На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегическое планирование развития муниципальной территории

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
     Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и контекст социально-экономического развития
     муниципальных образований городского типа…..………………………7
      Основные понятия и определения…………………………………7
      Содержание и контекст социально-экономического развития      
    муниципальных образований городского типа……………………….….9
Глава 2. Методические основы территориального стратегического 
     планирования  ……………………..………………..……………………..16
     2.1 Основные принципы разработки  стратегического плана…………..16
     2.2 Анализ условий и ресурсов социально-экономического развития
     города………………………………………………...……………….……21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию практики и  организационно
     методического обеспечения территориального стратегического 
     планирования……………………………………………………………...24
     3.1 Совершенствование стратегического  планирования развития 
     муниципальных образований………………………………….…………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Источники и  литература………………………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

       Переход к новой системе общественных отношений, экономического и политического устройства страны и связанные с этим процессом преобразования стали базой для становления местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно Конституции РФ система местного самоуправления призвана «обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения», к которым в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся и вопросы социально-экономического развития городов и поселений. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что действовавшая ранее система централизованного административного планирования оказалась неспособной эффективно решать задачи, встававшие перед ней в условиях рыночной экономики, и утратила свою актуальность. На смену ей должна была придти новая система взглядов на процесс планирования, основанная на соблюдении принципа сбалансированности интересов и установлении системы партнерства власти, бизнеса и местного сообщества. В тоже время процесс перестройки межбюджетных отношений, экономический и финансовый кризисы усилили потребность местных властей в управлении процессом муниципального развития с опорой на более эффективное использование имеющегося потенциала и адаптацию к изменениям внешней среды. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности. Одной из таких форм стало территориальное стратегическое планирование, получившее широкое распространение в развитых странах с восьмидесятых годов XX века.
     Актуальность  темы данной работы обусловлена также  и тем, что современная российская наука муниципального управления, хотя и имеет глубокие исторические корни, в настоящее время переживает период бурного развития в изменившихся политических и экономических условиях. При этом само понятие «развитие» в отношении муниципальных образований до сих пор вызывает много дискуссий.
     Степень разработанности  темы. Проблемы управления и планирования социально-экономического развития городов и поселений вызывают значительный интерес в обществе, широко рассматриваются в зарубежной и российской экономической литературе. Теория и опыт стратегического планирования, развития местного самоуправления в зарубежных странах, представляют несомненный научный и практический интерес, подробно рассматриваются в работах Р. Акоффа, Дж. Брайсона, Д. Волфсона, Г. Гордона, Л. Гудстайна, Р. Кемпа, Г. Минцберга, А. Миллера. Однако, из-за значительных различий в условиях функционирования муниципальной власти в зарубежных странах и в Российской Федерации, возможности использования научных результатов, полученных зарубежными исследователями, порой ограничены. Дополнительные сложности вносит уникальный характер переходного периода, переживаемого в настоящее время в Российской Федерации, зачастую непредсказуемо меняющиеся «правила игры» в сфере перераспределения полномочий между уровнями власти.
     Большой вклад в развитие теории местного самоуправления внесли российские ученые начала века: H.H. Авинов, Л.А. Велихов, М.А. Сиринов, В.Н. Твердохлебов, М.И. Фридман. Работы указанных авторов содержат как детальный анализ основ возникновения земского и городского самоуправления, коммунального хозяйства и городских финансов, так и практические подходы к их развитию. Многие теоретические положения, разработанные российскими учеными в начале века, не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
     Среди современных российских исследований в области местного самоуправления и социально-экономического развития территориально-административных образований следует особо отметить работы А.Е. Балобанова, И.Н. Бродского, Г.И. Вобленко, В.А. Воротилова, Б.М. Гринчеля, М.А. Русакова, Б.С. Жихаревича, М.И. Кныша, А.Е. Когута, О.П. Литовки, А.Н. Петрова, В.Е. Рохчина, A.A. Румянцева, И.И. Сигова, A.M. Ходачека, В.М. Ходачека и других. Исследования названных авторов сосредоточены на различных аспектах социально-экономического развития территорий, стратегическом планировании, муниципальном менеджменте и т.д. Вместе с тем, как зачастую отмечают сами исследователи, пока еще преждевременно говорить о формировании единого методического и организационного обеспечения процесса разработки и реализации стратегических планов развития в муниципальных образованиях.
     Цели  и задачи исследования. Основной целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта, выявления проблем и недостатков в организационном и методическом обеспечении этого процесса.
     Достижение  поставленной цели определило необходимость  решения следующих задач:
     - определить место и назначение  территориального стратегического  планирования в системе управления муниципальным образованием;
     - определить причины, по которым  стратегическое планирование на  сегодняшний день получило широкое  распространение в практике управления  развитием муниципальных образований  в Российской Федерации;
     - сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;
     - определить этапы процесса территориального  стратегического планирования и  требования к его организации;
     - исследовать практический опыт  разработки стратегических планов развития муниципальных образований на современном этапе в России, провести критический анализ этого опыта с целью выявить наиболее характерные проблемы и недостатки;
     - дать практические рекомендации  по совершенствованию организации  территориального стратегического планирования и определить дальнейшие направления развития этого процесса;
     - разработать и предложить муниципальным  служащим и специалистам, привлекаемым  к стратегическому планированию, инструмент для проведения самостоятельной  оценки и контроля соответствия разрабатываемых документов требованиям, предъявляемым к стратегическому плану.
     Объект  и предмет исследования. Объектом исследования являются муниципальные образования городского типа.
     Предметом исследования является стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований городского типа, организационно-методическое обеспечение этого процесса и практический опыт его применения.
     Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных  и зарубежных исследователей в области теории местного самоуправления, экономики города и муниципального хозяйства, стратегического планирования.
       Мной использовались общенаучные методы познания социально-экономических процессов, сочетание дедуктивного и индуктивного анализа, методов абстракции. С помощью метода контент-анализа изучались стратегические планы, концепции социально-экономического развития городов. Проанализированы статистические материалы и нормативно-правовые акты федерального и местного уровня, касающиеся предмета исследования. При обобщениях широко применялся системный метод. 

     ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ ГОРОДСКОГО ТИПА
     1.1. Основные понятия и определения
     Современная российская наука муниципального управления, хотя и имеет глубокие исторические корни, в настоящее время переживает период бурного развития в изменившихся политических и экономических условиях. И как всякая наука, переживающая период быстрого накопления новых знаний и переосмысления достижений прошлого периода, требует более внимательного отношения к применяемой терминологии. За старыми терминами может скрываться новое содержание, а новые термины еще не попали в толковые словари. По существу данный раздел является вводным, так как основное внимание в нем уделено трактовке нескольких ключевых понятий, без которых, однако, не возможно правильное понимание дальнейшей логики изложения материала.
     Некоторые авторы, специалисты в области  муниципального самоуправления и муниципальной экономики, указывают на существование устойчивого заблуждения по поводу того, что муниципальное хозяйство нередко отождествляют с самим муниципальным образованием, т.е. многие считают, что муниципальное хозяйство и есть город или иное муниципальное образование. Однако, понятие города (муниципального образования) как справедливо отмечается в работах Л.А. Велихова значительно более сложное и, если муниципальное образование рассматривать как целостную социально-экономическую систему, то муниципальное хозяйство - это часть этой сложной системы.
     В связи с этим крайне важным является вопросы:
     - о планировании и формах организации взаимодействия всех составляющих муниципального хозяйства;
     - о планировании развития самого муниципального образования.
     Следует различать такие понятия как «развитие муниципального образования» и «развитие муниципального хозяйства». Первое невозможно без второго, и второе не имеет самостоятельного значения без первого. В этом исследовании мы постараемся рассмотреть поселение (муниципальное образование) именно как целостную социально-экономическую систему, по отношению к ней мы и будем рассматривать вопросы социально-экономического развития.
     Термин  «поселение» имеет очень широкое  значение. В словаре русского языка  С.И. Ожегова под словом «поселение» следует понимать «Населенные пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». Под населенным пунктом С.И.Ожегов понимает «общее название мест с постоянными жителями», используемое, как правило, в официальных отношениях. В Конституции Российской Федерации используется термин «поселение». Основной Закон различает городские и сельские поселения.
     Под поселением в настоящей главе  мы будем понимать место, где компактно (на определенной ограниченной территории) проживают люди.
     Термин  «муниципальное образование» вошел в употребление с появлением Гражданского Кодекса Российской Федерации, в котором этот термин впервые встречается. Появление термина обусловлено необходимостью обозначения новых субъектов гражданских правоотношений, какими является городские, сельские поселения и другие территории, на которых может осуществляться местное самоуправление. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в Гражданском Кодексе прямых определений понятиям «поселение» и «муниципальное образование» не дается. Сопоставляя Конституцию Российской Федерации и Гражданский Кодекс Российской Федерации, можно сделать заключение, что под муниципальными образованиями понимается и некая территория, на которой проживает население (необязательно компактно) и определенный статус (статус муниципального образования), позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление.
     Как частный случай, муниципальное образование  и поселение в правовом отношении  могут означать одно и тоже явление: в случае, если поселение имеет статус муниципального образования, то понятия «поселение» и «муниципальное образование» совпадают. Однако Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда поселение может не являться муниципальным образованием, т.е. население этого поселения не осуществляет самостоятельно местное самоуправление на своей территории. Поэтому употребление этих терминов несет, вообще говоря, разную смысловую нагрузку.
     1.2 Содержание и контекст  социально-экономического  развития муниципальных  образований городского  типа
     Сегодня в России, вслед за другими странами, отмечается всплеск интереса к проблеме экономического развития муниципальных  образований, прежде всего городов. Методическими разработками в этой сфере занимаются государственные учреждения, высшие учебные заведения, негосударственные исследовательские центры, консалтинговые фирмы, и, разумеется, сами города и их ассоциации.
     Интерес к вопросу экономического развития городов в России можно объяснить несколькими причинами.
     Во-первых, он объективен по своей природе. Тема экономического развития городов и  других типов поселений не является принципиально новой. Города существуют давно, и основой жизнеобеспечения и повышения качества жизни, населяющих их людей всегда была экономическая деятельность. Вряд ли найдется город, руководители и жители которого отрицательно ответят на вопрос о том, нужно ли в принципе заниматься его экономическим развитием.
     Во-вторых, именно в России этот интерес получил особый импульс. Это связано с тем переходным периодом, который переживает сегодня страна и ее города, являющиеся одновременно “локомотивами” этого исторического процесса и “индикаторами” того положения, в котором находится российское общество.
     Условия экономического развития городов в  нашей стране за последние годы значительно  изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.
     В целом, применительно к современной  России можно говорить о качественных сдвигах в сфере местного экономического развития. Значение этих сдвигов нередко ускользает из внимания за текущими трудностями, однако оно поистине революционно. Конституцией Российской Федерации 1993 года, отделившей местное самоуправление от государственной власти, и Федеральным Законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” определены основные принципы местного самоуправления. Российские муниципалитеты получили самостоятельность, основанную на разграничении компетенции разных уровней власти, определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами. Муниципальные органы власти получили возможность и обязанность заниматься развитием собственной экономики в интересах проживающих на их территории людей.
     Вместе  с тем, для многих городов оказывается  трудным воспользоваться открывающимися возможностями. Тому есть много причин - как “внешнего” характера, так и “внутреннего”, связанного с необходимостью перестройки организационной среды, а нередко и психологии людей, занимающихся вопросами городского развития.
     “Внешние” условия экономического развития российских городов и других муниципальных образований меняются, но остаются очень непростыми. Слишком быстрая смена общественно-политической формации обострила отрицательные черты наследия предшествующего периода, поставила новые проблемы.
     Экономический кризис, в который попало российское государство, исключительно сильно бьет по городам. Сбросив с себя груз контроля за большинством хозяйствующих субъектов, города между тем не получили стабильной достаточной базы для решения огромного количества сопровождающих кризис проблем. В то же время именно город является зоной “контакта” с жителями, местом возникновения конфликтов, особенно в социальной сфере.
     Для городов, буквально брошенных в  условия рыночных отношений, чрезвычайно  сложно изменить обладающую огромной инерцией отраслевую и территориальную структуру своего хозяйства. сформировавшуюся в условиях командно-административной системы и советской плановой экономики. Города развивались, выполняя заданную “сверху” функцию в рамках так называемой “политики размещения производительных сил”, ориентированной на максимальную комплексность и взаимосвязь, и часто - на экономическую “монофункцию”. Кроме того, подобная специфика привязана к местным условиям. В итоге, в меняющихся экономических условиях, когда кризис охватил целый ряд отраслей российской экономики, попали в тяжелое положение города, насыщенные оборонными, текстильными, угледобывающими предприятиями. Особенно тяжелым этот процесс оказывается в так называемых монопрофильных городах, градообразующая база которых представлена одним предприятием или несколькими предприятиями аналогичного профиля (к числу таких городов относится большинство так называемых “малых” городов).
     Условия развития городов осложняются тем, как сегодня строятся отношения  муниципалитетов с федеральными органами и органами субъекта Федерации. К числу наиболее существенных причин разногласий можно отнести формирование достаточной и стабильной финансово-экономической основы развития, а также, сохраняющуюся на федеральном и региональном уровнях, правовую неопределенность в ряде важнейших сфер городского развития. Далеко не всегда города могут выработать программы развития, взаимоувязанные с субъектом Федерации в сфере пересечения общих интересов, например по использованию сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, производству продукции локального потребления, совместному развитию и использованию объектов транспортной и иной инфраструктуры, использованию межселенной территории, внедрению экологических программ и т.п.
     Наконец, необходимо упомянуть об изменившихся международных условиях. Доступность прямых контактов с зарубежными странами дала российским городам широкие возможности, связанные с выходом на перспективные рынки, привлечением инвестиций, проведением собственной внешнеэкономической политики. Кроме того, очень быстро меняется и сама международная экономическая среда. Происходит ее интернационализация: стремительно формируются общемировые рынки, происходят процессы политической и экономической интеграции, развиваются и распространяются новые технологии, в том числе телекоммуникационные и транспортные.
     Однако  дело не ограничивается только сложностью “внешней” среды. Все более заметными  становятся проблемы субъективного характера.
     Первая  из них - недостаточно активная позиция  самих городов. В соответствии с реалиями рыночной экономики российские города превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В нормальных экономических условиях (отличных от чрезвычайных - стихийных бедствий, например) города, которые стремятся заниматься своим экономическим развитием, не должны делать ставку на реальную помощь государства - как организационную, так и материальную, в частности, в виде дотаций на развитие городского хозяйства и централизованных государственных инвестиций в экономику.
     Вторая  проблема связана с трудностями организационного характера. В городах складывается типичная противоречивая ситуация: сотрудники городских администраций знают ситуацию в собственных городах, обладают разнообразной, порой уникальной информацией, однако вопросами самостоятельного определения места города и стратегических направлений его развития они практически не занимаются. Причинами этого являются отсутствие опыта такой работы или просто отступление стратегических задач на второй план на фоне текущей работы. Одновременно, специалисты, знакомые с подходами к муниципальному экономическому планированию - представляющие либо местные, либо иногородние учреждения - либо плохо владеют ситуацией в городе, либо остаются со своими рекомендациями невостребованными.
     Практика  работы в городах России показывает, что экономическое развитие городов представляет собой настолько сложный процесс, в котором переплетаются столь многочисленные интересы, что для дальнейших рассуждений имеет смысл провести хотя бы некоторую методическую систематизацию.
       На смену централизованному плановому  развитию населенных пунктов  в рамках политики “рационального  размещения производительных сил”  приходит концепция инициативного  экономического развития городов,  целью которого является создание  качественной среды проживания для жителей.
     Качественная  среда проживания означает для жителей  возможность:
     - найти работу;
     - получить в городе комплекс услуг, позволяющих максимально удовлетворить свои жизненные потребности.
     Для достижения данной цели в городе должны быть проведены различные экономические преобразования, которые позволяли бы решать целый комплекс задач, в числе которых:
     1.Обеспечение функционирования городских предприятий, которое позволит создать эффективную занятость жителей города и сформировать устойчивую налоговую базу.
     2. Обеспечение эффективного использования всех городских ресурсов, включая финансовые средства, объекты муниципальной собственности (недвижимость, земельные ресурсы, ценные бумаги) и пр., для создания нового качества городской среды.
     Говоря  о целях экономического развития городов и других муниципальных  образований, необходимо также упомянуть  его макроэкономическую функцию. Именно на территории муниципалитетов расположен экономический потенциал страны, именно там создается национальное богатство, формируется налоговая база. Успех экономического развития городов имеет пространственное измерение, его важнейшим результатом станет освоение экономического пространства России, развитие новых (не только столичных) “полюсов роста” на периферии страны и периферии каждого региона. Эта цель, разумеется, носит опосредованный характер для самих городов, однако она исключительно актуальна для государства, которое тоже выступает одной из сторон, заинтересованных в процессе городского экономического развития.
     Субъектом экономического развития города выступают  муниципальные структуры управления, которые действуют по поручению  городского сообщества, привлекают к  процессу развития компетентных представителей городского сообщества и взаимодействуют  с административными структурами более высокого уровня (региональными и федеральными).
     Объектом  экономического развития города является городская экономика, которая по отношению к муниципальным властям может быть подразделена на:
     - объекты прямого управления: муниципальные финансы, земли, недвижимость, имущество, находящееся в муниципальной собственности или переданное муниципалитету в управление, муниципальные предприятия, организации и учреждения, муниципальный жилой фонд;
     - объекты косвенного управления: хозяйственные предприятия и другие объекты, не являющиеся муниципальной собственностью, или не переданные муниципалитету в управление, но расположенные на территории муниципального образования.
     Таким образом, предлагается исходить из того, что экономическое развитие города есть комплексный процесс изменений в городской экономике, направленный на улучшение качества жизни городского сообщества, управляемый органами городского самоуправления при привлечении всех прочих заинтересованных сторон.
     Это определение является почти универсальным; оно исключает лишь некоторые особые случаи, связанные, в частности, с неэффективностью существования того или иного поселения. К таким поселениям можно отнести, например, монопрофильные поселки в районах Крайнего Севера, поддерживать которые в нынешних экономических условиях нередко становится невозможным.
     Многие  российские города более или менее  успешно проводят реформирование собственной  экономики. Однако положительный эффект от успехов в отдельных сферах экономического и социального развития не достигает тех значений, которые могли бы быть получены в результате системной работы. В перечисленных выше городах происходит объективный процесс перехода от “прорывов” в отдельных направлениях к формированию стратегии экономического развития города, оформляющейся в различные планы и другие программные документы. 
 
 
 

     Глава 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ
     2.1Основные  принципы разработки  стратегического  планирования
     Разрабатывая  собственные проекты, направленные на содействие российским городам в современном планировании экономического развития, Фонд “Институт экономики города” исходит из того, что городу необходимо, прежде всего, самому определить стратегию своего развития и разработать совокупность практических мер по реализации этой стратегии. Основные положения такого плана экономического развития (или другого документа - название принципиального значения не имеет) должны, на наш взгляд, быть следующими:
     План  должен создаваться с учетом социально-экономической и политической ситуации в конкретном городе и обеспечивать эффективное использование ресурсов, которыми располагает, или которые может реально привлечь город для достижения цели своего развития. Поэтому составлению плана должен предшествовать серьезный аналитический этап, в ходе которого необходимо рассмотреть несколько сценариев развития города и при планировании ориентироваться на наиболее вероятный из них. Аналитический отчет с оценкой условий и ресурсов развития, а также предложениями по направлениям развития должен быть обязательным приложением к плану экономического развития.
     Работа  над планом должна исходить из требования повышения демократичности процессов  управления городской экономикой. Работа над планом должна производиться  с учетом позиций всех представителей городского сообщества (местные власти, бизнес, представители общественности, научные и учебные заведения и пр.), с использованием их интеллектуального и организационного потенциала. Структуры городского управления, которые действуют от имени городского сообщества, должны привлекать к процессу развития компетентных представителей городского сообщества и взаимодействовать с административными структурами более высокого уровня (региональными и федеральными).
     План  должен представлять собой прогностический  документ, соответствующий современной  экономической реальности, и быть рассчитан на средне/долгосрочную перспективу. План должен включать в себя концепцию  развития города и краткое изложение  намечаемых к разработке и исполнению целевых программ. При разработке программ необходимо учитывать их влияние на все компоненты развития города: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и прочие.
     Важнейшей чертой плана экономического развития должна быть гибкость. Процесс реализация плана подразумевает его периодическую конкретизацию, в частности, в форме более жестких годовых планов. Кроме того, по мере необходимости и сам стратегический план должен меняться и уточняться в соответствие с изменениями социально-экономической ситуации и взглядов городского сообщества на развитие города.
     Важнейшим условием качественной разработки плана  является лидерство городского руководителя, а залогом его успешного исполнения - поддержка всем городским сообществом, для чего план должен пройти процедуры общественного обсуждения и принятия городским органом представительной власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.