На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История налога акциза

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  институт экономики, статистки и  информатики 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине «История налогов» 

На тему « История налога – акциза» 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнила: Войнова А. ДГН 202
    Проверила: доцент Глубокова Н.Ю. 
 
 

Москва 2007
 


Содержание
Введение                                                                           3
1) Первое упоминание об акцизах и развитие его как налога
1.1 Акциз в дореволюционной России                                4 
1.2 История акциза после революции                                23   
2) Акциз в настоящее время                                              29
Заключение                                                                       32   
Список используемой литературы                                    35   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В курсе «История налогов в России» изучаются  возникновение, развитие, изменение  форм и методов взимания налоговых и парафискальных платежей, эволюция норм налогового права, государственных органов, занимающихся сбором налогов, а также история представлений и учений о построении налоговой системы в нашей стране.
История налогов  представляет собой часть истории общества, государства и права. История налогов в России одновременно выступает составной частью общей (всемирной) истории налогов — науки, предметом которой является установление закономерностей в использовании тех или иных методов налогообложения в определенные исторические периоды в отдельных странах.
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров2.
Целью данной работы является отслеживание истории акциза как налога: когда впервые появился, какие изменения претерпел и в каком виде существует в настоящее время.
В первой главе  я рассмотрела товары, которые  подлежали обложению акцизом  в Российской империи: при каком  царе он впервые был введен, какую долю бюджета составлял и т.д., а также развитие акциза после произошедшей Октябрьской революции. Дальнейшее образование Советского государства оказало большое влияние на установление акциза.
     Во  второй главе акциз представлен в свете настоящего времени с указанием статей, регулирующих современное налогообложение.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1
1.1Акциз в дореволюционное время
Первое упоминание об акцизе относится к периоду правления Святослава Новгородского уже в XII - пошлин на соль. Затем во время царствования Ивана IV Грозного (1530-1584г) был введен акциз с мяса. Акциз с мяса(1574 г.) взимался при убое скота. В целом поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигали 45%. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные.
В XVII-XVIII веках при Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. В 1699 г. Бурмистерской палате было поручено питейное дело, однако в 1705 г. был восстановлен отмененный в 1682 г. откуп. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменных кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтинной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).
До 1697 г. табак  подвергался, как «богомерзкая трава», гонению со стороны правительства, которое наказывало за его курение  и продажу кнутом, рвани ем ноздрей, а иногда смертной казнью. В 1697 г. Петр I разрешил употребление и продажу табака, а в 1698 г. предоставил маркизу Кармартеру исключительное право ввоза и торговли табаком в России, запретив внутреннее производство. В 1705 г. была учреждена казенная продажа табака через кабацких бурмистров и целовальников.
В XVIII в. налоговая система России существовала в том виде, в котором она была создана при Петре I, за исключением отдельных изменений. В том числе в 1727году отменяется государственная монополия на табак и устанавливается пошлина (акциз) по 1 коп. с фунта.
С 1744 г.при Елизавете Петровне отменяется система клеймения кубов, устанавливается акциз с вина по 3 коп., а с водки по 6 коп. с ведра. Вводятся особые ярлыки на провоз алкогольных напитков. В 1749 г. клеймение кубов было восстановлено, а с 1750 г. вводится однообразная цена на вино.
В екатерининскую эпоху (1762-1796) прямые налоги в бюджете  играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Такое соотношение в принципе соответствовало представлениям самой императрицы о справедливости распределения налогового бремени и правильности построения налоговой системы. В Записках Екатерины II приводятся следующие положения: «В любом государстве налог наименее тяжелый это тот, который падает на товары, потому что гражданин уплачивает его, не замечая...» В сфере питейных сборов осуществляются следующие изменения. С 1763 г. оптовая цена на продажу вина устанавливается в размере 2 руб. 53,5 коп. с ведра. С 1770 г. по случаю войны с турками эта цена увеличена до 3 руб., а с 1794 г. — до 4 руб. за ведро. В 1767 г. повсеместно (кроме Сибири) вводятся винные откупа. Отдаваемые на 4 года кабаки переименовываются в «питейные дома», на которых устанавливались государственные гербы «яко на домах под нашим защищением находящихся». Служба откупщиков признана государственной (они — «коронные поверенные служители»), С 1775 г. местное управление откупами поручается Казенным палатам. Уставом о вине 1781 г. был отменен сбор по емкости кубов («поведерные деньги») и их клеймение, а вино стало отпускаться откупщикам только из казенных складов (магазинов) и должно было продаваться по казенной цене (впоследствии, однако, было дозволено заготовлять вино откупщикам). Доход казны после издания устава 1781 г. дошел до 10 млн руб. Право винокурения (не исключая и выделки для домашнего употребления) оставлено за дворянами. Цена на вино и условия откупа изменялись в каждое четырехлетие до 1817 г.
В период царствования Николая I (1796—1855, российский император с 1825) в налоговую систему вносится ряд изменений. По Манифесту о короновании Николая I (22 августа 1826 г.) были прощены недоимки подушной подати за три года. В связи с проведением денежной реформы был издан Указ «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу» (9 ноября 1839 г.). 13 июня 1851 г. были утверждены Устав и правила о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях. В первой половине XIX в. наряду с рассмотренными выше видами налогообложения вводятся акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г. — на табак, в 1848 г. — на сахар и специальные государственные сборы.  Питейный доход казны в первой половине 1820-х гг. сокращался и в 1826 г. составил 63 млн руб. В том же году по проекту графа Е.Ф. Канкрина1 восстановлен винный откуп (действовал с 1827 по 1861 г.). Откупщики обязаны были выкупать («выбирать») установленную норму вина из казны. Излишек против этой нормы им было разрешено брать у заводчиков, а также предоставлено право выделывать водку и низшие сорта пива. По новым условиям откупная сумма составляла свыше 72 млн руб. в год. Заготовку вина казна брала на себя. Условиями на 1835—1839 гг. был установлен акциз с ведра на пиво, мед, брагу, сусло и медовый квас. В 1841 г. образован комитет для пересмотра правил откупной системы, который внес проект замены откупа «обеспеченною администрациею», состоящей в том, что казна сама заготовляет спирт, который выбирается в определенном количестве и разбавляется откупщиками, имеющими право открывать в городах произвольное число водочных магазинов. В 1844 г. В.А. Кокорев представил проект «акцизно-откупного комиссионерства», который после исправления Сенатом был введен в виде опыта на четыре года (1847—1851). Сущность его заключалась в следующем: каждый город с уездом составлял округ, отдаваемый на откуп откупщику-комиссионеру, который получал за выбранный (выкупленный) из казны спирт определенное процентное вознаграждение. Кроме того, он мог открывать по своему усмотрению торговые помещения и продавать вино на 3° ниже установленной крепости, водку же, пиво и мед — по вольным ценам. В 1838 г. была упразднена монополия на продажу табака и введен акциз на нюхательный и курительный табак, взимаемый посредством бандеролей (бандероль — ярлык на товаре в знак уплаты акциза или пошлины), цена которых должна была равняться не менее 20% продажной цены. На открытие фабрик, которые могли учреждаться лишь в городах, и торговых помещений были введены свидетельства. Взимание табачного сбора было поручено откупщикам питейных сборов и полиции, а с 1843 г. — акцизным надзирателям. Уставом 1848 г. акциз был повышен на 25%, домашнее приготовление табака было запрещено, а для фабрикантов была установлена обязательная выборка бандеролей не менее чем на 500 руб. в год.
С именем Александра II (1818—1881, российский император с 1855) связаны самые значительные преобразования в экономической и политической жизни России XIX столетия. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 г. В связи с проведением реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования: 1) была изменена система сбора промыслового налога, 2) введено налогообложение земли, 3) устанавливается подомовый налог, 4) вводятся земские налоги и сборы, 5) указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак. С отменой крепостного права винные откупа как система сбора кабацких (напойных) денег в пользу казны пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями. Винные откупа были отменены и заменены винным акцизом (1863) — новой более прогрессивной системой получения казной доходов от реализации алкогольных напитков. Акцизная система в Российской империи действовала с некоторыми дополнениями и изменениями с 1863 г. по 1895 г., когда ее сменила система казенной продажи питей (питейная монополия). Акцизная система продолжала действовать во многих местностях России и после введения питейной монополии. В первое время после введения акцизной системы питейный доход постоянно и быстро возрастал. В 1863 г. питейный доход в России, без Царства Польского, составлял 121,5 млн руб., в 1867 г. с распространением устава о питейном сборе на Царство Польское — 134 млн руб., в 1882 г. - 252 млн руб., в 1887 г. - 257 млн руб., в 1892 г. - 269 млн руб., в 1895 г. - 298 млн руб.
С периодом правления  Александра III (1845—1894, российский император с 1881) связаны существенные изменения в российской истории налогов. Политическая реакция, наступившая после убийства Александра II (1 марта 1881 г.), отразилась на финансовом состоянии страны. Ситуация осложнилась двумя годами практически повсеместных неурожаев (1884 и 1885), что вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли страны. Были увеличены поземельные сборы с бывших казенных крестьян на 45% под предлогом перевода их с оброка на выкуп (по Закону 12 июня 1886 г.), и повышается акциз на спирт. Кроме того, вводятся акциз на осветительные нефтяные масла (1887), акциз на спички (1888), налог с наследств (Закон от 15 июня 1882 г.) и налог на процентные бумаги (Закон от 20 мая 1885 г.). С 1 января 1883 г. отменяется подушная подать для некоторых категорий плательщиков на общую сумму 19 млн руб., а затем и вовсе уничтожена для всех податных сословий Европейской России по Закону 28 мая 1885 г. (с 1 января 1886 г.).  Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении Государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскивания налогов, вызывающего, с одной стороны, «прикрепление крестьян к земле паспортной системой», с другой — «стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков», высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную подать. Важным разовым мероприятием по снижению налогового бремени для податного населения был «Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати в Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати... выкупным платежам всех размеров и др.» (15 мая 1883 г.). Уменьшение и последующая отмена выкупных платежей в значительной мере были компенсированы повышением существовавших и введением новых видов налогов. Были увеличены акцизы на спирт (сначала до 8 коп. по Закону 19 мая 1881 г., затем до 9 коп. за градус, по Закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены ставки таможенных пошлин на ряд импортируемых товаров (при этом закрыт транзит через Закавказье), повышены ставки налога с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), увеличен в 1,5 раза поземельный налог, повышены налоги на заграничные паспорта.
 Налоговая политика в России в последние годы императора Александра III в значительной степени связана с именем И.А. Вышнеградского. В этот период, совпавший с усилением экономического роста в стране, основное внимание уделяется внутренним косвенным налогам (акцизам) и ввозным таможенным пошлинам. Система прямых налогов в этот период оставалась практически неизменной. Увеличение поступлений от прямых налогов происходило исключительно за счет экономического роста. В сфере косвенных налогов происходят следующие изменения: вводится дополнительный раскладочный сбор с купеческих и негильдейских предприятий (1889); увеличивается добавочный сбор с акционерных обществ и товариществ на паях (1887); вводится обложение акций железнодорожных предприятий, гарантированных в размере 5% и негарантированных в размере 3% (в 1887 г.). Существенно изменяется система акцизов на алкогольные напитки. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 9 до 9 V4 коп. с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20—50%.
Ввиду сильного повышения цен на спирт заводчиками  спиртоочистительных заводов в 1887—1888 гг. проектировалось введение казенной продажи питей в Пермской губернии и в Западной Сибири. Это было осуществлено лишь в Пермской губернии; в Сибири заводчики понизили цены, и введение казенной продажи питей было отложено. С 1889 г. министру финансов предоставлено было право открывать казенную продажу питей без разрешительных приговоров сельских обществ. Наряду с усилением косвенного обложения в самых разнообразных его видах устанавливались всевозможные льготы заводчикам и фабрикантам. В качестве льготы для сахарозаводов в 1889 г. было установлено три срока для взимания акциза. Свеклосахарное производство заняло привилегированное положение; заводчики стали получать поощрительную премию при вывозе сахара за границу. То же поощрение имело место и по отношению к винокуренным заводчикам; всем заводам было предоставлено безакцизное отчисление в размере 2% выкурки за первый миллион градусов, 1% — за 1—3 млн, 1/2% за 3—12 млн; затем введено дополнительное отчисление в 4% за первые ? млн. В 1888 г. были введены два новых акциза — нефтяной (40 коп. с пуда всех осветительных масел и 30 коп. с пуда легких) и спичечный; при экспорте указанные товары акцизами не облагались. В 1890—1891 гг. вводятся дополнительный акциз (40 коп. с пуда) на рафинированный сахар и особый дополнительный сбор за право рафинировать сахар.
В период царствования Николая II (1868—1918, последний российским император с 1894 по 1917) обращают на себя внимание реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как СЮ. Витте и П.А. Столыпин. В сфере косвенного обложения в период Витте отмечается резкое увеличение поступлений по всем видам налогообложения, рост доли этих налогов в общем объеме налоговых поступлений, значительное повышение ставок и расширение базы обложения.
В 1892 г. увеличивается  акциз с нефтяных масел на 20 коп. с пуда (до 50 и 60 коп. против 30 и 40 коп.), в два раза повышается акциз с фосфорных спичек. Сахарный акциз по Закону 12 января 1893 г. увеличен с 1 руб. до 1 руб. 75 коп. с пуда песку, при этом был отменен дополнительный акциз с рафинада. Дважды повышались ставки питейного акциза, в 1892 г. — с 9 V4 до 10 коп. за градус, а в 1900 г. — до 11 коп. Табачный акциз увеличивается дважды в 1892 г. и в 1900 г. на 2 руб. с пуда всех сортов табака. Обложение махорки в 1900 г. увеличивается на 40 коп. с пуда. Кроме того, повышается патентный сбор с заведений, выделывающих и продающих табачные изделия. Три раза повышается акциз с пивоварения, в 1892 и 1900 гг. увеличенный на 10 коп. с ведра емкости заторной посуды, а с 1902 г. преобразованный в сбор с пуда солода, употребляемого для пивоварения.
Повышение косвенного обложения происходило в два этапа. Первое повышение было произведено в конце 1892 — начале 1893 г. Оно было подготовлено при Вышнеградском и связывалось с ликвидацией последствий неурожайных 1891 и 1892 гг. Второе значительное повышение цен было произведено в 1900 г. и связывалось с событиями в Китае, поведшими к крупным сверхсметным расходам и грозившими дальнейшим осложнением международных отношений.
За исключением  преобразования акциза с пивоварения  из сбора с емкости посуды в  сбор с количества употребленного солода и повышения ставок таможенного тарифа, связанного с системой покровительства отечественной промышленности, все прочие указанные меры не были направлены на совершенствование системы косвенного налогообложения, а имели исключительно фискальное значение. В наибольшей мере это относится к обложению сахара, табака и нефтяных масел; потребление этих продуктов продолжало возрастать, несмотря на увеличение их стоимости. Поступления по акцизу с сахара возросли с 27,5 млн руб. в 1892 г. до 75,5 млн руб. в 1903 г., по табачному акцизу — с 27,0 млн руб. до 49,0 млн руб., по нефтяному — с 12,9 до 28,6 млн руб.
Меньшие фискальные результаты дало повышение акциза со спирта: за время с 1892 по 1901 г. население  возросло на 13,2%, ставка налога повышена на 18,9%, а поступление акциза возросло всего на 24,6% (с 242,0 до 291,5 млн руб.). Акцизы в начале XX в. обеспечивали свыше 60% всех государственных доходов. Сбор акцизов осуществлялся в форме бандерольного сбора, взимаемого посредством продажи бандеролей для наклейки на облагаемый товар. При таком порядке уплаты налога производитель подакцизных товаров заранее закупал в государственной кассе необходимое ему количество бандеролей и таким образом вносил сумму налога авансом. Применение бандеролей исключало неуплату налога, так как продажа товаров без бандероли не допускалась. В России до революции бандерольным сбором облагались винно-водочные изделия, табак, папиросные гильзы и некоторые другие товары. Кроме повышения акцизов, при Витте осуществляется замена акцизной системы обложения спирта и вина казенной монополией торговли питьями. Питейная реформа имела целью, с одной стороны, увеличить доходы казны, обратив в ее пользу те прибыли, которые раньше поступали торговцам вином, с другой — дать правительству орудие «для борьбы с вредными сторонами питейного дела, в интересах поддержания доброй нравственности, предупреждения экономического упадка населения и охраны народного здравия». Эта последняя мысль неоднократно повторяется в докладах и записках Витте. Реформа заключалась в объявлении питейной торговли монополией казны и производстве ее через посредство казенных винных складов и лавок. Финансовые результаты казенной продажи питей проявились уже после того, как Витте покинул пост министра финансов, когда цена казенного вина была поднята много выше первоначального размера: потребление, на котором резко отражались даже незначительные прибавки акциза, не сократилось, и доход казны собственно от монополии (не считая акциза) повысился до 200 и более миллионов рублей в год.
При установлении винной монополии казной были монополизированы только ректификация спирта, оптовая и розничная торговля спиртом и спиртными напитками. Производство спирта-сырца оставалось в частных руках. О значении винной монополии для налоговой системы Российской империи говорит тот факт, что доля дохода от винной монополии в 1909—1913 гг. составляла свыше 28% всех поступлений в государственный бюджет.
В Российской империи  под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары — они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.
В конце XIX — начале XX в. объектами акцизного обложения были: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла; 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.
По росписи 1889 г. поступления по видам акцизов  составляли: со свеклосахарного производства — 17,2 млн руб., питейный доход — 256,9 млн руб., с табака — 26,2 млн руб., с осветительных масел — 8,0 млн руб.
Акциз со свеклосахарного  производства впервые был введен в 1848 г. Акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864 г. установлено вместо одной три нормы (4,5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.
По правилам 1872 г. все заводы были разделены по местоположению, устройству и различию снарядов и соответственно этому  делению были установлены новые  нормы выходов. 12 мая 1881 г. эти нормы вновь были пересмотрены, а также изменены правила исчисления акцизов: акциз исчислялся по количеству выделанного сахара, определенному взвешиванием, и взимался до 1 августа 1883 г. по 50 коп. с пуда, а до 1 августа 1886 г. — по 65 коп. с пуда. В том же году был установлен порядок выдачи патентов и открытия фабрик, причем заводчики были обязаны представить в акцизное управление план и опись завода, а за две недели до начала работы извещать об этом надзор, который присылал своего чиновника для наблюдения над производством. Правилами 12 мая 1881 г. была установлена обязательная фабричная отчетность (фабричные книги и журналы) для производителей сахара.
Причитающийся акциз вносился в казначейства в  три срока (1 июня, 1 сентября, 1 декабря) по третям. На оставшуюся недоимку («впредь до уплаты оной»), начислялась пеня за каждый месяц по 2%.
Акциз за вывезенный за границу сахар возвращался, а  за вывоз сахара в Персию и на азиатские рынки выдавалась премия (до 1 мая 1891 г.) «посредством зачетных в уплату акциза квитанций».
Акцизы с крепких  напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. До этого момента многократно менялась политика государства в сфере взимания питейных сборов (см. 4.3. Винные откупа, винный акциз и винная монополия). Во второй четверти XIX в. действовала система винных откупов, многократно подвергавшаяся реформированию (см. 3.2. Налоговые мероприятия в 1825—1855 гг.). С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.
По уставу о  питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких  напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.
Не подлежали  обложению: 1) спирт и вино, вывозимые  за границу; 2) виноградное вино, уксус  и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт и 5) еврейское изюмное (розенковое) вино.
Акциз уплачивался  заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.
Каждый вид  подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие, высших сортов, напитки или же иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено каждому, но устройство винокуренных заводов должно было соответствовать специальным условиям. До начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 коп. с каждого ведра емкости действовавших на заводе квасильных чанов. Наименьший размер для винокуренного завода был определен в 270 ведер емкости всех квасильных чанов в совокупности, при трехсуточном брожении, т.е. каждый чан должен быть не менее 90 ведер, наибольший размер соответствовал емкости квасильных чанов в 9 тыс. ведер. Над производством был установлен контроль акцизного надзора, без разрешения которого не мог совершаться ни один акт в винокуренном процессе. Средняя крепость выкуриваемого на заводах спирта не могла быть ниже 70%.
Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9 V4 коп. с градуса по металлическому спиртометру (с Vioo ведра безводного спирта). К концу 90-х гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 руб. с ведра безводного спирта.
Акциз с водок  из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра  емкости кубов за день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз вносился за время  действия завода не менее чем за 7 дней производства1.
Приготовление напитков из хлебного вина и спирта, оплаченного акцизом, разрешалось  только на особых водочных заводах, а  на винокуренных — лишь по прекращении на них винокурения и исключительно из вина собственной выкурки. Каждый водочный заводчик уплачивал дополнительный акциз в размере 1 руб. с каждых 40° спирта, заключающихся в его водочных изделиях (путем наклейки бандеролей на выпускаемую из водочного завода посуду с этими изделиями). Бандероли обязательно выкупались («выбирались») заводами в определенном количестве.
Для учета акциза принимались в основном крепость напитков и их выходы, как нормальные, так и действительные. Если заводчик выкуривал меньше нормы (т.е. если действительные выходы спирта были ниже нормальных), то акциз взимался по нормальному исчислению. Если обнаруживался «перекур», то для учета принимался во внимание действительный выход. Для определения количества выделываемого заводом спирта использовались также контрольные снаряды (Штумпе, Сименс и Гальске), причем допускалась «известная скидка на усушку и утечку». Сверх того, с водочных заводов, а также и со спиртоочистительных и с особых очистных отделений водочных заводов взимался патентный сбор (кроме Закавказского края, губерний Иркутской и Енисейской и Якутской области) в местностях 1-го разряда — 600 руб., 2-го разряда — 300 руб., 3-го разряда — 225 руб.
Каждое заведение  для оптовой и розничной продажи  вина выкупало особый патент (см. 6.4. Основной промысловый налог), плата за который была различна в зависимости от местности и рода заведений.
Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда — по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана. Сверх того, с пивоваренных заводов взимался патентный сбор: а) в столицах и в Варшаве с заводов, имевших заторные чаны свыше 100 ведер емкости, — 150 руб. за первые 100 ведер и по 1 руб. 50 коп. за каждое дальнейшее ведро, а с имеющих заторные чаны меньшей емкости — 55 руб. за первые 35 ведер и затем тоже по 1 руб. 50 коп. за каждое дальнейшее ведро; б) в прочих городах для заводов 1-й категории 50 руб. и дополнительных 50 коп. за каждое ведро, для заводов 2-й категории — 20 руб. и дополнительных 50 коп. Варение пива в котлах и корчагах для домашнего употребления без возведения для того построек было разрешено лишь в монастырях и деревнях.
Акциз с медоварения  взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер — 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.
Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.
Акциз с табака. Уставом 1861 г. был учрежден контроль за продажей и развозкой сырого табака, обязательная выборка бандеролей повышена: в столицах, Риге и Одессе до 3 тыс. руб., а в остальных городах — до 1,5 тыс. руб., и дозволена раскурочная продажа со взятием особого свидетельства. В Царстве Польском табачное производство и продажа до 1860 г. были предметом монополии, потом был введен консумционный сбор (потребительский), взимавшийся посредством бандеролей и отданный на откуп. С 1871 г. был введен общий устав империи, которым акциз с табака был увеличен до 30—33% продажной цены, выборка бандеролей повышена: в столицах, Риге, Одессе и городах Царства Польского — до 10 тыс. руб., а в остальных городах — до 6 тыс. руб., с допущением рассрочки под залоги1.
Правилами 1877 г., вошедшими в силу в 1878 г., была отменена узаконенная цена табачных изделий, установлен один общий средней цены бандероль и пониженный бандероль  для махорочных изделий. Неудобство этой системы привело к изданию Устава 18 мая 1882 г., основные положения которого были следующие: разведение табака во всей империи, кроме Царства Польского, свободно; внутренний доход казны с табака составляют: 1) патенты на фабрики и торговые помещения и 2) акцизы, взимаемые с готовых табачных произведений посредством бандероля. Однако покупка и продажа, хранение и перевозка листового табака были ограничены особыми правилами: покупать табак могли лишь фабриканты и оптовые складчики, а продавать без взятия патента — лишь табаководы в количестве не менее 1 пуда. Передвижение листового табака было стеснено особыми провозными свидетельствами. В оптовых складах листового табака, открываемых с разрешения окружного акцизного надзирателя, велась особая отчетность приема и выпуска табака. Приготовление табачных изделий возможно было лишь на фабриках. Приготовление этих изделий для домашнего употребления разрешалось табаководам, но без употребления других орудий, кроме обыкновенного ножа, и хозяевам квартир без приглашения для этого рабочих.
Желающий открыть  фабрику должен был представить  в акцизное управление ее план и  подробное описание. Фабрика должна была иметь только один вход. Все  фабрики подразделялись на 3 категории: 1) общие, 2) нюхательного табака и 3) махорочные. Прием листового табака на фабрику и отпуск его для переработки производился по весу, в присутствии контролера и с записью в фабричные книги. Были определены правила производства и нормы выходов готового табака из сырья, а для определения подлежащего обложению веса табака в папиросах, сигарах и т.п. имелись опечатанные образцы, принятые фабрикой. Установленные законом упаковки («помещения») должны были содержать: название фабрики, место ее нахождения, количество, сорт и вес, а упаковки низших сортов табачных изделий — и цены продукта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.