На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предмет, метод, система и источники экологического права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение..............................................................................................................2
1. Понятие и предмет экологического права …………………………………4
2. Метод правового регулирования экологического права…………………6
3. Источники экологического права................................................................9
4. Система экологического права..................................................................13
7. Общая характеристика экологического права..........................................16
Заключение.....................................................................................................18
Список используемой литературы................................................................20
 

       Введение 

     Термин “экология» был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во 2-й половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. В начале XXстолетия большое значение приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, образовавших природоресурсное право. На современном этапе научного развития экологию человека рассматривают как науку, систематизирующую данные отраслевых наук:медико-биологических, географических, исторических и общественных.
     Экологическое право - это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.
     Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.
     В настоящее время в Российской Федерации механизм регулирования охраны окружающей среды реализуется недостаточно эффективно. Одной из причин этого является то, что в законодательстве принципы защиты экологии только декларируются. Для преодоления указанного пробела депутатами Государственной Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими общественными объединениями, отдельными учеными, специалистами в сфере экологического права предлагается принятие ряда законодательных актов, направленных, в частности, на регулирование экологического аудита и обязательного экологического страхования. По идее разработчиков законопроектов это должны быть специальные федеральные законы, которые будут иметь свой отдельный, узкоспециальный предмет правового регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и предмет экологического права 

     Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природоресурсовые отношения) , так и на охрану природной среды жизнедеятельности человека (природоохранительные отношения) Таким образом, экологическое право -это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
     Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.
     Экологические общественные отношения:
     1) носят исторический характер. Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества.
     2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении.
     3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа.
     4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:
     а) сохранение природных объектов. б) улучшение природных объектов.
     в) восстановление нарушенных природных объектов. Таким образом, экологические общественные отношения -это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.  
 
 
 

     2. Метод правового регулирования экологического права 

     Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:
     1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:
     1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”)
     2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.
     3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.
     4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.
     5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.
     2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.
     Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Источники экологического права

 
     Под источниками экологического права понимается совокупность нормативно-правовых акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения (отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы)1.
     К источникам любой отрасли права, в том числе и экологического, предъявляются следующие основные требования:
     - они должны иметь установленную законом документальную форму (Федеральный закон, Указ Президента, Постановление Правительства и т.д.);
     - они должны быть приняты уполномоченными на то органами государства или иными органами и организациями, которым полномочны их принимать (Президент РФ, министерства и ведомства, органы местного самоуправления и др.);
     - они должны быть приняты в условиях установленной законом процедуры (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, обычный федеральный закон, регистрация ведомственных актов в Минюсте РФ и т.д.);
     - они должны иметь нормативный характер и распространяться на неопределенный круг субъектов правоотношений и др.
     В то же время, источники экологического права имеют и свои особенности.
     К числу таких особенностей В.В. Петров относит2:
     - значительный «вес» среди них имеют законы по сравнению с другими формами права;
     - наличие среди них большого числа так называемых «экологизированных» нормативных актов, т.е. актов других отраслей права, содержащих различные экологические требования и предписания (например, Уголовный кодекс РФ, предусматривающий уголовную ответственность за экологические преступления и др.);
     - значительная роль среди них принадлежит международно-правовым актам, которые регулируют внутренние экологические правоотношения на основе примата (преимущества) международного права. Эта особенность обусловлена необходимостью международно-правового сотрудничества в данной области, поскольку отдельные государства не в состоянии решить многие экологические проблемы (например, глобальное потепление, истощение озонового слоя атмосферы и др.), замыкаясь в своих национальных границах.
     Кроме того, Бринчук М.М. указывает: «так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права»3.
     Источники экологического права в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права.
     Вопрос об источниках экологического права представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.
     Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.
     1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
     Законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
     Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это - акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
     2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.
     Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.
     Специальные - Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Водный кодекс РФ и другие акты.
     3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.
     Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях».
     Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера -- ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.
     4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными считаются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты -- Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах» и др.
     Систему источников экологического права образуют:
     - Конституция РФ,
     - Федеративные договоры,
     - международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
     - федеральные законы,
     - нормативные правовые акты Президента РФ,
     - нормативные правовые акты Правительства РФ,
     - нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,
     - конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
     - нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
     - локальные нормативные правовые акты. 
 
 
 
 

     4. Система экологического права 

     Как отрасль права экологическое право подразделяется на Общую, Особенную и Специальную части, состоящие из институтов, объединяющих в себе эколого-правовые нормы. Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. В Общую часть входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко всем или к группе институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объектов, по поводу которого эти институты возникают: экологоправовые режимы недропользования, землепользования и др. Система экологического права как отрасли права состоит из следующих институтов.
     Общая часть. Право различных форм собственности на природные объекты. Право экологопользования. Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды. Эколого-правовая ответственность.
     Особенная часть. Раздел I. Эколого-правозащита отдельных компонентов, составляющих экологическую систему России. РазделIIЭколого-правовая защита атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов экологических систем. Раздел IIIЭколого-правовой режим использования и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Специальная часть. Международное экологическое право. Проблемы и решения загрязнения Мирового океана. Экология и космос. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права и как учебной дисциплине. Основные подходы к нему являются: исторический подход, логический (исследование частных явлений после изучения общих закономерностей) и экономический (охват всех сторон и знаний исследуемых явлений) .
     I Принципы Специальной части:
     1) принцип интернационализма. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными.
     2) Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8Конституции РФ) . Он обеспечивается: а) пресечением монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов. б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий-экологопользователей.
     3) Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологопользователями своих прав и обязанностей. 3) Принцип субъективного вменения. Ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75Закона об охране окружающей среды)
     4) Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений.
     5) Принцип сочетания убеждения и принуждения.
     6) Принцип гласности.
     II Принципы общей части экологического права. 1) Принципы приоритетов интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защиты прав отдельного человека. 2) Принцип примата общегосударственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды. 3) Принцип строго целевого, рационального и эффективного использования природных объектов. 4) Принцип приоритета охраны использования природных объектов. 5) Принцип комплексного подхода в экологопользовании. 6) Принцип устойчивости экологопользования. 7) Принцип платного использования природных ресурсов и объектов. 8) Принцип плановости экологопользования.
     III Принципы особенной части экологического права. 1) Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. 2) Приоритет вод питьевого и бытового назначения. 3) Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. 4) Приоритет лесов защитного назначения. 5) Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы.
     Систему экологического права образует единство правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию природных объектов и охране окружающей среды. По своей предметной характеристике экологическое право, тем самым может быть отграничено от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей. Нормы экологического права внутренне взаимосвязаны и располагаются в определенной иерархии. Расположение юридических норм по отношению к друг другу, их соотношение характеризуют структуру экологического права. 

 

      5. Общая характеристика экологического права 

     Экологическое право - отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, через которые обеспечивается взаимосвязь общества, человека и природы как целостной системы.
     Формы проявления:
     1) Правовая концепция (правовые идеи и доктрины)
     2) Нормы права (правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей среды)
     3) Правоотношения (общественные отношения, связанные с применением, реализацией нормы экологического права)
     а) отраслевые (землеохранительные, охрана недр, лесоохранительные, водоохранительные, охрана животного мира, охрана атмосферного воздуха
     б) комплексные (охрана природных территорий, комлексов, природо-заповедного фонда, лечебно-оздаровительных, рекреационных и иных зон.
     Предмет регулирования: от отношения в сфере использования окружающей среды, отношения в сфере воздействия на окружающую среду, отношения в сфере охраны окружающей среды, отношения по защите экологического права и законных интересов физических и юридических лиц. Объекты экологических правоотношений включают действие субъектов права по отношению к окружающей природной среде. Эти действия включают использование природных объектов для различных целей и как пространства, и как ресурса, размещение в природных средах жидких, газообразных и твердых отходов, преобразование природных комплексов и защиту от стихийных сил природы. Окружающая природная среда, на использование или охрану которой направлены действия человека, включает часть материального мира, находящуюся вне общества, в которую входят природные объекты в своем единстве и взаимодействии, включая объекты как естественного, так и искусственного происхождения, но не выделенные из природной среды. Структура экологического права отражает вертикальное построение права. Экологическое право имеет сложную и подвижную структуру. Нормы экологического права - первичные единицы структуры, объединяющиеся в институты права по признаку регулирования относительно однородных общественных отношений. Среди институтов экологического права можно назвать институты обращения с отходами, конституционных прав человека в области охраны окружающей среды, институты экологической экспертизы, доступа к экологической информации, лицензирования, платежей за природопользование. Подотрасли экологического права: земельное, водное, горное, лесное, фаунистическое, атмосферное право, которые в свою очередь также имеют свою внутреннюю структуру. Нормы подотраслей экологического права объединяются в институты права собственности на земли, недра, воды и т. д. , права пользования, государственного управления, юридической ответственности.
 

      Заключение 

     Экологическое право (право окружающей среды) - составная часть системы права на определенном этапе развития государства. Оно закрепляет и регулирует основные отношения в весьма сложной сфере жизнедеятельности человека на Земле. Эти отношения зависят от воли субъектов, поддаются правовому регулированию и складываются по поводу составных частей экосистемы, их экологических связей и всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, составляющих сферу обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и оптимальное состояние здоровья. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей. К основным функциям экологического права относят:
     Установление экологической правосубьективности
     Установление режима неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер
     Контроль за состоянием окружающей среды и регулирование деятельности по прогнозированию ее состояния
     Лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах
     Регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов
     Регулирование ответственности за нарушении естественного состояния окружающей среды.  

     Экологическое право как отрасль российского права призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
     Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
     Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей природной среды составляют: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Нерациональное использование природных ресурсов в процессе производственной деятельности привело человеческую цивилизацию на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности является важнейшей задачей государства на современном этапе развития цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы 
 

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М. , 2006.
Петров. М. Экологическое право. - М. , 1997.
 Гучков В.В. Экологическое право. - М. , 2001.
Основы права: Учебник / Под ред. проф. М.И. Абдулаева. СПб., 2004.
Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.
Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник - М.: Юристъ, 2007
Нецветаев А.Г. Экологическое право / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права - М., 2006
Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов - М.: Издательство БЕК, 2005
      Кузнецова Н.В. Экологическое право - М.: Юриспруденция, 2007
      Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций -
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.