Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль семьи в формировании личности ребенка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Роль  семьи в формировании личности ребенка 
 

     План 

     1. Характеристика семьи как социального  воспитательного института..3
     2. Типы семей……………………………………………………………….6
     3. Функции семьи…………………………………………………………10
     4. Факторы семейного воспитания……………………………………....11
     5. Воспитательный потенциал семьи……………………………………16
     Список  литературных источников………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Характеристика семьи  как социального  воспитательного  института.
     Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья, как правило, может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.
       Всё очевиднее становится сегодня,  что процессы, происходящие в  мире — разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывали определённое влияние на развитие, образование и воспитание детей, выводят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Ведь как никогда в настоящее время повышается зависимость и стабильность общества, государства в целом от личностных качеств, знаний, умений и навыков каждого, и, в первую очередь, это касается детей, жизнедеятельность которых будет определять будущее.
       Воспитание ребенка в семье  требует постоянного анализа  и в случае необходимости корректировки  окружающей среды, прежде всего  семейных условий, имеющих специфические особенности влияния на ребенка дошкольного и школьного возраста и каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период развития.
       Семья является источником и  опосредующим звеном передачи  ребенку социально-исторического  опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д. С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия Дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития. Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет "интимный круг общения". В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: "Мама требовательная, но добрая", "Папа учит меня быть смелым", "Дедушка все-все на свете знает". А на пороге жизни первые "кирпичики" в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период. И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам "чужой" тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авторитетное - "Так мама сказала!", "Так велел папа".
       Вот почему в качестве первого  и очень важного фактора, который  определяет особую значимость  семейного воспитания в формировании  личности ребенка, делает его  приоритетным по сравнению с  другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его "проводниками" являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания.
     Будучи  малой группой, своего рода микрокосмом", семья наиболее полно соответствует  требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка -биолог) "подсистемы". Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности. Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. 

     2. Типы семей.
     В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование  брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметь несколько жен.
       В зависимости от структуры  родственных связей выделяются  простотой, нуклеарный, или сложный,  расширенный тип семьи.
       Нуклеарная семья представляет  собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и их детей. Нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены , состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной семье.
     Если  некоторые из детей в семье  состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в  себя два или более поколений. Расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).
     Смешанная семья является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
     Семья «родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
     В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами  могут находиться дети от данного  брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью.
     По  структурному  составу различают:
     - полную семью (есть мать и  отец);
      -неполную семью (есть только  мать или отец); 
     - искаженную или деформированнаую  семью (наличие отчима вместо  отца или мачехи вместо матери).
     - По функциональныем особенностям  различают: 
     - гармоничные семьи; 
     - дисгармоничные семьи. 
     Существуют  различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
     - централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда  во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
     - автономный - муж и жена распределяют  роли и не вмешиваются в  сферу влияния другого;
     - демократический - управление семьей  лежит на плечах обоих супругов  примерно в равной мере.
     По  критерию власти различают следующие  типы семей:
     - партриархальные семьи, где главой  семейного государства является  отец,
     - матриархальные, где наивысшим авторитетом  и влиянием пользуется мать, и 
     - эгалитарные семьи, в которых  нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
     Кроме перечисленных, существует комплексная  типология семьи, которая предусматривает  выделение четырех категорий  семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
     Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются  в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
     Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
     Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них  функциями, их адаптивные способности  существенно снижены, процесс семейного  воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.
     Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и  состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
     В социально-педагогическом отношении  различают следующие типы семей:
     1. воспитательно-сильная семья;
     2. воспитательно-устойчивая;
     3. воспитательно-неустойчивая
     4. воспитательно-слабая с утратой  контакта с детьми и контроля  за ними;
     5. воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой;
     6. воспитательно-слабая с агрессивно-негативной  атмосферой;
     7. маргинальная; с алкогольной, сексуальной  деморализацией и т.д.;
     8. правонарушительская
     9. преступная;
     10. психологически отягощенная
     Воспитательные  возможности в семьях первого типа близки к оптимальным. Структурная и материально-бытовая характеристики таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитательные трудности, но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитательная позиция родителей, характер их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля.
     Второй  тип обеспечивает в целом благоприятные  возможности для воспитания, несмотря на определенные трудности и конфликты в семейном взаимодействии, затруднения в выборе средств общения, в сохранении психологической близости, которые преодолеваются с помощью других социальных институтов, и, прежде всего школы.
     Третий  тип определен по признаку наличия  неправильной педагогической позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д.), которая в то же время замыкается и корректируется Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.
     Четвертый тип стал выделяться сравнительно недавно. Речь идет о семьях, в которых  родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка (особенно в подростковом возрасте), контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением, контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально. 

     3. Функции семьи.
     Можно выделить следующие социальные функции  семьи:
     воспитательная  – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства  общества;
     хозяйственно–бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
     экономическая – получение материальных средств  одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
     сфера первичного социального контроля –  моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация  ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
     духовного общения – развитие личностей  членов семьи, духовно взаимообогащение;
     социально-статусная  – предоставление определенного  социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
     досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
     эмоциональная – получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная  стабилизация индивидов и их психологическая  терапия. 

     4. Факторы семейного  воспитания.
     Родительское  отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой — объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
     Во  многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются  эмоциональное отношение, любовь, принятие, а также особенности требований и контроля.
     Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским  отношением к ребенку по признакам  условность — безусловность и контролируемость — неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дано от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребен ка).
     Факторами  родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков являются следующие.
     Уровень протекции — количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют  воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным  делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.
     Другой  важный фактор — степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании  родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
     Количество  и качество требований к ребенку  в семье представлено разными  шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-запретов, строгость  санкций.
     Устойчивые  сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания. Познание факторов, порождающих эти проблемы, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду, таким образом обеспечить нормальную адаптацию ребенка в школе. Среди таких факторов Торохтий В. С. выделяет следующие:
     1. «Образ мыслей» семьи. Фактор  отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особенности.
     Во-первых, вся система ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи ориентирована на реальные возможности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.
     Во-вторых, сформированная со временем способность  адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней  жизни, влияющих на психику каждого ее члена.
     В-третьих, готовность к различного рода жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.
     2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности: Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения. Во-вторых, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов. В-третьих, неформальность отношений между членами семьи. В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия. В-пятых, особая значимость отношений с родителями.
     3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.
     4. Традиции нации, народности, места  проживания семьи. Традиции семьи,  края (места) жительства семьи  усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.
     5. Традиции семьи. Представляя культурное  наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.
     6. Интеллектуальный уровень окружения  ребенка. Этот фактор неоднозначен, и диапазон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных величинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.
     Познание  рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в  семье. Конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:
     1. Представления родителей об эталоне воспитанной личности. С эталоном воспитанной личности многие родители связывают не столько цельный образ — разносторонний профиль личности, сколько различные обобщения определенных качеств. Причем предпочтение отдается группе нравственных качеств. Имея общее представление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рождения ребенка. В таком случае эталон воспитанной личности представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания, а также адаптацию ребенка в школе.
     2. Расположенность к полу ребенка  в семье. В семье существует определенная специфика отношений к полу ребенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.
     3. Педагогическая культура общения родителей. Она предполагает усвоение системы знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для ребенка той или иной формы поведения.
     4. Мотивы рождения ребенка. Каждая  нормальная семья рано или  поздно стремится осуществить  важнейшее свое предназначение  — рождение и воспитание одного  или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразными мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспитание наследника как цель жизни; желание не выделяться среди других; стремление обеспечить себе беззаботную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому.
     Доминирующая  мотивация рождения ребенка определяет последующее отношение родителей к воспитанию и как следствие, социальную адаптацию ребенка, в том числе и адаптацию в школе.
     Установки супругов на воспитание детей. Представляя  своего рода, готовность действовать  тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, фиические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.
     Уровень притязаний родителей по отношению  к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитательных задач, выбранных супругами, на осуществление которых они претендуют. Это конкретный результат, который родители собираются получить, приступая к воспитанию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей.
     Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей. 
 

     5. Воспитательный потенциал  семьи.
     Семья - направляющая сила и образец для  подражания. Она играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья - первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов.
     Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения, которые  выступают в  форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.
     Внутрисемейные  отношения - важнейший фактор превращения  человека в активного участника  культурной жизни общества. Для оценки внутрисемейных отношений психологи  предлагают такую характеристику, как  психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
     Интеллектуальные  отношения между членами семьи  определяются такими качествами, как  умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.
     Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в  эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.
     Признаком волевых отношений является способность  членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод. Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.
     Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей, Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений.
     Наличие общественно полезных целей делает семью коллективом, ячейкой общества. Когда цели семьи противоречат целям общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными, то такая семья не может быть названа коллективом. Условно ее можно назвать семьей-корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в поведении членов семьи она превращается из временного изолированного состояния в устойчивый коллектив: создается семья-корпорация, отличающаяся семейным эгоизмом, семейным индивидуализмом по отношению к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к обществу в целом).
     В нравственной направленности семьи значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей. Направленность семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д.
     Критериями  педагогической культуры родителей  служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости  от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.
     Таким образом, воспитательный потенциал  семьи определяется тремя компонентами: психологической коммуникабельностью, нравственной направленностью,  педагогической культурой родителей. Если все эти  три составляющие имеют место  в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.
     Критериями  оценки воспитательного потенциала семьи являются:
     - возможность семьи удовлетворить  социально-психологические потребности  личности;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.