Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Международный рынок услуг купля-продажа услуг на мировом рынке. Торговля услугами как важная часть мирохозяйственных связей. Динамика и структура сферы услуг. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием услуг. Совершенствование международного рынка услуг.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 13.12.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Основные аспекты международного рынка услуг
1.1 Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг
1.2 Динамика и отраслевая структура рынка услуг
1.3 Современная тенденция развития рынка услуг
2. Анализ факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг
2.2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП
2.3Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг
2.4 Анализ глобализации услуг
3. Пути совершенствования международного рынка услуг
3.1 Step и swot анализ международного рынка услуг
3.2 Направленное совершенствование развития международного рынка услуг
Заключение
Список использованной литературы
Введение

В популярной, а в последние годы и модной тематике глобализации, отличающейся широким разбросом подходов и проблем, сфера услуг относится к разряду сравнительно малоизученных. И хотя внешние рынки ряда услуг, например, туризма, финансовых услуг, в последнее время - образования, привлекают пристальное внимание исследователей, систематические труды, обобщающие ситуацию по всей сфере, по целому ряду причин встречаются крайне редко. Одна из причин состоит в том, что крупномасштабная международная интеграция на рассматриваемых рынках стала особенно четко проявляться только в последние 20-25 лет, а потому изучение глобализации традиционно фокусировалось на внешнеэкономических отношениях по поводу товаров, вещной продукции. Торговые переговоры и разногласия также в основном касались барьеров на пути внешнеэкономических операций с промышленными и сельскохозяйственными товарами.
Немаловажное значение имеет и структурная специфика самой сферы услуг. Не являясь внутренне интегрированным хозяйственным комплексом, она не противостоит другим сферам хозяйства как нечто целое и представлена широким разнообразием отраслей. В классификации ВТО выделяются, например, почти 160 видов услуг и объединяются такие функционально разнородные, как образование и туризм, операции с ценными бумагами и космические запуски и т.д. При таком сложном калейдоскопе любые обобщения, касающиеся процессов и явлений в рассматриваемой сфере, во многом условны и на каждый общий вывод всегда находятся довольно убедительные исключения. Таково положение и с оценками глобализации услуг. Слабая до последнего времени вовлеченность большинства услуг в этот процесс не оспаривается. Но столь же очевидно, что такие услуги, как транспорт со времен кругосветных путешествий Магеллана, а позднее связь и финансовые операции образуют несущий каркас, инфраструктуру общего процесса глобализации, и каждый технический переворот в этих отраслях порождал, как правило, очередной прорыв в развитии международных хозяйственных связей. Зависимость глобализации от уровня развития ряда услуг отчетливо выражена и в современный период, когда скоростной железнодорожный транспорт, прогресс в авиации, революционные сдвиги в телекоммуникациях существенно ускоряют динамику одних глобальных рынков и становление других.
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.
Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
А также проанализировать:
- динамику и отраслевую структуру сферы услуг;
- воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс);
- взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг;
- глобализацию услуг.
И провести pest и swot анализ и рассмотреть направления совершенствования международного рынка услуг.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили: учебная и периодическая литература, а также интернет источники.
1. Основные аспекты международного рынка услуг

1.1 Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Причины длительного игнорирования услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических операций. Крайней неопределенностью отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе этим термином обозначают хозяйственную деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают по месту и времени с производством и не могут накапливаться и храниться. То есть к "услугам" практически относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие вещную форму. Любопытно в этой связи весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное во многих изданиях:
Международный рынок услуг - это купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008. - 667 с.:
ѕ во-первых, они невидимы;
ѕ во-вторых, не поддаются хранению;
ѕ в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами.
Существует два вида услуг:
ѕ услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);
ѕ услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
ѕ специфической отраслью услуг является международный туризм.
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 343 с.:
ѕ регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;
ѕ отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;
ѕ услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;
ѕ производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;
ѕ международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;
ѕ не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).
Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.
Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.
Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли: ard-checchi.kg
ѕ отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
ѕ наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
ѕ услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
ѕ неоднородны или изменчивы по качеству;
ѕ производятся и потребляются одновременно;
ѕ при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
ѕ не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
ѕ имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
ѕ ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
ѕ имеют специфическую нормативно-правовую базу своегс регулирования как на национальном, так и на международном уровне.
Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.
Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения).
Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.
Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.
Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.
Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.
Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций. economy-web.org/?p=216 - Регулирование рынка услуг
Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:
ѕ устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;
ѕ ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;
ѕ вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.
Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.); вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.
В России рынок услуг регулируется следующими нормативно-правовыми актами www.consultant.ru:
1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).
Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.11.2010).
Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи"Порядок оказания услуги "международная телеграмма";
4. Постановление Правительства РФ от 22.07.2006 N 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации";
5. Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи";
6. Постановление Росстата от 01.02.2006 N 5 (ред. от 25.01.2008) "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 8-ВЭС (услуги) "Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности""Приложение N 1. Краткие пояснения к основным видам международных услуг (перечень кодов услуг приведен в соответствии с временным классификатором услуг (ВКУ ВЭД);
7. "Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" (подписан в г. Москве 26.02.1999). Раздел 5. Общий рынок услуг.
Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).
На региональном уровне международная торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
Термин «торговля услугами» включает:
ѕ услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена;
ѕ услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой другой страны (туризм);
ѕ услуги посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские);
ѕ услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно-консультационные).
Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.
Приложения ВТО являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг; телекоммуникаций; услуг воздушного транспорта.
Приложения и принципы, сформированные в ВТО, рассматриваются в качестве будущей основы формирования не только международной системы регулирования рынка услуг, но и национальных систем регулирования поставки услуг.
Специфика данного документа заключается в том, что он касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг, и определяет основные обязанности членов ВТО.
В дополнение к Соглашению уже страны - члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран.
Сложность с созданием термина «услуга» привела к поиску нового решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и барьерах на пути торговли услугами. Поэтому был создан Классификатор видов деятельности, которые могут рассматриваться как услуги. Классификационная схема различных видов услуг была разработана в ходе Уругвайского раунда. Этот Классификатор услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов:
1. Деловые услуги - 46 групп
2. Телекоммуникационные услуги - 25 групп
3. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 групп
4. Дистрибьюторские услуги - 5 групп
5. Образование - 5 групп
6. Финансовые услуги, включая страхование - 17 групп
7. Услуги по защите окружающей среды - 4 группы
8. Услуги по охране здоровья и здравоохранения - 4 групп
9. Туризм - 4 групп
10. Спорт - 5 групп
11. Транспортные услуги - 33 групп
12. Прочие
В Классификаторе услуг ВТО в качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор услуг может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней уступок в сфере услуг. Решения давно назревшей проблемы научного определения и классификации услуг требуют и глубокие преобразования в составе общественного продукта, его постоянное обновление и структурное и технологическое усложнение. Особенно важно учитывать специфику эволюции общественного производства в последние 3-4 десятилетия. Она выражается не только и не столько в нарастании объемов вещной продукции и услуг и углублении межотраслевых связей между производящими их отраслями, сколько во взаимопроникновении, интеграции этих компонентов общественного продукта в единых процессах. Во многих видах деятельности, особенно в новых технологиях, вещный продукт и услуга вообще практически неразделимы. Эта новая ситуация не получает, однако, адекватного отражения в действующих системах отраслевой классификации, финансовой отчетности и статистики зарубежных стран, хотя некоторые конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В США, например, скорректированы показатели валовых капиталовложений в системе национальных счетов: в затраты на компьютерную и информационную технику включены расходы на программное обеспечение. Известно и изменение отраслевой классификации в североамериканских странах: кроме материальной сферы и сектора услуг в ней выделена группа промежуточных отраслей, где услуги и вещный продукт внутренне глубоко интегрированы. Это компьютерные услуги, полиграфия и издательское дело, медиа-бизнес.
Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:
факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии; нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
Международная торговля услугами (МТУ) - это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 343 с.
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера услуг. Предоставление услуг - самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.
Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.
Вышеперечисленные услуги подразделяются в сфере услуг на Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008. - 667 с.:
ѕ традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;
ѕ такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;
ѕ социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.
Одна из наиболее динамичных отраслей услуг -- туризм, особенно международный. Число международных туристов постоянно растет, обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для России баланс валютных поступлений от туризма.
К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления.
В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008. - 667 с. В первую группу стран с высоким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.
Все более широкое распространение получают деловые услуги.
На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в их общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних приближается к 30%.
Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг: Южная Корея -- инженерно-консультационных и строительных, Мексика -- туристических.
Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России -- 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.
Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. В ходе развития техники часть инженерных работ обособилась от сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном эффекте, который может получить потребитель услуги. Тем не менее инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как обособившаяся сфера производственной деятельности. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.
К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристические услуги. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира.
Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение получили аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, разработку предложений по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и т.п.
Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь - восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 343 с.
Можно структурировать все отличия товара и услуги в таблице 1.
Таблица 1 - Отличия товара и услуг в международной торговле
Отличительные параметры
Товар
Услуга
Перемещение через таможенную границу
Обязательно
Не обязательно
Таможенный контроль
Проходят
Не проходят
Область регулирования
На границе
Внутри страны в соответствии с положениями внутреннего законодательства
Правовая государственная защищенность от иностранной конкуренции
Хуже защищена сфера материального производства и торговли товарами
Лучше защищен рынок услуг
Унификация подхода к регулированию ввоза и вывоза
Проще
Сложнее
Степень однородности для проведения классификаций
В общей степени однороден
Неоднородны отсюда трудности классификации
Роль посредников
Может быть существенной
Уменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя и потребителя
Могут являться предметом торговли
Все товары
Исключаются услуги, поступающие в личное потребление
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Между тем, международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами. Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2003. - 178 с.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
ѕ высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;
ѕ развитие всех видов транспорта, стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;
ѕ новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;
ѕ ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:
ѕ снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
ѕ увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
ѕ наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент «особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги;
ѕ происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг;
ѕ возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Сянган и Сингапур ориентированы на финансовые услуги. Доля стран Латинской Америки и Африки в МТУ снизилась;
ѕ в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке - 30%, в Панаме - 55%).
Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин «международная торговля услугами» охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.
Рассмотрим мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2.
Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям wto.org/english/res_e/statis_e/its2010_e/its10_trade_category_e.htm
Объем, млрд.долл. США
Доля от общего объема услуг, %
2009
2005
2006
2007
2008
2009
Экспорт
Всего коммерческие услуги
3350
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Транспортные услуги
700
23,4
23,3
22,9
23,7
20,9
Поездки
870
32,1
27,7
25,7
25,1
26,0
Другие коммерческие услуги
1780
44,5
49,0
51,4
51,1
53,1
Импорт
Всего коммерческие услуги
3145
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Транспортные услуги
835
28,7
29,1
29,0
30,0
26,6
Поездки
790
29,8
27,1
25,6
24,4
25,1
Другие коммерческие услуги
1520
41,5
43,8
45,4
45,5
48,3
Источник: данные ВТО 2005-2009 гг.
Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 2.
Также стоит заметить, что существенную долю занимают «Поездки», но к 2009 году их доля начинает снижаться с 32,1% до 26 %. А доля прочих коммерческих услуг с каждым годом увеличивает, причем данная тенденция наблюдается как в экспорте, так и в импорте.
Теперь необходимо рассмотреть экспорт коммерческих услуг по категориям и регионам в таблице 3.
Таблица 3 - Рост экспорта коммерческих услуг по категориям и по регионам, 2005-2009 (годовое процентное изменение) wto.org/english/res_e/statis_e/its2010_e/its10_trade_category_e.htm
Весь мир
Северная Америка
Южная и Центральная Америка
Европа
СНГ
Африка
Средний Восток
Азия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Коммерческие услуги
2005
5
7
6
...
...
...
...
4
2006
9
6
9
10
16
...
...
11
2007
20
15
18
21
27
18
...
22
2008
13
9
16
12
28
16
...
16
2009
-12
-9
-8
-14
-17
-9
-4
-12
Окончание таблицы 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Транспортные услуги
2005
3
3
1
3
...
...
...
3
2006
8
4
8
9
13
...
...
8
2007
20
12
16
21
20
12
9
24
2008
17
16
20
16
26
19
17
18
2009
-23
-21
-18
-22
-17
-14
-20
-26
Поездки
2005
3
6
7
2
...
6
...
2
2006
7
2
6
7
15
12
...
10
2007
15
11
12
14
27
17
21
20
2008
10
11
9
9
23
9
16
13
2009
-9
-11
-6
-13
-22
-5
2
-3
Другие коммерческие услуги
2005
7
11
9
...
...
...
...
6
2006
12
8
13
12
23
...
...
13
2007
23
18
27
24
36
30
...
22
2008
12
7
21
13
34
29
...
16
2009
-9
-5
-4
-11
-15
-11
0
-8
Из таблицы 4 видно, что по всем категориям услуг до 2009 года наблюдался рост, но в 2009 году произошло снижение и это можно связать с последствиями мирового глобального экономического кризиса 2008-2010 гг.
Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%.
Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие:
ѕ зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;
ѕ развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
ѕ новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
ѕ ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.
Примерно ? международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ? составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
1.2Динамика и отраслевая структура рынка услуг

Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, ауди-торско-бухгалтерскими услугами и т. д. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг - но подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.
К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.
Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.
Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, в клубной деятельности самого разного профиля.
Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне, средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях.
Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% (рис.1).
Рис. 1. Структура экспорта услуг
Из рисунка 1 видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи (17%), роялти и лицензионных платежей (14%), а также финансовых услуг (12%).
Поступления от компьютерных и информационных услуг выросли в 1,5 раза, составив 1,6 млрд. долларов.
Структура услуг, предоставленных внешним потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2003 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2006 году - уже 41%, а в 2010 году этот показатель составил 47%.
Импорт услуг по сравнению с 2007 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям (рис.2).
Рис. 2. Структура импорта услуг.
Видно, что доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2010 году - до 33%.
Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом (рис. 3 и 4).
Рис. 3. Структура мирового экспорта услуг 2009 г. (в % к итогу).

Рис.4. Структура мирового импорта 2009 г. (в % к итогу).
Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2007 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов).
Среди стран дальнего зарубежья основными потребителями услуг были резиденты Соединенного Королевства (11%), Соединенных Штатов и Германии (по 9%), Кипра (8%), Турции (6%), Швейцарии (4%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 58% всего экспорта.
Распределение импорта услуг по группам стран также практически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее зарубежье, в 2009 году он превысил 68,9 млрд. долларов, прирост за год составил 16 млрд. долларов (30%). Внутри этой группы продолжала расти роль стран Европейского Союза: их удельный вес в совокупном импорте достиг 48%. На потребление услуг, оказанных резидентами стран АТЭС, пришлось 12% импорта, при этом его объем вырос на 28 % и составил 7,9 млрд. долларов США.
1.3 Современная тенденция развития рынка услуг

За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.
Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле.
Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.
Главные факторы развития сферы услуг
Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги г и особенно быстро на услуги высокого класса Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.
Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.
Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).
Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.
В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.
В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.
Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.
Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).
По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».
Рассмотрим объем мирового экспорта и импорта услуг на современном этапе (таблица 4).
Из таблицы 4 видно, что по всем странам импорт услуг превышает экспорт, а также нельзя скрыть тот факт, что по всем странам в 2009 году произошел спад, как импорта, так и экспорта. Очевидно, что на это повлиял мировой экономический кризис.
Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.
Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.
Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг и нормативно-правовые документы регулирующие данное развитие. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран.
А теперь рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на рынок услуг.
Таблица 4 - Объем мирового экспорта и импорта услуг 2005 - 2009 гг. (млн. долл. США)
Экспорт
Импорт
Весь мир
2005
2006
2007
2008
2009
2005
2006
2007
2008
2009
Северная Америка
132500
144567
165764
185676
173545
247500
260931
283916
299005
278023
США
102393
132986
141786
150865
145324
205580
231069
255455
286700
268092
Латинская Америка
42500
57094
63980
77923
64788
64900
71234
77881
80923
79084
Западная Европа
449900
675654
709809
907532
798543
716000
921100
1097754
1209906
1176003
Австрия
17844
25065
26454
30090
26787
34441
51098
62655
66567
64095
Франция
54572
75231
101450
109865
86989
68171
73774
80954
81560
78650
Германия
97864
106653
112097
124687
116098
149107
176209
201980
231657
222099
Италия
57962
74797
96432
107287
105687
61485
82098
85822
87988
86000
Нидерланды
37799
46765
60241
81097
64064
55745
75651
77433
90653
84900
Испания
20249
28342
29097
34987
32194
37620
45980
52357
60732
55690
Великобритания
50879
73922
84021
97653
89432
101408
133009
154783
160900
157983
Россия
24970
31102
39256
51131
41656
38745
44715
58145
75467
61746
Aфрика
29400
34987
35420
42672
33665
40300
47676
61003
67456
63001
Азия
215100
276097
290433
301865
276082
366800
444000
512073
609239
576777
Китай
9207
15087
30532
46976
37978
46080
49898
54070
57091
53099
Индия
6615
10936
13328
16089
15986
21786
25451
26038
30134
29013
Япония
92323
99671
104531
110980
106799
106612
109990
131723
130980
117856
Сингапур
9430
9346
10666
11091
9767
20551
22206
21245
24090
22432
Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг.
2 Анализ факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг

2.1 Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг

Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.
Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую.
Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.
Проанализируем мировую торговлю услугами по категориям в таблице 5.
Таблица 5 - Мировая торговля услугами по категориям wto.org/english/res_e/statis_e/its2010_e/its10_trade_category_e.htm


Доля от общего объема услуг, %
Абсолютное отклонение
2005
2006
2007
2008
2009
Экспорт
Всего коммерческие услуги
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Транспортные услуги
23,4
23,3
22,9
23,7
20,9
-2,5
Поездки
32,1
27,7
25,7
25,1
26,0
-6,1
Другие коммерческие услуги
44,5
49,0
51,4
51,1
53,1
+8,6
Импорт
Всего коммерческие услуги
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Транспортные услуги
28,7
29,1
29,0

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.