На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Адаптация персонала на производстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение

Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и  социально-психологических отношений  конкретной трудовой организации, усваивает  новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения. Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация исходя из своих целей и задач предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации.
Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе
управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых
работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору
кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом
освоить новую работу или, не вписавшись в трудовой коллектив.

Глава 1. Понятие адаптации

1.1.Цели адаптации

Подбор и прием  на работу  представляет  собой  довольно  длительный  и
дорогостоящий процесс — к первому дню  работы нового сотрудника компания  уже
затрачивает на него  значительные средства. Поэтому  компания  заинтересована
в том, чтобы принятый  на  работу  сотрудник  не  уволился  через  несколько
месяцев.  Однако,  как  показывает  статистика,  наиболее  высокий   процент
принятых на  работу  покидает  организацию  именно  в  течение  первых  трех
месяцев. Основные причины ухода — несовпадение  реальности  с  ожиданиями  и
сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно  влиться
в новую организацию  — важнейшая задача его руководителя  и  специалистов
по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а  его  рабочее  место  не
подготовлено, и  никто особенно  этим  не  озабочен,  новичкам  предоставляют
право выплывать  самим. Но  поскольку  первое  впечатление  обычно  оставляет
глубокий  след,  такая  процедура  может  оказать  длительное  отрицательное
воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.
"Опыт" такого  рода может зачастую объяснять  высокую текучесть кадров в
первые недели или месяцы работы и причины, по которым  новый сотрудник  может
испытывать чувство  отчуждения и занять негативную  позицию  по  отношению к
организации  прямо   с   первого   дня   работы.   Если   новые   сотрудники
предоставляются самим себе, то организация не может  влиять на  то,  что  они
случайно узнают, и потеряет возможность  сформировать  у  них  положительное
отношение к работе и преданность традициям фирмы.
Облегчить вхождение  новых сотрудников в организацию  призваны процедуры
адаптации.
В самом общем  виде адаптация —  «процесс  приспособления  работника к
условиям внешней  и внутренней среды».  Термин  «адаптация»  чрезвычайно
широк и применяется  в различных областях науки. В  социологии  и  психологии
выделяют социальную и производственную адаптацию. В  определенной  мере  эти
два вида адаптации  пересекаются друг с другом, но  каждая  из  них  имеет  и
самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не  замыкается на
производстве, а  производственная — включает и технические, и  биологические,
и социальные аспекты.
С  позиции  управления  персоналом  наибольший  интерес   представляет
производственная  адаптация.  Именно  она  является  инструментом  в  решении
такой  проблемы,  как  формирование  у  нового  рабочего  требуемого  уровня
производительности  и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс  познания
нитей власти, процесс  достижения доктрин, принятых  в  организации,  процесс
обучения, осознания  того, что является важным  в  этой  организации  или  ее
подразделениях».
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:
      . уменьшение стартовых издержек, так как  пока  новый  работник  плохо
        знает свое рабочее место, он  работает  менее  эффективно  и  требует
        дополнительных затрат;
      . снижение озабоченности и неопределенности  у новых работников;
      . сокращение текучести рабочей силы, так как  если  новички  чувствуют
        себя неуютно на новой работе  и ненужными, то они могут  отреагировать
        на это увольнением;
      . экономия времени руководителя  и сотрудников, так как  проводимая  по
        программе работа помогает экономить время каждого из них;
      . развитие позитивного отношения  к работе,  удовлетворенности   работой.
        Кроме того, способы включения  новых сотрудников  в  жизнь   организации
могут  существенно  активизировать  творческий  потенциал   уже   работающих
сотрудников и  усилить их включенность в корпоративную  культуру организации.
Для  руководителя  же  информация о том, как организован  в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени  развития  коллектива,  уровне   его   сплоченности   и   внутренней интеграции.

1.2.Виды адаптации

1) профессиональная адаптация – выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного
отношения работника  к своей профессии;
2)социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
3) общественно-организационная адаптация означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т. д.;
4)культурно-бытовая адаптация - это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, члены которой связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом;
5) психофизиологическая адаптация - это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Различают следующие виды психофизиологической адаптации:
а) первичную (при первоначальном вхождении работника в производственную среду);
б) вторичную (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды). Она имеет сложную структуру и представляет собой
единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной  и культурно-бытовой адаптации. 

1.3.Этапы адаптации

 Процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач.
Поскольку организационная  структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.
Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап  4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие  социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.

Глава 2.Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации

Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темны и результаты этого процесса. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные. Объективные (в трудовой организации — это факторы, связанные с производственным процессом) — факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.).
К субъективным (личностным) факторам относятся:
• социально-демографические  характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и  т.д.);
• социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, способности самоконтроля и умения распределять свои движения и действия во времени, коммуникабельность и  т.д.);
• социологические (степень профессионального интереса, материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда и  т.д.).
Интегрированным субъективным показателем успешной трудовой адаптации можно считать  общую удовлетворенность работника  трудом, морально-психологическим климатом в коллективе. Как видим, в процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Наряду с перечисленными характеристиками важное место занимают знания, образование, опыт. Необходимо по-настоящему использовать свой опыт и делать выводы на будущее. В частности, по всем этим критериям можно судить и об уровне адаптации.

Глава 3. Организация эффективного управления адаптацией

Управление процессом  адаптации — это «активное  воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.».
Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом, как для производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и организаций.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п.), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.

3.1.Цели и задачи системы управления адаптацией

Адаптация работника  на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.
Службы адаптации  работника могут выступать как  самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.

3.2.Функции и направления деятельности подразделений

Структурное закрепление  функций управления адаптацией может  проходить по следующим направлениям:
1. Выделение  соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2. Распределение  специалистов, занимающихся управлением  адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3. Развитие наставничества, которое в последние годы на  наших предприятиях незаслуженно забыто.
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу.
Как мы видим, значительная часть обязанностей по профориентации персонала лежит на непосредственном руководителе. Это подчеркивается в ряде учебных пособий. Веснин в этом смысле является автором, широко раскрывающим его функции на всех этапах — от «введения в должность» до завершающих этапов адаптации.
По его мнению, при индивидуальном введении в должность (которое, опять же, предпочтительнее группового, так как более эффективно и требует меньших затрат), непосредственный руководитель «поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета…Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации».
Непосредственно процесс адаптации также значительно облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем, чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно  видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.
Руководителю  целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем — смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.
Со всеми этими  выводами сложно не согласиться, так  как в современных российских условиях, когда большая часть организаций не может себе позволить не то что организовать отдельное подразделение, выполняющее исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел, который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи непосредственных руководителей ложиться гораздо больше функций.
Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных  функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.
Социально-психологической адаптации руководителей также уделено много внимания у Веснина. Он, в частности, пишет, что эта адаптация сложна «прежде всего, из-за несоответствия уровня их и новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований, и руководитель, в сущности, окажется в положении генерала без войска; в противном случае коллектив будет «стадом без пастуха». Процесс вхождения осложняется в том случае, если прежний начальник остается начальником более высокого уровня».
В учебнике же у  Кибанова представлена, по сути, идеализированная схема распределения функций по адаптации персонала между подразделениями. Но ее необходимо изучать и пытаться к ней максимально приблизиться.
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Функции этого  подразделения должны быть ориентированы  на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.

3.3.Программы адаптации

 
Как и при  наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для  них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.
Программа адаптации  представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.
Большинство авторов  разделяют программу и на общую и специальную (специализированную). Общая программа адаптации касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов. Наиболее полно, с нашей точки зрения, изложена суть общей программы адаптации в учебнике Базарова и Еремина. Согласно ему, в ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы: 

1. Общее представление  о компании:
цели, приоритеты, проблемы;
традиции, нормы, стандарты;
продукция и  ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
разнообразие  видов деятельности;
организация, структура, связи компании;
информация о  руководителях.
2. Политика организации:
принципы кадровой политики;
принципы подбора  персонала;
направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
правила пользования  телефоном внутри предприятия;
правила использования  различных режимов рабочего времени;
правила охраны коммерческой тайны и технической  документации.
3. Оплата труда:
нормы и формы  оплаты труда и ранжирование работников;
оплата выходных, сверхурочных.
4. Дополнительные льготы:
страхование, учет стажа работы;
пособия по временной  нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
поддержка в  случае увольнения или ухода на пенсию;
возможности обучения на работе;
наличие столовой, буфетов;
другие услуги организации для своих сотрудников.
5. Охрана труда и  соблюдение техники  безопасности:
места оказания первой медицинской помощи;
меры предосторожности;
предупреждение  о возможных опасностях на производстве;
правила противопожарной  безопасности;
правила поведения  при несчастных случаях и порядок  оповещения о них.
6. Работник и его  отношения с профсоюзом:
сроки и условия  найма;
назначения, перемещения, продвижения;
испытательный срок;
руководство работой;
информирование  о неудачах на работе и опозданиях на работу;
права и обязанности  работника;
права непосредственного  руководителя;
организации рабочих;
постановления профсоюзов и политика компании;
руководство и оценка исполнения работы;
дисциплина и  взыскания, оформление жалоб;
коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.