На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и содержание управления инновационными процессами

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
     ГОУ ВПО   «Сибирский государственный  аэрокосмический университет  имени  академика М. Ф. Решетнева» 

     Финансово-экономический  факультет 
 

       Кафедра ОУНП 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     По  дисциплине: «Введение  в специальность» 

     Сущность  и содержание управления инновационными процессами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студент гр.МТ-01
     Д.Г.Германов 

     Проверил: преподаватель
     Ю.А.Анищенко 
 
 
 
 

     Красноярск  2010 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение……………………………………………………………….3
     Глава 1.Понятие инновации и инновационного процесса………….4
      Понятие инновации…………………………………………….4
      Понятие и сущность инновационных процессов. Его этапы и факторы……………………………………………………………………….6
      Роль и значение инновационного процесса…………………..9
     Глава 2. Управление инновационным процессом………………….12
               2.1 Управление инновационным процессом…………………12
     2.2 Технология управления инновационным процессом…………..22
     2.3 Актуальность инноваций в России………………………………27
     Глава 3.Содержание управления инновационными процессами….31
     3.1 Особенности эффективного управления  инновационными процессами…………………………………………………………………...31
     3.2 Анализ эффективности инноваций………………………………36
     Заключение…………………………………………………………….53
     Список  использованной литературы…………………………………55
     Приложения…………………………………………………………….55 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины  продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Для более полного освещения актуальности даной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.
     Целью данной работы является определение  проблем связанных с управлением  инновационных процессов.
     Задачи  исследования:
    Изучение роли и значения инновационных процессов;
    Исследование процесса управления инновационными процессами;
    Выявление сущности управления инновационными процессами;
 
     Объектом  исследования является процесс управления инновационными процессами.
     Предметом исследования является эффективное  управление инновационными процессами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.Понятие инновации  и инновационного процесса 

     1.1 Понятие инновации
     Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
     Инновация — это не всякое новшество или  нововведение, а только такое, которое  серьезно повышает эффективность действующей  системы.
     Термин  «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
     Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

     Общее определение инноваций

     Инновация - это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
     Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения  — получение качественного улучшения.
     Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).
     Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
    используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
    обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
    обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень;
    достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта

     Инновация и др. похожие понятия

     Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
     При концептуализации понятия «инновации»  полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
     Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).
     В рамках альтернативного подхода  другие понятия используются как  часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

     Виды инноваций

    Технологические
    Социальные (процессные)
    Продуктовые
    Организационные
    Маркетинговые
     Технологические инновации — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
     Социальные инновации — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса). 
 
 

      1.2 Инновационный процесс. Его этапы и факторы 

     Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

     Стадии инновационного процесса

     Укрупнено инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет из себя жизненный цикл продукта.

     Стадия 1. Научные исследования и конструкторские разработки

     Этапы инновационного процесса
     В зависимости от сложности инновационного проекта задачи, решаемые на первой стадии инновационного процесса, могут  быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных  инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов научно-исследовательских работ, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на данной стадии являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов, научно-технических центров.

     Этап 1. Фундаментальные исследования

     В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление  нововведения начинается с генерации  идеи нового продукта. Часто идеи рождаются в процессе проведения фундаментальных исследований.
     Фундаментальные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
     Результаты  теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансирование фундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамках государственных программ.

     Этап 2. Прикладные научные исследования

     Прикладные  научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.

     Этап 3. Опытно-конструкторские работы

     Опытно-конструкторские работы - применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
     К опытно-конструкторским работам  относятся:
    эскизно-техническое проектирование;
    выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом;
    изготовление и испытание опытных образцов;
    разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы;
    разработка идей и вариантов нового объекта;
    разработка технологических процессов;
    определение наименования продукта, товарного знака, маркировки, упаковки.
     Основные  научно-технические результаты опытно-конструкторских  работ: прототип, промышленный образец, полезная модель, компьютерные программы, базы данных, научно-техническая документация. Опытно-конструкторские работы проводятся при финансовой поддержке из государственного бюджета или за счёт собственных средств предприятия-заказчика.

     2. Жизненный цикл инновационного продукта

     Практическая  реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночной стадии, которая включает следующие этапы: внедрение на рынок, рост производства, замедление роста и спад объёмов продаж.

     Этап 4. Внедрение продукта на рынок

     На  данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.
     Подготовка  ведётся по двум основным направлениям:
    создание соответствующих мощностей для резкого увеличения объёмов производства. В этих целях проводится техническая подготовка производства и, в случае необходимости, осуществляется строительство новых производственных мощностей;
    через маркетинговые подразделения проводится сильная рекламная кампания новшества и организуется сбытовая сеть.
     Запуск  товара в производство требует крупных  инвестиций для реконструкции старых или строительства новых производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса ещё не известна реакция рынка на нововведение, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер. По расчётам специалистов, финансирование работ, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии, на этом этапе в 6-8 раз больше, чем расходы на исследования и разработки. Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, которые они аккумулируют в специальных фондах, а также заёмные средства, в основном банковские кредиты.

     Этап 5. Рост объёмов производства

     При отсутствии на рынке близких аналогов нового продукта цена на него может  быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль. На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства, что способствует снижению цены. Прибыль от реализации товара нередко достигает пика. По некоторым оценкам, объём прибыли в этот период может составлять 50-70 % прибыли, получаемой за весь жизненный цикл товара.

     Этап 6. Замедление роста производства

     Постепенно  темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы.
     В это время многие фирмы также пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Другие выпускают продукт, нарушая патентное законодательство. Третьи налаживают подпольный выпуск продукта, зачастую низкого качества, под товарной маркой разработчика. Наконец, четвёртые конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.

     Этап 7. Спад объёмов продаж

     Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает пресыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами. 
 
 

     1.3 Роль и значение инновационного процесса
      
 
Современные рыночные условия развития в который раз «указали», что  дальнейшее движение отечественной экономики и государства в целом может идти только по инновационному пути. Осознавая в полной мере необходимость ускорения инновационных процессов не только в экономической, но и в других сферах нашего общества, политическое руководство страны стремиться поддерживать соответствующую атмосферу. Безусловно, усилий одного государства недостаточно. В первую очередь необходима заинтересованность со стороны производителей продукции, как непосредственных составляющих экономики, а также «частного капитала во внедрении в производство конкретных инноваций на конкретных предприятиях». При этом заинтересованность у производителей возникает в случае их уверенности в получении прибыли от сделанных инвестиций, а самого понимания того, что инновации позволят совершенствовать продукцию и повысить ее конкурентоспособность уже недостаточно. Но надо заметить, что такой подход в большей степени характерен для благоприятных докризисных условий, когда предприятия показывали рост и без инноваций. На мой взгляд, современный экономический кризис не оставляет хозяйствующим субъектам никаких иных выходов, кроме как развиваться именно по инновационному пути. 
 
Наряду с этим, как отмечается в интенсивность инноваций в целом вряд ли может служить общим фактором роста конкурентоспособности. Не меньшее право на существование имеет предположение, согласно которому предприятие, занимающее хорошие конкурентные позиции может себе позволить и позволяет интенсивную инновационную деятельность. По результатам своего исследования авторы указанной работы выяснили, что даже такой «мощный» вид инновации, как реструктуризация, не является панацеей. Каждое хозяйствующий субъект, по их мнению «болеет» по-своему и нуждается в своем виде «лечения», то есть в инновациях вполне определенного вида. Для объективной оценки необходимо сравнивать предприятия не по абсолютному уровню конкурентоспособности, а по относительному, в рамках концепции эффективности использования их потенциала. 
 
Во многих работах конкурентоспособность предприятия — это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка» Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения разделяется как отечественными, так и зарубежными авторами: «… единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны — это продуктивность использования ресурсов».  
 
Исходя из этого, для обеспечения устойчивого развития предприятия должны подходить к проблеме конкурентоспособности с точки зрения тождественности ее своей экономической эффективности. Обеспечить такой «баланс» в современных условиях развития, на мой взгляд, должны процессы расширения использования знания как ресурса и продукта производства. В свою очередь необходимо добиваться оптимального сочетания использования знаний, ориентированных на эффективность и знаний, ориентированных на инновации.  
 
Общеизвестно, что управление знаниями для отечественных предприятий является достаточно новым процессом. Хотя, по мнению Г.Б. Клейнера, каждый хозяйствующий субъект в ходе своей производственной деятельности может и не заметить, как совершенно непроизвольным образом он одновременно ведет исследовательскую работу, не фиксируя при этом необходимым образом ее результаты. Имеется в виду, что практически каждое предприятие практически каждый день тем или иным способом изучает внешнюю среду, само себя, то есть внутреннюю среду, взаимодействие внешней и внутренней среды и по результатам таких действий может проводить фиксацию определенных показателей. Иными словами получается определенный набор данных, которые могут быть преобразованы в информацию и затем на основании осмысления этой информации могут создаваться знания. Таким образом, наряду с материальными объектами предприятия производят специальные объекты информационного типа (знания, сведения, сообщения), материализованные на определенных носителях, или носящие знаковый характер. Эти объекты являются искусственными, полученными в результате преобразования определенных ресурсных потоков. 
 
Каким образом следует осуществлять деятельность по управлению знаниями? Авторы отмечают необходимость учета всех граней управления знаниями, интеграции персонифицирующего или интуитивистского подхода и информационного или технологического подхода, которая позволит превратить знания в ключевой ресурс компании. 
 
Однако, на мой взгляд, применение данного подхода в российских компаниях может привести к «размыванию и расфокусировке» самой деятельности по управлению знаниями. В свою очередь, комплексность подхода, как это парадоксально не звучит, должна заключаться в применении на определенном этапе определенных методов адекватно «вызовам», стоящим перед предприятием, то есть ограничениям. Комплексность будет достигаться в процессе непрерывного совершенствования, в процессе стратегического управления, в процессе достижения цели предприятия. 
 
Представляется, что достижение конкурентных преимуществ должно быть тесным образом связано с устранением явных ограничений и превращением потенциальных ограничений в новые конкурентные преимущества. Таким образом, деятельность по управлению знаниями стоит «связать» с принципами действий теории ограничений, применяя которые необходимо выявлять «узкие места» и «расширять» их, в том числе и посредством применения знаний, которые в новых экономических условиях являются вообще единственным имеющим значение ресурсом, а не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства. Принимая во внимание то, что информация и знания все чаще сами выступают в роли непосредственных продуктов деятельности предприятий, к процессам их «производства» также можно применить принципы действия теории ограничений. Естественно главным условием в таком случае становится выработка адекватных критериев, по которым можно выявлять данные ограничения. Так приверженцы персонифицирующего или интуитивистского подхода к управлению знаниями указывают на то, что нет смысла разрабатывать технологию, пока нет соответствующей культуры. В свою очередь, не могу не отметить, что то же самое, но в обратном порядке также имеет право на существование. Для этих двух ситуаций характерно игнорирование различий ограничение/отсутствие ограничений. 
 
Здесь будет уместно привести пример по выводу из кризисного состояния предприятия «Полаир» — производителя холодильного оборудования для торговли и общепита. Генеральный директор К. Акимов успешно применил принципы действия теории ограничений. В частности, столкнувшись с ограничением рынка, менеджеры «Полаира» совместно с менеджерами производителей напитков разработали необходимую для данных производителей модель. Кроме того, в вопросе новаций было отдано предпочтение работы над преодолением существующих недостатков, на которые указывали потребители. 
 
Я думаю, что нетрудно определить, что в приведенном примере можно отметить процессы получения компанией данных, информации из внешней среды, их обработку внутри компании, и воплощение полученных знаний в готовую продукцию.       
 

     Глава 2. Управление инновационным процессом 
 
 

     2.1 Управление инновационными процессами  

     Инновационная деятельность, осуществляемая в целостной  системе управления инновациями "государство - общество - наука - технология - экономика - образование", включает в себя широкий спектр работ как в области инновационной политики государства, так и по созданию и освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т. п. Отмеченные взаимосвязи выполняют системообразующую роль. Это оказывает прямое влияние на развитие инновационной деятельности, эффективность и сама возможность которой определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний, фирмами, рынком, государством и т. п. как в пределах национальных границ, так и в глобальном масштабе.
     Российская  статистика свидетельствует, что развитие научной и инновационной деятельности в последнее десятилетие характеризуется  в основном негативными тенденциями - сокращением масштабов научных исследований, снижением кадрового потенциала науки, деградацией научной инфраструктуры. Экономический рост последних пяти лет, по оценкам экспертов, достигнут в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов. Такой тип экономического роста не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. Кроме того, компании сырьевых отраслей не предъявляют высокого спроса на реализацию научного потенциала и широкого спектра технологий, инвестиционная и инновационная активность в технологически передовых отраслях и направлениях остается на низком уровне. Эти процессы создают предпосылки для консервации технологической отсталости большинства отраслей и регионов России.
     Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1%. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и  развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1% экспорта и 10% импорта технологий. В целом в 2003 г. коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок в расчете на 10 тыс. населения) упал.
     Уровень инновационного развития экономики  характеризуется, прежде всего, такими факторами, как количество и виды деятельности технологических альянсов, транснациональных компаний, совместных научно-технических организаций. По разным оценкам, российские компании входят в число 90-180 международных технологических альянсов, что в 3-4 раза ниже показателей Италии, Швеции, Швейцарии и в 8-12 раз - Великобритании, Германии, Франции. Однако доля организаций иностранной и совместной форм собственности в научно-технической сфере России растет.
     В инновационной сфере еще нет  необходимой "критической массы" финансирования из различных источников, развивается диспропорция между  фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками, нет достаточной инфраструктуры и устойчивых связей между основными звеньями инновационной системы - учреждениями высшего образования, научными организациями, малыми инновационными предприятиями и промышленностью. Так, доля прикладных исследований сократилась до 15,9%, что свидетельствует об ослаблении связей между этапами инновационного цикла.
     Вследствие  названных факторов доля инновационно-активных предприятий продолжает оставаться небольшой, а число малых инновационных  предприятий постоянно сокращается (на 23,2% за последние два года в отрасли "Наука и научное обслуживание"). В 2003 г. наблюдалась тенденция возврата коллективов малых фирм в структуру тех организаций, от которых они когда-то отделились. Многие из них возникли на базе старых разработок, средства в НИОКР вкладывались небольшие, вопросам интеллектуальной собственности уделялось незначительное внимание, общая законодательная среда для их деятельности была неблагоприятной, и в итоге ряд фирм потерял свою инновационную направленность, а другие готовы вернуться к научной работе в НИИ и вузы. Сегодня на долю малых инновационных патентов приходится 1% общего числа российских патентов, выданных российским заявителям, а лицензируется только 2% всех патентов. Это свидетельствует о том, что они выпускают готовую продукцию без изменений и не используют интеллектуальную собственность. Однако их состав в последние годы меняется. Если в 1999 и 2000 гг. главными лимитирующими факторами были недостаток финансовых средств и экономическая нестабильность в стране, то в 2003 г. на первые места выдвинулись такие причины, как неразвитая инфраструктура в сфере коммерциализации технологий, несовершенство законодательной базы и только на третьем месте - недостаток инвестиций. Неразвитая инфраструктура для малых предприятий выражается в том, что государство поддерживает малый бизнес в очень скромных масштабах и в то же время не предоставляет гарантий для того, чтобы предприятия могли шире использовать заемные средства.
     Государство и корпорации в конечном счете должны будут научиться создавать условия для производства знаний, а не только для их использования. Но для этого им придется по-другому относиться к учреждениям науки и к ученым, которые не представляют, каким образом можно заниматься исследованиями вне государственных и корпоративных академий, центров и университетов.
     В ноябре 2003 г. фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере объявил о начале реализации программы по финансированию инновационных  проектов, находящихся на начальной стадии развития, т. е. по выделению так называемого посевного финансирования, дефицит которого действительно очень высок. На данную программу планируется выделить около половины бюджета фонда (10 млн. долл.).
     Новая инициатива в определенной мере напоминает программу 8В1К (Small Business Innovation Research Program), которая была запущена в США в 1982 г. после принятия Акта о развитии малого инновационного бизнеса. В данной программе государство выступает как своего рода венчурный капиталист, вкладывая средства в высокорисковые проекты. Программа рассчитана на три периода.
     В первый, длящийся не более полугода, малые фирмы-заявители должны показать возможность предлагаемой ими инновации  удовлетворить заранее объявленные  потребности федерального ведомства. Финансирование в этот период не превышает 100 тыс. долл. Во втором (2-3 года) - малое предприятие должно создать прототип изделия. На эти цели выделяется 750 тыс. долл. На третьем - происходит коммерциализация продукта, и государство уже не предоставляет финансирования.
     Практика  показала, что компаниям требуется  в среднем 5-9 лет для того, чтобы  развить проект от концепции до коммерческого  продукта. Через четыре года после  прекращения финансирования государства  около 12% поддержанных фирм оказываются способными самостоятельно коммерциализировать результаты своих НИОКР.
     Данные  по 50 наиболее коммерчески успешным компаниям, поддержанным в рамках программы, показали, что государственные вложения полностью окупились. Однако развернулась дискуссия о критериях оценки успешности программы. Например, насколько верны такие традиционно используемые показатели, как число выращенных фирм-лидеров и объем компенсированных ими первоначальных затрат. Все большее распространение получает точка зрения, что такая оценка может дезориентировать, поскольку программа подобного рода предусматривает, прежде всего, поддержку фирм, которые на этапе обращения в программу не представляли для частного сектора никакого интереса, в силу заложенного в предлагаемых ими проектах высокого риска. Ведь задача состоит в том, чтобы избежать классического эффекта вытеснения частных затрат государственными.
     В российском варианте условия программы  таковы. Первый этап реализации проекта (до одного года) является "посевным", когда заявитель за небольшие средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые ему на безвозвратной основе, проводит НИОКР, разрабатывает прототип продукта, проводит его испытания, патентование, составляет бизнес-план. Это должно показать вероятность коммерциализации результатов научных исследований. На второй и третий год реализации проекта предоставляемое со стороны Фонда финансирование на проведение НИОКР будет увеличиваться в зависимости от хода работ, объема привлекаемых исполнителем внебюджетных источников финансирования, но не превысит за три года 4,5 млн. руб.
     Процедура отбора проектов отличается от традиционных программ фонда, поскольку предусматривает  очное общение соискателей с  экспертной комиссией, а также свободную  форму заявки. Это, по мнению организаторов, должно помочь выявить наиболее перспективные проекты. Первый раунд отбора проектов состоялся в декабре 2003 г. в Екатеринбурге. Среди экспертов были зарубежные представители, приглашенные Британским советом и Американским фондом гражданских исследований и развития. По их оценкам, уровень предложений превзошел ожидания, и 3-4 проекта могут даже получить финансирование на Западе. Сам фонд планирует профинансировать до 400 проектов в 2004 г.
     В отечественной схеме этап от НИОКР  до прототипа должен быть пройден очень быстро, в течение года, и затем государственная поддержка будет оказываться в течение еще двух лет. Таким образом, существует высокий риск выбора неперспективных проектов для продолжающейся поддержки и пока нет четких условий, определяющих размеры и темпы наращивания внебюджетного (долевого) финансирования.
     Все наиболее развитые страны мира имеют  системы стратегического планирования экономического развития, не сводящиеся только к утверждению государственного бюджета, управлению денежными агрегатами и проведению фискальной политики. Например, во Франции, Японии, других странах Юго-Восточной Азии существует индикативное планирование на основе составления пяти-, семилетних планов экономического развития. В 40 странах мира для регулирования межотраслевых пропорций в экономике, определения перспективных отраслей, видов продукции, которые могут обеспечить конкурентное преимущество экономике страны на мировых рынках, используется метод составления межотраслевых балансов, предложенный лауреатом Нобелевской премии В. Леонтьевым на основе матрицы "выпуск - затраты".
     В Японии и других развитых странах  ежегодно составляется до 18 тыс. межотраслевых  балансов, на основе которых и осуществляется стратегическое планирование развития экономики. Во Франции действует  система пяти-, семилетних планов экономического развития, в США в дополнение к системе межотраслевых балансов создана система учета денежных и кредитных потоков. Она регистрирует и учитывает все сделки между двумя различными экономическими лицами.
     В США ежегодно возрастает роль государства в управлении экономическими процессами. Доля его активов в национальном капитале выросла с 7% в 1900 г. до 20% в 1950 г. и с тех пор продолжала расти. Закупка товаров и услуг федеральным правительством увеличилась с 1 % ВВП в 1929 г. до 17% в 1954 г., и этот процесс не останавливается.
     В мире около 30% производимого транснациональными корпорациями продукта продается на вторичном, внутрифирменном рынке, т. е. не по рыночным, а по внутрифирменным  директивно "назначенным" ценам.
     Современный объем инвестиций в технологические  инновации "не в состоянии обеспечить инновационный прорыв в отраслях экономики и несоизмерим с  реальными потребностями в технологическом  обновлении производства и расширении спектра принципиально новой  отечественной продукции. В 2001 г. инновационные затраты в промышленности составили 61,3 млрд. руб., т. е. лишь 1,4% общего объема продукции промышленности. В странах ЕС аналогичная доля в среднем втрое выше.
     В России, как верно отметил лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц, пытались сократить дорогу к капитализму, создавая рыночную экономику без фундаментальных институтов, а институты - без фундаментальной инфраструктуры. Это сверхупрощенная версия рыночной экономики.
     Необходимость создания системы стратегического планирования начинают признавать даже современные российские исследователи из числа горячих сторонников идеи самоорганизации, либеральной модели развития. Многочисленными стали исследования "цепочек прироста стоимости". Рядом российских исследователей предлагается на основе их анализа определять приоритеты инновационного развития.
     Безусловно, анализ "цепочек прироста стоимости" должен стать и является частью системы  стратегического планировании на основе составления межотраслевых балансов по методу В. Леонтьева. Но этот метод  является лишь частным случаем балансового  метода, который в отличие от метода на основе анализа "цепочек прироста стоимости" отвечает не только на вопрос, как продавать, чтобы получить большую добавленную стоимость (использовать толлинговую, фрайчайзинговую схемы, приобретение или продажу акций и т. д.), но и на вопрос, что продавать, чтобы развить смежные производства и определить инновационную перспективу нового продукта.
     По  мнению академика Д.С. Львова, "формирование системы стратегического планирования на основе использования моделей  В. Леонтьева и Л. Канторовича, американского опыта создания системы учета денежных и кредитных потоков, позволяющих учитывать все без исключения сделки юридических и физических лиц, представляющей возможность системно определять межотраслевые и внутриотраслевые приоритеты инновационного развития экономики Российской Федерации, является наиважнейшей задачей органов власти и управления Российской Федерации".
     Большинство необходимых обществу инновационных  проектов так или иначе связано  с эксплуатацией, модернизацией, обновлением  активов, которые достались с советских времен. Это наш основной капитал. Что делать с активом, стоимость которого близка или равна нулю, с активом, производительность которого не поддается прогнозной оценке? Ответ заключается в том, что в ситуации, когда нельзя капитализировать сам актив, можно и нужно построить капитализируемый проект его модернизации. Это и будет стратегией инновационного развития актива.
     Сказанное предопределяет главную тенденцию  инновационного развития экономики  страны на средне- и долгосрочную перспективу как восполнение потерь национального богатства от катастрофического понижения стоимости ее активов и повышение экономической и социальной эффективности использования активов за счет сочетания мер государственного регулирования процессов накопления и потребления, проектного управления капитализацией активов и прагматичного управления всеми видами ренты.
     С точки зрения современной концепции  экономического развития нужно говорить также о достижении общественно-необходимых  объемов накопления, поддержании внутренней сбалансированности роста элементов вещного воспроизводимого капитала (производственного и непроизводственного назначения), вложений в расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала и улучшение окружающей среды, в радикальное улучшение количественных и качественных показателей национального "человеческого капитала" через оздоровление социально-демографических процессов, повышение уровня медицинского обслуживания, роста доступности и престижности образования, инженерно-технической и научной деятельности и пр.
     Россия  одна из самых богатых стран мира по запасам основных видов природных  ресурсов. Занимает первое место в  мире по запасам нефти, газа и леса на душу населения. Второе место по запасам угля и железной руды. Третье - по запасам пресной воды и т. д. (см. таблицу). Она - одна из основных экологических стабилизаторов планеты. Ее вклад в сохранение экологической устойчивости мировой экосистемы в 2 раза превышает вклад таких стран, как США и Канада вместе взятых, Бразилии и Австралии.
     Однако  компании сырьевых отраслей не предъявляют  высокого спроса на реализацию научного потенциала.
     Кризис  научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями  институциональных условий: резким сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры.
     Уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют  ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики.
     Снижение  объемов государственного финансирования науки не привело к повышению  эффективности государственных  расходов, к прогрессивным сдвигам  в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не полностью использован.
     В США, Великобритании, Франции в последнее  десятилетие произошла смена  государственных приоритетов. Ее основными чертами являются ускоренный рост инвестиций в фундаментальные науки и исследования, связанные с системой здравоохранения, а также заметное падение интереса к исследованиям и разработкам в сфере энергетики. По проекту федерального бюджета США в области науки на 2004 г. (123 млрд. долл.) около 50% ассигнований направлено на решение оборонных задач, а половина оставшихся (25% бюджета) - на исследования, проводимые Национальным институтом здоровья. К этому следует добавить, что еще примерно 200 млрд. долл. вкладывает в исследования и разработки частный сектор США, основные приоритеты которого - фармацевтика, электроника, программное обеспечение и связь, автомобилестроение.
     В европейских странах обращает на себя внимание тот факт, что те сферы  знаний и технологий, которые еще в 1980-е гг. считались ключевыми, стратегическими и приоритетными, - авиация, энергетика, военные технологии - относительно уступили свои позиции в пользу информатики, медицины, биотехнологии и ряда новых направлений на стыке традиционных отраслей. Новейшим приоритетом во всех странах стали программы в области нанотехнологий.
     Современная структура приоритетов государственного финансирования в России похожа на послевоенную ситуацию в развитых странах: многократное превышение доли технических наук по сравнению с науками о жизни, и особенно финансированием исследований в интересах здравоохранения. Действующие в России списки критических технологий, по оценкам экспертов и по результатам опросов предприятий, мало влияют на решение задачи изменения структуры приоритетов и повышение эффективности государственных научных расходов.
     В то же время сравнение России и  других развитых стран по доле затрат на гражданские исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (ВВП) свидетельствует об относительно небольших масштабах науки и инновационной деятельности в экономике. Российский показатель - 0,9% ВВП - существенно ниже американского (2,4%), японского (2,9%) и среднеевропейского (1,5%).
     Формирование  инновационной системы нового типа в России только начинается. Постепенно складываются новые инновационные структуры - от малых предприятий до отраслевых НИИ и академических институтов, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании, приступившие к реализации крупных инвестиционных программ.
     В топливно-энергетическом комплексе, который  не относится к наукоемкой сфере, но является экономически наиболее благополучным  сегментом экономики, инновационная модель формируется в основном усилиями частных компаний, испытывающих острейшие потребности в повышении технического уровня производства. Ряд компаний нефтегазовой и металлургической промышленности начал выполнять новые для них функции структурообразующих элементов отраслевых инновационных систем.
     На  втором месте находится химическая промышленность, тесно связанная  с нефтегазодобычей, а производство электрооборудования, электроники  и оптики занимает только третье место. В среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий, тогда как сопоставимые показатели для развитых стран составляют 25-30%. Основное препятствие на пути инноваций - нехватка собственных и кредитных ресурсов, недостаточная поддержка со стороны федеральных и региональных бюджетов.
     Ключевым  фактором эффективного функционирования инновационной системы России в  рыночных условиях должно стать появление  крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры  выпуска под давлением конкурентной среды.
     Опыт  развитых стран со всей убедительностью показывает, что именно крупным корпорациям доступна организация инновационных процессов на магистральных направлениях технического прогресса, именно они выступают системным интегратором материальных, финансовых и кадровых ресурсов разного уровня, становятся основными потребителями изобретений и нововведений мелкого бизнеса.
     В России в число 10 наиболее крупных  бизнес-групп входит только одна компания, ведущая бизнес в сфере высоких  технологий - АФК Система, а преобладают "нефтяники" и "металлурги".
     Общим для компаний, нефтегазовой промышленности стало признание необходимости  создавать собственные научно-исследовательские  центры прикладных исследований, отказ  от поддержки институтов отраслевой науки, если они обслуживают интересы всех предприятий данной отрасли. Так, в процессе приватизации и акционирования научно-технических организаций нефтяного комплекса, входивших в советское время в состав производственных объединений, было сформировано 26 организаций, получивших статус внутрифирменной науки. Кроме того, на рынке научно-технических услуг для нефтяных компаний появились новые участники - фирмы, занимающиеся оказанием информационных услуг, маркетинговыми исследованиями, разработкой и внедрением информационных технологий в области организации и управления производственными процессами.
     Бывшие  головные научные организации, являющиеся основой отраслевой науки, получили статус самостоятельных акционерных  обществ в ведении Минтопэнерго России. Основным источником финансирования институтов этой группы в дореформенный период были средства государственного бюджета и отраслевых внебюджетных фондов НИОКР. В ходе реформ доля этих источников сократилась с 51,8% в 1993 г. до 21,1% к 1998 г.
     Крупные нефтяные компании России - ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО НК "ЮКОС" и ОАО "Сургутнефтегаз" - сформировали собственные научные комплексы. В компании "ЛУКОЙЛ" приоритетным направлением научно-технического развития стала разработка сырьевой базы компании. В перспективе компания ставит цель стать лидером отрасли в области поиска, разведки, нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии.
     Другой  рынок массового платежеспособного  спроса, удовлетворяемого наукоемким производством, - лекарства, медицинские  препараты и техника. В развитых странах наукоемкость фармацевтической промышленности является очень высокой, в крупных компаниях - лидерах глобального рынка - отношение затрат на научные исследования к стоимости продаж устойчиво держится на уровне 15-20%.
     Современное состояние информационных технологий (ИТ) в России весьма противоречиво. С одной стороны, наблюдается высокая активность, число информационных компаний растет, создана высокоразвитая инфраструктура сбыта и технического обслуживания, объем продаж еще в 1998 г. превысил 3,5 млрд. долл., что вполне сопоставимо по масштабам с рынками ряда развитых стран. С другой - комплектующие для сборки компьютеров и компьютерных сетей, периферийные устройства и базовые программные продукты ввозятся из-за рубежа.
     В результате экономических реформ в  России большинство позитивных тенденций  действует в ограниченных рамках. Система государственного управления очень инерционна, новые цели государственной научной политики не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно часто запаздывает. Не решена одна из важнейших задач - повышение социального статуса научного труда и инновационной деятельности, полноценной государственной поддержки приоритетных направлений.
     В инновационном сообществе сложилось  твердое убеждение, что эффективные  технологии распространяются у нас вопреки, а не благодаря усилиям государства. Государственные программы не всегда направлены на то, чтобы способствовать сближению между научно-исследовательскими институтами и предприятиями, и оказывают незначительное стимулирующее воздействие на увеличение расходов частных компаний на НИОКР.
     Только  в 2003 г. провозглашен поворот в этой области, когда Минпромнауки начало реализацию программы мегапроектов с целью выработки инновационного подхода к государственному финансированию НИОКР и стимулирования высокотехнологичных отраслей промышленности.
     Оказалось, что многие темы и проекты, финансируемые  из госбюджета, плохо взаимосвязаны, фрагментарны и не дают возможности  оценки по критериям эффективности, полезности, применимости, размера добавленной стоимости. Поэтому возникла идея консолидации ресурсов на нескольких масштабных вертикально управляемых проектах, которые иногда сравнивают с крупными советскими проектами 1940-1960-х гг.
     В министерство было подано около 500 заявок от частных компаний, государственных предприятий и НИИ. Из них только 24 соответствовали основным критериям селекции. Экспертная комиссия отобрала 11 приоритетных направлений (в их числе и новейшие научно-технические направления, например нанотехнологии и экономически важные проекты производства огнеупоров и энергоустановок) и объявила конкурс. Каждое направление собрало от одной до 20 заявок. Далее была использована стандартная практика госзакупок в области НИОКР. Средняя продолжительность проектов составляет четыре года. В большинстве случаев инициаторами проектов выступили бизнес-партнеры и разработчики. Причем технологии находятся, как правило, на поздней стадии цикла разработки, поэтому риски реализации проектов связаны не столько с технологическими проблемами, сколько с неопределенностью рынка и несовершенством управления проектами.
     Процесс создания концепции, принятия решений  и запуска мегапроектов в 2003 г. показал, что эта программа больше отвечает современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств.
     Таким образом, в России начали реализовываться  новые, соответствующие мировому опыту  подходы к выбору государственных  приоритетов научного и технологического развития. Механизмы согласования интересов предполагают участие политических лидеров и наиболее значительных участников инновационного процесса - глав министерств и ведомств, финансирующих исследования и разработки, крупных корпораций подрядчиков, мелких наукоемких компаний, а также лидеров научного сообщества. Эффективная работа этих механизмов требует опоры на разнообразные аналитические методы: прогнозирование, планирование, экспертизу и мониторинг, составление перечней критических технологий с привлечением большого числа экспертов из научного сообщества.
     Особо важной задачей реформирования государственного сектора науки является рационализация финансовых потоков бюджета: повышение  роли оценки результатов программ и  проектов, свертывание бесперспективных направлений, использование оценок рыночных перспектив для оптимизации управления программами и проектами и повышения их эффективности. 

     2.2 Технология управления инновационным процессом
       Инновационный проект - как частный случай широко распространенного на практике инвестиционного проекта представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Разработке инновационного проекта предшествуют:
    сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;
    анализ возможностей предприятия по разработке и освоению потенциальных продуктов, оценка риска;
    отбор изученных идей.
     Первым  этапом создания инновационного проекта являются научно-исследовательские работы (НИР). Предпосылкой эффективности НИР служат правильно выбранные направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи. Но в любом случае НИР включает как фундаментальные, так и прикладные исследования. Фундаментальные исследования финансирует, в основном, государство, а прикладные разработки - частные фирмы.
     Основные  стадии проведения НИР следующие:
    разработка технического здания (ТЗ), в котором определяют цели и задачи работы, обосновывают технологию получения новой продукции с использованием литературных данных и собственных экспертных знаний предприятия-разработчика. Это обоснование важно для правильного выбора направления исследований и решения инженерных задач по производству новой продукции. ТЗ - обязательный документ для начала НИР. Он согласуется с заказчиком;
    теоретические исследования, а также эксперимент, который может быть поставлен в лабораторных условиях и/или смоделирован численно с использованием математических моделей;
    выдача рекомендаций для проведения опытно-конструкторских работ (ОКР).
     НИР выполняют в научно-исследовательских  подразделениях предприятия и/или  научно-исследовательских институтах, инжиниринговых компаниях, высших учебных заведениях, некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для выполнения этих работ предприятия заключают договора. Оптимальная постановка НИР предполагает поиск решения инновационной задачи среди множества вариантов. Обеспечить это можно проведением альтернативных исследований разными исполнителями. В результате выполнения НИР определяют количественные показатели разрабатываемой инновационной технологии, которые служат базой для выработки технического задания на опытно-конструкторские работы.
     Вторым  этапом разработки инновационного проекта является проведение ОКР, основные стадии которых следующие:
    разработка конструкторской документации;
    проектирование и создание опытной установки, производство опытной партии продукции;
    разработка технологического регламента и определение технико-экономических показателей разрабатываемой технологии.
     ОКР - наиболее капиталоемкие разработки, финансирование которых примерно на 95 % осуществляется частными компаниями.
     НИОКР являются центральными звеном инновационного процесса. От того, насколько успешно научно-технические подразделения проводят эти работы, в решающей степени зависит успех инновации. Однако, как показывает практика, частное финансирование составляет лишь очень небольшую часть затрат, необходимых для фундаментальных и долгосрочных прикладных исследований, что вызывает необходимость их поддержки со стороны государства. На рис.5 приведена схема государственной поддержки инновационной деятельности. Государство стимулирует развитие инновационных процессов путем предоставления кредита на льготных условиях через специальные правительственные инвестиционные фонды, протекционистской политики по отношению к перспективным восходящим отраслям, поддержки некоммерческих исследовательских институтов и кооперирование компаний в целях научных исследований с освобождением их от уплаты налогов.
     Третий  этап разработки инновационного проекта - подготовка производства и выход на мощность, т.е. постановка продукции на производство, что включает мероприятия по организации выпуска нового изделия или освоенного другими предприятиями.
     Подготовка  производства включает в себя пуск и проверку технологического оборудования, запуск в производство установочной серии, проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии, доработка и корректировка технологической и другой документации. Установочная серия или первая промышленная партия изделий выпускается в целях проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции, соответствующей требованиям научно-технической документации и потребителей. Образцы установочной партии, прошедшие приемо-сдаточные и квалификационные испытания, могут быть представлены на рынке новшеств (участие в рекламной компании, демонстрация на выставках, в торговых центрах и т.п.). После завершения работ по подготовке производства происходит выход на мощность.
     Все вышеназванные этапы инновационного проекта называются предпроизводственными, на них формируют изделие, его качество, технический уровень, прогрессивность.
     Четвертый этап инновационного проекта - производство созданной продукции в соответствии с портфелем заказов.
     Пятый этап - эксплуатация (для изделий длительного пользования) или потребление (для сырья, топлива и т.п.) заказчиком. Взаимоотношения между производителем и потребителем определяет договор на поставку.
     интеграция Предприятия, которые наряду с традиционной осуществляют и инновационную деятельность, имеют возможность выбрать наиболее подходящую форму реализации инновационных проектов.
     Существуют  два направления организации эффективного управления инновационным процессом:
    всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
    выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.
     На  практике используются оба подхода  с преобладанием одного из них. При  этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию  своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.
     Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные  подразделения, действующие подобно  независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.
     В рамках предприятия возможен ряд  организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:
    советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;
    отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;
    проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;
    отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;
    центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;
    венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;
    специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;
    аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.
     Характерной тенденцией развития инновационной  деятельности является поиск предприятиями  интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:
    отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;
    инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;
    финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.
     В современных условиях успешному  научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые  структуры и т.п., где связи  строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.
     Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия в целом не влияет на эффективность инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:
    наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;
    возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;
    возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;
    меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.
     Роль  мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда  нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:
    возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;
    возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;
    фактическое отсутствие бюрократического руководства.
     Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков.

     2.3 Актуальность инноваций в России

    На фоне растущей конкуренции в сфере технологического перевооружения разве что ленивый не говорит и не пишет об инновациях. Задаваться вопросом актуальности этого вопроса в России не приходится – вопрос на повестке дня
     В ежегодном Послании к Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Президент  обозначил, что сырьевые тенденции  в экономике РФ по-прежнему тормозят ее инновационное обновление, а также, что стране требуется всесторонняя модернизация. С этого времени  термины «инновация» и «модернизация» всё глубже укореняются в нашей речи, а также и в сознании носителей языка.
     Актуальность  вопроса, в первую очередь, определяется вниманием к нему руководства  государства. Сегодня в России осуществляется реализация ряда федеральных целевых программ, призванных улучшить различные сторон жизнедеятельности государства. В сфере развития высоких технологий функционирует ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы». Программа ориентирована на обеспечение ускоренного развития научно-технического потенциала РФ, посредством коммерциализации крупных проектов и расширения механизмов государственно-частного партнерства. Подробнее о программе.
     Инновационный процесс в России – это шаг, во многом обусловленный ее историей, экономическим и социальным положением, а не просто прихоть власти.
     Инновационный процесс в России – это шаг, во многом обусловленный ее историей, экономическим и социальным положением, а не просто прихоть власти. Стране, развивающейся по принципу рыночной экономики, необходимо обновление и повышение уровня жизни ее граждан. Многие мировые державы достаточно давно поставили акцент государственной политики на научно-технический потенциал: приняты инновационные планы развития, существуют организации по поддержке коммерциализации инноваций. Например, Агентство по использованию патентов в Германии, Анвар во Франции, администрация по технологиям, учрежденная в структуре Министерства торговли США, агентство ДАРПА при Минобороны США, Национальное технологическое агентство Текис в Финляндии, британская технологическая группа и др. Исследователи вопроса утверждают, что безусловным плюсом является реализация вышеупомянутыми странами концепции системного подхода, с помощью которого за короткий исторический период удалось создать эффективные национальные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования и добиться увеличения общей наукоемкости ВВП. Прогнозируется, что доля высокотехнологической продукции ВВП экономически развитых государств к 2020-у году превысит 40 процентов.
     На  сегодняшний день на пути инновационного обновления России еще встречаются  препятствия, которые предстоит  устранить совместными усилиями всем участникам процесса. Например, как отметил на Петербургском международном экономическом форуме Председатель совета директоров компании Intel Крейг Барретт, российской власти необходимо обозначить «правила игры», то есть «нужно создать условия, чтобы «умные люди» могли реализовать «умные идеи» на практике».
       Немаловажен вопрос квалифицированных  кадров для инновационной экономики.  Их дефицит наблюдается во  всех звеньях: не хватает как  инженеров, так и простых рабочих.  По словам председателя ТПП  РФ Е. Примакова, создание непрерывного потока кадров для инновационной экономики входят в число стратегических задач руководства страны.  

     Будущее российских инноваций: стратегия развития

   
     В 90-х годах 20 столетия российская политика в быстроменяющихся условиях растущей рыночной экономики ориентировалась в основном на день сегодняшний. Вопрос о стратегическом планировании развития тогда отошел на второй план. В результате, первоочередное внимание уделялось появившимся тогда маркетингу и рекламным технологиям. Развитие же технологического ресурса и инновационного оснащения осталось несколько позади. Если взглянуть в прошлое, то именно проработка стратегического развития позволила Советскому Союзу в 50-60-х занять лидирующие позиции на международной арене.  В начале нового столетия, благодаря стабилизации экономики и общества, стало актуальным и возможным обсуждение перспектив развития, постановка долгосрочных целей.
     «Если план стратегического развития инновационной  линии покажет себя с положительной  стороны, общество и страну ожидают значительные, и что самое главное, благоприятные перемены»
     Но  у хаотичного периода 90-х есть и  свои плюсы. Благодаря развитию потребительского рынка и увеличению предложений  относительно спроса, производители  стали перед вопросом уникальности своего продукта, повышения конкурентоспособности. А это невозможно без развития технологий, внедрения инновационных проектов. Здесь же встает вопрос о способах приобретения инноваций. Не все производственные компании могут позволить себе иметь собственную научно-исследовательскую лабораторию или покупку новых технологий.
     Один  способов инновационного развития для  компаний заключается в сотрудничестве с исследовательскими институтами  на базе вузов. И сегодня правительство  всячески поддерживает эту инициативу. 18 июня 2010 года, в рамках стратегии  инновационного развития России, Министерство Образования объявило о конкурсе на получение государственной поддержки предприятиями, имеющими договор о разработке новых технологий с вузами. Таким образом, для поддержания инновационной стратегии необходима кооперация трех участников процесса: государства, бизнеса и науки. Иначе говоря, должно быть качественно простроено взаимодействие техники, гуманитарных и управленческих решений.
     Работа  по этой проблематике ведется с начала 90-х годов учеными Российской академии наук, Российской академии естественных наук и Российской академии государственной службы. В частности, Кузык Б.Н. и Яковец Ю.В. предложили свое видение инновационного развития - «Россия 2050: стратегия инновационного прорыва».
     В первую очередь, ученые говорят о  необходимости определения основных приоритетных направлений для поддержания актуальных тенденций экономического развития и целесообразной концентрации ресурсов. Правительством среди таковых были выделены следующие: живые системы, безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, перспективы вооружения, военная и специальная техника, рациональное природоиспользование, транспортные, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение.
     Кроме того, инновационное развитие должно, по их мнению, способствовать обновлению российской экономики, ускорению темпов роста и кооперации сообществ. Опираясь на работы Н.Д. Кондратьева, авторы смогли выявить основные тенденции на долгосрочную перспективу, в том числе переход к шестому технологическому укладу. Таким образом, к 2050 году появиться возможность сократить разрыв в экономическом и технологическом развитии между богатыми и бедными странами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.