На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Торгово-экономические отношения Российской Федерации и КНР на современном этапе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Институт  Международных Экономических  Связей 
 

Кафедра международной торговли и внешней  торговли РФ 

 
          
  Дипломная работа 

Торгово-экономические  отношения Российской Федерации и КНР на современном этапе 

   Студент: Половцев В.С. 

Допускается к защите                                  Научный руководитель: Капитонов И.А. 
 

Заведующий  кафедрой                                               
                                                                              

Москва 2010 

                                   Содержание работы 

Введение                                                                                                              3
Глава 1. Основные направления  торгово-экономического
сотрудничества  России и Китая                                                                    
      Торговые связи                                                                                             8
      Инвестиционное сотрудничество                                                              17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и  совместное предпринимательство                                                                                        26
        Приграничная торговля                                                                              31
 
Глава 2. Развитие товарооборота  между Россией  и Китаем
2.1. Внешнеторговый  оборот РФ                                                                     39
2.2. Динамика  российско-китайской торговли                                               43 

Глава 3. Основные проблемы и  перспективы торгово-экономических  отношений России и Китая
3.1. Проблемы  в развитии торгово-экономических  связей                            53
3.2. Перспективы  торгово-экономического сотрудничества                         57
3.3. Внешнеэкономическое  сотрудничество России и Китая  как способ   приобретения опыта  при вступлении в ВТО                                                   61
3.4. Психологические  особенности ведения деловых  контактов с партнёрами из  Китая                                                                                                                   69 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                     77 

Список литературы                                                                                            80 

Приложения                                                                                                        82 

Введение
       Внешнеэкономические связи России и Китая играют ведущую  роль во всём комплексе внешнеэкономической  деятельности Российской Федерации  со всеми странами мира. Это полностью  отвечает нашим экономическим и  геополитическим интересам.
       Современный Китай – это динамично развивающееся  государство, которое по праву считается  одним из политических центров силы и локомотивов глобальной экономики. По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО) в 2004 году Китай занял третье место в мире по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту, пропустив вперед лишь США и Германию. Согласно данным ВТО, по итогам 2004 года Китай переместился с четвертого на третье место по общему объему внешней торговли и экспорту и сохранил за собой третье место в мире по импорту. На долю Китая приходилось, соответственно, 6,5% и 5,9% мирового экспорта и импорта, что на 0,6-процентного пункта превышает показатели 2003 года. В 2004 году рост внешней торговли Китая составил 35,7%. Общий объем экспорта и импорта впервые превысил отметку в 1 трлн. долларов США и достиг 1154,8 млрд. долларов США. [28]. Есть серьезные основания полагать, что к середине 21 века он может стать ведущей мировой державой. С таким Китаем считаются все, даже те, кто отнюдь не заинтересован в его процветании и стабильности.
       Практика  последних двух десятилетий показала: по мере стремительного развития Китая его внешнеполитический курс становился все более взвешенным и ориентированным на интеграцию в мировую экономику. Китай выступает за тесные связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда, за дальнейшую либерализацию мировой торговли на основе устойчивого развития. В соответствие с этим строится и внешнеэкономическая политика Китая.
       Правительство КНР в рамках политики открытости внешнему миру поставило китайским  компаниям задачу о проведении во всём мире «внешнеэкономического наступления» - укрепления своих позиций как  на традиционных, так и на новых  рынках сбыта, повышение конкурентоспособности  своих товаров и технологий, содействие экспортёрам, усиление представительства  китайкой экономики за рубежом с  помощью государственных, общественных и частных структур. Для повышения  своих конкурентных позиций намечается укрепление финансовой базы для поддержки  НИОКР, инноваций и ноу-хау, расширение международной производственной и  научно-технической кооперации, привлечение  в Китай всё большего количества учёных и специалистов.
       В системе внешнеэкономических приоритетов  Китая Россия занимает особое место, что обусловлено следующими факторами:
    На протяжении последнего десятилетия Китай является крупнейшим экономическим партнёром России;
    Россия является важнейшим поставщиком энергоносителей на китайский рынок, создав для этого соответствующую капиталоёмкую транспортную инфраструктуру;
    Россия представляет интерес для Китая как ёмкий рынок для своей экспортной экспансии, как возможный «плацдарм» для выхода со своей продукцией на рынки третьих стран;
    Интеграцию России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) также следует рассматривать в качестве одного из аспектов китайской долгосрочной экономической политики в отношении РФ.
       Торгово-экономические  отношения России и Китая имеют  многолетнюю историю. На этом пути внешнеэкономическое  сотрудничество между двумя странами знало и подъёмы, и спады. Но они  с честью выдержали все испытания  и к началу 21 века наши торгово-экономические  отношения с Китаем обрели крупномасштабный и разносторонний характер. Кроме  торговли, деловые партнёры участвуют в производственной и научно-технической кооперации, совместном предпринимательстве, осуществляют инвестиционные проекты, развивают кредитно-финансовые отношения. Наши торгово-экономические связи с Китаем имеют взаимовыгодный и равноправный характер. Их стабильность и масштабность обусловлены такими важными факторами, как исторической и географической близостью, взаимодополняемостью экономик, развитым экономическим и интеллектуальным потенциалом обеих стран.
       Между руководителями обеих стран установились доверительные партнёрские отношения. Регулярные политические и экономические  консультации Президента России В.В.Путина и Председателя КНР Ху Цзиньтао в  последние годы позитивно отразились на результатах всего комплекса  экономического сотрудничества двух стран, придав им больше динамичности, конкретности и масштабности, способствовали успешному  преодолению и ликвидации препятствий, в частности, в кредитно-финансовой сфере, в осуществлении ряда крупных  инвестиционных проектов в России.
       Определяя тему для данной дипломной работы «Анализ особенностей внешнеэкономического сотрудничества России и Китая», автор исходил, прежде всего, из актуальности её в условиях реформирования российской экономики в целом и, в частности, внешнеэкономических связей РФ. Это важно для поиска более эффективных форм двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей между странами и глобализации мировых экономических процессов. Интерес для специалистов может представлять также взаимодействие по различным направлениям с деловыми кругами Китая, являющегося крупнейшим экономическим партнёром России. Не случаен и выбор данной страны как объекта исследования, – в его пользу говорят не только объём взаимной торговли, но и богатый опыт взаимодействия в поисках преодоления препятствий и решения проблемных вопросов, возникающих в торговых отношениях, в инвестиционном сотрудничестве и кооперации, в кредитно-финансовой сфере, в процессе укрепления организационных структур сотрудничества.
       Таким образом, целью данной дипломной работы является анализ  современного состояния и перспектив внешнеэкономического сотрудничества России и Китая.
       Данное  исследование имеет следующие  задачи:
    Проанализировать состояние взаимной торговли РФ и Китая в 2005г.
    Сделать анализ инвестиционного сотрудничества и инвестиционного климата.
    Определить уровень развития промышленной, научно-технической кооперации и совместного предпринимательства в различных отраслях экономики.
    Исследовать состояние взаимного товарооборота, структуры экспорта и импорта.
    Показать особенности взаимодействия российских и китайских партнёров, участвующих в приграничной торговле.
    Определить проблемы и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем, наметить возможные пути её совершенствования.
    Изучить основные этапы и условия вступления Китая в ВТО.
    Определить психологические особенности ведения деловых контактов с китайскими партнёрами.
       При подготовке дипломной работы автор  использовал следующие источники  информации: материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, Центрального Банка РФ, Посольства Китая в РФ, Представительства  китайской экономики в Москве, Министерства экономики Китая, Министерство Коммерции Китая, Главного таможенного  управления КНР, Статистического ведомства  Китая, Госкомитета по статистике РФ; журналы и сборники по тематике торгово-экономического сотрудничества РФ и Китая; учебные пособия по тематике «ВЭС России».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Основные направления  торгово-экономического                     сотрудничества России и Китая
      Торговые связи
       Торгово-экономические  отношения с Китаем имеют одно из приоритетных значений в общем  комплексе внешнеэкономических  связей нашей страны, что было подтверждено в ходе последних встреч на высшем уровне президента России В.В.Путиным  и Председателя КНР Ху Цзиньтао. Регулярные ежегодные встречи глав государств и правительств непрерывно укрепляют взаимное политическое доверие: созданы Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств,  Комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта, десятки подкомиссий и рабочих  групп. Созданы также системные, надежные механизмы обеспечения  сотрудничества.
       С 90-х годов прошлого века Китай  замыкал десятку основных торговых партнёров России. В последние же годы на него приходится от 6 до 8% всего внешнеторгового оборота нашей страны [20].
         Он является крупнейшим поставщиком  в Россию промышленных товаров  народного потребления (около 50% всего объёма российского импорта), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (30%), бытовых приборов и других товаров бытового назначения (10%) [20 и 24].
       По  данным Главного таможенного управления Китая доля России во внешней торговле КНР является более скромной (порядка 4-5%). Тем не менее, Россия играет важную роль для Китая в поставках топливно-энергетических ресурсов, минеральных удобрений, лесоматериалов, бумаги и целлюлозы, черных и цветных металлов.
       Существует  взаимодополняемость экономик двух стран. Помимо сырьевых и энергетических ресурсов, Китай заинтересован в  использовании российского научно-технического потенциала, высококачественной техники  и оборудования по сравнительно невысоким  ценам в области энергетики, авиастроении, транспорта, металлургии, космонавтики, мирном использовании ядерной энергии, лазерной техники, а также в военно-техническом сотрудничестве. Обе стороны проявляют объективный интерес к повышению уровня своего сотрудничества на новой качественной основе.
       Российское  оборудование обладает рядом технологических  преимуществ, например, более легкой адаптацией к производственным условиям Китая в силу известных историко-экономических  предпосылок, уходящих корнями в  сотрудничество наших стран в 50-е  годы. Для России Китай в ближайшей  перспективе будет иметь важное значение как крупный рынок сбыта машинотехнической продукции и энергоносителей, а также как источник снабжения российского рынка недорогими и качественными товарами народного потребления и продовольствия.
       Развитие  двустороннего сотрудничества осуществляется соответственно провозглашенной Китаем политике диверсификации его экспортных рынков. Российское направление –  одно из приоритетных в этой политике – позволит Китаю ослабить свою экономическую зависимость от США, Японии и других развитых стран. Углублению двусторонних связей также объективно благоприятствуют идущие параллельно  в КНР и России процессы постепенной  либерализации внешнеторгового  и инвестиционного режимов.
       Одной из особенностей российско-китайских  торгово-экономических отношений  является то, что они развиваются  в значительной степени по линии  межрегиональной приграничной торговли, на которую по данным Посольства Китая  в РФ приходится около 50% взаимного  товарооборота. Основной объем операций осуществляется преимущественно мелкими  кустарными (семейными) предприятиями. Однако в последние годы наблюдается  тенденция выхода на российский рынок  крупных ТНК, а также государственных  предприятий, их стремление к организации  и созданию совместных производств. Их плодотворная деятельность на российском рынке и сотрудничество с нашими производителями является примером для новых предпринимателей –  участников внешнеэкономических связей.
       В настоящее время на российском рынке  активно работают более 1000 крупных  и средних фирм, большинство из которых имеют свои представительства  в России, аккредитованные при  Минэкономразвития, Минпроме, Минфине, Минсельхозе России и других федеральных  ведомствах. Как правило, это фирмы, работающие на нашем рынке долгие годы, зарекомендовавшие себя как  добросовестные, надёжные и платёжеспособные партнеры по экспортно-импортным операциям, в кооперационных и инвестиционных проектах.
       С другой стороны, на китайском рынке  успешно продолжают работать несколько  десятков старых внешнеторговых объединений  системы Минэкономразвития РФ и  самостоятельных объединений (Технопромимпорт, Тяжпромэкспорт, Энергомашэкспорт, Экспортлес, Мебельинторг, Трактороэкспорт, Автопромимпорт, Госинкор, Продинторг и др.).
       На  территории Китая по-прежнему работают более 150 смешанных обществ с российским капиталом. Не так давно они были специализированными фирмами, участвующими в экспортно-импортных операциях  по своей номенклатуре. К числу  этих фирм относятся: «Приаморское Пароходство» (перевозка нефти и нефтепродуктов), «ИТЕРА» (природный газ), «Станко» (станки),  «Промвесторг» и «Трубоимпекс» (металлопродукция), «ЮниТранс» (транспортно-экспедиторские услуги), «Интернекско» (ядерные материалы, изотопы), ОАО «Атомредметзолото» (драгметаллы  и камни) и т.д..
       Что касается торгово-политического режима Китая, то он, в целом, благоприятный  для российских участников экспортно-импортных  операций. Необходимо отметить, что  в Китае постепенно идёт процесс  либерализации режима для торговых операций со странами – контрагентами, в соответствии с нормами и  правилами ВТО. В Китае сформирована и эффективно действует надёжная нормативно-правовая база, регулирующая её внешнеэкономические связи и  защищающая интересы Китая в этом направлении. Основой законодательства Китая, регулирующего порядок осуществления  внешнеэкономической деятельности, является:
    Закон КНР о внешней торговле от 12.05.1994 г., принятый на 7 заседании Постоянной Комиссии Всекитайского Собрания народных председателей (ВСНП) восьмого созыва и вступивший в силу с 01.07.1994 г.
       Законом установлено, что товарооборот, предоставление услуг, движение капиталов, производство платежей и прочие экономические  связи с иностранными государствами  являются свободными от ограничений, за исключением тех, которые содержатся в самом законе или определяются в постановлениях Правительства  КНР, издаваемых на его основе. Ограничения  могут быть установлены государственными органами КНР для обеспечения  безопасности, создании условий для  выполнения обязательств,  недопущения  негативного влияния на экономику  Китая отношений, а также мероприятий, проводимых правительствами других стран, препятствующих свободной конкуренции  или ведущих к ограничению  экономических связей КНР.
       Регулирование импортной деятельности. Министерство коммерции (МК) КНР ежегодно публикует перечни товаров, запрещенных и разрешенных к импорту в Китай. К ввозу главным образом запрещены товары, которые могут нанести ущерб государству или гражданам КНР.
       С момента вступления Китая в ВТО  список таких товаров сокращается. Кроме того, либерализация импортной  деятельности проявляется  в снижении импортных пошлин и отмене квотирования некоторых категорий товаров.
       В отношении товаров, импорт которых  ограничен по количеству, в КНР  действует система государственного квотирования. Для других товаров, в  соответствии с «Законом о внешней  торговле», а также «Положениями о регулировании импорта и  экспорта товаров» применяется система  импортного лицензирования.
       С 1 января 2003 г. МК КНР определено 143 наименования (восьмизначных кода) лицензируемых  и квотируемых импортных товаров, сгруппированных в 8 категорий. При  импорте товаров по толлинговым  схемам допускается их ввоз без получения  лицензий, за исключением нефтепродуктов, контролируемых химических веществ и оборудования для производства лазерных дисков.
         В целях усиления контроля  над импортом и экспортом некоторых  видов сырья и стратегических  товаров, в КНР введена система  автоматической регистрации в  отношении 14 категорий товаров,  включающих зерно, алкоголь, нефть  и т.д.. Государственный комитет  по развитию и планированию  КНР ответствен за руководство  работой в данном направлении.  В отношении важных ресурсов  применяется система государственной  торговли.
       В Китае запрещен импорт зарубежных отходов  для свалки или захоронения на его территории.
       Регулирование экспортной деятельности. Китайское правительство поощряет экспорт товаров китайскими предприятиями, который ведет к увеличению запасов иностранной валюты и доходов предприятий. Однако экспорт некоторых товаров запрещен или ограничен. К последним применяется экспортное квотирование и лицензирование.
       Товары, запрещенные к экспорту любыми предприятиями:
    товары, экспорт которых угрожает национальной безопасности;
    товары, запрещенные к экспорту законом, исчезающие виды животных и растений, товары, изготовленные в исправительных колониях;
    товары, экспорт которых нарушает международные обязательства КНР;
    товары, крайне необходимые на внутреннем рынке: мускус, натуральный бычий безоар фацай (черный мох, лес, платина).
       В КНР в отношении товаров, экспорт  которых в соответствии с "Законом  о внешней торговле" ограничен, применяется система экспортных квот и лицензий. Перечень квотируемых  товаров и размер экспортных квот определяются и публикуются ведомством, регулирующим квоты (ведомством по внешней торговле и экономическому сотрудничеству Госсовета и т.п.) каждый год. Квоты распределяются как прямым способом, так и через торги.
       В 2003 г. Министерством Коммерции КНР  определено 332 наименования (восьмизначных  кода) лицензируемых и квотируемых  экспортных товаров, сгруппированных  в 52 категории - "Перечень лицензируемых  экспортных товаров и категорий  лицензий на экспорт лицензируемых  товаров".
       Основополагающим  правовым документом, определяющим все  нормы и правила функционирования торгово-экономических отношений  между РФ и КНР, является Межправительственное Соглашение о торгово-экономическом  сотрудничестве, подписанное 5 марта 1992 г. Стороны договорились о предоставлении участникам торгово-экономических  отношений режима наибольшего благоприятствования, принятии мер для поощрения и  развития инвестиций.
       Следует отметить, что Россия и Китай имеют  солидную договорно-правовую базу хозяйственных  связей. Она включает принципиальные межправительственные соглашения о  торгово-экономических отношениях, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о научно-техническом  сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения в отношении  налогов на доходы, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности и  т.д. Кроме того, подписаны десятки  межведомственных соглашений о сотрудничестве в нефтяной, угольной, газовой, химической, атомной и авиационной отраслях промышленности, машиностроении и металлургии. Соглашения и договоры предусматривают  развитие и углубление долгосрочного  сотрудничества на основе равноправия  и взаимной выгоды, создания условий  для большей сбалансированности товарооборота.
       Принципиально новое качество взаимоотношений  закреплено в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанном 16 июля 2001 г. В  документе сформулированы основополагающие принципы и определены магистральные направления взаимодействия на длительную перспективу, заложен прочный фундамент для дальнейшего развития российско-китайских отношений. За последние полтора десятка лет создана развитая договорно-правовая база двустороннего взаимодействия. С 1992 г. на межгосударственном и межправительственном уровне заключено более 180 соглашений. Документы о сотрудничестве подписаны 55 парами регионов и городов России и Китая. В экономической и научно-технической сферах действуют 8 межправительственных подкомиссий и 25 постоянных рабочих групп. Базовыми документами стали, в первую очередь Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве (от 10.07.1985), Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (от 18.12.1992), Договор о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений.
       Существует  немало предпосылок к расширению и укреплению сотрудничества компаний обеих стран в области нефтегазового  строительства и газификации. Подтверждением этого является реализация проекта  магистрального газопровода Запад - Восток протяженностью 4127 км. Отличительным  признаком этого проекта является его долгосрочность (15-20 лет). В планах совершенствование экологических  условий, коррекция производственных структур, подготовка кадров, развитие высоких технологий и современной  техники для работы в китайских  местных условиях.
       С помощью нашей страны в Китае  успешно сооружается ряд крупных, современных объектов, в том числе  уже второй блок Тяньваньской атомной  электростанции вблизи города Ляньюньган (провинции Цзянсу).
       Большой интерес для нас представляет участие в торгах на поставку энергоагрегатов  для ряда гидро- и тепловых электростанций.
       Из  нашей страны в Китай поставляются более 50 видов станков, а также  комплектное оборудование для предприятий  машиностроения, металлургической, химической и других отраслей.  
В настоящее время прорабатывается ряд крупных проектов сотрудничества в нефтегазовой сфере. Российские компании участвуют в разработке месторождений Таримского газового бассейна, строительстве и эксплуатации газопровода Тарим-Шанхай. В стадии проработки находятся проекты строительства нефтепровода и газопровода из восточных районов Сибири в Китай. Планируется построить нефтепровод, проект которого сейчас разрабатывается. С его вводом объемы поставок нефти в Китай составят до 20 млн. тонн в год в период 2005-2009 гг. и до 30 млн. тонн начиная с 2010 г.

       Строительство газопровода "Россия-Китай" рассматривается  как основа будущей Азиатской  газопроводной системы, которая  уже в начале XXI века соединит месторождения  Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и о.Сахалин, что позволит в дальнейшем объединить потенциальные  возможности следующих проектов: - "Иркутский" - подача с Ковыктинского  газоконденсатного месторождения 20 млрд.куб.м природного газа в год  в Китай и 10 млрд.куб.м в год  в Ю.Корею; - проекты подачи газа в  КНР, КНДР и Ю.Корею из месторождений  Республики Саха (Якутия) и о.Сахалин. Намечаются крупные совместные проекты  в сфере телекоммуникаций, в разработке нефтегазовых месторождений, в алюминиевой  отрасли.
       Традиционным  направлением является разработка, проектирование, изготовление и поставка воздухоразделительных  установок. Оборудование, отличаясь  высоким уровнем современных  криогенных технологий и длительным сроком эксплуатации, является конкурентоспособным  на потребительском рынке КНР.
       Набирает  ход сотрудничество в области  геополитической разведки, добычи, взаимных поставок алмазов и бриллиантов, производства ювелирных изделий. Предполагается создание в Китае совместных производств  по огранке российских алмазов на давальческой основе.
       Важным  направлением стало сотрудничество с Китаем в сфере гражданской  авиатехники. Россия предлагает к поставке самолеты нового поколения и готова к техническому сотрудничеству в  разработке и налаживании в КНР  собственного производства самолетов  для региональных воздушных линий. Существует проект радикального увеличения пропускных способностей воздушного пространства страны ("Воздушный транзит России"). В результате его реализации удастся увеличить пропускную способность в три раза к концу 2006 года, а в дальнейшем рост может достигнуть от 5 до 10 раз.
       Перспективным является и наше сотрудничество с  Китаем по линии производственной кооперации. Успешно реализуются соглашения между китайскими и российскими  компаниями, которые предусматривают  сборку в России цветных телевизоров  и бытовых кондиционеров. Отечественные  технологии в авиакосмической, лазерной, атомной, космической промышленности также пользуются устойчивым спросом  на китайском рынке. Совместное освоение экспортного потенциала этих и многих других наукоемких отраслей народного  хозяйства России позволит удовлетворять  внутренний спрос в обеих странах  и успешно выходить на мировой  рынок.
       В 2000-2005 гг. было достигнуто усиление двустороннего  переговорного процесса, результатом  чего стало подписание ряда документов. В результате совместных усилий была сформирована новая организационная  структура, получившая название «механизм  регулярных встреч глав правительств России и Китая». Соглашение о партнёрстве  и сотрудничестве между Россией  и Китаем закрепляет действующий  между двумя странами торгово-политический режим, устанавливает обязательства  стран по дальнейшей либерализации  торговли.
       В целом можно ожидать создания благоприятных рамочных условий  для нового этапа в развитии экономических  отношений двух стран. В дальнейшем необходимо планомерно развивать двусторонние межбанковские отношения, предусматривающее  сотрудничество банков в области  кредитования корпоративной клиентуры, укреплять сотрудничество в продвижении технико-экономического и инвестиционного сотрудничества, особенно совместное освоение лесов и полезных ископаемых, а также расширять сотрудничество на объектах глубокой переработки, создавать наиболее благоприятные условия для хозяйствования, повышать уровень приграничной торговли и сочетать ее с технико-экономическим сотрудничеством, совершенствовать расчетные отношения при оплате в приграничной торговле, ускорять улучшение инфраструктуры КПП на межгосударственной границе.  
Лишь достижение еще большего взаимопонимания в подходах и политике даст возможность активнее мобилизовать потенциал сотрудничества. Проблем в области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но много и возможностей для их устранения. Благодаря постоянно расширяющимся политическим и экономическим контактам Китаю и России удастся возобновить и продвинуть вперед когда-то подорванное экономическое и научно-техническое сотрудничество.
 

    1.2 Инвестиционное сотрудничество
       Одной из главных макроэкономических задач  настоящего этапа экономических  реформ в нашей стране является активизация  инвестиционной деятельности. При этом имеется в виду использование  в этих целях всех источников финансирования внутри страны и иностранных инвесторов.
       Главная задача в сфере международного инвестиционного  сотрудничества заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, создании привлекательных условий  для иностранных инвесторов с  целью увеличения объёмов инвестиций в российскую экономику. Уже был  принят ряд важных законодательных  актов, направленных на стимулирование привлечения таких средств: об иностранных  инвестициях, о свободных экономических  зонах, о концессионных договорах, заключаемых с российскими и  иностранными инвесторами, о разделе  продукции и др.
       Инвестиционное  сотрудничество становится одним из наиболее важных направлений в комплексе  экономических связей между Россией  и Китаем.
       Вопросы инвестиционной деятельности и налогообложения  между РФ и Китаем регулируются Договором  «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» и Соглашением  между РФ и Китаем «Об избежании  двойного налогообложения в отношении  налогов на доходы и имущество».
       В соответствии с Договором «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» каждая из сторон обеспечивает на своей территории в  отношении капиталовложений и инвесторов другой стороны режим не менее  благоприятный, чем в отношении  капиталовложений и инвесторов третьих  государств. Стороны приняли на себя обязательства не предпринимать  дискриминационных мер в отношении  совместных предприятий с участием инвесторов другой стороны, капиталовложений таких инвесторов и их деятельности, связанной с капиталовложениями, а также гарантировали свободную  репатриацию в конвертируемой валюте платежей в связи с вложениями капиталов.
       Соглашение  между РФ и Китаем «Об избежании  двойного налогообложения в отношении  налогов на доходы и имущество» учитывает  действующие в настоящее время  в обеих странах экономико-правовые режимы, и устанавливает механизм устранения двойного налогообложения, в частности, в связи с доходами от недвижимого имущества, прибылью от предпринимательской деятельности, дивидендами, процентами и доходами от отчуждения имущества.
       Быстрый экономический рост Китая и расширяющаяся  его открытость внешнему миру способствуют повышению его роли и укреплению его позиций в мировой экономике. Правительство страны все более  признает значение иностранных инвестиций как двигателя экономического роста, ведь иностранные инвестиции – это  не только валютные средства, но и современная  технология и организация, опыт установления и поддержания деловых контактов  с зарубежными странами.
       В 1980-1981 гг. чтобы стимулировать приток инвестиций в прибрежных городах  Шэньчжэне, Гуандуне, Фуцзяне и Сямэне были учреждены 4 Специальные экономические  зоны (СЭЗ). Эти зоны, открытые первоначально  в качестве эксперимента, стали впоследствии наиболее динамичными центрами роста  экономики. Успех первых СЭЗ дал  толчок созданию новых областей, открытых внешнему миру. Сейчас практически вся прибрежная часть континентального Китая покрыта сетью экономически открытых городов.
       Одновременно  Китай сам стал важным экспортером  на международном рынке капитала. Китайские государственные и  негосударственные предприятия  имеют инвестиции почти во всех странах  мира. К числу основных мотивов  инвестиционной деятельности за границей следует отнести гарантированный  доступ к сырью, необходимому на внутреннем рынке, гарантированный доступ к  внешним рынкам, гарантированный  доступ к передовой технологии, особенно для выхода на мировой рынок и  на потребителей с высоким уровнем  доходов, возможно с последующей  передачей технологий в развивающиеся  страны.
       Вместе  с тем, привлечение ИПИ ставит определенные задачи и перед правительством. Главными из них являются создание благоприятных условий для притока  иностранных инвестиций, минимизация  давления иностранных фирм на национальную промышленность, регулирование их деятельности, ограничение зависимости от внешних  кредиторов.
       Совершенствуется  законодательная база инвестиционного  сотрудничества. Перечень стран, с которыми Китай заключил соглашения  о  взаимной защите и поощрении инвестиций, превышает 35, и более 30 стран подписали  договоры об отмене двойного налогообложения. Китай привлекает инвесторов со всего  мира - ИПИ поступают в Китай  из Гонконга, Макао, Тайваня, Японии, США. 95% из 500 крупнейших корпораций мира по индексу Fortune совершили или намереваются совершить крупномасштабные вложения в КНР. Если в 2001 году КНР в качестве ИПИ получила 40,8 млрд.долларов, то в 2002 – уже 47 млрд., в 2003 - 53 млрд.долларов, в 2004 всего иностранные прямые инвестиции в Китай выросли на 14% и составили 60,6 млрд.долларов США [18]. Основной объем ИПИ поступает в производство иностранного оборудования, нефтехимию, автомобилестроение и коммерческую недвижимость. Иностранные инвесторы рассматривают китайский рынок не только в качестве места создания обрабатывающих производств, но и в качестве рынка сбыта. Однако, по-прежнему велика доля операций по переработке давальческого сырья. Ведущими инвесторами являются Motorola, British Petroleum, Nokia, Sony, Honda и другие крупные транснациональные корпорации. По отношению к иностранному капиталу Китай проводит гибкую политику.
       В течение 20 с лишним лет главные  причины обеспечения прекрасного  развития инвестиций зарубежных предпринимателей таковы: во-первых, китайское правительство  осуществляет открытость внешнему миру и использование зарубежного  капитала долгое время обеспечивает стабильность, и оперативность политических установок и законодательных  актов в сфере привлечения  зарубежного капитала, во-вторых, китайская  экономика обеспечивает продолжительное  и здоровое развитие, рыночный потенциал  огромен, себестоимость рабочей  силы низка, природные ресурсы богаты, качество непрерывно повышается, что  предоставляет инвесторам обширное пространство развития, в третьих, Китай  постепенно совершенствует политику инвестиций, расширяет сферы и каналы привлечения  иностранного капитала, в–четвертых, китайское правительство по-прежнему улучшает инвестиционную среду, считая это первейшей задачей правительственной  работы.
       Для России опыт Китая в этой области  ценен, прежде всего, потому, что он помогает осознать важность активной деятельности в обоих направлениях, как импорта, так и экспорта капитала, в целях преодоления трудностей переходного периода, стабилизации и структурной перестройки экономики.
       Китайские капиталовложения в экономику России продолжают осуществляться в основном в виде учреждения совместных предприятий. российско – китайские СП создаются  в основном в приграничных районах  в отраслях с быстрой оборачиваемостью капитала. По оценкам самих китайцев общее количество СП на территории РФ ориентировочно составляет более 1200 (около 8% от количества предприятий  в РФ с зарубежными инвестициями.
       Интерес китайских деловых кругов к инвестициям  в Россию растет. Его проявляют  не только компании из пограничных  северо-восточных провинций, но также  с юга и востока Китая. Однако масштабы сотрудничества пока остаются небольшими. К концу 2004 года в Китае создано порядка 1700 предприятий с участием российского капитала с контрактным объемом инвестиций примерно в 900 млн.долларов, сумма фактически использованного капитала – 507,86 млн.долларов США. Это соответствует примерно 5% от всех китайских капиталовложений за рубежом [26]. Китайская сторона проявляет интерес к направлению инвестиций в электронную, химическую, космическую, авиационную, металлургическую, легкую и пищевую отрасли российской промышленности.  Отмечается возросшее внимание со стороны китайских средних и малых компаний к учреждению на территории России СП в области производств стройматериалов, одежды, обуви, деревопереработки и фотоуслуг. Однако, наряду с успехами двустороннего сотрудничества, существует ряд  инвестиционных и торговых барьеров в России - китайской стороне не разрешается создавать в России предприятия в сфере системного интегрирования и по освоению программного обеспечения.
       Российские  инвестиции в Китай направлены, главным  образом, на освоение атомной энергии, сборку автомобилей и сельскохозяйственных машин, химию, строительную индустрию  и фармацевтику.
       Следует отметить, что созданные в Китае  предприятия с российскими инвестициями относятся к категории мелких. Средний размер вклада российского  участника в уставный фонд СП в  несколько раз меньше среднего показателя по всем китайско-иностранным СП.
         На конец 2004 г. всего в России  было учреждено 612 предприятий  нефинансового профиля с китайскими  инвестициями утвержденных бывшим  МВТЭС КНР [22]; сумма двусторонних инвестиционных соглашений составила 67,77 млн.долларов США, из которых инвестиции китайской стороны достигли 56,18 млн.долларов США (82,9%).
       Хотелось  бы отметить, что в последнее время  наметилась тенденция к активизации  двустороннего сотрудничества в  инвестиционной сфере. Президент РФ В.В.Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао озвучили предполагаемую цифру  объема инвестиций в российскую экономику - до 12 млрд. долларов США к 2020 году. Нас в первую очередь интересуют крупные инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности, лесной комплекс, сельское хозяйство, инфраструктуру, добычу полезных ископаемых.
       Укрепились  отношения партнерства и сотрудничества между крупнейшими энергетическими  компаниями России и Китая. В этой связи особо надо выделить подписанное  между ОАО "Газпром" и Китайской  национальной нефтегазовой корпорацией  соглашение о стратегическом сотрудничестве. Это соглашение может стать основой  расширения взаимодействия в газовой  сфере, включая поставки из России углеводородного  сырья, российское участие в развитии китайского рынка потребления газа, строительство трубопроводов, подземных  хранилищ газа и т.п. Россия ждет китайских  инвестиций в развитие углеводородных месторождений и других природных  ресурсов. Инвестиции нужны для геологоразведки, создания инфраструктуры, строительства  перерабатывающих предприятий и  только затем для транспортировки  и продажи ресурсов.
       Одним из важнейших направлений является взаимодействие в сфере атомной  энергетики.
       Есть  основания предполагать, что в  перспективе объемы привлекаемых из Китая капиталовложений могут существенно  увеличиться, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов в  Европейской части России.
       Важным  инструментом, способствующим активизации  инвестиционного сотрудничества станут регулярно проводимые двусторонние инвестиционные форумы. Первый такой  форум состоялся в июне 2004 года в Хабаровске и принес неплохие результаты.
       Китайские компании, в основном, осуществляют в России прямые инвестиции. К портфельным  капиталовложениям, особенно к спекулятивным, у китайских инвесторов отношение  особенное. Они традиционно считают  их весьма рискованными операциями.
       Что дают китайские инвестиции российской экономике?
       С количественной точки зрения – это  дополнительный источник капиталовложений. Для большинства фирм, прежде всего  малых и средних, доступ к «длинным»  инвестиционным ресурсам на российском кредитном рынке практически  закрыт. Поэтому прямые  капиталовложения иностранных компаний способны в  определённой мере решить проблему «инвестиционного голода», существующего практически  во всех отраслях российской промышленности, и, прежде всего обрабатывающей.
       С качественной точки зрения – это  новая корпоративная культура, современные  технологии и оборудование, замещение  импорта и расширение экспорта товаров  и услуг, гарантированные рабочие  места, корректная конкуренция и  интернационализация российской экономики.
       Анализ  инвестиционной деятельности китайских  фирм в России в 2004 году показывает сохраняющуюся выжидательную позицию  китайского капитала с одной стороны, и его желания удержаться на обширном и ёмком российском рынке –  с другой.
       Российские  инвестиции в Китае носят в  основном краткосрочный характер –  по данным Посольства РФ в Китае  объём накопленных российских инвестиций в Китае составляет менее 1 млрд. долларов США.
       Привлечению иностранного капитала в экономику  России в 2003-2005 гг. способствовал целый  ряд факторов. В их числе:
    Существенное улучшение политических условий для развития экономического сотрудничества России со странами Запада;
    Устойчивый рост российской экономики в 2005 году;
    Продолжение процесса совершенствования российского законодательства, особенно налогового и таможенного, его унификации с международным;
    Повышение кредитного рейтинга России:
    в июне 2003 года перевод из 5-й в 4-ю группу стран по классификации ОЭСР;
    повышение рейтинга ряда ведущих российских организаций и компаний;
    принятие России в члены FATF (международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег);
    постепенное улучшение имиджа России как делового партнёра;
    проведение частичной либерализации российских рынков.
       И деловые круги Китая положительно оценивают активность российского  правительства в деле осуществления  курса  реформ, которые направлены, в том числе и на улучшение  инвестиционного климата в России.
       Однако, анализ данных, характеризующих инвестиционную деятельность Китая, показывает, что  Китай хотя и является одним из основных торговых партнёров России,  однако, в объёме всех китайских  прямых инвестиций за рубежом доля России составляет около 5% [22]. Таким образом, потенциал для расширения инвестиций со стороны Китая ещё не раскрыт, что свидетельствует о том, что Россия до настоящего времени не входит в сферу инвестиционных приоритетов Китая. Китайский бизнес под инвестиционными проектами продолжает зачастую понимать тривиальный экспорт одежды и обуви в Россию, причём при условии практически полного покрытия всех рисков.
       Свою  положительную роль в содействии китайских капиталовложений в экономику  России призвано сыграть Харбинской ярмарке, устраиваемой уже в течение 15 лет (с 1990 г.), одной из задач которой  должно стать содействие взаимной инвестиционной деятельности. Ярмарка гармонично дополняет  активность филиала Российского  центра содействия иностранным инвестициям  при МЭРТ РФ, которая действует  в Шанхае. Китайская сторона положительно оценила появление этой структуры, которая содействует привлечению  новых инвесторов и оказывает  им конкретную помощь в решении неизбежных проблем при реализации конкретных проектов.
       К числу основных совместных инвестиционных проектов, находящихся на различных  стадиях проработки, можно отнести  следующие проекты:
    строительство железной дороги между городом Дунин и Уссурийском (контракт был подписан во время XV Харбинской Ярмарки);
    экспортный переток энергии на северо-восток Китая и приграничную зону, внедрение нового высокотехнологичного оборудования;
    совместное освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения;
    создание российско-китайского консорциума по производству пассажирских самолетов - Ту-204, Ту-334, Ил-96, Ил-114;
    создание мощностей в России по производству продукции мебельной промышленности;
    поставки энерготурбин, а также монтажные и пусконаладочные работы на станциях «Лоян» и «Чэнду» (ОАО «Турбомоторный завод»);
    осуществления проект строительства газопровода для поставок 30-40 млрд.куб.м газа в год в течение 30 лет («Газпром»);
    наращивание объемов поставок целлюлозы в рамках совместного инвестиционного проекта с Шаньдунской корпорацией бумажной и печатной продукции («Континентальинвест»);
    выпуск предприятиями России с участием ГНЦ РФ ФЭИ технического проекта китайского экспериментального реактора на быстрых нейтронах;
    совместный проект производства и продажи пьезокерамических элементов;
    производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого водорода в рамках реализации космической программы КНР;
    совместный проект освоения лесных ресурсов («Сиблеспром»);
    проект развития паромного сообщения, включая развитие инфраструктуры портов и железнодорожных подходов к ним, строительство судов класса «река-море» и морских судов;
    сотрудничество в области космических и информационных технологий;
    инвестирование российскими предпринимателями в создание более 20 проектов в Шанхае. Шанхайские инвесторы основали 13 новых торговых компаний в России. Эти проекты имеют принципиальное значение для осуществления 10-летнего плана российского правительства в сфере экономического развития.
       В последнее время инвестиционное сотрудничество стало заметно развиваться  и на региональной основе, в сфере  приграничной торговли.
       Говоря  о региональном сотрудничестве, необходимо отметить, что китайские инвесторы  предпочитают регионы с хорошим  экономическим потенциалом. Богатыми трудовыми и природными ресурсами, с конструктивным отношением к иностранным  инвесторам и имеющим доступ к  транспортной и прочим инфраструктурам. Поэтому наибольшим приоритетом  пользуются приграничные регионы России.
       В 2005 году наиболее тесные деловые контакты с китайскими партнёрами поддерживали администрации и деловые круги  Приморского края, Иркутской, Томской, Калининградской областей, Сахалина и Камчатки,  а также Владивостока, Москвы и Санкт-Петербурга. С китайской  стороны на региональном уровне активно  работают такие провинции, как Хэйлунцзян, Суйфэньхэ, Шэньчжень, Шаньдун, Харбин, а также Гонконг и Шанхай.
       В условиях региональных связей открываются  новые возможности для развития малого и среднего бизнеса, а также  производственной и научно-технической  кооперации.  

    1.3 Производственная, научно-техническая  кооперация и совместное  предпринимательство
       Многолетний  опыт успешного осуществления производственной кооперации с китайскими фирмами  на сбалансированной основе показал  жизнеспособность и перспективность, особенно в условиях растущего числа  участников ВЭС этой формы долгосрочного  взаимовыгодного экономического сотрудничества. По количеству заключённых соглашений о производственной кооперации Китай занимает одно из ведущих мест в этом виде ВЭС российских предприятий и организаций с фирмами стран АТР.
       На  Китай приходится около 25% общего объёма кооперационных поставок в рамках договоров  о производственной кооперации [19]. На основе таких договоров в России производятся такие виды изделий и товаров, как станочное, криогенное оборудование, гальванооборудование, станки, авиатехника, мебель, обувь, одежда, продукты народного потребления и т.д. Другими словами, производственная кооперация – прочная основа для налаживания производства любых видов изделий, отвечающих требованиям международного рынка, один из наиболее перспективных способов выхода на китайский и мировой рынки, модернизации отечественной промышленности, а в ряде случаев – основа для создания совместных предприятий.
       Однако  в настоящий момент риск, связанный  с кооперацией с российскими  предприятиями, зачастую превышает  допустимую, с предпринимательской  точки зрения, норму. Поэтому правительства  РФ и Китая содействуют налаживанию  промышленной кооперации между китайскими и российскими предприятиями  в рамках небольших специальных  отраслевых программ. Проекты охватывают разработки в области авиастроения, космической промышленности, энергетике и т.д.. В числе стратегически  важных кооперационных проектов находятся  проекты создания космического комплекса  дистанционного зондирования Земли, спутниковой  системы межевания земель, развития портовой и аэропортовой инфраструктуры, промышленного кооперирования в  области сельхозтехники, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий.
       Наибольшее  распространение в настоящее  время получили кооперационные договоры по изготовлению продукции для экспорта.
       Научно-техническое  и технологическое сотрудничество является одним из важных направлений  экономических отношений России и Китая. Вопросы научно-технического сотрудничества в области высоких  технологий и информационных технологий включены в План основных мероприятий российско-китайского сотрудничества.
       В сентябре 2001 г. в рамках визита в  Китай российской делегации, возглавляемой  Президентом РФ В.В.Путиным, в Пекине был подписан Меморандум о сотрудничестве в области инфокоммуникационных технологий; в мае 2004 г. премьер-министрами стран было подписано соглашение о создании Российско-китайского делового совета; в ходе визита президента В.В.Путина в Пекин в 2004 г. был подписан ряд  важных документов, включая совместную декларацию и план действий на 2005-2008 гг. Стороны обсудили состояние и  перспективы развития российско-китайского сотрудничества. В частности, были обсуждены  следующие вопросы:
    развитие законодательной базы в области телекоммуникаций;
    продолжение российско-китайских консультаций по вопросам технической стандартизации и дальнейшей либерализации телекоммуникационных рынков;
    сотрудничество с международными организациями.
       Российско-китайское  научно-техническое сотрудничество осуществляется на основе подписанного 18 декабря 1992 г. Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом  сотрудничестве. Китай заинтересован  в получении доступа к результатам  фундаментальных отечественных  и прикладных исследований. Российская сторона проводит линию на активное освоение китайского рынка наукоемкой продукции посредством перехода от отдельных научно-исследовательских  разработок к организации современных  производств в областях, представляющих взаимный интерес.
       Перспективы расширения технического содействия России Китаю в значительной мере определяются потребностью КНР в модернизации ранее построенных с помощью СССР предприятий и закупке соответствующего комплектного оборудования. Реально оценивая возможности адаптации западной техники и технологии к своей промышленной базе, китайское руководство во многих случаях заинтересовано в получении сравнительно недорогой российской техники и технологии, в большей степени отвечающих потребностям и уровню развития национальной экономики. Важно то, что Россия имеет большой опыт оказания технического содействия с Китаем, особенно в области энергетики, одной из приоритетных отраслей современной китайской экономики.
       В рамках Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и  Китая действует Российско-Китайская  подкомиссия по НТС, осуществляющая общее руководство научно-техническими связями. Продленная программа НТС  действует до 2007 года, в нее входят 70 проектов по таким приоритетным областям, как новые материалы, сейсмология, строительные технологии, агропромышленный комплекс, машиностроение, горная и  металлургическая промышленности, геология, океанография и т.д.
       Продлен план сотрудничества между Миннауки России и Миннауки Китая по расширению сотрудничества между государственными научными центрами России и ведущими государственными НИИ Китая; сотрудничества в сфере создания компьютерных телекоммуникаций для науки и образования; взаимодействию в области новых материалов.
       В текущем году планируется подписание Протокола об охране и распределении  прав на интеллектуальную собственность, создаваемую или передаваемую  в процессе осуществления научно-технического сотрудничества между Россией и  Китаем, который должен стать приложением  к действующему соглашению о научно-техническом  сотрудничестве, подписанном в 1999 году.
       Работа  по внедрению российских технологий на китайском рынке ведется через  российско-китайский консорциум «Центр Науки и высоких технологий», образованный в 1995 г. при поддержке  Миннауки России, а также созданной  по инициативе российской стороны Международной  компании рисковых инвестиций. В рамках их деятельности реализован проект по производству гранулированных полимеров, построен завод по производству стеновых покрытий, реализуются проекты по синтезированию монокристаллических искусственных промышленных алмазов и по производству азотфиксирующих биопрепаратов. Достигнуты договоренности об организации совместного российско-китайского центра по изучению и производству микробно-растительных препаратов, лазерного центра (МФТИ), научно-исследовательского центра по проблемам сублимационной сушки. Представителем Миннауки России и одним из учредителей консорциума является Ассоциация «Российский дом международно-технического сотрудничества». Работа консорциума строится по принципу создания в Китае совместных предприятий по внедрению российских технологий  за счет средств китайских инвесторов. В рамках консорциума уже реализован первый значительный проект, в результате которого в провинции Хебей пущен завод по производству сублимационных сушилок для выпуска различных продуктов питания. Прямые инвестиции с китайской стороны составили практически 2 млн.долларов США. В заключительной стадии технологической проработки находится проект по организации в Китае производства синтетических алмазных порошков по российской технологии. Инвестиционная стоимость данного проекта оценивается в 25-30 млн.долларов США.
       В соответствии с решением Межправительственной российско-китайской Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, поручением Правительства РФ от 06.02.1997 г. и распоряжением Правительства  РФ от 21.08.1998 г.. российско-китайские  форумы по вопросам делового и научного сотрудничества стали регулярными  и проводятся один раз в год  поочередно в городах России и  Китая. Отраслевые вопросы конверсии  рассматриваются на примере авиационной, космической, электронной, судостроительной, атомной промышленности двух стран.
       Особое  внимание уделяется сотрудничеству в области гражданской авиатехники. Организация совместной разработки и производства гражданских самолетов  в ближайшие 15 лет позволяет сократить  затраты двух стран более, чем  в два раза по сравнению с возможными затратами на приобретение западной техники.  Это позволяет также  сохранить порядка 4 млн. рабочих  мест на авиационных предприятиях и в смежных отраслях промышленности, а также обеспечивает создание наукоемких технологий нового поколения для авиационной промышленности и других отраслей.
       Представители Комитета по экологии Госдумы России, авиационно-космического консорциума  «Интерозон» и Китайской корпорации авиационной промышленности организовали первую Международную конференцию  по проблемам сохранения озонового  слоя земли с использованием активных методов на базе российских лазерно-космических  технологий и привлечения средств  международных организаций. 
       Схожесть  структурной перестройки в сфере  науки и техники в России и  Китае создает значительные возможности  для расширения разносторонних взаимовыгодных контактов в этой области, как  на государственном, так и на региональном уровнях, для перевода научно-технического сотрудничества на качественно новый  организационный уровень. С начала 90-х годов было реализовано около 960 совместных проектов, в том числе 67 многосторонних, довольно широким  был обмен специалистами и  стажерами.  

        Приграничная торговля
       Среди особенностей внешнеэкономического сотрудничества России и КНР следует отметить достижения, с которыми Россия и  Китай вступили в третье тысячелетие, - урегулирование приграничной проблемы, оставленной нам историей. Между  обеими странами пролегает одна из самых протяженных в мире сухопутных границ – более 4300 км. С учетом географического  и исторического факторов принципиальное значение имеет тот факт, что стороны  не имеют друг к другу территориальных  претензий. По сути, политический пакет  документов полностью урегулирует  все спорные вопросы, касающиеся границы и совместного использования  ее водной части,- все 4300 км границы  юридически оформленными. Саммитом «прорывных решений» назвал Президент Владимир Путин переговоры с Председателем  КНР Ху Цзиньтао. Сделан важнейший  политический шаг, поставлена точка  в пограничных вопросах между нашими государствами, заявил глава государства после подписания совместных документов.
       В Пекине подписан блок соответствующих  соглашений: Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской  государственной границе на ее восточной  части, Протокол между Правительствами  РФ и КНР о плавании российских и китайских судов в акватории, примыкающей к островам Тарабаров  и Большой Уссурийский, Протокол к межправительственному соглашению о совместном приграничном использовании  островов, Меморандум Правительств РФ и КНР о применимости действующих  соглашений к новым делимитированным участкам российско-китайской межгосударственной границы.
       Активная  децентрализованная торговля между  российскими и китайскими приграничными  регионами фактически ведётся уже  на протяжении третьего десятка лет (с 1980 года). 
       Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными  государствами.
       Однако, только в 2001-2002 годах в России появились  документы, начавшие цивилизованное правовое регулирование общего приграничного  сотрудничества. Большинство правовых норм, в той или иной мере, относящихся  к приграничной торговле, однако, в  настоящее время по-прежнему “разбросаны” по многочисленным законам и подзаконным  актам. Кроме этого, эти нормы, как  правило, в равной степени относятся  как к приграничной торговле, ведущейся  в европейских регионах России, так  и к приграничной торговле России с азиатскими странами.
       В КНР за последние два десятилетия  была создана не только подробная  и качественная нормативно-правовая база, но и действующий, эффективный  механизм работы китайских компаний на территории соседних государств, в  первую очередь России. К тому же, этому «механизму» свойственна  массовость, так как китайские компании приграничной торговли, как правило, являются представителями китайского среднего и малого бизнеса.
       Российское  государство не смогло своевременно определиться в своих интересах  в приграничной политике и максимально  использовать преимущества приграничной торговли. Последствия этого заключаются  в недоработке соответствующего законодательства, в большом количестве проблем по самым разным вопросам приграничных взаимоотношений (иммиграционным, налогово-финансовым и др.), а также  в растущей неуправляемости данных проблем для российской стороны.
       Основная  часть современной нормативно-правовой базы КНР по вопросам приграничного  сотрудничества и приграничной торговли активно формируется в 1987 – 1996 годы. В этот период были разработаны и  законодательно установлены общие  принципы, задачи, пределы и границы  приграничной торговли; определён статус участников приграничной торговли; компетенция  органов государственного управления, курирующих вопросы приграничной торговли. В этот же период были введены в  действие отраслевые документы, направленные на организацию и развитие приграничной торговли в интересах китайского государства. Начиная с 1997 года, вплоть до настоящего времени, в КНР продолжается совершенствование уже имеющегося законодательства, как центрального, так и законодательства на местах (законодательства конкретных приграничных провинций и автономных районов  КНР). Таким образом, отсутствие между  КНР и РФ межправительственного  соглашения по вопросам приграничной торговли не помешало Китаю разработать  достаточное для него национальное законодательство, определяющее режим  приграничной торговли.
       Для России интерес представляют китайские  документы валютно-финансовой направленности, а также документы, определяющие дальнейшее социально-экономическое  развитие китайских районов, граничащих с Россией; и направления развития приграничной торговли. Эти документы  влияют не только на развитие легальных  российско-китайских экономических  взаимоотношений, но и на возникновение, характер и направленность различных правонарушений и преступлений в этих сферах.
       На  первой сессии ВСНП КНР 10-го созыва, проходившей 06-18 марта 2003 года, Правительство КНР  поставило китайским приграничным компаниям задачу в рамках политики открытости внешнему миру «оптимизировать структуру импорта». «Оптимизация структуры импорта» означает стремление к увеличению импорта сырья и научных технологий из России, в чём ведущая роль отводится компаниям приграничной торговли и внешнеэкономического и технического сотрудничества. В политике Китая по развитию экспорта китайских товаров власти КНР большую роль отводят массовым действиям множества «малых», предприятий, особенно в приграничных регионах. Тем самым китайские власти расширяют занятость своих граждан в сфере продажи и перепродажи товаров, оказания услуг; способствуют созданию длинных посреднических цепочек, которые играли и еще играют немаловажную роль в российско-китайской децентрализованной торговле.
       Главной особенностью китайской приграничной торговли с 1996 года, когда закончилась “эра бартерной торговли” с РФ, является предоставление правительством Китая компаниям приграничной торговли льготного режима налогообложения при импорте товаров из сопредельных государств. Все китайские компании, зарегистрированные в открытых пограничных переходах, определенных правительством КНР (в список попадают практически все пункты пограничных переходов РФ - КНР) и имеющие официальный статус компании приграничной торговли, получили 50%-ные льготы по уплате импортной пошлины и НДС на товары, ввозимые из соседних государств. Эти льготы пришли на смену бартеру, от которого Россия отказалась, и явились важнейшим фактором дальнейшего развития приграничной торговли с Россией. Они стали главным стимулом устремления капитала из внутренних районов Китая на его пограничную окраину.
       Сконцентрированные  в немногих пограничных пунктах-переходах  провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Автономного  района Внутренней Монголии с Россией компании приграничной торговли становятся естественными и главными организаторами и контролёрами российско-китайской торговли: они владеют инициативой, обмениваются торговой информацией, объединяются для защиты своих интересов. В этом беда мелких, средних и даже крупных российских экспортеров и импортёров, которые, не имея такой естественной концентрированности и организованности, проигрывают в конкурентной борьбе китайским компаниям за свои торговые интересы.
       Разветвлённая посредническая сеть уже действует  на всей территории России и оказывает  решающую роль в формировании особенностей российско-китайской торговли, поведении  граждан КНР на территории России, а иногда также криминализации их деятельности.
       Большое влияние на характер поведения китайских  компаний приграничной торговли и на российско-китайское внешнеэкономическое  и торговое сотрудничества, сложившееся  на сегодняшний день, оказывает неравенство  законов КНР и РФ в отношении  свободы создания иностранцами своих  компаний на территории соседнего государства.
       Законодательство  КНР в целом не разрешает российским бизнесменам (как и другим иностранцам) свободно создавать в Китае свои собственные торговые или внешнеторговые компании, чтобы самим организовывать ввоз и реализацию российских товаров  на территории Китая или самим  закупать китайские товары и вывозить в Россию для дальнейшей реализации. Нельзя свободно создавать ни торговые компании со 100%-ным иностранным капиталом, ни совместные предприятия. Правда, в  конце 2001 года Правительство КНР  в качестве эксперимента разрешило  иностранцам создавать совместные предприятия (кооперационные предприятия) которые могут заниматься оптово-розничной  и внешней торговлей на территории Китая, однако требования к таким  предприятиям столь высоки по уставному  капиталу и ограничению иностранцев  в доле капитала, что практически  ни о какой массовости такого явления  и говорить не приходится.
       Таким образом, российские компании ограничены в своей экспортно-импортной деятельности на территории Китая. Такое ограничение  возможностей российского бизнеса  в Китае смотрится особенно несправедливым на фоне той свободы действий, которой  пользуются китайские бизнесмены в  России, имеющие возможность легко  и дёшево создать в России торговую компанию со 100%-ным китайским капиталом  и заниматься как внутренней, так  и внешней торговлей.
       Стратегической  целью Китая является превращение  себя во «всемирную фабрику», а не во «всемирный рынок». Для решения этой задачи Китай намерен совершенствовать, в том числе и юридически, только два постоянных процесса: 1) привлечение  иностранных инвестиций и передовых  технологий для развития своего производства и создания всемирно известных китайских  брэндов; 2) организация «выхода» китайских  предприятий на мировую экономическую  авансцену.
       Китайцев  всё больше начинают привлекать источники  сырья, производственная инфраструктура (транспортная отрасль, порты, пограничные  переходы и прочее). Это известные  проекты зоны Туманган, стремление заполучить в аренду на длительное время малые порты Зарубино, Посьет Приморского края. Это активная поддержка  китайцами создания первой частной  железнодорожной компании «Золотое звено» и  упорное продвижение  идеи создания новой железной дороги Дуннин-Уссурийск, строительство и  эксплуатацию которого будет осуществлять китайско-российское СП.
       В целом происходит несомненное укрепление позитивных тенденций в развитии региональных отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями  Китая, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Приморский край стал местом проведения рабочих встреч комиссий по межправительственному  сотрудничеству в различных областях, в частности, в области транспорта, стандартизации и метрологии по пограничным  пунктам пропуска и приграничным торгово-экономическим комплексам, по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.  
Вместе с тем, необходимо отметить некоторые факторы, сдерживающие поступательное развитие отношений. К их числу можно отнести такие, как преобладание в структуре приморского экспорта сырьевых товаров, отсутствие крупных совместных предприятий с китайскими инвестициями, отсутствие надежного механизма взаиморасчетов и урегулирования экономических споров. Существуют проблемы по контролю качества товаров, не отлажены механизмы регулирования приграничной торговли. В лесной промышленности китайская сторона по-прежнему ориентируется исключительно на импорт из России круглого леса, а не на создание мощностей по совместной переработке древесины на нашей территории, как это предусмотрено соответствующим межправительственным соглашением. Имеются и другие вопросы, без решения которых невозможно здоровое развитие двустороннего сотрудничества.  
И российское правительство, и местные власти делают реальные шаги к тому, чтобы решить эти проблемы, чтобы подготовить базу дальнейшей интеграции Приморского края в экономическую, политическую культурную жизнь АТР.  
В целях активизации двусторонних связей между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая, прежде всего, необходимо продолжить совместную работу по развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные переходы с целью создания международных транспортных коридоров по перевозке экспортно-импортных грузов КНР с использованием транспортной инфраструктуры Приморского края. Необходимо возобновить совместную работу над международным проектом «Коридор Восток-Запад», который подразумевает использование портов Приморского края в качестве транзитных пунктов для перевалки грузов, направляющихся из северо-восточных провинций Китая к Западному побережью США и в страны АТР.  
Важным моментом для Приморского края является вопрос о переходе от экспорта в Китай товаров сырьевой направленности к российско-китайской кооперации производителей на территории Приморскою края в области сельского, лесного хозяйства, марикультуры: с целью экспорта готовой продукции в третьи страны. Необходимо диверсифицировать товарную структуру взаимной торговли, переходить к более глубоким формам хозяйственного взаимодействия и инвестиционного сотрудничества.  
Перспективным направлением сотрудничества может стать проведение совместных геологических исследований на нефть и газ в приграничных районах северо-восточных провинций Китая и Приморского края.  
В 2000-2005 гг. активизировались контакты в научной, образовательной, культурной и других сферах. Соглашения об установлении прямых торгово-экономических связей подписали 9 пар российских и китайских регионов. В ходе третьего заседания Координационного совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству представителями российской стороны было предложено: заключить межправительственное соглашение о принципах ведения приграничной торговли и статусе приграничных торговых зон в районах Забайкальск-Маньчжурия, Гродеково-Суйфэньхэ, Краскино-Хуньчунь, Благовещенск-Хэйхэ, выработать меры по совершенствованию платежно-расчетных операций и транспортной инфраструктуры, расширению производственной кооперации и инвестиционного сотрудничества, развитию приграничного туризма и др.

       Признавая важное значение приграничной торговли, ведущейся частными торговцами, главы  приграничных регионов стремятся основной упор сделать на налаживании сотрудничества по линии крупных предприятий  и компаний, обладающих несравненно  большим потенциалом. Достигнуты договоренности об информационном обеспечении, создании консультационно-информационных центров  для обслуживания участников ВЭД  в приграничье.
       Важную  роль призвана сыграть российско-китайская  программа по развитию межрегиональных  и приграничных связей. Создание тесной взаимосвязи хозяйственных комплексов России и Китая позволит оптимально использовать фактор взаимодополняемости  наших экономик, и в этом заключается  стратегическая цель взаимодействия с  Китаем в торгово-экономической  сфере в 21 веке.  

       Глава 2. Развитие товарооборота  между Россией  и Китаем
       2.1 Внешнеторговый оборот  РФ 

       В январе-феврале 2006г. внешнеторговый оборот России составил по данным Банка России 62,0 млрд.долларов США (135,1% к январю-февралю 2005г.), в том числе экспорт - 43,1 млрд.долларов (141,7%), импорт - 18,9 млрд.долларов (122,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 24,2 млрд.долларов США (в  январе-феврале 2005г. - 14,9 млрд.долларов).. [25].
         
       Источник: [25].
       Рассмотрим  основные экспортные и импортные  товарные группы в структуре торговли РФ на основе Таблицы 2.1  - Экспорт  важнейших товаров РФ и Таблицы 2.2 – Импорт важнейших товаров  РФ. 
 
 

       Таблица 2.1
       Экспорт важнейших товаров  РФ
Экспорт важнейших  товаров1):
  Январь-февраль 2006г. Справочно 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.