На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые аспекты социальной работы в начальной школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования г. Санкт-Петербурга
    ГОУ ВПО Ленинградский государственный  университет имени А. С. Пушкина 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По Основам социальной работы  
 

    Тема: «правовые аспекты социальной работы в начальной школе»

                                                                       

                                                                                        Выполнила:
                                                                           Гаргун Валентина Александровна                                                   

            Специальность: социальный педагог
            1 курс   333 группа 

            Отделение психологии и педагогики
                 Научный руководитель: 

                      Преподаватель педагогики
                                Самойленко Ирина Геннадьевна 
             
             
             
             

Санкт-Петербург
2007 

Содержание стр.
    Введение………………………………………………………………………......31. Конвенция о правах ребенка……………………………………………….....5
    1.1 Зарождение идеи о правах ребенка в передовой общественной  
          мысли ………………………………………………………........................5
          1.2 Международные документы о правах ребенка…………………….........8
     2. Контроль за ходом выполнения конвенции о правах ребенка……….........16
     3. Программы и перспективы развития  основных правовых аспектов 
         социальной защиты в России..........................................................................32
     Заключение............................................................................................................39
     Список литературы………………………………………………………...........40
 


Введение
Тема  нашей курсовой работы -   правовые аспекты социальной работы в начальной школе.
Данная  тема актуальна так как, в России проблема защиты детей всегда стояла остро, волновала общественность, а сейчас в период осуществления рыночных преобразований она встала чрезвычайно остро. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, ежегодно увеличивается количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей; все больше несовершеннолетних убегают из дома в поисках лучшей жизни и др.
Каждый  ребенок должен знать свои права  и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети практически не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Особенно остро стоит проблема правового образования детей в рамках школьного воспитания в России. Невелика помощь со стороны государства — считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе (8).
Согласно  данным официальной статистики последних  лет, российские дети находятся в  тяжелейшем положении. Насилию в  семье ежегодно подвергаются около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них — погибают; 60% сирот, достигших трехлетнего возраста, попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность» (только в 1994 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка детьми, родителями, а кроме них еще и преподавателями, детскими врачами и многими другими (8).
  В этой связи большое значение для  воспитания детей младшего школьного возраста имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Дети должны знать права (и обязанности), которые закреплены за ними в действующих законодательных актах.
  Целью нашей работы является изучение правовых аспектов социальной работы с детьми младшего школьного возраста.
Задачами  нашей работы являются:
    Изучить основные документы по правам ребенка.
    Выделить условия реализации прав ребенка.
    Проанализировать развитие основных правовых аспектов социальной защиты в России и сделать выводы об уровне выполнения прав ребенка. 
    Основные  методы исследования:
    Анализ основных законов отражающих права ребенка.
    Анализ педагогической литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
               1. ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ И ЗАЩИТЕ  РЕБЕНКА
    1.1 Зарождение идеи о правах ребенка в передовой общественной мысли
 В своем  развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились серьезные демократические преобразования, чтобы идеи прав ребенка получили нормативное содержание. Поиск механизмов по защите детей от рабского труда, предотвращения торговли детьми, привлечения их к проституции, по защите от произвола родителей привел к созданию в XX в. нормативных правовых актов о правах и свободах ребенка, обеспечении его интересов.
 Анализ  развития института прав ребенка  позволяет выделить основное противоречие в сфере защиты прав детей: в настоящее время существует огромный разрыв между провозглашением прав детей и действительным наделением их конкретными правами (3).
 Формирование  системы прав ребенка можно рассматривать  с двух позиций: юридической и социально-педагогической. И если, с одной стороны, можно констатировать, что общество идет по пути формализации, юридического оформления прав детей, то с другой — восприятие, соблюдение, защита прав и интересов ребенка определяются правовой компетентностью, правовой грамотностью лиц, осуществляющих воспитание детей.
 Чаще  всего гарантами прав ребенка  в общественной жизни выступают родители (законные представители) либо социальный педагог. А значит, все зависит от того, насколько широко рассматривает взрослый человек права детей, как их понимает и как готов изменить свою педагогическую позицию, чтобы эти права реализовать.
 Вершиной  нормативного оформления прав ребенка  в XX в. явилось принятие в 1989 г. Международной Конвенции о правах ребенка - своего рода конституции по правам детей во всем мире.
 Известно, что к принятию Конвенции о  правах ребенка цивилизованный мир шел долго.
 Сама  идея прав ребенка имеет сравнительно небольшую историю.
 Впервые о правах человека на политической арене государств заговорили в XVIII веке. Однако для того чтобы наделить правами ребенка, потребовалось еще два столетия.
Большое влияние в подготовке общественности к принятию данных решений оказало педагогическое течение свободного воспитания, представители которого первыми подняли проблему прав и свобод детей. Сторонники этого направления стали первыми защитниками самой идеи прав ребенка (3).
  Основой теории свободного воспитания является признание каждого ребенка самостоятельной личностью, имеющего право на свободное развитие и образование, соответствующее его природе.
  Свободное воспитание открыло обществу проблему детства как таковую. Первым был Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) со своим знаменитым произведением «Эмиль, или О воспитании» (1762). В тезисе: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми» (11) было провозглашено первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою детскую природу, жить, думать, видеть мир, поступать, как ребенок. К концу XIX в. идея прав ребенка заняла прочные позиции в свободной педагогике Европы и России.
  В XX столетии понятие «права ребенка» получило свое развитие в педагогическом исследовании шведской писательницы, педагога, деятельницы женского движения Эллен Кей (1849-1926). Ее книга «Век ребенка» стала символом и манифестом новой педагогики. Э. Кей провозглашала несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Сочетание педагогической и правовой составляющей в понимании прав ребенка здесь налицо  (12).
  Немецкий  педагог Людвиг Гурлитт (1855-1931), занимаясь  проблемой прав детей с точки зрения педагогики, выделил особые права ребенка: право на самостоятельность в жизни, право на проявление собственного характера, право на убеждения и свободу слова (12).
  Кульминацией  развития проблемы прав ребенка в  педагогике первой половины XX в. стало творчество русского педагога, теоретика и пропагандиста свободного воспитания Константина Николаевича Вентцеля и польского педагога, публициста и общественного деятеля Януша Корчака. Именно они дали второе, более глубокое обоснование идее прав ребенка.
 Я.Корчак (1878-1942) и К.Н.Вентцель (1857-1947) верили в то, что не революции меняют дух общества, а образование. Верили в то, что, реализуя право на образование, общество придет к праву ребенка на свободу.
 Исходный  тезис концепции Януша Корчака, изложенный в книгах «Воспитательные моменты» (1919), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), — ребенок — это самостоятельная, независимая от другой воли личность. Отсюда равноценность ребенка и взрослого означала признание права ребенка быть тем, кем он есть, признание права на уважение его человеческого достоинства (12).
 Константин  Николаевич Вентцель написал одну из первых в мире «Декларацию прав ребенка» (1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. К.Н. Вентцель в 1918 г. в своей работе «Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка» разработал собственную декларацию прав ребенка. Он провозглашал следующие права детей:
    право на выбор воспитателя;
    право уходить от своих родителей, если они оказываются плохими 
    воспитателями;

    право уклоняться от того воспитания и образования, которое идет 
    вразрез с индивидуальностью ребенка;

    право на собственные убеждения и их свободное проявление, если это не нарушает права других членов общества;
    право не подвергаться наказанию и репрессивным мерам (8).
 Если  сопоставить эти положения с  действующей Конвенцией о правах ребенка, то нетрудно заметить, что по своей силе и радикальности она значительно превосходит Конвенцию о правах ребенка (1989).
 Идею  развития прав детей через реализацию права на образование мы найдем и  в трудах отечественного педагога и  философа, публициста Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950). Из принципа обязательности школьного обучения С.И.Гессен выводит понятие «право на образование», а отсюда понятие «свобода», т.е. права человека на правосудие и обязанность государства это правосудие оказывать. Чтобы уметь отстаивать свое право, человеку необходим некоторый минимум образования. И именно образование, по мнению С.И.Гессена, есть необходимое условие осуществления человеком его свободы (3).
1.2 Международные документы  о правах ребенка
   Утвержденная  Лигой Наций в 1924 году Женевская Декларация прав ребенка была очень важным международным актом. Языком, далеким от бюрократических оборотов, характерным для международных регламентации, декларация объясняла, что нужно ребенку, какими правами он обладает, как следует поступать в том или ином конкретном случае. Их было всего 7, этих правил или норм, сформулированных достаточно лаконично.
    Женевская Декларация прав ребенка
   Настоящей Декларацией прав ребенка мужчины  и женщины всех стран, будучи уверены, что человечество должно дать ребенку все лучшее, что у него есть, признают своим долгом следующее:
    Ребенок имеет право на защиту и покровительство 
    независимо от его расы, национальности и веры.

    Ребенку нужно оказывать помощь, уважая неприкосновенность семьи.
III Ребенку должно быть гарантировано нормальное моральное и умственное развитии.
IV голодного ребенка следует накормить, больного -лечить; ребенку, страдающему каким-либо недостатком следует помочь; «трудного» ребенка следует перевоспитать; сироту и покинутого ребенка приютить.
V ребенок первым должен получать помощь во время бедствий.
VI ребенку должны быть полностью гарантированы все меры предусмотренные социальным обеспечением и страхованием; ребенок должен иметь возможность по достижении соответствующего возраста зарабатывать себе на жизнь, и закон должен охранять его от эксплуатации.
VII. Ребенку следует прививать сознание того, что лучшие его качества должны быть поставлены на службу его собратьям (4).
  В 1949 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая включила в себя статьи, специально посвященные правам детей, — о физической и моральной защите, образовании и всестороннем развитии. Таким образом, она как бы подтверждает, что определенная часть прав человека прямо и непосредственно относится к детям, которые — и это оговаривается — нуждаются в особой защите и помощи со стороны взрослых.
 К тому времени выяснилось, что Женевская  Декларация прав ребенка не обеспечивает защиты прав детей в самом широком смысле этого слова, жизнь требует новую, самостоятельную декларацию детских прав. Обеспокоенная положением детей в мире, проблемами их благополучия, а так же правами и защитой этих прав, Организация объединенных наций (ООН) в 1950 году приступила к разработке проекта такой декларации (14).
Проект  обсуждался и дорабатывался в течение нескольких лет. А в десятую годовщину Всеобщей декларации прав человека ООН приняла Декларацию прав ребенка.
  В 1959 году Организация объединенных наций  принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы защиты и благополучия детей.
  Однако  время и положение детей —  будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором бы не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка, где были сформулированы основные понятия о том, какими правами обладает ребенок, они реализуются, каким образом могут быть защищены  (3).
  По  сравнению с Декларацией 1959г., где  было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию присоединившиеся к ней, должны были пересмотреть, а национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. «Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. (8).
  Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию  13 июля 1990 г., она вступила в силу 15 сентября 1990 г.
    Россия  и государства — участники  Конвенции о правах ребенка договорились о нижеследующем: согласно ст. 1 Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применяемому данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее. Государства-участники уважают и обеспечивают все права каждого ребенка, находящегося в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. (5).
  Государства-участники  принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка  от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи (5).
Государства-участники  обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, кода это противоречит наилучшим интересам ребенка (5).
Ребенок, родители которого проживают в различных государствах имеет право поддерживать на регулярной основе за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (5).
Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (5).
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу ребенка искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в любом виде по выбору ребенка.
   Ни  один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию в устной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других (5).
  То  есть ребенок имеет все основные права и свободы человека и гражданина.
   Государства-участники прилагают все усилия к тому! чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или законные опекуны несут полную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (5).
   Государства-участники  признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты либо физического или психического лечения, на периодическую оценку результатов лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке (5).
Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права соответствии со своим национальным законодательством (4).
Государства-участники  солидарны в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме;
  б)  воспитание уважения к правам человека и основным 
свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе 
Организации Объединенных Наций;

  в)  воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным 
ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его 
происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

    г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе (5).
В тех  государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (5).
Государства-участники  признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, наносить ущерб его здоровью и развитию (физическому, умственному, духовному, моральному и социальному) (5).
Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определен в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими. (5)
  Государства-участники  обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуально совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:
  а) склонения или принуждения ребенка к любой сексуальной незаконной деятельности;
  б) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой сексуальной незаконной практике;
  в) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах (5).
  Государства-участники  обязуются уважать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права в отношении детей, применимые к ним в случае военных конфликтов.
  Государства-участники  принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, ставшего жертвой: любых видов пренебрежения эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка (5).
Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам, при котором учитывается возраст ребенка и желанность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (ст. 40) (5).
  Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться:
а) в законе государства-участника;
  б) в нормах международного права, действующих в от 
ношении данного государства.

  3 декабря 1986 г. резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН был принят другой документ, касающийся социальных и правовых принципов защиты и благополучия детей — «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях». В ней говорится: Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью свои родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей  воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира  существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семейной заботы о тех детях о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного инея тута, и что эти положения никоим образом не буя затрагивать существующие альтернативные института других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы налагают на государства обязательства по созданию правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление, провозглашает следующие принципы: общее благополучие семьи и ребенка; передача детей на воспитание; усыновление (4).
  Из  всего вышесказанного видно, что дети обладают большим количеством прав, которые, к сожалению, часто нарушаются. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В таком возрасте они еще не способны защищать свои права, поэтому здесь очень важна роль социального педагога, который должен осуществлять контроль за выполнением прав ребенка. 

  2. Контроль за ходом выполнения конвенции о правах ребенка 

  Наиболее  важными, на наш взгляд, являются те статьи Конвенции, в которых записаны следующие положения: о приведении национального законодательства в соответствие с ее требованиями (ст. 4); о закреплении прав ребенка в национальной Конституции; о возможности прямой ссылки в судах на ее положения и непосредственном их применении (ст. 12); разработке комплексной национальной стратегии в интересах детей, положений, указанных в самой Конвенции; о наилучшем обеспечении интересов ребенка; об установлении и обеспечении защиты детей и заботы о них, необходимых для их благополучия (ст. 6); о праве на жизнь, выживании и развитии ребенка, об уважении его взглядов, соблюдении гражданских прав и свобод; о праве ребенка воспитываться в родной семье (ст. 9); об ответственности родителей (обоих) за ребенка (ст. 14); об устройстве ребенка, оставшегося вне семьи, о мерах, защищающих ребенка от насилия, жестокого обращения, вовлечения в незаконную деятельность (ст. 20); об обеспечении уровня жизни, необходимого для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27); об охране здоровья ребенка, особой заботе о неполноценных детях (ст. 24); об образовании, досуге и культурной деятельности детей (ст. 28, 31); об особой заботе государства о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ст. 23, 20, 22, 40 и т.д.) (сироты, инвалиды, беженцы, правонарушители, вовлеченные в вооруженные конфликты, в наркоманию, контрабанду и похищение детей, пострадавшие от катастроф, подвергшиеся экономической эксплуатации; дети, испытывающие дискриминацию по различным признакам, в том числе национальному и т.д.) (4).
  Из  этого перечня видно, что международный законодатель предусмотрел практически полный перечень прав человека, спроецировав его на права ребенка. Однако в силу неполной дееспособности ребенка не наделил его одной из важнейших правовых норм: быть избранным в законодательные органы и быть избирателем их.
  От  ребенка не зависит, кто будет  его родителями, и кто будет  руководить им, т. е. кто будет направлять, и удовлетворять его жизненные интересы. Этот факт всегда следует учитывать, когда мы рассуждаем о правах ребенка и условиях их реализации.
 В Конвенции  записан неоспоримый принцип: «В наилучших интересах ребенка» (5). Это означает, что дети должны быть защищены взрослым обществом и от взрослого общества, должны быть подготовлены для вступления во взрослое общество. Однако на деле границы лучших интересов ребенка устанавливаются иногда, лишь исходя из интересов общества по производству здоровой и умелой рабочей силы.
  Характерной чертой всех национальных законов о  ребенке является то, что государство уполномочивает взрослых (родителей, опекунов, учителей, директоров школ и детских домов) представлять интересы детей и отвечать за их поступки. Налицо противоречие между утверждением, будто ребенок как личность является носителем всех фундаментальных прав, которые ему гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, и той декларацией, согласно которой большая часть прав передана его родителям или лицам, их заменяющим. Неясно, где грань, когда государство может вмешаться в действия родителей, тем или иным образом нарушающих права, ребенка. (12).
  Правда, в новом Семейном кодексе РФ (принят 29.12.1995 г., № 223-ФЗ) есть специальная глава «Права несовершеннолетних». В настоящее время происходит положительный сдвиг в сторону практической реализации этой главы (13).
  Необходимо  только учитывать, что действующее  в России правосудие, когда оно занимается несовершеннолетними, с одной стороны, значительно отличается от модели автономной ювенальной юстиции, а с другой — в своей деятельности опирается на достаточный объем уголовно-процессуальных норм, сходных с теми, на базе которых функционирует современная ювенальная юстиция. А это позволяет прогнозировать следующее: создание в России ювенальной юстиции не потребует коренной перестройки системы общего правосудия. В перспективе возможно создание российских семейных судов, которые также предусмотрены судебной реформой в России (1).
  На  заседании Государственной Думы РФ на первом чтении проекта Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов Комитет по делам общественных объединений и организаций полностью поддержал идею создания ювенальной юстиции. Необходимость принятия указанного закона объясняется тем, что действующее на сегодняшний день законодательство по защите прав детей, его практическое применение не в состоянии пока обеспечить решения тех сложнейших проблем, которые стоят перед нашим государством в связи с ростом беспризорности, безнадзорности и омоложением (я хочу это особенно подчеркнуть) подростковой преступности, распространением в последнее время наркомании среди детей (1).
  Важно иметь в виду и то обстоятельство, что ювенальный суд в случае принятия решения рассматривает ребенка не как объект Репрессии, а как субъект реабилитации, что обеспечивает уже на первой стадии профилактику правонарушений (1).
  Заметим, что у нашей страны есть и международные  обязательства. Так, необходимость введения ювенального правосудия предусматривают Конвенция о правах ребенка и рекомендации Комитета ООН по правам ребенка. В этих замечаниях Комитета ООН по правам ребенка, в частности, сказано: «Комитет рекомендует государству-участнику (т. е. России) предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от порнографии, защиты детей от всех видов насилия, злоупотребления, включая насилие в семье, и введение стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов». Сегодня для России нет более важной задачи (1).
  Надо  отметить, что некоторые противники идеи создания ювенальной юстиции в качестве аргумента высказывают глубокую озабоченность тем, что создание их приведет к дополнительным расходам средств из государственного бюджета. В ответ на это приведем лишь один пример. В 1945 г. нищая и разгромленная Франция, еще не освободившаяся от оккупации, у которой наверняка были очень серьезные проблемы, в том числе и финансовые, не говоря уже о политических, принимает решение о создании ювенальных судов. Вот как заботилась нация о сохранении своего населения. Ведь вследствие реализации названного выше закона должно произойти объединение ювенального судопроизводства, его социально-правового окружения в концептуально-целостную систему ювенального правосудия, ювенальную юстицию, это и завершит реформирование судопроизводства по делам несовершеннолетних и поставит заслон и черному бизнесу, и криминалитету — этим пагубным явлениям в России. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Реализация его на данном этапе не потребует дополнительных затрат (1).
  В феврале 2002 г. произошло событие, к которому приверженцы ювенальной юстиции шли в течение 7 лет. 15 февраля текущего года Государственная Дума РФ приняла подавляющим большинством (366 голосов) в первом чтении Федеральный конституционный закон «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"» в части введения ювенальных судов (1).
  Что касается уполномоченных по правам ребенка, то сошлемся на доклад О. О. Миронова о деятельности уполномоченного по правам человека в РФ в 2002 г., где сказано, что «Российским детским фондом и уполномоченным в 2002 г. было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в деле защиты прав детей» (10).
  В порядке реализации Российской Федерацией рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по развитию системы независимого государственного и общественного контроля за соблюдением прав детей возможно учреждение в Российской Федерации должности уполномоченного по правам ребенка.
  По  состоянию на 1 февраля 2003 г. в стране учреждено 15 уполномоченных по правам ребенка; 12 — на уровне субъектов Российской Федерации (республики Северная Осетия—Алания, Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, Москва и Санкт-Петербург) и 3 — на уровне муниципальных образований (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург).
  В пяти субъектах пост уполномоченного  по правам ребенка введен на основании законов субъектов Российской Федерации (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, Москва); в остальных — на основании актов глав исполнительной власти субъектов Федерации. Из 15 уполномоченных трое работают на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области) (14).
  В настоящее время в стране действует  около 150 законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся в той или иной мере прав детей.
  Анализ  показывает, что, к сожалению, большинство  законов, направленных на защиту прав ребенка, делают детей еще более беззащитными. К примеру, 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Следует расшифровать, какие же права ребенка зафиксированы законодателем в Семейном кодексе РФ и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (4).
  В Семейном кодексе РФ, где есть специальный  раздел IV «Права и обязанности родителей и детей», ряд положений Конвенции о правах ребенка учтены (13).
  Так, в главе 10 этого раздела есть следующие  статьи: «Установление происхождения ребенка» (ст. 47) и «Запись родителей ребенка в книге записей рождения» (ст. 51), которые полностью отвечают требованиям Конвенции. Глава 11 также полностью посвящена правам несовершеннолетних детей. Эта глава включает следующие статьи: «Право ребенка жить и воспитываться в семье» (ст. 54); «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками» (ст. 55); «Право ребенка на защиту» (ст. 56); «Право Ребенка выражать свое мнение» (ст. 57); «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» (ст. 58); «Изменение имени и фамилии ребенка» (ст. 59); «Имущественные права ребенка» (ст. 60) (13).
В главе 12 «Права и обязанности родителей» важными статьями, соответствующими положениям Конвенции, являются: «Равенство прав и обязанностей родителей» (ст. 61); «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» (ст. 63); "Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей» (ст. 64); «Осуществление родительских прав» (ст. 65); «Лишение родительских прав» (ст. 69); «Порядок лишения родительских прав» (ст. 70); «Ограничение родительских прав» (ст. 73); «Последствия ограничения родительских прав» (ст. 74); «Отмена ограничения родительских прав» (ст. 76); «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» (ст. 77); «Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей» (ст. 79) (13).
  Конечно же, имеют прямое отношение к обязанностям родителей и такие разделы СК РФ, как раздел V «Алиментные обязанности членов семьи»; раздел VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». В последнем разделе, в частности, сказано как о порядке и устройстве детей-сирот, так и о защите их прав и интересов. Особенно важна в этом отношении глава 21 «Приемная семья» (13).
  Теперь  о некоторых особенностях одного из основных федеральных законов, соответствующих положениям и требованиям Конвенции, — Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  Путь  к принятию настоящего закона был достаточно долгим и история, связанная с его подготовкой, весьма сложна, запутана и неординарна.
  Над этим законопроектом работали депутаты и специально созданная рабочая группа в составе профессоров и докторов наук.
  Более двух с половиной лет потребовалось депутатам и членам рабочей группы, чтобы проект закона, пройдя три чтения в Думе, вобрав в себя более 500 поправок от федеральных министерств и ведомств, комитетов и комиссий Госдумы РФ и Совета Федераций, Правительства РФ, руководителей субъектов Федераций, наконец, получил статус закона.
  Этот  закон, безусловно, является одним из важнейших документов в ряду законов о российском детстве. Основная идея принятого документа заключается в том, что текст закона содержательно соответствует Конвенции ООН о правах ребенка. Это объясняется тем, что, во-первых, он в какой-то мере основан на опыте других стран, принявших ранее подобные законодательные акты (12).
  Во-вторых, к моменту принятия настоящего закона некоторые права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексе РФ и особенно в Семейном кодексе РФ.
  Учитывая  принятый в России конституционный  принцип разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, в ряде регионов разработаны и приняты собственные законы о правах ребенка (республики Карелия, Кабардино-Балкария, Якутия, Омская, Псковская и Свердловская области) (6).
Названный выше закон особенно ценен тем, что  не только устанавливает основные гарантии прав и законных интересов каждого ребенка России, но и обязывает государство признавать детство важным этапом жизни человека, утверждает приоритет удовлетворения его основных социально-экономических потребностей, воспитания и развития творчески активной высоконравственной, физически, умственно и психически здоровой гражданской личности. Государство намечает пути реализации этого закона как проведение специальной государственной политики в интересах детей.
  Закон состоит из 5 глав и 25 статей, имеющих различный уровень не только смысловой, но и правовой значимости. В нем закрепляются, с одной стороны, понятия и термины, касающиеся периода детства: «ребенок», «дети», «социальная адаптация и реабилитация», «социальные инфраструктура и службы», с другой стороны, определение «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», т. е. официально признается, что такая категория детей в России существует. В ст. 15 «Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», подчеркнуто, что эти дети имеют право на особую заботу и защиту. В этой статье достаточно подробно изложено, как и какими путями это право должно реализовываться (4).
  Наиболее  важная 4-я статья закона — «Цели  государственной политики в интересах  детей». Она важна прежде всего  не только тем, что в законодательном порядке утверждает новое для России понятие «политика в интересах детей», но и тем, что в достаточно полном объеме расписывает эти цели (4).
  Особое  внимание следует обратить на содержание главы II «Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ», ибо в ней еще раз определено конституционное и конвенционное положение о сохранении прав ребенка, об обязанностях органов государственной власти всех уровней, родителей, педагогических, медицинских и социальных работников, а главное — общественных объединений (организаций) содействовать соблюдению этих прав (4).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.