На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие права: признаки, назначение, функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке
Российской Федерации
Уральский финансово-юридический институт
Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема: «Понятие права: признаки, назначение, функции» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           
 
 

                                         Выполнил: студент гр. Ю2110
                                                                 Железнова К. Г.
                                                             Научный руководитель: Тараборин Р.С. кандидат юридических наук, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011
Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие и сущность права……………………………………………...5
      Понятие права в объективном и субъективном смысле…………….…..7
      Право как регулятор общественных отношений………………………...9
      Назначение права…………………………………………………………10
Глава II Признаки права: понятия и виды…………………………………… ..11         
Глава III ………………………………………………………………………… 14           
3.1 Принципы права…………………………………………………………… .14
3.2 Функции права……………………………………………………………….21                                      
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы……………………………...………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Тема  моей курсовой работы: «Понятие права: признаки, назначение, функции». Данная тема заинтересовала меня своей актуальностью во все времена.
    Ещё в первобытное время существовали определенные правила поведения людей, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти людей и в силу целесообразности, рациональности и полезности выполнялись добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков.
Обычаями  регулировались следующие виды отношений в общине:
    брачно-семейные отношения, в частности, существовал запрет кровосмешения;
    половозрастное распределение обязанностей;
    правила организации совместной деятельности при охоте, добывании пищи, ее распределении;
    процедуры разрешения споров между членами общины;
    правила ведения войн и столкновений с другими племенами.
    Таким образом, право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого  общества. В своем развитии право  проходит длительный путь.
    Право является сложным социальным явлением, поэтому люди с древних времен пытались осмыслить его происхождение, выяснить причины возникновения  права. На данном этапе развития общества право представляет собой сформированную науку. Ее изучение является необходимым, и изучение это начинается с азов, в этом и видится актуальность выбранной темы.
    Целью данной работы является теоретическое  изучение вопроса. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
      раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений;
      определить сущность и содержание права и его назначение;
      Раскрыть функции и принципы права.
 

1.Понятие и сущность права.
    Право, как и государство, принадлежит  к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные формально определенные нормы, выражающие меру свободы человека, принятые или санкционированные государством и охраняемые им от нарушений.
    Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.
    Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.
    Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.
    Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между  людьми с соответственно воплощенной  волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические  последствия.
    Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную  экономическими, духовными и другими  условиями жизни государственную  волю общества, ее общечеловеческий и  классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.
    Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
    «Сущность – это главное, основное в рассматриваемом  объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания»1.
      Право построено на трех китах.  Это нравственность, государство,  экономика. Право возникает на  базе нравственности как отличный  от нее метод регулирования;  государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого  человека,  до  каждой  организации.       
    Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не  опасаясь неблагоприятных последствий в социальном  плане.
    Общесоциальная  сущность права конкретизируется в  его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек  свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой  нормы. 
 
 

        Понятие права в объективном  и субъективном смысле.
    Право в объективном смысле - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.
    Термины "позитивное право" и "объективное  право"- синонимы, означающие систему  норм, исходящих от государства.
Как объективная  реальность, позитивное право существует в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют объективно, т. е. независимо от какого-либо конкретного лица - субъекта права, а также независимо от того, знает или не знает о них это лицо. Именно поэтому данная система норм называется "объективным правом".
    Развернутое определение позитивного (объективного) права может иметь следующую  формулировку:
"Право  - это всеобщий нормативный регулятор  общественных отношений, система  формально-определенных, общеобязательных  норм, которые установлены или  санкционированы государством, выражают его волю, являются официальным критерием правомерного или противоправного поведения".
    Данное  определение права (объективного) отмечает его связь с государством, обращает внимание (но не акцентирует его) на государстве как основном субъекте правотворчества, но государство - не единственный субъект правотворчества, субъектом установления норм права ,например ,в Украине являются и трудовые коллективы («коллективный договор» - один из источников права Украины, является разновидностью т.н. нормативно-правовых договоров).Поэтому нередко в определениях права (объективного) прямо не говорят о его связи с государством, просто указывают, что это система норм ,закрепленных в законах и иных формах(источниках) права.
"Объективное  право" юристы обычно называют просто "право", например, "право Украины", "право Англии", имея в виду все действующие юридические нормы данного государства. Если говорят "гражданское право", "уголовное право", то имеют в виду отрасль права данного государства. В случае употребления терминов "патентное право", "вексельное право" имеют в виду институт отрасли права. Нормы, исходящие от государства, юристы называют "правовыми нормами", "нормами права" или "юридическими нормами". Во многих государствах (Украина, Франция) "объективное право" - это главным образом писаное право, т. е. его нормы закреплены в основном в законодательстве- в законах, подзаконных нормативно-правовых актах. Поэтому нередко юристы в этих странах термины "законодательство" и "право" употребляют как синонимы, хотя «законодательство» - это внешняя форма права ,причем не единственная ,есть и иные формы (источники) права.
От "объективного права" следует отличать так называемое "субъективное право", т. е. обеспеченную законом и государством возможность  поведения, принадлежащую определенному субъекту права (какому-нибудь конкретному лицу). Например, собственник дома вправе им владеть, пользоваться, распоряжаться, т. е. он может в нем жить, сдать внаем часть жилых помещений, продать или обменять его на что-либо и т. д.
    Что касается соотношения "объективного права" и "субъективного права", то последнее возникает на основе норм "объективного права" и им предусматривается. Например, возможность  лица заниматься предпринимательской  деятельностью закреплена Законом  Украины "О предпринимательстве"
      Субъективное право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права, т.е. управомоченное лицо располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими .действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы);
      во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику);
      в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).
 
        Право как регулятор  общественных отношений.
    Право – особый, официальный, государственный  регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.
    Право не творец, а лишь регулятор и  стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые  существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не  могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.
    Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие  существенное значение для интересов  государства, общества, нормальной жизнедеятельности  людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не  регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).
    Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает. 

        Назначение  права.
    Назначение  права формулируются в юридической  науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права  – выражать интересы господствующего  класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

    В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит  в том, чтобы  служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

    В реальной жизни право выполняет  задачи двойственного характера: с  одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

 
      Глава II
      Признаки  права: понятие и виды.
    Признаки  права,  характеризуют  его  как  специфическую  систему  общественных  отношений.
      1) Нормативность.  Право имеет нормативный характер,  что роднит  его с другими формами социального регулирования – нормативностью,  обычаями.  Право,  которым располагает каждый  человек или юридическое лицо,  не  произвольно отмерено  и определено в соответствии  с действующими  нормами.  В некоторых учениях о праве признак нормативности признается  доминирующим   и право определяется  как система юридических норм.  При таком подходе право физического или юридического  лица  оказываются  всего  лишь  результатом  действия  норм  и  как  бы  навязываются  им  из вне.  В  действительности  имеет  место  противоположная  зависимость:  в  результате  многократного  повторения  каких-либо  вариантов  поведения  формируются  соответствующие  правила.  Знание  сложившихся  правил  облегчает  человеку   выбор  верного  решения  относительно  того,  как  ему  следует  поступать  в  той  или  иной  жизненной   ситуации.  Ценность  рассматриваемого  свойства  состоит  в  том,  что  «в  нормативности  выражается  потребность  утверждения  в  общественных  отношениях  нормативных  начал,  связанных  с  обеспечением  упорядоченности  общественной  жизни,  защищенного  статуса  автономной  личности,  ее  прав  и  свободы  поведения»1.  Нормы права следует  рассматривать  как  «рабочий  инструмент»,  с  помощью  которого  обеспечивается  свобода  человека  и  преодолевается  социальный  антипод  права – произвол  и  беззаконие. 
      2) Формальная  определенность. Предполагает  закрепление правовых  норм  в  каких-либо  источниках.  Нормы  права  официально  закрепляются  в  законах,  иных  нормативных  актах,  которые  подлежат  единообразному  толкованию.  В праве  формальная  определенность  достигается  официальной  публикацией  судебных  решений,  признаваемых  в качестве  образцов,  обязательных  при рассмотрении  аналогичных юридических дел.  В обычном праве она обеспечивается  формулой  закона,  который санкционирует применение  обычая,  либо  текстом судебного решения принятого на  основании  обычая.
    На  основе  норм  права  и  индивидуальных  юридических  решений  четко  и  однозначно  определяются  субъективные  права,  обязанности,  ответственность  граждан  и  организаций.
      3) Иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.
      4) Интеллектуально-волевой  характер  права.  Право проявление  воли  и сознания  людей.  Интеллектуальная  сторона  права  состоит  в  том,  что  оно  есть  форма  отражения  социальных  закономерностей  и  общественных  отношений – предмета  правового  регулирования.  В  праве  отражаются  и  выражаются  потребности,  цели  и  интересы  общества,  отдельных  лиц  и  организаций.  Формирование  и  функционирования  права  как  выражение  свободы,  справедливости  и  разума  возможны  только  в  обществе,  в  котором  все  индивиды  имеют  экономическую,  политическую  и  духовную  свободу.
      Волевое  начало  права  нужно  рассматривать  в  нескольких  аспектах.  Во-первых,  в  основе  содержания  права  лежат  социально-правовые  притязания  отдельных  лиц,  их  организаций  и  социальных  групп,  и  в  этих  притязаниях  выражается  их  воля.  Во-вторых,  государственное признание данных  притязаний  осуществляется  через волю  компетентных  государственных органов.  В-третьих,  регулирующее  действие  права, возможно,  лишь  при «участии» сознания  и воли  лиц,  которые реализуют юридические нормы.
    5) Обеспеченность  возможностью  государственного  принуждения. Государственное принуждение – фактор,  позволивший четко разграничить   право и обязанность,  т.е.  сферу личной  свободы и ее  границы.  Государственное принуждение – специфический  признак  права,  отличающий  его  от  иных  форм  социального  регулирования:  нравственности,  обычаев,  корпоративных  норм.  Государство, имеющее  монополию  на  осуществление  принуждения  представляет  собой  необходимый  внешний  фактор  существования  и  функционирования  права.  Исторически  право  возникло  и  развивалось  во  взаимодействии  с  государством,  первоначально  выполняя  охранительную  функцию.  Именно  государство  придает  праву в  высшей  степени  ценные  свойства:  стабильность,  строгую  определенность  и  обеспеченность  «будущего»,  которые  по  своим  характеристикам  как  бы  становятся  частью  существующего.
    Суммируя  указанные выше признаки, право можно  определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

                                Глава III

                      3.1  Принципы права.

    Принципы  права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие  начала процесса его формирования, развития и функционирования.

       Виды принципов права. Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.
     1. Общие принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.
     К числу общих принципов права относятся:
     1) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии дня свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, подчеркивается в Декларации прав и свобод человека, обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.
     2) Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания).
     3) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.
    4) Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.
    Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.
    5) Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные спои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
     6) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в цепом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.
     7) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности.
     8) Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.
     Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни. Еще Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и как равное, а несправедливость — как противозаконное и неравное отношение к людям(См.: Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 83. ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.