которые во взаимодействии оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, мешают его трудовой деятельности (Защита населения…, 2003). Шум как физический фактор представляет собой волнообразно распространяющееся механическое колебательное движение упругой среды, носящее обычно случайный характер. При этом источником его является любое колеблющееся тело, выведенное из устойчивого состояния внешней силой (Челноков, Ющенко, 2006).
      Шум имеет определенный спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность –  уровень звукового давления, измеряемый в белах (Б). Так как орган слуха  человека способен различать изменение  уровня интенсивности звука на 0,1 Б, то для практического использования удобнее единица в 10 раз меньше – децибел (дБ) (Челноков, Ющенко, 2006).
      Уровнем громкости шума называется уровень  силы равногромкого с этим шумом  звука с частотой колебаний 1000 Гц, для которого уровень силы звука  в децибелах условно принят уровень громкости в фонах. Один фон – это громкость звука при частоте 1000 Гц и уровне интенсивности в 1 дБ. На частоте 1000 Гц уровни громкости равны уровням звукового давления (Челноков, Ющенко, 2006). 

      1.2. Классификация шумов
      По временным характеристикам выделяют постоянный (уровень звука за рабочий день изменяется не более чем на 5 дБ) и непостоянный (уровень звука за рабочий день изменяется более чем на 5 дБ) шум.
      Непостоянный  шум в свою очередь подразделяется на:
    колеблющийся во времени, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени;
    прерывистый, уровень звука которого изменяется ступенчато не более чем на 5 дБ, длительность интервала 1с и более;
    импульсивный, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, длительность интервала меньше 1с, при этом уровни звука отличаются не менее чем на 7 дБ (Сугробов, Фролов, 2004; Экология и безопасность жизнедеятельности, 2000).
      По  характеру спектра шум подразделяется на:
    широкополосный с непрерывным спектром шириной более одной октавы;
    тональный, в спектре которого имеются выраженные дискретные тона (Сугробов, Фролов, 2004).
      По  спектральному составу в зависимости  от преобладания звуковой энергии в  соответствующем диапазоне частот различают низко-, средне- и высокочастотные  шумы (Хван, 2001).

      По природе возникновения различают механический, аэродинамический, гидродинамический и электромагнитный шумы. Механические шумы возникают при работе различных машин и механизмов и вызваны трением и соударениями составляющих их деталей, ударными прессами, используемыми в производстве (ковка, штамповка) и рядом других факторов. Аэродинамические и гидродинамические шумы возникают при течении газов и жидкостей. Электромагнитные шумы обычно сопровождают работу различных электрических установок (Экология и безопасность жизнедеятельности, 2000).

      По  возможности распространения шум  подразделяют на:
    воздушный шум – шум, распространяющийся в воздушной среде от источника возникновения до места наблюдения;
    структурный шум – шум, излучаемый поверхностями колеблющихся конструкций стен, перекрытий, перегородок зданий в звуковом диапазоне частот (Графкина, 2007).
      По  спектру выделяют стационарные и нестационарные шумы. Стационарные шумы характеризуются постоянством средних параметров: интенсивности (мощности), распределения интенсивности по спектру (спектральная плотность), автокорреляционной функции. Например: шум толпы людей, моря, производственных станков и т.д. Нестационарные шумы длятся короткие промежутки времени (меньше, чем время усреднения в измерителях). Например: уличный шум проходящего транспорта, отдельные стуки в производственных условиях, редкие импульсные помехи в радиотехнике и т.п.
      По  месту возникновения шумы могут  быть отнесены к следующим группам: транспортные, промышленные, строительные, внутриквартальные и домовые (Феоктистова Т. Г, Экзерцева Е. В, 2006 г). 

1.3. Нормирование шумов
    Нормируемыми  параметрами непостоянного шума являются: эквивалентный уровень звука, дБА и максимальный уровень звука, дБА.
      Эквивалентный уровень звука непостоянного  шума – уровень звука постоянного широкополосного шума, который имеет такое же среднее квадратическое звуковое давление, что и данный непостоянный шум в течение заданного интервала времени.
      Максимальный  уровень звука – уровень звука, соответствующий максимальному  показанию измерительного прибора при включенной необходимой стандартизованной временной характеристике.
      Предельно допустимый уровень шума (ПДУ) –  уровень, который при ежедневной работе (кроме выходных дней), но не более 40 часов в неделю в течение  всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (Челноков, Ющенко, 2006).
      Предельно допустимый уровень шума для трудовой деятельности, связанной с творчеством и  преподаванием составляет 40-45 дБ более 50% времени (ГОСТ 12.1.003).
 

       2. Воздействие шума на организм человека
    Диапазон  слышимых звуков для человека составляет от 0 до 170 дБ (Реймерс, 1994). Для нормального существования, чтобы не ощущать себя изолированным от мира, человеку нужен шум в 10-20 дБ. Уровень естественного шумового фона – 20-30 дБ. При увеличении шума на 1 дБ происходит десятикратное увеличение шумового давления, поэтому рост с 30 до 60 дБ (разговор средней громкости) означает тысячекратное увеличение шумового давления. Для «громких звуков» звуковая граница оставляет 80 дБ (Основы безопасности жизнедеятельности, 2002)
    Звуки, уровень которых превышает 120-130 дБ, вызывают болевое ощущение и повреждения в слуховом аппарате человека (акустическая травма).
    Разрыв  барабанных перепонок в органах  слуха происходит под воздействием шума, уровень звукового давления которого оставляет около 186 дБ. Воздействие  на организм человека шума, уровень которого порядка 196 дБ, приводит к повреждению легочной ткани (порог легочного прохождения).
    Однако  не только сильные шумы, приводящие к мгновенной глухоте или повреждению  органов слуха человека, вредно отражаются на здоровье и работоспособности  людей. Шумы небольшой интенсивности, порядка 50-60 дБ, негативно воздействуют на нервную систему человека, вызывают бессонницу, неспособность сосредоточиться, что ведет к снижению производительности труда и повышает вероятность возникновения случайных ошибок и даже несчастных случаев (Гринин, Новиков, 2003).
      Ниже  представлены основные источники и  создаваемые ими максимальные уровни шума, дБ:
      Таблица 1.
      Источник Уровень шума, дБ
      Стрельба  из пистолета >108
      Модельные аэропланы >105
      Мотоциклы/снегоходы >80
      Спортивные автомобили >110
      Цепная  пила >105
      Моторная  пила >95
      Газонокосилка >80
      Выброс  мусора >65
      Вакуумные очистители >60
      Кондиционеры  для воздуха >50
      Персональные  и домашние стереосистемы >95
      Концерт рок-музыки >90
      Симфонический концерт 80
      Автобус, грузовик >60-70
      Поезд >80
 
      Шум, являясь общебиологическим раздражителем, может влиять на все органы и системы  организма человека, вызывая разнообразные  физиологические изменения. Это  влияние может носить как специфический  характер (изменение слуха), так и проявляться в виде неспецифических явлений – вегетативных изменений (повышения кровяного давления, ослабления внимания, памяти, утомляемости глаз), нарушения психофизиологических показателей (повышенной раздражительности, нарушения сна, а также снижения школьной успеваемости). Дети, проживающие в условиях шумового загрязнения окружающей среды, чаще имеют проблемы с усвоением школьного материала. Установлено, что темп прироста психических нарушений у них составляет 0,5 % на 1 дБ уровня шума. Эффект воздействия звука зависит от генетических и приобретенных особенностей организма. Некоторые люди обладают особой чувствительностью к шуму (Экологическая эпидемиология, 2004). 

 

       3. Результаты и их обсуждение
    Шум в условиях школы от электрического звонка является непостоянным, колеблющимся, механическим, стационарным и воздушным. Шум детей является аэродинамическим. 

      3.1. Экспериментальные  данные
      Шум от звонков
    В ходе эксперимента фиксировались уровни шума от электрических звонков. Звонки в данной школе размещены на этажах в разных местах, а именно: одни звонки расположены за стеной на лестничной площадке – это 2 и 3 этаж, другие – в центре зоны рекреации. В связи с этим измерения проводились на разных этажах на одном и том же расстоянии от источника. Расстояние выбиралось на пути следования школьников мимо источника шума (электрического звонка) и составило 5 метров, а также в наиболее удаленной точке этажей – 33 м.
     и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.