На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние уровня тревожности на основные свойства внимания школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Специальность «Психология» 5,5 лет обучения 

Курсовая  работа
По предмету «Психодиагностика»
Тема: «Влияние уровня тревожности на основные свойства внимания школьников»
       
       
       
       
       
       
       
                                                                  Выполнила: студентка III курса заочного отделения
                        Приймаченко Н.В. 
                 

                                                                            Проверила: Григорьева С.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010
 

Содержание 

 

Введение

 
Обращение к  проблеме взаимосвязи внимания и тревожности обусловлено той ролью, которую эти характеристики играют в процессе обучения и развития личности ребенка раннего подросткового возраста.
Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности - будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации - предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями психологии, как сознание и воля. Благодаря этому шло непрерывное обогащение фактологической базы психологии внимания, стимулирование экспериментальных исследований внимания. Конечно, параллельно происходило создание новых теорий, объяснительных схем и моделей этого процесса.
     Существует  множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.
      Проблема  тревожности как относительно устойчивого  личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Так, отечественный психолог Рогов Е.И. пишет, что определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. (Рогов Е.И. 1996) А это в свою очередь оказывает негативное влияние на все сферы психической деятельности личности.
     Среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха, что еще раз подчеркивает важность и актуальность исследования данной проблемы в современной психологии. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх», затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие.
     К сожалению, в указанных работах  не достаточно рассмотрен вопрос взаимосвязи основных свойств внимания и тревожности в школьном возрасте, поэтому целью данного исследования является изучение влияния уровня тревожности на основные свойства внимания детей раннего подросткового возраста.
Задачи  исследования:
1. Теоретический анализ проблемы влияния тревожности на основные свойства внимания.
2. Диагностика уровня тревожности детей подросткового возраста.
3. Исследование свойств внимания детей подросткового возраста.
4. Исследование влияния уровня тревожности на основные свойства внимания детей подросткового возраста.
Предмет исследования – влияние уровня тревожности на основные свойства внимания.
Объект исследования – эмоциональная и когнитивная сфера подростка.
Гипотеза исследования - уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны следующим образом: чем выше уровень тревожности, тем ниже показатели по основным уровневым характеристикам внимания.
База исследования -  учащиеся 6 класса школы №2 г.Лыткарино (18 человек). Возраст – 12 лет.
Теоретическая база – в исследовании были использованы теории Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф. Добрынина, А.М. Прихожан, А.В, Басова 

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния уровня тревожности на основные свойства внимания школьников

1. Исследование сущности, основных видов и свойств внимания в отечественной и зарубежной психологии. Особенности внимания детей раннего подросткового возраста.

      Внимание  проявляется в большей или  меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, оно включено в процесс восприятия, проявляется также в процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека.
     В прошлом столетии и на современном  этапе вопрос о сущности внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Проблемам внимания посвящены работы таких психологов, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л. и др. Существует несколько точек зрения на природу внимания. Остановимся на некоторых из них.
     1. Внимание есть результат двигательного приспосо6ления. Эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения или идеи получают особую интенсивность и ясность сравнительно с прочими ощущениями и идеями, притом эта особая интенсивность и ясность находятся до известной степени в нашей власти, так как мы можем по желанию переносить внимание с одного предмета на другой. (Крутецкий В.А.,1980)
     Эти черты присущи моторной теории внимания, представителями которой являлись Декарт, Феррьер, Рибо и др  Т. Рибо считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или  усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей. Двигательный эффект внимания по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими, вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем наше внимание.(Хрестоматия по вниманию,1986)
     Существует, также, моторная теория русского психолога  Ланге Н.Н.(Хрестоматия по вниманию,1976) Он полагал, что постоянные колебания  внимания можно объяснить теми движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета.
    2. Теория установки Узнандзе Д.Н
     Имеется еще одна теория, которая связывает  внимание с понятием установки. Она  была предложена Д.Н. Узнадзе(Хрестоматия  по вниманию, 1986). Он считает, что “внимание по существу нужно характеризовать как процесс объективации – процесс, в котором из круга наших первичных восприятий, т.е. восприятий, возникших на основе наших установок, стимулируемых условиями актуальных ситуаций поведения, одно из них выделяется, идентифицируясь, становится предметом наших познавательных усилий и в результате этого наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания”.
     Таким образом, по мнению Узнандзе Д.Н, акт  объективации является специфическим  состоянием, свойственным человеку - состоянием, которого лишено животное и, на котором по существу строится все преимущество человека, строится возможность нашего логического мышления.
     На  сегодняшний день в понятие “внимания” вкладывается совершенно различное  содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ, ее мы будем придерживаться в своей работе. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”. (Добрынин Н.Ф.1985, с. 45)
     Такого  определения придерживаются большинство  авторов работ по вниманию и оно  вошло во многие учебники по психологии. Например, В.А. Крутецкий опирается на точку зрения Н.Ф. Добрынина и дает такое определение внимания. “Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности и есть внимание”. (Крутецкий В.А.,1993,с.23) 

     Виды  внимания
     В психологии традиционно принято разделять внимание на произвольное, непроизвольное, а также послепроизвольное. Кроме этих основных видов внимания некоторые исследователи выделяют также следующие виды: природное и социально обусловленное; непосредственное и опосредованное внимание.
     Мы рассмотрим более подробно произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.
     Характеристики  произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания.
     Немов называет произвольное внимание активным или волевым. Слово “активное” указывает, что инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а слово “волевое” показывает способ его формирования - за счет усилий воли человека. Он определяет произвольное внимание как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя. (Немов Р.С.,2000) Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели.
     В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание  устойчивой избирательной активности. (Овчарова Р.В.,1996, с.9-1 О.)
     Непроизвольное  внимание не связано с участием воли, оно не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течении определенного времени сосредотачивать на чем-либо внимание.
     Отличительная особенность непроизвольного внимания по Немову заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроuзвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. (Немов Р.С., 1995)
     С.Л.Рубинштейн среди непроизвольного выделяет вынужденное, невольное, привычное. Он говорил, что как разновидности непроизвольного внимания, их объединяет то, что побудительные причины лежат вне сознания человека. (Рубинштейн С.Л,,1999.)
     Непроизвольное  внимание характеризуется следующими особенностями : человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию; интенсивность непроизвольного внимания обусловливается особенностями раздражителей; оно непродолжительно по времени (внимание длится до тех пор, пока действует соответствующие раздражители, и, если его не закрепить, прекращается по окончании их действия). Эти особенности непроизвольного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.
     Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий в виду высокого интереса к деятельности. По мнению А.Г. Платоновой, вследствие этого, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии. (КучмаВ.Р., Платонова А.Г., 1997) Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда. 
 

     Основные  свойства внимания 

      Внимание  человека обладает пятью основными  свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и  объемом. Рассмотрим каждое из них.
      Устойчивость  внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
         Дормашев Ю.Б. также пишет о  сосредоточении внимания, под которым он понимает внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. (Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.,1995)
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.
Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
           Таким образом, обнаружена тесная  взаимосвязь между свойствами внимания. На качество выполнения задания влияет весь комплекс свойств внимания, но в зависимости от вида деятельности, одно из свойств оказывает доминирующее влияние. Эту взаимосвязь необходимо учитывать, организуя учебную деятельность. Также можно сделать вывод, что внимание и его свойства не являются постоянной функцией, они формируются и развиваются в процессе индивидуального развития человека.
             
     Основные  особенности внимания школьников. 

         Нужно отметить, что изменения внимания, происходящие в эпоху школьного возраста, до сих пор чрезвычайно мало привлекали к себе исследователей. Большинство авторов обходят этот вопрос молчанием или посвящают ему несколько строк, ограничиваясь беглым и суммарным указанием на количественный рост устойчивости и активности внимания, отмечаемый у детей раннего подросткового возраста. Кажется, ни один из авторов не раскрывает коренного и принципиального изменения в процессах внимания в переходном возрасте. Между тем это изменение не менее важно и существенно, чем аналогичные изменения восприятия и памяти. К 12-13  годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 13-14 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребенка; в частности, от педагога для этого требуются большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших детей. Словом, перед нами проблема возникновения высшего синтеза и совместного действия ряда более элементарных функций, новое сложное сочетание, новая сложная структура, характеризуемая своими особыми закономерностями. Важной особенностью развития внимания в раннем подростковом возрасте является то, что изменения эти касаются не самой внутренней структуры элементарной функции внимания и даже не появления некоторых новых свойств внутри этой функции, а отношения данной функции к другим функциям. Элементарная функция внимания, как она проявляется в наиболее чистом виде в раннем детстве, входит в качестве подчиненной инстанции в новый сложный синтез с интеллектуальными процессами. Внимание интеллектуализируется, как и память, и если для детского возраста наиболее характерно отношение зависимости мышления от внимания, то сейчас, по правильному указанию П.П. Блонского, вместе с наступлением господства произвольного внимания эти отношения меняются на обратные. Произвольное внимание характеризуется прежде всего связью с мышлением. Опять было бы ошибкой полагать, что это изменение возникает вдруг. Оно, конечно, подготовляется предшествующим развитием внимания.

2. Исследование состояния тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов. Особенности проявления тревожности у детей раннего подросткового возраста.

 
В данном параграфе  будут рассмотрены основные взгляды  на тревожность, ее причины и проявления. Для  этого необходимо сначала рассмотреть понятие «тревожность» в трудах различных психологов.
     Большинство психологов понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску (Прихожан А.М,, 2000). Однако следует отметить, что анализ литературы показывает неоднозначность понимания самого термина тревожность и причин ее возникновения.
     Р. С. Немов писал, что “тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое  свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях” (Немов Р.С. 1996,с.67)
     Е. Савина считает, что  тревожность  определяется как устойчивое отрицательное  переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.( Савина Е.Л., 1996)
      А.В. Басов считает, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Она выступает одним из основных параметров индивидуальных различий. (Басов А.В. 1980)
     Другой  представитель отечественной психологии  Рубинштейн С.Я. под тревожностью понимал склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. ( Рубинштейн С.Я. 1970 )
     Следует отметить, что проявления тревожности  в различных ситуациях не одинаковы. Прихожан А.М.(1996) пишет, что в одних  случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
     Прихожан  А.М. указывает, что ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято  называть личностными и связывать  с наличием у человека соответствующей  личностной черты (так называемая «личностная  тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
     Указывая  на механизм возникновения тревожности, Р.С.Немов говорит, что воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. (Немов Р.С. , 1995)
     Таким образом, деятельность человека в порождающей  тревожность ситуации непосредственно  зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной  оценки ситуации.
     Анализируя литературу, мы встретили большое количество определений тревожности. Большинство авторов считают, что тревожность – это переживание тревоги, эмоционального неблагополучия. Данное состояние проявляется у большинства людей и в небольшой степени играет положительную роль.  

Особенности проявления тревожности  в раннем подростковом возрасте 

     Проблема  тревожности как относительно устойчивого  личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости ученика (особенно в тех случаях, когда он пишет контрольные работы хуже классных или домашних, и отвечает у доски гораздо слабее, чем с места), повышенной утомляемости при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликт со сверстниками и т.д. Далее мы  остановимся на основных причинах возникновения тревожности в раннем подростковом возрасте.
     По  данным А.И. Захарова (1993) склонность детей  к беспокойству, волнениям обусловлена:
    повышенной эмоциональной чувствительностью;
    потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;
    неразрешимостью какой – либо жизненно-важной для подростка ситуации;
    блокированием его насущных интересов, потребностей, влечений;
    отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью;
    заостренным чувством вины.
      Басов А.В. (1991) указывает, что иногда в основе формирования тревожности лежит  боязнь идти в школу, страх опросов, боязнь сделать ошибку и т.д. Такие симптомы, по его мнению, лежат в основе школьной тревожности. Басов А.В. утверждает, что школьная тревожность - это легкий вид тревожности, ее имеют около 60% детей. Многие учащиеся перед экзаменами теряют сон, аппетит, у них увеличивается двигательная активность, частота пульса, потоотделение, проявляются многочисленные признаки нарушения регуляции вегетативной нервной системы. Но отрицательные переживания, связанные со школой, могут быть выражены значительно серьезнее, может развиться школьный невроз.
     Лаврентьева Н.Н. указывает ситуации, которые  могут вызвать тревожность у подростков:
      Ситуация непринятия со стороны сверстников. Подросток считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой (“любят хороших”) заслужить любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность подростка увеличивается.
      Ситуация соперничества, к конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызывать у подростков, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае подростки, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
      Ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный подросток попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.
     В подобных ситуациях тревожные подростки отличаются, как правило, неадекватной реакцией (Лаврентьева Н.Н. 1996).
     Кроме влияния школы, следует также отметить и вклад семейного воспитания (семейных отношений) в развитие подростковой тревожности. Прихожан А.М. (1996) говорит, что  в целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Подросток  буквально заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир.
     Таким образом, Прихожан А.М.(2000) подчеркивает, что среди факторов, обуславливающих тревожность детей немаловажную роль играют непоследовательность требований родителей и разница в стилях воспитания мамы и бабушки ( мамы и папы и т.д.)
     Многие  психологи ( Рогов Е.И., Прихожан А.М., и другие) считают, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
     Эти “возрастные      тревожности” являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей  раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.