На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы создания и прогнозирования покупательского спроса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Потребительский спрос: экономическая  сущность.........................4-12
1.1. Понятие и виды спроса.................................................................................4-7
1.2. Поведение потребителя и классификация спроса....................................8-12
Глава 2. Анализ покупательского спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности .....................................................................................13-17 
2.1. Гипотезы порядкового измерения полезности...........................................13

2.2. Бюджетная линия......................................................................................13-17
Глава 3. Изучение рыночного спроса.............................................................18-21  
3.1. Рыночный спрос........................................................................................19-20

3.2. Прогнозирование общего объема спроса................................................20-21
3.3. Выбор метода прогнозирования спроса..................................................21-24
Заключение.......................................................................................................25-26
Список использованной литературы...................................................................27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение  же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально  реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как потребительский спрос. 
 

Потребительский спрос: экономическая  сущность
1.1. Понятие и виды  спроса 
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах. 
Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности  в товарах и услугах, которая  при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта. 
Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности – это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви определенной модели, определенного цвета и т.п. – недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей. 
Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку.
В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный  спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных  на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей. 
В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.  
Макроспрос  – это спрос на укрупненные  группы товаров, например на продовольственные  или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации  товаров), а также спрос крупных  социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:
периодичность возникновения спроса:
-повседневный
-периодический
-эпизодический
-импульсивный
-степень удовлетворения спроса:
-действительный (потенциальный)
-реализованный
-неудовлетворенный
степень подвижности спроса:
-базовый
-мобильный
намерения покупателей:
-четко сформулированный спрос (твердо сформулированный)
-альтернативный спрос
характер  спроса:
-первичный (начальный)
-на замену
-дополнительный
степень интенсивности спроса:
-формирующийся
-интенсивный
-стабилизировавшийся
-угасающий
-отрицательный
месторасположение предприятия:
-зона проявления максимального микроспроса на товары и услуги
-зона проявления повышенного микроспроса
-зона проявления среднего микроспроса
-зона проявления пониженного микроспроса 
В современной экономической литературе и на практике применяется также  и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и  рыночный спрос, т.е. совокупный спрос  потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.
Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью  всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Поведение потребителя и классификация спроса

Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Основной вопрос для распорядителей маркетинга: как именно реагируют потребители на разные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в сознание покупателя и вызывают определенные отклики. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители – это основные силы и события экономической, научно-технической, политической и культурной среды, окружающей покупателя. В сознании покупателя эти раздражители вызывают покупательские реакции: выбор товара, фирмы, дилера, времени и объема покупки. Сознание каждого покупателя обладает определенными особенностями. Эти особенности – характеристики покупателя – оказывают основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и как реагирует на них.

Характеристики  покупателей:

На совершаемые  потребителями покупки большое  влияние оказывают культурные, социальные, личные и психологические факторы. Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культуры. Культура – первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Ребенок с момента рождения усваивает базовый набор ценностей, предпочтения, манеры и поступки, характерные для его семьи и основных институтов общества. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем, украинцев, татар, немцев или азербайджанцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы православных, католиков, мусульман. Различают также субкультуры географических районов. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы. Общественные классы – это сравнительно стабильные группы в рамках общества, которые располагаются в иерархическом порядке и характеризуются сходством ценностных представлений, интересов и поведения их членов. Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы. Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. От родителей человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может оставаться весьма значительным. Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывают супруг и дети индивида. Семья – самая важная в рамках общества организация потребительских закупок. Соотношение влияния мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости от товарной категории. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых человеком, будет так или иначе влиять на его покупательское поведение. Каждой роли соответствует определенный статусотражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Покупатель часто останавливает свой выбор на товарах, по которым судят о его статусе в обществе. На решениях покупателя сказываются и его личные внешние характеристики, особенно такие, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе. Со временем происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы жизни человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте – специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений. Характер потребления зависит от этапа жизненного цикла семьи. Насчитывают до девяти этапов жизни семьи с типичными товарными предпочтениями на каждом из них. Классификацию проводят и по психологическим этапам жизненного цикла человека и семьи. Они переживают в своей жизни определенные переходные периоды, периоды трансформации. Необходимо учитывать меняющиеся потребительские интересы, которые связаны с переходными периодами в жизни взрослого человека. Определенное влияние на выбор приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Например, рабочий покупает себе рабочую одежду, рабочую обувь, президент фирмы – дорогие костюмы. Рабочий пользуется более дешевыми видами транспорта, президент фирмы путешествует самолетом, вступает в члены привилегированных клубов и т. п. Нужно выделить по роду занятий группы, члены которых проявляют повышенный интерес к товарам и услугам фирмы. Можно специализироваться на производстве товаров для конкретной профессиональной группы. Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, его сбережениями, кредитоспособностью. Предлагая товары, сбыт которых зависит от уровня доходов потребителей, нужно следить за тенденциями перемен в сфере доходов, сбережений и процентных ставок. Если экономические показатели говорят о спаде, необходимо изменить товар, его позиционирование и цену, сократить объемы производства и запасы. Лица, принадлежащие к одной субкультуре, одному общественному классу и даже одному роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни. Например, женщина может предпочесть жизнь умелой хозяйки, деловой женщины или свободного от забот человека. Она может играть несколько ролей одновременно. Это и есть образ жизни – устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Нужно выявлять взаимосвязи между товаром и образом жизни. Огромное влияние на покупательское поведение человека оказывает тип его личности, т. е. совокупность отличительных психологических характеристик, которые обеспечивают относительные последовательность и постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Тип личности обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт, как уверенность в себе, настороженность, влиятельность, привязанность, независимость, агрессивность, непостоянство и др. Знание типа личности полезно при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товара. На покупательском выборе индивида сказываются также четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение. В любой момент времени человек испытывает разнообразные нужды. Одни являются следствием таких состояний внутренней физиологической напряженности, как голод, жажда, дискомфорт, другие – таких состояний внутренней психологической напряженности, как нужда в признании, духовной близости. Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом. Мотив – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снижает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность. Мотивированный человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, так как по-разному воспринимают эту ситуацию. Например, один может воспринять словоохотливого продавца как человека наглого, а другому этот продавец может показаться услужливым. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение – это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным. Усвоение считают результатом взаимодействия побуждений, сильных и слабых раздражителей ответных реакций и подкрепления. У людей есть убеждения, которые касаются конкретных товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров. На основании убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения неверны и препятствуют совершению покупки, производителю необходимо провести целую кампанию по их исправлению. Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ покупательского спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)  
2.1. Гипотезы порядкового измерения полезности

Полезность (или «Потребительная стоимость») блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.
Полезность  можно разделить на объективную  и субъективную. Проблема измерения  субъективной полезности в том, что  у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрёл меновую ценность.  

Характеристика  полезности
    Полезность не имеет физического или материального существования, поскольку полезность существует в голове потребителя.
    Полезность не всегда полезна. Например, алкогольные напитки или сигареты считаются вредными для здоровья, но они могут иметь высокий уровень полезности для алкоголика или курильщика.
    Полезность не всегда приятна. Например, медицинские лекарства или инъекции не дают никакого удовольствия, но могут иметь высокий уровень полезности для пациентов.
    Полезность и удовлетворение — разные вещи. Например, потребитель, думая о покупке какого-либо товара, имеет в своей голове представление о полезности этого товара. Но удовлетворение наступает только после приобретения этого товара. «Полезность» — ожидаемое удовлетворение, в то время как, «удовлетворение» — наступившее или реализованное удовлетворение.
Подвиды полезности
Различают субъективную и объективную полезности. Субъективная полезность — это полезность, которая может измеряться, например деньгами, или сравниваться. Например, при потреблении потребителем первого яблока, оно даёт ему самый высокий уровень полезности, второе яблоко даёт меньший уровень полезности, нежели первое, третье и четвёртое яблоки не дают никакой полезности потребителю или никакого удовлетворения от их потребления, поскольку потребление третьего и четвёртого яблок сразу после первого и второго является чрезмерным для потребителя. Здесь наблюдается сравнение полезности яблок, что характерно для субъективной теории полезности. Объективная полезность — это полезность, которая не может измеряться или сравниваться. Например, полезность воды в реке или песка в пустыне для потребителя не может быть измерена. 

2.2. Бюджетная линия
Кривые  безразличия позволяют выявить  потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.  Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров x и y в количествах Qи Qи по ценам Pи Py, то бюджетное ограничениеможет быть записано так: I = PxQ+ PyQyРешив это уравнение относительно Qy, мы получим уравнение бюджетной линии:
Бюджетная линия показывает максимальное число комбинаций благ, которые потребитель может себе позволить при его заданном доходе и ценах, которые он должен платить.
Соотношение цен товаров    определяет наклон бюджетной линии, а отношение      указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y.
Бюджетная линия может смещаться в том  или ином направлении:
    1.      если равновесная цена неизменна, а доходы растут, то линия сместится вверх и вправо;
    2.      если доходы неизменны, а изменяется равновесная цена в одной и той же пропорции, то линия сместится вниз и влево;
    3.      если равновесная цена уменьшается, то линия сдвигается вверх и вправо.
Кривые  безразличия и бюджетная линия  используются для графической интерпретации  ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.
Совместим карту безразличия и бюджетную  линию в одной системе координат.
Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:
    1.      потратить весь доход. Поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии. Hаборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам;
    2.      занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Hаборы Bи Bобеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора Bк набору Bпотребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность. (Рис.5.)
Потребитель израсходует все свои деньги и  получит максимально возможное  удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где  бюджетная линия совпадает с  касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия.  В точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.                                                     
                                                                             
  Рис.5.
При наложении  бюджетной линии и кривой безразличия  возможны три варианта:
    1.      бюджетная линия пересекает кривую безразличия в двух точках  Ви В(Рис.5.), или кривая полностью лежит внутри треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат. В этом случае потребитель имеет возможность увеличить уровень своего потребления.
    2.       кривая безразличия касается бюджетной линии в точке В(Рис.5.). В этом случае потребитель получает максимальную полезность;
    3.      кривая безразличия лежит за пределами треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат.  (Рис.5.). В этом случае потребитель не может удовлетворить свои потребности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 3. Изучение рыночного спроса  
3.1. Рыночный спрос

Рыночный  спрос характеризует общий объем  спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2). Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене. Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2. Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 12.2, в). Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие - низкий. Некоторые желают кофе, а другие - чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса
Кривая рыночного  спроса, как правило, имеет меньший  наклон в сравнении с кривыми  индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага  объем рыночного спроса увеличивается  в большей степени, чем объем  спроса отдельного потребителя.
Рыночный спрос  может быть рассчитан не только графическим  способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.
Основными факторами  рыночного спроса являются:
    доходы потребителей;
    предпочтения (вкусы) потребителей;
    цена данного блага;
    цены товаров-заменителей и дополняющих благ;
    количество потребителей данного блага;
    численность населения и его возрастная структура;
    распределение доходов среди демографических групп населения;
    внешние условия потребления;
    реклама;
    стимулирование сбыта;
    размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.
 3.2. Прогнозирование общего объема спроса 

Прогнозирование спроса на товары и услуги включает изучение емкости внутреннего и  внешнего рынков. Для составления  прогнозов спроса на внутреннем рынке  необходимо: 
— выявить, обобщить и проанализировать имеющиеся данные о текущем потреблении и темпах изменения конъюнктуры рынка за определенный период; 
— классифицировать показатели потребления на товары и услуги по сегментам рынка; 
— выявить главные факторы, влиявшие на спрос в прошлом; 
— составить прогноз эволюции детерминантов в будущем и их влияния на спрос; 
— дать оценку спроса путем экстраполирования на основе одного или сочетания нескольких методов, описанных выше.
 

3.3. Выбор метода прогнозирования спроса 

Для прогнозирования  спроса можно использовать: 
— метод тенденций (экстраполирования):

Метод тенденций (экстраполирования), основанный на экстраполировании  данных за прошлый период, заключается  в определении тенденции и  ее параметров. При этом в качестве основы могут использоваться: арифметический (линейный) тренд, экспоненциальный (полулогарифмический) тренд, полиномные тренды второго и более высоко порядка, функция Кобба-Дугласа (функция двойного логарифма), авторегрессия. 
Поскольку значения годового спроса подтвержены изменениям, ^ для выявления долгосрочной тенденции обычно необходимы данные о спросе за более длительный период времени. Краткострочный ряд, как правило, не используется для составления прогнозов; минимальным периодом можно считать срок не менее 5 лет при условии отсутствия аномальных колебаний. 
— метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходу и ценам);

Метод уровня потребления  — применяется, когда речь идет о  прямом потреблении определенного  продукта, — основывается на стандартных  коэффициентах. Например, спрос на автомобили может быть рассчитан путем определения количества автомобилей на 1000 человек в среднем или в группах с определенным уровнем дохода, а также их в собственности фирм и государства. При известном общем объеме спроса фактическое количество автомобилей вычитается из общего спроса. В результате получают данные о новом спросе. При составлении прогноза могут учитываться потребности в обновлении автомобильного парка. 
Главным фактором, определяющим уровень потребления таких товаров, является потребительский доход, оказывающий влияние на выделение средств из семейного бюджета на приобретение потребителем данного товара. Уровень доходов — главный показатель интенсивности потребления различных товаров. Между этими показателями обычно существует высокая степень положительной связи. Этот метод предполагает также изучение эластичного спроса по доходам и эластичности по ценам. Масштабы изменения спроса в связи с разными доходами различаются не только по отдельным продуктам, но и по группам потребителей 
с различным уровнем дохода и по регионам страны. В тех случаях, когда можно определить различие в доходах на душу населения внутри групп с определенным доходом и по районам, анализ не следует ограничивать средним доходом на душу населения в масштабе национальной экономики. Нужно исследовать и группы в зависимости от профессий, социально-экономического положения и географических районов. 
Если речь идет о незначительных колебаниях, можно использовать коэффициент эластичности по доходам и применить его к изменениям доходов на душу населения. Так, если установлено, что в стране при увеличении доходов на душу населения на один процент происходит увеличение потребления писчебумажных изделий на два процента, то спрос на писчебумажные изделия в последующие годы можно оценить путем применения коэффициента эластичности дохода. 
Коэффициент эластичности по доходам определяется по следующей формуле:  
где: 
  — количественный спрос в базовом году; 
  — количественный спрос в последующем году наблюдения; 
  — доход на душу населения в базовом году; 
  — доход на душу населения в последующем году наблюдения. 
Значения для выше 1 означают эластичность; значения ниже 1 означают неэластичность. 
— метод конечного использования (коэффициента потребления):

Метод конечного  использования ВВП определяется как сумма стоимости товаров и услуг, направленных на конечное использование единицами-резидентами, которое включает следующие операции:
1.  Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:
расходы на покупку  потребительских товаров и услуг;
потребление товаров  и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и подарков;
потребление товаров  и услуг, произведенных домашними  хозяйствами для собственного конечного  потребления.
2.  Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяются как разность между текущими расходами на содержание этих учреждений и поступлений этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленных этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно плюс возмещение расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования.
3.  Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов за вычетом их выбытия. К приобретению активов относят: покупку активов, включая бартер, получение капитальных трансфертов в натуральной форме, производство материальных активов для собственного использования, капитальный ремонт; выбытие показывается как отрицательное накопление. Валовое накопление основного капитала по натурально-вещественному составу состоит из товаров, которые используются в производственном процессе более года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.