На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Виды понятий и отношения между ними. Понятие о логическом законе

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тамбовский  Государственный Технический Университет 
 
 
 

Кафедра: «Бухгалтерского учета и Аудита»
Контрольная работа по Логике
Студентки 4 курса группы СМО41з
Черемисиной Валентины Юрьевны
Студенческий  билет №0827 
 
 
 
 
 

Тамбов 2011
Виды  понятий и отношения  между ними. 

Виды  понятий:
       По объему (по количеству) все  понятия можно разделить на  три вида:
а) общие, в объем которых входит несколько (два и более) предметов, - "стол", "дом", "химический элемент" и т. п.;
б) единичные, в объем которых входит один-единственный предмет, - "первый космонавт", "столица Франции", "Луна" и т. п.; единичные понятия выражаются в зыке именами собственными или эквивалентными им выражениями;
в) пустые (нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего  предмета,- "кентавр", "русалка", "человек, побывавший на Марсе", и т. п.
       По содержанию (по качеству) понятия  разделяются на следующие группы:
а) Конкретные и абстрактные. Конкретными называют понятия, содержание которых говорит  о том, что в их объем входят некоторые объекты, предметы, самостоятельно существующие сущности, например, "человек", "буря", "дом" - объемы этих понятий включают в себя людей, явления природы, дома. Все это - целостные, автономные объекты. Абстрактными называют понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними. Свойства и отношения не существуют сами по себе, автономно и независимо, они всегда "привязаны" к каким-то объектам. Возьмите, например, понятие "белизна" или понятие "честность". И белизна, и честность сами по себе не существуют, существуют белые предметы и честные люди. Но мы можем оторвать от предмета некоторое свойство и образовать о нем понятие - такие понятия и называют абстрактными. К абстрактным относятся и такие понятия, как "дружба" и "любовь". Они отображают отношения между людьми и без людей нет на Земле ни любви, ни дружбы.
б) Относительные  и безотносительные. Относительными называют такие понятия, содержания которых взаимно предполагают существование  друг друга, грубо говоря, это понятия, существующие только в паре. Например, "правое-левое", "верх-низ", "ученик-учитель" и т. п. Представьте себе, что у нас осталось лишь понятие "правое", а понятие "левое" исчезло. Нетрудно сообразить, что, оставшись одно, понятие "правое" потеряет всякий смысл и тоже исчезнет. Такие понятия могут существовать лишь в паре, ибо их содержания определяются отношением друг к другу. Безотносительные понятия не содержат ссылки на другие понятия и могут существовать сами по себе, например, "карандаш", "овца", "жмых".
в) Положительные  и отрицательные. Положительные  понятия отображают свойства, присущие предметам, например, "высокий", "алчный", "желанный". Отрицательные понятия  отображают свойства, отсутствующие  у предмета, например, "неграмотный", "бескорыстный", "нежеланный". Если понятие "грамотный" отображает свойство человека уметь читать и писать, то понятие "неграмотный" говорит о том, что у объектов, входящих в его объем, данное свойство отсутствует. Следует, правда, обратить внимание на то, иногда слова, включающие в себя отрицательные частицы "не" или "без" ("бес"), выражают положительные понятия, т. е. отображают некоторые присущие предметам свойства: "ненависть", "неряха", "беспечный" и т. п.
г) Собирательные  и несобирательные (разделительные). В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, например, "стадо", "флот", "лес", "созвездие" и т. п. Эта целостность проявляется в том, что многие свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам. Можно сказать, например, "В лесу легко заблудиться" или "Данное созвездие похоже на медведицу", но этого нельзя сказать об отдельном дереве или звезде. Совокупность предметов часто приобретает свойства, которые лишены входящие в нее предметы.
       Деление понятий на положительные  и отрицательные, относительные  и безотносительные не является  жестким. В зависимости от того  как мы формулируем содержание  может меняться и наша оценка  понятия.
Отношения между понятиями:
       Сравнимыми считаются понятия,  которые имеют общие признаки, т.е. имеют общее родовое понятие  (желтый - зеленый, токарь - станочник,  студент - школьник и т.п.).
       Несравнимые понятия не имеют  общих признаков (атом - малярия, климат - лошадь и т.п.), т.е. отсутствует общее основание для их сравнения.
       Сравнимые понятия делятся на  совместимые и несовместимые.  Совместимыми называются понятия,  объемы которых имеют общие  элементы; объемы несовместимых  - не имеют общих элементов.
      Отношения между объемами понятий  принято изображать с помощью  круговых схем (кругов Эйлера): мы  рисуем кружок, в центре которого  пишем какую-то "букву - А, В,  С… Кружок с буквой, скажем, А,  схематично представляет объем  понятия А.
Виды  совместимости:
       1) РАВНОЗНАЧНОСТЬ (ТОЖДЕСТВО). В отношении  тождества находятся такие понятия,  объемы которых полностью совпадают 
Москва (А), Столица России (В)    Или     Сын (А), Внук (В)
Объемы  понятий "сын" и "внук" совпадают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук - чей-то сын), но содержание различно
       2) ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. В отношении пересечения  находятся понятия, объемы которых  совпадают лишь частично.
          Студент (А)       Спортсмен (В)
Существуют  спортсмены, не являющиеся студентами. Есть студенты не занимающиеся спортом, но имеются спортсмены одновременно являющиеся студентами
       3) ПОДЧИНЕНИЕ. В отношении подчинения  находятся такие понятия, объем  одного из которых полностью  входит в объем другого (при  этом понятие с большим объемом (родовое) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (видовое) - подчиненным).
          Человек (А)  Студент (В) 
Виды  несовместимости:
       1) СОПОДЧИНЕНИЕ. В отношении соподчинения  находятся два или более непересекающихся  понятий, принадлежащих общему родовому понятию.
          Деревья (А) Сосна (В) Береза (С) 
       2) ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ. В отношении  противоположности находятся понятия,  которые являются видами одного  и того же рода, при этом  одно из них содержит какие-то  признаки, а другое эти признаки отрицает и заменяет противоположными признаками (объемы понятий А и В в объеме родового понятия занимают наиболее удаленные части).
          Цвет (А) Черный (В) Белый (С)
В сумме  объемы противоположных понятий  не исчерпывают объем родового понятия. Эти понятия можно рассматривать как соподчиненные.
       3) ПРОТИВОРЕЧИЕ. В отношении противоречия  находятся такие два понятия,  которые являются видами одного  и того же рода, при этом  одно понятие указывает на  некоторые признаки, а другое  эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими признаками
          Виновный (А)  Невиновный (не-А) (здесь родовое понятие - "человек")
Движение  мышления от понятия к понятию  и раскрытие их содержания осуществляется посредством ряда логических операций: обобщение, ограничение, деление, операции с классами и классификация, определение и др. 
 
 
 
 

Понятие о логическом законе 

2.1. Основные  черты правильного мышления.
2.2. Закон  тождества.
2.3. Закон  непротиворечия (противоречия).
2.4. Закон  исключенного третьего.
2.5. Закон достаточного основания.
2.1.
В теме первой отмечалось, что правильным мышлением называется мышление, которое  соответствует логическим нормам и  законам. При этом речь идет о наиболее общих нормах и требованиях логики, которые она предъявляет к нашему мышлению.
Признаки  правильного мышления:
а) определенность, под которой имеется в виду точность, строгость, однозначность  наших рассуждений,
б) последовательность, выражающая полноту, непрерывность, отсутствие скачков в рассуждениях,
в) непротиворечивость, связанная с недопущением взаимоисключающих, как одинаково приемлемых, в том  или ином отношении мыслей,
г) доказательность, под которой имеется в виду обоснованность наших рассуждений.
Правильным  является мышление, в котором одновременно выполняются требования всех указанных признаков.
Основные  признаки правильного мышления тесно  связаны между собой. А выражающие их основные логические законы (принципы) подразумевают одновременное действие всех четырех признаков.
Основные  признаки, правильного мышления характеризуют любые виды наших рассуждений. Они присутствуют (должны присутствовать) в любой мыслительной ситуации, связанной с использованием всех форм мышления - понятия, суждения, умозаключения, то же самое касается каждого из основных законов (принципов) логики.
2.2.
Закон тождества - это логический закон, согласно которому мысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды  в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. То есть, сколько бы раз ни повторялась одна и та же (!) мысль, она должна пониматься одним и тем же способом.
Закон тождества требует только одного, а именно: он запрещает непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания наших мыслей. Этот закон запрещает обман, невнимательность, своего рода логическую халатность.
Закон тождества требует однозначности, определенности мысли, не покушаясь, при  этом, на необходимость развития предметного содержания мышления. Он задает одно из формальных условий для этого.
2.3.
Закон непротиворечия (противоречия, как  он назывался в старых учебниках) - это логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными  взаимно исключающие друг друга мысли: "В данный момент снег идет" и "В данный момент снег не идет", "Этот цветок роза" и "Этот цветок ромашка" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным, и ни в коем случае не истинным.
Закон непротиворечия - суровый контролер наших рассуждений. Именно от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей, продолжающая линию закона тождества на устойчивость нашего мышления.
Логика  различает два типа несовместимости  мыслей:
а). Формальную несовместимость, которая имеет место между некоторой мыслью и ее формальным отрицанием: "Снег идет" и "Снег не идет", где одна мысль есть непосредственное формальное отрицание ("не", "нет") другой.
б) содержательную (предметную) несовместимость, которая  имеет место в связи с несовместимостью самих признаков внутри соответствующих вещей: "Цветок - роза" и "Цветок - ромашка". Эта несовместимость определяется не по формально-логическим законам, а по законам развития самих вещей. Такая несовместимость устанавливается не логикой, а конкретными науками о соответствующих предметах и явлениях. За ошибки в определении такой (предметной) несовместимости формальная логика не несет никакой ответственности.
Закон непротиворечия распространяется на оба  типа несовместимости, хотя и с оговоркой в отношении предметной несовместимости. Закон требуют, чтобы там, где противоречивость самого предмета выражается в форме формальных противоречий (так называемая антиномия-проблема) - "Вещь есть Р и не-Р одновременно" - была снята конкретным исследованием и выражена в формально-непротиворечивой форме. В противном случае логика не несет ответственности за ошибки в последующих рассуждениях и выводах относительно, таким образом, фиксируемых объектов.
2.4.
Закон исключенного третьего - это закон  традиционной формальной логики, согласно которому из двух формально противоречащих друг другу мыслей (мысли и ее формального отрицания, А и не-А) одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.
Как видно, этот закон распространяется только на один вид несовместимости - формальной. Он ничего не говорит о содержательной (предметной) несовместимости. С точки зрения этого закона содержательно несовместимые мысли могут быть одновременно ложными. Хотя, по закону непротиворечия, они не могут быть одновременно истинными.
Закон исходит из общетеоретического допущения, что всякий предмет, вещь могут либо обладать (хотя бы в какой-то степени), либо не обладать некоторым (произвольным) признаком: быть или не быть человеком, цветком, розой, ромашкой и так далее. Поэтому с этим законом нужно быть осторожным в ситуациях, где дают о себе знать переходные состояния вещей, когда каких-либо их признаков еще нет, но сказать, что они не проявляются никак тоже уже неверно. Границами этого закона являются ситуации, для которых строго установлено соответствующими исследованиями, имеет или не имеет место тот или иной признак у той или иной вещи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.