На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура, как социальное явление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
Кафедра философии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине: «Социология»
Вариант №14: «Культура как социальное явление» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание  работы:
       1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура……………………………………………………………………………3
       а) Понятие «культуры», виды культуры………………………………..3
       б) Элементы культуры…………………………………………………...4
       в) Основные формы культуры…………………………………………...5
       2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распределения культуры. Культура как фактор социальных изменений……..9
       а) Функции социальной культуры………………………………………9
       б) Развитие и механизмы распределения культуры……………………9
       в) Культура как фактор социальных изменений…………………...…11
       3. Практическое задание………………………………………………..13
       4. Список литературы……………………………………………….…..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Культура в социологическом  понимании и ее  основные компоненты. Типы культур,  субкультура, контркультура, доминирующая культура. 

       Понятие «культура», виды культуры.
       Культура понимается как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.1
       Культура  рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.2
       Социология  культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.3
       По  видам культуры принято выделять материальную культуру и духовную культуру:
- материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
  - нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
       Элементы  материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни  общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.
       Каждое  человеческое сообщество (от самого мелкого  до сверхбольшого, как цивилизация) создаёт на протяжении своего существования  собственную культуру. Поскольку  человеческая цивилизация знает множество сообществ, то в результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить – существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культурных сообществ. Оказалось, что можно выделить множество культурных универсалий, свойственных всем обществам, как язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д. 

       Элементы  культуры.
       Язык - рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
       Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:
-терминальные (ценности цели)
-инструментальные (ценности средства)
       Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
       Различают следующие виды норм:
-формализованные  правила (все, что официально  записано)
-правила  морали (связаны с представлениями  людей) 
-образцы  поведения (мода)
       Каждое  ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии. 

       Основные  формы культуры.
       В большинстве современных обществ  культура существует в следующих основных формах:     
1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;  
2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;       
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.    
       Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.
       Народная  культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
       Массовая  культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но у массовой культуры самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.
       По  отдельным социальным группам в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.
       Доминирующая  культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
       Поскольку общество распадается на множество  социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная  культура, т.е. система ценностей  и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.
       Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
       В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.
       Одновременно  возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно  отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.
       Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. На сегодняшний день контркультура – это тип протестующего мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного творчества (Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).
       Однако, несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов и стран весьма отличаются друг от друга. Социологи  выделяют три основных тенденции  во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурная интеграция.
       Этноцентризмэто когда свою нацию, народ, социальную группу и т.д. человек ставит в центр и считает, что культура данной группы, нации, народа и т.д. является наивысшей и наилучшей (по сравнению с культурами всех других групп, наций, народов). Это вроде бы и неплохо – занимать такую позицию, но появляется оттенок пренебрежения, и даже презрения к чужой культуре или даже страха (ксенофобия). Легко догадаться, что этноцентризм порождает проблемы, доходящие иногда до конфликтов, в отношениях между представителями разных культур. Форм этноцентризма очень много (расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д.).
       Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм. С этой позиции отношение к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости, что обусловлено пониманием того факта, что каждая культура формировалась в своих особых географических и исторических условиях. Например,совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов редко мыться. Чтобы уйти с позиций этноцентризма и перейти на позиции культурного релятивизма, достаточно мысленно поставить себя в условия жизни и деятельности представителя другой культуры, и тогда многое становится понятным, естественным, логичным. 
 

       2. Функции социальной  культуры. Развитие  и механизмы распространения  культуры. Культура  как фактор социальных  изменений. 

       Функции социальной культуры.
       Культура представляет собой многофункциональную систему. Рассмотрим основные функции культуры.
    человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);
    гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
    информационная – функция трансляции социально опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.