На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Революционный и эволюционный пути перехода к рыночной экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Министерство  образования и науки
   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
   «Тобольская государственная социально-педагогическая академия
   им. Д.И. Менделеева»
   Исторический  факультет 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Революционный и эволюционный пути перехода к рыночной экономике

 
 
 
 
 
 
 
 
   Выполнила:
   студентка 14 группы
   Селянина  О. Н.
   Проверила:
   к.э.н., доцент Дубовик Л. Н. 
 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Роль  исходных условий в переходный  период к рыночной экономике……4
2. Варианты  перехода к рыночной экономике…………………………………6
2.1 Эволюционный  путь к рыночной экономике  («градуализм»)……………..7
2.2 Революционный  переход к рыночной экономике  («шоковая терапия»)….8
2.3 Финансовая  стабилизация……………………………………………………9
3. Россия: революционный путь к рыночной  экономике……………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   По  мнению большинства экономистов, рыночная экономика является наиболее эффективной. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без  принуждения.
   Почти все страны социалистического лагеря столкнулись с проблемой финансового  кризиса позднего социализма, необходимостью снятия накопленного при социализме денежного навеса и заметного  скачка инфляции в начале рыночного  перехода. В этой связи их обычно разделяют на совокупность тех государств, которые сумели противопоставить финансовому  кризису жесткую денежную политику и за короткие сроки сбить инфляцию до умеренных значений (Польша), и  тех, где денежная политика была мягкой, темпы роста номинального денежного  предложения подвержены резким колебаниям, а период высокой инфляции - длительным (Россия).
   Процесс перехода к рыночной экономике с  одной стороны включает в себя глубокие изменения в структуре  социально-экономических отношений, а также производства, с другой - осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего, в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.
   Надо  сказать, что на пороге XXI столетия, так или иначе все страны находятся в трансформационном процессе. Страны Запада идут по пути органической трансформации, в которой тип социально-экономической системы давно определен, а экономические механизмы и модели отлажены, но они видоизменяются применительно к объективной реальности постиндустриального общества. Бывшие социалистические страны переживают процесс неорганической трансформации, возврата к предшествующему (дореволюционному) типу социально-экономической системы и поиску модели экономической трансформации. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.
   1. Роль исходных условий в переходный период к рыночной экономике
   В успехе преобразований к переходу к  рыночной экономике большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:
   - длительность существования административно-командной  системы;
   - доля частного сектора в экономике;
   - размер структурных диспропорций  и уровень милитаризации народного  хозяйства;
   - уровень внутреннего и внешнего  макроэкономического равновесия (в  частности, размеры инфляции, внешнего  долга и др.);
   - трудовая этика населения и  преобладающий хозяйственный менталитет;
   - открытость экономики и общества  по отношению к странам с  рыночной системой и др.
   В процессе перехода от административно-командной  к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
   Первая  группа включает страны, где темпы  продвижения к рыночной системе  наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике  обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими  связями с Западной Европой, относительной  сбалансированностью структуры  народного хозяйства или небольшим  объемом диспропорций, консенсусом  всех слоев населения в отношении  необходимости перехода к рыночной системе.
   Вторая  группа включает страны, где переход  к рыночной экономике оказался сопряженным  с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах  первой группы (Россия, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
   Третью  группу составляют страны Восточной  Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы  было кратковременным и переход  к рыночной экономике начался  на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой  промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также  при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений  хозяйственного менталитета населения.
   В этих странах действовал ряд факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет (против 40 лет - в Восточной Европе и 70 лет - в бывшем СССР). Немалое значение имела традиционно высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским опытом.
   Опыт  рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что  сравнительно легко проходит либерализация  в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших  объектов (преимущественно в сфере  торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация  цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства.
   2. Варианты перехода  к рыночной экономике
   Практика  стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует  два основных варианта преобразования административно-командной системы  в рыночную экономику.
   Первый  и исторически более ранний - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (к странам, выбравшим  этот вариант перехода, относятся  Китай и в немалой степени  Венгрия).
   Вторым  вариантом является шоковая терапия, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Восточной  Европы (в классической форме - в  Польше).
   Различия  между указанными вариантами заключаются  в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, а также  в степени охвата рыночными механизмами  народного хозяйства и объеме регулирующих функций государства.
   Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит  не столько от воли политического  руководства, сколько от комплекса  политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
   В пользу эволюционного перехода свидетельствует  наличие довольно развитого сельского  хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства, а также стабильность финансовой системы, сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса.
   Выбор шокового варианта является обычно вынужденной  мерой. Он связан в большинстве случаев  с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной  системы, а также острого товарного  дефицита, вызванного накопившимися  структурными диспропорциями.
   2.1 Эволюционный путь  к рыночной экономике  («градуализм»)
   Градуализм - это экономическая теория постепенного перехода экономической системы из одного состояния в другое плавно, без катаклизмов и методов шоковой терапии.
   Можно выделить следующие общие черты  эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
   Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной  системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
   Начало  перехода связывается с установлением  динамического равновесия на потребительском  рынке, причем не только с помощью  более гибкой системы цен, но прежде всего благодаря быстрому развертыванию  в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. Например, в Китае ограничения  на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть  лет полностью насытить потребительский  рынок.
   Рыночные  отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских  товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
   Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением  государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
   Проводится  жесткая финансовая политика с целью  недопущения высокой инфляции. В  Венгрии максимальный годовой прирост  розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае -- 24,1% (1994 г.).
   Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
   Характерной чертой эволюционного пути является то, что реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве, где устраняются  наиболее негативные черты командной  системы и открывается определенный простор частной хозяйственной  инициативе. Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных  с ним отраслей по выпуску потребительских  товаров, становится своеобразным мотором  дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно, приводя  к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
   2.2 Революционный переход  к рыночной экономике  («шоковая терапия»)
   Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция - поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.
   В числе важнейших институциональных  преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
   - одномоментную либерализацию цен  на основную массу товаров  и услуг и переход от государственного  материально-технического снабжения  к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
   - скорейшее разрушение прежней  системы централизованного планирования  и замена административных способов  государственного регулирования  экономическими, среди которых главными  являются ужесточение условий  предоставления кредита, ограничение  денежной эмиссии;
   - ускоренную приватизацию государственной  собственности, переход к частной  собственности на землю;
   - либерализацию внешнеэкономической  деятельности, что приводит к  широкому открытию внутреннего  рынка и экономики в целом  для иностранных товаров и  капитала.
   Недостатки  стратегии радикального перехода к  рыночной экономике сводятся к следующему:
   - во-первых, в условиях унаследованных  от прежней системы огромных  структурных диспропорций переход  к свободному ценообразованию  приводит к тому, что наиболее  прибыльной сферой вложения капитала  становится перераспределительная  деятельность в финансовом секторе  при оттоке ресурсов из реального  сектора;
   - во-вторых, стремительный переход  к ценообразованию на основе  спроса и предложения в условиях  доставшегося от планового хозяйства  товарного дефицита и монопольного  положения производителей на  первых порах вызывает высокую  инфляцию;
   - в-третьих, стратегия радикального  перехода, сопровождаемая высокой  инфляцией, влечет за собой  падение жизненного уровня преобладающей  части населения и усиление  социальной дифференциации.
   2.3 Финансовая стабилизация
   Стабилизационные  меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться.
   Вместе  с тем следует уточнить, что  вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с  самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и  т.д.).
   На  практике либерализация цен почти  всегда и везде (кроме Китая и  отчасти Венгрии) вела к огромному  ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-- 30% в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под  воздействием стабилизационных мер  инфляция в странах СНГ и Центральной  и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развитых стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация  цен обычно проводится постепенно и  здесь не происходит накопление огромного  инфляционного потенциала.
   Снижению  инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета  и увеличение ссудного процента сверх  уровня инфляции, что ведет к дополнительному  сокращению текущего спроса. Повышение  процента по вкладам стимулирует  сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения  цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.
   Однако  эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается  жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и  занятых в некоммерческой сфере  слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные  вложения, особенно в производство; падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного  спроса населения; растет безработица.
   Классическим  примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса  мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой  прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных  в экономически активном населении  выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а  реальные доходы в расчете на душу населения за 1990--1993 гг. сократились  на 32%.
   Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий  населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически  активных его слоев.
   В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, несмотря на некоторый рост инфляции, она никогда не достигала  таких размеров, которые потребовали  бы специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989 году. В обоих случаях рыночные реформы  привели к немедленному ускорению  роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме --7%).
   3. Россия: революционный  путь к рыночной  экономике
   В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо  менее благоприятно по причине огромных структурных диспропорций между  базовыми (топливно-энергетический и  металлургический комплексы) и обрабатывающими  отраслями, высокой милитаризации  экономики, длительности существования  административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого  хозяйственного комплекса СССР. Уже  в силу этих факторов переходный период не может не быть более длительным и болезненным, чем в странах  ЦВЕ или Восточной Азии.
   Для рыночных реформ в России характерно использование в самом их начале (1992-1993 гг.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в проведении в  кратчайшие сроки приватизации преобладающей  части государственной собственности  без учета эффективности этой меры, а также в форсированном  переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994-1998 гг. В ходе рыночных реформ в России в целом имело  место постоянное сочетание мер  «шоковой терапии» с мерами постепенных  преобразований.
   С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали  институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфраструктуры и т.д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992-1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.
   Для России характерна ярко выраженная неравномерность  проведения рыночных реформ в различных  сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а  в реальном секторе адаптация  к рыночным условиям происходит крайне медленно.
   Опираясь  на опыт перехода к рыночной экономике  других стран можно сделать вывод, что сравнительно недолгое существование  плановой экономики перед проведением  рыночных реформ облегчает начало перехода и способствует более плавному его  осуществлению. В России же плановая система в чистом виде просуществовала  около 60 лет, и процесс укоренения присущих ей экономических и социальных институтов, стереотипов поведения  зашел гораздо дальше.
   Вместе  с тем двухсекторная модель экономики  была фактически воспроизведена в России во второй половине 80-х гг. Наряду с  доминировавшим государственным сектором, где сохранились основы плановой системы, возникли кооперативные, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Однако при сохранении монопольного положения государственных  предприятий оба сектора не столько  сотрудничали, сколько мешали друг другу. Государственный сектор сохранял почти безраздельный контроль над  распределением материальных и финансовых ресурсов, отводя частному сектору  крайне узкую сферу хозяйственной  деятельности. В свою очередь, возникновение  частного сектора в производстве и посреднической торговле привело  к дестабилизации потребительского рынка, прежде характеризовавшегося абсолютной монополией государства, и подтолкнуло  инфляцию.
   Попытка эволюционного перехода к рынку  в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в  числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ; начавшийся повсеместный развал старой системы. Предприятия отказывались выполнять госзаказы по установленным сверху невыгодным для производителей ценам, а централизованно распределяемые ресурсы сокращались, разрывались принудительные хозяйственные связи.
   К концу 1991 года экономическое положение  России настолько ухудшилось, что  иной альтернативы, чем качественный прорыв в рыночную экономику, уже  не осталось. После падения коммунистического  режима и распада СССР для России были исчерпаны возможности эволюционных преобразований. Иными словами, возникли основные предпосылки для продвижения  к рынку по восточноевропейскому варианту, концентрированным выражением которого стала впервые разработанная  и примененная в Польше модель шоковой терапии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение
   Таким образом, в настоящее время известно два основных варианта пути перехода к рыночной экономике: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов и «шоковая терапия».
   Главными  задачами перехода к рыночной экономике  являются:
   - разгосударствление - снятие с государства  функций прямого управления хозяйством;
   - приватизация - переход в частную  собственность преобладающей или  значительной части прежнего  государственного сектора экономики;
   - демонополизация экономики - ликвидация  преобладания на рынке какого-либо  товара или услуги одного либо  небольшого числа производителей;
   - либерализация цен - снятие государственного  контроля за ценами на основную  массу товаров и услуг.
   Начало  эволюционного перехода к рыночной экономике обусловлено установлением  динамического равновесия на потребительском  рынке за счет снятия некоторых ограничений  на деятельность частного сектора. Рыночные механизмы первоначально охватывают лишь производство и сбыт потребительских  товаров и постепенно распространяются на тяжелую промышленность. Либерализация  цен проводится на последующих этапах реформы при сохранении государственного контроля над ценообразованием. Формируется  двухсекторная модель экономики  с преобладанием рыночных механизмов и частного предпринимательства  в потребительских отраслях и  государственного регулирования и  собственности в производстве инвестиционных товаров.
   Переход к рыночной экономике методом  «шоковой терапии» включает в себя два этапа: финансово-экономическая  стабилизация и системные преобразования в структуре собственности, методах  государственного регулирования и  т. д.
   Однако  любая стратегия переходного  периода вызывает острый кризис, если препятствия для либерализации  не сняты, поэтому необходимо тщательное составление программы переходного  периода, хотя это труднодостижимо, в частности из-за того, политические соображения часто превалируют  над конкретными экономическими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список литературы
   1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт, 2001.
   2. Введение в рыночную экономику  / Под ред. А.Я.Лившица - М.: Инфра-М, 1994.
   3. Ермишин П.Г. Основы экономической  теории (курс лекций) / П.Г.Ермишин. - М.: Наука, 2000.
   4. Курс экономической теории / Под  ред. М.Н.Чепурина. - М.: Наука, 1999.
   5. Николаева И.П. Экономическая  теория / Под ред. И.П.Николаевой - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
   6. Носова С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С.Носова. - М.: ВЛАДОС, 1999.
   7. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Учеб. пособие / В.В.Седов. - Челябинск: ЧГУ, 2002.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.