На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Важнейшие задачи политики Арабской Республики Египет в Восточном регионе на современном историческом этапе. Создание единого экономического пространства - база для объединения арабских стран. Перспективы сотрудничества АРЕ со странами Арабского Востока.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 18.03.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Место и роль АРЕ в процесс экономической интеграции Арабского Востока
арабский египет сотрудничество экономический
Одной из важнейших задач политики АРЕ в регионе Арабского Востока на современном историческом этапе является активизация межарабского сотрудничества в торгово-экономической сфере. Процесс экономической интеграции в арабском мире, запущенный в 50-60-е годы XX века в рамках ЛАГ, согласно заявлениям арабских руководителей и принятым государствами региона документам, на протяжении длительного времени оставался одним из важнейших направлений всей системы межарабских отношений. Вместе с тем сам ход интеграции проходил медленно, болезненно, испытывая на себе влияние политических факторов, в числе которых главными были продолжавшийся арабо-израильский конфликт и межарабские противоречия различного уровня и характера.
На рубеже XX-XXI вв. уровень межарабской торговли, а также активность участия одной арабской страны в экономических проектах на территории другой оставались весьма низкими. Несмотря на тенденцию к некоторому увеличению, в исследуемый период объем межарабской торговли составлял всего около 8% от всего торгового оборота арабских стран. Одной из причин этого была схожесть экономических структур государств региона, ориентированных преимущественно на экспорт углеводородных ресурсов, что затрудняло кооперацию и обмен труда в рамках иных интеграционных объединений. Крайне незначительными были также межарабские инвестиции. Так, из 1 трлн. долларов арабских капиталов, вложенных в 90-х годах - начале XXI века в экономические проекты в различных странах мира, только 15 млрд. долларов были инвестированы арабскими странами в другие страны арабского региона. Низкая доля общеарабской торговли в мировом масштабе - всего 2,5% - свидетельствовала о слабой конкурентоспособности экономики стран Арабского Востока в условиях, когда мировая торговля переживала период либерализации, сопровождающийся снижением или отменой таможенных барьеров и взаимопроникновением товаров и услуг. Неразвитость промышленного сектора, недифференцированная структура экспорта, привязанность к доходам от энергоресурсов, учитывая вступление арабских стран во Всемирную торговую организацию (ВТО), делали и делают экономики арабских стран менее устойчивыми и менее гибкими перед лицом транснациональных корпораций. По мнению сторонников тесного межарабского сотрудничества, противостоять издержкам наступления глобализации можно лишь укреплением региональной экономической интеграции, которая должна способствовать включению арабских стран в процесс глобализации и одновременно быть средством обеспечения прочности арабского единства. Таким образом, на рубеже веков в арабском мире назрела острая необходимость форсированного осуществления интеграционных процессов, которые позволили бы укрепить экономику арабских стран, активизировать межарабскую торговлю и увеличить вклад региона Арабского Востока в мировую экономику.
Согласно концепции Египта, создание единого экономического пространства должно стать базой для объединения арабских стран. В Каире считают, что осуществление совместных экономических проектов и развитие многоуровневых экономических связей - это залог более тесного взаимодействия арабских стран и в политической сфере. Непременным условием успешной экономической интеграции египтяне называют рост товарооборота между арабскими странами. При этом активизация межарабского экономического сотрудничества рассматривается Египтом в качестве одной из составляющих более масштабной политики Каира, направленной на всестороннее развитие отношений между странами в арабском мире. Принимая во внимание незначительные успехи в области межарабской экономической интеграции, одним из приоритетов внешней политики Египта, а также всего арабского сообщества Каир считает дальнейшее развитие внешнеэкономических связей, призванных стать опорой интеграционных процессов в регионе. Согласно мнению египетских ученых, арабским странам на пути к экономической интеграции предстоит пройти четыре стадии - зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и экономический союз. Реализация этих шагов требует от арабских стран выработки совместной экономической стратегии и ее интенсивного осуществления.
По инициативе Египта вопрос о создании Арабской зоны свободной торговли наряду с проблемой ближневосточного урегулирования был включен в повестку дня и стал одним из ключевых на саммите ЛАГ в Каире в июне 1996 года. На нем президент Египта Хосни Мубарак выступил с предложением развивать формы межарабской экономической интеграции путем создания Арабской зоны свободной торговли с целью реализации в будущем проекта Арабского общего рынка. Предложение египетского лидера было поддержано другими арабскими странами8 и нашло отражение в итоговых документах саммита. В соответствии с ними 19 февраля 1997 г. Экономический и социальный совет ЛАГ утвердил план создания Арабской зоны свободной торговли, вступивший в силу в январе 1998 г. и предусматривающий ежегодное сокращение таможенных пошлин на 10% в течение 10 лет. Данное решение стало важным шагом на пути к созданию в перспективе Арабского общего рынка, который призван расширить масштабы межарабского сотрудничества в торгово-экономической сфере и укрепить экономики арабских стран перед лицом крупных мировых экономических объединений. Таким образом, страны Арабского Востока приступили к осуществлению реальных действий, направленных на создание единого арабского экономического пространства. Не обладая достаточным экономическим потенциалом, Египет претендовал на то, чтобы возглавить вообще процесс межарабской интеграции, но при этом сохранял желание быть ключевым дипломатическим центром арабского мира, способным придать необходимый импульс данному процессу, определить тот вектор направления, который бы отвечал интересам АРЕ.
Египет, как один из авторов идеи учреждения Арабской зоны свободной торговли и один из инициаторов осуществления проекта Арабского общего рынка, уделял большое внимание изучению различных аспектов межарабской интеграции. Как следует из доклада Специального комитета Народного собрания АРЕ, реализация межарабского экономического сотрудничества включает в себя подписание двусторонних и многосторонних соглашений в рамках программы по созданию Арабской зоны свободной торговли и Арабского общего рынка. Согласно планам АРЕ, межарабская экономическая интеграция позволит обеспечить свободное передвижение в регионе арабских товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, повысит конкурентоспособность экономики Арабского Востока в мировом хозяйстве, создаст благоприятные условия для аккумулирования капиталов с целью их вложения в экономику, поможет снизить уровень безработицы, привлечет в арабский мир иностранные инвестиции. Вместе с тем эксперты из АРЕ предупреждают о возможных негативных последствиях межарабской экономической интеграции. Речь идет об обострении конкуренции между местными и зарубежными производителями в арабских странах, опасности проведения правительствами протекционистской политики в отношении собственных производителей.
Одним из инструментов развития межарабского экономического сотрудничества и, в частности, создания Арабской зоны свободной торговли являются двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие тарифную политику государств-участников. В соответствии с планами либерализации межарабской торговли АРЕ подписала целый ряд подобных документов - с Иорданией, Ливаном, Марокко, Тунисом. В январе 2001 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Египтом и Ираком, вступившее в силу летом того же года. Важность соглашения заключалась в том, что оно способствовало восстановлению позиций Ирака в арабском мире, возвращению его к участию в межарабских интеграционных процессах. Еще одним важным шагом на пути к расширению межарабских экономических связей стало подписание многосторонних соглашений, предусматривающих либерализацию внешнеторговых операций. В мае 2001 г. было заключено соглашение о свободном товарообмене между Египтом, Иорданией, Марокко и Тунисом. В июне 2001 г. Египет, Ирак, Сирия и Ливия поставили подписи под договором о создании зоны свободной торговли с участием этих четырех стран. Генеральный секретарь Совета арабского экономического единства (САЭЕ) Ахмед Джувейли высоко оценил это «важное национальное событие», направленное на образование единого экономического пространства и расширение хозяйственных связей, включающее в себя свободное перемещение товаров и услуг, поощрение инвестиций и бизнеса.
Подписанное в феврале 2004 г. Египтом, Марокко, Тунисом и Иорданией в марокканском городе Агадир соглашение о создании зоны свободной торговли было нацелено, согласно заявлениям его участников, не только на развитие межарабского экономического сотрудничества, но и торгово-экономических связей с государствами средиземноморского региона. Как заявил министр финансов Марокко Фаталла Уалалу, этот союз призван активизировать торговые связи между его участниками, укрепить их позиции на переговорах об экономическом партнерстве с ЕС. «Агадирское соглашение» было объявлено открытым для присоединения к нему других арабских государств. В феврале 2005 г. в столице Иордании Аммане была открыта штаб-квартира Технической группы по реализации «Агадирского соглашения». Таким образом, участвуя в процессах межарабской экономической интеграции, Каир одновременно реализовывал многовекторную внешнеэкономическую стратегию, развивая европейское направление своей внешнеторговой политики, которое оставалось для него одним из самых важных.
Ярким примером усилий Каира по активизации экономических связей со странами Арабского Востока является осуществление интеграционных проектов с южным арабским соседом Египта - Суданом. В период 1995-2000 гг. дипломатические отношения между странами были разорваны из-за того, что Каир обвинил Хартум в соучастии в покушении на президента АРЕ Х.Мубарака в 1995 г. в Аддис-Абебе. Кроме того, между странами имелся и территориальный спор вокруг так называемого «треугольника Халаиб». Но позже Египет и Судан приступили к налаживанию двусторонних отношений и подготовке необходимой базы для будущей экономической интеграции. При этом обе стороны отмечают, что активное сближение двух стран носит не только политико-экономический характер на уровне правящих элит и крупного бизнеса, но и межнациональный, подкрепленный давнишней дружбой двух народов и общностью их славного исторического прошлого.
В исследуемый период Египет и Судан осуществляли активную политику, направленную на развитие экономических отношений. В январе 1998 г. обе страны согласились возобновить судоходство по Нилу, а в июле 1999 г. состоялась встреча президентов двух стран Хосни Мубарака и Омара аль-Башира. В июле 2003 г. представительная правительственная делегация Египта во главе с премьер-министром Атефом Обейдом посетила Хартум, где стороны подписали пакет из 19 соглашений. Среди них - документы о повышении уровня торговых отношений, улучшении транспортного сообщения, о создании совместного египетско-суданского банка, о сотрудничестве в области нефтедобычи, в сфере энергетики, образования, культуры и многих других. В апреле 2003 г. Хосни Мубарак совершил первый за 14 лет визит в Судан, который президент Судана Омар аль-Башир охарактеризовал как «исторический». Как заявил Х.Мубарак, Судан жизненно важен для Египта и его страна сделает все возможное для того, чтобы суданский народ обрел стабильность и безопасность. Результатом активных двусторонних контактов стало подписание в апреле 2004 г. в Каире двустороннего соглашения о свободе передвижения, проживания, работы и собственности для граждан одной страны на территории другой. Уже в июне 2004 г. договор был ратифицирован парламентами обеих стран, а в сентябре 2004 г. вступил в силу.
Интеграция двух стран поддерживается многочисленной суданской диаспорой АРЕ34. К 2000 г. число проживавших в Египте суданцев достигало 4 млн. человек, а стоимость принадлежащей им собственности и вложенных в экономику АРЕ средств, согласно данным Всемирного Банка, оценивалась в 7 млрд. долларов. По мнению руководителей суданской диаспоры, власти АРЕ рассматривают Судан как «географическую и расовую часть Египта». Как заявил один из руководителей суданской общины АРЕ Абдин Али Ахмед, египетское правительство делает все возможное для облегчения жизни тех суданцев, чьи матери - египтянки. «Эти суданцы пользуются теми же правами, что и коренные египтяне, при получении образования и устройстве на работу». В 1995 г. представители суданской интеллигенции в Египте создали фонд с целью оказания посильной помощи своим соотечественникам на родине и укрепления двусторонних отношений. Одним из направлений деятельности фонда стало учреждение при содействии суданских инвесторов учебного заведения, в котором обучается одаренная суданская молодежь.
Египет рассматривает Судан в качестве перспективного партнера в торгово-экономической области. Стороны видят друг в друге владельцев наиболее удобных и перспективных рынков сбыта своей продукции. Особый интерес Египта вызывает нефтяная промышленность Судана, заявившая о себе во весь голос, после того как в 1999 г. в южных районах началась добыча нефти. Египетский министр нефти Самех Фахми неоднократно заявлял о заинтересованности Каира сотрудничать с Суданом в нефтяной, газовой и нефтехимической областях. Судан в настоящее время добывает около 300 тыс. баррелей нефти в день, но имеет возможности значительно увеличить добычу и рассматривается как один из новых потенциально перспективных поставщиков нефти. Согласно данным, выручка от экспорта нефти дает казне Судана свыше 2 млрд. долларов в год.
Сотрудничество с Суданом является одним из ключевых направлений межарабской торгово-экономической политики АРЕ. В свою очередь Судан признает важную роль АРЕ в регионе Арабского Востока и считает, что Египет способен стать стержнем межарабского сотрудничества. Таким образом, потребность укрепления межарабских связей и поиска платформы для строительства долгосрочных взаимовыгодных отношений возобладала над имевшимися между странами противоречиями. Значимым событием для процесса межарабской экономической интеграции стало вступление 1 января 2005 г. в силу соглашения о свободной торговле между 17 странами арабского региона, а также территориями, контролируемыми ПНА. В соответствии с ним, арабские страны отменили таможенные пошлины на товары арабского происхождения. Данное соглашение нацелено на активизацию межарабской торговли, стоимость которой 5 лет назад не превышала 8% от общего объема внешней торговли арабских стран. Как заявил генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса, претворение в жизнь соглашения даст мощный импульс развитию межарабских экономических связей. Следующим шагом в рамках расширения процесса межарабской экономической интеграции должно стать создание Арабского общего рынка. По мнению Хосни Мубарака, достижение этой цели является наиболее приоритетной задачей арабских стран, их жизненной необходимостью.
Кроме того, еще одним фактором, серьезным образом влиявшим на осознание арабскими странами потребности в укреплении межарабских экономических связей, стало усиление гегемонистских устремлений Израиля в регионе Ближнего Востока, заметно усилившееся в 90-х годах. Согласно позиции египетской стороны, «негативная» политика Израиля влияет на экономический рост стран ближневосточного региона и тормозит процветание его народов. Этой проблеме была посвящена прошедшая в ноябре 1996 г. в Каире Международная конференция по экономическому сотрудничеству на Ближнем Востоке и в Северной Африке под лозунгом «За созидание во имя будущего, за утверждение дружественного инвестиционного климата». Выступая на ее открытии, президент АРЕ Хосни Мубарак указал на необходимость усилить поддержку процесса ближневосточного мирного урегулирования путем налаживания экономических связей между государствами региона. На конференции прозвучали оценки перспектив арабо-израильского экономического сотрудничества. Так, Египетский союз торговых палат призвал входящих в него предпринимателей бойкотировать Израиль и воздерживаться от любых форм взаимодействия с еврейским государством, заявив, что отказывается от какого-либо экономического сотрудничества с Израилем до всеобъемлющего политического урегулирования ближневосточных проблем. Министр иностранных дел Египта Амр Муса подчеркнул, что Израиль - всего лишь одна из стран Ближнего Востока, а не центр регионального экономического сотрудничества. В итоговом заявлении экономической конференции в Каире было отмечено, что развитие экономических процессов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки тесно связано с достижением справедливого и всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта.
Помимо поддержки процесса экономической интеграции в рамках всего арабского мира, Египет способствует активизации межгосударственных связей внутри региональных блоков на Арабском Востоке и стремится развивать с ними взаимовыгодные отношения. Так, в частности, в исследуемый период Каир предпринимал активные дипломатические шаги для возобновления работы Союза Арабского Магриба (САМ), чья деятельность была фактически заморожена в середине 90-х годов вследствие серьезных политических противоречий между двумя его членами - Алжиром и Марокко. Одной из целей, которую преследовал Каир, осуществляя посредническую миссию для налаживания отношений между Алжиром и Рабатом, было вхождение в состав САМ и участие в его интеграционных проектах. Несмотря на то, что ранее Египет принимал участие в саммитах САМ лишь в качестве наблюдателя, вопрос о полноправном членстве АРЕ в этой организации все еще находится в числе приоритетов египетской внешней политики. В качестве формы взаимодействия со странами Персидского залива Каиром рассматривается участие в рамках Дамаскской декларации, созданной в 1991 г. как военно-политический союз восьми государств (Египет, Сирия и страны-члены ССАГПЗ), однако в дальнейшем расширившей свою компетенцию.
Каир, прилагая усилия для создания межарабских экономических интеграционных объединений, рассчитывает на активизацию межарабского направления своей внешней торговли и решение других экономических проблем страны. Бюджет Египта во многом зависит от источников поступления денег, тесно связанных с внешней конъюнктурой - экспортом нефти и газа, доходами от туризма, валютными переводами египтян-эмигрантов из-за рубежа, поступлениями от эксплуатации Суэцкого канала. В связи с этим Каир стремится максимально диверсифицировать источники доходов своей казны и обоснованно рассчитывает в этом на помощь арабских стран, располагающих финансовыми средствами. В последнее время в товарообороте Египта с арабскими странами постоянно наблюдался отрицательный торговый баланс48:
1997
1998
1999
2000
2001
Экспорт
501
555
469
606
586
Импорт
690


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.