На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы становления фондового рынка Украины

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
    Интернационализация общественно-экономической жизни, переход  к открытой экономике способствуют присоединению Украины к мировому хозяйству, ее вхождению в мировое  экономическое пространство. Наряду с интернационализацией происходит увеличение международных потоков товаров, услуг, капиталов и особенно денег.
    Финансовый  рынок - это рынок, который опосредствует  распределение денежных средств  среди участников экономических  отношений. С его помощью мобилизуются свободные финансовые ресурсы и  направляются к тем, кто может более эффективно использовать данные средства. Это способствует не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, но и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества. На финансовом рынке происходит поиск средств для развития сфер производства и услуг. Главная роль финансового рынка в современной экономической системе состоит в аккумуляции сбережений экономических агентов и использования этих средств для создания нового капитала.
    Процессы  реформирования собственности сопровождаются структурной перестройкой экономики и обусловливают создание фондового рынка, как составляющей финансовых отношений, который обеспечивает свободный оборот средств в виде ценных бумаг. Фондовый рынок способствует обращения и рациональному размещению финансовых средств, дает возможность самостоятельно оценивать эффективность управления предприятием и создает условия для конкуренции. Фондовый рынок дает неограниченные возможности для формирования финансовых ресурсов и его роль приобретает все большее значение. В силу этого исследования проблем формирования и функционирования фондового рынка является актуальным и важным.
    Предметом данной работы является выявление проблем  становления фондового рынка  в Украине, его функционирования на современном этапе развития и определение перспектив развития.
    Основной  целью курсовой работы является исследование фондового рынка, выявление основных тенденций развития и разработка рекомендаций по повышению его эффективности.
    В качестве объекта курсовой работы выступает фондовый рынок Украины.
    Курсовая  работа состоит из введения, основной части и выводов. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются цель, задачи, предмет  и объект исследования. Основная часть  посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования. 
1. Фондовый рынок Украины и характеристика его структурных элементов.

    1.1 Сущность и значение финансового рынка 

    Финансовый  рынок представляет собой систему экономических и правовых отношений, связанных с куплей-продажей или выпуском и оборотом финансовых активов, а также совокупность различных институтов, которые сводят покупателей и продавцов и обслуживающие их финансовые взаимоотношения. Субъектами такого рынка выступают государство, а также те, кто желает передать в пользование свободные финансовые ресурсы, те, которые требуют инвестиций, и финансовые посредники, которые на стабильной, организованной основе обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов среди участников рынка.
    Под финансовыми ресурсами понимают собственный, заемный и привлеченный капитал, который используется участниками  финансового рынка для формирования своих активов и осуществления  деятельности с целью получения  соответствующего дохода.
    Поскольку передача в пользование капитала происходит через продажу финансовых активов, которые отражают права  на получение дохода на вложенный  капитал, финансовый рынок можно  определить как рынок, на котором  выпускают, продают и покупают финансовые активы.
    Лиц, которые инвестируют средства в  деятельность других субъектов рынка, покупая определенные финансовые активы, называют инвесторами и собственниками финансовых активов - акций, облигаций, депозитов и т.д. Тех, кто привлекает свободные финансовые ресурсы через выпуск и продажу инвесторам финансовых активов, называют эмитентами таких активов. Каждый финансовый актив является активом инвестора - собственника актива и обязательством того, кто эмитировал данный актив. [32]
      Кругооборот финансовых ресурсов, который происходит на финансовом рынке, схематично изображен на рис. № 1.1.
      

    
    
    
    
    
    
      
 

    
      
 

    Рис. № 1. Схема круговорота финансовых ресурсов в системе финансового рынка.  

      Передача в пользование финансовых ресурсов на финансовом рынке оформляется тем или иным финансовым инструментом. Если ресурсы передаются на условиях займа, это оформляется соответствующими инструментами займа - долговыми ценными бумагами (облигациями, векселями, сберегательными сертификатами и т.п.) или разными видами кредитных инструментов. Если инвестор вкладывает средства в акционерный капитал, такая операция оформляется инструментами собственности - акциями. Платой за предоставленные в заем ресурсы выступает процент, а при бессрочном инвестировании средств в акционерный капитал - прибыль в виде дивидендов и капитализированная прибыль, направляется на увеличение собственного капитала корпорации.
    Привлеченные  средства могут использоваться для  финансирования различных отраслей экономики, обеспечение потребностей населения и потребностей государственного бюджета. Финансовые ресурсы предоставляются на условиях займа или на условиях совместной собственности, когда инвестор приобретает права собственности на приобретенные за инвестированные средства материальные или нематериальные активы. Заем оформляется разными видами долговых ценных бумаг, банковского, коммерческого или государственного кредита. Платой за использования заемного капитала выступает процент, который зависит от структуры спроса и предложения на заемный капитал и может корректироваться в ту или иную сторону, обеспечивая инвестору высший или нижний уровень дохода. С одной стороны, уровень процентной ставки должен быть ниже ставки прибыли от использования привлеченных ресурсов, чтобы заемщик имел возможность погасить заем и обеспечить возрастание собственного капитала. С другой стороны, процентная ставка должна обеспечить инвестору прибыль от предоставления средств в заем, а также компенсировать потери от обесценения ресурсов вследствие инфляции и рисков от осуществления конкретных инвестиций. Реальная ставка прибыли на заемный капитал соответствует средним темпам роста экономики с поправкой на риск осуществления конкретных инвестиций. Чем эффективнее функционирует рынок заемного капитала, тем большей мерой процентная ставка на заемный капитал отвечает риска инвестиций и эффективности конкретной отрасли экономики и экономики в целом.
    Финансовый  рынок обеспечивает мобилизацию  свободных финансовых ресурсов у  инвесторов для наиболее эффективного использования субъектами хозяйствования. Главное значение финансового рынка в современной экономической системе состоит в аккумуляции сбережений экономических агентов и использования этих средств для создания нового капитала и расширения масштабов хозяйственной деятельности.
    Финансовые  рынки выполняют ряд важных функций.
    Во-первых, обеспечивают такое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов, в результате которого устанавливаются цены на финансовые активы, уравновешиваются спрос и предложение на них.
    Во-вторых, финансовые рынки вводят механизм выкупа у инвесторов принадлежащих им финансовых активов и тем самым повышают ликвидность этих активов.
    Чем эффективнее функционирует финансовый рынок, тем более высокую ликвидность  он обеспечивает финансовым активам, которые находятся в обращении на нем, поскольку любой инвестор может быстро и практически без потерь в любой момент превратить финансовые активы на наличные.
    В третьих, финансовые рынки оказывают содействие нахождению для каждого из кредиторов (заемщиков) контрагента соглашения, а также существенно снижают затраты на проведение операций и информационные расходы.
    Для того, чтобы понять каким образом  финансовый рынок действует как  механизм взаимодействия владельцев сбережений, финансовых посредников и реальных инвесторов, как происходит мобилизация сбережений в финансовые ресурсы, необходимо выяснить структуру финансового рынка. 

    1.2. Структура фондового  рынка Украины 

    Структура финансового рынка зависит от критерия, который положен в ее основу. Она может изменяться и принимать свои специфические особенности.
    Так в основу структуры финансового  рынка Украины, представленного на рис. № 2, положена классификацию по субъектам хозяйствования. 

    
      
 
 

      
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 

    Рис. 2. Структура финансового рынка за субъектами хозяйствования.  

         Основными субъектами финансового рынка выступают государство, население, профессиональные участники рынка - финансовые институты и институты инфраструктуры, институты вне финансовой сферы, а также иностранные участники рынка.
    Государство на финансовом рынке занимает отдельное место. Оно может выступать заемщиком, регулярно размещая на внешнем и внутреннем рынках свои долговые обязательства и инвестором, осуществляя финансовую поддержку тех или иных субъектов хозяйствования. Но государство также на финансовом рынке выполняет специфическую и очень важную функцию - регулирование.
    Главной задачей регулирования является согласование интересов всех субъектов  рынка путем установления необходимых  ограничений и запретов в их взаимоотношениях, а также косвенным вмешательством в их деятельность.
    Во  всех странах регулирование деятельности финансового рынка осуществляется тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Вместе с тем в большинстве стран  существует специальный исполнительный орган, который контролирует отдельный сегмент соблюдения законодательства его участниками.
    Содержание  государственного регулирования финансового  рынка заключается в осуществлении  комплексных мер по упорядочению, контролю за рынком и предотвращении злоупотребления и нарушением в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:
    • создание условий для эффективной  мобилизации и размещения на рынке  свободных финансовых ресурсов;
    • защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;
    • контроля за прозрачностью и открытостью  рынка;
    • соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;
    • предотвращения монополизации и  содействие развитию добросовестной конкуренции  на финансовом рынке.
    Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются различные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка - инвесторов и эмитентов, государственное регулирование должно обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. На сегодня для всех стран основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:
    • принятия актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;
    • регулирования выпуска и обращения  финансовых активов;
    • регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации об их выпуске, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации  рации выпуска и продажи финансовых активов;
    • регулирование прав и обязанностей участников рынка;
    • выдачи специальных разрешений (лицензии!) На осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечения контроля за такой деятельностью;
    • создание системы защиты прав инвесторов и контроля за выполнением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, выполняющих профессиональную деятельность на финансовом рынке;
    • контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;
    • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п.
    С помощью законов и нормативных  актов государство влияет на поведение  участников рынка и в известной мере направляет развитие рынка в заданном направлении.
      К основным направлениям государственного регулирование финансового рынка принадлежат регулирования:
      1) процедур выпуска и обращения  финансовых активов; 
      2) различных видов финансовой  деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;
      3) деятельности конкретных финансовых  институтов (коммерческих банков, страховых,  инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);
    4) деятельности иностранных участников  рынка. 
      Население выполняет на рынке роль инвестора, приобретая те или иные ценные бумаги или занимая средства на кредитном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой до 70% населения вкладывает средства в различные финансовые активы. Значительная часть населения получает долгосрочные кредиты на приобретение жилья и на другие цели. В Украине только незначительная часть населения занимается инвестированием в ценные бумаги. Практически отсутствует также долгосрочное кредитования населения банковскими учреждениями, что является признаком переходного периода с нестабильным и неразвитый финансовым рынком.
      Представителями финансовых институтов, без которых невозможно функционирование финансового рынка, являются коммерческие банки, кредитные союзы, институты совместного инвестирования, инвестиционные банковские фирмы, пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании и т.д. Основными видами деятельности финансовых институтов на рынке являются:
    • приобретения на рынке одних финансовых активов и превращения их в  другие, которые удовлетворяют определенным требованиям (трансформация активов);
    • торговля финансовыми активами за свой счет;
    • купля-продажа финансовых активов от имени клиентов;
    • помощь в создании и размещении на рынке новых финансовых активов;
    • консультации участникам рынка по инвестированию;
    • управление активами других участников рынка.
      Трансформация активов, осуществляемая финансовыми посредниками, как правило, выполняет хотя бы одну из следующих экономических функций:
    • согласование сроков инвестиций;
    • сокращение риска через диверсификацию;
    • сокращение издержек при проведении операций;
    • обеспечение платежного механизма.
      Примером согласования сроков инвестиций является деятельность банка по привлечению краткосрочных депозитов и предоставлению долгосрочных кредитов. При этом с помощью различных финансовых инструментов (государственные долговые ценные бумаги, срочные контракты) банк  выполняет обязательства по возврату денежных средств, размещенных на краткосрочных депозитах, и не нарушает обязательств по предоставленных долгосрочных кредитах.
      Сокращение риска через диверсификацию происходит при вкладывании средств в инвестиционную компанию. Вкладывая средства инвесторов в различные по степени риска и структурой дохода финансовые активы, инвестиционная компания формирует портфель активов, обеспечивающий инвестиций пространства наименьший риск при желаемом уровне дохода.
      Кроме финансовых институтов, обеспечивающих эффективное размещение капиталов среди отраслей экономики, значительную роль играют институты инфраструктуры. Под инфраструктурой финансового рынка следует понимать весь комплекс элементов и видов деятельности, которые создают условия для эффективного функционирования рыночного механизма. До основных элементов инфраструктуры финансового рынка относятся: профессиональные участники, организаторы торговли, посредники в торговых соглашениях, посреднические финансовые институты, клиринговые центры, рейтинговые агентства, аудиторские компании и т.д. Отдельное место занимают информационно-аналитические и консалтинговые компании, которые осуществляют информационное обеспечение всех субъектов рынка. С помощью институтов инфраструктуры происходит обеспечение стабильного функционирования рынка, купля-продажа финансовых активов на постоянной и упорядоченной основе, контроль за качеством финансовых активов, находящихся в обращении на рынке и поддержка единого информационного пространства для всех его участников.
      Институты вне финансовой сферы - это юридические лица, резиденты определенного государства, занимающихся производством различных товаров и предоставлением услуг, исключая финансовые услуги. К институтам вне финансовой сферы относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, корпорации, учреждения, организации и т.д. Вместе с иностранными участниками рынка они либо выступают инвесторами или эмитируют и размещают на рынке свои финансовые активы.
    До  иностранных участников рынка относятся международные организации, иностранные правительства, корпорации, финансовые институты и физические лица, которые являются представителями других государств и выступают или эмитентами или инвесторами в зависимости от обозначенной цели.
    На  финансовом рынке большую роль играет финансирование, которое обеспечивает перераспределение средств среди участников для формирования активов и получения прибыли от их использования.
    При прямом финансировании инвесторы берут  на себя значительную часть рисков и несут значительные расходы по оценке финансовых активов и их эмитентов. При непрямом финансировании определяющую роль в инвестиционном процессе играют финансовые посредники, которые обеспечивают перемещение средств от кредиторов к заемщикам и уменьшают и расходы, связанные с инвестированием средств. Именно косвенное финансирование играет ведущую роль на рынке заимствований, поскольку основным источником ресурсов для корпораций и многих других участников рынка выступают кредитные ресурсы, предоставляемые финансовыми посредниками - коммерческими банками, а не инвесторами.
    Все участники финансового рынка  выполняют соответствующие функции, которые зависят от специфики  деятельности на рынке. Так все функции  участников рынка можно разделить  на основные группы, которые являются главными на рынке, и вспомогательные - которые обеспечивают более эффективное выполнение основных функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Предпосылки становления  и современное  состояние фондового  рынка Украины.
    2.1. Становление и механизм действия украинского фондового рынка
    Одним из сегментов финансового рынка  выступает рынок ценных бумаг  или фондовый рынок. Это очень  важная составляющая рыночной экономики. В Украине, как и в других странах  с переходной экономикой, оборот ценных бумаг становится одной из основных отраслей финансовой сферы, без которой напрасно надеяться на нормальное функционирование составляющая механизма рыночной экономики. Реформирование собственности сопровождается структурной перестройкой народного хозяйства и предопределяет создание фондового рынка. В свою очередь, фондовый рынок способствует закреплению результатов этого реформирования.
    Началом становления рынка ценных бумаг  Украины, можно считать 1991, когда наше государство приобрело статуса суверенного и независимого государства с подписанием Акта независимости. Формирование рынка начиналось практически с нуля, потому что оборот облигаций внутренних займов бывшего Советского Союза рынком ценных бумаг в полном смысле этого понятия назвать трудно.
    Конечно, история развития пока короткая, но в основных своих характеристиках - как количественных, так и качественных - украинский фондовый рынок сформировался.
      До главных предпосылок становления украинского рынка ценных бумаг можно отнести [29]:
    - Политическое: провозглашение Украиной политической независимости, принятие Декларации и в августе 1991 года Акта провозглашения независимости Украины, которые были закреплены в декабре результатам всенародного референдума;
    - Экономические: переход Украины на путь рыночных преобразований, создание определенной законодательной базы для проведения экономических реформ;
    - Социальные: появление и расширения  негосударственного сектора хозяйства,  коммерческих структур, в первую  очередь коммерческих банков.
    На  теоретическом уровне с самого начала существовало две концепции украинского рынка ценных бумаг. Согласно первому - рынок ценных бумаг должен был возникнуть стихийно на первичном уровне, а биржевые торги должны были начаться только со временем. То есть за основу бралась политика "свободного" рынка, появление же фондовой биржи ожидалась в лучшем случае через несколько лет, после окончательного завершения процесса приватизации.
    Другая  точка зрения заключалась в том, что переход к рынку в Украине  возможен лишь через разгосударствление собственности. Этот процесс должен проходить регулируемо, под контролем государства с одновременным внедрением механизма единой фондовой биржи, который обеспечил бы обмен приватизационных бумаг и продажа акций корпоративных предприятий на открытых торгах по конкурсу.
    Процесс приватизации стал основой возникновения  и развития первичного рынка акций. Только потом началось развитие биржевого  рынка ценных бумаг. Основной задачей  процесса приватизации было создание условий для формирования и развития предпринимательской деятельности. С этой целью происходило разгосударствление собственности и поиск новых владельцев. Это обусловило создание новой формы хозяйствования - акционерных обществ.
    Процесс приватизации продолжается и сегодня. Для развития необходимы финансовые средства, которые можно привлечь в производство с помощью эмиссии ценных бумаг. Поэтому количество эмитентов ценных бумаг с каждым годом растет. По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка, торговцы ценными бумагами в 1999 году осуществляли сделки с акциями 3895 эмитентов, в 2000 - с 4814, в 2001 - 4254, в 2002 году - 4583 эмитенты (см. рис. № 2.1.) .

      Рис. № 3. Количество эмитентов за 1999-2002 годы
        Деятельность национальной фондовой  бирже должна была быть четко подчинена действующему законодательству. Именно она должна была, оставаясь некоммерческой, бесприбыльной, саморегулированной и независимой от государства структурой, тесно взаимодействовать с государственными органами власти. По инициативе ведущих коммерческих банков, Министерства финансов и экономического отдела КМУ, которые придерживались концепции единой национальной фондовой биржи, еще в начале 1991 года началась работа по созданию Украинской фондовой биржи и разработки нормативно-правовой базы ее деятельности. На ее примере мы рассмотрим развитие отечественного фондового рынка.
    Украинская  фондовая биржа (УФБ) является старой фондовой биржей Украины. Она создана и зарегистрирована КМУ осенью 1991 года. Филиалы и брокерские конторы работают во всех регионах Украины. При бирже был создан Центральный депозитарий ценных бумаг и введена в действие система их электронного обращения. В 1993 году УФБ выступила пионером денежной приватизации с применением биржевого механизма ценообразования.
    На  сегодняшний день Украинская фондовая биржа (УФБ) представляет акционерное общество закрытого типа, уставный фонд которого распределен на 222 простые именные акции, которые размещены исключительно среди юридических лиц. Имеет 5 филиалов на территории Украины. В июне 1998 года получила статус саморегулированной организации рынка ценных бумаг. Согласно действующего законодательства Украины она осуществляет деятельность по организации торговли ценными бумагами на основании Свидетельства о регистрации фондовой биржи от 10 июня 2001 года и Лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг от 23 июля 2001 года, выданных Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Является членом Координационного совета по вопросам функционирования рынка ценных бумаг при Президенте Украины, Консультационно-экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Исполнительного комитета Федерации Евро-азиатских фондовых бирж и Рабочей группы по фондовому рынку в Организации по экономической сотрудничества и развития ( OECD).
    Важным  вопросом организации фондового  рынка является его регулирование. В рамках единого фондового рынка страны, как правило, сосуществуют биржевые и внебиржевые секторы. Отношения на каждом из них упорядочиваются самоуправляющимися институтами-регуляторами. На биржевом фондовом рынке - фондовой биржей, на внебиржевом - ассоциации дилеров по ценным бумагам.
    В Украине функции института-регулятора на биржевом фондовом рынке выполняют [21]: Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), а также в пределах своих полномочий Национальный банк Украины (НБУ), Министерство финансов Украины (МФУ), Министерство экономики Украины Фонд государственного имущества, Антимонопольный комитет, соответствующие биржи и другие органы. А на внебиржевом - Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ), ПФТС, Южно-украинская торговая информационная система (ПТИС), Профессиональная ассоциация регистраторов и дилеров (ПАРД), Украинская ассоциация торговцев ценными бумагами и ряд других ассоциаций. Указанные два сектора фондового рынка и соответственно две системы институционального регулирования дополняют друг друга. Однако между ними существуют и определенные различия.
    Особенность институционально-правового регулирования фондового рынка заключается в том, что оно основывается, с одной стороны, на законодательных принципах и государственном контроле, который ограничен определенными рамками, с другой - на принципах самоуправления. Как правило, институты-регуляторы осуществляют правовое регулирование отношений в двух направлениях: внутреннего устройства этих институтов и рамках взаимодействия между различными участниками.
    Так
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.