На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Этике для юристов"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   1. Этика. Ее содержание  и структура. Этические  оценки человеческой  деятельности.
   Этика (от лат. и греч. обычай, характер) – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Само слово «этика» имеет несколько значение. Самое распространенное – понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.
   I Структура:
   1. история этики и морали раскрывает  картину возникновения и развития  этики, этические учения от древности до наших дней, воссоздает генезис (происхождение) и эволюцию морали, ее различные социально-исторические этапы;
   2. теория морали – учение о  сущности морали, ее структуре  и принципах, категориях, механизме  действия;
   3. нормативная этика – конкретизация данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о моральном человеке и правильном поведении людей в повседневной жизни;
   4. прикладная этика – конкретизация  общечеловеческих моральных норм  и принципов применительно к  данным ситуациям, для отдельных  групп людей, с учетом специфики  их жизнедеятельности, особенностей  профессии.
   II Структура:
   1. нормативную – всегда что-то  оценивает (с моральных позиций)  или что-то предписывает;
   2. теоретическая – комплекс взглядов, идей, знаний, исследовательских подходов, объектом которых является мораль.
     III Структура:
   1. социальная – отражает особенности функционирования морали в обществе (моральные аспекты политики, экономики и др.);
   2. «индивидуальная» - связана с личностными  проявлениями морали (добродетели, пороки; нравственное формирование личности);
   3. прикладная – занимается изучением нравственных проблем, обусловленных спецификой той или иной профессиональной деятельности.
   Функции этики: описывает мораль, очерчивает социально-этические рамки морали; изучает мораль; учит морали; оценивает  перспективы морали. 

   2. Понятие прикладной этики. Ее роль в формировании профессиональных отношений.
   Прикладная  этика – конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно  к данным ситуациям, для отдельных  групп людей, с учетом специфики  их жизнедеятельности, особенностей профессии.
   Прикладная  этика занимается изучением нравственных проблем, обусловленных спецификой той или иной профессиональной деятельности. Как правило, сами обстоятельства деятельности столь неординарны, что требуют выработки специфических моральных устоев и принципов. Это этика сотрудников ОВД, биомедицинская этика, этика предпринимательства. 

   3. Понятие и функции  теоретической этики.
   Теоретическая – комплекс взглядов, идей, знаний, исследовательских подходов, объектом которых является мораль.
   Функции: описание морального феномена; выработка знаний, которые могут быть использованы для целенаправленного формирования нравственной ориентации людей.
   К понятиям теоретической этики относят: мораль, нравы, нравственность, норма, императив, оценка, авторитет, свободная воля. 

   4. Понятие и функции  нормативной этики.
   Нормативная этика – конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о моральном человеке и правильном поведении людей в повседневной жизни.
   Функции: провозглашение некоторых моральных  ценностей и их обоснование; понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека; формирование нравственных убеждений, перевоз внешнего императива во внутренний личностный импульс.
   К понятиям нормативной этики относятся: добро, зло, долг, справедливость, ложь и т.д. в их нормативно-оценочной  функции.  

   5. Понятие общечеловеческих  моральных ценностей,  их отражение в  российском законодательстве.
   Общечеловеческие  ценности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Именно государство посредством законодательства стремится защитить и предотвратить нарушение, либо отрицание данных категорий. 

   6. Понятие морали, ее  содержание, структура.
   Мораль (характер, нрав, проявляющийся в общении) – форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования.
   Структура морали:
   1. моральное сознание – познание, знание, волевое побуждении и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения; определяется культурным цензом личности, внутренней мотивацией, побуждающей наследовать нравственные устои общества и придерживаться их. Моральное сознание включает 2 уровня отражения действительности: эмоционально-чувствительный (характеризуется совокупностью моральных чувств и переживаний) и рациональный (моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм).
   2. нравственные (моральные) отношения (личности и общества; личности и личности; личности к самой себе; личности и человечества) – те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. В таком случае люди, вступая в нравственные отношения, приобретают моральные права и обязанности. В служебном коллективе нравственные отношения подразделяются на 3 уровня: 1) субординированные - между начальником и подчиненными; 2) между коллегами; 3) отношения с гражданами.
   3. нравственная (моральная) деятельность – практическая реализация моральных принципов и норм, проявляющаяся в поступках. 3 компонента поступка: 1) мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или мотивация – совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок; 2) результат – материальные или духовные последствия поступка; 3) оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. 
 

   7. Основные функции  морали.
   1) Регулятивная – нравственное  регулирование взаимоотношений между людьми, охватывает ту сферу общественных отношений, которая не регулируется правом.
   2) оценочная (аксиологическая) –  оценка поступков, мотивов, намерений,  личностных как моральных и  аморальных, нравственных и безнравственных.
   3) ориентирующая – направляет на определенную систему моральных приоритетов.
   4) мотивационная – позволяет оценивать  поступки, цели и средства с  т.з. побуждающего намерения. Мотивы и мотивации м\б моральными или аморальными, нравственными или безнравственными.
   5) познавательная (информационная) – направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, являющих источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.
   6) воспитательная – в процессе  нравственного воспитания человек  усваивает нормы общества, обретает  возможность нравственного определения.
   7) коммуникативная –
   8) идеологическая – обосновывает  моральность политических, экономических  целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения.
   9) мировоззренческая – нравственные  устои личности, выработанная ею  система нравственных ценностей, опосредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения.  

   8. Сходства морали и права.
   Как формы общественного сознания мораль и право имеют между собой  много сходного, поскольку выполняют одну общую социальную функцию: регулируют поведение людей в обществе. И мораль и право представляют собой совокупность относительно устойчивых правил, норм, принципов, выражающих волю господствующего в обществе класса, + в определенной мере - некоторые преставления о справедливом и должном.  Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Несмотря на то, что нормы права носят писаный характер, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений.  

   9. Различия и противоречия  между моралью  и правом. Способы  их преодоления.
   Несмотря  на то, что нормы права носят  писаный характер, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. Право разделяется на области (уголовное, гражданское) и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов (кодексы). Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений (брачно-семейная мораль, профессиональная этика), хотя здесь разграничение не столь четко выражено. Самое важное различие касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными, экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, а всем коллективом, социальной группой.
   Условия для преодоления противоречий между  моралью и правом создаются по мере того, как мораль и право постепенно утрачивают классовый характер, становятся общенародными. Процесс сближения и в конечном счете слияния морали и права в форму общественного сознания которая будет регулировать поведение людей и общественный порядок, носит длительный и сложный характер.  

   10. Соотношение морали и права  с иными регуляторами поведения  человека. 
 

   11. Связь морали и  права с политическим  режимом в государстве.
    Если  для современного общества нормальное развитие означает его эволюцию по пути прогресса, то нормальной системой его управления и функционирования является расширяющаяся демократия.
    Политическая  и идеологическая борьба ведется  «за хорошую, настоящую демократию» против «демократии плохой» или «ложной».
    Расширение  демократии – это прежде всего повышение степени свободы личности, ослабление пресса принудительности, предоставление больших возможностей для предприимчивости и инициативы. Однако для установления принципов такого общества должен измениться и сам человек, ибо в демократическом о-ве сохраняются те же общ-ые потребности, а следовательно, и требования общества к каждой личности. Иными словами, в таком о-ве личность должна выполнять те же самые обязанности и те же самые функции, что и в обществе тоталитарном. Меняется лишь хар-р отношений по линии «общество-личность». Отв-ть будет в значительной степени выполняться сознательно и добровольно, будет диктоваться сознательными интересами самой личности, а не страхом перед властными санкциями суровых государственных законов.
    Расширение  роли и значимости морального фактора  в демократическом о-ве распространяется не только на общесоциальные, но на все, в том числе и на сугубо профессиональные, отношения, приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику. Т.о. всякие моральные принципы и нормы во всякой служебной деятельности являют собой совок-ть общей и профессиональной этики. В полной мере это относится и к деятельности ПО, и прежде всего милиции, ибо именно эта сфера деят-ти милиции протекает в условиях непосредственных властоприменительных отношений практически со всеми членами общества – с гражданами, с населением. 
 

   12. Оценка нравственных  аспектов современного  российского права.
   Большинство правовых норм представляют собой, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения, имеющих выраженную морально-нравственную оценку со стороны общества, то есть, правовые нормы можно рассматривать, как социальные и морально-нравственные нормы, с нарушением которых общество не готово мириться, тогда как нарушение морально-нравственных норм, хотя и может вызывать определенное негативное отношение общества, в целом не вызывает однозначно запретительных реакций. В то же время, не менее важным является аспект, касающийся права, как возможности однозначного закрепления позитивного, с морально-нравственной точки зрения, поведения индивидуума в ситуациях, когда вычленение такого поведения на основе общих морально-нравственных установок становится сложным. 

   13. Общественная нравственность  как объект правовой защиты.
   Общественная  мораль – форма общественного  сознания, основанная на признании  наиболее значимых общественных благ в качестве ценностей, служащих критериями допустимого поведения личности и нуждающихся в охране и защите со стороны государства.
   Общественная  мораль защищается посредством ряда норм отраслей права – гл. 25 УК РФ «Преступления прости здоровья населения  и общественной нравственности» - ст. 240 «Вовлечение в занятие проституцией», «Организация или содержание притонов для занятия проституцией», «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов», «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры», «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», «Жестокое обращение с животными». 
 
 

   14. Проблема морального выбора в деятельности сотрудников ОВД.
   Моральный выбор – осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Любой выбор зависит от тех целей, которые поставлены перед человеком, обществом. Цели, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов, обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание. Но это не означает, что любая цель, которую преследуют правоохр.сотрудники, автоматически приобретает положительное нравственное содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности в средствах, применяемых для достижения цели, уровня правосознания и многих других факторов. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую роль. 

   15. Понятие категорий  этики, их иерархия  и взаимодействие.
   Категории этики – наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки (добро, зло).
   Иерархия (ступень) – система превалирования одних категорий над другими  по их структурным субстационарным  качествам. Категории могут делить на:
   1) структурные – представляют каркас  представлений об иерархии в  моральном поведении; к нему ним относят нравственные убеждения, принцип, закон, отношения, поступок;
   2) субстациаональные – сущностный аспект или содержание морального поведения и представлений о нем; суть морали как социального явления, заведомо несут оценку этого явления (добро, зло, честь, совесть, справедливость).
   Как правило, субстациональные категории относят к существенным категориям этики.
   Категории морального сознания – принцип, норма, собственно моральная категория.
   Категория нравственных отношений – нравственный конфликт, взаимодействие, авторитет.
   Категории моральной практики – моральный  долг, достоинство, трусость, честь. 
 

   16. Содержание этических  категорий «добро»,  «зло», «благо».  Их дуалистический  характер, отражение в праве.
   Иерархия (ступень) – система превалирования одних категорий над другими по их структурным субстационарным качествам.
   Добро (благо) – отражает наиболее общие  интересы, устремления, пожелания и  надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. Добро рассматривается: добро как моральное качество поступка; как совокупность положительным принципов и норм морали; как нравственный мотив и нравственная цель поступка; добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность. В отношении к человеку – гуманность, справедливость, чуткость. В отношении к труду – добросовестность, аккуратность, точность.
   Благо – общее понятие, употребляемое  для обозначения положительной  ценности предметов и явлений. Общественное благо – совокупность общих материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личное благо – совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от социальных условий.
   Благое  добро – проверенное, социально-одобряемое качество. Дуализм – благое добро – проверенное социально одобряемое качество.
   Зло – категория этики, диаметрально противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения (расизм, шовинизм, преступления, наркомания). Зло д\б для того, чтобы понять, что такое добро.
   Не  существует абсолютного добра и  абсолютного зла. Одно и то же явление в одно и то же время может быть оценено как зло и как добро. Убийство человека в результате самообороны или сотрудниками ПО преступников в схватке получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо. 
 

   17. Соотношение категорий  «честь» и «достоинство», их нравственный и правовой аспекты.
   Честь – категория этики, которая заключается  в положительной социально-нравственной оценке человека или учреждения, авторитета, репутации; одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства. Ст. 23 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».
   Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков. Ст. 21 Конституции РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
   Оценка  чести – оценка общественного  мнения, а оценка достоинства – дело самой личности. Кроме того, честь – бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, нравственную воспитанность, убежденность, а достоинство – выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие, в основном, мировоззренческое, а достоинство – как эмоциональное.  

   18. Категория «совесть»  как регулятор  морального выбора. Ее соотношение  с другими этическими  категориями.
   Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний (угрызений). Это субъективное осознание личности своего долга и ответственности перед обществом. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.  
 

   19. «Справедливость»  как категория  этики и принцип  права: понятие,  соотношение.
   Справедливость  в этике – соответствие человеческих отношений, действий, поступков моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние.
   Справедливость  – этическая и правовая категория.
   Справедливость  в этике – категория, означающая такое положение вещей, которое  рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и признанием.
   Справедливость  как принцип права означает, что  судящий д\б беспристрастен, что  прежде, чем решить, он обязан взвесить все «за» и «против»,  а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
   Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст. 10: каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрена гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по у/д и г\д, конкретизирует его как минимум процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Справедливость считают синонимом правосудия. 
 

   20. Понятие профессиональной этики, ее структура.
   Профессиональная этика – разновидность прикладной этики, совсем другая сфера отношений. ПЭ – область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
   Профессиональная  этика изучает: - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания.
   Структура профессиональной этики:
   1. Нравственный смысл профессии  (сверхцель, сверхзадача, сверхценность).
   2. Моральные принципы профессии.
   3. Моральные нормы профессии.
   4. Элементарные правила поведения  и своеобразие этикетной культуры  профессии. 

   21. Профессиональная  мораль как вид социальной практики.
   Профессиональная  мораль — исторически сложившаяся  совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном  поведении представителя власти.
   Как вид социальной практики профессиональная мораль предстает в виде:
   - нравственной деятельности сотрудников  правоохранительных органов; 
   - нравственных отношений сотрудников,  складывающиеся в коллективе.
   Пожалуй, ни в одной области общественной жизни (экономической, политической и  т. д.) нормы поведения людей, задействованных в этих сферах, не являются в максимальной степени определенными и так тесно связанными моралью, как в юридической деятельности. Если уместно говорить, что политика во все периоды возникновения классового общества и государства есть грозное и безнравственное дело, то этого сказать нельзя о юридической деятельности, так как отсутствие нравственных качеств юриста напрямую означает отсутствие законности. 
 

   22. Специфика норм профессиональной  морали представителей различных  профессиональных групп. 
 

   23. Понятие нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД.
   Нравственно-правовая культура — это продукт нравственно-правовой деятельности сотрудника правоохранительных органов. Она включает в себя системную  характеристику правовых и нравственных явлений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность реально функционирующей и развивающейся системы воспитания.
   Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является результатом деятельности в целом. Нравственно-правовая культура сотрудника — это прежде всего степень овладения моралью и правом в его общественно-значимой деятельности. Она выражается в нравственных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравственно-правовых отношениях. 

   24. Правосознание как  основа правовой  культуры личности.
   Правовая  культура включает в себя несколько  элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе. Важнейшим элементом правовой культуры является правосознание. Правосознание представляет собой результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок как самого права, так и реальной практики правовых отношений, существующих в данном обществе.
   Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному. По сути правосознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву.
   Структура правосознания:
   - Рациональный компонент (взгляды,  представления, идеи о праве);
   - Психологический компонент (чувства,  эмоции, вызываемые правом и выражающие  определенное отношение к действующему или желаемому праву);
   - Поведенческий компонент (установка  на определенное поведение в  правовой сфере, готовность действовать  определенным образом - в соответствии  или вопреки праву). 

   25. Проблемы формирования  нравственно-правовой  культуры сотрудников ОВД.
   Нравственно-правовая культура — умение грамотно и творчески  применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям  на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.
   Наиболее  сложной является проблема осуществления нравственного выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, а также между самими нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти к антинормам. Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресечении противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравственности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни оправдывалось, становится безнравственным.
   Именно  поэтому нравственная культура сотрудника должна быть профессиональным качеством, позволяющим осуществлять свою деятельность так, чтобы профессиональная деятельность сочеталась с гуманистическими ценностями и в то же время не была бы и ущемлена в результате ложно, абстрактно понимаемых нравственных ценностей и норм. 

   26. Понятие «профессионального  достоинства», «профессиональной чести», их соотношение. Понятие «честь мундира» и его нравственная оценка.
   Достоинство – категория этики, отражающая моральное  отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.
   Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
   Профессиональная  честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива – это и его честь.
   Категория чести очень близко примыкает  к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности. Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое,  а достоинство – эмоциональное.
   Понятие «честь мундира» можно определить как совокупность моральных качеств, которые должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное выполнение своего служебного долга в соответствии с такими понятиями как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная ответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ:
   П-ф 1. Долг  чести сотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.
   П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и  служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
   П-ф 4. помнить старинное российское правило: «Честь – в службе!». Честно и добросовестно выполнять должностные  обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.
   Делом отстаивать честь и авторитет  своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.
   П-ф 5. Не терять самообладания и достоинства  при вынужденном и правомерном  применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.
   П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту.
   П-ф 12. Высокая честь – заслужить  право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника ОВД РФ. 

   27. Понятие профессионального  долга сотрудника  ОВД. Его правовая  основа, проблемы реализации.
   Категория долга – одна из важнейших в  этике вообще и среди категорий  профессиональной этики в особенности. Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.
   В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения  в них регламентированы нормами  права более детально, чем в  других сферах. Поэтому долг не столько  пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона.  Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.
   Общность  правовых и нравственных требований характерна для всего российского  законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.
   Следовательно, профессиональный долг представляет собой  единство правовой и нравственной сторон.
   В связи с этим крайне важное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категория моральной ответственности.
   В определении юридической ответственности  действуют четкие правовые рамки. Моральная  ответственность таких рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя. 
 

   28. Соотношение профессионального  долга сотрудников  ОВД с моральным  долгом.
   Долг  – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.
   Долг  сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.
   Профессиональный  долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным. Он осуществляется в целях защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка.
   Совпадение  доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти  понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.
   В долге непосредственно проявляется  активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения.
   Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе. 
 

   29. Понятие этических  принципов, их  взаимосвязь.
    Коренное  отличие этики от других сфер философской  науки заключается в том, что  ее принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е.  аксиологический (аксиология – наука о ценностях ) х-р. Её знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями этой оценки являются представления людей о том, что есть добор и что есть зло – его антипод. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае, когда человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. В тех случаях, когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, непримиримый, антагонистический характер, человек «выламывается» из общества, становится диссидентом.
    Этика заимствовала у философии принцип  социально-классового подхода и принцип историзма. Отражая конкретное бытие явления, которое постоянно находится в процессе движения и изменения, сама истина начинает рассматриваться как процесс. Отсюда приходится признать, что на конкретном уровне не существует вечных норм этики – они, во-первых, меняются от эпохи к эпохе, а во-вторых, всегда представляют собой диалектическое сочетание истины абсолютной и истины относительной, где абсолютное – это абстрактный принцип, а относительное – это его понимание людьми определенной исторической эпохи. При этом абсолютное определяет (детерминирует) собой относительное, а относительное обогащает абсолютное.
    Гуманизм означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, право людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм деятельности ПО проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего о-ва и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.
    Единство  принципов справедливости и законности. Регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общ-ой жизни. Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости. 
 

   30. Права и свободы  человека в системе  общечеловеческих  ценностей.
   В соот. со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
   На  международном уровне основным правовым документом является Европейская конвенция о защите прав и основных свобод. 
 

   31. Уважение прав  и свобод человека  как принцип деятельности  сотрудников ОВД.
   В соот. со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основной принцип деятельности ПО любого демократического государства – уважение к правам каждого человека, даже человека, преступившего закон. Данное положение подчеркивает особую значимость реализации принципов законности, справедливости и гуманизма. 
 

   32. Соотношение принципов справедливости и законности в деятельности сотрудников ОВД. 
 

   33. Особенности нормативного  закрепления принципа  справедливости в  уголовном и уголовно-процессуальном  законодательстве  России.
   Принцип Справедливости  - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 6 УК РФ). В соответствии с этим принципом: а) наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; б) никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
   Принцип справедливости по УПК РФ хотя и  не сформулирован в качестве самостоятельного принципа уголовного судопроизводства, однако данная категория связана с оценкой явной несправедливости приговора в связи с тем, что назначенное по нему наказание не соответствует тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя  не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части УК РФ, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие его чрезмерной мягкости или суровости (ст. 383 УПК РФ). В данном случае справедливость используется в узком понимании и означает проблему соответствия  «деяния и воздаяния», «преступления и наказания»: справедливость приговора понимается как справедливость меры наказания.
   Таким образом, эта идея юридически закрепляется во всех сферах общественных отношений. 
 

   34. Особенности отражения принципа гуманизма в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.
   Принцип гуманизма находит свое отражение  как в уголовном, так и уголовно-процессуальном праве. Так в уголовном праве  закреплены обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Перечень обстоятельств, смягчающих наказание м\б дополнен иными обстоятельствами, не указанными в законе (ч. 2 ст. 61 УК РФ), в то время как перечень отягчающих обстоятельств не может толковаться расширительно.
   Принцип гуманизма в уголовно-процессуальном праве достаточно четко отражен в ст. 9 УПК РФ – в ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство любо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.   

   35. Нравственный характер  принципа презумпции невиновности.
   Презумпция  невиновности означает, что прежде чем налагать какое-либо взыскание за правонарушение, надо сказать, что оно совершено именно этим лицом. Нетрудно видеть, что в презумпции невиновности нашли свое выражение не только правовые, но и нравственные гуманистические принципы. 

   36. Современные этические  проблемы деятельности  ОВД в РФ.
   Сложившийся имидж сотрудников ПО, который  в основном со стороны общества оценивается негативно. В основном это основано на СМИ, предпочитающих предавать огласке факты коррупции, пыток и т.д. Отчасти это объясняется низким уровнем развития морального и правового сознания сотрудников ПО, отсутствием у них профессиональных качеств.
   Российский  Кодекс чести ОВД возлагает обязанность  «относиться к человеку как к высшей ценности: гуманно, великодушно и милосердно». Россия является многонациональным государством. Со стороны ПО д\б уважение к достоинству личности без каких-либо проявлений дискриминации по национальному, расовому, религиозному признаку.
   В процессе исполнения сотрудником своих служебных обязанностей в экстремальной ситуации от сотрудника требуется максимально быстро и юридически грамотно оценить правомерность отданного приказа и незамедлительное исполнение его.
   В любой ситуации, независимо от экстремальности, чрезвычайности условий, сотрудник ОВД должен стремиться к принципиальности и беспристрастности в своих решениях, не допуская, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские чувства. 
 

   37. Нравственные аспекты  ОРД.
   ОРД осуществляется гласно и негласно и является исключительной компетенцией оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД». Данный вид деятельности может быть признан морально оправданным при соблюдении следующих условий:
   - осуществление ОРМ исключительно в целях защиты законных прав и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и лишь в пределах компетенции, которой наделено то или иное подразделение;
   - производство ОРМ (особенно негласных)  только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить обнаружение, предупреждение и раскрытие преступлений, выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, либо осуществить розыск лиц, уклоняющихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
   - отсутствие в ходе проведения  ОРМ элементов фальсификации;
   - запрет провокации (предательское  поведение, подстрекательство кого-либо  к таким действиям, которые  могут повлечь за собой тяжкие  для него последствия).  
 

   38. Анализ раздела  «Этика» Европейской декларации о полиции.
   Раздел  «Этика» данного НПА рисует должный  образ полицейского. Согласно смыслу раздела полицейский должен выполнять  возложенные на него законом обязанности  по защите своих сограждан и общества от противоправных деяний; должен действовать честно, беспристрастно и с чувством собственного достоинства; при достижении цели должен действовать решительно, применять силу только в разумных пределах; должен исполнять указания вышестоящего начальника, противодействовать фактам нарушения закона. Никакие уголовные наказания не м\б применены к полицейскому, отказавшемуся от исполнения незаконного приказа. Дисциплинированные взыскания, пытки и другие формы негуманного наказания запрещаются. Он должен нести личную ответственность за свои собственные действия и за незаконные деяния, совершенные по его указаниям. Полицейский должен получать ясные и четкие указания по поводу порядка и обстоятельств применения оружия; должен сохранять тайну всех секретных материалов.
   Полицейский, выполняющий положения Декларации, имеет право на активную моральную и физическую поддержку общества, которому он служит. 
 
 

   39. Реализация принципа  гуманизма при  раскрытии и расследовании  преступлений.
   В законе РФ «О милиции» содержится запрет сотрудникам милиции прибегать  к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Принцип гуманизма не только запрещает сотрудникам ПО применять физическое  и психическое насилие в отношение участников уголовного судопроизводства, но и обязывает их в случае необходимости принять меры государственной защиты указанных лиц. Это основано и на положениях Конституции РФ, провозглашающих защиту прав и свобод человека обязанностью государства. Проявление гуманизма заключается в создании механизма реализации положений закона «О гос.защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». 

   40. Анализ международных  актов, закрепляющих  этические аспекты  применения силы  и огнестрельного  оружия сотрудниками  правоохранительных  органов.
   «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» и «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка устанавливают строгие рамки условий правомерности применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
   1. Полицейский должен иметь четкие  и исчерпывающие инструкции в  отношении обстоятельств, при которых он имеет право на подобные действия.. О каждом случае применения огнестрельного оружия д\б незамедлительно сообщено компетентным властям.
   2. Возможность применения силы осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности, т.е. сила, применяемая в отношении правонарушителей, не должна превышать необходимые для данной цели пределы. В соот.с америк. законодательством полицейский вправе использовать оружие с целью защиты себя, других граждан, а также при задержании особо опасных преступников.
   3. Принцип «минимизации вреда»: во  всех случаях, когда применение  силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь.
   4.Запрет  применения тех видов огнестрельного  оружия и боеприпасов, которые  наносят чрезвычайно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
   5. В любом случае преднамеренное  применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты от смерти. 
 

   41. Условия правомерности  действий полиции  в отношении задержанных  (арестованных) лиц (анализ международных актов).
   В соответствии со ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не м\б незаконно арестован и лишен свободы; каждому арестованному в срочном порядке сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение; каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела, в результате которого суд в срочном порядке выносит постановление относительности законности его задержания и распоряжается о его освобождении, если задержание не законно; каждый, кто был жертвой ареста или содержания под стражей в нарушение положений данной статьи имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.
   Свод  принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой  бы то ни было форме: все задержанные имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; ни одно задержанное лицо не должно подвергаться пыткам и иным противоправным действиям, унижающим их достоинство; каждому арестованному в срочном порядке сообщаются причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение; данным лицам д\б разъяснены их права, соответствующие их статусу; право на юридическую помощь; право на посещение членами семьи и переписку с ними; данные лица не должны даже с их согласия подвергаться мед.опытам, могущим повредить его здоровье.
   Европейская декларация о полиции: сотрудник  полиции, охраняющий находящееся под  стражей лицо должен следовать рекомендациям врачей и др.компетентных мед.работников, когда они помещают находящееся под стражей лицо под мед.наблюдение. 
 

   42. Основания правомерного  вторжения сотрудника  полиции в частную  жизнь: сравнительный анализ международного и российского законодательства.
   Универсализация приоритетного подхода к защите прав и свобод личности выразилась в принятии Международного стандарта в области защиты прав и свобод человека (как стандарта ООН, так и стандарта Совета Европы), где право на неприкосновенность частной жизни считается действующим для всех государств вне зависимости, закреплено ли оно в национальном законодательстве или нет.
   Всеобщая  декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 12 провозглашает: «Никто не может подвергнуться произвольному  вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».
   Это право  нашло отражение в Конституции Российской Федерации, согласно ст. 23 которой, каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В силу норм международного права и конституционных положений В УК РФ произошла криминализация нарушения неприкосновенности тайны частной жизни (ст. 137).
   Судебное решение должно являться единственным основанием любого ограничения права на неприкосновенность частной жизни, совершаемого без согласия самого лица.
   Так, ч. 2 ст. 11 Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. сформулирована в виде категорического запрета: «Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения».
   Ст. 8 Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 8) допускает вмешательство государства в частную жизнь в интересах безопасности в демократическом обществе, лишь когда это «предусмотрено законом». Раскрывая названные понятия, Европейский Суд по правам человека констатировал, что наблюдение за частной жизнью допустимо, только если существуют процедуры, гарантирующие соответствие мер наблюдения установленным законом условиям. Однако Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» не определяет допустимые процедуры и условия наблюдения; в нем нет и гарантий того, что сбор информации будет прекращен, как только обнаружатся объективные данные, опровергающие предположение о преступной деятельности. Поэтому при отсутствии каких-либо законодательно установленных оговорок, исключающих такие ситуации, возможность наблюдения, когда оно проводится не только в общественных местах, приобретает явно неконституционный смысл и не соответствует нормам Конституции РФ, направленным на защиту неприкосновенности частной жизни граждан.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.