На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы международного права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Принципы  международного права
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ    3 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА  6 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ  МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
15 

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА 24 

   3.1. Принцип  мирного сосуществования государств  независимо от их
   экономических,  социальных и политических систем      24 

   3.2. Принципы, непосредственно относящиеся к  поддержанию международного
   мира и  безопасности 25 

   3.3. Общие  принципы международного сотрудничества    39 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  62 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    66 
 
 

                                  ВВЕДЕНИЕ 
 
 

      Принципы международного  права  -  продукт  длительного   исторического
развития, достояние  мировой цивилизации. Они являются  одной  из  важнейших
общечеловеческих  ценностей,  без   которой   невозможно   функционирование
межгосударственной  системы. Но признаки международного  права  существовали
не всегда.
      Принципы  международного права  возникли с появлением государств  и  их
внешних функций.  В  условиях  первобытнообщинного  строя,  когда  не  было
классов и государств, отношения между  родами,  племенами,  союзами  племен
регулировались  племенными обычаями, которые не носили правового  характера.
Таковы,  например,  обычаи  неприкосновенности  посланцев  для   заключения
перемирия. Войны, которые часто возникали между  племенами, не  имели  целью
порабощение чужих  племен. Военнопленных здесь  не  превращали  в  рабов,  а
убивали и даже поедали.
      Возникновение государств привело   к  возникновению  межгосударственных
отношений  и  международного  права.  Его  зачатки  складывались   в   виде
региональных  международно-правовых   систем,   охватывающих   сравнительно
небольшие  географические  районы  –  те,  где   раньше   всего   появились
государства.
      История принципов международного  права и его науки всегда  была  тесно
связана с историей общества и межгосударственных  отношений,  составляя  ее
органическую часть.
      Конституцию международного права образуют его основные  принципы.  Они
представляют собой  основополагающие общепризнанные нормы, обладающие  высшей
юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-
значимые  действия  субъектов  должны соответствовать положениям  основных
принципов.
      Принципы международного права  носят универсальный характер  и  являются
критериями  законности  всех  остальных  международных  норм.  Действия  или
договоры,    нарушающие    положения    основных    принципов,    признаются
недействительными и влекут международно-правовую ответственность.
      Все принципы международного  права  имеют  первостепенную  важность  и
должны неукоснительно применяться при интерпретации  каждого из них с  учетом
других.
      Принципы взаимосвязаны: нарушение одного  положения влечет  за  собой
несоблюдение  других.  Так,  например,  нарушение  принципа  территориальной
целостности   государства   одновременно   является   нарушением   принципов
суверенного  равенства  государств,  невмешательства  во  внутренние   дела,
неприменения силы и угрозы силой и т.д.
      Поскольку основные принципы  международного  права  представляют  собой
международно-правовые нормы, они существуют в форме  определенных  источников
международного права.
      Первоначально эти принципы  выступали   в  форме  международно-правовых
обычаев,  однако  с  принятием  Устава  ООН  основные  принципы  приобретают
договорно-правовую  форму.  Так,   семь   принципов   международного   права
(суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых  на  себя
международных обязательств, мирное разрешение  международных  споров,  отказ
от угрозы т  ной или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН.  При  этом
ст, 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов  ООН
по Уставу ООН  окажутся  в  противоречии  с  обязательствами  по  какому-либо
международному  договору,  преимущественную  силу  имеют  обязательства   по
Уставу.
      Тема данной работы является  актуальной потому, что  основные  принципы
современного международного права в совокупности  возглавляют  всю  систему
международного  права. Эти принципы регулируют наиболее  важные  для  данной
ступени цивилизации  межгосударственные отношения; специфика  круга субъектов
связана с  тем,  что основные  принципы  обязательны для всех  субъектов
международно-правовой системы,  независимо  от  их  участия  в  создании  и
признании этих принципов; особенности нормотворчества  (выражаются  в  том,
что  принципы  объективируются  в  универсальных  договорах  или   обычаях;
наконец,  в  целях  обеспечения  соблюдения  принципов   применяются   меры
ответственности,  связанные  с  ограничением  суверенитета  государства   и
дополнительной  ответственностью  возглавляющих  государство  руководителей,
глав военных  ведомств, политических партий и др.
      Цель работы - изучить основные  принципы международного  права.  Исходя
из цели можно  поставить перед собой задачи:
       - Проанализировать историю развития  основных принципов международного
         права;
       -  Дать  понятие  и  определить  классификацию   основных   принципов
         международного права;
       - Проанализировать правовое  содержание  и  характеристику  принципов
         международного права.
      При   написании   дипломной    работы    использовалось    действующее
международное  право:  Устав  ООН;  Декларация  о  принципах  международного
права,   касающихся   дружественных   отношений   и   сотрудничества   между
государствами в  соответствии с Уставом Организации  Объединенных  Наций,  от
24 октября 1970г.;  Декларация об усилении эффективности  принципа отказа  от
угрозы силой  или ее применения в международных  отношениях.  Резолюция  42/22
Генеральной Ассамблеи  ООН  от  18  ноября  1987г.;  Принципы  урегулирования
споров и положения  процедуры СБСЕ по мирному  урегулированию  споров,  от  8
февраля 1991г.; и  т.д.
      Среди учебной и научной литературы  хотелось бы выделить работу  Лукашук
И., Кряжкова В. "Коренные малочисленные народы международное  право". 

      ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 
 
 

             Принцип  неприменения  силы  или  угрозы   силой   появился   в
международном праве  в период  между  двумя  мировыми  войнами  сначала  как
принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип  заменил  существовавшее
ранее в международном  праве право государства на войну (jus ad  bellum),  в
соответствии, с  которым каждое государство могло  прибегнуть к войне  против
другого государства  в случае любого спора между ними.
      Выдвинутые  Россией  в  октябре  1917  года  идеи  противоправности  и
преступности агрессивной  войны  нашли  широкую  поддержку  народов.  Пример
первой мировой  войны показал бессмысленность  войны  как  средства  решения
международных проблем.
            Статут Лиги Наций ограничивал традиционное право государства на
войну. Члены Лиги в случае возникновения  спора  должны  были  использовать
мирные средства  для  его  разрешения  и  только  в  случае  неудачи  могли
прибегнуть к  войне.  Предусматривалась  возможность  применения  санкций  к
государствам,  нарушившим  это  ограничение.  На   деле,   однако,   данные
постановления Статута  Лиги остались мертвой буквой, так  как для  применения
санкций требовалось  единогласное решение Совета Лиги[1].
      Идеи запрещения и преступности агрессивной  войны  нашли  отражение  в
ряде документов Лиги Наций, в  частности  в  проекте  договора  о  взаимной
помощи, принятом Ассамблеей Лиги  Наций  в  1923  году  (но  не  получившем
дальнейшего  движения),  в  Декларации  об  агрессивных  войнах,   принятой
Ассамблеей  Лиги  Наций  в  1927  году,   в   которых   агрессивная   война
квалифицировалась "как международное преступление".
      Парижский договор (пакт Бриана  – Келлога) от 27 августа 1928 г.  явился
первым  многосторонним  международным  договором,  который,   несмотря   на
некоторые несовершенства его постановлений, содержал запрещение агрессивной
войны.  Статья  I  Договора  гласила:  "Высокие  Договаривающиеся   Стороны
торжественно заявляют от имени своих народов  по  принадлежности,  что  они
осуждают обращение  к  войне  для  урегулирования  международных  споров  и
отказываются от таковой в  своих  взаимных  отношениях  в  качестве  орудия
национальной политики". Статья II предусматривала обязательство  участников
разрешать свои споры  мирными средствами.
      Присоединяясь к Парижскому договору, СССР заявил тогда же,  что  "идея
устранения в  международной политике  войн  и  вооруженных  конфликтов  есть
основная руководящая  идея советской внешней политики". Как бы  предвосхищая
дальнейшее развитие этого принципа, Советское правительство  отметило также,
что "должна быть запрещена всяческая международная  война,  как  в  качестве
орудия так называемой "национальной политики", так и  служащая другим  целям
(например, целям подавления  освободительных  народных  движений  и  т.п.).
Должны быть запрещены  не только войны  в  формально-юридическом  толковании
этого слова (то есть предполагающие "объявление" войны  и т.д.), но и  такие
военные действия, как, например, интервенция,  блокада,  военная оккупация
чужой территории, чужих портов и т.д."[2]
      Старое  международное  право   не  знало  принципа  мирного   разрешения
международных споров. Оно исходило из того, что споры  между  государствами
можно решать не только мирными, но и немирными средствами,  включая  войну.
Например,  Римляне  заключали   большое   число   различных   международных
договоров. Одни из них устанавливали "вечный" мир  и  дружбу,  другие  лишь
временное перемирие. Существовали  договоры  о  покровительстве,  о  союзе.
Союзные  договоры  были  наступательными  и  оборонительными.   Различались
договоры равноправные и  неравноправные.  Последние  преобладали.  Ими  Рим
закреплял свое господство над побежденными народами в  результате  жестоких
войн. Военные обычаи Древнего Рима были суровы. Хотя древнеримское  правило
гласило, что "воюют  оружием, а не ядом", разрешалось  истребление безоружных
и превращение  в  рабов  не  только  военнопленных,  но  и  мирных  жителей
завоеванной  территории, разрушение  и полное   уничтожение   захваченных
городов. Стали  крылатыми слова римского деятеля  Катона в  эпоху  Пунических
войн: "Карфаген должен быть разрушен!" В этом случае отпадала необходимость
заключать мирный договор. Так случилось и с  Карфагеном, который Рим сровнял
с землей.
            Римские папы заключали особые  соглашения –  конкордаты.  Они  же
выступали  гарантами  важных  договоров.   Вообще,  надо  сказать,  римская
католическая церковь  оказала большое влияние  на  формирование  феодального
международного  права Западной Европы, например, она,  издавала  правила  об
ограничении права  частных войн (федов), не разрешала  их  в  праздники  и  в
определенные дни  недели ("божий мир" и  "божье  перемирие"),  предоставляла
убежище в церквах, запрещала некоторые средства  войны  (Латеранский  собор
1139 г. запретил  пользование луками и арбалетами).  Но  в  целом  законы  и
обычаи  войны,  считавшейся  законным  средством   решения   споров   между
государствами, были суровы: не проводилось различия между воинами и  мирным
населением, пленных  обращали в рабство, раненых бросали  на произвол судьбы,
захваченные  города  и  селения  отдавались   на   милость   победителя   и
разграблялись. Несколько  мягче были законы и обычаи войны  на  Руси.  Здесь
существовал обычай заранее ее объявлять ("иду  на  вы",  как  предупреждали
киевские князья). Известны соглашения о неприкосновенности  "челяди",  т.е.
мирных жителей, во время войны. Пленными нередко  обменивались[3].
      В период  позднего  средневековья  и абсолютизма появляются  зачатки
попечения о  раненых  и  больных.  Строже  начинают  определяться  права  и
обязанности нейтральных  государств,  гарантии  их  нейтралитета  во  время
войны. Существенный вклад в эту область международного права внесла Россия.
Декларация Екатерины II о вооруженном нейтралитете 1780 года  провозгласила
свободное  плавание  нейтральных  судов  у  берегов   воюющих   государств,
неприкосновенность  неприятельского груза на  нейтральном  судне  и  принцип
эффективности морской блокады. Неприкосновенность торговли и мирных жителей
во время войны  стала предусматриваться и договорами.
            В  Гаагских  конвенциях  1899  и  1907  годов  содержалась   лишь
рекомендация обращаться к добрым услугам или  посредничеству,  "прежде  чем
прибегнуть к  оружию", "насколько позволят обстоятельства".
             В  Статуте  Лиги  Наций   была   предпринята   попытка   сделать
обязательным обращение  государств к мирным средствам для  разрешения споров,
"могущих повлечь  за собой разрыв". Однако применение мирных  средств  здесь
не исключало  обращения государств к войне.  И  лишь  в  1928  году  принцип
мирного разрешения был зафиксирован в многостороннем договоре – в Парижском
пакте об отказе от войны (пакт Бриана – Келлога). В  ст. II  этого  Договора
стороны признали, что урегулирование или разрешение  всех  разногласий  или
конфликтов, независимо от характера их происхождения, должно осуществляться
только мирными  средствами.
            Таким образом, еще до второй  мировой войны в международное право
вошел новый принцип  – принцип мирного разрешения международных споров.
            Принцип суверенного равенства  государств сформировался в   период
перехода от феодализма к капитализму и стал  одним  из  основных  принципов
международного  права.  Однако  в старом  международном праве наряду   с
принципами  уважения  государственного   суверенитета   имелись   принципы,
санкционировавшие его нарушение, прежде всего, право  государства на  войну.
Кроме  того,  принцип  суверенного  равенства,  как   и   другие   принципы
международного   права,   распространялся   только   на    "цивилизованные"
государства. Он  не  применялся,  во  всяком  случае  в  полном  объеме,  к
государствам Востока,  где  «цивилизованные»  государства  не  считались  с
суверенитетом этих государств (протектораты,  вмешательство  во  внутренние
дела,  иностранные  сеттльменты,  консульская  юрисдикция,   неравноправные
договоры и т.д.).
      В большей части феодальные  договоры были двусторонними.  Но заключались
и многосторонние, прежде всего мирные, договоры. Важнейшим таким  договором
феодальной эпохи  был Вестфальский трактат 1648  года,  которым  закончилась
Тридцатилетняя  война. На Вестфальском конгрессе впервые  за  круглым  столом
собрались как  равноправные участники представители  европейских  государств
независимо  от  их  религии  и  форм  государственного  строя.  Здесь  были
юридически  закреплены  территориальные  изменения,  была   создана   новая
европейская  политическая  карта.  Конгресс  признал  суверенитет  за   355
княжествами, входившими в состав Германской империи, чем  способствовал  ее
дальнейшему  ослаблению,  а  также  признал   независимость   Швейцарии   и
Голландии. Была провозглашена  свобода  плавания  по  Рейну  для  прибрежных
государств; взимание пошлин  прибрежными  феодалами  отменялось.  Определив
границы европейских  государств, Вестфальский конгресс и  подписанные на  нем
документы стали  юридической основой для  многих  последующих  международных
соглашений вплоть до Великой французской буржуазной революции.  Практически
здесь  был  сформулирован  принцип  политического  равновесия,   призванный
увековечить статус-кво,  сложившийся  в  результате  Тридцатилетней  войны.
Вестфальский конгресс положил начало многостороннему  согласованию и решению
европейских проблем  не на религиозной, а на светской основе.
      В  период  абсолютизма   все   большее   значение   приобретали   идеи
суверенитета и  равноправия государств, хотя оба принципа имели в  то  время
феодально-династическую  окраску. Суверенитет государства  провозглашался  в
форме суверенитета монарха,  поскольку  монарх  считался  его  единственным
носителем (например, Людовик XIV говорил: "Государство  – это я"). Равенство
государств также  сводилось к равенству монархов ("равный над равным  власти
не имеет"). В  то  же  время  получило  развитие  посольское  право.  Обмен
посольствами становится регулярным, а временные посольства  превращаются  в
постоянные.  Значительно  расширяются  их  привилегии:   неприкосновенность
распространяется  на посольские помещения, признается  неподсудность  послов
перед местными судами за долги и преступления. Возникают  целые  посольские
кварталы, изъятые  из-под местной юрисдикции,  в  посольствах  гарантируется
право убежища[4].
      70-е годы нашего столетия  были  отмечены  началом  процесса  разрядки
международной напряженности  и бурным развитием региональной,  прежде  всего
европейской, интеграции. Заключительный акт  Совещания  по безопасности  и
сотрудничеству  в  Европе  (Хельсинки,  1975  г.)  положил  начало  процессу
сближения европейских  государств различных систем, формированию системы мер
доверия.
      Серьезные изменения в международных  отношениях произошли в 90-х  гг. На
месте бывшего Союза ССР возникли  новые  самостоятельные  государства,  было
создано Содружество  Независимых  Государств.  С  прекращением  существования
Союза ССР и  распадом социалистической  системы  в  Европе  и  Азии  запылали
очаги серьезных  международных конфликтов. Изменилось и  соотношение  сил  на
международной арене.  США,  не  сдерживаемые  больше  действиями  Советского
Союза, все активнее  стали  претендовать  на  роль  мирового  правительства.
Военный блок западных государств – НАТО –  присваивает  себе  полномочия  по
урегулированию  региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.
      Одновременно с некоторым снижением  роли ООН, нуждающейся  в   серьезных
реформах,  можно  отметить  тенденцию  продолжения  укрепления  и   развития
регионального  сотрудничества  государств.  Большими  темпами  идет  процесс
западноевропейской   интеграции,   сплачиваются   арабские   и   африканские
государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.
      Обострение противоречий между  капиталистическими державами в конце XIX
– начале XX века, борьба за раздел, а затем и передел  мира  ознаменовались
открытыми нарушениями  таких демократических принципов  международного права,
как принципы уважения суверенитета государств и наций, невмешательства  в их
внутренние дела, неприкосновенности территории отсталых и  слабых  стран  и
народов.   Территориальные   захваты   закрепляются    в    соответствующих
международных актах. Особым объектом колониальной  экспансии  государств  в
конце XIX века стала  Африка (Заключительный акт Берлинской конференции 1885
г. о разделе  Африки). В нем также устанавливались  новые  правила  первичной
оккупации в целях  приобретения территории: она должна быть  действительной,
а не номинальной, как прежде (принцип эффективности),  и  признана  другими
державами (правило  нотификации). Широко  распространилась  практика  прямых
аннексий,  т.е.  насильственного  присоединения  чужих   земель.   Для   их
маскировки применялись  и такие институты, как аренда территории  (например,
в  Китае),  занятие и управление  (Босния  и Герцеговина в 1878   г.),
кондоминиум, совладение  (в  Судане),  и  др.  Плебисцит  не  применялся  в
отношении народов  Азии и Африки. Значительно возросло число  неравноправных
договоров со странами Азии и Латинской Америки как формы установления  и
удержания их народов  в колониальной зависимости.
      Аннексии, в  том  числе   полученные  путем  войн,  считались   законным
способом приобретения государственной территории. С аннексиями  были  тесно
связаны  контрибуции  (дань,  которой  победитель   имел   право   облагать
побежденных и  размер которой целиком  зависел  от  усмотрения  государства-
победителя).
      Столкновение   интересов   капиталистических   держав,   борьба   всех
прогрессивных сил  привели к тому, что  еще  в  старом  международном  праве
появились отдельные  нормы о защите прав человека. К  ним  относились  запрет
работорговли, постановления  некоторых  международных  договоров  о  защите
национальных меньшинств и  др.  В  1919  году  была  создана  Международная
организация труда, объявившая своей целью улучшение  условий труда.
            Гитлеровские  зверства  поставили   со  всей  остротой  вопрос  о
необходимости международной  защиты прав человека. Принцип уважения основных
прав и свобод человека был зафиксирован, хотя и в  весьма  общей  форме,  в
Уставе  ООН.  В  1948  году  Генеральная  Ассамблея  ООН  приняла  Всеобщую
декларацию прав человека, и в рамках ООН началась подготовка  международных
Пактов о правах человека, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в
1966 году.
            Зарождение принципа самоопределения   народов  (наций)  относится
еще  к  периоду  буржуазных  революций.  Однако  этот   принцип   не   стал
общепризнанным   даже   в   рамках   европейского   международного   права.
Существование  колониальной  системы,   а   также   некоторых   европейских
многонациональных империй находилось  в  резком  противоречии  с  принципом
самоопределения наций.
      Выдвинутый Октябрьской  революцией  принцип  самоопределения  наций и
народов был гораздо  более широким. Он распространялся  на все  народы  мира.
Этот принцип  реально  был  направлен,  прежде  всего,  против  колониальной
системы. Поэтому  он встретил решительное сопротивление  колониальных держав.
В результате данный принцип лишь почти через  30  лет  стал  нормой  общего
международного  права[5].
      Широкое  демократическое   и   национально-освободительное   движение,
вызванное борьбой  против  фашизма  во  второй  мировой  войне,  обеспечило
включение принципа самоопределения народов в Устав ООН.  Хотя  и  в  весьма
общих формулировках, этот принцип  нашел  отражение  в  ряде  постановлений
Устава и, таким  образом, был  закреплен  как  один  из  основных  принципов
современного международного права.
      В  послевоенный  период  велась  ожесточенная  борьба  за   реализацию
рассматриваемого  принципа, за его  конкретизацию  и  развитие.  Борьба  шла
широким фронтом, прежде всего на обширных территориях  Африки  и  Азии,  где
колониальные  народы  один  за  другим  восставали   против   иностранного
господства, в Организации  Объединенных Наций,  в  политической  и  правовой
доктринах.
            И так, рассмотрев вышесказанное,  можно  сказать,  что  принципы
международного  права созревали на протяжении многих веков.  Еще  в  древнем
Риме создавались  договоры, связанные с зарождением  принципов международного
права, правда, эти  договоры в большинстве случаев  были  неравноправными  и
более сильная  сторона ущемляла интересы более  слабых. Но уже  при  переходе
от феодализма к капитализму принципы международного права  стали  выглядеть
намного цивилизованней. На Вестфальском конгрессе впервые  за круглым столом
собрались как  равноправные участники представители  европейских  государств
независимо от их религии и форм государственного строя. 

  ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ  МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 
 
 

      Основные принципы современного  международного права  можно   определить
как  его  общепризнанные  нормы,  имеющие  наиболее  важное  значение   для
обеспечения  нормального  функционирования  межгосударственной  системы  и,
следовательно, для  решения международных проблем. Такое  определение  нашло
подтверждение в  решении Международного Суда 1974 года по спору между США  и
Канадой о границе  в заливе Мэн, в котором указывается, что слова принципы и
нормы выражают одну и ту же идею, а именно, что термин "принципы"  означает
правовые принципы, т.е. "он включает нормы  международного  права",  и  что
"употребление  термина "принципы" оправданно, поскольку речь  идет  о более
общих и фундаментальных  нормах"[6].
      Эпитет  "основные"  означает,  что  речь  идет  о   принципах   общего
международного  права, которое является основой  всей системы  международного
права, в отличие  от отдельных  отраслей  международного  права,  где  также
имеются свои принципы.
      Императивный  принцип  международного  права   определен   в   Венской
конвенции о праве  международных договоров 1969 года как "императивная норма
общего   международного   права",   "которая   принимается   и   признается
международным сообществом  государств  в  целом  как  норма,  отклонение  от
которой недопустимо  и которая может быть изменена только последующей нормой
общего международного права, носящей такой же характер" (ст. 53).
      От  принципов  права  следует  отличать   принципы   правосознания   –
субъективные  представления  людей,  общественных  движений,   политических
партий и т. п. о том, как должны регулироваться те  или  иные  общественные
отношения. Принцип  права – это нормативное отражение  объективного  порядка
вещей, общественной практики, закономерностей общественного  развития, а  не
субъективные представления  об этих процессах.
      Соблюдение   принципов   международного    права    является    строго
обязательным. Отменить принцип международного права можно,  только  отменив
общественную практику, что не под силу отдельным  государствам  или  группе
государств. Поэтому  любое государство  обязано  реагировать  на  попытки  в
одностороннем порядке "поправить" общественную практику с помощью нарушения
принципов.
      Принципы международного права  формируются обычным и договорным  путем.
Они  выполняют  одновременно   две   функции:   способствуют   стабилизации
международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками,
и закрепляют все  новое, что появляется в практике международных  отношений,
и таким образом  способствуют их развитию.
      Однако обращение  к  универсальным   международным  договорам   не  дает
возможности обнаружить в них перечень тех или иных принципов международного
права. В доктрине по этому вопросу нет единого  мнения.  Можно  утверждать,
пожалуй, лишь следующее: основные принципы  международного  права  являются
универсальными  и  не  включают  отраслевых  принципов;  основные  принципы
международного  права  имеют  характер  общепризнанных;  основные  принципы
международного  права являются нормами jus cogins[7].
      Как указывается в Декларации  о  принципах  международного  права  1970
года, "добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся
дружественных   отношений   и   сотрудничества   между   государствами,   и
добросовестное   выполнение   государствами   обязательств,   принятых    в
соответствии  с  Уставом,  имеют   важнейшее   значение   для   поддержания
международного  мира  и  безопасности  и  для   достижения   других   целей
Организации Объединенных Наций"[8].
      Характерной особенностью принципов  международного  права  является  их
универсальность. Это значит, что все субъекты международного права  обязаны
строго  соблюдать  принципы,  поскольку  любое   их   нарушение   будет   с
неизбежностью затрагивать  законные интересы других участников международных
отношений. Это  значит также, что  принципы  международного  права  являются
критерием законности  всей системы международно-правовых  норм.  Действие
принципов распространяется даже на те области отношений субъектов,  которые
по каким-либо причинам  не  урегулированы  конкретными  нормами.  Принципы,
таким образом, являются фундаментом международного правопорядка.
      Основные принципы международного  права  зафиксированы  в   Уставе  ООН.
Широко признано, что принципы Устава ООН носят  характер jus cogens, то есть
являются обязательствами  высшего порядка, которые не  могут  быть  отменены
государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.
      Наиболее авторитетными документами,  раскрывающими содержание принципов
современного   международного   права,   являются   Устав    о    принципах
международного  права, касающихся дружественных отношений  и  сотрудничества
между государствами  в соответствии  с  Уставом  ООН,  принятый  Генеральной
Ассамблеей ООН  24  октября  1970  г.,  и  Декларация  принципов,  которыми
государства-участники  будут  руководствоваться  во  взаимных   отношениях,
содержащаяся  в   Заключительном   акте   Совещания   по   безопасности   и
сотрудничеству  в Европе от 1 августа 1975 г.
      При толковании  и  применении  принципов  международного  права   важно
помнить,  что  все  они  взаимно  связаны,   и   каждый   из   них  должен
рассматриваться в контексте всех других принципов.
      В  науке  международного  права  господствует  мнение,  что   основные
принципы  международного  права  имеют  императивный  характер.  Это,   по-
видимому, близко  к  действительности,  хотя  пока  и никем конкретно не
доказано. Основные принципы современного международного  права  закреплены,
прежде всего, в  Уставе ООН. Однако некоторые из них  сформулированы  в  нем
очень кратко. Поэтому  по инициативе ряда европейских государств в 60-е годы
в  ООН  была  проведена  работа  по  кодификации  основных  принципов.  Она
завершилась принятием  в 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН  Декларации  о
принципах  международного  права,  касающихся  дружественных  отношений   и
сотрудничества  между государствами в  соответствии  с  Уставом  Организации
Объединенных Наций.    Декларация содержит семь принципов:
принцип неприменения силы или угрозы силой;
принцип мирного  разрешения международных споров;
      3)принцип невмешательства в дела, входящие во  внутреннюю  компетенцию
государства;
      4) обязанность государств сотрудничать  друг с другом в соответствии  с
Уставом ООН;
      5) принцип равноправия и самоопределения  народов;
      6) принцип суверенного равенства  государств;
      7)  принцип  добросовестного  выполнения  государствами  обязательств,
принятых ими  в  соответствии  с  Уставом  ООН  и  Декларацией  о  принципах
международного  права.
      Это не значит, конечно, что  в международном праве только  семь основных
принципов. Декларация не ставила своей задачей дать полный их перечень.
      В  Заключительном  акте  Хельсинского  Совещания  по  безопасности   и
сотрудничеству  в Европе от 1 августа 1975  г.  содержится  десять  основных
принципов. К  перечисленным  в  Декларации  1970  года  добавлены  принципы
нерушимости границ, территориальной целостности государств,  уважения  прав
человека и его  основных свобод[9].
      Возрастание роли международных  отношений в обществе и появление   новых
жизненно важных, глобальных  проблем  ведут  к  увеличению  числа  основных
принципов  международного  права.  Например,  с  повышением  международного
значения проблемы охраны окружающей среды в международном  праве  возник  и
развивается важный принцип  охраны  окружающей  среды  как  принцип  общего
международного  права.
            В связи  с  понятием  основных  принципов  международного  права
необходимо упомянуть  о концепции "основных прав и обязанностей государств".
Комиссия  международного  права  ООН  по  поручению  Генеральной  Ассамблеи
разработала  и  представила  ей  в  1949  году  проект  Декларации  прав  и
обязанностей государств, состоящий из 14 статей. Этот  проект,  не  получив
окончательного  одобрения  Генеральной  Ассамблеи,  был  разослан  на  отзыв
правительствам; отзывов  поступило очень мало,  и Генеральная Ассамблея к
нему более не возвращалась.  Да  в  этом  и  нет  необходимости,  поскольку
основные права  и обязанности государств как  субъектов международного  права
определяются основными  принципами международного права.
     Классификация основных  принципов имеет скорее  доктринальный,  чем
прикладной,  характер,   однако   она   является   важнейшим   методом   их
исследования, установления периодов развития, соотношения  друг  с  другом,
выявления нормативной  базы, ее достаточности. Она может  быть  осуществлена
по ряду оснований:  по  форме  объективирования,  по  историко-политическим
признакам, по объекту  и важности защищаемых отношений  как для сообщества  в
целом, так и  для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.
 Принципы различаются  по форме их закрепления - писаные  и обычные,  что  не
означает,  естественно,  различия  в   их   юридической   силе.   Некоторые
традиционно признанные  и  находящиеся  в  стадии  становления  принципы  с
успехом реализуются именно в форме обычая. Ряд как традиционно  признанных,
так и находящихся  в стадии  становления  принципов  с  успехом  реализуются
именно  в  форме  обычая.  К  первым  относятся  принципы   территориальной
целостности,  нерушимости  границ  государств,   ко   вторым   -   принципы
разоружения, защиты окружающей среды.
 По признаку  историческому принято различать  принципы, возникшие  в  период
рабовладения,   феодализма,    становления    капиталистического    способа
производства, так  называемые "доуставные  принципы",  "уставные  принципы",
пришедшие в  систему  международного  права  после  второй  мировой  войны,
"послеуставные" - новейшие -  принципы  международного  права,  такие,  как
принцип всеобщего  и  полного  разоружения  под  эффективным  международным
контролем, принцип  сотрудничества государств по  охране  окружающей  среды.
Таким  образом,  начинает  хронологический  ряд   принцип   добросовестного
соблюдения международных  обязательств, а завершает -  принцип,  обязывающий
субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды[10].
      Существенный вклад в развитие  основных принципов международного  права
внесли Великая  Октябрьская революция 1917  г.  и  Организация  Объединенных
Наций.
      3. По степени важности,  значимости  защищаемых  принципами  отношений
можно выстроить  систему, во главе которой  будут  принципы,  обеспечивающие
общечеловеческие  ценности, могущие также быть названными системообразующими
факторами нашей  цивилизации, уничтожение  которых  приведет  к  уничтожению
самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных  свобод  человека,
сотрудничество  государств по охране  окружающей  среды.  Во  второй  группе
должны следовать  принципы, более связанные именно с интересами  государств,
- такие, как  невмешательство во  внутренние  дела,  неприменение  силы  или
угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид  классификации
показывает, каким  принципам должно быть уделено первоочередное  внимание  в
формировании нормативной  базы.
  Особую  роль  в  системе  основных  принципов   играют   так   называемые
функциональные  принципы: они пронизывают всю  систему международного  права,
тесно связаны  с каждым правоотношением и  с  каждой  нормой  международного
права,   являются   неотъемлемой   частью   их   действия.   Это   принципы
добросовестного соблюдения международных обязательств,  мирного  разрешения
международных споров, сотрудничества,  равноправия  (равенства).  Остальные
принципы представлены такими, как принцип уважения прав и  основных  свобод
человека, всеобщего  и полного разоружения, нерушимости  и неприкосновенности
границ,  невмешательства  в  дела,  по  существу  входящие  во   внутреннюю
компетенцию государств, и др.
 По объекту  сотрудничества выделяют три  группы принципов: 1) защищающие мир
и безопасность; 2) обеспечивающие  мирное  сотрудничество  государств;   3)
защищающие  права  человека, народов и наций.
      В последней четверти XX в. утвердились  новые, послеуставные  принципы,
заставляющие  переосмыслить  взаимосвязи   между   самими   принципами,   в
частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов.
В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую  все принципы, должны
быть  включены  принципы  уважения  прав  и   основных   свобод   человека,
равноправия  и  самоопределения  народов  и  наций,  международной   защиты
окружающей среды, наиболее тесно связанные с  системообразующими  факторами
нашей цивилизации. Принципы второй и третьей групп, различаясь между собой,
по существу, являются  служебными  относительно  принципов  первой  группы.
Принципы второй группы включают принцип запрещения применения силы и угрозы
силой, территориальной  целостности государства, нерушимости  государственных
границ, всеобщего  и  полного  разоружения  под  эффективным  международным
контролем, обеспечивая  сотрудничество  государств  по  поддержанию  мира  и
безопасности;  принципы  третьей  группы   включают   собственно   принципы
сотрудничества  государств,  суверенного  равенства,   невмешательства   во
внутренние  дела  государств,  мирного  разрешения  международных   споров,
добросовестного выполнения международных обязательств[11].
      Перечисленные классификации не  исключают друг  друга;  каждая  из  них
свидетельствует о многогранности  такого  явления, как основные  принципы
международного  права, и о необходимости учета  всех его  сторон  в  процессе
нормотворчества - кодификации и прогрессивного развития принципов.
      Принципы   находятся   в    развитии,    их    содержание    постоянно
совершенствуется. Динамизм принципов  проявляется,  во-первых,  в  создании
новых универсальных  договоров или обычаев, конкретизирующих  и  дополняющих
уже сложившиеся  нормы;  во-вторых,  в  создании  новых  основных  принципов
международного  права, соответствующих новому пониманию задач, стоящих перед
цивилизацией  в  целом.  Так,  принцип  уважения  прав  и  основных  свобод
человека, закрепленный в самой общей форме в универсальных  положениях ст. 1
Устава ООН, конкретизирован  и развит в Пактах о правах  человека  1966  г.,
защищающих широкий  перечень  прав  человека  -  политических,  гражданских,
экономических,  социальных,  культурных;  в  настоящее  время   завершается
формирование принципа  всеобщего  и  полного  разоружения  под  эффективным
международным контролем, принципа международного сотрудничества  государств
по охране окружающей среды.
      Классификация основных принципов  условна, ибо все они взаимосвязаны,  и
каждый принцип  имеет значение для всей межгосударственной системы.  Тем  не
менее,  классификация  практически  полезна,  так  как  регулирующая   роль
отдельных  принципов  проявляется  преимущественно   в   различных   сферах
международных отношений.
      С этой оговоркой принята следующая   классификация  основных  принципов
международного  права:
принцип мирного  сосуществования государств независимо от их  экономических,
социальных и  политических систем;
принципы, непосредственно  относящиеся к поддержанию международного  мира  и
безопасности;
общие принципы международного сотрудничества.
      Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что  основные  принципы
международного  права – это  общепризнанные  нормы,  без  которых  не  может
существовать межгосударственных отношений. Принцип права - это  нормативное
отражение    объективного    порядка    вещей,    общественной    практики,
закономерностей общественного развития. Соблюдение принципов международного
права  является  строго   обязательным.   Принципы   международного   права
формируются обычным  и договорным путем.
      В науке нет определенной классификации принципов международного права,
но классификация  весьма полезна, так  как  разные  признаки  проявляются  в
различных областях международных отношений. 

   ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО
                                    ПРАВА 
 
 

      3.1. Принцип мирного сосуществования  государств независимо от их
               экономических, социальных и политических  систем 
 
 

      Вопрос о мирном сосуществовании  государств с различным  экономическим,
социальным и  политическим  строем  стал  во  весь  рост  после Октябрьской
революции и образования  советского государства.
      Принцип мирного сосуществования  получил, хотя и  весьма  общей  форме,
юридическое закрепление  в Уставе  ООН  –  основном  документе  современного
международного  права. Сам термин "мирное сосуществование" в Уставе  ООН  не
употребляется, но идея мирного сосуществования государств независимо от  их
экономических, социальных и политических систем проходит через  него красной
нитью. Государства  призываются "проявлять терпимость и жить вместе, в  мире
друг с другом, как добрые соседи", "развивать  дружественные отношения между
ними".  В  Уставе  ООН,  говорится  в  Уставе,  должна  быть  центром   для
согласования действий наций в достижении общих целей.  Это  и  есть  мирное
сосуществование[12].
      Наука  международного   права   в   западных   странах,   за   редкими
исключениями,  отрицает  наличие   принципа   мирного   сосуществования   в
современном международном  праве. Конечно, юридическое  содержание  принципа
мирного сосуществования очень широко  и  поэтому  несколько  неопределенно.
Нужно также признать, что в  советской  трактовке  мирного  сосуществования
делался  упор  на  борьбу  между  государствами  двух  систем,  а   не   на
сотрудничество.  Между  тем  именно  сотрудничество  –  главное  в   мирном
сосуществовании,  и  степень  сотрудничества  является  показателем  уровня
мирного сосуществования.
      Вместе с тем  следует   подтвердить  господствующее  в  нашей  доктрине
международного  права положение, что  принцип  мирного  сосуществования  как
основополагающий   принцип   современного   международного   права    имеет
определенное юридическое  содержание. Этот  принцип  включает  обязательство
государств признавать существующие  в  различных  государствах  социальные,
экономические  и  политические  системы,  т.е.   признавать   плюрализм   в
межгосударственных  отношениях, не  пытаться  навязать  другому  государству
свою политическую систему с помощью силы, экономического давления и т.п. 
 
 

   3.2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного
                             мира и безопасности 
 
 

      Принцип неприменения силы или  угрозы силой.
      Впервые принцип неприменения  силы или угрозы силой был  провозглашен  в
Уставе ООН. Пункт 4 ст.2 Устава гласит: "Все члены Организации Объединенных
Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой  или  ее
применения как  против территориальной неприкосновенности  или  политической
независимости  любого  государства,  так  и  каким-либо   другим   образом,
несовместимым с  Целями Объединенных Наций"[13].
      Авторитетное толкование принципа  неприменения силы  или  угрозы  силой
дается в таких  документах, как Декларация о принципах  международного права,
касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств, 1970  года,
определение агрессии, принятое Генеральной  Ассамблеей  ООН  в  1974  году,
Заключительный  акт Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе 1975
года и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой
или  ее  применения  в  международных  отношениях,   принятая   Генеральной
Ассамблеей ООН 18 ноября 1987 г.
      Проанализировав эти документы,  можно сделать вывод, что запрещаются:
любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или  косвенное
применение силы против другого государства;
применение  силы  или  угрозы  силой   с   целью   нарушения   существующих
международных    границ   другого     государства   или   для    разрешения
международных  споров,  в том  числе  территориальных  споров  и  вопросов,
касающихся  государственных  границ,  или   для   нарушения   международных
демаркационных  линий, включая линии перемирия;
репрессалии с  применением вооруженной силы; к  этим  запрещенным  действиям
относится, в частности, так называемая "мирная блокада", т.е.  блокирование
портов другого  государства,   осуществляемое вооруженными силами  в  мирное
время;
организация или  поощрение  организации  иррегулярных  сил  или  вооруженных
банд, в том числе  наемничество;
организация,  подстрекательство,  оказание  помощи  или  участие  в   актах
гражданской войны  или  террористических  актах  в  другом  государстве  или
потворствование  организационной  деятельности   в   пределах   собственной
территории, направленное на совершение таких  актов,  в  том  случае  когда
упомянутые акты связаны с угрозой силой или  ее применением;
военная оккупация  территории государства, являющаяся результатом  применения
силы в нарушение  Устава ООН;
приобретение территории другого государства в результате угрозы  силой  или
ее применения;
насильственные  действия, лишающие народы права на самоопределение,  свободу
и независимость[14].
      Определение   агрессии   1974   года   устанавливает   перечень    (не
исчерпывающий)  тех  запрещенных  международным  правом  действий,  которые
являются наиболее серьезными и опасными формами  незаконного  использования
силы.
      Одной  из  важных  норм  современного  международного   права,   тесно
связанной с принципом  запрещения применения силы или угрозы силой, является
право на самооборону. Эта норма сформулирована в ст. 51 Устава ООН;  в  ней
говорится, в частности: "Настоящий Устав ни  в  коей  мере  не  затрагивает
неотъемлемого права  на индивидуальную или  коллективную  самооборону,  если
произойдет вооруженное нападение на Члена Организации,  до  тех  пор,  пока
Совет   Безопасности   не   примет   мер,   необходимых   для   поддержания
международного  мира и безопасности".
      В   западной   доктрине   международного   права    имеет    некоторое
распространение (Д.Бауэт, М.Макдугал, Дж.Стоун, Дж.МУР  и  др.)  концепция,
согласно которой  Устав ООН не внес изменений в  общее международное право, и
потому использование  права на самооборону допускается  не  только  в  случае
вооруженного нападения, как было в старом международном праве. Теоретически
данная концепция  основывается на англо-американской доктрине "общего права"
(common law), которая,  будучи перенесена в  область   международного  права,
приводит к выводу, что общее  международное  право  –  это только  обычное
право, а международные  договоры, включая Устав ООН, –  это  сделки,  которые
не вносят непосредственно  изменения в общее международное  право. Ранее  уже
указывалось  на  несостоятельность   рассматриваемой   концепции,   которая
приводит к оправданию использования силы в отношениях между государствами в
нарушение Устава ООН.
      Международный Суд в своем  решении  по  делу  Никарагуа   –  США  отверг
ссылку США на то, что они использовали вооруженную  силу против Никарагуа  в
порядке самообороны, и тем самым отверг указанную концепцию. Суд заявил: "В
случае права  на индивидуальную самооборону использование  этого права  может
иметь  место  только,  если  соответствующее  государство  явилось  жертвой
вооруженного нападения. Разумеется, что в случае  коллективной  самообороны
это условие также  сохраняется"[15].
      В Декларации об усилении эффективности  принципа отказа от угрозы  силой
или  ее  применения  в  международных  отношениях  1987   года   говорится:
"Государства  имеют неотъемлемое право на  индивидуальную  или  коллективную
самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как  это  предусмотрено
Уставом Организации  Объединенных Наций".
      Очень важно иметь в виду, что  п. 4 ст. 2  Устава  ООН  содержит  общее
запрещение  применения  силы  или   угрозы   силой   в   отношениях   между
государствами. Определение  агрессии 1974 года устанавливает наиболее  часто
встречающиеся случаи запрещенного применения вооруженной силы  и,  наконец,
ст. 51 Устава ООН  выделяет самое  опасное  применение  вооруженной  силы  –
вооруженное нападение, предусматривая в этом случае право  на самооборону.
      Как указывается в ст. 51 Устава  ООН,  государства  могут  использовать
право на самооборону  в случае вооруженного нападения,  "до  тех  пор,  пока
Совет   Безопасности   не   примет   мер,   необходимых   для   поддержания
международного  мира и безопасности".  Так,  когда  Ирак  совершил  агрессию
против Кувейта летом 1990 года, право  на  самооборону  могли  использовать
Кувейт и по его просьбе любое другое государство.
      После того как Совет Безопасности  принял дело об агрессии Ирака  против
Кувейта  к  своему  рассмотрению,  дальнейшие  действия  против   агрессора
осуществлялись  в соответствии с резолюциями  Совета Безопасности. 29  ноября
1990 г. Совет Безопасности  принял  Резолюцию  (№  678),  в   соответствии  с
которой, если Ирак на 15  января  1991  г.  не  выполнит  резолюции  Совета
Безопасности,  государства,  сотрудничающие  с Кувейтом,  уполномочивались
"использовать  все  необходимые  средства  с  тем,   чтобы   поддержать   и
выполнить"[16] резолюции  Совета  Безопасности  об  агрессии  Ирака  против
Кувейта. В соответствии с названной резолюцией №  678  США  и  их  союзники
начали военные  действия против Ирака 17 января 1991 г. Они  закончились  28
февраля  1991  г.  после  принятия  Ираком   всех   12   резолюций   Совета
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.