На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административно-правовое принуждение: понятие, виды, основание и порядок применения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Ф. КАТАНОВА»
ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ И ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

      «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ»
    (КУРСОВАЯ РАБОТА) 

                                                                          Выполнил: студент III курса

                Гр. Юз-072 Книс Г.А.

 
 
                Проверил: кюн., доцент кафедры государственного права
                Коршунова И.В. 
                 

                                       Дата сдачи: 

                                       Оценка: 
     
     
     

             
Абакан, 2010
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ      3
 
Глава 1. Теоретический аспект института административно-правового принуждения
 
 
    6
1.1. Правовое  принуждение: понятие и сущность      6
1.2. Понятие  и основания применения административно-правового принуждения  
    10
Глава 2. Виды мер административно-правового принуждения     18
2.1. Основания  классификации мер административно-правового  принуждения 2.2. Административно-предупредительные меры
2.3. Меры административного  пресечения
2.4. Меры административной ответственности
2.5. Административно-восстановительные меры
 
    18     20
    24
    29
    31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ      34
БИБЛИОГРАФИЯ     38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Любое государство создает эффективную  систему государственного регулирования  и контроля и проводит мероприятия, направленные на совершенствование контрольных механизмов. «Государственный контроль и федеральное принуждение на законной основе - обязательный элемент любой жизнеспособной федерации»1.
     Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная  основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.
     Управление  делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и  правопорядка осуществляются с помощью  активных способов целенаправленного  воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.
     Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.
     Интересы  охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства  обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, принудительные меры, допускаемые законом2.
     Решающая  роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.
     Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм»3.
     Административное  принуждение является особой, самостоятельной  разновидностью правового принуждения.
     Административное  принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения, использование его прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.
     Применение административного принуждения обусловлено, во-первых, необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, предупреждать правонарушения.
     Цель данной курсовой работы расширить теоретические знания института административного принуждения.
     Задачи, реализующие данную цель, состоят в следующем:
     1) Дать определение понятию правовое принуждение, выяснить его сущность.
     2) Рассмотреть понятие административно-правового  принуждения, основания его применения.
     3) Дать классификацию мер административно-правового  принуждения. 
     4) Рассмотреть административно-предупредительные меры.
     5) Охарактеризовать меры административного пресечения.
     6) Определить меры административной ответственности.
     7) Рассмотреть административно-восстановительные меры.

     Объектом  исследования являются общественные и государственно-властные отношения связанные с институтом административного принуждения.

      Предмет исследования - положения нормативных правовых актов, учебные и справочные материалы, научные источники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  аспект института  административного  принуждения
1.1. Правовое принуждение: понятие и сущность  

      На  современном этапе развития отечественной  правовой науки в российской теории государства и права не сформировано единое, целостное и непротиворечивое учение о государственном принуждении.
      Многие  ученые, определяют принуждение как преодоление воли подвластного властвующим. Так, по этой формуле В.В. Лазарев и С.В. Липеня, дают следующее определение: «Государственное принуждение – это возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершить определенные действия»4.
      Аналогично  заявляет В.К. Бабаев: «Сущность принуждения  сводится к такому воздействию, в  результате которого человек ведет  себя вопреки своей воле, но в  интересах принуждающего»5.
      Бахрах  Д.Н. пишет: «Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения»6.
      Государственное принуждение есть основанный на императивном методе правового регулирования  метод государственного управления, содержание которого составляет властное физическое, организационное или  иное воздействие, осуществляемое в установленных законом формах управомоченными субъектами7.
      Сорокин В.Д. обоснованно отмечает связь  государственного принуждения прежде всего с методом централизованного, императивного регулирования (субординации). Государственное принуждение всегда есть применение полномочными субъектами норм права, отражающих императивный метод правового регулирования.
      Принуждение как метод властного воздействия  – это навязывание властной воли, психическое, имущественное, физическое, организационное влияние на подвластных, чтобы заставить их быть послушными, выполнять определенные предписания, требования8.
      В юридической литературе нашей страны принуждение многие годы рассматривается  как метод руководства обществом, его институтами и при этом как метод, который сочетается с убеждением, используемый в тех случаях, когда убеждение не подействовало и требования властных структур не исполняется9.
      Власть  как средство воздействия на сознание и волю людей, а через волю –  на их поведение стремится обеспечить доминирование своей воли, подчинение действий субъектов права ее требованиям.
      Современные исследования государственно-правового  принуждения необходимо увязать  с поиском «внутренних» и «внешних»  механизмов принуждения, обращенного  к самому государству, высшим органам и должностных лицам государственной (публичной) власти как субъектам возможных злоупотреблений властными полномочиями. Они могут выражаться, допустим, в таких формах, как монополизация власти, противоречащее конституции сосредоточение всей полноты государственной власти в каком-либо одном центре власти, либо могут означать не предусмотренное конституцией вторжение государственной власти в сферы общественной и индивидуальной свободы.
      Государственное принуждение представляет собой  комплекс средств, в качестве которых в конкретных ситуациях выступают меры принуждения, позволяющих воздействовать на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется в соответствии с закономерностями, свойственными общественной форме движения материи.
      Государственное принуждение является именно «методом», методом изменения, упорядочивания, преобразования общественных отношений. Методы непосредственного воздействия властных субъектов на поведение субъектов подчиненных описываются в теории права и науке административного права через категорию «метод государственного управления». Государственное принуждение является методом государственного управления10.
      Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с нормами права.
      Главное заключается в том, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения принуждения в современном обществе.
      В качестве основного метода своей  деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов Российской Федерации. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.
      При этом органы государственного управления используют принуждение в целях  искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.
      Принуждение обусловлено объективными потребностями  развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно - необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти»11.
      Принуждение осуществляется как реакция государственных  органов на неправомерное, вредное  для общества поведение людей. Его использование обусловлено конфликтом между волей, выраженной в правовом акте, и индивидуальной волей лиц, нарушающих его. Если же нет неправомерных действий, нет и принудительных акций. Собственно, здесь и лежит граница правового принуждения.
      Правовое  принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые  нарушили юридические нормы. Оно  персонифицировано, это внешнее  воздействие на субъекта в целях  заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых  нарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.
      Правовое   принуждение   осуществляется   посредством юрисдикционных, правоприменительных актов. «Сами по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность принуждения. Реально же властно-принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права»12.
      Принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться.
      Законодательством определяются основания для применения органами власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы нарушений), при  наличии которых применяются принудительные средства. В нормативном порядке устанавливается, какие принудительные меры и в каком размере могут применяться при наличии законных оснований. Большое значение имеет четкая регламентация процесса применения принудительных средств, определение круга субъектов принуждения и их компетенции. Процедура осуществления принудительного воздействия устанавливается правом и создает необходимые гарантии для охраны прав и интересов граждан и организаций.
      Всякую  принудительную меру следует рассматривать как дозволенное правовой нормой негативное изменение статуса личности, организации. Только в правовых рамках уполномоченные государством органы и должностные лица могут ограничивать права и свободы субъектов права13.
      Таким образом, правовое принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами и лицами только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями. 

1.2. Понятие и основания применения административно-правового принуждения 

     Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного  воздействия, применяемых публичной  администрацией для обеспечения  правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти.
      Ю. М. Козлов считает, что административное принуждение обеспечивает исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающиеся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, а также предупреждение новых правонарушений14.
      По  мнению Д. И. Бернштейна, в определении  административного принуждения  необходимо взять за основу обязанность всех лиц и организаций поступать строго в соответствии с предписанием правовых норм, всегда быть готовыми отчитаться за исполнение своих правовых обязанностей перед государственными органами, а в случае неисполнения (нарушения) — претерпеть предусмотренные правом меры государственного принуждения или иные меры государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного вреда15.
      Д. Н. Бахрах определяет административно-правовое принуждение как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями16.
      Б. Т. Базылев, раскрывая понятие государственного пpинуждeния, подчеркивает, что под государственным принуждением понимается такой метод воздействия государства на сознание, волю и, следовательно, поведение субъектов общественной жизни, который способен направить их поведение в соответствии с государственной волей. Это вынужденное поведение обеспечивается либо путем применения наказания или угрозы наказания, либо путем применения иных мер непосредственного принуждения, обращенных на личность субъекта, его свободу и деятельность, его имущество17.
      А. П. Клюшниченко считает, что административное принуждение является принуждением правовым. Применение мер административного  принуждения строго регламентировано законом, осуществляется на основании  и во исполнение закона18.
      В. Д. Малков в разделе «Методы управления в сфере правоохранительной деятельности»  пишет: «Метод принуждения направлен  на понуждение работника к должному поведению вопреки его желания»19.
      В административно-правовой науке сложились два основных подхода к вопросу об административном принуждении.
      Представители первого подхода (Д. Н. Бахрах20, М. С. Студеникина21 и др.) рассматривают применение мер административного принуждения к лицу только как реакцию государства на совершенное этим лицом правонарушение. По их мнению, без правонарушения административное принуждение применяться не может.
      Сторонники  второго подхода к рассматриваемой  проблеме (А. П. Коренев22, А. П. Алехин23 и др.) полагают, что административное принуждение может применяться к лицу и при отсутствии в его действиях противоправного поведения, но в целях его предупреждения, а также для обеспечения общественной безопасности. Они выделяют так называемые административно-предупредительные меры, в частности обязательный технический осмотр транспортных средств, проверку документов у граждан, досмотр ручной клади и багажа пассажиров в аэропорту, введение карантина24.
      По  мнению П. И. Кононова25, схема возникновения административного принуждения может быть представлена следующим образом:
      государство устанавливает нормы права;
      установленные государством нормы права определяют права и обязанности субъектов общественных отношений в различных сферах жизни государства и общества и предусматривают механизм их добровольной и административно-принудительной реализации;
      в случае отказа субъекта правоотношения от добровольной реализации предписаний норм права (соблюдения прав других лиц и исполнения обязанностей, соблюдения установленных запретов) включается механизм принудительной реализации, то есть возникает административное принуждение, применяемое к этому субъекту.
      Таким образом, единственным основанием для  применения мер административного  принуждения может являться отказ  лица от добровольного исполнения предписания, содержащегося в правовой норме, то есть противоправное поведение.
      Правоограничительные, а точнее, меры административно-правового  ограничения, называемые в литературе административно-предупредительными, применяются к лицу не в связи  с его противоправным поведением. Основанием применения к лицу мер  административно-правового ограничения является наличие потенциальных или реальных угроз его безопасности, безопасности других людей или государства, вызываемых причинами как природного и техногенного характера, так и противоправным поведением других лиц.
      Такие меры могут применяться в условиях стихийных бедствий, в иных чрезвычайных ситуациях, а также в обычных условиях в целях поддержания необходимого режима безопасности людей (личный досмотр и досмотр багажа, технический осмотр транспортных средств и т. п.).
      Меры  административно-правового ограничения могут также применяться в целях обнаружения угрозы безопасности личности, выявления правонарушений (например, оперативно-розыскные мероприятия, контрольные проверки и др.). Основания и порядок применения такого рода мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (право свободного передвижения, право собственности, личная неприкосновенность и пр.), должны строго регламентироваться федеральным законом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ26.
      Можно выделить следующие признаки присущие административному принуждению:
      1) Административное принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
    В то же время, говоря об этих мерах, имеются  в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.
    2) Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.
    Внешние формы проявления административного  принуждения весьма различны. Это  обусловливается разнообразием  обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов  и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, реквизиция.
    3) Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
    4) Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
    5) Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.
    6) Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.
    В связи с этим очевидной становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться  в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.
    7) Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.
    8) Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.
    9) Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.