На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                        Федеральное агентство по образованию РФ
        ГОУ ВПО «Удмуртский государственный  университет»
      Институт педагогики, психологии  и социальных технологий
     Кафедра  специальной психологии и коррекционной  педагогики 
 

                 
 
 
 

                                    
 
 
 

                                     КУРСОВАЯ РАБОТА 

ХАРАКТЕРИСТИКА  РЕЧИ ДЕТЕЙ 
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила: 

      Студентка группы 41-22
                                                                                                                                         
      Окулова В.И. 

                                                                        Руководитель: доцент к.п.н. 

      Чиркова Э.Б. 
 
 
 

                                           
 

                                            Ижевск 2009
                                          СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                               3
ГЛАВА I.Усвоение фонетико-фонематической стороны речи
в онтогенезе                                                                                                          4
ГЛАВА II. Особенности речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием                 10
Заключение                                                                                                          15
Список литературы                                                                                             16                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ 
 

АКТУАЛЬНОСТЬ данной проблемы заключается в том, что сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения, что, несомненно, важно для гармоничного развития ребенка.
У детей же с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушается звукопроизношение, они недостаточно различают (или вообще не различают) звуки из одной или нескольких фонематических групп, имеются затруднения в звуковом анализе. (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Преодоление фонетико-фонематического  недоразвития достигается путем  целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Поэтому дети с фонетико-фнематическими нарушениями нуждаются в специальной коррекционной помощи.
 ЦЕЛЬ –  характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей.
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ – фонетико-фонематическая сторона речи.
 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ  – особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 
ЗАДАЧИ :
- рассмотреть онтогенез развития фонетико-фонематической стороны речи;
- выявить особенности  речи детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием;
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 25 наименований. 
 
 

ГЛАВА 1. УСВОЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 

Становление звукопроизношения охватывает в  среднем возрастной период от 1 года до 5–6 лет. При этом звуки речи усваиваются  не изолированно, а в составе целых  слов, звуковая структура которых по мере овладения ребенком правильным звукопроизношением все более и более уточняется. Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух – он участвует в артикулировании звука, постепенно все более и более уточняющееся. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с двухлетнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3–4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным еще несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет ребенка совершенствовать свое произношение, подражая образцу, имеющемуся в речи взрослых. Следовательно, для детей с нарушениями фонематического слуха процесс овладения правильным звукопроизношением будет протекать в усложненных условиях и потребует оказания специальной помощи. Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своем развитии значительно отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением. По этой причине в возрасте от 1 года до 2 лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных «а», «о», «э» и губных согласных «п», «б», «м». Именно из этих звуков состоят самые первые произносимые ребенком слова. В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение и ряда других артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные «и», «ы», «у», губно-зубные согласные «ф», «в», наиболее простые из переднеязычных звуков «т», «д», «н», заднеязычные «к», «г», «х» и среднеязычный звук «й». Каждая из этих небольших групп согласных звуков характеризуется наличием общих признаков в артикуляции, что отражено в самих названиях звуков (губно-зубные, переднеязычные и заднеязычные). Появление у детей звуков именно группами неслучайно. Например, как только ребенку становится доступным поднимание кончика языка и прижимание его к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука – «т», «д», «н». То же самое относится и ко всем другим группам звуков. Произношением значительно более сложных по артикуляции свистящих «с», «з», «ц» и шипящих «ш», «ж», «ч», «щ» звуков ребенок овладевает в более поздние сроки – в возрасте от 3 до 5 лет. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на артикуляторно более простые. При этом характерно, что по мере совершенствования речевого аппарата ребенка звуки-заменители постепенно усложняются. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука «ш» выступает наиболее простой по своей артикуляции звук «т» («ть»), то несколько позднее в этой роли мы видим уже «сь», затем «с», так как мягкие согласные в детской речи появляются раньше твердых, далее звук «ш». Таким образом, слово «шапка» в разные возрастные периоды в речи одного и того же ребенка будет звучать по-разному: «тяпка» – «сяпка» – «сапка» – «шапка». Во всех этих случаях идет полная замена артикуляторно сложного звука каким-то более простым, но правильно произносимым звуком. Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5–6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков – «р» и «л». Для более полного понимания, обратимся конкретно к этапам, которые проходит ребенок в овладении речью, предложенные  исследователем детских речевых нарушений профессором Р.Е.Левиной.
На первом, дофонемном этапе у ребенка полностью  отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.
На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких  фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного  и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.
На третьем  этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
На четвертом  этапе получают преобладание новые  образцы восприятия звуков.
Однако  у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова.
Активная  речь достигает почти полной правильности [3]. На пятом этапе завершается  процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков [13].
  У человека, владеющего языком, слуховая  и речедвигательная сферы представляют  собой единую функциональную  систему. Появление определенных  звуков в произношении является  следствием дифференцированности их в слуховом восприятии. Но и слуховое восприятие детей находится под определенным влиянием со стороны моторного компонента речи. Слуховой анализатор в процессе овладения детьми произношением выступает в роли постоянного стимула для приближения артикуляционного уклада к тому, который соответствует воспринимаемому образцу. Слуховой анализатор играет ведущую роль и является постоянным стимулом для приближения артикуляции к определенному образцу. Стимулирование и контроль со стороны слухового анализатора осуществляется в процессе слежения за речью окружающих. Речедвигательные образы подтверждают правильность восприятия звуков и соответственно  усиливают дифференциальную способность слухового анализатора. Таким образом, речедвигательный анализатор при восприятии устной речи выступает в активизирующей и тормозящей функции, в зависимости от расчлененности фонем в произношении. « Тормозящее влияние речедвигательного анализатора на дифференциальную способность слуха проявляется не только в случаях нарушений этого анализатора, но и в процессе развития речи в норме, что обусловлено временной нерасчлененностью фонем в моторной сфере. Активизирующее влияние речедвигательного анализатора на дифференциальную способность слуха возникает при условии образования артикуляционных противопоставлений между фонемами».
  
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФФН 
 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [12].
Считается, что дети с фонетико-фонематическим недоразвитием – это дети с  ринолалией, дизартрией и дислалией (акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формами).
У детей с ринолалией первично нарушается фонетическая сторона речи: тембр голоса и звукопроизношение, причина этого в анатомо-физиологических дефектах речевого аппарата. Следовательно, фонематическая сторона речи является лишь вторичным нарушением.
При ринолалии речь развивается с  опозданием имеет качественные особенности. В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи таких детей. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) при излишней активизации лицевых мышц.  Отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной функции ребенок лишается интенсивного лепета, тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки «п», «б», «т», «д» артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие простых элементов речи. Отмечается позднее ее начало, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз, начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.
     В результате периферической недостаточности  артикуляционного аппарата формируются  компенсаторные  изменения уклада органов артикуляции при произнесении звуков. При ринолалии характерен высокий подъем корня языка и  сдвиг его в заднюю зону ротовой полости, относительно постоянные изменения положения кончика языка, недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных, чрезмерное участие корня языка и гортани, напряжение мимической мускулатуры. Произношение некоторых согласных представляет для таких детей особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции «л», «т», «д», «ч», «ш», «щ», «ж», «р», у нижних резцов для произнесения звуков «с», «з», «ц» одновременным ротовым выдохом, поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки «к», «г» либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом. Гласные звуки произносятся при оттянутом назад языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.  Все произносимые звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их характеристика для слушающего - храпящие звуки с носовым оттенком.   При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку «х», звонкие - к «г», из них губные и губно-зубные,  как близкие к звуку «м», а переднеязычные - к звуку «н». Таким образом, звукопроизношение при ринолалии поражено тотально, вследствие чего страдают фонематические процессы.
     Рассмотрим  структуру речевого дефекта у детей с дизартрией. Дизартрия - это такое расстройство произносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушение иннервации речевых мышц. При органическом поражении определенных отделов головного мозга или двигательных нервов полноценная передача нервных импульсов становится невозможной, и в самих мышцах развивается паралич или парез. А поскольку эти явления могут распространяться не только на мышцы языка и губ, но также и на мышцы мягкого неба, голосовых связок и органов дыхания, то нарушается не только артикулирование звуков, но и голосообразование и речевое дыхание. При выраженных парезах языка страдает артикуляция практически всех звуков речи, включая и гласные. Парез мягкого неба обуславливает появление носового оттенка голоса, вследствие пареза голосовых связок нарушается процесс голосообразования и изменения силы голоса, а поражение дыхательных мышц приводит к  нарушению функции речевого дыхания, которое становится поверхностным и аритмичным. Отметим,   что при дизартрии наблюдается состояние общего фонетического неблагополучия речи в целом, вследствие чего она и теряет свою внятность, членораздельность. Помимо нарушения двигательной функции речевых мышц страдает также и их чувствительность. По этой причине ребенок недостаточно хорошо ощущает положение своих артикуляторных органов, затрудняется в определении нужной артикуляции. Таким образом, произносительная сторона речи является первичным дефектом. Например, для стертой дизартрии характерным бывает межзубное произношение звуков, связанное со слабостью мышц кончика языка (он просто не удерживается за зубами). Нередко имеет место и «боковое» произношение некоторых согласных, что связано с парезами одной стороны языка. В этих случаях язык при высовывании изо рта обычно отклоняется в одну сторону, а при артикулировании некоторых звуков становится во рту «ребром», что и способствует боковой утечке воздуха. Наличие у ребенка такой степени нарушений звукопроизношения   приводит к появлению у него вторичных нарушений фонематических процессов.
У детей с дислалией, акустико-фонематической формы, первичным нарушением оказывается  фонематический слух, а вторичным  - звукопроизношение. В основе акустико-фонематической дислалии лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не достаточно сформированной. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе схожести большинства признаков, следовательно звуки воспринимаются неверно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
При акустико-фонематической дислалии у  ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у  него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем. Вследствие чего вторично нарушается звукопроизношение.
Артикуляторно-фонематическая дислалия, может характеризоваться по-разному [12].
От  акустико-фонематической дислалии следует  отличать более грубое нарушение, такое  как артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается замена одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. Следовательно, при данном варианте первичным нарушением оказывается звукопроизносительная сторона речи. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при их отборе  принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым, хотя в некоторых случаях ребенку удается верно подобрать звук. Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению. Замены и смешения при этой форме   дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими «с» – «ш», «з» – «ж» (крыса — крыша), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными «т» — «к», «д» — «г» (Толя — Коля, гол — дол), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами «с» — «сь», «л»«ль», «т» — «ть» (сад — сядь, лук — люк, тук — тюк) и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами «ц» и «ч» («курича» — курица, «крицать» — кричать), сонорами «р» и «л» («лыба» — рыба, «рапа» — лапа). При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. 
Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов, нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.
 
 Подводя итоги, обратим внимание, что группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выделена Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической классификации. Это дети с нарушением произносительной стороны речи и фонематического слуха.
Фонетико-фонематическое недоразвитие может наблюдаться  у детей с ринолалией, дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формами.
В общем, особенности состояния звукопроизношения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуются отсутствием звуков в речи, их заменами, искажениями одного или нескольких звуков.
При наличии  большого количества дефектных произношений у таких детей нарушается слоговая структура слова, звуконаполняемость и произношение слов со стечением согласных.
Выяснилось, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выявляется несколько  уровней: от наиболее легкой степени  данного недоразвития, когда ребенок недостаточно различает и затрудняется в анализе только нарушенных в произношении звуков до более глубоких нарушений, в этом случае дети не различают отношения между звуковыми элементами, не могут выделить их из состава слова и определить последовательность.  
 
 
 
 
 
 

 

МЕТОДИКА  ОБСЛЕДОВАНИЯ 

1. Состояние звукопроизношения
Задание:  ребенку предлагается картинка с  определенным сюжетом, на которой изображены предметы и действия, в названиях  которых есть все группы звуков. Ребенок отвечает на вопросы по картинке.
В соответствии, какая группа (группы ) звуков нарушена, логопед уточняет произношение звуков изолированно, в  словах, во фразах.
А) изолированно
Задание: ребенку предлагается озвучить действие на картинке
Инструкция: изобрази как (например) жужжит жук.
Оборудование: картинки-символы
Сдуваем шарик – с – с – с 
Струйка воды льется из крана - сь – сь –  сь
Комар звенит – з – з – з ( комарик  – зь – зь – зь )
Каблучки  стучат – ц –ц – ц 
Колесо  прокололи – ш – ш – ш 
Чистим  обувь щеткой – щ – щ – щ
Жук жужжит – ж – ж – ж 
Едет  поезд – ч – ч – ч 
Тигр  рычит – р – р – р ( тигренок – рь – рь – рь )
Труба гудит – л – л – л ( маленькая  трубочка – ль – ль – ль )
Дождик  капает ( сильный ) – к – к –  к ( слабый ) – кь – кь – кь
Гусь  гогочет – г – г – г ( гусенок – гь – гь – гь )
Девочка греет замерзшие руки – х –  х – х 
Дятел стучит по дереву – д – д –  д ( маленький – дь – дь – дь )
Забиваем  гвоздь – т – т – т ( маленький  – ть – ть – ть )
Волк  воет – в – в – в ( волчонок – вь – вь – вь )
Играем  на барабане – б – б – б ( маленьком – бь – бь – бь )
Хлопаем половик – п – п – п  ( половичек пь – пь – пь )
Кошка сердится – ф – ф – ф ( котенок  – фь – фь – фь )
Мальчик поет песенку – а – а –а , о – о – о , у – у –  у , и – и – и , ы – ы  – ы , э – э – э  

  Б) в словах
Задание: ребенку предлагается назвать предметные картинки.
Инструкция: назови.
Оборудование: предметные картинки
С: носок, автобус, самолет, стул
Сь: сито, велосипед, гусь, сетка
З: кукуруза, глаза, замок, забор
Зь: обезьяна, зеркало, корзина
Ц: цыпленок, пуговица, полотенце, огурец, гусеница
Ш: шорты, бабушка, машина, мышка, малыш
Ж: жук, мороженое, пружина, лыжи
Ч: мяч, девочка, ручка, печенье
Щ: овощи, плащ, щетка, щука, расческа
Р: сыр, рыба, морковь, ведро
Рь: береза, брюки, дверь, репа
Л: вилка, молоток, лодка, стол, лампа
Ль: пальма, валенки, лимон, лист
Й: попугай, йод, майка, Айболит, трамвай, лейка, заяц, юбка, ежик, ягоды.
В) во фразах
Задание: ребенку предлагается повторять за логопедом следующие фразы
Инструкция: повтори  

С: Собака ест мясо.
З: У Зои заболели зубы.
Ц: Курица с цыплятами пили воду около колодца.
Сь: Сима и Сеня весело смеялись.
Зь: У Зины зимой зябнет нос.
Ш: У Маши новые шапка и шубка.
Ж: Женя жарит поджарку в жаркое.
Щ: Щеткой чищу я щенка.
Ч: Девочки, и мальчики скачут как мячики.
Л: Лампа упала со стола.
Ль: Лида и Лена гуляли на улице.
Р: У Раи на руке рана.
Рь: Рита с Риммой варят рис. 

Й: Яша ел сладкие яблоки.
Емеля едет еле-еле.
Ежик  у елки наколол гриб на иголки.
Юля дала Юре юлу.
Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.
К: Коля катается на коньках.
Г: Галя гонит гусей домой.
Х: Хлебница стоит на холодильнике.
Кь: Никите купили кеды и кепку.
Гь: Гена надел сапоги.
В: Волк воет.
Б: Бабушка была больна.
Д,Дь: Даша дала дыню Диме.
Т: Тетя Дина сидит на диване. 

Правильность  выполнения: в норме ребенок должен уметь правильно произносить  звуки изолированно, в словах, во фразах.
Критерии  оценки: определить форму нарушения  каждой группы звуков, установить его  вид (сигматизм, парасигматизм и  т.д.), разновидность нарушения (межзубный сигматизм, велярный ротацизм и др.) необходимо обратить внимание, есть ли замены (на какой звук заменяет), смешения (с каким звуком смешивает), искажения, отсутствия звуков. Следить, как произносит звук в начале, середине, конце слова и со стечением согласных.
 
2. Подвижность органов артикуляционного  аппарата
Задание:  
1) растянуть губы в улыбке, обнажая  резцы, сомкнутые губы вытянуть  вперед трубочкой. Переключать  губы из положения в улыбке  на положение вытянутые трубочкой  (без движений нижней челюсти);
2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения  нижней челюсти — смыкание, размыкание  зубов (без участия губ и  выдвижения нижней челюсти вперед);
3) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы.  Высунуть язык и повернуть  к правому углу рта; тоже, но  повернуть язык к левому углу  рта. Чередовать движения языка  от левого угла к правому  и наоборот при положении губ  в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);
4) широкий язык положить на нижнюю  губу, губы в улыбке, обнажают  резцы, рот открыт. Узкий язык  просунуть между резцами, губы  в улыбке, обнажают резцы, рот  открыт. Переключать положение языка  с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ);
5) поднять широкий кончик языка  к бугоркам за верхними зубами, губы в улыбке, обнажают резцы,  рот открыт. Опустить широкий  кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы,  рот открыт. Чередовать движения  широкого кончика языка вверх и вниз;
6) приблизить широкий кончик языка  к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик  языка отодвинуть по дну рта  назад к подъязычной связке  при выгнутой вверх задней  части спинки языка. Чередовать  движения языка вперед-назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).
Критерии  оценки:
 Сначала выясняется возможность осуществления  каждого движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое — противоположное  первому.
Артикуляционная моторика оценивалась по следующим  критериям
    четкость — ребенок знает направление движений губ или языка и старается выполнить их в полном объеме;
    плавность — движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;
    дифференцированность — выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти);
    точность — достижение правильного конечного результата, т. е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка;
    равномерность — симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата;
    устойчивость — удерживание полученного положения без изменений некоторое время ( под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.