На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовое политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План. 
 

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и значение  финансовой политики……………………………….4
2. Основные направлении  финансовой политики…………………………..9
2.1. Бюджетная  политика…………………………………………………………9
2.2. Налоговая  политика………………………………………………………...17
2.3. Денежно-кредитная политика……………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………….…..32 

Библиографический список…………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Успешное  функционирование и развитие экономики  любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.
Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику.
Современная финансовая политика является составной  частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе. 
 

1. Понятие и значение  финансовой политики. 

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста1.
Содержание  финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
• выработка  научно обоснованной концепции развития финансов;
• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
• разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.
В условиях экономического спада и депрессии  происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание2.
Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может  обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.
Определение основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
Разработка  конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Так, например, если ее задачей является снижение объема государственного долга Российской Федерации, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга. Однако следует учитывать, что разработка механизма осуществления названных мероприятий по управлению государственным долгом Российской Федерации, его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реализации соответственно в финансовом механизме и нормах финансового права3.
Значение  финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:
1) научный  подход к разработке концепции  финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;
2) прогнозирование  возможных последствий реализации  предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.
3) учет  накопленного опыта в ходе  реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;
4) четкое  определение макроэкономических  показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;
5) учет  национальных и географических  особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях.
Реализация  финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения4.
На построение финансовой политики государства оказывает  влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.
В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.
Финансовая  политика в ее широком понимании  включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику5. 
 
 
 
 
 
 

2. Основные направлении финансовой политики. 

2.1. Бюджетная  политика.
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации. Принят федеральный бюджет на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг. (так называемый трехлетний бюджет). Переход к бюджетной трехлетке естественным образом потребовал разработки документа,  а именно  Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах». Документ этот получился весьма добротным. Однако и в нем далеко не все представляется бесспорным и должным образом проработанным. Тем интереснее он для анализа и оценки реалистичности его наиболее важных положений.
    Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период)6  и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2008 - 2010 годах. В данном послании включен раздел об основных принципах бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы и дальнейшую перспективу7.
Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу  должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
При формировании и реализации бюджетной стратегии  Правительству Российской Федерации  надлежит сосредоточиться на решении  следующих основных задач.
1). Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3 - 4 процента в год. Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен8.
    В этом разделе следует обратить внимание на целевые параметры инфляции. Они  определены на 2008 г. в размере 6 - 7%, 2009 г. - 5,5 - 6,5%, 2010 г. - 5 - 6%.
    Планы по снижению инфляции выглядят достаточно амбициозными. Хотя не стоит забывать, что еще два-три года назад  в планах на 2010 г. фигурировала цифра 4%. Но об этом мечтать не приходится. Даже нынешних проектных пределов достичь на самом деле очень и очень сложно.
    Выполнить планы по снижению инфляции будет  затруднительно прежде всего из-за ускоренного роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий  и ЖКХ. Среднегодовой прирост тарифов на электроэнергию для населения в 2008 - 2010 гг. составит 15,7%, на газ природный - 26,8%, на услуги ЖКХ - 18,3%. Примечательность ситуации в том, что до 2007 г. эти цены (тарифы) старались последовательно снижать. Теперь - разворот в другую сторону. И в этом случае удержать понижательную динамику инфляции будет чрезвычайно сложно. Тем не менее планы именно таковы: инфляция снижается, тарифы повышаются. Правительство надеется, что достижению целевых параметров инфляции поможет снижение темпов роста денежной массы с 48,8% в 2006 г. до 32 - 34% в 2007 г. и 17 - 19% в 2010 г. Одновременно монетизация экономики должна повыситься: с 28,1% ВВП в 2006 г. до 44 - 46% в 2010 г.9
    2).Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.
    Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
    Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета  в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной  перспективе.
    Объем Резервного фонда, а также объем  доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.
    Фонд  будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые  образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора  над отчислениями в Резервный  фонд и средствами, используемыми  для финансирования расходов федерального бюджета10.
    Новый механизм управления нефтегазовыми  доходами - ключевое новшество всей бюджетной трехлетки. Объяснение необходимости  внедрять такой механизм основывается на том, что нефтегазовые доходы федерального бюджета будут снижаться: с 10,9% в 2006 г. до 5,2% ВВП в 2010 г.
    Суть  нового механизма управления нефтегазовыми  доходами состоит в том, что вместо Стабилизационного фонда РФ создаются  два новых фонда: Резервный, из которого будут замещаться выпадающие доходы бюджета в случае снижения цен на нефть, и Фонд будущих поколений (Фонд национального благосостояния), призванный обеспечивать долгосрочную бюджетную сбалансированность.
    Сразу возникает вопрос: а разве замещение  выпадающих доходов бюджета в  случае снижения цен на нефть не работает на обеспечение долгосрочной бюджетной сбалансированности? Конечно, работает. Следовательно, разделение это весьма условное.
    Помимо  того что исходной посылкой для формирования нового механизма управления нефтегазовыми  доходами является прогноз их относительного уменьшения, следует выделить еще и то, что условием обеспечения бюджетной стабильности считается последовательный перевод части природных активов в финансовую форму. Утверждается, что это служит залогом их последующего использования для замещения выпадающих нефтегазовых доходов.
    Безусловно, часть природных активов при  благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуре может и должна переводиться в финансовую форму. Вопрос только в  том, какова должна быть эта часть. Пока же получилась следующая картина: если в 2003 г. сбережение нефтегазовых доходов составляло 1,7% ВВП, то в 2006 г. - уже 8% ВВП. И одновременно стала обостряться проблема инфраструктурных ограничений экономического роста. Известны разные оценки того, сколько мы теряем из-за неразвитой инфраструктуры: около 3% - из-за плохих дорог, 3 - 5% - по причине недостаточного развития электроэнергетической инфраструктуры 11.
Общий объем расходов федерального бюджета  на 2008 г. запланирован в объеме 6570 млрд. руб., объем нефтегазового трансферта - 2135 млрд. руб., нормативная величина Резервного фонда - 3,5 трлн. руб.12.
    3).Дальнейшее  удлинение горизонта бюджетного  планирования. Формирование и утверждение  федерального бюджета на 3-летний  период целесообразно рассматривать  в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10 - 15 лет и более) бюджетных прогнозов, включающих в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.
4).Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета. Необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения13.
    Государственными  органами власти выработаны Методические указания по составлению реестров расходных  обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации 2008 - 2010 гг., а также Методические указания по составлению обоснований бюджетных ассигнований на 2008 - 2010 гг. Данные Методические указания своего рода практические рекомендации по формировании реестра в разрезе типов расходных обязательств, системы индикаторов результативности бюджетных расходов, применения различных методов расчета бюджетных ассигнований.
    В соответствии с рекомендациями субъект  бюджетного планирования отдельно составляет реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, относящихся к государственной тайне, и реестр расходных обязательств, содержащий сведения, относящиеся к государственной тайне14.
    5). Проведение анализа эффективности  всех расходов бюджета. Необходимо  внедрить в практику деятельности  Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Требуется усиление статистического наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.
    До 2010 г. планируется провести анализ эффективности  всех расходов бюджета с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при условии обязательного соизмерения с этими целями достигнутых результатов. Кроме того, необходимо использовать такие финансовые механизмы, которые стимулируют бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг15.
    6). Переход на современные принципы  осуществления государственных  капитальных вложений. Основным  документом, регламентирующим взаимоотношения  между государственным заказчиком  и подрядчиком, должен стать  контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены.
    7). Применение механизмов, стимулирующих  бюджетные учреждения к повышению  качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг16.
    Главные распорядители бюджетных средств  должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением на основе государственного задания или закупку услуги на рынке на основе государственного заказа. Те же принципы должны распространяться и на предоставление муниципальных услуг17.
    8).Повышение  качества финансового менеджмента  в бюджетном секторе. Усиление  ответственности органов исполнительной  власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности.
    Это не означает отказа от контроля за целевым  использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений. Только на этой основе в государственном секторе может быть создана эффективная система аудита результативности бюджетных расходов18.
    9). Должно быть уделено особое  внимание формированию и реализации  федеральной целевой программы (Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"), направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Следует задействовать все имеющиеся для этой программы инструменты государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий.
    Мероприятия Программы направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока  и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства19. 
 
 
 

2.2. Налоговая  политика.
    При рассмотрении понятия налоговой  политики прежде всего необходимо остановиться на соотношении налоговой политики государства и налогового права  ввиду тесной взаимосвязи указанных  категорий.
    Публичная налоговая деятельность государства (муниципального образования) носит юридический характер и связана с государственным управлением, что придает ей определенные политико-правовые признаки. Вследствие этого налоговая политика становится объектом налогово-правового регулирования.
    Действительная  политическая и правовая жизнь демонстрирует  тесную связь налоговых отношений  как вида финансовых отношений и  политики, поэтому и необходима налогово-правовая политика (налоговая политика) как  наиболее приемлемая модель их взаимодействия. По своей сути она представляет деятельность, в основе которой лежит подготовка и реализация юридически оформленных идей, принципов, концепций налогового развития государства (муниципального образования).
    Ввиду того что вся правовая политика призвана быть созидательной, необходимо вести речь о налоговой политике (налогово-правовой политике) как деятельности государства по созданию эффективного механизма налогово-правового регулирования. Сущность налогово-правовой политики заключается в использовании, прежде всего, правовых средств как наиболее приемлемых способов организации налоговой деятельности государства20.
    По  мнению И.И. Кучерова, налоговая политика есть совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование21.
    А.С. Титов определяет налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, обеспечению своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов22.
    Итак, под налоговой политикой обобщенно  можно понимать систему мер государства (муниципального образования) главным  образом правового характера  по целенаправленному использованию  налогообложения в интересах  решения задач социально-экономического развития общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.